Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Предмет изучения информационной инноватики. Зависимость восприятия информации от объема тезауруса. Упорядочение знаний в универсальные классификаторы. Структура информационных потоков. Гиперпространство как потенциальное хранилище памяти цивилизации.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.09.2009. Сдан: 2009. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22
Информационный тезаурус педагогической инноватики

Подготовка и выполнение инновационных проектов и программ, организация работы по тиражированию результатов и распространению продуктов этих проектов и программ, оказание соответствующих информационных услуг предполагает поиск и обработку больших объемов информации. Организация информационного взаимодействия участников инновационных процессов является предметом изучения информационной инноватики как раздела общей инноватики. Подобные исследования в последние годы проводятся и в области педагогической инноватики [1, с. 51].
Тезаурус информационной инноватики строится на основе понятий, разработанных в разных областях знания, вследствие чего их трактовки зачастую многозначны, а представленные в них смыслы не совпадают. Актуальной задачей развития тезауруса педагогической инноватики является формирование системы понятий, посредством которых описывается взаимодействие участников инновационных процессов в сфере образования. Эта система понятий должна охватывать все компоненты информационного взаимодействия и те связи между ними, которые определяют переход количественных показателей процесса и результата этого взаимодействия в качественные.
Базовым понятием информационного тезауруса является понятие "информация" (лат. information -- разъяснение, изложение). Фундаментальность этого понятия была обоснована еще в середине прошлого века в работах К.Шеннона и Н.Винера, однако оно остается актуальным и дискуссионным в современной науке и практике. Согласно Н.Винеру, информация -- это обозначение содержания, черпаемого нами из внешнего мира в процессе приспособления к нему, и приведение в соответствие с ним нашего мышления. Для характеристики содержания этих процессов наряду с понятием "информация" используются также понятия "сведение", "факт" и "знание".
На бытовом уровне понятие "информация" воспринимается интуитивно, оно связывается с получением сведений о чем-либо или о ком-либо (именно такая предельно широкая трактовка понятия "информация" приведена, в частности, в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова). В информатике под информацией понимают совокупность фактов (лат. factum -- сделанное, совершившееся), представляющих интерес для пользователя, подлежащих регистрации и обработке (Э.А.Якубайтис). Специалисты в области вычислительной техники под информацией понимают содержание, присваиваемое данным (В.И.Першиков, В.М.Савинков). В кибернетике под информацией понимается любая совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые некоторая система воспринимает от окружающей среды (входная информация), выдает в окружающую среду (выходная информация), а также хранит в себе (внутренняя информация).
По мнению Н.Н.Моисеева, необходимость использования термина "информация" появляется только тогда, когда мы говорим об объектах, способных к целенаправленным действиям, поскольку без этого термина нельзя описать процедуры принятия решений и изучать зависимость характера принимаемых решений от изменения внешних условий [2, с. 160].
Любое решение представляет собой выбор действий, образ которых формируется в сознании человека на основе исследования реальной ситуации и выявления возможностей ее изменения для решения поставленной задачи. Сознание человека, являясь специфической формой информационного отражения, имеет дело не с реальным миром, а только с его информационной моделью, которая строится на основе информации и отражает понимание человеком сущности объекта, процесса или явления, а также его связей с внешним миром. Понятие "информационная модель" многими исследователями рассматривается как синоним понятия "информационная картина мира". Чем глубже человек понимает суть событий, происходящих в окружающем его мире, чем богаче опыт непосредственного участия в деятельности по преобразованию этого мира и шире представления о возможностях и перспективах такого преобразования, тем более приближена к реальности существующая в его сознании информационная картина мира.
Информационные картины одной и той же предметной области, существующие в сознании разных сообществ, а также индивидуальные информационные картины мира участников инновационных процессов могут не совпадать. Согласование и обеспечение единства понимания информационных картин предметной области, представленных в сознании разных людей, происходит в процессе их общения с использованием различных средств передачи и агрегирования информации.
Коллективное сознание выступает как некая социальная реальность, только когда оно выражено в языке как материальном носителе норм сознания. Язык представляет собой систему знаков, служащую средством человеческого общения и предназначенную для уменьшения сложности и разнообразия окружающего мира, для обеспечения устойчивости восприятия и облегчения задачи обработки информации. Различают понятия "естественный язык" (разговорный язык) и "формальный язык" (язык профессии или области знания).
Совокупность слов, входящих в состав языка разных областей знания и практической деятельности, упорядочивается на основе тезауруса. Одно из распространенных толкований термина тезаурус (греч. thesauros -- сокровище) связывается с таким способом организации лексического состава, который позволяет экономно "моделировать мир" (языковая модель мира). Восприятие информации, ее извлечение из сообщения зависит от объема тезауруса того лица, которое эту информацию принимает. Если понятия, соответствующие теме или предмету сообщения, отсутствуют в тезаурусе, человек не в состоянии извлечь информацию из сообщения, что субъективно воспринимается как отсутствие информации в этом сообщении. Если объем тезауруса человека велик настолько, что сообщение не вносит в него никаких изменений, то для этого человека сообщение тоже может не содержать информацию. Согласование лексики участников инновационных процессов в образовании в сочетании с согласованием теоретических моделей образовательных систем и моделей развития этих систем обеспечивает единое смысловое поле решения проблем.
Материалистическая теория познания в качестве основы идеального плана практической деятельности рассматривает не сведения и факты, а знание как продукт общественной деятельности людей, идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира. Знание о предмете или предметной области отражает многообразие смыслов и связей между этими смыслами и всегда содержит в себе сложную систему правил, в том числе -- прагматические правила. Это значит, что из определенного вида знания можно извлечь указания, рекомендации или нормы деятельности.
В структуре знания выделяют два уровня -- эмпирический и теоретический; им соответствуют два вида познавательной деятельности -- эмпирическое исследование и теоретическое исследование; результатом эмпирического исследования является эмпирическое знание, результатом теоретического исследования -- теоретическое знание.
Эмпирическое знание отражает существующие схемы предметных связей, выявленные на основе непосредственного обращения к практике. Язык фиксации эмпирического знания образуют как понятия обыденного (разговорного) языка, так и научные понятия. Примерами эмпирического знания, формируемого участниками инновационной деятельности в образовании, являются описания нового опыта, представляющие собой систематизированные данные наблюдений за процессом подготовки и выполнения программы экспериментальной деятельности, и обобщения этого опыта как результат сложной обработки эмпирических фактов, их понимания, осмысления, интерпретации. В процессе обобщения инновационного опыта формируются научные факты, являющиеся одним из компонентов теоретического знания, отражающего сущностные закономерные связи между объектами развития образовательных систем и их отдельных элементов.
В рамках теоретического знания выстраиваются гипотетические схемы предметных связей без непосредственного обращения к практике, за счет воссоздания закономерных отношений, которым подчиняются объекты предметной области. Построение теоретического знания основано на отношении к практике как критерию истинности теории, предполагает организацию и проведение научного эксперимента.
Знание о фрагменте реальности, полученное с помощью научных методов, обозначают термином "научная картина мира". Различают специальные (локальные) картины мира и общую картину мира как синтез знаний о фрагменте реальности, получаемых в разных науках. По отношению к общей научной картине мира локальные научные картины мира рассматриваются как ее относительно самостоятельные фрагменты. Научная картина мира функционирует как исследовательская программа, которая определяет постановку задач теоретического и эмпирического поиска и выбор средств для их решения. Разрабатываемые наукой теоретические модели в рамках научной картины мира как информационной модели можно рассматривать как специальные средства агрегирования информации, а методику и методологию конструирования моделей -- как метод, позволяющий не только отобрать наиболее значимую для оценки ситуации и принятия решений информацию, но и как метод получения новых знаний.
Одной из важнейших особенностей современного этапа общественного развития является установление новой формы социальных отношений, суть которых заключается в необходимости для людей "думать вместе и действовать сообща". Это новое явление Н.Н.Моисеев называет коллективным интеллектом, под которым понимается система, объединяющая людей информационными связями, благодаря чему становятся доступны общие знания, общее понимание ситуации, возникает единое видение происходящего как основа общих решений и действий [2, с. 209].
Знание, хранящееся в сознании отдельного человека или группы людей, может быть использовано другими людьми. Для этого его воплощают в определенной форме, представляя фрагменты знания средствами того или иного языка и размещая их на определенном носителе. Выбор носителя определяет форму представления информации. Одно и то же содержание информации может быть представлено в разных формах. Для характеристики формы представления информации используются понятия "сообщение", "документ", "данные", "информационный ресурс", "информационный продукт".
Под сообщением понимают совокупность знаков или первичных сигналов, содержащих информацию. Между сообщением и содержащейся в нем информацией нет однозначного соответствия, поскольку для разных пользователей одна и та же информация может иметь разный смысл и разную ценность.
Стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социальной смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения, принято обозначать словом документ (лат. documentum -- свидетельство) [3]. Документ является важнейшей организационной формой представления информации, материальным объектом, который отражает результат деятельности человека. Каждый документ представляет собой элемент овеществленной социальной памяти, а массивы документов (библиотечные и архивные фонды, коллекции звукозаписей, изображений и т.д.) рассматриваются как долговременные хранилища социальной памяти.
Под информационным ресурсом понимаются отдельные документы и массивы документов в информационных системах, а под информационным продуктом -- документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей. Понятие "информационный продукт" -- более узкое, чем понятие "информационный ресурс". Информационный ресурс обретает качество информационного продукта, когда он ориентирован на вполне определенную целевую группу пользователей, осознающих и умеющих адекватно сформулировать свои информационные потребности, и оформлен в соответствии с установленными форматами представления документов.
Особую категорию информационных продуктов образуют объекты интеллектуальной собственности -- материально выраженные результаты умственной (интеллектуальной) деятельности, дающие их создателю (автору) исключительное право на них, защищаемое либо соответствующими официально выданными документами (патентами или свидетельствами), либо законодательно установленными нормами авторского права.
Развитие технологий способствовало появлению принципиально новых методов переработки информации, качественно нового метода познания мира, созданию новых способов фиксации информации и новых форм документов, изменению формата документов и возможностей их хранения, учета и распространения. С появлением и развитием электронно-вычислительной техники, компьютеров и информационных цифровых технологий появилась особая группа документов -- электронные цифровые документы, способ фиксации которых основан на принципе преобразования информации в кодированную цифровую форму. Простейшей формой представления электронных цифровых документов является файловая форма. Файл исполняет функцию носителя цифровой документированной информации при ее формировании, хранении, использовании и передаче по телекоммуникационным каналам связи и является своего рода "электронной бумагой" для электронного документа [4, с. 30].
Технические устройства исполняют роль посредника в информационном общении людей, позволяют получить недоступную непосредственному восприятию человека информацию, быстро переработать огромные массивы данных, передать информацию на дальние расстояния и сохранить ее для будущих поколений. Когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, то в первую очередь имеют в виду не содержание информации, а форму ее представления.
В процессе антропогенеза решающей предпосылкой развития человеческого сознания и языка стал процесс обмена информацией между людьми посредством общей для них знаковой системы, получивший название коммуникация (лат. communicatio, communicare -- делать общим, связывать, общаться). Основная цель коммуникации -- обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. В результате этого процесса происходит обмен знаниями и смыслами, при котором может измениться форма и содержание информации, воспринимаемой участниками информационного взаимодействия.
Единичный цикл информационного взаимодействия предполагает адресную передачу информационного сообщения, восприятие этого сообщения и обратную адресную передачу информации. Информационное взаимодействие всегда инициируется одним из субъектов этого взаимодействия и обязательно поддерживается другим субъектом. В том случае, когда обратная связь отсутствует, имеет место не информационное взаимодействие, а информационное воздействие. Полный цикл коммуникации включает: докоммуникативную фазу, в которой происходит формирование целей деятельности и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; собственно коммуникацию, включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия (эффекты) коммуникации и возникает обратная связь [5, с. 286].
Основными элементами коммуникации являются: (1) субъекты -- коммуникатор и коммуникант; (2) средства коммуникации -- код, используемый для передачи информации, и канал передачи информации; (3) предмет коммуникации и отображающее его сообщение; (4) эффекты коммуникации.
Коммуникатор (отправитель, адресант) -- создатель сообщения, лицо, генерирующее идею. Коммуникатор и источник информации не всегда одно и то же лицо, источником информации может быть любая организация, группа лиц или индивид.
Коммуникант (получатель, адресат, реципиент) -- лицо или группа лиц, которым направлено сообщение.
Код -- набор символов или знаков, переводящий сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства коммуникации.
Канал передачи (коммуникационный канал) -- средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к коммуниканту. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений. Различают естественные каналы коммуникации, образовавшиеся в ходе антропогенеза (вербальный и невербальный), и искусственные, сознательно созданные людьми.
Сообщение, подготовленное коммуникатором, представляет собой информационное предложение, которое воспринимается коммуникантом только в том случае, если у него имеется соответствующая потребность (информационная потребность). Если же потребность в информации есть, а соответствующего информационного предложения нет, то коммуникатор начинает поиск источников интересующей его информации, посылая по известным ему каналам коммуникации информационный запрос.
Под информационной потребностью понимают потребность в знании, обусловленную характером профессиональной деятельности специалиста и зависящую от его индивидуальных (личностных) характеристик; информационный запрос рассматривается как форма отражения информационной потребности [6, с. 3]. В контексте обсуждаемой темы информационное предложение рассматривается как специальным образом изложенная информация о новшестве, включая общие сведения о разработке, варианты делового сотрудничества для его внедрения, адреса источников дополнительной информации, необходимой для распространения новшества в профессиональном сообществе.
Коммуникативная деятельность -- источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов. В широком смысле понятием память обозначают систему, обеспечивающую запись (кодирование), хранение и передачу информации [2, с. 99].
В мире живой природы ключевым элементом нервной системы как информационной службы организма, без которого не могут быть раскрыты возможности достижения цели, является генетическая или наследственная память. Наряду с генетической памятью теории социальной коммуникации выделяют психическую и социальную память. Первая понимается как система сохранения и последующего воспроизведения человеком его опыта. Вторая включает в себя множество овеществленных (представленных в материальной форме) и не овеществленных социальных смыслов. Общественное сознание выполняет функцию социальной памяти, вырабатывая некоторые схемы, "матрицы" воспроизводства накопленного человечеством опыта. Включенность человека в совместную с другими людьми деятельность, обладающую определенной последовательностью и структурой, ориентирует индивидуальные действия, программирует их.
Различают два вида социальной памяти -- групповую память и память общества. Существует еще понятие "общечеловеческая и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.