На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе. Изучение морфологического критерия вида на хвойных и лиственных породах. Приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность плодов и семян древесных пород к распространению ветром.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ

Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживают человека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.
Вот почему мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научиться преумножать ее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.
Есть много способов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детей школьные дендрарии.
Дендрарий - слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.
То есть дендрарий - участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезенные из других стран географических районов.

Глава 1. РОЛЬ ШКОЛЬНОГО ДЕНДРАРИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1. Назначение дендрария.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь;
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
С. Смирнов.

Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, возвышают, облагораживают человека делают его более воспитанным к красотам природы, музыке, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.
Вот почему мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо любить по-настоящему окружающую нас природу, научиться преумножать ее богатства. Школа призвана воспитывать эти ценнейшие качества.
Есть много способов решения этой задачи и немаловажную роль играют созданные руками детей школьные дендрарии.
Дендрарий - слово греческое, а в переводе на русский язык означает ботанический сад.
То есть дендрарий - участок, где в открытом грунте культивируются различные виды деревьев и кустарников. Здесь высаживаются древесные растения местной флоры и растения, завезенные из других стран географических районов.
Создавая дендрарий, мы заботились о том, чтобы его устройство было рациональным, комфортабельным, способствовало развитию у учащихся эстетического вкуса, помогало в изучении биологии и других дисциплин. Дендрарий находится перед школой и вокруг нее, поэтому он выполняет еще декоративную функцию.
Древесно-кустарниковые насаждения хорошо защищают школьное здание от пыли и ветра, приглушают уличный шум.
Для оформления пришкольной территории использовали саженцы березы, липы, сирени, рябины, ели. Молодые рябины посадили с таким расчетом, чтобы они в апреле - июне и выглядели привлекательно в осенний период при изменении окраски листьев. В период пробуждения природы - весной - необычно привлекательны цветущие биогруппы из яблонь, груш, вишни. За один год было трудно собрать необходимый посадочный материал, выполнить весь объем работы, связанный с освоением школьного дендрария. Поэтому растения местной флоры высадили в первый год освоения участка. Растения других зон собираем постепенно во время экскурсий, летних поездок учителей и учащихся.
Работу на участке нужно начинать не с сиюминутного освоения рекомендованных опытов и выполнения учебной программы от буквы до буквы, а с освоения пришкольной территории, создания дендрария. Позднее учащиеся, заинтересовавшись биологией редких растений и первыми успехами, незаметно освоили нужные биологические понятия, закрепив их опытами, предусмотренными программой.
В результате этого выиграли и воспитание, и обучение, оптимизировался учебно-воспитательный процесс.
Воспитательная система не задавалась сверху, не являлась надуманной. Она рождалась из потребностей школьного коллектива. Идея преобразить пустырь у школы захватила ученический и родительский коллектив, ибо она отвечала потребности людей жить в нормальных человеческих условиях: благоустроенно, удобно, красиво, гигиенично. Да и в природе человека заложено стремление к творчеству, красоте.
2. Уроки сельскохозяйственного труда.
Для воспитания гармонично-развитого человека необходимо, чтобы он умел не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.
Не напрасно у нас на школьном участке дети создали “уголок красоты”, и вся школа служит “источником красоты” для села. Кроме того, созидательная работа с растениями, требующая любви к ним, и знаний в обработке и удобрении почвы, в уходе за растениями, необходима всем, а особенно подрастающему поколению. Каждый человек должен любить свою землю и уметь работать с ней, т. к. она частица малой Родины каждого человека.
С этой целью в дендрарии на уроках сельскохозяйственного труда организую круглый год работу: проводим осеннее и весеннее рыхление почвы, шаровку, боронование, подготовку растений к зиме, снегозадержание, весеннюю обрезку и т. д.
Установление тесной связи между теорией и практикой при изучении биологии является основой политехнического обучения школьников. Решению этой задачи в определенной степени способствуют практические работы на сельскохозяйственных трудах, предусмотренные программой в разделе “Растения”.
Дендрарий имеет опрятный вид, т. к. учащиеся трудятся не только над созданием нужного, полезного людям и природе, но и создают прекрасное. Их труд носит исследовательский и созидательный характер. Познание и творческий труд едины в своей основе. Василий Александрович Сухомлинский сказал об этом: “Чем сильнее стремление к познанию, тем с большим интересом работают дети, тем глубже раскрывается исследовательский характер труда. Поток информации из окружающего мира становится особенно сильным стимулом познания при условии, когда мыслить помогают руки, когда в труде ребенок стремится найти ответ на волнующие его вопросы”.
3. Кружковая работа.
Продолжением уроков сельскохозяйственного труда является система работы с детьми вне урока, используя возможности дендрария.
На кружке “Юные дендрологи” учащиеся подробно описывают каждую породу растений дендрария, собирают материал из энциклопедий и других источников и составляют паспорта растений дендрария, изготовляют наглядные пособия для кабинета биологии.
В качестве примера привожу описание одного из растений дендрария - калины.
Калина обыкновенная.
1. Жизненная форма - кустарник.
2. Семейство: жимолостных
3. Родовое название: калина - получила от лат. viere - плести или vimcu - плетеная работа, корзина. Действительно, молодые гибкие побеги калины ранее широко использовали в качестве материала для плетения всевозможных изделий.
4. Биологические особенности: морозостойкое и теневыносливое растение (но цветение и плодоношение обильное при хорошем освещении).
Цветет обычно в мае-июне. Фенологи начало цветения калины принимают за переходный рубеж между весной и летом. Плоды калины обыкновенной - однокосточковые костянки красного цвета, созревают в сентябре и долго, вплоть до конца зимы, остаются на ветвях. Растение плодоносит ежегодно и обильно, при полной сохранности урожая с одного куста собирают до 40-50 кг. ягод.
5. Размножение: семенами и вегетативным путем: зелеными и одревесневшими черенками, отводками, делением куста, порослью, прививкой.
6. Посадка: использовать 2-4 летние саженцы. Их высаживают в ямы размером 30 * 40 см., в которые предварительно вносят по ведру перегноя или торфа и около 0,5 кг. древесной золы. Прежде чем посадить саженец присыпают удобренную почву в посадочной яме небольшим слоем плодородной земли (без удобрения). После этого производят посадку на уровне или несколько ниже уровня поверхности почвы. После посадки почву уплотняют, поливают, мульчируют торфом или перегноем.
7. Уход: при дальнейшем уходе за саженцами специальной обрезки не требуется. Если же обрезка необходима, то ее лучше проводить после цветения (в июне - июле), т.к. цветочные почки калины закладываются в год предшествующий цветению. Последующий уход за калиной заключается в периодической вырезке сухих, поврежденных побегов, подкормке, защите от вредителей.
Калина - интересный биологический объект, сведения о котором использую на уроках биологии при изучении различных тем:
· "Роль растений в природе, значение в жизни человека, народном хозяйстве".
· "Почка - зачаточный побег, ее строение".
· "Рост стебля в длину, его ветвление".
· "Растение и окружающая среда".
· "Охрана растений, защита среды их обитания".
"Вегетативное размножение цветковых растений".
Учащиеся ведут фенологические наблюдения за растением. В условиях фенофазы:
1. Период относительного покоя почек (осенне-зимний период).
2. Начало вегетации (начало распускания почек - почечные чешуи разошлись, видны зеленые листья).
3. Окончание вегетации (массовый листопад - опало более 50% общего количества листьев).
4. Начало цветения (появление первых распустившихся цветков). Для калины обыкновенной отмечаем начало распускания стерильных и фертильных цветков. Распускание стерильных цветков происходит на 3-9 дней раньше.
5. Окончание цветения (отцвели последние цветки).
Опытническую работу с калиной проводили по теме "Ускоренное получение саженцев". Опыт заключался в том, что на семена калины воздействовали переменными температурами. Дозирование семян проводили в 2 этапа:
1 этап - воздействие повышенных температур (не ниже +15°С, но не выше +30°С) в течение 30 дней при удалении эндокарпа и 90 дней без удаления эндокарпа при постоянной влажности песка (семена хорошо перемешивали с прокаленным речным песком в соотношении 3:1)
2 этап - воздействие низких положительных температур (+2°С - +5°С) в течение 30-60 дней.
Полученные проростки помещали на фильтровальную бумагу, смоченную 1-процентным раствором глюкозы на 3 дня (при круглосуточном освещении лампами дневного света). После такой подготовки проростки высаживали в открытый грунт.
Члены кружка "Юные дендрологи" проводят экскурсии по участку для начальных классов, где рассказывают о растениях, объясняют, как нужно ухаживать за ними и охранять природу.
Таким образом, деревья и кустарники, растущие в дендрарии школы, в учебном процессе находят самое распространенное применение. Среди них имеются представители различных экологических групп и семейств, поэтому они служат хорошим демонстрационным материалом при изучении большинства разделов морфологии и систематики растений, некоторые виды использую как раздаточный материал при проведении лабораторных занятий.
Работа с растениями дендрария расширяет кругозор и заставляет ученика глубже узнать тот мир, который ему знаком по книгам и картинкам. Составление паспорта дендрария помогает мне привить учащимся умения и навыки по выращиванию и уходу за растениями с учетом их родины, происхождения; развивать наблюдательность, эстетический вкус.
4. Фенологические наблюдения
В дендрарии за каждым растением учащиеся ведут тщательные фенологические наблюдения. Фенология (феномен - явление, логос - наука) - наука, изучающая сезонные явления природы.
Еще Петр I приказал присылать ему в Петербург из разных мест листья деревьев, пришитые к бумаге, с указанием места и точной даты их распускания.
Как наука фенология в нашей стране начала развиваться в конце прошлого столетия благодаря усилиям замечательного знатока и большого любителя природы Д.Н. Кайгородова. По всей стране была создана сеть систематически работающих пунктов фенологических наблюдений, что дало возможность сопоставлять природные явления. На уроках биологии и природоведения школьники также ведут фенологические наблюдения.
Свои наблюдения за растениями учащиеся записывают в дневники наблюдения, затем материал обобщаем, делаем выводы, заключения в виде календарей наблюдений, таблиц схем, рисунков, диаграмм, что дает богатый иллюстрированный материал для проведения уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, оформление настенного календаря природы.
Этапы работы фенологических наблюдений следующие:
1. Работа учащихся в дневниках наблюдений;
2. Подведение итогов об изменениях, которые происходят;
3. Итоговое обобщение сезонных явлений за год.
На первом этапе учащиеся записывают свои наблюдения в дневники. В начале каждого урока проводим фенологические минутки, где дежурные отмечают свои наблюдения за неделю, месяц.
На втором этапе, в конце сезона с ребятами анализируем ход истекшей осени и подводим итоги проделанной работы, тем самым, показываем, в какой тесной зависимости находится развитие живой природы от условий окружающей среды. Указываем в цифрах общую продолжительность осени и выясняем рано, поздно или нормально наступила осень в этом году.
Начало тех или иных фенологических явлений в растительном мире служит прогнозом того, каким будет осень, зима, весна, лето. Используя дополнительную литературу и свои наблюдения, учащиеся составляют календарь примет, то есть народный календарь погоды, что развивает у учащихся познавательную деятельность. Например, если листья берез распускаются раньше, чем у ольхи и клена, то лето будет теплое и сухое, если позже - лето холодное и дождливое; если у березы течет много сока, то лето будет дождливое; если еще летом на деревьях появляются желтые листья, то осень будет ранняя; если с осени листья березы начали желтеть с верхушки дерева, то весна будет ранняя, а если лист начал желтеть с нижних ветвей дерева, то поздняя; если в октябре лист с берез опадает не чисто - зима суровая; если осенью был поздний листопад - зима суровая и продолжительная.
Изображение сезонных явлений делаем и в виде фенологического "дерева": фенологические наблюдения (по временам года) фиксируем в виде записей и располагаем в хронологическом порядке по сторонам вертикального стержня, представляющего собой как бы ствол дерева с боковыми ветвями. На стволе пишем числа месяца. Каждую запись, например, зацвела сирень, вылет скворчат, появление листьев у березы, распускание почек, сокодвижение у берез и т.д. сопровождаем небольшим рисунком.
В тех случаях, когда встречаются затруднения в изображении на таблице фенообъекта, например, насекомого, птицы и т.д., временно на соответствующей ветке "дерева" делаем только одну надпись.
Все рисунки фенообъектов, в особенности такие, как деревья и цветы дети, раскрашивают соответственно их природной окраске. Вывешенное в уголке природы это безжизненное фенологическое "дерево" уже одним своим видом побуждает школьников к наблюдениям. Нередко вокруг фенологического дерева идут споры о времени наступления того или иного явления природы. Оголенная до поры до времени верхняя часть "дерева" все время как бы указывает к продолжению фенологических наблюдений.
Данные фенологические наблюдения имеют научное и практическое значение. Они позволяют судить о динамике развития растительного и животного мира дендрария в тесной связи с метеорологическими условиями года.
Систематические наблюдения над сезонными явлениями учат школьников любить и понимать природу, помогают им знакомиться с растениями и животными своей местности, вести исследовательскую работу, способствуют укреплению связи обучения с практикой. Итогом всей работы на третьем этапе является настенный календарь природы.
5. Опытническая работа.
Кроме фенологических наблюдений в дендрарии проводим опытническую работу по:
· размножению кустарников и деревьев черенками, семенами;
· изучению на рост и развитие растений различных минеральных удобрений, регуляторов роста;
· определению морозостойкости деревьев и кустарников и другие.
Опытническая работа учащихся на школьном учебно-опытном участке является одним из путей соединения обучения с произвольным трудом и профессиональной ориентацией учащихся.
Опытническую работу проводим не только с целью закрепления и развития у школьников биологических понятий, сельскохозяйственных знаний, практических умений и навыков, но и углубления этих знаний за счет межпредметных связей с математикой, физикой, химией.
Первым этапом в организации опытничества школьников является привлечение их к планированию системы опытов. При планировании учитываю программные требования к предмету, а так же время, которое выделено на опытническую работу.
При разработке тем опытов учитываю последовательность, преемственность, постепенное усложнение выполняемых учащимися практических работ и исследований.
Вторым этапом организации опытнической работы является непосредственная деятельность учащихся по подготовке и проведению исследований.
На этом этапе включаю учащихся в проблемные ситуации, организую самостоятельную работу ребят, привлекаю их к проектированию опыта - к определению цели и темы исследования, условий его проведения, организации и учету наблюдений, подведению итогов исследования и пропаганде его положительных результатов.
Наблюдения проводится самые разные:
· агробиологические;
· агрофизические;
· агрохимические и др.
В опытнической работе с растениями дендрария успешно применяем регуляторы роста растений (фитогормоны), которые обладают ярко выраженным действием на растительный организм. С этой целью проводим опыты с использованием таких регуляторов роста как гетероауксин, нафтилуксусную кислоту (НУК), индолил - масляную кислоту (ИМК) и др. Опыты с физиологически активными веществами наглядно показывают с одной стороны возможность управления жизнедеятельностью растений, а с другой - развивают познавательную активность школьников, повышают их интерес к биологии.
Опытническая работа укрепляет связь обучения учащихся с практикой, воспитывает интерес к сельскому хозяйству, пробуждает и развивает у ребят познавательные инт и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.