На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Народная педагогика. Педагогическая мысль народа. Подготовка воспитателей и учителей. Эстетическое воспитание ребенка. Идеал красоты у горцев Северного Кавказа. Эстетические идеалы горцев. Гармония, царящая в природе Кавказа.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.01.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
Введение

Сегодня возникает мощное движение прогрессивных сил общества за возрождение всеобщей духовности, нравственности, культурных национальных ценностей и, в частности, традицион-ной культуры воспитания.
Традиция (от латинского слова - передача) обозначает элементы социального и куль-турного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социаль-ных группах в течение длительного времени. В качестве тради-ции выступают определенные общественные установления, не-писаные законы, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, об-ряды, порядки и т.д.
Традиция - понятие весьма объемное, охватывает самые разнообразные явления жизни, обычаи, обряды народов. Частным ее проявлением, в широком смысле, можно считать обычай.
Обычай - это стереотипный способ поведения человека, ко-торый в определенном обществе или социальной группе является привычным для их членов. Обычаи по своей сути больше отно-сятся к определенному этносу, потому и имеют национальную специфику, которая характеризует этнос с разных аспектов - с точки зрения миропонимания, мировосприятия, оценки вещей и явлений, взаимопонимания людей, психологии и морали. По-скольку оценки и миропонимания могут меняться с течением времени под влиянием различных обстоятельств и условий, закономерным оказывается возможность изменения обычаев народа.
Народная педагогика - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжении всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических и исторических материалах. Идеи и опыт народной педагогики и сегодня бытуют в семьях, в аулах и сёлах, используются в практике учебно-воспитательной работы школ, в педагогической пропаганде среди населения. Однако в целом учителя слабо подготовлены теоретически и методически по дан-ному вопросу и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идёт стихийно, бессистемно. Определенная часть непра-вильно считает, что в современных условиях, в период бурной интернационализации, национальные традиции отмирают и не играют большой роли, воспитательное значение их невелико. Основная при-чина такого отношения к проблеме заключается в том, что эти педа-гоги сами слабо разбираются в народной педагогике, в ее положи-тельном и отрицательном проявлении.
Для того, чтобы общественное воспитание могло регулировать влияние такого важного фактора социальной среды, как националь-ные традиции, нужна глубокая теоретическая и практическая подго-товка будущих и настоящих воспитателей и учителей.
Огромна роль народа в создании всех ценностей духовной культуры, которыми располагает человечество. Особенно велика роль народных масс в возникновении и развитии педагогической культуры. Воспитание осуществлялось на ранних ступенях раз-вития человечества. Вначале оно происходило в процессе всей жизнедеятельности человека, в процессе труда. «Сопровождая матерей и отцов на рыбную ловлю, на сбор кореньев и ягод, дети непосредственно приобретали опыт подобной деятельности ,который дополнялся соответствующим воспитанием». Применение примитивных орудий труда, а затем усложняющееся сознательное изготовление их, повлекли за собой необходимость пе-редачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколе-ниям. В дальнейшем, в связи с развитием производительных сил и обогащением трудового опыта людей, усложняется и воспита-ние. Оно становится многосторонним и полномерным. В связи с этим возникает необходимость накопления и передачи из поко-ления в поколение опыта воспитания детей. Так зародилась и развивалась педагогическая мысль народа.
Народная педагогика обогащала педагогическую науку и, в свою очередь, сама обогащалась. Особенно высоко идеи и опыт народного воспитания оценены в педагогической теории велико-го русского педагога К.Д. Ушинского. Великий русский педагог высоко ценил огромный воспитательный опыт народа, считал невозможным проводить общественное воспитание без учета на-родности.
1. Идеал прекрасного в народной педагогике

В народной педагогике сложился эстетический идеал, опре-деляющий основное содержание эстетического воспитания моло-дого поколения. Этот идеал представляет собой обобщенный об-раз, воплощающий понятие красоты, прекрасного. Под прекрасным в ши-роком смысле народ понимал жизнь в ее непрерывном развитии, движении к прогрессу. Черты прекрасного народ видел в явлени-ях природы, семейной и общественной жизни, общении, труде, художественных ремеслах, выразительных звуках (музыке), ор-ганизованных движениях человеческого тела (пластика, танцы), художественном слове. Вместе с тем в понятие прекрасного включалась творческая деятельность людей, направленная на ос-воение и преобразование действительности по законам красоты. Понятие прекрасного содержало в себе отрицание безобразного, некрасивого - того, что противоречило представлениям о красоте и достоинстве человека, что мешало утверждению нового, про-грессивного и приводило к эстетизации уродливого. Сферой про-явления и источником прекрасного народ считал, прежде всего, красоту жилища, вещей, одежды, украшения. Эстетическая направленность быта проявлялась в композиции, архитектуре бытовых строений. Учитывалась специфика селения, расположения жилищных и иных построек, интерьер жилища обусловливался необходимостью создания лучших условий для жизнедеятельности семьи.
Эстетика жилого помещения, двора, быта в целом благоприятно воздействовало на стороны воспитания детей. Эстетика труда понималась как дружная и продуктивная работа семьи, общины, как красота процесса труда и его результатов.
Красоту труда народ видел в высокой культуре работы, в умении выполнять ее быстро, точно, в подлинно человеческих отношениях, необходимых для коллективной деятельности. По красоте результатов труда люди судили о красоте человеческой: покажи, что ты сделал, и я скажу кто ты. Прекрасным считался труд честный, добровольный и свободный, озаренный пытливой мыслью, имевшей нравственное основание. На развитие эстетического идеала народа огромное влияние оказывала великая сокровищница прекрасного окружающая природа: снежные вершины гор или живописные леса, просторные степи, стремительные горные или спокойные величественные равнинные реки, многообразие красок, чистота и прозрачность воздуха. Прекрасное в природе понималось как высшая абсолютная красота. Природа воспевалась народом, выдавала эмоциональный подъем, вдохновляла на труд, добрые дела и поступки родители, взрослые показывали образцы заботливого отношения любви к природе.
На основе многовекового опыта народ вырабатывал идеал прекрасного в поведении, общении. Его фундамент составляли общечеловеческие понятия добра, коллективизма и индивидуа-лизма. Эстетика общения включала требования культуры речи, движений, проявления вежливости, такта, чувства собственного достоинства и др.
Идеал прекрасного включал физическую красоту человека. Она понималась как единство формы и содержания и включала признание, высокую оценку внешней красоты (специфической женской и мужской).
Весьма обширной сферой проявления прекрасного являлись различные виды и жанры искусства, в том числе хореография, живопись, музыка, литературное творчество. Как и другие произ-ведения устного народного творчества, песня несла огромный воспитательный заряд. Она выражала самосознание народа, спо-собствовала развитию у молодежи миропонимания, приобщала ее к культурным ценностям народа. Оригинальный и меткий язык песни, глубина мысли, вокальная интонация и в наши дни высту-пают средством воздействия не только на рассудок, но и на чув-ства детей, что усиливает ее воспитательное воздействие. Песня в то же время есть источник и средство развития творческих способностей.
Эстетическое воспитание ребенка начинается с ран-них лет. Первое, с чем осмысленно знакомится ребенок, -- это голос матери. Колыбельные песни -- это первые шаги приобщения ребенка к музыкальной культуре и художественному слову. В колыбельных был заложен глубинный смысл и обереговая функция, ведь слову над колыбелью придавали значение заклинания.
В наши дни доказана важность музыкальной терапии не только для взрослых, но и для детей в чреве матери... с двухмесячного возраста. Эстетическое воспитание ма-лышей колыбельными песнями очевидно.
По мере взросления ребенок, вращаясь среди взрос-лых, постоянно слышал ласковые слова. Например, в русской семье это были либо ласкательные имена (Ваню-ша, Илюша, Машенька, Катенька), либо нежные прила-гательные («дорогой», «родной», «пригоженький»,«не-наглядный»), либо ласкательные существительные («золотцо», «крошечка»). Даже лексика песен, с которыми дети знакомятся с малых лет, изобилует словосочетаниями типа «серенький хвостик», «Красная Шапочка», «серенький волчок».
Национальная одежда всегда отличается изяществом, простотой и изысканным сочетанием красок. Удивитель-но, но факт: изучая национальный костюм, нетрудно заметить взаимовлияние культур. Например, в одежде кубанских казаков немало деталей костюма горца (папа-ха, кинжал, бурка, черкесска, кушак, кубанка). Даже сочетание преобладающих красок у казаков-кубанцев бли-же к горскому (черный + красный), чем к запорожскому или донскому (синий + красный).
Образ жилища всех народов отражал не только его основное функциональное назначение, но и художествен-ный вкус. В зависимости от традиционных материалов использовались и соответствующие средства его эстети-зации. У русских, татар, башкир деревянные избы укра-шались резьбой, южно-украинские хаты и кумыкские сакли тщательно белились известью, жилища горных аулов украшались резьбой по камню. Особое место в эс-тетизации среды обитания отводилось художественному образу культовых зданий. Христианские церкви, ислам-ские мечети, еврейские синагоги, буддийские дацаны возводились па возвышенных местах и были в селениях не только архитектурной доминантой, но и главным ху-дожественным украшением. Особое место в архитектуре занимают мавзолеи и кладбища. «Городки мертвых» в Чечне, Ингушетии и Осетии, мавзолеи в Средней Азии и на Южном Урале, сооружения похоронного ритуала в Калмыкии и Бурятии восхищают нас величественностью, строгой простотой форм, рациональностью и заставляют лишний раз задуматься о бренности и быстротечности бытия.
Эстетический вкус народа формировался и в органи-зации пространственной среды обитания. Достаточно вспомнить великолепные дворики мусульманских мече-тей и духовных школ (медресе), украшенные деревьями, цветниками и фонтанами; дворы русских монастырей; главные площади казачьих станиц (майданы). Дворовые территории у большинства славянских и кавказских на-родов отличаются строгой иерархией построек, обеспе-чивающих комфорт не только семьи, но и домашних животных.
Даже предметы число утилитарного назначения -- чашки, ложки, ножи -- были у всех народов средствами эстетического воспитания. Мировую известность полу-чили изделия дагестанских чеканщиков, русской Хох-ломы и других художественных промыслов. Производ-ство художественных изделий (в т. ч. и ковроткачество) было таким масштабным, что можно смело говорит о художественном влиянии его на развитие молодежи.
2. Идеал красоты у горцев Северного Кавказа

Содержание нравственно-эстетического воспитания в народной педа-гогике горцев Северного Кавказа основывалось на положениях горской этики. Оно отражало требования и специфику формирования нравствен-но целостной личности, которая строит свою деятельность в соответствии с нормами красоты. Наиболее полно содержание такого воспитания на-шло отражение в народном идеале горца. Эстетический иде-ал горцев есть составная часть идеала совершенного человека, который, по представлениям горцев должен быть умным и сильным, подвижным, работоспособным и выносливым, умеющим преодолевать все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен был быть мужественным, про-являть в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доб-лесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства и уметь ценить прекрасное, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорб-лять честь семьи, рода. Как показал Г.Н. Волков, идеалы воспитания предписывали быть гостеприимными, хлебосольными и трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать[2,51].
В представлениях народов Адыгеи, Кабардино - Балкарии и Карачаево-Черкесии совершенный мужчина выглядит следующим образом. Исход-ным в его облике являются ум и физические качества, но определяющи-ми - его жизнедеятельность - нравственно- эстетические качества. Каж-дая горская семья ставила перед собой цель, воспитать из сына настояще-го мужчину - джигита.
Анализ фольклора, этнографических материалов, исторических доку-ментов позволяет представить обобщенный образ идеального горского мужчины, которого называют джигитом. В образе джигита воплощены вековечные чаяния народа о совершенном человеке, которому присущи ум и трудолюбие, храбрость, отвага, честность, верность и др. Мужчина - добытчик, кормилец, хозяин. Его авторитет в семье непререкаем. Посло-вица "Хороший сын-памятник отцу" обязывала родителя быть образцом прежде всего для своего сына. Большим укором звучали слова: "Ты позо-ришь имя отца, семьи, рода". Старики - аксакалы и сегодня не спраши-вают у молодого человека имя, а спрашивают имя отца и деда, по кото-рым судят о роде из которого вышел человек. Когда наступала пора взросления, родители дарили подростку памятные вещи, оставшиеся от деда, прадеда. Чтобы оправдать имя настоящего джигита, молодой чело-век должен быть не только смелым, но и великодушным, добрым, но бес-пощадным к врагам. Жизнь с ее множеством испытаний давала основа-ние заключить, обладает ли человек этими качествами, достоин ли он но-сить титул джигита. Горцы возлагали на джигита высокую миссию - быть народным заступником. Народ любил своих джигитов, нуждался в них, как земля в долгожданном дожде. Об этом говорят пословицы и поговорки. Вот пример: "Родится джигит - счастье для села, польет дождь - счастье для земли''. В пожеланиях новорожденному мальчику старшие выражали мечту видеть его в будущем джигитом, защитником своего народа. В карачаево-балкарской сказке "Джигит джаш" (мужественный парень) пока-зан народный обычай посвящения в джигиты. Этот обычай являлся сво-его рода смотром физической силы, военно - спортивной подготовки в том числе джигитовки. Джигитовки для молодых горцев являлись настоящим общественным экзаменом, устраиваемым для них неподкупным экзаме-натором ~ народом. Для проведения джигитовки заранее выбиралось ме-сто, маршрут для всадника, готовились подарки победителям. Если джи-гитовка проводилась на праздничных торжествах, то призы готовили де-вушки. Подарки готовились с особой тщательностью, так как по ним лю-ди могли судить об умении будущих невест рукодельничать. Для джиги-тов проводились физические состязания, куда непременно входила на-циональная борьба "тутуш". Нередко взрослые становились восторжен-ными зрителями поединка между юношами - борцами, испытывавшими свои силы под бодрящие возгласы взрослых. Наблюдателями спортивных соревнований являлись и дети. Они были в центре внимания старших, руководивших формированием в них всех качеств, присущих настояще-му джигиту. Не случайно в некоторых горских сказках приводятся факты, свидетельствующие о том, что мальчики оказывались лучшими стрелка-ми, наездниками (сказки "Аллахберди", "Батыр джашчыкъ") и др.
Для кавказского мужчины самым большим позором считалось про-слыть трусливым человеком. Народ осуждал людей, проявлявших тру-сость.
В жизни горского общества женщина занимала особое положение. Это отмечали многие ученые, путешественники побывавшие на Северном Кавказе.
Английский путешественник Эдмонд Спенсер в 1830 году говорил о горцах: "Храбрые рыцари прежних времен никогда не оказывали более уважительной галантности к прекрасному полу, чем эти простые горцы"[1,23].
Дж. А. Лонгворт, проживший год среди причерноморских адыгов и наблюдавший их быт, обычаи, традиции, писал: "Их отношение в целом к женщинам, каким резким и властным оно не могло показаться, не лишено галантности и придает их манерам налет рыцарства. На празднествах у молодых людей бытует обычай, поднимая вазу с бузой, с тостом в честь избранницы сердца, разрядить в воздух ружье или пистолет. Вызов не-медленно принимается теми, у кого есть заряд пороха.... Чтобы в той же манере подчеркнуть превосходство их собственных пассии"[1,120]. Красотой и грацией горянок восхищался шотландец П.Г. Брус, прини-мавший участие в Персидском походе Петра 1 в 1722г. Спустя много лет он вспоминал о горянках: " Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами лица, гладкой светлой кожей, и с прекрас-ными черными глазами, которые, вместе с их черными волосами, прида-ют им очень красивый вид. Все это, вместе взятое, с их красивыми, всегда открытыми лицами, и их хорошее расположение духа и приятная непри-нужденность в разговоре делают их очень желанными, несмотря на все это, они слывут очень целомудренными [1,149]
Высокий идеал женщины- горянки воплощался в жизнь. Существуют многочисленные сведения европейских и русских авторов о духовно-нравственной красоте, целомудренности, скромности и уме горянки. В частности, на протяжении двух столетий писателей, критиков и литерату-роведов интересует прекрасная и трагическая судьба черкешенки Айшет, ставшей классиком французской литературы. Крупнейший французский критик Сент-Бев писал: «Эта черкесская женщина, вышедшая с азиатско-го базара, была привезена во Францию за тем, чтобы построить памятник святости чувственной чистоте»[1,89].
Искусство горянок в рукоделии, умение создавать прекрасное в быту отмечали многие видные деятели науки, искусства. Так, барон Е. Вайден-баум, находившийся три года в плену у горцев, писал в своих воспомина-ниях: «Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах: скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; сереб-ряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовляют, обнаруживается хороший вкус и отличное практическ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.