На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность понятия познавательный интерес и особенности его развития у младших школьников, методика использования для данных целей дидактической игры. Разработка рекомендаций по развитию познавательной деятельности школьников, практическая эффективность.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методики начального образования
Курсовая работа

По теме:
«Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте»

Череповец 2008
Оглавление

Введение
1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»
1.2 Особенности развития познавательного интереса у младших школьников
1.3 Использование дидактических игр в начальном образовании
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру
2.1 Диагностика развития познавательного интереса у младших школьников
2.2 Педагогические условия использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников
Заключение
Список литературы
Введение

Современному обществу, быстро развивающемуся в области науки, техники, нужны образованные, грамотные люди, которые могут самостоятельно решать любые вопросы. Любое современное общество внутренне неоднородно по своему социальному составу, каждая из социальных групп имеет свои особенности, пользуясь языком по-своему, в разных условиях и с разными целями, что не может не отразиться в их речи. Так формулируется социальные варианты языка (страты). Эти подсистемы общенационального языка исторически изменчивы, подвижны, как подвижно и изменчиво само общество.
В последнее время определённые социальные группы негативно относятся к русскому языку, заметно снизилась грамотность населения, их качество знаний, поэтому проблема грамотности в обществе становится особенно актуальной. Всё чаще можно встретить людей, у которых скудный словарный запас, не способных подобрать соответствующие слова для ясной передачи своей мысли и затрудняющихся грамотно изложить полученную информацию. А что же поможет повысить качество знаний людей, их грамотность? Данной проблемой занимались и занимаются до сих пор многие педагоги и выдающиеся языковеды: К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Ладыжинская и многие другие. Они считали, что незаменимую помощь в этом может оказать изучение родного языка, так как язык служит человеку средством оформления и выражения мысли, коммуникативным средством обслуживания членов общества в их общении между собой, средством выражения чувств, настроений, получения знаний. Изучать свой родной язык люди должны раннего детства, но особое внимание этому должно уделяется в начальной школе. Знания по русскому языку, полученные детьми в начальных классах, дадут им ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума, обеспечат формирование материалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления учащихся и дающую теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качества знаний, грамотности младших школьников, обеспечит качественное усвоение знаний в будущем.
Но в настоящее время преподавание русского языка в начальной школе осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований в России, что и сказывается на качестве знаний учащихся.
С одной стороны, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение его внешних и внутренних функций, Снижение речевой культуры и грамотности населения, падение интереса к изучению родного языка. Наблюдается тенденция к возрождению тех пластов языка, которые связаны с обозначением морально-нравственных качеств и свойств человека, усиление внимания к произведениям отечественного словесного искусства, воспевающим духовное начало личности, существенно повышается интерес различных социальных групп к иноязычному общению. С другой стороны, остро стоит проблема повышения качества знаний по предметам, а особенно по русскому языку, так как именно родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Качество знаний по русскому языку - это система знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису, которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний, без хорошего развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать, чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценными членами общества. Всё вышесказанное говорит о том, что в настоящее время очень серьёзной проблемой является качество знаний по русскому языку. Этой проблемой занимались и занимаются многие методисты и педагоги: И.И. Срезневский, Е.В. Шамарина, Ф.И. Буслаев и др. Кроме того, наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию новых, ранее неизвестных языковых явлений, что приводит к снижению уровня качества знаний по русскому языку. Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки русского языка вызывали у детей интерес. А как этого добиться?
Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету. Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного образования, исходя из принципов целостности обучения и воспитания, обеспечивает: усвоение основного учебного материала; углубление и развитие знаний по отдельным вопросам; развитие интереса учащихся к предмету. Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения: творческие задания, факультативные занятия для учеников старших классов, а для младших школьников - это использование на уроках игровых методов обучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения, но при обучении грамоте игровые методики используются не достаточно.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Развитие познавательного интереса на уроках обучения грамоте».
Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательного интереса и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидактической игры с этой целью.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте.
Объект исследования - развитие познавательного интереса у младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:
1) использование в процессе обучения комплекса дидактических игр;
2) поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся;
3) применение системы поощрений.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятия «познавательный интерес» и сущность процесса развития познавательного интереса у младших школьников на основе изучения психолого-педагогической литературы;
2) раскрыть понятие «дидактическая игра» и выявить особенности использования дидактических игр в начальном образовании;
3) определить критерии и показатели развития познавательного интереса у младших школьников, подобрать методы его исследования, дать количественную и качественную характеристику уровней его развития у учащихся 1_го класса;
4) выявить и обосновать педагогические условия использования дидактической игры как средства развития познавательного интереса у младших школьников;
5) составить комплекс дидактических игр для учащихся 1_го класса.
Методы исследования:
1. Теоретические:
· анализ психолого-педагогической литературы
· анализ понятийно - терминологической системы
· построение гипотезы.
2. Эмпирические:
· анкетирование учащихся
· проведение уроков
· наблюдение за учащимися
База исследования: г. Череповец, МОУ «СОШ №18», 1 «А» класс
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
1. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру

1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»

Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание, образование.
Интерес - это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности.
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считают чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Великий педагог создал учебники, в основе которых лежит принцип интереса в обучении, «ибо любовь и удивление суть самые мощные средства для того, чтобы вызвать стремление к подражанию». Идея гуманизма, глубокой веры в нравственные и умственные возможности, заложенные, по мнению Коменского, в природе каждого ребенка, помогла ученому решительно отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о легкости, приятности и основательности обучения.
Роль интереса и его значение в успешном обучении признавал К.д. Ушинский: «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет».
Современные педагоги тоже уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.
Основные характеристики интереса:
· Положительная эмоция по отношению к деятельности;
· Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
· Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство - срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.
1.2 Особенности развития познавательного интереса у младших школьников

Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших школьников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации.
Особая роль в формировании познавательной активности отводиться начальной школе. По утверждению В.В. Давыдова, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.
Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обучения грамоте. Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы. Сознательное усвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил - значительный этап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль. По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону». Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающие занимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.
Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:
1) Речевые разминки - «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.
2) Логические задачи - отгадывание загадок; чтение логического рассказа - загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса
3) Творческие задания:
· Творческие рассказы - сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ - сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности - передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.
· Творческие задания с использованием музыки и живописи - сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;
· Учебно-ролевые игры - создание воображаемой ситуации и её разыгрывание, игры - диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.
4) Создание проблемных ситуаций
При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.
Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать её субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.
В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:
· Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.)
· Игры-задачи («Найди…»)
· Игры-предположения («Что произойдет если…»)
· Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).
Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.
Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.
Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
1.3 Использование дидактических игр в начальном образовании

Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести - семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.
Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной - ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Как же помочь ребенку? Помогут в этом игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.
Игра как способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний - наиболее доступный для детей вид деятельности. Ребенок играет в воображаемых ситуациях, в то же время работа с образом, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процесс мышления. В результате освоения игровой деятельности у ребенка постепенно формируется стремление к общественно-значимой учебной деятельности.
Игры, которые используются в начальной школе, делятся на две большие группы - ролевые (творческие) и дидактические (игры с правилами). Для ролевых игр существенным является наличие роли, сюжета и игровых взаимоотношений, в которые вступают дети, исполняющие роли. Например, ролевая игра «Встречаем гостей». В начальной школе этот вид игр в последние годы становится все более популярным, так как учитель начинает понимать их значения в развитии у младших школьников воображения, творчества, навыков общения. Дидактические игры - более привычный для учителя метод обучения и вид игровой деятельности. Они делятся на наглядные (игры с предметами), а также словесные, в которых предметы не используются. Среди дидактических выделяются сюжетные игры, например «Магазин», «Почта», где в рамках заданного сюжета дети не только решают дидактическую задачу, но и выполняют ролевые действия.
Цель данной главы - показать значение и сущность дидактической игры, которая используется на уроках обучения грамоте.
Главное значение этих игр в следующем: значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте; каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников; развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Рассмотрим сущность дидактической игры. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения. Мы исходим из того, что дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи.
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Во время игры ученик - полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него дидактическая игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное - не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать. В дидактической игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше всех знает, а тот, у кого лучше развито воображение, кто умеет наблюдать, быстрее и точнее реагировать на игровые ситуации.
Сущность данного вида игр представлено на рисунке-схеме:
Дидактическая игра содержит три компонента: дидактическую цель, игровое правило, игровое действие.
Дидактическая цель определяется как основная цель проведения игры: что учитель хочет проверить, какие знания закрепить, дополнить, уточнить.
Игровое правило - это условие игры. Обычно они формулируются словами «если, то…». Игровое правило определяет, что в игре можно, а чего нельзя и за что игрок получает штрафное очко.
Игровое действие представляет собой основную «канву» игры, её игровое содержание. Это может быть любое действие (добежать, поймать, передать предмет, произвести с ним какие-то манипуляции), могут быть соревнование, работа на ограниченное время и т.п.
Таким образом, дидактическая игра, во-первых, выполняет обучающую задачу, которая вводиться как цель игровой деятельности и по многим свойствам совпадает с игровой задачей; во-вторых, предполагается использование учебного материала, который составляет содержание и на основе которого устанавливаются правила игры; в-третьих, такая игра создается взрослыми, ребенок получает её в готовом виде.
Дидактическая игра, являясь методом обучения, предполагает две стороны: учитель объясняет правила игры, подразумевающие учебную задачу; а учащиеся, играя, систематизируют, уточняют и применяют полученные ранее знания, умения, навыки, у них формируется познавательный интерес к предмету. В начальной школе могут быть и игры, в которых дети приобретают знания.
Главным условием для проведения любых игр с правилами является наличие у школьников представлений, необходимых для соблюдения правил игры. Поэтому дидактические игры целесообразно организовывать не в начале изучения темы, когда знания детей еще недостаточны, а в конце, когда требуется проверить, что усвоено хорошо, а что требует повторения
Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине - с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.
Какой же вклад вносит дидактическая игра в развитие учебной деятельности?
Игры с правилами всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов сенсорных, этических, практических и других, уточняет свои знания об окружающем мире, учится применять их в других ситуациях. Игру с учением может объединять один и тот же способ действия, например, классификация, сравнение, анализ и др. Игры с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дают положительный результат, развивают самоконтроль и самооценку. Таким образом, компоненты учебной деятельности совпадают со структурой игры с правилами.
Игра с правилами, и, прежде всего дидактическая игра, должна занимать определенное место в начальном образовании, так как она положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, речь), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.
Главное значение этих игр в следующем:
Значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;
Каждый урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;
Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;
Развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.
Выводы:
1. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.
2. Приемы и формы работы на уроках обучения грамоте возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.
3. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.
2. Опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у младших школьников через дидактическую игру

Констатирующий эксперимент проводился в 2008/2009 учебном году на базе МОУ СОШ №18 г. Череповца, в нем участвовали ученики 1 «А» класса, в количестве 26 человек, обучающиеся по учебнику «Русская азбука» под редакцией В.Г. Горецкого.
Следует отметить, что к концу 1 класса учащиеся должны знать:
все звуки и буквы русского алфавита, осознавать их основное отличие.
Должны уметь:
ь Вычленять звуки в словах, определять их последовательность;
ь Различать гласные и согласные звуки и буквы;
ь Правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
ь Определять место ударения в слове;
ь Вычленять слова из предложений;
ь Устно составлять 3-5 предложений.
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме мы установили цель и задачи нашего исследования.
Цель исследования заключалась в выявлении и обосновании педагогических условий, которые являются эффективным средством развития познавательного интереса младших школьников при обучении грамоте.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
· Выявить уровень познавательной активности младших школьников при обучении грамоте.
· Изучить и подобрать соответствующие игры.
· Апробировать игровые методы, способствующие повышению учебной активности.
· Проанализировать и обобщить полученные данные.
В соответствии с целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования:
· Теоретический анализ методической литературы по теме исследования.
· Методика изучения развития познавательных процессов личности.
· Педагогическое наблюдение.
· Анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило в 3 этапа.
На 1 этапе изучался уровень развития познавательного интереса первоклассников;
2 этап был направлен на экспериментальное апробирование игровых методов, используемых при обучении грамоте.
На заключительном 3 этапе оценивалась эффективность мероприятий.
2.1 Выявление уровня сформированности познавательной активности

С самого начала обучения необходимо формировать познавательную активность учеников, что должно стать неотъемлемой чертой обучения младших школьников. Мы считаем, для того, чтобы повысить эффективность познавательной деятельности учащихся необходимо использовать методы работы, назначение которых формирование интереса к предмету, активизация учащихся, развитие мыслительных операций. Активизацию учащихся на уроках обучения грамоте можно достичь через интересные сюжеты игр, личным участием детей в играх, проявлением творческих и интеллектуальных способностей учеников, поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся; использование в процессе обучения комплекса дидактических игр; применение системы поощрений.
Для определения уровня познавательной активности младших школьников на уроках обучения грамоте мы использовали метод наблюдения.
Цель: определить уровень познавательной активности младших школьников, динамику интереса к обуч и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.