На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические и психологические основы расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста. Особенности, место и роль использования дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе формирования и повышения умственной активности ребенка.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 03.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Дидактическая игра как средство обучения дошкольников
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
1.1 История вопроса
1.2 Психологические основы и особенности игры
1.3 Технология игры
Глава II. Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе
2.1 Общая характеристика дидактических игр
2.2 Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.
Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознания направленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.
Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.
Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.
Проблема исследования: Какова роль дидактической игры в обучении старших дошкольников.
Объект исследования: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Дидактическая игра как средство обучения дошкольников.
Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности игры старших дошкольников;
2. Выявить сущность понятия дидактическая игра;
3. Проанализировать опыт воспитателей по использованию дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
4. Систематизировать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы использования игры в процессе обучения
1.1 История вопроса
Слово "игра", "играть" в русском языке чрезвычайно многозначны. Слово "игра" употребляется в значении развлечения, в переносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется "придаваться ребячеству". У евреев слово "игра" соответствовало понятию о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках слово "игра" стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны - доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, и начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.
Слово "игра" не является понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом "игра", мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного объяснения разных форм игры.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне истории развития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На различных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника. В связи с этим взрослые изготовлять орудия для детей. Возникли игры-упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка. Общество в целом заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми настраиваются игры соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра. Игра в которой ребенок применяет на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых.
Дети, предоставленные сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых. Историческое развитие игры не повторяется. В онтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.
Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества.
1.2 Психологические основы игры
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Время когда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходят в глубь веков, уходит и использование игры как средство воспитания. В различных педагогических системах игре придавалось разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре.
Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системе воспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей, и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития.
Главнейшим является значение игры для мотивационно- потребностной сферы ребенка. Согласно работам Д.Б. Эльконина [15, с274], проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план.
В основе информации игры при переходе от пред дошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ребенком как задача и мир. Этот мир осознается им в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которым ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В его основе лежит "открытие" ребенком нового мира, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности.
Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игра вступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ним задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры, необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого умственного действия и связанно с ним понятия.
- этап формирования действия на материальных предметах или материальных моделях заменителях.
- этап формирования того же действия в плане громкой речи .
- этап формирования собственно умственного действия.
Рассматривая действия ребенка в игре легко заметить, что ребенок уже действует со знанием предметов, но еще опирается при этом на их материальные заменители - игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора на предметы - заменители и действия с ними все больше сокращаются.
Если на начальных этапах развития требуется предмет - заменитель и относительно развернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предмет выступает через слова - названия уже как знак вещи, а действие - как сокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровые действия носят промежуточный характер умственных действий со значениями предметов, совершающихся на внешние действия.
Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями, есть одновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игра вступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап - умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведения ребенка, оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимо понимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как с этапом.
Ученые обращали внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. И установили, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется база подготовки и фаза выполнения.
Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
З.В. Манулейко [9] раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение.
Указание на мотивы является, однако, недостаточным.
Необходимо найти тот психических механизм, через который мотивы могут оказывать это воздействие. При выполнение роли образец поведения, содержащийся в роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции: с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой контролирует свое поведение.
Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, то есть "рефлексия". Но это еще не сознательный контроль, так как функция контроля еще слаба и часто требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес к деятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести ее особенности.
Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности. Этим игра единственно отличается от других видов деятельности (труда, учения), которые в основном направлены на достижение того или иного результата.
Игра есть отражение окружающей действительности и прежде всего действий и взаимоотношений окружающих людей. "Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить". (М.Горький).
Играя ребенок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме сцены из жизни окружающих взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своим обязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить.
Поэтому игра оказывает такое глубокое влияние на психическое развитие ребенка - дошкольника, на формирование его личности.
В процессе развития ребенка содержание игр в детской жизни изменяются. Первые игры возникают уже в раннем возрасте. Однако их содержание и характер сначала еще примитивны.
В большинстве случаев игра сводится к воспроизведению простейших действий с предметами домашнего обихода, которые ребенок освоил самостоятельно или путем подражания взрослым. При этом малыша интересует в действии не его внутреннее содержание, а его внешняя, процессуальная сторона.
Ребенок возит взад и вперед тележку, одевает и раздевает куклу потому, что сам процесс доставляет ему удовольствие. Общее изменение деятельности ребенка, расширение его опыта приводит к изменению характера его игр.
При переходе к дошкольному возрасту дети начинают отображать в игре не только внешнюю сторону человеческих действий, но и их внутреннее содержание - то, зачем они делаются, то значение, которое они имеют для других людей. Так, играя в железную дорогу, дошкольники изображают не только внешнюю сторону дела- пыхтение и свист паровоза, движение поршней и т.д., но и взаимоотношение машиниста, кондуктора, пассажиров и пр.
Важное значение в творческой игре приобретает выполнение определенной роли. В отличие от ребенка раннего возраста, который в своих играх остается самим собой, дошкольник, играя, преображается в шофера, солдата и т.д.
Выполнение роли связано с более сложной организацией игровой деятельности. Если дети раннего возраста играют в одиночку или же совместно делают одно и тоже, то в игре дошкольников устанавливаются сложные взаимоотношения с распределением обязанностей между собой. Развитие игры связано, таким образом, с ростом детского коллектива, с выработкой привычки к совместной деятельности.
Следующей особенностью дошкольной игры является подчинение играющих определенным правилам.
Даже в тех случаях, когда эти правила не формируются (как, например в ролевых играх), они все же не являются необходимым составным компонентом игровой деятельности дошкольников.
Еще более важное значение приобретает выполнение правил в подвижных и дидактических играх. Там эти правила уже носят явно выраженный, четко сформулированный характер.
В большинстве творческих игр какие-либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребенком в других игровых обстоятельствах.
Игра дошкольника непрерывно сопровождается работой творческого воображения. Игра представляет собой воспроизведение реальных действий в воображаемых обстоятельствах.
Однако постепенно под влиянием воспитателя, игровая деятельность младших дошкольников усложняется и отдельные действия начинают объединяться в единое целое, соответственно изображаемому сюжету. Дети начинают брать на себя определенные роли.
У детей 4-5 лет творческая сюжетная игра достигает более высокой степени развития. Содержание детских игр становится богаче и разнообразнее. Дети отражают самые разнообразные виды и стороны человеческой деятельности. Они воспроизводят в игре различные виды труда, событий из жизни.
Наряду с творческими играми продолжают развиваться игры подвижные и дидактические. Дети постепенно научатся действовать по правилам, подчинять свою активность известным задачам, настойчиво стремиться к определенным результатам и достижениям.
1.3 Технология игровых форм
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить дошкольника осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельностью и предвидеть ее ближайшие результаты.
Опираясь на работу П.И. Пидкасистого [9, с 31], мы можем утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самонаучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидно знания широко использует игру в своих целях.
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную и массовую формы игры:
· К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;
· Одиночная игра - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели;
· Парная форма игры - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;
· Групповая форма игры - это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;
· Коллективная форма игры - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;
· Массовая форма игры - это есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания - очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детской жизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.
Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организации детской жизни и займет нужное место в педагогическом процессе.
Анализ практики воспитания детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей при руководстве игрой.
Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Они не проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с ними манипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен. Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенного развития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.
Детская игра - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманные самими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность - самостоятельный характер. Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами. Как и любая классификация, данная классификация носит условный характер.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры со строительным материалом.
Игры с правилами - особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.д.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы - дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно-печатные, словесные).
Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности (игры малой, средней, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.