На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сравнительный анализ детско-родительских отношений в полной (неполной) семье. Значение роли раннего эмоционального опыта ребенка. Психологическая обстановка в полной семье. Отношения в неполной, проблемной семье. Причины возникновения конфликтов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.01.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сравнительный анализ детско- родительских отношений в полной (неполной) семье…………………………………………………………………5
1.1. Психологическая обстановка в полной семье…………………….…..…..7
1.2. Отношения в неполной, проблемной семье………………………….….14
1.3. Сравнительный анализ отношений………………………………….…...20
Глава 2. Практическая часть…………………………………………….…….23
Заключение………………………………………………………………..……31
Список используемой литературы…………………………………………...33
Введение

Значение роли раннего эмоционального опыта ребен-ка, как уже отмечалось выше, имеет основополагающее значение для формирования личности. Именно ощущение ребенком себя как любимого, чувство защищенности и полного принятия являются фундаментом развития здоро-вой психики. Однако, как ни велико значение первоначаль-ного отношения матери к ребенку, с возрастом эмоцио-нальный опыт ребенка расширяется, да и отношение самой матери может меняться как по форме проявления, так и по сути.
Известно, что стиль воспитания детей в семье определя-ется не только любовью матери к ним, но и, в значитель-ной мере, культурными традициями, требованиями обще-ства, установками отца и матери в отношении меры строго-сти к детям. В соответствии с отечественной культурой, воспитание строится в рамках парадигмы -- поощрение -- наказание. За хорошие (с точки зрения воспитателя) по-ступки ребенка хвалят, выполняют его желания; если же действия ребенка противоречат представлениям воспитате-ля о хорошем поведении, они оцениваются как плохие.
Обычно негативная оценка взрослых вызывает у ребенка отрицательные эмоциональные переживания, что побужда-ет его к пересмотру своих действий, к коррекции поступков в том направлении, которое задано требованиями воспита-телей либо предписано социальными нормами. Однако та-кой процесс усвоения социальных норм является лишь са-мой общей, приблизительной схемой, не учитывающей ни индивидуальных особенностей ребенка, ни характера его отношений с воспитателем, ни социальной ситуации раз-вития личности конкретного воспитанника в целом. Тем не менее, родители и педагоги в своих воспитательных воздей-ствиях неосознанно опираются именно на такую схему ус-воения ребенком положительного социального опыта. Не находя альтернативы негативной оценке, в случае возник-новения у воспитанника трудностей (и тем более отклоне-ний) в процессе овладения социальными нормами, взрос-лые начинают злоупотреблять этим методом. Более того, от-рицательная оценка воспитателем поступков ребенка зачастую распространяется на личность воспитанника в це-лом, обусловливая таким образом фрустрацию сразу двух жизненно важных социальных потребностей: потребность в положительной оценке окружающих и потребность в само-уважении, удовлетворяющей самооценке.
Предмет исследования: детско - родительские отношения в семье.
Объект: семья.
Актуальность: В настоящее время родители решают развестись, не советуясь с детьми, не принимая во внимание их доводы, эмоциональное состояние, чувства, изучение данной проблемы актуально как ни когда.
Цель: сравнить детско - родительские отношения в полной и неполной семьях.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ детско- родительских отношений.
2. Определить причины возникновения конфликтов.
3. Выявить психико- эмоциональную обстановку в семье.
Методика: В данной работе использовалась методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, научные работы В. Г. Александровой, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, В. В. Рубцова.
Глава 1. Сравнительный анализ детско - родительских отношений в полной (неполной) семье
Приходится с сожалением отмечать, что в этот ответственный период возрождения отечественных традиций семейного воспитания в Министерстве образования и науки РФ под прикрытием реформирования образования ликвидировано Управление дошкольного образования - отлаженный государственный механизм трансляции педагогической культуры в семьи.
В силу того, что внутренний мир ребенка еще недостаточно развит, еще не обо-гащен опытом переживания критических ситуаций, преграды, стоящие на пути удовлетворения жизненно важных со-циальных потребностей, не стимулируют его активности, направленной на их преодоление. Высший результат челове-ческих переживаний, ведущих к саморазвитию, самоактуа-лизации и совершенствованию личности, еще не доступен ребенку. Поэтому обычно деятельность его самосознания направляется лишь «по линии наименьшего сопротивле-ния», что и детерминирует возникновение защитных меха-низмов -- непроизвольных, неосознаваемых процессов, призванных избавить индивида от восприятия нежелатель-ной психотравмирующей информации, устранить тревогу и напряженность.
Роль защитных проявлений личности прослеживается на любом уровне психической дея-тельности в случае невозможности удовлетворения потреб-ности. Это обусловлено финальной направленностью любо-го психического акта. Филогенетической предпосылкой «финального поведения» является наличие рефлекса цели. Проявление рефлекса цели состоит в возникновении на-пряжения в том случае, если психический акт будет блоки-рован препятствием внешнего или внутреннего порядка. Каждый психический акт обладает определенным энерге-тическим потенциалом, т. е. энергетически обеспечен. Энер-гетическое обеспечение акта возрастает, если возникает зат-руднение при его протекании.
Наличие защитной деятельности у «Я» само по себе не может быть патологическим признаком. Если психологичес-кая защита успевает срабатывать, болезненная симптома-тика не развивается. Наоборот, невротические симптомы как раз и являются сигналом серьезного срыва в защитной сис-теме и свидетельствуют о преобладании самых примитив-ных способов психологической защиты. Негативная сущность вытеснения проявляется в том, что неприемлемое для со-знания содержание влечения вытесняется, вновь «заталки-вается» в сферу бессознательного. Однако за ним сохраняет-ся нереализованный энергетический потенциал, происхо-дит накопление «несвязанной энергии», которая требует своей связи если не с объектом влечения, то, по крайней мере, с замещающим его объектом. Накопленная несвязан-ная энергия «бьет» по самому слабому месту, обусловливая появление клинических синдромов (вплоть до соматических дисфункций при истерическом неврозе).
Несмотря на временное эмоциональное благополучие, которое возникает благодаря «включению» психологичес-кой защиты, основное назначение защитных механизмов -- подавить или переструктурировать актуальное психическое напряжение; работу по действительному разрешению про-тиворечия они не производят. Отсюда происходит постоян-ное накопление конфликтности и постепенное сползание к искажению характера, что в дальнейшем приводит челове-ка к социальной дезадаптации либо к клинике.
Психологическая защита личности сохраняет у человека чувство, что его поведение совместимо и согласовано с собственным «Я», с личными ценностями и нравственными нормами, и что его достижения соответствуют стремлениям. Это дает эмоциональное равновесие, поддерживает само-уважение. Однако все это достигается поведением, которое объективно оценивается по отношению к внешней ситуа-ции (т. е. с точки зрения объективного наблюдателя) как неадекватное, ослабляющее реальный контакт личности с действительностью. За счет дезинтеграции поведения пси-хологическая защита личности обеспечивает уровень ее пси-хологической согласованности, устойчивости и уравнове-шенности.
Рассмотрим действие механизмов психологической за-щиты на примере возникновения трудновоспитуемого ребенка. Как уже отмечалось, всем детям присуще стремле-ние добиться положительной оценки значимых окружаю-щих его людей. Неудовлетворенность этой жизненно важной потребности вызывает у ребенка отрицательные эмоциональ-ные переживания, толкает на поиск выхода из травмирую-щей ситуации. При правильном родительском руководстве из данной ситуации возможны два выхода: либо помочь ре-бенку поднять уровень достижений, т.е. повысить успеш-ность деятельности, либо предложить иную модель удовлет-ворения уровня притязаний (найти другую сферу самоут-верждения, иной вид деятельности и т. д.). При отсутствии родительского руководства, т. е. стихийном выходе из со-здавшегося положения, будет искажение представлений ре-бенка о реально существующих отношениях. В этом прояв-ляется действие защитных механизмов личности.
1.1. Психологическая обстановка в полной семье.

В раннем возрасте ребенок воспринимает отношение к нему взрослого как оценку своего поведения, оценку себя в целом. Ребенок не может еще понять, что плохое или рав-нодушное отношение взрослого может быть вызвано раз-личными причинами, он воспринимает такое отношение как оценку своей личности. Постоянная невозможность удов-летворения потребности ребенка в положительной оценке со стороны взрослого вызывает тяжелое эмоциональное со-стояние неудовлетворенности, чувство эмоционального не-благополучия.
При отсутствии психолого-педагогической помощи сня-тие отрицательных переживаний происходит за счет иска-жения представлений ребенка о своем поведении. Он стано-вится «непроницаем» для любых отрицательных (как спра-ведливых, так и несправедливых) оценок взрослого. Это является одним из способов избежать болезненных сомне-ний в отношении самооценки.
Как отмечал В.А. Сухомлинский Сухомлинский В. А. Ребенок в раннем возрасте. М., 2006., ребенок, переживший в раннем детстве обиду, несправедливость, становится бо-лезненно восприимчив к малейшим проявлениям неспра-ведливости, равнодушия. Каждое столкновение с обидой, неправдой вновь и вновь уязвляет детское сердце, и ребе-нок видит зло даже там, где его нет. Иными словами, не-удовлетворенность значимых для человека потребностей приводит к искаженному восприятию отношений к нему окружающих. Тогда ребенок все больше замыкается в себе, противопоставляя настоящему и кажущемуся злу то, что он способен противопоставить, -- непослушание, строптивость, резкость и грубость, своеволие, желание делать все не так, как требуют взрослые, чтобы напомнить о себе, заявить людям о своем праве на внимание.
На попытки педагога установить контакт такой ребенок отвечает недоверием, поскольку часто он внутренне убежден во враждебности к нему со стороны окружающих, в том, что слова воспитателя лживы, что он стремится его обма-нуть, ввести в заблуждение, как бы усыпить его бдитель-ность. Поэтому нередко бывает так, что даже опытный, чут-кий педагог не всегда может быстро вступить в контакт с таким ребенком, завоевать его расположение. На заботу, доброту, ласку ребенок отвечает недоверием, а то и гру-бым, вызывающим поведением.
Конечно, в каждой семье есть свои нюансы, сложности и проблемы. Попытка все это схематизировать и дать точную классификацию типов воспитания детей, куда бы «вписа-лась» любая конкретная семья, вряд ли осуществима. Лю-бой конкретный случай всегда индивидуален, как и каж-дый человек с его субъективностью и неповторимостью. Однако можно определить основные параметры воспитатель-ных воздействий, различные сочетания которых составляют типы семейного воспитания.
Здесь будут рас-смотрены лишь два, на мой взгляд, основных параметра семейного воспитания. Это, во-первых, внимание к детям: степень контроля за ними, руководство их поведением; и во-вторых, эмоциональное отношение к ребенку: степень душевного контакта с сыном или дочерью, нежность, лас-ковость в обращении с ним.
Гиперпротекция
Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятель-ности, чрезмерный контроль за поведением -- все это ха-рактеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда ро-дители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведе-ния -- это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одно-му из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдер-жанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают есте-ственному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.
Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофирован-ную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (пер-вый вариант), либо формирует конформный (приспособ-ленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невро-тическим или непродуктивным реакциям.
Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищен-ность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охот-но подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводы-ря», они готовы следовать за первым попавшимся челове-ком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спир-тное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, под-ражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиня-ясь им.
К доминирующей гиперпротекции относится и воспита-ние в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноцен-ности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в даль-нейшем часто становится толчком к употреблению психо-тропных веществ.
Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех пове-денческих проявлений означает воспитание по типу потвор-ствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремят-ся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он -- объект обожания, «ку-мир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преуве-личивать его способности, не замечать отрицательные каче-ства, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и пре-пятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подро-стки считают себя стоящими вне критики, осуждений и за-мечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, кото-рые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.
Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Не-умение преодолевать трудности, отсутствие опыта пережи-вания отрицательных эмоций побуждают его к употребле-нию психотропных веществ, поскольку они дают возмож-ность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.
Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или, объясняя такое поведение под-ростка его тонким душевным складом, необходимостью сти-мулирования творческих способностей. Затем подростка на-чинают лечить частным образом, чтобы избежать постанов-ки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.
Гипопротекция
Воспитание по типу гипопротекции, напротив, означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживани-ями подростка. Формально запреты и правила в семье суще-ствуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение, забывая, что они вчера требовали от сына или дочери. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равноду-шием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредо-точенностью на других жизненных проблемах. Недаром у подростков, ставших алкоголиками, родители либо нигде не работали и вели паразитический, асоциальный образ жизни, либо, наоборот, были очень добросовестными, от-ветственными административными или научными работни-ками.
Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональ-ным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не за-нимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситу-ации вседозволенности, у него не вырабатывается привыч-ка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развива-ется саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.
К серьезным негативным последствиям ведет воспита-ние в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональ-ной холодностью родителей, отсутствием душевного кон-такта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою не-нужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со сто-роны отца и матери, и эти переживания способствуют фор-мированию у него комплекса неполноценности. Дети, ли-шенные любви и внимания родителей, вырастают озлоб-ленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.
Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональ-ной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный об-раз жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истяза-ния за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверст-ников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спирт-ными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.
Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными труд-ностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сфор-мировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодоле-вать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные веще-ства выступают для него универсальным средством для ре-шения всех его жизненных проблем.
Помимо рассмотренных выше основных типов неправиль-ного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочета-ния. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспи-тания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной хо-лодностью, мать -- по типу доминирующей гиперпротек-ции в сочетании с повышенной моральной ответственнос-тью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, -- по типу потворствующей гиперпротек-ции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формиро-вания его личности крайне неблагоприятные.
1.2. Отношения в неполной, проблемной семье

Ситуация, в которой к ребенку предъявляются противо-речивые требования, когда устои и традиции в семье практически отсутствуют, а нормы поведения непостоянны, наи-более опасна для формирования личности ребенка, особен-но в раннем возрасте.
Неконгруэнтность, т. е. несоответствие слов родителей интонации и мимике, часто встречается в случае скрывае-мого эмоционального отвержения ребенка. Слушая настав-ления и поучения родителей, находясь под постоянным кон-тролем и вниманием взрослых, ребенок в то же время чув-ствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима, которые стараются играть роль хороших родителей. Ребенок глубоко переживает эту ситуацию, тон-ко чувствует фальшь отношений, понимает, что он «лиш-ний», что его не любят. Менее очевидно для взрослых, но не менее остро для ребенка проявляется аналогичная ситу-ация и в родной семье. Например, радостный, сияющий первоклассник, весь измазанный грязью, с восторгом рас-сказывает матери, как они сажали деревья в школьном дво-ре. Мать хвалит его за участие в полезном деле, но лицо ее выражает досаду и недовольство по поводу испачканной одежды. Если ребенок постоянно сталкивается с тем, что родители, вроде бы слушая и отвечая ему, думают совсем о другом и это отражается в их мимике и интонациях, его внимание раздваивается из-за противоречивого содержания общения. Это отражается и на его поведении, делая ребенка двигательно расторможенным, гиперактивным. Получая про-тиворечивую информацию от родителей, ребенок никогда не научится концентрировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения.
Еще более негативные последствия дает альтернирую-щее, т. е. неустойчивое эмоциональное, отношение со сто-роны родителей, особенно матери. Имеется в виду непосле-довательность, немотивированность эмоциональных прояв-лений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного (хорошего или плохого) поведения ребен-ка. Особенно отрицательно сказывается такой тип отноше-ний, если он начинается с раннего детства. Например, ког-да мать в хорошем настроении, она обнимает, целует ре-бенка, увлеченно играет с ним, т. е. создает ему ситуацию удовлетворения, одобрения, счастья. Потом она отводит его в ясли или детский сад, уходит и надолго оставляет с чужи-ми людьми, заставляя испытывать страх, тяжело страдать без ласки, утешения и, главное, ни за что, без всякой вины со стороны ребенка. Когда мать опять возвращается и заби-рает его домой, ей некогда играть с ребенком, она устала на работе, раздражена, сын или дочь кажутся ей надоедли-выми, невыносимыми, капризными. Поэтому мать отталки-вает ребенка: «Отстань, мне некогда!», «Не мешай, я заня-та!», «Иди отсюда, играй сам, мне не до тебя тут!» Ребенок обижается, плачет, снова идет к матери. Мать наказывает его за капризы, а ребенок не может понять, за что: «Что случилось?», «Что плохого я сделал?» Утром он вел себя также, и все было хорошо, мать была довольна им, а вече-ром почему-то все плохо. Потом, когда мать опять в хоро-шем настроении, жизнь для ребенка снова прекрасна, хотя ведет он себя точно так же, как всегда.
В результате малыш усваивает тот факт, что все происхо-дящее с ним (нежность и ласка матери или ее раздражи-тельность и строгость) зависит не от его поведения, а от внешних причин, обстоятельств, времени. Вчера было пло-хо, сегодня хорошо, потом опять будет плохо, непонятно почему...
Ребенок не может понять, что происходит с матерью, почему она меняет одну «личину» на другую, относится к нему так по-разному. В конечном счете, он вообще отказы-вается от попыток понять причинно-следственные связи ок-ружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не вникает в причины из-менения настроения у самого себя, не ищет источник своих радостей и огорчений, поскольку они непредсказуемы, как непредсказуемо настроение его матери. Такое непонимание причинно-следственных связей между поступками, действи-ями, настроением и эмоциональным состоянием, по мере взросления ребенка, делает все более прочным представление о неконтролируемости изменении своего психического состояния. Став взрослым, такой человек, желая поднять свое настроение (если оно не «хочет» повышаться само со-бой), прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению пси-хотропных веществ.
Помимо негативных последствий неправильного воспи-тания, особо следует отметить пагубное влияние на разви-тие ребенка неблагоприятной обстановки в семье, вызван-ной конфликтными отношениями между родителями. Ребе-нок (особенно маленький) не может определить, кто из родителей прав. Он не знает, на чью сторону становиться, и тяжело страдает, буквально «разрываясь на части» между родителями, сопереживая им обоим, потому что он любит обоих и нуждается в любви отца и матери в равной степени. Позже он научится ограждать себя от таких переживаний, начнет избегать семейных сцен, уходя из дому или не обра-щая на них внимания, иногда даже посмеиваясь над «при-чудами» родителей. Однако эта защита будет достигнута до-рогой ценой -- ценой отчуждения от родителей, высокоме-рия по отношению к ним, эгоизма, циничного отношения к чувствам других людей.
Влияние супружеских конфликтов не только на разви-тие личности, но и на возникновение отклонений в пси-хике детей (неврозы, психотические реакции и др.) давно известно детским психиатрам. Если родители используют ребенка как орудие в семейных баталиях, то конфликт меж-ду взрослыми перекладывается на плечи детей, глубоко раня их неокрепшую психику. Например, мать, убеждая сына или дочь «не любить папу», вынуждает ребенка лгать, делать вид, что он действительно больше не любит папу в угоду маме, воспитывая в нем лживость, притворство, скрыт-ность.
Иной раз отклонения в развитии психики ребенка или его плохое поведение, возникшее как следствие конфликт-ных отношений между родителем и ребенком, становятся стабилиза-то и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.