Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Возникновение и этапы развития внешкольного образования. Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-подростковый центр Содружество.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
Факультет психологии
Кафедра социальной и организационной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования»

КАЛУГА 2008
План

Введение
1 Глава. История возникновения. Этапы развития внешкольного образования
1.1 Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей
2 Глава. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-подростковый центр «Содружество»
2.1 Содержание и организация деятельности МОУДО детско-подростковый центр «Содружество»
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ

Процесс социализации, его изучение и разработка вызывают сегодня живейший интерес ученых и практиков. Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Именно поэтому актуально стремление познакомится с историей изучения и разработки данной проблемы.
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодёжи требует сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и созданию условий для их жизнедеятельности.
При проведение экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на нравственное, психическое и физическое здоровье детей, не проведены в необходимом объёме компенсационные меры по их защите. При том, что распалась существовавшая долгие годы пионерская организация, способствовавшая формированию социального опыта детей, сегодня они лишены возможности создавать свои новые организации из-за отсутствия материального, методического и педагогического обеспечения.
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров. Во все времена, во всяком обществе одной из важнейших проблем наряду с образованием стояло воспитание подрастающего поколения. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.
Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства».
Объект исследования: дополнительное образование.
Предмет исследования: детско-подростковые клубы города Калуги.
Гипотеза: учреждения дополнительного образования помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
- основные тенденции становления и развития дополнительного образования в России
-приоритетные направления дальнейшего развития учреждений дополнительного образования;
-проанализировать имеющийся опыт России в системе внешкольного образования детей;
-определить наиболее эффективные формы, методы и средства функционирования учреждений дополнительного образования адекватных новым социально- экономическим условиям России.
Учет особенностей современного учреждения дополнительного образования детей, как специфического, обуславливает необходимость:
-теоретического обоснования целей дополнительного образования в новых социально-экономических условиях;
-научного обоснования требований к отбору содержания и технологий дополнительного образования;
- создание атмосферы инновационного учебного учреждения, объединяющего в творческом поиске коллективы педагогов и учащихся в единое сообщество, осуществляющее совместный творческий поиск образовательных систем, основанных на информационных и коммуникационных технологиях.
Методологической и теоретической основой исследования является философские положения о целостности и целеустремленности развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части - дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: ( И. Ю. Алексашкина, Ж. Аллак, А.Г, Асмолов, В.Г. Воронцова, Б.Г. Гершунский, М.С. Каган, Ю.Н. Кулюткин, Н.Д.Никандов, О.Г.Прикот, В.М,Резин, Е.Э.Смирнова, Б.Ф.Федоров и др.)
Методы исследования: анализ литературы, синтез, сравнение.
Глава 1.

Еще древние говорили:
сейте хлеб - это на годы;
выращивайте лес - это на десятилетия;
занимайтесь воспитанием - это на века.
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30- м годам двадцатого столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «праздное время в пользу употребленное «. Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала постепенно развиваться в России.
Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины 2 для ее внука, будущего императора России Александра 1.{4. cтр. 9-10}
В середине 20-го века, интересные предложения по развитию внешкольной деятельности детей были высказаны Н.И. Пироговым. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.
Формирование отечественной системы внешкольного образования детей.
Возникновение первых внешкольных учреждений для детей России связанно с именами С.Т. Шацкого и А.У. Зеленского. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934 г.г.) стал известным педагогом - экспериментатором, автором многих трудов по проблемам воспитания .Свою педагогическую деятельность С.Т.Шацкий начал в 1905г. Среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с А.У.Зеленко и другими педагогами создал первые в России детские клубы. К весне 1906 г. Шацкий и Зеленко на базе приюта организовали культурно-просветительское общество «Сетлемент».
Общество ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей молодежи малообеспеченной и малокультурной, части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, которую разработали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условия, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении акцент был сделан на усвоение практических значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понималось как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для того времени была организация детского самоуправления. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.
Целостность теории внешкольного образования в начале 22-го века обеспечивалась реализацией задач образования вне школы в появившихся своеобразных социально-педагогических комплексах (вольные школы, народные дома, исправительные учреждения, приюты, детские площадки, народные детские сады, летние колонии). Формы их самые разнообразные, общая их цель одна - организовать (по словам Н.К.Крупской) ребят на борьбу за новый быт, за окультуривание всей жизни, делать ребят участниками великой стройки.
Серьезную методическую помощь внешкольные учреждения стали получать от ученых. Народный комиссариат просвещения в своем ведении имел научно- педагогический институт по изучению детской игры, Институт методов внешкольной работы, Центральный институт детского коммунистического движения, Научно-исследовательский центральный дом художественного воспитания детей.
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались детские журналы, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию. Рост числа внешкольных учреждений потребовал усиления внимания к подготовке кадров внешкольных работников. {4. стр. 15-20} Становление системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений в 20-30-е годы было связанно с преобразованием экономических и политических основ жизни общества, ориентаций на связи воспитания с жизнью и трудом. Складывалась система управления и координации внешкольной работы, привлечение к ней общественных организаций - «Друг детей», «Служба здоровья», профсоюзов, комитетов комсомола и др. У истоков педагогики внешкольного воспитания стояли: Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.Н.Терский, Я.Корчак и др. ими были разработаны задачи и принципы внешкольного образования.
В 30-е годы были в основном сформулированы типы внешкольных учреждений: комплексные или много профильные и однопрофильные. Наиболее массовыми из них стали лагеря, летние базы отдыха школьников, отражающие все специфические черты внешкольных объединений.
К середине 40-х годов сложилась государственная сеть внешкольных учреждений. Официально необходимость ее развития определилась следующими причинами:
-школы работали в 2-3 смены, что мешало развитию внеурочной работы в самой школе;
-недостаточный охват детей пионерским движением;
-недостаточное число различных клубов, станций, секций, для проведения полезного досуга с детьми и подростками.
Задачи внешкольных учреждений в эти годы формировались следующим образом:
-борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотность;
-организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительской работы;
-оздоровление ребят и окружающего быта;
-включение детей в социалистическое строительство, участие их мероприятиях партии и советской власти.
Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям:
-учебно-кружковая работа;
-массовая работа;
-методическая работа.
Система внешкольных учреждений обладала финансовыми ресурсами, достаточными для постепенного, но непрерывного расширения масштабов этой системы. Эти финансовые ресурсы обеспечивались за счет государственного и местных бюджетов.{3. стр. 30-35}
В 40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений - специализированные комплексные. К концу 1940 года в системе народного образования насчитывалось 1846 учреждений.
В специфических условиях военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом.
В после военный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.
В 50-е годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений. Система внешкольных учреждений рассматривалась как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя. Детские внешкольные учреждения наряду с другими социальными инструментами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, маралью и интересами, культурой труда и поведения.{2. стр. 40-42} Идеологическая деятельность детских внешкольных учреждений представляла собой относительно самостоятельный »модуль» в системе внешкольной работы. Добровольный характер деятельности детских объединений обуславливал неизбежность ориентации на интересы и потребности детей. Для детей внешкольные учреждения были не идеологическими центрами, а центрами творческой деятельности, неформального общения. Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижения индивидуально-личностных результатов.{10. стр. 19-23} Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей, педагогическим возможностям самого учреждения. Можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.
1.Профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывалась в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохраняемых мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участия в исследовательской работе и т.д.
2.Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не могла им дать школа (не могла дать вообще или на желаемом уровне): эстетическое, техническое, спортивное, научное.
3.Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.
4.Четвертая функция, которая появилась в процессе деятельности внешкольных учреждений - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий( иной подход к выбору телепередач, книг и т.д.). Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем - иначе говоря, на всю систему духовных ценностей.{1. стр. 14-16}
Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например учебной), а предполагает сочетание разных ее видов, состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.
В середине 80-ых годов во внешкольных учреждениях системы просвещения работали 135 тысяч педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалисты , работая с детьми , реализовывали свой личный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась и в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.{14. стр. 56-59}
В 1984 году был принят пакет правительственных постановлений определивших основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В этот пакет вошли постановления, раскрывающие основные направления реформы и определяющие пути развития отдельных подсистем образования ( дошкольных учреждений, средней школы, профессиональной школы).Специального постановления по вопросам работы внешкольных учреждений принято не было.{4. стр. 91-105}
Таблица №1.
Этапы
Характеристика целей и задач
Годы
Особенности развития учреждений
1-й этап.
Синкретизм.
Дореволюционная эпоха. Отсутствие доминанты в социализации
До 1917г.
Разработка теоретических основ в создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений
2-й этап.
Становление
Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации-обучение, т к оснавная цель-ликвидация неграмотности. Задача-освоение образовательного минимума большинством населения
С 1917 г. До нач.
30-х годов 20 в.
Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития
3-й этап.
Зрелость.
Тоталитарное государство. Доминанта-воспитание. Цель-формирование личности (активный строитель коммунизма, например). Задача-воспитание необходимых качеств заданного типа личности
С нач. 30-х до середины 80-х годов
Идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания
Теряется самостоятельность учреждений
4-й этап.
Трансформация.
Создание демократического государства. Доминанта-развитие. Цель-развитие возможностей личности. Задача- свободное движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке»
С середины 80-х годов
Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей.
УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования1
1.1 Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей

Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально- экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделяемых на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабности инновационной деятельности.
По данным Федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х годов расходы на образование стали существенно сокращаться. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений, практике предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались все чаще к родителям с просьбой о финансовой помощи.{12. стр. 7-9}
С принятием Закона РФ « Об образовании» (1992 г.) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направленно на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 2). Закон устанавливает принципы автономности образовательных учреждений (статья 2), говорит о том, образовательное учреждение является юридическим лицом (статья 12) и действует на основе своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу (статья 14). Оно имеет право в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ (статья 14). Статья 26 Закона РФ «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию. Закон «Об образовании» создал правовую базу для дальнейшей дифференциации учреждений дополнительного образования детей.{6. стр. 182-197} Этот процесс обусловлен, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений. Процесс дифференциации учреждений дополнительного образования стал превращаться в процесс их «индивидуализации»: различие между центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педагогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ.{12. стр. 11-15} Заметные изменения произошли в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без единого идеологического пространства - общих ценностей, включающих в том числе отношения к историческому прошлому страны, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе.
Главными специфическими особенностями дополнительного образования стали:
- добровольность получения дополнительного образования детьми;
- индивидуализированность и вариативность (в том числе за рамками школьных программ);
- осуществление в сфере свободного времени детей, подростков и юношества.
Законом РФ «Об образовании» этой системе придается образовательный статус. Однако сохранились противоречия между:
- реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительного образования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование;
- технологией и организационным статусом;
- требования общества к личности и личностным потребностям, а также потребностями разных социумов ( семья, детские организации, образовательные учреждения, дошкольные учреждения), взаимодействующими с системой дополнительного образования детей.{5. стр. 30-42}
Дополнительное образование детей относится к категории тех педагогических феноменов, которые характеризуются интенсивным развитием практики при почти полном отсутствии адекватной ее содержанию теории.
Содержание дополнительного образования детей выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессионального образования. При этом термин «образование» употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства.
Создаваемое на основе внешкольных учреждений (деятельность которых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной) дополнительное образование детей вызывает к себе неоднозначное отношение
Педагогической общественности заявленной направленностью на получение образовательных результатов. Для того, чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система дополнительного образования детей должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой- с другой.
Дополнительное образование детей, являясь составной частью всей образовательной системы России, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет.{9. стр. 60-64}
Специфические условия дополнительного образования детей заключаются, прежде всего, высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Дополнительное образование детей - новый вид в структуре российской образовательной системе, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в « Типовом положении об образовательном учрежден и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.