На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Рассмотрение изменений в методике преподавания географии в связи с расширением знаний о материках и океанах: обучение организации географического пространства, определения месторасположения объектов или явлений, проведения анализа окружающей среды.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.04.2010. Сдан: 2010. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Изменения в обучении географии
Первые попытки научно осмыслить содержание географии как учебного предмета были предприняты менее ста лет тому назад. География развивалась по мере того, как люди расселялись, осваивая все новые пространства. Параллельно большим изменениям, которые претерпевали сам мир и география, менялись и подходы к обучению географии, его методы.
Изменения в средствах обучения
Сто лет тому назад в преподавании географии использовались главным образом настенные карты и изредка фотоснимки. В начале пятидесятых годов аудиовизуальные средства, включая аэрофотосъемку и телевидение, находились еще на заре своего развития. Сегодня число потенциальных средств обучения представляется почти неограниченным -- от данных переписи населения до банков данных, хранящихся в памяти компьютера, от карт до разнообразнейших наглядных пособий, включая и снимки Земли из космоса. Мы теперь имеем возможность видеть нашу планету, запечатленную на фотоснимках, целиком без посредничества географических карт. И нам, следовательно, сейчас гораздо яснее стали такие представления о Земле, которые указывают на новые сознательные или неосознанные взаимоотношения между человеком и планетой. Для школьника завтрашнего дня возможность обозревать всю Землю, наблюдать, как меняется ее форма и цвет, будет также доступна, как сегодня нам всем доступен вид улицы из нашего окна или вид Луны на небе.
Студенты и школьники живут сегодня в культурном окружении, весьма отличном от окружения двадцатилетней давности, не говоря уже о пятидесятилетней. Школа, учитель, учебник и другие учебные пособия больше не являются единственными источниками информации. Помимо школы появилось множество каналов, по которым поступает информация: газеты и журналы, радио, телевидение, интернет -- все они ежедневно обрушивают на ученика массу сведений, иногда вызывая даже реакцию неприятия с его стороны. Эти сведения представляют собой либо описания событий, которые подчас бывают умышленно или неумышленно искажены, либо их интерпретацию, содержащую оценочные суждения. Такая интерпретация явно опосредует ту реальность, которую читатель или зритель мог бы воспринять сам и вынести о ней собственное суждение. Поэтому необходимо научить молодежь критически относиться к такой информации, научить отличать факты от мнений, что можно сделать, только привив им широкий научный кругозор.
Но учащиеся в разных странах мира имеют неодинаковое представление об окружающем мире. Миллионы детей, например, никогда не видели моря, гор, утесов, ледников, небоскребов или даже таких более прозаических объектов, как, например, ферма. Став взрослыми, многие молодые люди знакомятся с непривычными им ранее сельскими и городскими ландшафтами. Посещение родственников в других частях света, поездки на каникулы, школьные экскурсии и туристические походы -- все это облегчает в наши дни приобретение знаний о мире, который становится все более доступным для учащихся. Тем не менее, все время растет разрыв между знаниями о мире, почерпнутыми из средств массовой информации, и личным опытом, приобретаемым во время путешествий.
Географическое образование необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общей системы образования, поскольку оно призвано помочь учащемуся лучше понять особенности пространственных взаимоотношений на земной поверхности и характер ее освоения человеком. Географическое образование необходимо не только тем, кто так или иначе связывает свою карьеру с географией. Если нам представляется вполне естественным, что все дети учатся читать, писать, считать и решать математические задачи, то есть овладевают средствами общения с другими людьми с тем, чтобы уметь ставить вопросы и отвечать на них, слушать и быть услышанными, принимать повседневные решения, находить приложение своим способностям и развивать свою личность в целом, то разве не столь же естественно учить детей разумно действовать в пространстве, видеть территориальные аспекты проблем, пополнять их знания об окружающей среде?
Изменения в географических знаниях
Немногим более века тому назад побережья некоторых континентов еще только начинали исследоваться людьми и не было уверенности, например, в существовании материка Антарктиды. Мало были изучены географами и внутренние районы Африки, Австралии и Южной Америки. Лишь постепенно были установлены особенности их горных пород, флоры и фауны, разработаны методы измерения высоты тех или иных участков суши над уровнем моря, предложен способ изображения рельефа при помощи горизонталей, описаны типы ландшафтов и выявлена картина распределения населения на земном шаре. Теперь, когда почти все районы Земли нанесены на карты и сфотографированы, когда более или менее точно определена численность населения и составлена примерная опись природных ресурсов, задача географа состоит уже не в том, чтобы открывать новые земли, давать названия горным пикам, составлять описания народностей и государств. Географ теперь обязан понять, каким образом общество может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом народонаселения и все большим развитием хозяйственной деятельности человека.
Во-первых, необходимо отдавать себе отчет в наличии огромного объема информации, которая ежедневно поступает к нам из различных источников. Сравнение современной ситуации с ситуацией двадцатилетней давности приводит к пониманию того, что теперь на сознание учащегося ежедневно обрушивается огромный поток информации. Сведения и факты, беспрерывно поступающие из самых разных частей света, уже не отбираются, не систематизируются и не просеиваются, как было раньше благодаря разделявшему нас расстоянию. Где бы и какие бы события ни происходили, они оказываются в поле зрения средств информации либо потому, что могут иметь серьезные последствия, либо затрагивают большие массы людей или же могут оказать огромное влияние на общественное мнение.
География больше не является простым перечнем фактов и описаний тех или иных регионов на земном шаре. Сейчас она стремится использовать эти факты для решения проблем территориального планирования и тех проблем, которые возникают в связи с перенаселением отдельных районов, экономической отсталостью, ростом городов, преобразованиями в сельском хозяйстве и способах использования земли. В наше время многие события, о которых сообщается в последних известиях, подчас оказываются не очень попятными, если их не рассматривать в географическом или экологическом контекстах.
Некоторые географические аспекты текущих событий тесно связаны с последствиями демографического взрыва, в результате которого отдельные районы оказались "перенасыщенными" людьми, и с проблемой роста городов. Только с учетом названных явлений можно понять такие процессы, как миграция населения и его сосредоточение, уменьшение свободных территорий, конкуренция за землю и природные ресурсы. Все это происходит в "уплотняющемся" мире, в котором благодаря средствам связи к нам приблизились и стали знакомыми самые отдаленные уголки Земли.
Достаточно взять две такие проблемы, как проблема размещения хозяйственной деятельности и проблема качества среды, чтобы показать, что большинство явлений взаимосвязаны и взаимозависимы. Органическое единство мира, к осознанию которого пришел еще Александр Гумбольдт, автор "Космоса", постепенно открывается современному человеку, хотя и иными средствами и в ином масштабе. Развитие с пятидесятых годов нашего столетия так называемой новой географии, вообще эволюция географии как науки ознаменованы поиском теории, становлением дедуктивных методов, использованием количественных методов и ориентацией на решение практических задач. Эти изменения часто называют революцией идей в географии, в результате которой место традиционного описательного и энциклопедического предмета, уже не отвечающего современным требованиям, должна занять новая дисциплина. В результате в международном сообществе географов, как среди ученых, так и среди преподавателей, наметился глубокий раскол. Традиционалисты противостоят новаторам; те, кто отдает предпочтение качественным исследованиям, стоят в оппозиции к тем, кто занимается количественными исследованиями. В действительности же развитие географии шло тем же путем, что и развитие большинства общественных наук, то есть путем изменения ее методологии и смены задач.
Цели географического образования
В рамках вышеизложенного не вполне ясно, по какому пути должно идти совершенствование географического образования. Должна ли география войти частью в более широкий курс поведенческих дисциплин (пока обычно не преподаваемый в школе) и, следовательно, быть сокращена по объему или же стать основой интегрированного курса, включающего эти науки? Независимо от особенностей системы образования в той или иной стране такой выбор сделать весьма трудно, не рискуя исказить цели географического образования, особенно если географию рассматривать не как дисциплину, развивающую умственные способности, а лишь как собрание фактических сведений, на фоне которых подрастающее поколение должно воспринимать происходящие в мире события. То представление о географии, которое мы часто приобретаем в школе, объясняет, почему молодежь не считает географию самостоятельной наукой и видит в географе только учителя, а не специалиста в своей отрасли знания.
Тем не менее было бы несправедливо игнорировать то разнообразие представлений о географии, которое существует в настоящее время. Несмотря на определенное согласие в отношении некоторых понятий и терминов, единое и точное определение предмета географии в целом пока отсутствует. Несогласованность проявляется также в характере исследований и преподавания. Можно, конечно, видеть в этом некий признак теоретической силы и творческого начала. Но, с другой стороны, здесь на лицо и признак расчленения предмета, который, не определив точно свои границы, ностальгически цепляется за представление о комплексности и пытается объять все явления на Земле, а также дать исчерпывающие знания о человеческом обществе и среде, в которой оно живет.
Если идти от общего к частному, от широких понятий к более узким, то можно составить перечень принципов, в отношении которых среди географов наблюдается достаточное согласие и которые могут поэтому олицетворять географическую мысль и использоваться для определения структуры и содержания учебных курсов географии.
Анализ местоположений и размещения географических объектов и явлений
Все явления на Земле, видимые и скрытые, управляемые и стихийные, привязаны к тому или иному месту. Их местоположение обозначается с помощью "точек" (ферма, город, завод), линий (каналы, шоссейные и железные дороги), участков (обрабатываемые земли, городские застройки) все это вместе создает картину пространственной дифференциации земной поверхности. Каждому явлению, взятому изолированно и рассматриваемому в различных масштабах, соответствует определенный тип пространственного размещения, обусловленный теми или иными создавшими его процессами. Географический анализ заключается в описании и объяснении таких типов размещения путем вскрытия множества порождающих их причин природного и антропогенного характера, относящихся как к прошлому, так и настоящему. Картина размещения не является статичной, она находится в состоянии постоянного развития, поэтому географический анализ должен быть динамическим.
Анализ окружающей среды
Конкретная среда есть результат сочетания нескольких явлений на одной и той же территории. Эта пространственная взаимосвязь и взаимообусловленность объектов, изучаемых географией (например, оливковые рощи и средиземноморский климат), определяют пространственную дифференциацию земной поверхности и придают особый характер той или иной местности.
Такая среда может быть "природной" (например, пустыня, саванна, тропический лес), хотя лишь немногие ее участки можно теперь называть девственными. И действительно, люди и животные сосуществуют в этой среде как часть общей экосистемы, которая может быть сбалансированной или несбалансированной. Человеческие общества установили сложные взаимоотношения с физической и биотической средой обитания главным образом через разные формы освоения природных ресурсов -- скотоводство, полеводство, создание ферм, плантаций, поселков и небольших городов. Человек постоянно взаимодействует с окружающей его средой, хотя степень воздействия на нее зависит от его потребностей, уровня развития техники, от представлений о характере среды, в которой он хочет жить. На эти представления в свою очередь влияет экономическая, политическая и социальная системы общества. Размер и интенсивность антропогенного воздействия в свою очередь сказываются на оценках человеком его внешней среды.
Характер использования земли в различных целях -- под пахоту, пастбища, лесные угодья, промышленную или жилую застройку, под транспорт -- также отражает структуру и политику данной социально-экономической системы. Например, тип поселений в долине р. Св. Лаврентия иной, чем в прериях. Результатом разнообразных географических (или пространственных) влияний и является культурный ландшафт. Не прибегая к ссылке на представление о географии как дисциплине, занимающейся лишь "объяснительным описанием ландшафтов", легко тем не менее согласиться, что на примере культурных ландшафтов можно весьма наглядно убедиться в характере взаимодействия природных и антропогенных факторов. Нарушенный природный облик некоторых ландшафтов и сбои в функционировании системы, в рамках которой они существуют, сами по себе являются показательными. Образ жизни людей формируется в определенной окружающей среде, видимым проявлением которой и служит культурный ландшафт. В высокоразвитых промышленных странах географы часто склонны преуменьшать роль природной среды в жизни человека, но не следует забывать, что во многих странах люди еще живут в тесной связи с природой. Разрыв этих связей и растущая искусственность среды перестали в последние десятилетия рассматриваться как признак прогресса или власти человека над природой. Опыт научил нас тому, что гораздо разумней сотрудничать, а не бороться с природой и не забывать о весьма хрупком равновесии, существующем в природных экосистемах.
В конечном счете человек никогда не сможет освободиться от природной среды, как бы он ни провозглашал свою независимость от нее. Все культуры и цивилизации черпают силы и развиваются в том природном окружении, в котором они возникли.
Изучение организации географического пространства
Организация географического пространства, или территории, -- термин, все чаще используемый в географической литературе. Поэтому имеет смысл еще раз обсудить, как понимают его географы. Коль скоро география остается наукой о взаимодействии человека с внешней средой, последняя понимается как природная среда или совокупность природных ландшафтов. Но воздействие человека на природные ландшафты в конечном итоге приводит к формированию определенных типов районов, при оценке которых учитываются не только характеристики рельефа, почв и климата, но также форма и размеры самой территории; степень доступности таких районов оценивается в денежных и временных единицах. Отдельные люди и семейные кланы, сельские жители и горожане, целые нации склонны воспринимать свое природное окружение в виде некой сетки районов, где по мере их освоения возникают некие полюса притяжения в виде населенных пунктов, которые сами по себе уже создают основу для пространственной организации и, следовательно, пространственной дифференциации территорий.
Позвольте уточнить эту мысль. Фермер, осваивающий новые земли, скорее всего будет использовать их в соответствии с рыночной конъюнктурой в близлежащем городе, с имеющимися транспортными связями с этим городом и в соответствии с возможностями города переработать его продукцию в промышленные и полупромышленные то и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.