На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Педагогические основы использования интеллектуальных игр. Историко-педагогический аспект использования игры в процессе обучения, теории развития игры. Классификация интеллектуальных игр. Роль игры в развитии навыков монологической речи.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 08.08.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Глава I. Педагогические основы использования интеллектуальных игр.
§ 1. Историко - педагогический аспект использования игры в процессе обучения, теории происхождения и развития игры.
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учёными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. До сих пор в теории и практике существуют полярные точки зрения - от полного отрицания содержания воспитательной роли в игровой деятельности до крайнего её преувеличения и даже абсолютизации культурного значения игры.
Проблема игры возникла как слагаемые проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально - экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно -политическое значение. Древние Греки считали что боги покровительствуют играм, а в Древнем Китае игры открывал сам император.
Античный идеал - совершенство, единство физической силы, духовной красоты и творческих достижений. Ярчайшим образцом организованного досуга следует считать рожденные в Древней Греции Олимпийские игры, на период которых, как известно, прекращались все войны, устанавливалось перемирие, узников отпускали на поруки. никто не мог быть арестован, все имели право на участие в великом празднестве спорта, искусств и ремесел, на участи в самых разных игровых состязаниях.(46;28)
Игровая практика, по мнению многих, олицетворяла переходность жизни. Об этом пишет М. Эпштейн, считающий игру явлением промежуточным. Усложнение орудий труда вытеснило детей из трудовых процессов и игра из религиозно - эстетических ритуалов стало собственно игрой для детей. Активизация высших духовных усилий породила особую форму самоценности - просвещение. В этом плане игра становится средством просвещения, приобщения к культуре, передачи знаний.
На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно - культурный смысл. Многие исследователи игры связывают её происхождение с религиозной культурой. Игры долгое время являлись инструментом воздействия на ход исторических событий в обществе и природе.
Начало разработки общей теории игры следует отнести к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З. Фрейд, Вундт, Бейтендейк, Пиаже, Штерн, Дьюи, Жане, Колодца, Фромм, Хейзинга, Валлон, Берн и другие.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, М.М. Бахтин, Ф.А. Фрадкина, Л.С. Славина, Е.А. Флерина, Д.В. Менджерицкая, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, В.С. Мухина, О.С. Газман и другие.
Мы понимаем, что достаточно важными теоретическими вопросами является вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, о её структуре и динамике развития.(46;30)
Следует отметить что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно детской, дошкольной особой «зоны»детской жизни. Хотя игры, бесспорно, есть значимая деятельность и для подростков, и для юношества, и для взрослого, и вообще сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Богатство игрового элемента в культуре любого народа может служить одним из критериев её гуманистического развития. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта и т.д.»( Газман О.С. О понятии детской игры; сборник Игра в педагогическом процессе - Новосибирск, 1989. С.В.). Без игры, считают просветители прошлого, жить детям неинтересно, скучно. Серость жизни, подчеркивал С.Т. Шацкий. вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания.(46;31)
Нам необходимо всё - таки изложить наиболее массовые теории происхождения игры и её развития, ибо игра - один из первых и главных стимулов культуры человека. Существующие подходы и классификации теорий игры ( Клоцца, Гросс, Кейра и другие) обращали внимание в основном на различия этих теорий, а не на то общее, что их связывает. Мы же попробуем сделать обратное.
Основные научные подходы к объяснению причинности появления игры следующие:
теория избытка нервных сил ( Г. Спенсер, Г. Шурц );
теория инстинктивности, функций упражнения ( К. Гросс, В. Штерн, Ф. Бейтендейк и другие);
теория рекапитуляции и антиципации ( Э. Геккель, Г. Холл, А. Валлон, Вуарен, Аллин);
теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений ( К. Бюлер, З. Фрейд, А. Адлер);
теория религиозного начала ( Хёйзинга, Всеволодский - Гернгросс, Бахтин, Соколов и другие);
теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валлон);
теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин);
история воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев, Узнадзе);
связь игры с искусством и эстетической культурой ( Платон, Шиллер, Фребель, Спенсер, Рид и другие);
труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лавров, Лафарг, Мазаев и другие);
теория абсолютизации культурного значения игры (Хёйзинга, Ортега - и - Гассет, Гессе, Лем) и т.п.(46;31)
Рассмотрим обзорно некоторые из этих теорий.
Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая ,что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.(46;39)
Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 - 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Многие учёные, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский, полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребёнка.(46;40)
Теория воздействия на мир через игру.
С.Л. Рубинштейн (1889 - 1960). советский психолог и философ, первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Он понимает игру как вечную потребность ребенка, рождающуюся из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется действительность, изменяется мир. Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. Мотивы игры кроются не в утилитарном эффекте, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Учёный доказывает, что ребенок не стремится к вещному результату, реализует разнообразные мотивы человеческой деятельности.
Выводы Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в своих трудах А.Н. Леонтьев, он как и Рубинштейн, рассматривал игру как вид человеческой предметной деятельности и давал ей характеристику, исходя из особенностей труда с точки зрения цели, мотивов и способов действия.
Рубинштейн, Леонтьев и их последователи объяснили игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, проявляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.(46;42)
Связь игры с искусством и эстетической культурой
Платон с его эстетическим видением мира воспринимал игру как нечто прекрасное и ценное само по себе, потому и призывал жить, играя, дабы снискать милость богов и прожить согласно свойствам своей природы. Правильным по мнению Платона, является такое воспитание, которое включает в сферу педагогического воздействия всё, что присуще жизни ребёнка и не противоречит жизни общества. Воспитание необходимо организовывать в соответствии с природными возможностями дитя и характером его будущих занятий. Значит, детей необходимо с раннего возраста готовить к будущему, сначала в играх, забавах, а затем ив серьёзных занятиях. Но игры и забавы должны быть отобраны, узаконены.
Грузинский психолог Д.Н. Узнадзе (1886- 1950), поборник детской игры, рассматривает её в аспекте иных типов поведения, а именно как художественное творчество ребенка.
Игры развивают и стимулируют обогащение творческого потенциала и воображения ребенка. Это подметил главный идеолог и культуролог первых лет создания народного образования в советской России. затем в СССР первый нарком просвещения А.В. Луначарский.
Культурная ценность игры бесспорна, игра несет в себе потенциал всех видов эстетической деятельности человека. Исследователи игры часто ссылаются в своих трудах на роман немецкого писателя Г. Гессе «Игра в бисер», в котором он рассматривает эстетический аспект игровой деятельности в жизни людей ХХ столетия. Гессе убеждает, что игра, оторванная от жизни, может превратится в жестокое аморальное средство, способное формировать бездумную активность. По мнению Гессе, эстетический характер игры как таковой выражается в чувствах свободной незаинтересованности, лёгкости отношений и наслаждением творческой основой игры.
Есть ещё одна очень интересная проблема, требующая своего осмысления - использования скрытых игровых начал в художественных произведениях детской литературы. Законы игры в своих стихах, рассказах, повестях широко использовали известные советские поэты и писатели А. Гайдар, Л. Кассиль, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто и другие. Маршак говорил, что у детских писателей должна быть игровая природа творчества.
Близость игровой и художественной деятельности отнюдь не означает их полного тождества, но наглядно доказывает связь игры с искусством и эстетической культурой. Богатство игровых признаков в культуре служит важным критерием в оценке её гуманистического смысла. Резкое возрастание интереса к проблемам игры характерно для настоящего времени. Игра введена в изучение эстетических процессов культурологии и рассматривается даже как один из механизмов формирования эстетической культуры человека. Поэтому теория происхождения игры в соотношении с искусством, эстетикой имеет право на существование.(46;50)
Труд как источник появления игры.
Бесспорно, и труд и игра обладают для человека огромной значимостью и необходимы и целесообразны на всём протяжении его жизни. Но труд в сравнении с игрой прежде всего утилитарно - полезен, как правило, продуктивен и мотивируется конечным результатом. Труд и игра способны усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга. Они родственны по происхождению, по своей сверхзадаче.
Г. В. Плеханов в ряде своих работ доказывает, что игра возникла в ответ на общественную потребность в подготовке детей к жизни. Именно это его положение помогает понять теорию возникновения игры в истории общества на основе труда, а в жизни отдельного человека, по его мнению игра предшествует труду.
Связь игры и труда несомненна. Игра воспроизводит не только приёмы и способы труда, но и многие иные человеческие проявления, явления природы, повадки зверей, словом, отражает жизнь во всём её многообразии. Если бы игры отражали только трудовую деятельность, то богатство игровых начал зависело бы от развитости труда, а мы этого не замечаем. Игровой элемент присутствует во всех видах деятельности, но акцентирование игры как самоцельной активности ребёнка свойственно прежде всего его досугу.
Итак, труд, бесспорно, был источником появления феномена игры, но не единственным. Можно надеяться, и доказательством этому служит социальная практика, в том числе нашего общества, что в будущем усилится синтез труда и игры, особенно в опыте детства. Они не растворятся друг в друге. Окультуренный, научноосмысленный и цивилизованный труд будет тяготеть к досугу, а игра останется его эстетическим стимулом, компонентом радости и наслаждения. Равно как и игра будет обогащаться элементами труда и станет более сильным источником вдохновения и творчества.(46;57)
Бесспорно, существуют и другие версии происхождения игры. Например, Ж. Шато считает, что игры детей возникли из их вечного стремления подражать взрослым. Р. Хартли, Л. Франк, Р. Гольденсон предполагают, что игра порождается “коллективным инстинктом” детей. Тот же Хейзинга или Гессе, Лем, Мазаев источником игры считают культуру, равно как и игру источником культуры. Многие из вышеназванных исследователей называют источником игры общественный разум.
Теорию игры в аспекте её исторического проявления, выяснения её социальной природы, внутренней структуры и её значения для развития индивида в нашей стране разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие.
Один и тот же круг исследователей называют разные источники и причины появления феномена игры, рассматривая различные функции или близкие ей явления культуры.(46;61)
Таким образом, существует множество теорий происхождения и развития игры в том числе и в педагогическом аспекте. Многие учёные связывали возникновение игры с религией, с искусством, с трудовой деятельностью и так далее. Каждая эпоха по-новому использовала возможности игры. Но бесспорно то, что игра - потребность растущего ребёнка, свобода самораскрытия, главная сфера общения детей.
опорами используются разного рода схемы, которые постепенно исключаются по мере приближения к поставленной цели.
Второй из завершающих этапов - обучение иноязычному общению - предполагает вовлечение школьников в разные формы деятельности, а именно: познавательную, преобразовательную и ценностно-ориентированную.(20;37)
Таким образом, групповая форма организации учебной деятельности предполагает отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общей цели, взаимную поддержку и требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, а также проявлять заинтересованность в результатах общей работы. Процесс обучения в этих условиях приобретает черты подлинной коллективности. Групповые формы работы влияют на формирование личности обучаемого, определяют развитие учебной группы и активизируют познавательную деятельность каждого ученика.
Итак, учёные выдвигали множество гипотез происхождения и развития игры, связывая её возникновение с религией, с искусством, с трудовой деятельностью и так далее. Но всегда игра осознавалась как потребность растущего ребёнка, свобода самораскрытия, главная сфера общения детей.
В данной работе рассматривается только один вид игр: интеллектуальные игры, с помощью которых развиваются отдельные интеллектуальные качества, приобретаются знания, развивается познавательная активность старшеклассников, формируется мотивация учения, настойчивость, инициатива в достижении дидактических целей, проявляется творческая активность, поисковые устремления. Различные игровые модели вырабатывают интерес к учению, стремление узнать новое, самостоятельность, последовательность мышления, развивают память, наблюдательность, внимание.
Мы рассмотрели пять групп интеллектуальных игр в качестве дидактического средства развития учащихся. Каждая группа своеобразна, но назначение одно - будить мысль ребенка, приобщать к миру познания, развивать познавательную активность. Практически в каждой из интеллектуальных игр имеется педагогическая цель, которая выступает в скрытой от ребят форме, но является мощным толчком в развитии их познавательных интересов. Игровые мотивы в процессе этой разнообразной деятельности, выполняющие роль первого толчка, приобретают подчинённое значение, сменяясь познавательными мотивами.
навыки. Чувство «равноправия», атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, предлагаемых условиями игры, - всё это создаёт учащимся благоприятную игровую атмосферу, что, безусловно, сказывается благотворно на результатах обучения.
На наш взгляд, играть уместно не только с учащимися младших классов. Игра может благотворно воздействовать и на учащихся старших классов.(39;57)
Проблема поддержания интереса к иностранным языкам на старшем этапе волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся.(13;27)
Таким образом, использование интеллектуальных игр на уроках иностранного языка помогает формировать у учеников определённые навыки, развивает речевые умения, обучает умению общаться и так далее. Игра является широким полем для коллективной деятельности учащихся. Однако, игры должны соответствовать уровню подготовки учащихся. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован, игры должны проводиться методически грамотно.
Итак, нельзя допустить, чтобы игра превратилась в самоцель и из обучающей стала игрой - развлечением. Чтобы этого не случилось, надо заранее детально продумать, чтобы вызванная её ходом увлечённость была направлена на практическое овладение языком.
Концепция обучения монологической речи состоит в том, что это должен быть законченный курс, имеющий реальные цели для учащихся и убеждающий их в возможности использовать полученные умения в практической деятельности. Подлинное владение устной речью состоит в том, что ученик должен уметь правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач. Обучение монологической речи происходит во взаимодействии с другими видами речи - чтением, слушанием, диалогической речью.
Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и выражений. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре, а иногда - обязательным условием выигрыша. Игра даёт возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать всё новое. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
§ 3. Исследования по выявлению влияния интеллектуальных игр на развитие навыков монологической речи.
а). Анализ проведения игр.
В данном эксперименте мы использовали игры для обучения говорению. В их основе лежит пересказ, описание иллюстраций, составление или воспроизведение текста по плану или на основе ключевых слов, таблиц, чертежей, рисунков, схем. По способу и характеру организации игры для обучения говорению (как, впрочем, и другие речевые игры) могут подразделяться на игры с текстом, функциональные (на доске), взаимодействия (с обменом информацией), ролевые, имитационно-моделирующие, игры-соревнования.
В ходе практики были проведены следующие игры: «Опиши картину», «Кто следующий?», «Попробуй, расскажи!», «Эстафета», «От фразы к фразе», «Снежный ком», «Запомни и повтори», «Лексическая игра», «Отгадай-ка!». Данные игры мы адаптировали к изучаемым темам («L'amour de la nature.», «Connaissez-vous les explorateurs celebres?»), используя материалы УМК «Mon Guide de Francais» для 10-11 классов. Все эти игры использовались на этапе развития умения построить высказывание в монологической форме, то есть на завершающих этапах овладения иноязычным общением. Лексико-грамматический материал по теме уже был закреплён ранее, так , что ученики могли свободно его использовать в своей речи.
«Опиши картину».
Цель: построить коллективный монолог по предложенной иллюстрации.
Форма работы: групповая.
Тема: «L'amour de la nature».
Материал: Ex. 3, p.156.
Участники делятся на две команды, распределяют между собой (внутри каждой группы) очерёдность ответов. Ученикам предлагается иллюстрация (в нашем случае - несколько фотографий на форзаце учебника). Каждой команде поочерёдно предоставляется право произнести одно предложение. Участвовать должен каждый член группы. Обязательное условие - соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, чьё предложение будет последним.
«Кто следующий?»
Цель: проверить понимание прочитанного текста , умение пересказать текст, используя новую лексику.
Тема: «Connaissez-vous les explorateurs celebres?».
Материал: текст «Alain Bombard» (Ex. 11, p. 170), набор карточек со словами и фразами из текста.
Предварительно прочитать и перевести текст, выписать, перевести и отработать незнакомую лексику. Каждому ученику выдаётся карточка со словами и фразами из текста. Учитель зачитывает начало текста, ученики следят за логикой изложения, так как каждый должен определить своё место в повествовании и пересказать ту часть текста, к которой подходит его карточка. Учитель следит за ходом изложения, а в конце подводит итоги и ставит оценки.
«Попробуй, расскажи!»
Цель: научиться кодировать прочитанный текст и рассказывать текст по чертежу, рисунку.
Форма работы: групповая.
Тема: «L'amour de la nature».
Материал: два текста - «L'oiseau, ami de l' equipage», «Rencontre avec un requin-marteau blanc» (Ex. 1, р. 160; Ex. 6, р. 161)
Каждая группа получает статью (текст) для ознакомления с её содержанием, кодирует текст (чертёж, рисунок). Следующий этап: группы обмениваются своими иллюстрациями и пытаются их расшифровать, рассказывая содержание. Учащиеся должны реагировать на высказывания друг друга, дополняя и давая оценку рассказу товарища, каждый, в свою очередь, оценивает иллюстрацию-код. Побеждает та команда, рассказ и иллюстрация которой будут оценены выше.
Памятки и рекомендации к данной игре приведены в пример в приложении.
Эстафета.
Цель: научиться командно работать с текстом.
Форма работы: групповая.
Материалы: два неозаглавленных текста, набор иллюстраций.
Первый член команды читает про себя текст, отдаёт его жюри (учителю) и рассказывает содержание второму члену команды так, чтобы остальные не слышали. Второй чл и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.