На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие общения в психолого-педагогической литературе. Личность и её внутренний мир - центр современного образования. Психологические критерии готовности ребенка к школе. Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Введение

Общение - актуальная проблема, волнующая умы человечества, исследованием которой занимались А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов.

В общении происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, ребенок овладевает различными социальными ролями, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом человеке, персонализироваться. Коммуникативные способности, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей. Формирование этих способностей - важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

На важность формирования умения общаться, в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования (Е.В.Бондаревская, Т.А.Репина, Е.О.Смирнова).

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
В то время как, умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к методам формирования навыков общения, в том числе, к игровой деятельности. Так как исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Ведь именно для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения. Педагогам и родителям особенно важно осознать, какого рода игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь. Такими играми могут являться народные.
В связи с этим, выбранная автором работы тема, приобретает особую актуальность.
Целью работы является изучение возможностей народной игры как средства формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Посредством анализа литературы рассмотреть теоретический аспект формирования навыков общения дошкольников: дать понятие общения, обозначить особенности общения детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить роль игровых методов в формировании навыков общения;
3. Рассмотреть проблему развития народной игры в педагогике и особенности применения данных игр в формировании навыков общения детей старшего дошкольного возраста;
4. Проанализировать образовательные программы для дошкольных учреждений «Детство», «Радуга», «Истоки», реализующие задачи формирования навыков общения.
Объектом исследования является: общение, предметом: народная игра как средство формирования навыков общения; объектом выступают дети старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения дошкольников

1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Шипицына, Л.М., Защиринская, О.В. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская. - С-Пб., 1998.
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, зависит вся система данного лица.
Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык.
Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска - господствующее выражение лица - формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений.
Внешний облик и физиогномическая маска - статичны. Динамическая сторона общения проявляется в жестах и мимике. Мимика - динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест - социально отработанное движение, передающее психическое состояние. И мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденные.
Средством общения также является тактильно - мышечная чувствительность. Взаимопроникновение, мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него - вот пределы такого рода общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов. При помощи тактильно - мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляются некоторые собственные качества, и выражает отношение к нему.
Психологи выделяют три уровня общения:
-макроуровень, когда общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности. Это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни личности.
- мезауровень, когда общение предполагает контакты на определенную тему. Реализация темы может осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в один сеанс или потребовать несколько встреч, актов общения и общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.е. оно представляется процессом.
- микроуровень, который предполагает акт общения и выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать «вопрос - ответ», рукопожатие, многозначительный взгляд - мимическое движение в ответ. Галигузова, Л.Н., Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 1982.
Деление общения на виды возможно по нескольким основаниям: контингенту участников, продолжительности, степени опосредованности, законченности, желательности и другое.
В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично - групповое, межгрупповое общение.
В первой группе, первичном коллективе, каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи.
Лично - групповое общение - это тот случай, при котором одна сторона, один участник - личность, другая - группа, коллектив. Лично - групповое общение наиболее отчетливо проявляется между руководителем и группой, коллективом.
Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Цели и задачи общения групп, коллективов могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, противоборства.
«Непосредственное», имеют в виду общение «лицом к лицу», общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства.
«Опосредованное общение» - это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной.
Кратковременное общение с незнакомым человеком отличается от акта общения со знакомым.
Длительное взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, прерывистое или непрерывное, предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и таким образом познание друг друга.
Показателем законченности общения служит исчерпанность содержания темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками.
Общение - понятие, гораздо более широкое, чем просто говорение. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут, но в общении слабы. Помимо говорения, владение языком общения предполагает:
- восприятие и понимание;
- реакцию на речь окружающих;
- умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.
Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить.
По мере развития навыков общения ребенок приобретает: Развитие общения дошкольников со сверстниками / под. ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
- способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей - социальных, эмоциональных и материальных;
- способность объясняться - сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями;
- способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций;
- способность отчетливо произносить самые разные звуки;
- способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

1.2 Особенности общения детей старшего дошкольного возраста


Разработка проблемы становления внутреннего мира ребёнка в педагогической науке и практике получила своё развитие сравнительно недавно. Долгое время главными ориентирами и критериями успешности работы с ребёнком были уровень развития детей, степень владения ими знаниями, умениями, навыками, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становится личность и её внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М., 1990.
Важную роль в жизни каждого человека играет общение.
Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.
Формирование межличностного общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста.
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов - внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми.
Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми.
Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М., 2000.
По данным ряда психолого-педагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.Т. Саморуковой. - М., 1983.Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.
В соответствии с исследованиями М.И Лисиной (1986), «общение детей старшего дошкольного возраста развивается на основе потребности в доброжелательном внимании, сотрудничестве, уважении взрослого при ведущей роли стремления к сопереживанию и взаимопониманию. Способности к общению у детей развиваются в процессе познания окружающего социального мира со слов взрослых (нормативные знания о взаимодействии людей), а также на основе личного опыта. Ведущим мотивом общения ребёнка является личностный мотив при принятии взрослого как целостной личности, обладающей знаниями, умениями и социально-нравственными нормами, который может быть строгим и добрым старшим другом. Общение с взрослыми и сверстниками способствует приобщению дошкольников к моральным и нравственным ценностям общества; формированию мотивационной, интеллектуальной и коммуникативной готовности к школьному обучению». Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина. - М.,1970.
В старшем дошкольном возрасте эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. В то же время эмоциональная жизнь ребёнка отличается насыщенностью и интенсивностью. Особенно важным для развития дошкольника является появление таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей. Всё, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребёнок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему не интересно.
Трудности в становлении межличностного общения детей в сегодняшних условиях связаны с дефицитом их воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Для преодоления этих трудностей в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками необходимо уделить внимание развитию межличностного общения ребёнка со сверстниками, взрослыми людьми. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психологического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - Минск, 1997.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.

1.3 Роль игровых методов в формировании навыков общения у детей старшего дошкольного возраста


Счастье - это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным - и себе, и людям, что называется. Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе - ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется - в том числе и для своих детей? В чем же секрет успешного общения? Психологи говорят о коммуникативных навыках - навыках общения. Какие же навыки общения стоит освоить детям?
Любой коммуникативный навык подразумевает прежде всего распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. - М., 2000.
Почти каждый дошкольник, которому повезло с воспитанием, умеет поздороваться и попрощаться, поблагодарить, задать вопрос и на вопрос ответить. Во взрослом возрасте к этим умениям добавляются еще хотя бы полтора десятка навыков, которые необходимы для нормальной жизни в обществе. Конечно, для эффективного общения, построения карьеры и других социальных проектов, для успешной реализации своих целей человек должен владеть большим количеством коммуникативных умений, По словам специалистов, можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений Сегодня многие из былых коммуникативных навыков утеряны: изменился мир, изменились условия и потребности.
Коммуникативные умения, которыми должен владеть к школе каждый ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе:
- Приветствие;
- Прощание;
- Обращение;
- Просьба о помощи, поддержке, услуге;
- Оказание помощи, поддержки, услуги;
- Благодарность;
- Принятие благодарности;
- Извинение;
- Принятие извинения;
- Отказ;
- Требование;
- Слушание;
- Развернутое высказывание.
Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М., 1999.
Успешное усвоение детьми коммуникативных умений и навыков возможно при установлении в процессе обучения и воспитания связи между тем, что воспитатель хочет сформировать у ребенка и тем, что субъективно значимо для него. Таким образом, само содержание учебного материала и методики его преподавания детям дошкольникам должны опираться на имеющиеся у них потребности: потребность в игре, в общении, в движении, в продуктивных видах деятельности.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. Основу классификации игр, которая принята в советской педагогике, заложил П. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных. В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами.
В современной педагогической литературе и в практике игр, которые создаются самими детьми, называются «творческими», или «сюжетно-ролевыми». Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации -- разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
Впервые игры с правилами были созданы народной педагогикой. Об их ценности К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека... Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство -- задача будущей педагогики». В современных детских садах народные игры («Палочка-выручалочка», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Фанты», «Краски») относятся к числу наиболее любимых детьми. Они не только увлекательны, но и требуют внимания, сообразительности, умственного и физического усилия. Воронова, В.Я.Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. - М., 1997.
В системе дошкольного образования для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной педагогики. В данный момент многие ученые, занимающиеся дошкольным образованием указывают на необходимость создания методических систем направленных на формирование и развитие коммуникативных умений и навыков.
Народная игра, как и любая другая игра, выполняя различные воспитательные функции, (развивающую, познавательную, развлекающую, диагностическую, корректирующую и др.) может служить средством приобщения детей к народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей дошкольного возраста. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. -- М., 1997.
Глава 2. Возможности народной игры в формировании навыков общения детей дошкольного возраста

2.1 Проблема развития народной игры в педагогической теории и практике


Справедливо известное изречение: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить седую старину. Многое из того, что было характерно для быта, с веками исчезло, но кое-что сохранилось лишь в детских играх.
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с утварью первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику. Из исторических документов мы узнаем, что во все времена игре придавалось большое значение. Очень высоко ценили игры древние греки. Они придавали особое значение народным играм, их роли в воспитании детей. Занятие играми уже тогда считалось важной задачей образования. Существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «стрельба из лука», «метание копья». Детская психология: учебное пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -- Мн.,1988.
На протяжении многих сотен лет учеными различных направлений науки пытались разгадать «тайну» происхождения игры. По словам С.А. Шмакова, не вызывает сомнения тот факт, что многие игры, особенно народные, возникли из языческих религиозных актов.
До последнего времени в современной отечественной педагогике среди общих методов воспитательного процесса игра не выделялась отдельно как метод воспитания.
Народная игра - игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ./ под ред. М.А Васильевой. - М., 1990.
Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-лебеди», «Коршун и цыплята».? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются - народными.
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.
В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в «Жмурки», «Кошки-мышки» охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7.

2.2 Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства».

Народные игры собирались и описывались фольклористами и этнографами (В.И. Даль. Е.А. Покровский, В.П. Шейн и др.). Педагогическим отбором и пропагандой народных игр как средств воспитания занимались И.Я. Герд. Е.М. Дементьев, П.Ф. Лесгафт. А. Скотак и др.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия.

Интуитивно и сознательно психологи и педагоги ориентируются при этом на специфику народной игры, ее коллективный характер, наличие обязательных для игроков норм и правил взаимоотношений и поведения, добровольность и равноправие при распределении ролей, разновозрастной состав группы, простоту и доступность оснащения, позволяющих быстро включить детей в игровое общение, варьировать условия, организовывать непосредственное наблюдение и ненавязчиво управлять действиями и поведением играющих.

Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье. Они отражают все области народного творчества. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.,1999.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда.

Педагог, используя народные игры в учебно-воспитательном процессе, должен рассказывать детям о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывать иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей будут интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

Педагогами-психологами разрабатываются прекрасные программы развивающих занятий для дошкольников, которые направлены на развитие навыков общения у детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логвиновой, П.Т. Саморуковой. - М., 1983.

Предлагаемые групповые игры строятся на отношениях игрового партнёрства, при добровольном участии каждого ребенка в том, что принято всеми. Соперничество друг с другом недопустимо. Содержание и правила игр исключают поводы для конфликтов и взаимного отталкивания, способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои непосредственные побуждения, выбирать партнера по игре или совместной деятельности.

Игра 1. Раздувайся, пузырь! (Освоение детьми навыков установления контакта со сверстниками, проявления взаимного внимания и уважения.)

Задачи игры: Научить ребенка последовательному выполнению двух ролей - приглашаемого и приглашающего, дать ему возможность почувствовать внимание других детей и самому проявить это внимание. Игра требует большой согласованности движений и внимания к партнеру.

Описание игры: Взрослый подходит к одному из детей и приглашает его поиграть. Взяв ребенка за руку, взрослый подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка, он предлагает и ему присоединиться и подать руку Машеньке. Втроем они идут приглашать следующего ребенка и т.д. Когда все дети будут приглашены, они вместе с взрослым берутся за руки, образуя круг. Все вместе становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь», делая шаги назад. При этом произносятся следующие слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!». Когда получится большой круг, взрослый входит в него и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра начинается сначала.

Правила игры: Когда пузырь раздувается - двигаться назад и к концу текста взяться за руки. На слово «Хлоп» руки разнимаются, и все бегут к центру. Давать руку любому, кто оказался рядом.

Игра 2. Карусели. Развитие способности к согласованному взаимодействию, умения подчинять свои действия интересам группы. Лыкова, И. А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста / И.А. Лыкова. - М., 2000.

Задача игры: Научить детей согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

Описание игры: Эта игра также начинается с последовательного приглашения детьми друг друга в общую игру.

Когда все участники игры собираются в общую цепочку, она замыкается и образуется круг. «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит взрослый.- Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели. А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончилась игра».

Движения: Сначала карусель медленно движется в правую сторону. Темп речи и движения постепенно ускоряются. На слова «побежали» карусель меняет направление движения. Темп движения постепенно замедляется, и на словах «раз-два» все останавливаются. Потом дети собираются в круг, и игра начинается сначала.

Правила игры: Крепко держать друг друга за руки, чтобы во время движения круг не обрывался. Поворачиваться лицом в сторону движения карусели. Подчиняться общему темпу движения и дружно хором произносить слова.

Игра 3. Куклы пляшут. Развитие у детей умения уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.

Задача игры: Научить детей выполнять игровые действия по очереди, небольшими группами. Поведение детей в игре регулируется определенными требованиями. Игра организует поведение детей в совместной деятельности, учит пользоваться общими игрушками, передавать их друг другу.

Описание игры: Взрослый говорит детям: «Смотрите, какие куклы сегодня пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Показывает. Потом он предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними (произвольно). «А теперь, - говорит взрослый,- подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Правила игры: В начале игры каждый выбирает себе куклу сам, ссориться из-за игрушек нельзя. Куклу можно передавать только тому, кто ещё не плясал.

Игра 4. По дорожке Валя шла. Овладение навыками выбора партнера по совместной деятельности, выражение симпатии и приязни к сверстнику.

Задача игры: Развивать у ребенка активное воображение. Центральным моментом игры является выбор партнера, который осуществляется ребенком самостоятельно и служит средством выражения своего предпочтения и симпатии к сверстнику.

Описание игры: Все дети ходят по кругу, а кто-нибудь один (Валя), кого заранее выбирает взрослый, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: «По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла». Дети, кружась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево. «Валя тапки примеряла, чуть надела - захромала». (Валя изображает, что надевает тапочки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает.) «Стала Валя выбирать, кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, на, надень и попляши». (Хоровод останавливается, все смотрят на середину круга.) Валя и Коля пляшут в середине круга, и игра начинается сначала.

Правила игры: Выполнять движения в строгом соответствии с текстом. Выбирать тех детей, которые ещё не были в кругу и не плясали.

Все предложенные игры очень просты в применении, занимательны и интересны. Их можно проводить как в помещении, так и на улице. Не бойтесь экспериментировать и придумывать новые игры для детей.

Игра - это зеркало окружающей ребенка жизни. Игра - это то, что объединяет всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика / под ред. В.И Ядэшко, Ф.А Сохина. - М., 1996.

Глава 3. Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений, реализующих задачи формирования навыков общения

Современные изменения в обществе находят отражение и в постановке целей образования, на первый план выступает задача формирования человека, способного неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи. Согласно требованиям Государственного стандарта, одним из ведущих приоритетов образования сегодня является коммуникативная направленность педагогического процесса, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М.Дьяченко. - М., 2002.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

Задачи развития речи и формирования навыков общения реализуются в программах, которые определяют объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах, а главное уровень речевого развития по окончанию датского сада.
Происходящие в последние годы социально - экономические изменения повлияли на развитие и совершенствование системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем не менее, мы можем отметить, что задачи и условия речевого развития в них представлены не равноценно.
Рассмотрим, в какой мере в современных программах для дошкольных образовательных учреждений отражены основные требования и критерии к уровню речевого развития и сформированности навыков общения детей старшего дошкольного возраста. С этой целью было проанализировано содержание наиболее распространенных программ. Следует отметить, что во всех проанализированных программах речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя формирование на базе имеющихся знаний навыков общения. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Т.И. Ерофеева. - М, 1999.
Базисная программа развития ребенка - дошкольника «Истоки». Цель данной программы - разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных качеств, в том числе творческих способностей, до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Программа ориентирована на достижение стандарта образования. В основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующейся своей структурой и динамикой.
Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте основывается на единстве чтения, письма и счета как «общекультурных навыков»; использовании всех доступных детям видов деятельности, для формирования их предпосылок; организации новой общности детей -группы ровесников. Раздел Социальное развитие включает в себя подраздел «Речь и речевое общение», где выделена характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, где определены показатели развития: к 7 годам ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, овладеть разговорной речью, проявлять интерес к рассказам, в высказываниях употреблять разные части речи, проявлять критическое отношение к речи.
В вариативной программе развития и воспитания в детском саду «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей «Развиваем речь детей». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи. Программу отличает то, что в конце разделов предлагаются критерии для оценки уровня речевого развития. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте, когда необходимо определить уровень сформированности знаний и навыков перед школой. Особенно важно, что в программе четко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
· содержательность и связность речи (диалога и монолога);
· развитие речевого творчества, выразительности речи;
· развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
· подготовка к чтению, чтение.
Вариативная программа «Радуга» учитывает современные требования к речевому развитию детей, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь, художественная литература. Одним из важнейших средств развития дошкольников является содержание развивающей речевой среды. Большое место отводится развитию диалогической речи посредствам общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и специальных занятиях. Тщательно подбирается литературный репертуар для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть.
В программе первостепенное внимание уделяется только двум составляющим: обучению чтению и развитию речи. Оба направления выносятся на фронтальные занятия.
Таким образом, во всех проанализированных программах, предназначенных для обучения детей в дошкольных учреждениях, отдельно выделяется задача подготовки к школе. Что же касается речевой готовности к школьному обучению, то в разных программах есть свои особенности.
В вариативной программе «Радуга» основным, на что авторы обращают внимание - развитие речи детей на занятиях и в повседневной жизни на протяжении всего дошкольного детства, благодаря которому и обеспечивается их подготовка к школе; в вариативной программе «Детство» наиболее интересным и полезным являются определенные и доступно изложенные основные показатели развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, на основании которых и родители, и воспитатели могут корректировать развитие ребенка до поступления в школу. Новый подход к обучению грамоте в старшем дошкольном возрасте изложен в базисной программе «Истоки». Он основан на единстве чтения, письма и счёта, как общекультурных навыков.

3.1 Классификация игр

Нет человека, который бы не играл. Народная игра доступна всем, не требует особой подготовки, особого инвентаря, да и диапазон народных игр очень широкий: от хороводной до воспроизведения бытовых сцен, сельскохозяйственных работ и т.д. некоторые виды спорта, которыми многие из нас увлекается так же родились из народных игр, например бокс из кулачных поединков, хоккей из игры под названием котел и т.д.

Что же такое игра? - это прежде всего групповое действие, в ней ставится конкретная цель, есть победители и побежденные.

Игра становится средством обучения, сохраняя свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую саморазвитие ребенка через рефлексию им современности в самодеятельных сюжетных, сюжетно - ролевых играх.

В концепции дошкольного воспитания особое внимание обращено на необходимость обогатить современный детский сад забытыми народными играми. У нас в России разработаны классификации игр С.Л. Новоселовой и Е.А. Покровским.

Так Новоселова классифицирует игры на три класса: самостоятельные игры, образовательные и воспитательные игры и традиционные народные игры, т.е основа данной классификации: по чьей инициативе возникает игра. А вот Покровский классифицирует на игры с игрушками, с движениями, с вращательными движениями, с веревочкой и т.д. т.е. от предмета, инструмента используемого в игре.

Ирина Ивановна Шангина делит народные игры на пальчиковые, драматические, состязательные, хороводные и орнаментальные.

Пальчиковые игры: Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами

Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми

Драматические игры: В основе этих игр лежало действие. Развивающееся в диалоге персонажей

Это маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные, птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость, трусливость.

Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой.

Состязательные игры: Отличительной ее особенностью была установка на победу, утверждение превосходства

Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков.

В состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных жеребьевок, считалок.

Театр начинается с вешалки, а народная игра с определения водящего или разделения играющих на две группы. Для этого существует несколько способов: считалка, плевание через кольцо из пальцев, плевали на щепку, подбрасывая, спрашивали: ведро или дождь, вытаскивали соломинки или палочки и т.д.

В любой игре есть проигравшие и победители. Призов никто не давал, наградой было право наказывать неудачников. Большинство наказаний забавны и шутливы. Вот например: лупить. Игрок становился лицом к забору и каждый из игроков по очереди кидал в него мячиком условное количество раз. Расстояние определялось. Промахнувшийся сам становился на место наказуемого. Или кормить овсом. Виновного ставили лицом к стене или забору, игроки по очереди подходили к нему, бросали мяч кверху и пока он летел, кололи несчастного по спине - кормили овсом. Гонять кобылой. Наказываемый бежал до определенного места и обратно, остальные кидали в него мячом. Гонять на скок. Заставляли виновного проскакать на одной ноге условное расстояние. Возить на закорках. Проигравшего усаживали в центр и ерошили волосы сопровождали действо бессмысленным приговором: Чоган, чоган по бокам, ехал бурка служаком, бурка били колотили, сивки спршивали чоган или юк? Если чоган все начиналось сначала, если Юк - дернем братцы вдруг, теребили беднягу и отпускали.

Дергали за нос. Виновного брали за нос и спрашивали: дуб или вяз. Если дуб - тяни до губ, если вяз - тяни до глаз. И т.д.

Народная игра настолько значима в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях человека. Народные игры помогают дошкольникам сделать первые шаги в овладении грамотой, развивать математические способности, художественное дарование в разных направлениях.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.