На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе. Взаимодействие социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.01.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


29

Содержание

Введение

1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

2 Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе
3 Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
4 Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой, и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов - социальных педагогов и психологов.

В сферу профессиональных обязанностей социальных педагогов входит работа с детьми, подростками, молодежью и их родителями, взрослыми в семейно-бытовой среде, с подростковыми и молодежными группами, объединениями.
Это означает, что главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности - организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения. 
В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:
· социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждений, лицеев, гимназийх, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);
· социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
· службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Таким образом, социальный педагог:
- организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
- изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;
- выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;
- способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
- создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;
- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;
- участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.
В своей работе мы рассмотрим принципы, содержание, формы и методы работы социального педагога в общеобразовательной школе.
1 Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях

Школьный социальный педагог - действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.
Социально-педагогическая деятельность - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.
В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:
> оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);
> организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);
> влияние на человека.
Процесс влияния на человека - это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы, педагога - предметника и даже классного руководителя или воспитателя школы - интерната или группы продлённого дня?
Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребёнком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьёй, то и здесь с каждым в отдельности.
Социальный педагог работает в области защиты ребёнка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.
Сегодня образование, определив в своей деятельности, как первостепенную, задачу воспитания ребёнка, формирования личности, изменяет своё содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - школа, и его работа в школе - особый вопрос.
В различных странах существуют два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является её штатным работником.
Сотрудничая со школой, прикреплённый социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребёнку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнаёт о длительной болезни ребёнка, её причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учёбе, помогает заниматься дома или в больнице.
Так, в Германии социальный педагог введён в штат школы. Он работает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, создаёт детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.
Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того - социальный педагог работает с одаренными детьми.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Как следствие - внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а также играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключённым из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учёбе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.
Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребёнка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.
Снижение жизненного уровня населения сказалось на детях, их нравственном, физическом и психическом здоровье. Дети и подростки оказались наиболее незащищенными среди населения страны. Отсутствие государственных мер защиты детей и подростков сказывается на их деятельности, общении, приводит к антиобщественному поведению, погоне за деньгами любыми средствами, росту преступности.
Кризис образования, остаточное финансирование вылились в нехватку кадров; оторванность школы от общественных процессов сказывается на воспитании подрастающего поколения.
Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, - из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца.
На сегодняшний день в России 4 млн. беспризорных, ежегодно совершается подростками 6 тыс. преступлений, 2 тыс. детских самоубийств. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 лет число детей-сирот и детей-инвалидов увеличилось на 70%. Резко сократилось число детей, которых берут под опеку. Что касается детей-беглецов, то в основном это подростки 15-16 лет, чаще дети из городских семей, меньше - из сельских.
Из детей, убегающих из семьи, 56,7% - девочки, 43,3% - мальчики, 8% из них прогуливают школу, 17% были исключены из школы, 5% временно бросили школу, 69% - учились, 1% - окончили школу. Причиной побега являются волнения ребенка из-за неудач в достижении цели, конфликты в семье. Убегающие девочки чаще беременны или пережили сексуальное насилие, их чаще всего втягивают в раннюю половую жизнь.
Безнадзорность, стрессовость, отравления и несчастные случаи увеличили смертность детей. Почти в 3 раза выросло число инфекционных заболеваний.
Сократилось число детей-дошкольников, 17,3% из них имеют хронические заболевания, 67,7% - функциональные отклонения. Только 10% выпускников общеобразовательной школы здоровы. Число девушек, имеющих к окончанию школы хронические заболевания, составляет 75%, юношей - 35,3%.
На 15% увеличилось количество детей-инвалидов до 16 лет. Особый вопрос - здоровье подростков. Всё более распространяется раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни.
К числу факторов, отрицательно влияющие на здоровье ребенка, можно отнести и современную систему образования. В детском саду наблюдается переуплотнение групп, отсутствие нужной мебели. В школе переход на пятидневную неделю привел к переутомлению и увеличению заболеваемости детей с 15% до 24%. Уменьшение числа санаторно-курортных школ (с 91% до 85%) сократила возможность лечения детей. Созданные школы-интернаты для детей-инвалидов требуют финансирования. Не хватает оборудования, средств для проведения оздоровительных мероприятий.
Медики часто сталкиваются с детскими травмами, которые являются результатом плохого отношения к детям в семье. Существует термин «синдром избитого ребенка». Очевидностью плохого обращения являются следы побоев на теле ребенка. Виновниками плохого обращения являются родители (92,2%), из них 85% - родные родители. Из них 60% - женщины, 39,2% - мужчины. Родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком (88%), совершают физическое насилие (87%). Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 3 раза чаще, чем отцы (75% против 41%).
Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.
2 Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно получен-ными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обуча-ющихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потреб-ности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место за-нимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Совершенно очевидно, что диагностичес-кий инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики. Также большой интерес представляют разные отчеты, справ-ки, таблицы, документы, медицинские карты учащихся и прочее, что всегда имеется в нали-чии в любом образовательном учреждении. Используются также специфические методы социальной работы, такие как метод социаль-ной биографии семьи, личности, а также со-циальная история микрорайона, диагностика социальной среды.
В ситуации, когда «все всё знают» и поэто-му скептически относятся к исследованиям социального педагога, оказывается необходимым заручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, муниципальных работников, сотрудников правоохранительных органов, на-конец, родителей и самих учащихся. Для это-го любое исследование начинается с предва-рительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительно результатов, составления плана-графика, нормативного оформления в виде приказа или распоряже-ния руководителя учреждения, инструктажей и информационных сообщений, разъяснения участникам их прав и назначении исследова-ния. Здесь уместно напомнить, что разъясне-ния и информирование о результатах могут быть полными и неполными, но всегда долж-ны быть правдивыми.
В процессе исследования социальный пе-дагог может получить совершенно конфиден-циальную информацию, поэтому его действия определяются профессиональным долгом и этическим кодексом.
Социальный педагог организует и прово-дит консультации по вопросам прав и обязан-ностей, имеющихся льгот и пособий, предла-гает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обес-печивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность имеющихся пра-вовых возможностей и средств. Выявляя про-блемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог диф-ференцирует выявленные проблемы и «выво-дит» на их решение социальных работников, специалистов различного профиля и ведом-ственной подчиненности. Устанавливая кон-такт с семьей, он побуждает ее к участию в сов-местном решении проблем, помогает людям использовать собственные ресурсы, резерв-ные возможности муниципалитета для пре-одоления трудностей.
Социальный педагог выполняет посредни-ческую функцию в установлении связей и кон-тактов семьи и специалистов -- психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и обществен-ности. Для этого необходимы налаженные свя-зи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, го-рода, учреждениями и общественными объе-динениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффек-тивную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррек-ции, патронаже, обеспечении жильем, пособи-ями, пенсиями и других видах социальной по-мощи.
Социальный педагог оформляет сбере-гательные вклады, решает вопросы по исполь-зованию имущества и ценных бумаг обучаю-щихся -- сирот и оставшихся без попечения родителей, выступает представителем образо-вательного учреждения и того или иного обу-чающегося или сотрудника в судебных и ад-министративных инстанциях, обеспечивает экстренную помощь попавшим в трудную си-туацию. При этом социальный педагог само-стоятельно определяет задачи, формы, мето-ды социально-педагогической работы, спосо-бы решения личных и социальных проблем, меры социальной защиты и социальной помо-щи, реализации прав и свобод граждан.
Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собст-венно развитие социально ценной деятельно-сти обучающихся и взрослых, поддержка со-циальных инициатив, мероприятий, акций, со-циальных проектов и программ.
Педагогическая поддержка социальных инициатив детей и взрослых, создание усло-вий для их самостоятельного выбора, его сти-мулирования, развития готовности и способ-ности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из си-туации выбора без стресса в современных ус-ловиях являются насущной задачей в воспи-тательной работе образовательных учрежде-ний, испытывающих дефицит новых форм и методик. Это тем более важно, что «во весь рост» встала проблема эффективности воспи-тания, соответствия основных направлений и приоритетов воспитательной работы природе детства, семейным, национальным и россий-ским социокультурным традициям.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармони-зации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное со-стояние теории и практики социально-педаго-гической работы, порождающая новое содержа-ние, методы, формы и технологии работы с де-тьми, молодежью, семьями, общинами, экс-клюзивными группами населения, обществом.
Социально значимая деятельность детей - это забота о больных, инвалидах и бедных. Также это благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей, работа в службах социальной защиты, благоустройство города поселка, двора, охрана природы и памятников культуры, проведение игр и творческих занятий с детьми и другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к ценностям волонтерского движения в социальной сфере.
В качестве авторов социальной инициати-вы выступают отдельные личности, коллекти-вы, учреждения и объединения всех типов и видов, государственные и муниципальные ор-ганы управления, другие юридические лица всех форм собственности. Подросток должен пройти школу такого социального участия, когда от простого приобщения к реализуемым социально ценным инициативам он проходит путь к социальному творчеству и организации практических дел и мероприятий, разработке и внедрению проектов, существенно меняю-щих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жиз-ни окружающих его людей. Именно развитие социально активной личности и является той скрепляющей идей, которая позволяет объе-динить усилия разных людей, организаций, уч-реждений и ведомств, обеспокоенных буду-щим России.
Основной целью деятельности социально-го педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является граждан-ское становление детей, их духовно-нравствен-ное и патриотическое воспитание через созда-ние в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведом-ственной модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объедине-ний. Для этого социальный педагог проводит большую работу по:
· разъяснению государственной политики в области детско-молодежного движения, ока-занию помощи в программировании и проек-тировании деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые методические семинары, сборы и смены;
· организации активного сотрудничества общественных объединений с государственны-ми структурами, спонсорами, неправительст-венными организациями, средствами массо-вой информации;
· разработке и проведению системы меро-приятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися общеобразовательных школ и професси-ональных училищ;
· созданию эффективной системы матери-ально-финансовой, организационной, юриди-ческой, научно-методической и иной поддерж-ки социально значимой деятельности общест-венных объединений в образовательных уч-реждениях; обеспечение бюджетного финан-сирования организации и координации детско-молодежного движения;
· установлению и развитию контактов с детскими и молодежными общественными объединениями, в том числе через организа-цию международных и внутрироссийских об-менов представителями детско-молодежного движения;
· решению вопросов занятости детей и мо-лодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений;
· созданию системы подготовки лидеров детских и молодежных общественных объеди-нений;
· содействию молодежному предпринима-тельству;
· совершенствованию системы эстетичес-кого воспитания детей, развитию профессио-нального и самодеятельного художественного творчества молодежи;
· поддержке талантливой молодежи, твор-чески способных детей в реализации их соб-ственной художественной и созидательной природы.
Социальный педагог сам разрабатывает и доводит до их принятия и реализации соци-ально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организацион-ную помощь инициативным и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.