На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Проблема самоопределения учащихся на современном этапе. Классификация методов профессиональной консультации и их эффективность. Основные правила работы социального педагога-профконсультанта. Профориентационные тесты, рекомендуемые для применения.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.07.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
    Введение 2
    1. Классификация методов профессиональной консультации
    4
    2. Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
    9
    3. Основные правила работы социального педагога-профконсультанта
    11
    4. Проведение профессиональной ориентации в системе образования
    14
    5. Профориентационные тесты, рекомендуемые для изучения
    18
    Заключение
    22
    Литература
    23

Введение

В современных условиях проблема профессионального самоопределения учащихся является одной из актуальных для системы образования. Разные исследования последних лет свидетельствуют о достаточно противоречивых тенденциях, которые наблюдаются у учащихся при их профессиональном самоопределении. Такая ситуация усложняет процесс организации учебно-воспитательной деятельности и не позволяет проводить адекватное прогнозирование развития системы учебно-профессиональной подготовки специалистов.

В соответствии с Конвенцией о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (от 04.06.1975 г.) любой молодой человек имеет право на получение профориентационных услуг.

Профессиональная ориентация - это научно-обоснованная система форм, методов и способов, направленных на обеспечение помощи личности в активном осознанном профессиональном самоопределении и трудовом становлении.

Основой профессионального самоопределения личности является самопознание и объективная самооценка индивидуальных особенностей, сопоставление своих профессионально важных качеств и возможностей с условиями, необходимыми для приобретения конкретных профессий, и конъюнктурой рынка труда.

Профессиональная ориентация осуществляется в рамках ее основных взаимосвязанных направлений - профессиональной консультации, профессиональной информации, профотбора (профподбора) и профадаптации. А также должна обеспечить реализацию социально-экономической, медико-физиологической, психолого-педагогической функции.

В данной работе мы попытаемся более подробно осветить одно из направлений профессиональной ориентации - профессиональную консультацию.

1. Классификация методов профессиональной консультации

Профессиональная консультация (от лат. «род занятий» и «совещание») - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.

Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах:

справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;

диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;

формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;

медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.

В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа - первичная профконсультация и углубленная профконсультация.

Первичная профконсультация - это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.

Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.

Профессиональный консультант задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования.

С целью активизации школьника и получения дополнительной информации консультант дает проблемные задачи.

Необходимо стимулировать положительные эмоции, при этом помогая школьнику понять свои недостатки и в доверительной форме указать на возможности их устранения.

Консультант дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований.

В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других - требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.

Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:

информационно-справочные методы;

диагностические;

методы морально-эмоциональной поддержки клиента;

методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.

Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы.

Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации.

Информационно-справочные и просветительские методы:

профессиограммы;

справочная литература;

информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ)

профессиональная реклама и агитация;

экскурсии на предприятия и в учебные заведения;

встречи со специалистами;

просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

система профориентационных уроков;

учебные фильмы;

использование средств массовой информации с учетом их специфики;

приемы и методы совместного с клиентом знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения);

методы активизации познавательной деятельности клиента (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением клиенту порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении).

Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании:

беседы-интервью закрытого типа;

открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);

опросники профессиональной мотивации;

опросники профессиональных способностей;

личностные опросники;

проективные личностные тесты;

наблюдение;

сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);

психологические обследования;

профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе;

исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);

использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия);

методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования;

методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения).

Методы морально-эмоциональной поддержки:

группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);

тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);

сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);

публичные выступления;

профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);

положительные примеры самоопределения;

обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;

приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения.

Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития:

построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;

построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив;

использование различных схем альтернативного выбора (при уже имеющемся варианте) профессии, учебного заведения, специальности (используется обычно на заключительном этапе консультации);

приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов и приемов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций;

приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.

Владение профессиональным консультантом перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения.

Активизирующими в некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так, что слушатели будут активизированы. Но иногда и «беспроигрышные» методы могут проводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позиции клиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал. Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии, клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики.

2. Характеристика типичных профконсультационных ситуаций

Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана).

Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию.

Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность стоящей перед ним проблемы, осознает потребность в консультации, настраивается на совместную работу.

Можно выделить следующие мотивы обращения оптантов:

Мотив неопределенности. Оптант не имеет никакого собственного профплана, но осознает необходимость своевременного решения проблемы. Проявляется потребность выхода из неопределенной ситуации. Этот вариант получил название «нулевой».

Мотив альтернативного выбора. Оптант имеет несколько вариантов профплана и не знает, какой выбрать. Существует потребность в подтверждении одного из вариантов - это альтернативный вариант.

Оптант обращается на консультацию, имея сформированный профплан. Появляется потребность в подтверждении профплана - это подтверждающий вариант.

Конфликтная ситуация. Оптант имеет профплан, для осуществления которого имеются препятствия (внешние или внутренние). Возникла конфликтная ситуация, из которой оптант не может выйти самостоятельно, но осознает потребность выхода из нее.

Мотив познания. Оптант обращается за консультацией с целью реализации потребности в самопознании. Этот мотив характерен для старшеклассников, успешно обучающихся и стремящихся к самопознанию.

При проведении индивидуальной консультации специалист должен знать: с одной стороны, данные об интересах, способностях личности, с другой - сведения о мире профессий, требованиях профессий к человеку, о учебных заведениях.

Сведения об оптанте получают в ходе первичной консультации. Происходит выявление блоков триады:

«хочу» - интересы и склонности;

«могу» - возможности личности;

«надо» - потребность общества в кадрах.

Первичная консультация оказывается достаточной, если выявлены все компоненты триады и они согласованы между собой.

Таким образом, первичная консультация является вариантом индивидуальной, представленной в свернутом виде и выполняет функцию фильтра для отделения трудных случаев от более простых.

Если же нет данных хотя бы по одной из позиций триады или они рассогласованы, то необходима углубленная индивидуальная консультация, направленная на устранение дефекта отсутствия информации. Каждый конкретный случай консультант относит к определенному типу ситуаций и строит программу работы соответственно данному типу.

1 тип. «Нулевой» вариант консультации.

Оптант не имеет собственного профплана. В «Анкете оптанта» поставлен прочерк в данных «профессия» и «учебное заведение», отсутствие какого-либо реального плана подтверждается в беседе.

2 тип. Альтернативный вариант консультации.

При первичной консультации оптант имеет два или несколько вариантов профплана. В «Анкете оптанта» могут быть перечислены все или некоторые варианты, но может быть поставлен прочерк.

3 тип. Подтверждающий вариант консультации.

Оптант хочет подтвердить правильность своего выбора. Задача профконсультанта - подтвердить или отвергнуть существующий выбор.

4 тип. «Конфликтный» вариант консультации.

При первичной консультации выявляются конфликтные ситуации. Конфликты могут быть разными: родители не согласны с выбором молодого человека, оптант не верит в свои силы, у него завышенный уровень притязаний, имеются трудности в общении, желание получить объективную оценку своих возможностей.

5 тип. Консультация как реализация мотива познания.

Оптантом руководит желание разобраться в своем характере, преодолеть трудности в общении. По мотивам обращения такие случаи могут быть отнесены к «подтверждающему» варианту. Но обычно в ходе беседы выявляется интерес к познанию личности, своих способностей без отнесения результатов исследования с профессиональной деятельностью.

3. Основные правила работы социального педагога-профконсультанта

Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультант проводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профессиографическими материалами, компьютерными и банковыми методиками.

Основные операции, выполняемые профконсультантом, сводятся к следующему:

консультирование клиентов по вопросам выбора, перемены профессии с учетом данных о потребности региона в квалифицированных специалистах, требований, предъявляемых профессиями, а также состояния здоровья, интересов, склонностей и возможностей клиента;

профессиональная диагностика по определению оптимального профиля переобучения с учетом потребностей региона и возможностей клиента;

оказание психологической поддержки клиентов;

направление клиента в зависимости от результатов консультирования к соответствующим специалистам центра занятости;

ведение необходимой документации (профконсультант собирает, обрабатывает, систематизирует информацию в удобной для дальнейшего использования форме;

ведение служебных переговоров.

Профессия профконсультанта предполагает постоянные многочисленные контакты с меняющимся кругом лиц: с посетителями и сотрудниками. Профконсультант выполняет свою работу относительно самостоятельно от начала до конца и сам за нее отвечает: планирует, распределяет нагрузку, изменяет способы выполнения. В то же время работа четко определена нормативными документами.

Образование необходимо высшее профессиональное (специалист по социальной работе), обязательным условием д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.