Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рассмотрение сущности и роли игры в процессе обучения. Обзор необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров. Выявление форм и способов игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.11.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
ВСТУПЛЕНИЕ

Актуальность:
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения ее в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального ее изучения.
Игра - это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.
При изучении игры исследователь сталкиваются с ее богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишения ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра- это продолжение жизни, где вымысел - грань правды». Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она- их школа жизни и «практика развития»
Перестроечные процессы, происходящие в стране, охватили все сферы нашей жизни. Расширились контакты с зарубежными странами. Появилась возможность общения с другими народами на всех уровнях (межгосударственные связи, народная дипломатия, туризм, обмен учащимися и студентами и т.д.). Это, в свою очередь, вызвало необходимость изучения иностранных языков, в особенности английского.
Общение на любом языке требует большого словарного запаса, который накапливается в течение нескольких лет. Отсюда следует, что изучать язык следует начинать с раннего детства. Это вызвало поиск педагогами новых приемов, позволяющих детям эффективно и качественно, а главное с интересом изучать иностранные языки. Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить ребенка посредством игровой деятельности в процессе обучения языку.
В этой работе мы постарались показать всю важность обучающей игры в педагогическом процессе на примере использования ее на уроках английского языка в младших классах.
Сложность же использования игры на занятиях английского языка обусловлена нехваткой методических пособий по данной конкретной теме, поэтому в процессе написания данной курсовой работы мне пришлось опираться на учебники английского языка и сборники игр.
Прежде, чем использовать тот или иной прием в процессе обучения, необходимо знать, с какой категорией детей учитель будет работать, следовательно, прежде всего нужно учесть психологические особенности детей 6-8 лет и то, какие виды игр приемлемы для этого возраста.
Социально - экономические изменения в обществе требуют глубокого знания иностранного языка, в частности английского, каждым выпускником школы, и поэтому ее изучение лучше начинать еще в дошкольном возрасте. Даже в 6-летнем возрасте разговорный аппарат ребенка хотя и окреп, но еще сохранил свою гибкость, поэтому изучение иностранного не тормозит дальнейшего разговорного развития. Поэтому, работая с шестилетними первоклассниками, учителю необходимо знать особенности методики обучения иностранным языком детей этого возраста.
За то, чтобы начинать еще с 5-6 лет иностранный язык говорят такие лингвисты-психологи, как Н.В. Имедадзе, Н.Павлович, Н.В. Агурова и много других. Эти авторы видят основу усиленного обучения младших школьников иностранным языком именно в специфике психофизиологических возможностей детей. Так, по мнению У. Пенфилда, физиологическая причина успеха обучения языка лежит в том, что в этот возрастной период мозг ребенка имеет специализированную способность к изучению языка- способность, которая уменьшается с возрастом.
Методисты, которые отстаивают раннее двухязычие, констатируют наличие в сознании ребенка-билингва, особенно на начальном этапе изучения иностранного языка, процесса составления иностранного и родного языка. Такое сопоставление дает возможность ребенку параллельно овладевать двумя языками за тот период времени, в течении которого одноязычный ребенок осваивает только родной язык.
Н.В. Имедадзе на основании результатов экспериментальных исследований пришла к выводу, что в условиях двуязычия развитие языка шестилетнего ребенка проходит 2 стадии:
1.Смешение языка двумя языками;
2.Выделение автономного функционирования двух языковых систем.
В основе переключения с одного языка на другой лежит, по мнению автора, закономерность дифференциации установки. То есть, чем больше дифференциальная установка, тем легче проходит переключение с одного языка на другой, тем реже случаи смешения языков.
Другого взгляда придерживаются Л.Б .Беккер, С.И.Гоздецкая, Е.И. Матецкая, которые пытаются создать языковую среду с самого начала обучения, рекомендуют занятия по иностранному языку с 6-летними детьми проводить только иностранным языком, и на помощь к родному языку обращаться только в исключительных случаях. Более того, Е.П.Кутиева и Е.С.Царапкина считают, что преподаватель вообще не должен разговаривать с детьми родным языком, преподавая иностранный. У детей может сложиться мнение, что учитель не понимает их языка. Эти авторы предлагают проводить уроки по рисованию, пению, физкультуры на иностранном языке. Е.И. Матецкая считает, что проведение занятий по рисованию иностранным языком открывает еще одну возможность обучения детей, используя обобщение и сами действия детей.
Вряд ли стоит согласиться с таким утверждением и выводить его в принцип, даже по такой причине, что младшему школьнику еще тяжело сосредоточить свое внимание на решении нескольких заданий одновременно. Но элементы физкультуры или пения так или иначе должны войти в структуру занятий по иностранному языку.
Во время обучения иностранного языка в начальной школе фонетический курс исключается. Способность 6-летних детей путем имитации овладевать сложными звуками иностранного языка приводит в конце концов к полной автоматизации звукопроизношения. На занятиях некоторые преподаватель удивляются , как дети легко и точно повторяют и запоминают даже самые сложные звуки иностранного языка. Имитация является одним из самых эффективных приемов обучения детей младшего школьного возраста иностранным языком.
Повторение за преподавателем стишков, скороговорок или отдельных выражений - один из эффективных методов обучения фонетики иностранного языка. Это возможно объяснить тем, что дети младшего школьного возраста воспринимают звуки не изолированно. А только в гамме звуков, то есть в слове. Кроме того, если дети усваивают звуковой ряд иностранного языка имитативным путем, то это является более действенным способом обучения детей правильного произношения.
Цель исследования:
Добиться того, чтобы каждый урок развивал интерес, творческую активность учащегося; заложить основу для дальнейшей коммуникативной деятельности школьников, сформировать положительное отношение к школе.
Задачи исследования:
1. Изучить роль игры в процессе обучения.
2. Рассмотреть необходимости применения дидактических игр на уроках для устранения психологических барьеров.
3. Выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.
Объект исследования: дидактическая игра как средство повышения эффективности учебного процесса.
Предмет исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.
Практическое значение работы : развивать коммуникативную деятельность школьников.
Теоретическое значение работы: игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.
Методы достижения: изучение разработок методических рекомендаций по использованию дидактической игры в учебно-воспитательном процессе.
ГЛАВА 1. ИГРА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИГРЫ
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учеными на протяжении многих сотен лет.
Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиарже, Штерн, Дьюи, Фромм, Хейзинга и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С.Мухина, А.С.Макаренко и другие.
А.Н.Леонтьев в работе «Психологические основы дошкольной игры» описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: « в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти операции ( т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия… потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия… Это противоречие… может разрешиться у ребенка только в одном- единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре…
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия- другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.»
Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:
Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в Х1Х веке, в то время, когда преобладала точка зрения. Что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820-1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.
Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского ученого К.Гросса, который считал игру первичной. Изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление -предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.
Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счет разряда внутренней энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.
Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С.Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции ( сокращенного повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далеких предков.
Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С.Газман. Он писал : «Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях - в настоящем и будущем». Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.
Теория функционального удовольствия, реализации врожденных влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А.Адлер (1870-1937)- австрийский психиатр и психолог, ученик З.Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребенка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и ее своеобразие как реализацию желаний, которые ребенок не может осуществить в действительности.
З.Фрейд - основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал ее с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.
Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как ее изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путем, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.
Теория отдыха в игре. Игру, как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет извлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.
Теория духовного развития ребенка в игре. К.Д.Ушинский (1824-1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.
Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается «коллективным инстинктом» детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.
Теорию игры в аспекте ее исторического проявления, выяснение ее социальной природы, внутренней структуры и ее значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.
Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни.
В процессе игрового общения старших детей создается коллектив. Игровой коллектив - это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивавшими одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку в игре. В дружном игровом коллективе дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты.
Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Важное значение для понимания игры как средства воспитания имеют взгляды классиков советской педагогики Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Н.К.Крупская подчеркивала, что совместные коллективные игры являются той специфической для детей, особенно для дошкольников, формой деятельности, в которой, как в фокусе, отражаются различные стороны их жизни. Именно они прежде всего создают интересную, наполненную богатым содержанием жизнь в детском саду, требуют соответствующих трудовых усилий детей, совместных занятий, привлечения искусства и организации праздников. В таких играх возникают сильные эмоциональные переживания, объединяющие детей, создающие повышенный интерес к коллективной жизни. «Игра имеет громаднейшее значение. Если дети не играют - это никуда не годится, это значит, что ребята или больны, или перепедагогизированны»- Н.С.Крупская.
Очень важны такие коллективные игры, в которых дети сами придумывают цели. Основное в игре, указывала Н.К.Крупская,- процесс построения плана, который помогает осуществить поставленные цели. В настоящей хорошей игре всегда имеется увлекательная цель, которая мобилизует физические и умственные силы ребенка, развивает его организаторские способности, прививает навыки самодисциплины. «…Играть ребята должны… потому что тут они учатся и самообладанию. Когда он бежит в другую сторону или нарушает игру, против него восстает общественное мнение, ребенок научается собой управлять».
Вместе с тем Н.К.Крупская предупреждала воспитателей о том, что есть и вредные игры, которые не сплачивают, а разъединяют ребят, мешают развитию коллективизма. От этих игр надо детей отвлекать. Хорошая же игра доставляет ребенку радость ( радость познания, радость творчества, радость от совместных действий), служит эффективным средством воспитания в нем лучших качеств нового человека.
У детей, указывал А.С.Макаренко, есть страсть к игре. Ребенок играет даже тогда, когда ему дают серьезное дело. Сам труд в этом случае приобретает для него характер увлекательной игры, что убедительно подтверждает вся практика работы Макаренко. Вся жизнь детского коллектива должна быть пропитана игрой, только в этом случае можно говорить об эффективном формировании у ребенка чувства долга, товарищества, коллективизма.
Игры у детей носят целенаправленный характер. И необходимо предоставлять ребятам самостоятельность в постановке цели и умении ее достигать. В игре важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал. Строил, только тогда можно воспитать у него инициативу, настойчивость, изобретательность, навыки работы в коллективе. Но это никоим образом не отрицает роли воспитателя, педагога в организации игр детей. Правильное, основанное на доверии и авторитете руководство играми - залог успешной организации детского коллектива.
Учение А.С.Макаренко о коллективе и игре как средстве его воспитания применимо в основном для работы с детьми школьного возраста. Но, безусловно, оно имеет большое значение и для дошкольной педагогики.. Однако перенесение идей Макаренко о детском коллективе на дошкольный возраст не должно носить механического, шаблонного характера. Необходимо учитывать те специфические особенности, которые присущи маленьким детям. Ребенок в этом возрасте делает первые шаги в установлении коллективных связей, и поэтому они еще не устойчивы, он не имеет достаточных навыков к совместным действиям, что не может не накладывать своего отпечатка на работу воспитателя по организации игровой деятельности детей и ее использования в целях воспитания.
Чтобы эффективно решать задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, чтобы успешно проводить работу по формированию и укреплению детского коллектива, педагог обязательно должен использовать все воспитательные возможности, заложенные в игре: ее содержание, игровые роли, правила, преодоление определенных трудностей при формировании игрового коллектива, связь с трудом, участие в игре самого воспитателя.
Содержание игры, обусловленное в значительной мере постановкой обучения в детском коллективе. «Игра детей- зеркало общества,»- тонко подметил чешский писатель-патриот Юлиус Фучик. Отражение жизни общества в игре обнаруживается во всем: в сюжете и правилах, в общении с предметами и во взаимоотношениях детей друг с другом, в из действиях, поступках, разговорах и репликах. Поэтому, пишет Р.И.Жуковская, « одним из решающих условий воспитания детей через игру является планомерное развитие ее идейного содержания, которое удовлетворяло бы духовные потребности ребенка».
Психологами и педагогами установлено , что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Происходит это благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий. Сначала эти действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение игры ( воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий ( совершаемых во внутреннем плане, « в уме»).
В игре у ребенка закладывается способность оперировать образами действительности, что, в свою очередь, создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно само по себе, ведь без него невозможно никакая, даже самая простая человеческая деятельностью
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Кроме того, что ребенок, воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивает правила, способы этого взаимодействия в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знаний.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания. Навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.
Психологическое воздействие игры проявляется и в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.
Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение к тому или иному явлению, факту, проблеме.
Психологическое воздействие игры на разных людей неодинаковое, оно определяется индивидуальными особенностями личности.
Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения ( общения) на иностранном ( и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, побуждает актуализировать свои знания.
Педагогическое влияние учебной игры проявляется в воспитании чувства коллективизма и товарищества, а также чувства высокой личной ответственности перед коллективом за успех общего дела. Благотворно ее влияние на формирование ответственного отношения к учебной деятельности. При этом примечательно то, что у обучаемых появляется стремление к знаниям, не ради оценки, они начинают чувствовать вкус к приобретению знаний. Повышается требовательность к себе. Развиваются профессиональные качества будущего специалиста, формируются методические умения.
Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует развитию его как личности и как специалиста, заставляя постоянно работать над собой, совершенствовать педагогическое мастерство.
Каковы основные требования к игре и условиям ее проведения?
Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся - характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.
Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает, в частности, компетенцию участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обусловливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата, представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на различных занятиях и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения.
Педагогические требования сводятся к следующему. Применяя игру как форму ( средство, методический прием) обучения, преподаватель должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы и ее членов. Всякая учебная игра должна решать конкретную задачу.
Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и, в первую очередь, в школе, где он должен включиться в большой коллектив сверстников, сосредоточиться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Иными словами, взрослые должны сознавать, что игра вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия ребенку, но и является мощным средством его развития, средством формирования полноценной личности.
1.2 ВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью. Кроме того, что это особого рода моделирующая деятельность, обнаруживающая связь с реальным миром ( воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней), явную ( сюжетная игра) или скрытую ( игра с правилами).
Творческие или сюжетно-ролевые игры создаются самими детьми. Они отличаются по содержанию ( отражение быта, труда взрослых, общественной жизни); по организации, количеству участников ( индивидуальные, групповые, коллективные); по виду ( игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации- разыгрывание сказок и рассказов).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них- решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение ( развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
В каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот- слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед учебными заведениями по всестороннему развитию воспитанников.
Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они становятся играми. Ребенка в этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себе несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим миром ( природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи ( закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая
действительность ( природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения . Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т.д. Но желание играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т.е. подчиняться правилам игры.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие- это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, отгадывать предметы по описанию, отгадывать предметы по описанию, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, отгадчика и т.д.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх- без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличие между играми с правилами и творческими заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета; в играх с правилами главное- решение задачи, выполнение правил.
Дидактические игры отличаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других- иные.
Четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
1. Игры с предметами ( игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
2. Настольно-печатные игры, также как и игры с предметами, основанные на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
3. Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
Можно группировать игры и так:
1. Игры- путешествия
2. Игры- поручения
3. Игры- предположения
4. Игры- загадки
5. Игры- беседы
1) Игры- путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами иг8ры и получить результат: решить задачу, чему- то научиться. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры- путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
2) Игры- поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения ( собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).
3) Игры- предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
4) Игры -загадки используются для проверки знаний, находчивости.
5) Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
6) Игры- беседы ( диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.
Классификация и общая характеристика учебных игр по иностранному языку достаточно подробно рассмотрены в системе учебных игр, описанных ранее. Ниже приводятся примеры некоторых игр, использованных в ходе эксперимента.
1. Фонетические игры
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры- загадки, игры- имитации, игры- соревнования, игры с предметами, ролевые, на внимательность и др. При выработке произношения полезны следующие игры:
1) «Какой звук я задумал?» ( игра- загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
2) «Необычный телефон» ( игра- соревнование). На доске рисуется большой телефон. На его диске вместо цифр фиксируются знаки различных звуков. Задача участников игры «набрать» за определенное время больше слов и произнести их.
3) «Назови слово» ( игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
4) «Правда- ложь» ( игра на внимательность). Учитель называет звуки, показывая соответствующие транскрипционные знаки и иногда допуская ошибки. Ученики должны обнаружить ошибку.
5) «Учитель-ученик» ( ролевая игра). Дети работают парами: один исполняет роль учителя, а другой - ученика «Учитель» называет звук, а «ученик» находит его обозначение и называет с ним несколько слов.
6) «Скороговорка» ( игра- имитация). Ученики пытаются произнести за учителем скороговорку несколько раз подряд:
She sells * seashells*by the seashore* of the Seychelles.
Знак * означает паузу, во время которой ученики могут хлопать в ладоши ( сначала 2 раза, затем 1, наконец могут произнести скороговорку без пауз. При произнесении скороговорки полезно менять темп, постепенно ускоряя его.
2. Лексические игры
При обучении лексике целесообразно использовать игры на корточках, загадки, кроссворды, игры тира «Найди слово», «Найди пословицу» и др.
Так, например, на этапе введения лексического материала преподаватель ведет рассказ, в котором постепенно использует новые слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по контексту. Они пытаются объяснить новое слово, дав ему дефиницию, либо употребив синоним или антоним. Это порождает здоровую сознательность и сотрудничество.
На следующем занятии можно обратиться к лексическим загадкам, когда преподаватель или один из учеников, работая в группе6, в парах, триадах, описывает слово, не называя его, а остальные отгадывают, вспоминают выражения, в которых оно употребляется, и используют его в предложении или в ситуации. Задания такого рода помогают усвоить лексику, не прибегая к помощи перевода на родной язык. Кроме того, они готовят к последующей работе с кроссвордами, чайнвордами, игровыми тестами, основанными на принципе догадки и последующего конструирования, интерес к которым у детей чрезвычайно высок. Организованное таким образом оперативное повторение активного вокабуляра по определенной теме обеспечивает переход к играм на корточках, основой которых может быть, например, спонтанный рассказ, создаваемый всеми членами группы, по очереди употребляющими слово или выражение, написанное на доставшейся им карточке, в предложении.
В практике преподавания весьма распространены игры типа «Снежный ком».
Приведем пример. Все ученики рассаживаются по принципу «круглого стола», в центре которого выкладываются карточки с изучаемыми словами и выражениями ( лицевой стороной вниз). Один ученик берет карточку, показывает ее всем и употребляет данное слово или выражение в предложении. Второй ученик берет другую карточку и придумывает новое предложение, логически связанное с предыдущим и т. д. Так составляется коллективный рассказ, которому потом дается название. Чтобы игра не показалась участникам однообразной, карточки можно раскладывать в форме цветка, голубя и т.д., что должно символизировать тематику урока («У карты мира», «Политическое устройство»).
Полезной при работе с лексикой является и другая игра, относящаяся к этому типу. Вся группа участвует в описании фотографии, рисунка, события в составлении рассказа, состоящего в одном предложении. Непременным условием игры является употребление активного выражения.
Можно использовать игры-соревнования ( парные, командные, фронтальные), в том числе викторины, конкурсы, а также игры типа «Аукцион» или «Дуэль», задача которых сводится к тому, чтобы последним назвать слово, выражение, фразу, относящееся к определенной теме, ситуации и т. д.
Примером игры- соревнования может быть игра «Дуэль», цель которой - активизация и закрепление лексики по теме «У карты мира». В «дуэли» принимают участие 2 человека, третий - «секундант». «Секундант» задает тему ( например, «США»). Жребий определяет, кто будет начинать поединок. Первый участник начинает фразу ( «США» - это…). Второй продолжает ее ( «высокоразвитая держава…») и дает следующую информацию («она расположена в …»), которую продолжает первый, и т.д. до тех пор, пока вся информация не будет исчерпана. Побеждает тот, за кем осталось последнее слово. Его партнер считается «убитым» Секундант следит за тем, чтобы сохранялась логика рассказа, не было длинных пауз и чтобы «дуэлянты» всякий раз использовали активное слово. Каждое нарушение равносильно одному 2ранению». Третье ранение «смертельно». Игру можно построить на лексике по определенной теме, а не на фразах.
Полезны лексические игры на скорость ( когда слушатели должны как можно быстрее записать слова, противоположные или аналогичные по значению данным; слова, определяющие данные; которые могут употребляться в данных словосочетаниях). Применяются в учебной практике и игры на ритм, когда на каждый удар метронома или мяча ученик должен безошибочно назвать 5 требуемых слов, например : « я зная названия 5 стран - США, Великобритания, Эфиопия, Венгрия, Китай. Первая - в Америке. Вторая - в Европе, третья - в Африке,…» и т.д. Данные способствуют развитию внимания учеников и автоматизма в выборе и употреблении необходимого лексического материала. Назвать безошибочно 5 стран, их тип, географическое положение в определенном темпе сложно, поэтому можно выполнять игровое упражнение в порядке возрастания чисел от 1 до 5. В целях экономии времени на занятии этот вид игры лучше вынести за пределы класса и рекомендовать ее ученикам в качестве домашнего задания или упражнения на досуге. Форму игры можно модифицировать. Например, играя в волейбол, настольный теннис или делая утром зарядку, ученики одновременно могут отрабатывать активный лексический материал.
1.3 РОЛЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИ ЛИЧНОСТИ
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Подготовить ребенка к школе- это значит воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности. Как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе.
Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества. Как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.
Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школой, должны наполнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других школ.
Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе.
Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Те, кто в детском саду с интересом занимаются с учебником; во время внеклассного чтения предлагают разные формы работы с книгой; выступают организаторами викторин по произведениям любимых писателей; оформляют выставки книг.
Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
Самодельные игры, помещенные в книге, не сложны по устройству, для изготовления их не требуются какие-то особые, трудно добываемые материалы. Небольшого размера куски фанеры или оргалита, деревянные бруски. Клей, краски- вот основные материалы для большинства игр. Но это не значит, что при изготовлении игр не придется столкнуться с определенными трудностями. Несмотря на всю простоту, эти игры требуют большой точности и аккуратности в исполнении, в них много мелких деталей. Не каждый легко справиться с этой работой. Но учащиеся среднего и старшего возраста с удовольствием займутся изготовлением игр, и среди них найдется немало мастеров, умеющих хорошо выпиливать лобзиком, выжинать, раскрашивать. Лучше всего, если в школе будет организован кружок под руководством учителя труда на базе учебных мастерских, где есть необходимые инструменты, станки, приспособления, материалы.
Для изготовления игр надо использовать все имеющиеся у школы возможности. Помимо детей, можно привлечь родителей-умельцев, обратиться за помощью к шефам.
Большое внимание следует уделить оформлению игр. Они должны быть красивыми, привлекать внимание детей не только содержанием, но и внешним видом.
1.4 ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЕ
Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов.
Игра- естественный для ребенка вид деятельности, мотив ее лежит в самой сущности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребенку выразить самые фантастические желания. Свои мечты, ему открывается широкий простор для проявления творчества, активности, смекалки. В играх дети не только отражают реальную жизнь, но и перестраивают ее, «космонавты» совершают дальние рейсы на Марс и другие планеты, строят там города; «конструкторы» создают удивительные машины. Как писал Л.С. Выготский, «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка», т.е. рассматривая игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения. Выготский подчеркивал, что ребенок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому Ребенок в игре и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же декоратор- рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он же техник -изобретатель - создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, изготовляет мебель.
Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей жизненной деятельности. Радость творческой игры преображает детскую жизнь, наполняя ее сказочностью и волшебством.
Педагогика исходит из того, что в процессе воспитания в комплексе решаются задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического развития детей. В младших классах школы такое единство различных сторон воспитания успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений. Богата эмоциями и искренними чувствами. Поскольку в игре находит отражение окружающая жизнь и в тоже время игра является наиболее доступным и интересным для ребенка видом деятельности, она тем самым оказывается эффективным средством гармоничного развития личности ребенка
Воспитание- процесс сложный. Чтобы овладеть искусством воспитания и с научных позиций управлять им, педагог должен хорошо представлять себе весь процесс воспитания, знать все его стороны.
Организует и направляет всю воспитательно- образовательную работу, в том числе и игры, учитель. От личности учителя, от его знаний, умений, методического мастерства и способности творчески организовать воспитательный процесс в игре зависит все дело улучшения руководства игровой деятельностью детей и использование ее в целях воспитания.
Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности - наличие у ребенка з н а н и й об окружающих его предметах ( их назначении, свойствах, качествах), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить замысел игры, дети должны иметь достоверные сведения о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношении к различным предметам и явлениям, о труде окружающих людей и их взаимоотношениях. Но детям нужно иметь не просто какой-то запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Это возможно в том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни. И наиболее доступной для ребенка формой решения этой задачи оказывается игра, выполнения в ней той или иной роли. В процессе игры он уточняет, закрепляет знания о предметах и явлениях окружающей жизни, приобщается к миру взрослых и развивается как член общества.
Усвоение и расширение знаний о предметном мире и действиях людей тесным образом связано с и г р о в ы м и д е й с т в и я м и детей. Игровые действия по своему рисунку соответствуют реальным действиям людей той или иной профессии, но они своеобразны и своеобразие их заключается в том, что в игре они совершают не с теми орудиями, инструментами, которыми действуют взрослые, а из заменителями: это или готовые игрушки ( самосвалы, наборы для игр в парикмахерскую, больницу и т.п.; игрушечные животные, различные куклы т.д.), или природный материал ( шишки, мох, песок, глина), или же так называемый бросовый ( различные коробки, яичная скорлупа, проволока, дощечки, кусочки тканей). Естественно, что способы действий будут зависеть от различий в умениях и навыках детей. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.