На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля. Диагностирование успешности деятельности педагогов.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 04.07.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО
КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. Н. Э. БАУМАНА
Межвузовский инженерно-педагогический факультет
Кафедра психологии профессиональной деятельности и
управления непрерывным педагогическим образованием
«Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта».

Калуга 2008
Содержание

Введение
I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1. Понятие индивидуального стиля деятельности педагога
1.2. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности
1.3. Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога
Выводы по главе
II. Установление зависимости успешности педагогической деятельности от использования чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля
2.1 Диагностирование успешности деятельности педагогов
2.2 Изучение индивидуальных стилей деятельности педагогов, для выявления
зависимости его успешности от использования чужого педагогического опыта
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение 1
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога
Приложение 2
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся
Приложение 3
Определение вида индивидуального стиля деятельности
Приложение 4
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Приложение 5
Карта профессионального развития студента
Введение

Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах - педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог. До сих пор актуальны слова К.Д. Ушинского: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [Ушинский К.Д. Собр. соч.- М.,1950.- Т.2-с.63].
И практическая и духовная ценность педагогической деятельности велика и неоспорима. Главная цель ее - приобщение человека к ценностям культуры, «сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке» [Российская педагогическая энциклопедия. - М.,1999.-Т.2]. Но каждый, кто выбрал профессию педагога, берёт на себя ответственность не только за тех, кого будет учить, и воспитывать, но и « за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем!» [Зимняя И.А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д., 1997.-с. 4]. Поэтому для каждого будущего педагога актуальны вопросы: «Как стать настоящим профессионалом, успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий добиваться высоких результатов?»
Каждый из нас готовится к своей будущей профессиональной деятельности: овладевает системой специальных знаний, умений и навыков. Однако, этого недостаточно для того, чтобы педагогическая деятельность в дальнейшем давала высокие результаты. Необходимо постоянное саморазвитие и самосовершенствование, одним из источников которого является изучение и использование опыта других педагогов. Но слепое копирование чужих методов и приёмов едва ли поможет профессиональному росту. Важно осмыслить их, преломить через собственную педагогическую индивидуальность.
Исходя из важности и актуальности для каждого будущего педагога рассмотренных выше вопросов, мною была сформулирована тема исследования «Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта».
Гипотеза: Успешность и результативность деятельности педагога зависит от использования им опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности.
Объект исследования: учителя.
Предмет исследования: Индивидуальный стиль деятельности педагога и использование чужого опыта для его формирования.
Цель исследования: Установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности.
Для реализации поставленной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. Найти литературу по теме исследования.
2. Проанализировать найденную литературу, выделить определение индивидуального стиля педагогической деятельности.
3. Выделить особенности структуры личности педагога лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
4. Установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности с помощью методик: «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога», « Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся», «Определение вида индивидуального стиля деятельности», «Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта»,
5. Подобрать рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения. Текст работы сопровождается диаграммами, таблицами, приложениями. Список литературы состоит из 15 источников. Объем работы составляет 45 страниц.
Глава I. Индивидуальный стиль деятельности, как условие эффективности работы педагога, и условия его формирования
1.1 Понятие индивидуального стиля деятельности педагога

Деятельность педагогов высоко оценивалась человеческим обществом во все времена, т.к. главное предназначение педагога - это приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества. Многие ученые-психологи и дидакты посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры. Среди них такие известные психологи как Немов В.С., Крутецкий В.А., Зимняя И.А., Чернявская А.П., Загвязинский В.И., Демидова И.Ф., Смирнов С.А. и другие. Каждый из них по своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность».
С точки зрения Зимней И.А.: «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования». [Зимняя И. А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.- с.] Однако, данное определение охватывает лишь одну сторону педагогического процесса- учителя и его обучающие, воспитывающие и развивающие действия, направленные на ученика. Но центральной фигурой, ради которой осуществляется педагогическая деятельность, является ученик. Поэтому большинство ученых признают важнейшей структурной единицей педагогической деятельности взаимодействие учителя и ученика. Поэтому на наш взгляд более полным является определение педагогической деятельности, предложенное И. Д. Демидовой: «педагогическая деятельность - это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а так же структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств». [Демидова И. Д. Педагогическая психология.- Ростов н/Д , 2003.- с. 143)
Как и любая другая деятельность, педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем. По определению Зимней И.А.: «стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова - устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования». [Зимняя И. А. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 1997.- с. 363]. Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. Именно особенности структуры личности, субъекта деятельности, ее индивидуальные свойства влияют на выбор способов и приемов деятельности и определяют индивидуальные различия в стиле деятельности. Отсюда вытекает понятие индивидуального стиля деятельности.
По Е. А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле - « это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности». [Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы.-Казань, 1969.-с. 49] В педагогической деятельности к таким способам можно отнести определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов. В. И. Загвязинский сформулировал следующее определение индивидуального стиля педагогической деятельности: «система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований - все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности». [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- Москва, 2001.-с. 195]
В трудах разных ученых предлагаются различные классификации стилей педагогической деятельности. По А. К. Марковой, стили дифференцируются на три общих вида: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Приведем их описание:
Демократический стиль. Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель учитывает мнение учащихся, поощряет самостоятельность суждений, помимо успеваемости, учитывает и личностные качества учеников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. На уроках такого учителя школьники испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для учителя с этим стилем характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.
Авторитарный стиль. Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого, учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников такого учителя направлены на психологическую самозащиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Главными методами воздействия такого учителя являются приказ, поучение. Для учителя характерна низкая удовлетворенность профессией. В педагогическом коллективе учителя с этим стилем часто становятся лидерами.
Либеральный стиль. Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
Классификация стилей педагогической деятельности, предложенная И.Ф.Демидовой является, на наш взгляд, наиболее полной. Она выделяет 4 вида индивидуальных стиля педагогической деятельности.
1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуется коллективное обсуждение. Однако его деятельность характеризуется низкой методичностью, недостаточностью закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний. Учитель обладает повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
2. Эмоционально-методичный. Учитель ориентируется как на процесс обучения, так и на его результат. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремиться активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.
3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью и варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, тем самым, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке. Для них характерна осторожность, традиционность.
4. Рассуждающе-методичный. Учитель ориентируется преимущественно на результат обучения. Он проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.
Таким образом, проанализировав труды дидактов и психологов направленных на изучение педагогической деятельности, мы определили индивидуальный стиль педагогической деятельности как систему методов и приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений. И выделили следующие виды индивидуального стиля деятельности:
· эмоционально-импровизационный,
· эмоционально-методичный,
· рассуждающе-импровизационный,
· рассуждающе-методичный
1.2 Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности

Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленности; подструктура опыта; подструктура форм отражения; биологически обусловленная подструктура.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет, по мнению автора, непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, для педагога, имеющего ярко выраженную педагогическую направленность, характерны следование нормам педагогической этики, убежденность в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. « Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». [Кузьмина Н. Б. Профессионализм личности преподавателя.- С.16]
Вторая подструктура, включающая в себя знания, умения и привычки, приобретенные личностью, заметно связана с биологически обусловленными свойствами. В результате анализа литературы нами было выделено несколько разных классификаций знаний и умений, но все они несколько дублируют друг друга. Поэтому остановимся на двух из них. Н. В. Кузьминой была предложена следующая структура знаний учителя:
· Знания содержания деятельности (предмета);
· Знание правил осуществления деятельности (средств, форм и методов педагогического воздействия);
· Знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности (той, что является предметом обучения - труд, общение, познание);
· Знание индивидуально-психологических особенностей учащихся;
· Знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
Далее Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельности и соответствующие умения.
1. Репродуктивный - педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам.
2. Адаптивный - педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.
3. Локально моделирующий - педагог умеет не только передать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.
4. Системно моделирующий знания - педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету.
5. Системно моделирующий поведение - педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей у учащихся черты личности.
Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.
И. Ф. Демидова проводила исследования, в ходе которых была опрошена большая группа работающих учителей, которые определяли, какие знания и умения наиболее важны в их работе. В результате получилась следующая классификация.
Знания
1. О закономерностях формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения).
2. Об особенностях темпераметра и характера детей.
3. О формировании и развитии способностей.
4. О способах управления своим психическим состоянием.
5. О возрастных особенностях протекания познавательных психических процессов.
6. Об особенностях и закономерностях формирования личности на каждом возрастном этапе.
7. О психологических закономерностях осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании.
8. О работе с «трудными» детьми.
Умения
1) Анализировать и изучать
1. Интересы и склонности учеников,
2. Положительные черты и недостатки учеников,
3. Сильные и слабые стороны учебной деятельности учеников.
2) Осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания.
3) Осуществлять учебную работу с учетом особенностей развития психических процессов учеников (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, эмоции, воля).
4) Выявлять и развивать способности.
5) Оказывать помощь школьнику в развитии его волевых качеств, формирования его личности.
6) Организовать внимание детей, быстро включать их в деятельность.
7) Строить процесс воспитания и обучения с учетом возраста.
8) Применять разнообразные формы обучения (индивидуальная, фронтальная, групповая) с учетом психических особенностей класса и отдельных учащихся.
9) Устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися.
10) Формировать и поддерживать доброжелательные отношения с родителями.
11) Улаживать конфликты.
12) Выслушивать собеседника, стать на его место, взглянуть на проблему его глазами.
13) Найти психологически верный тон с каждым собеседником.
14) Психологически грамотно выстраивать взаимоотношения с классом и отдельными учащимися.
15) Развивать качества личности, необходимые для бесконфликтного общения.
16) Помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении.
17) Управлять собственным психическим состоянием.
18) Вырабатывать самому и помогать учащимся в выработке рациональных способов умственной работы, организации рабочего времени.

Таким образом, можно заметить, что объем и направления знаний и умений, которыми должен владеть педагог, велики и разнообразны.
Третья подструктура представляет собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов как форм отражения.
Это внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Восприятие - отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека.
Память - отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
Мышление - процесс опосредованного и обобщенного познания
( отражения) окружающего мира.
Речь - это процесс использования языка в целях общения людей.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Для педагогической деятельности такими способностями, по мнению В. А. Крутецкого будут:
1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т. д.)
3. Перцептивные способности - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
4. Речевые способности - способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а так же мимики и пантомимики.
5. Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
7. Коммуникативные способности - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
9. Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием своей мысли (или мысли ученика), в тоже время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением
(позой, мимикой и пантомимикой, походкой).
Третья подструктура формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями.
Четвертая подструктура включает в себя темперамент и черты характера личности.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.Различают четыре основных типа темпераметра, которые получили следующие названия: сангвинистический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям). Темперамент характеризует динамичность (подвижность) личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем большей или меньшей общественной ценности личности, не определяет ее возможности. Люди самого различного темпераметра могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности.
Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера принято делить на две основные группы. Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам труда, продуктам труда; отношение к самому себе, своей личности).
Направленность определяет цели и устремления человека, но ведь очень важно и то, осуществляются ли в жизни эти цели и устремления, умеет ли человек преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют вторую группу черт характера - волевые черты. К ним относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность. Таким образом, структуру личности, лежащую в основе выработки индивидуального стиля деятельности, можно представить в виде следующей схемы:
Схема 1.
2
Как и в любой иерархии, особенности низшего уровня влияют на поведение человека прежде, чем подструктуры высших уровней. В любой ситуации, особенно требующей быстрой реакции или решения, действие педагога импульсивно будет отражать особенности его темперамента и биологически обусловленные черты. И лишь по мере анализа или размышления он будет руководствоваться подструктурами высших уровней. Опытные и профессионально грамотные учителя, знающие и использующие особенности своего индивидуального стиля деятельности в меньшей степени зависят от особенностей темпераметра, их реакции менее спонтанны, они больше опираются в работе на высшие подструктуры.
1.3 Применение чужого педагогического опыта, как одно из условий формирования индивидуального стиля деятельности педагога

В профессиональном развитии педагогов и при формировании индивидуального стиля педагогической деятельности учителя всегда выступают в двух ролях: обучающего и ученика. В своем развитие не останавливается только тот учитель, который постоянно учится сам. В основе профессионального развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику.
Источниками таких новых знаний могут быть статьи из профессиональных психолого-педагогических и методических журналов специальная литература научного и общеобразовательного характера, изучение передового и новаторского опыта коллег педагогов.
Передовой опыт - это педагогический опыт, дающий высокие результаты в учебно-воспитательном процессе.
Новаторский опыт - это новые идеи, новые методы и приемы, используемые при организации учебно-воспитательного процесса.
Передовой опыт имеет более массовой характер и в идеале может стать преобладающим в работе учителей и школ.
Новаторский опыт уникален, обогащает деятельность педагога новыми идеями. Однако, используя этот опыт необходимо учитывать, прогрессивен ли он, способствует ли он реализации целей и задач педагогического процесса, достижению высоких результатов. Только в этом случае следует изучать этот опыт и использовать его в своей работе.
Говоря об использовании чужого педагогического опыта для формирования индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но и существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.
Проблему обучения и воспитания, формирования личности учащихся решает не один учитель, а весь учительский коллектив в целом. Только при объединении педагогов, работающих над решением общих задач возможно эффективное приобретение новых знаний и внедрения их в практику. « Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению педагогического мировоззрения». [ Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 101]. С целью организации такого сотрудничества учителя близких по содержанию предметов объединяются в предметные комиссии (секции), которые возглавляют наиболее квалифицированные методисты. В работе этих комиссий осуществляются следующие виды деятельности: подготовка и обсуждение докладов (рефератов) учителей и классных руководителей из опыта работы, коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных мероприятий, обсуждение новинок психолого-педагогической литературы, проведение научно-методических конференций, обмен опытом работы, изучение и распространение передового педагогического опыта. В последние годы получает распространение своеобразная форма наставничества, когда более опытные учителя шефствуют над молодыми педагогами, передавая им свои достижения в обучении, приглашая их на свои уроки, делая их совместный анализ.
Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности педагогов и психологов. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой; стимулирование включения в творческую деятельность; создание условий результативной деятельности; учет интересов педагогов.
Чернявская А. П. выделяет 4 правила, выполнение которых способствует созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы:
1. Отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
2. Совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления трудностей и достижения цели;
3. Должна быть реализована идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, которая формирует мотивационную сферу, развивает творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
4. Необходим стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей. [ Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 102].
У специалиста, включившегося в такой творческий процесс, возникает и развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению и развитию своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности.
Выводы по главе I.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, направленную на изучение данной проблемы, мы проделали следующую работу:
1) Выделили определение понятия «индивидуальный стильпедагогической деятельности». Это система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.
2) Выявили четыре подструктуры личности (биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность), лежащие в основе формирования индивидуального стиля деятельности.
3) Рассмотрели существующие классификации индивидуальных стилей педагогической деятельности:
- По мнению И. Ф и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.