На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Информационные технологии и их значение в современной методике обучения. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории и методика их применения. Использование видеоносителей, компьютерных программных технологий.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


76



Содержание
    Введение
      Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной методике обучения
      §1 Понятие информационные технологии: история их появления и развития
      §2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении
      §3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе
      Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории
      §1 Применение видеоносителей на уроках истории
      §2 Компьютерные программные технологии
      §3 Возможности применения Интернет-ресурсов на уроках истории
      Глава 3. Методика применения информационных технологий на различных этапах урока истории
      §1 Этап изучения нового материала
      §2 Этап закрепления и проверки знаний
      Заключение
      Список использованных источников и литературы

Введение

Серьёзные преобразования в экономическом и общественном устройстве России, интегрирование страны в мировое сообщество обусловили необходимость реформирования в системе образования.

Значение образования в современном мире велико, оно является важнейшим фактором формирования качества экономики и общества.

Исключительная роль принадлежит школе. Она должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений. В школе необходимо воспитать и подготовить к жизни людей, способных быть ответственными за судьбу страны, обеспечить её интенсивное развитие.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года требует обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья.

Модернизация российского образования направлена не только на изменения содержания изучаемых предметов и курсов, но и на изменения подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятий, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем.

Исследования, которые проводятся учёными в школах, показывают, что доминирование репродуктивных подходов создаёт у половины учащихся безразличное отношение к учению, а у трети - отрицательное отношение. Именно поэтому важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определённой проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссиях, находить аргументы и контраргументы.

Учение становится учебной деятельностью тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. К сожалению, на уроках истории пока преобладают два источника информации - учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условия современного быстро меняющегося мира.

Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения.

Мы предполагаем, что на сегодняшний день, современная система образования, опираясь на традиционные источники информации, такие, как школьные учебники, учебные пособия, реализуемая под руководством учителя, требует расширения информационного поля. Требуется и иная дидактическая система, иные методы и технологии обучения, адекватные личностно-ориентированному подходу в образовании.

Объектом исследования является использование информационных технологий в обучении.

Предмет исследования: использование информационных технологий на уроках истории.

На рубеже XX-XXI веков вычислительная техника проникла во все сферы человеческой деятельности и открыла громадные возможности выбора источников информации, применение информационных технологий в преподавании, в том числе истории. Начинают появляться методическая литература по этой проблеме.

М.Т. Студеникин в книге "Современные технологии преподавания истории в школе" подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А так же рассказывается о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом.

Студеникин М.Т. также останавливается на методике применения видеоносителей, компьютерных технологий, возможностей Интернет-ресурсов на уроках истории.

Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье "Инновационные технологии в педагогике" отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов.

Н. Шевченко в статье "Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника" подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников.

Аствацатуров Г. в статье "Технология конструирования мультимедийного урока" подчёркивает, что творцом урока является учитель, который в свою очередь организует творчество детей, они занимаются сотворчеством.

Автор отмечает, что практика применения информационно-коммуникативных технологий в овладении методикой по-прежнему велика. Учитель должен помочь ученику ориентироваться в условиях "информационного обвала". Аствацатуров рассказывает об опыте работы информационно-учебного комплекса состоящего из 4-х компонентов:

Информационно-энциклопедический центр;

Продукция, позволяющая осмыслить и закрепить материал;

Развитие практических умений и навыков, развитие интуиции;

Система автоматизации (пакеты прикладных программ, система

автоматизации).

Автор нацеливает учителя на творческое освоение информационно-коммуникативных технологий.

Захарова И.Г. в книге "Информационные технологии в образовании", подчёркивает важность и необходимость применения информационных технологий, - "иначе трудно двигаться дальше". Уже сейчас большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в электронном виде.

В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения с позиции дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных Web-сайтов силами педагогов.

В сборнике "Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического ВУЗа и школы" опубликованы тексты докладов I региональной научной конференции, которая была посвящена созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению инновационных образовательных технологий, а процесс обучения. В сборнике собран богатый материал об использовании цифровых образовательных ресурсов.

Короткова М.В. в статье "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на уроках истории", рассматривает тему использования картин, фотографий карикатур, карт.

Автор ратует за личностно-ориентированный подход в обучении при использовании наглядных средств, в основе такого обучения, по мнению автора, должен лежать личностно-образовательные смыслы учеников.

Чернов А.Н. в статье "Мультимедийный кабинет истории" считает, что понятие "кабинет истории" будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система, интерактивная доска, сканер, принтер и др.

Цель исследования заключается в изучении применения информационных технологий в преподавании истории.

Задачи исследования:

Проследить историю появления и развития информационных технологий;

Показать возможности использования информационных технологий в обучении истории;

Изучить методику применения информационных технологий на различных этапах урока.

Методическую основу исследования составили методы анализа, синтеза, индукции.

В качестве источников выпускной квалификационной работы выступили учебник "История России. Конец XVI-XVIII век., "История России XIX век. Электронное издание "История России XVII-XIX вв. ". Оно предназначено для применения в учебном процессе учреждениями образования Российской Федерации, а также для самостоятельного использования учащимися (дома, в библиотеке, медиацентре и т.д.). Работа с изданием облегчает восприятие, понимание и запоминание информации, обеспечивает повышение интереса к предмету.

Издание не привязано к конкретным учебникам, не является дополнением к какому-либо курсу. Это вполне самостоятельный учебный продукт, который может найти самое разнообразное применение в практике преподавания.

Издание подготовлено в соответствии с Обязательным минимумом содержания исторического образования в основной школе, Программой по истории для 7-8 классов, Требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы.

Материалы диска позволяют подобрать изобразительный ряд к любому уроку по отечественной истории XVII-XIX вв.

В состав электронного издания входят разнообразные мультимедиа компоненты. Это, прежде всего, исключительно богатый визуальный ряд, анимации, видеоряд, звукоряд.

Электронное издание включает несколько разделов. С методической точки зрения наиболее важные из них:

1. Мультимедиа каталог

2. Редактор для самостоятельного создания альбомов электронных наглядных пособий.

3. Альбомы - самостоятельно созданные или поставляемые с изданием на диске наборы электронных наглядных пособий.

Кроме того, электронное издание содержит:

справочные материалы по персоналиям;

справочные материалы по датам и событиям;

список рекомендованной литературы;

список Интернет-ресурсов;

блокнот для работы с текстовой информацией по объектам;

запасник для самостоятельной работы с графическими, звуковыми и видео объектами;

разветвленную систему поиска объектов по разнообразным критериям.

Учебник многофункционален и дает возможность пользователю проявить большую самостоятельность и творческий подход при изучении курса отечественной истории.

Таким образом, тема информационных технологий очень актуальна на сегодняшний день, так как она только начинает изучаться. Несмотря на это мы проанализируем различные точки зрения на эту проблему. В своей работе мы попытаемся исследовать проблему внедрения информационных технологий в современную систему образования, и сделать вывод о том, какую же роль они играют для современной школы.

Глава 1. Информационные технологии и их значение в современной методике обучения

§1 Понятие информационные технологии: история их появления и развития

Восьмидесятые годы двадцатого века характеризуются сменой "индустриального" общества "информационным". В усложняющихся условиях жизни решающим становится отношение людей к информации. Наше общество находится в состоянии перехода от индустриального к информационному этапу своего развития, которое характеризуется перемещением центра тяжести на производство, переработку и наиболее полное использование информации во всех видах человеческой деятельности. Это составляет основу процесса информатизации, информация становится стратегическим ресурсом общества, превращается в товарный продукт.

Вся накопленная человечеством к концу ХХ века и вновь генерируемая информация переводится в компьютерное представление. Возникают мировые информационные сети, охватывающие рабочие места пользователей и их домашние хозяйства. Современный специалист должен владеть компьютером, понимать функциональные возможности информационных технологий и уметь определять их место в профессиональной деятельности, в быту.

Эти тенденции обусловлены острой необходимостью в увеличении объема доступной информации, разнообразием форм ее представления.

"Информатизация в широком смысле слова представляет собой процесс перестройки в жизни общества на основе все более полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности". Этот процесс, включает в себя перестройку орудийной основы человеческой деятельности в различных предметных областях на основе повсеместного распространения информационных технологий.

Образованный человек "информационного" общества должен иметь возможность:

доступа к базам данных и средствам информационного обслуживания;

понимать различные способы и формы представления данных;

знать о существовании общедоступных источников информации и уметь ими пользоваться;

уметь оценивать и обрабатывать имеющиеся у него данные с различных точек зрения;

уметь пользоваться техниками анализа статистической информации;

уметь использовать имеющиеся данные при решении стоящих перед ним задач.

Информатизация сопровождается бурным внедрением электронно-вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности и развитием систем связи, приводящим к созданию машинно-информационной среды и ускорению оборачиваемости знаний. Этот процесс инициирует радикальные изменения в структуре общественного производства: быстро изменяется характер технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний и умений для освоения новых технологий, повышения требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства. Это означает, что в течение трудовой жизни большинству участников общественного производства предстоит неоднократно менять свою квалификацию, пополнять свои знания, осваивать новые виды деятельности. Поэтому информационное общество также часто называют "обучающимся обществом".

В ближайшие десятилетия ведущими факторами научно-технической революции останутся интеллектуализация и гуманизация труда, совершенствование его технической базы, расширение индивидуальных возможностей, повышение личной значимости и ответственности каждого участника общественного производства.

Поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества становится процесс информатизации образования, предполагающий использование информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества, подготовку подрастающего поколения к комфортной (как в психологическом, так и в практическом отношении) жизни в новых условиях.

Быстрое расширение спектра применения компьютеров и их периферийного оборудования привело к появлению новых общеупотребительных понятий: "информационные технологии обучения", "компьютерные технологии обучения", "новые информационные технологии" в обучении (НИТ). В качестве синонима НИТ очень часто выступает такое понятие, как "компьютерная технология", однако, в первом понятии выделяется объект технологической обработки - информация (в отношении обучения - учебная информация), а во втором - техническое средство реализации информационной технологии - компьютер. Здесь важно подчеркнуть, что техническими средствами НИТ обучения являются не только компьютеры. НИТ предполагает использование всего многообразия современных устройств обработки информации, включая ЭВМ, их периферийное оборудование (видеоматериалы, принтеры, устройства для преобразования данных из графической и звуковой формы представления в числовую и обратно и т.п.), средства связи, видеотехнику и т.д. Это техническая база разворачивающегося на наших глазах процесса информатизации общества.

Информационные технологии обучения не могут быть изучены и объяснены вне процесса общего технологического развития, являющегося по своей сути глубоким социальным процессом. Сведение информационных технологий исключительно к техническому прогрессу, отказ от рассмотрения в контексте комплексного экономического, социального, политического, культурного и общественного развития ограничивают или даже делают невозможным изучение феномена новых технологий обучения, как в комплексе, так и в отдельных конкретных случаях. Поэтому, исходя из того, что технологическая революция есть процесс глобального социального преобразования, следует предположить, что: системы образования войдут в XI век, обогатившись коренным образом измененными философией, целями, структурой, содержанием, организацией и методами образования и воспитания, появившимися в результате внедрения новых информационных технологий в учебных заведениях.

Наиболее существенные изменения как следствие развития информационных технологий, произойдут, по мнению Б.М. Влаховича, в следующих четырех направлениях:

модернизация макро - и микроструктур;

дифференцированная ориентация на индивидуальные и групповые методы обучения;

эффективное использование современных средств коммуникаций в учебном процессе;

расширенное использование различных средств обучения и форм так называемого "мобильного обучения".

На основе рассмотрения процесса информатизации образования как комплексного по своей сути, определяющей становится тенденция создания модели среды, в рамках которой осуществляется эффективное сотрудничество участников учебного процесса. В связи с этим, наблюдается тенденция использования форм обучения, направленных на самостоятельное приобретение знаний на основе использования развитых форм гипер - и мультимедиа технологий, в которых сочетаются звуковые, графические, анимационные, видео возможности компьютера.

Перед образованием стоит задача освоения педагогических информационных технологий (под которыми будем понимать комплексный, интегративный процесс обучения с использованием информационно-вычислительной техники), введения в учебный процесс интенсифицирующих методов и форм. Возникает необходимость ускорения адаптации преподавателей и обучаемых в условиях быстро развивающихся научных областей и педагогических знаний.

Средства информационных технологий имеют двойственный характер: с одной стороны - это предмет изучения, с другой - средство обучения. Учитель перестает быть первоисточником информации, превращаясь в посредника, облегчающего ее получение.

Условно можно выделить ряд этапов информатизации образования.

Компьютеры используются как предмет изучения в рамках школьного курса информатики.

Использование компьютеров в рамках традиционных курсов.

Использование компьютеров в профессиональной деятельности учителя для снятия рутинной нагрузки.

Освоение новых средств: мультимедиа технологий, локальных и глобальных баз данных, организация сетевых проектов и т.п.

С увеличением объема научных и профессиональных знаний возникает потребность в создании единого информационного пространства педагогической информации.

Под информационным пространством некоторого объекта (или множества) понимается совокупность всех информационных компонентов этого объекта (или множества) независимо от способов и средств отображения этих компонентов.

В системе образования отдельные информационные компоненты информационного пространства разрабатываются уже сегодня. Например, создаются информационные базы со статистическими данными учебно-методического, кадрового, материально-технического состояния образовательных учреждений регионов, средства телекоммуникации используются для передачи управленческой и методической информации.

Актуальной является проблема использования средств информационных технологий (аппаратных и программных) для обработки профессионально-важной информации. Вообще под обработкой педагогической информации можно понимать: процесс переработки преподавателем учебного материала и представление его в форме, понятной ученику; процесс анализа результатов обучения.

Стремительное вхождение в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий (менее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. печатного станка.

Печатный станок решительно изменил мир: обеспечил быстрое создание и распространение материалов, способствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно облегчил чтение - печатных книг по сравнению с рукописями. Книги становились дешевле, а число издательств быстро увеличивалось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного станка только в Венеции, бывшей тогда одним из признанных европейских культурных и торговых центров, в типографиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способствовало более широкому распространению знаний и, соответственно, большей доступности образования, достижений науки и культуры.

В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией - от газет до телевидения и Internet.

Вопрос о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса относительно недорогих и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации и "интернетизации", потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.

Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В контексте образования мы будем руководствоваться последним определением. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио - и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования состоит "в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества".

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

Для соответствующих ИТО в зарубежной практике принята следующая классификация:

CBL
Computer Based Learning
Изучение на базе компьютера
CBT
Computer Based Training
Обучение на базе компьютера
CAA
Computer Aided Assessment
Оценивание с помощью компьютера
CMC
Computer Mediated Communications
Компьютерные коммуникации
В определенном смысле подобная классификация является весьма условной, поскольку в ней, по сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.
В этом можно убедиться, рассмотрев более детально каждую из них.
Компьютерное программированное обучение - это технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.
Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.
Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных - учебников, аудио - и видеозаписей и т.п.), то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.
Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без) и, по существу, пересекается с вышеназванными.
Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.
Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только лишь отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду - распределенную информационную образовательную систему.
Не отрицая важности классификации ИТО, заметим, что для их эффективного применения педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении.
Разработка полноценных программных продуктов учебного назначения - дорогостоящее дело, поскольку для этого необходима совместная работа высококвалифицированных специалистов: психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров, программистов. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют проекты создания компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.
Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разбить на несколько категорий:
обучающие, контролирующие и тренировочные системы,
системы для поиска информации,
моделирующие программы,
микромиры,
инструментальные средства познавательного характера,
инструментальные средства универсального характера,
инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.
Под инструментальными средствами понимаются программы,
обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут и практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.
Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Использование компьютеров усиливает интерес к предмету. Позволяет учителю сэкономить массу времени, которое он раньше затрачивал на меловые записи и рисунки на доске. Для работы заранее подготавливаются файлы на дискете, содержащие план изучаемой темы, необходимые даты, термины, схемы, вопросы. Изображение проецируется на экраны мониторов.
На уроках истории часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Учителю не надо зачитывать цитаты, достаточно открыть соответствующий файл. Нет необходимости листать учебник, книгу, исторический источник, документ. На файл учитель может занести любой материал и в нужный момент использовать на уроке. Ребятам остается только включить монитор и прочитать увиденное.

§2 Исследование степени применения информационных технологий в обучении

Для того чтобы понять, на сколько интенсивно сегодня информационные технологии применяются учителями истории в школе и на сколько это приемлемо для учеников, мною было опрошено 75 учеников из 2-х школ города Воронежа, учащихся 5 и 10 классов. Им было предложен перечень вопросов с вариантами ответов. Результаты опроса сведены в таблицу:

Вопросы
Никогда
Редко
Часто
1. Как часто вы имеете возможность доступа к Интернету в школе?
52%
48%
0%
2. Как часто на уроке истории используются видеоносители?
21%
52%
27%
3. Как часто уроки истории проводятся в компьютерном классе?
24%
76%
0%
4. Как часто используется компьютер при проверке знаний?
(тестирование)
0%
52%
48%
5. Как часто учитель истории задаёт вам домашнее задание, для которого необходимо использование компьютерных программ?
0%
25%
75%
Результаты опроса показали, что, к сожалению, на сегодняшний день информационные технологии применяются редко. Это происходит по двум причинам:
низкая степень оснащённости школ компьютерами и мультимедийным оборудованием.
консервативные взгляды преподавателей, которые, вероятно, по причине неумения работать с новыми информационными технологиями отказываются от их применения.
Для решения этих задач государство проводит активную политику в области образования.
С целью выяснения обеспеченности школ компьютерами мною посещалось Главное управление образования Воронежской области. Начальник отдела информатизации Биренбаум М.И. пояснил, что задача обеспеченности новыми технологиями решается через соответствующие федеральные и региональные программы, цель которых полная компьютеризация школ и их подключение к высокоскоростному Интернету.
Целенаправленная работа дала свои результаты. По сведениям управления образованием Воронежской области оснащённость компьютерами в 2007 году составляла - один компьютер на 24 ученика. Для сравнения можно привести статистику за предыдущие годы, так в 2001 году один компьютер приходился на 350 учащихся, а в 2003 на 64.
В школах появились компьютерные классы (1-2 на школу), осуществлено подключение к высокоскоростному Интернету. В 2007 году - 99,9% школ уже имели высокоскоростной канал (в 2001 - 3% низкоскоростного).
Быстрыми темпами растёт обеспеченность компьютерными программами, если в 2001 году только 20% школ имели лицензионные программы, то в 2007 году - все школы были обеспеченны ими в рамках национального проекта. Этому способствовал подписанный 18 апреля 2007 года ООО "Майкрософт Рус", Администрацией Воронежской области и 6 ведущими воронежскими ИТ - компаниями "Меморандум о намерениях по развитию индустрии информационных технологий в Воронежской области". Целью, которого было создание рабочей группы для координации усилий и принятия совместных решений в данной сфере. В частности, в рамках меморандума будут реализованы обучающие программы для ИТ - специалистов с целью создания ими новых современных программных средств и повышения качества услуг по внедрению и поддержке существующих информационных технологий. Также будет вестись совместная работа по защите прав на интеллектуальную собственность.
Этому предшествовало подписанное накануне Стратегическое соглашение о сотрудничестве между ООО "Майкрософт Рус" с одной стороны и Советом ректоров ВУЗов, Советом директоров ССУЗов, Главным управлением образования администрации Воронежской области с другой.
Основной целью подписанного Соглашения является решение задач по развитию инновационных подходов в преподавании дисциплин и использовании информационных технологий в повседневной деятельности учебных заведений, обеспечению свободного владения информационными технологиями профессорско-преподавательским составом и выпускниками учебных заведений, а также повышение обеспеченности учебных заведений в части их информатизации.
Медленнее и сложнее решается проблема качественной подготовки педагогических кадров к эффективному применению возможностей информационных технологий в учебном процессе.
По сведениям Воронежского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО), для преодоления компьютерной неграмотности учителей, в том числе учителей истории, на курсах повышения квалификации обязательно включается занятие по овладению информационными технологиями, даются сведения о перспективных направлениях использования информационных технологий, методике эффективного применения компьютера, Интернета, электронных учебных пособий. На практических занятиях слушатели курсов получают представление о возможностях русскоязычных Интернет-ресурсов по истории, получают рекомендации по оптимальной организации поиска нужной информации, учатся создавать мультимедийные презентации. В 2007/08 учебных годах кафедра ИФиК планирует публикацию методических рекомендаций по применению информационных технологий в преподавании истории. Запланированы очно-заочные курсы ПК РЦДО "Информационные технологии для учителя-предметника" в Богучарском, Петропавловском, Каменском, Грибановском, Ольховатском и Хохольском районах. Однако следует понимать, что задача преображения современного урока с помощью информационных технологий не будет решена только через оснащение школ техникой и получение учителями базовых навыков работы с компьютером и другим оборудованием. Для того чтобы информационные технологии заняли своё достойное место в современном процессе преподавания, нужен более продолжительный промежуток времени, так как речь идёт, во-первых, о необходимости дальнейшей разработки методики их использования в преподавании предметов гуманитарного цикла и, во-вторых, о формировании информационной культуры учителя истории. Только обеспечение этих двух необходимых условий позволит, творчески, на новом, более высоком качественном уровне применять информационные технологии на уроках и при организации самостоятельной работы учащихся.

§3 Положительные и отрицательные стороны применения информационных технологий в учебном процессе

Проблема использования наглядности на уроках истории является "вечной", ибо дети при изучении далекого прошлого имеют дело с объектами, которые в большинстве своем можно только представить или вообразить в своем первозданном виде. Всплеск интереса к этой теме в методической литературе и создание комплектов наглядных пособий для школы пришлись на вторую половину XX века (Г.И. Годер, П.В. Гора, Г.М. Донской, Ф.П. Коровкин, B. C. Мурзаев, Д.Н. Никифоров и др.). С течением времени школы утратили старые пособия и сегодня не имеют возможности приобрести новые, ввиду их отсутствия старые методические разработки по наглядности уже потеряли свою актуальность. Автор данной статьи неоднократно делала предложения ведущим учебным издательствам России по созданию комплектов наглядных пособий, но, к сожалению, они не видят в этом деле коммерческой выгоды, сопоставимой с той, какую приносят учебники и учебная литература.

Учитель истории сегодня должен руководствоваться "подручными" средствами (иллюстрациями в учебниках, картами в атласах, меловыми схемами на доске) и самостоятельно изготавливать объемные наглядные пособия. Учебное кино и телепередачи по истории перестали существовать, их отчасти заменили видео и компьютерная графика, но они есть не во всех кабинетах даже столичных школ. Труднее всего приходится начинающим молодым учителям, которые не видели старых пособий и не всегда имеют возможность воспользоваться современными технологиями. Каждый современный учитель истории, полагаем, задавался еще одним вопросом: интересна ли ученику, часами играющему на персональном домашнем компьютере и просматривающему мультимедиа, та учебная наглядность, которую ему могут предложить в кабинете истории? В то же время есть дети, не имеющие дома компьютера и никогда не державшие в руках иллюстрированных пособий, которыми так богат книжный рынок. В наш век крайнего индивидуализма и дифференциации единственным методическим выходом из сложившейся "ненаглядной" ситуации является, как считает М.В. Короткова, применение личностно-ориентированного подхода в использовании наглядных средств на уроке истории".

Не смотря на трудности, информационные технологии уже широко применяются учителями истории, у которых сложилось своё мнение о положительных и отрицательных сторонах их применения. Этот опыт привлёк внимание представителей педагогический науки. Появилось большое количество исследовательских работ по теме применения информационных технологий. Так, И.Г. Захарова в своей работе "информационные технологии в образовании" положительными сторонами применения ИТО считает:

1. Использование ИТО помогает обеспечить тесное взаимодействие между преподавателем и обучаемым даже в условиях дистанционного образования. ИТО предоставляют самые широкие возможности. Описание творческого процесса, его результаты могут быть представлены и обсуждены на электронной конференции, опубликованы в электронном издании, размешены на Web-caйтe учебного заведения. Например, на смену рукописным тематическим журналам (исторические, литературные и др.) не только в вузах, но и во многих школах, гимназиях, лицеях появляются электронные журналы, для которых нет проблем с тиражированием и распространением. Каждый желающий может ознакомиться с их материалами через Internet, а при отсутствии у учебного заведения своего Web-сайта - через локальную сеть.

2. ИТО расширяют возможности образовательной среды как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ, и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

3. Новое содержание образовательной среды создает и дополнительные возможности для стимулирования любознательности обучаемого. Одним из таких стимулов является возможность удовлетворить свое любопытство, благодаря широчайшим возможностям глобальной сети Internet предоставляется доступ к электронным библиотекам (научно-техническим, научно-методическим, справочным и т.д.), интерактивным базам данных культурных, научных и информационных центров, энциклопедиям, словарям. Через Internet обучаемый может обратиться с вопросом по заинтересовавшей его проблеме не только к своему наставнику, но и к ведущим отечественным и зарубежным специалистам, вынести его на обсуждение в электронной конференции или чате. Само разнообразие информации, предлагающейся в образовательной среде, интегрированной в мировое информационное пространство, помогает педагогу подвести обучаемых к поиску собственного взгляда на суть изучаемой проблемы. Развитию любознательности обучаемых, привитию интереса к поисково-исследовательской деятельности помогает также возможность работы в виртуальных научных лабораториях, проведение компьютерных экспериментов с помощью моделирующих программ.

4. Создаваемые на сайтах учебных заведений персональные web-страницы педагогов предоставляют дополнительные возможности и для того, чтобы открыть обучаемым "дверь" в свою творческую мастерскую. На таких страницах можно показать не только учебные материалы, но и свои научные публикации, проспекты проводимых исследований, лучшие работы "учеников, превзошедших учителя". Выход в мировое информационное пространство позволяет увидеть множество образцов креативности: на сайтах, рассказывающих о деятельности научно-исследовательских центров и отдельных научно-исследовательских институтов; в материалах электронных научных журналов и конференций; результатах конкурсов творческих проектов и дистанционных олимпиад; на персональных web-страницах учащихся, студентов, преподавателей, ученых всего мира.

Персональный компьютер можно использовать как универсальное техническое средство обучения (ТСО). Такое ТСО позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.

Систематическое использование персонального компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:

1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

2. Повышение производительности труда.

3. Установление межпредметных связей с информатикой.

4. Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории.

5. Учитель, создающий, или использующий информационные технологии, вынужден обращать огромное внимание подачи учебного материала. Что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

6. Изменяется к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными компьютерами. Они начинают видеть в учителе "родственную душу".

7. Изменяется, особенно у 5-7-классников, отношение к компьютеру, как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического материала.

Вместе с тем существует достаточное количество проблем связанных с внедрением ИТО в образовательный процесс и их негативное влияние на успехи учеников, психологическое и физическое здоровье школьников. Среди них:

1 сложность восприятия больших объемов информации с экрана дисплея;

2 отсутствие непосредственного и регулярного контроля над ходом выполнения учебного плана;

3 нарушение взаимодействия учитель-ученик. Т.к. компьютер не может заменить полностью учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учащихся, побудить в них любознательность, завоевать их доверие, направить их на те или иные аспекты изучаемого предмета, вознаградить за усилия и заставить учиться.

Не смотря на эти проблемы нельзя не отметить, что информационные технологии:

1. формируют высокую степень мотивации, повышают интерес к процессу обучения;

2. повышают интенсивность обучения;

3. позволяют достигнуть индивидуализации обучения;

4. обеспечивают объективность оценивания результатов;

5. увеличивают долю самостоятельной работы.

Глава 2. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в обучении истории

§1 Применение видеоносителей на уроках истории

Применение технических средств для обучения и воспитания подрастающего поколения - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Технические средства необходимы для повышения качества обучения. Применение технических средств необходимо для того, чтобы уменьшить утомляемость учащихся. Технические средства дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме.

Неоспоримы достоинства использования видеоносителей на уроках истории, прежде всего, их оперативность и маневренность, возможность повторного применения, использование стоп-кадра. Просмотр создает эффект присутствия, подлинности фактов и событий истории, вызывает интерес к истории как к предмету обучения.

К видеоматериалам предъявляются общие дидактические требования, в частности, их высокий эстетический уровень и эмоциональное воздействие; познавательная значимость; фактологическая достоверность; связь художественных образов с реальной жизнью в данную историческую эпоху; подбор занятий, наиболее целесообразных для эффективного решения поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Прежде всего учителю надо решить задачу по накоплению видеоматериалов, создавая собственную видеотеку и каталог с привлечением материалов районной и городской видеотек, содержащих научно-популярные и публицистические передачи, документальное кино, фрагменты художественных фильмов ("Александр Невский", "Минин и Пожарский", "Пугачев", "Композитор Глинка"), Затем надо продумать, какие видеоматериалы целесообразно использовать на уроке, а какие на факультативных занятиях и во время кружковой работы. Так, фрагменты художественных фильмов лучше показывать во внеурочное время, используя их в большей степени для решения воспитательных задач.

После чего следует подготовиться к показу на уроке: провести хронометраж фрагмента и определить время просмотра (15-20 мин); разбить фрагмент на смысловые единицы, сформулировав к ним вопросы и задания для учащихся; определить значение фрагмента для изучения конкретной темы; выявление результатов просмотра.

Старшеклассники могут записать для уроков документальные фильмы, например, "Первая мировая война", "Обыкновенный фашизм", созданных на основе архивных материалов, интервью участников событий, изъяв из звукового ряда оценочные суждения и готовые выводы. В таком случае фрагменты этих "препарированных" фильмов позволят ученикам сделать собственные

умозаключения и при повторном полном просмотре сравнить с выводами ученых.

Все более применение находят видеоклассы, в комплект которых входят мониторы на столах учащихся и полный видеокомплект около рабочего места учителя: видеомагнитофон, видеокамера, телевизор и большой экран, видеопроектор, центральный монитор, колонки, пульт управления. Музыкально занятия оформляются при помощи электрофона.

Для работы заранее разрабатываются обучающие программы, создаются дидактические материалы (карточки с названием темы, план изучения нового, даты, термины, понятия, схемы, вопросы и задания, фрагменты исторических документов, карт и др.). При помощи видеокамеры учитель выводит нужные дидактические материалы на мониторы и передает на большой экран. Один ученик заполняет ручкой или фломастером текстовую или хронологическую таблицу, дополняет схему за рабочим местом преподавателя, а другие ученики, используя свой монитор, выполняют необходимые действия на своем рабочем месте. Упрощается демонстрация мелких иллюстраций, слайдов, портретов.

Большое значение для эффективности использования технических средств имеет обстановка, в которой они применяются.

Готовясь к проведению киноурока, учитель должен внимательно просмотреть кинофильм. В ходе просмотра фильма следует отметить кадры, к которым учитель должен привлечь внимание учащихся. Учитель должен объяснить новые понятия. Некоторые новые слова могут предварительно не объясняться, если обозначаемые ими предметы, явления или понятия хорошо известны учащимся и о их значении легко догадаться по контексту.

После такой подготовительной работы, учителю необходимо позаботиться о чёткой организации киноурока. Учитель должен кратко остановиться на названии кинофильма.

В некоторых случаях необходимо дать краткие пояснения о месте и времени действия.

Перед учащимися можно заранее поставить определённую задачу, например, предложить им определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.

Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов:

1. Работа с незнакомыми словами.

2. Вступительная беседа.

3. Просмотр кинофрагмента.

4. проверка понимания кинофрагмента.

Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента. Здесь можно рекомендовать следующие приёмы работы:

Такое ценное качество видео, как сочетание яркой формы кинонаглядности с возможностью многократного предъявления, с каждым годом находит всё большее признание в качестве эффективного обучающего средства при изучении истории и обществознания. Особенность видеофильмов заключается в том, что они могут изображать коммуникативные ситуации наиболее полно. Кроме того, видео позволяет увидеть, где происходит действие. Материал урока должен соответствовать уровню знаний учеников на данном этапе обучения. При подборе материала надо учитывать также возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Демонстрация видеофильма не должна представлять собой просто развлечение, а должна быть частью целенаправленного учебного процесса, отвечающего всем требованиям методики преподавания истории и обществознания.

Таким образом, значение видеофильма определяется, прежде всего, возможностями его как особого устройства для передачи информации и организации её запоминания.

§2 Компьютерные программные технологии

Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучаемых творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае информационные технологии (ИТ), изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций, web-страниц и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, также могли бы стать эффективным инструментом в руках учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint, Microsoft FrontPage, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и другие могут с успехом использоваться учителями истории. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. Учитель истории может самостоятельно создавать такие презентации к своим урокам либо использовать готовые. В Интернете представлен набор готовых учебных презентаций по предмету история. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта. (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке в компьютерном классе. Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены, в основном, для обработки числовых данных. Тем не менее, возможности табличного процессора Excel в процессе обучения истории так же весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения, можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объем производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Известны примеры использования этой программы для создания электронных журналов.

Опыт использования Microsoft Office 2000 в школе представлен в Комплекте учебно-методических пособий для школьных учителей, состоящем из нескольких брошюр и CD, и бесплатно распространяемом компанией Microsoft.

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете. К ним относятся:

Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. Можно выделить несколько типов электронных энциклопедий, используемых в процессе обучения истории. Исторические энциклопедии: CD "Энциклопедия истории России 862-1917 гг. ", CD "Династия Романовых. Три века российской истории". К энциклопедиям-путеводителям, позволяющим совершать мультимедийное путешествие можно отнести: CD "Святая Русь", "Храмы Санкт-Петербурга ","Золотое кольцо России", CD "Россия", CD "Московский Кремль". Ряд изданий можно отнести к энциклопедическим условно, они содержат познавательную информацию по частным историческим периодам, персоналиями, по истории искусства и пр. Например, CD "Эрмитаж", CD "Битва за Москву" и CD "От Кремля до Рейхстага", CD "Наполеон и Александр" И наконец, энциклопедические словари и справочники, которые являются электронной версией "бумажных" изданий.: CD "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона" - "Биографии: Россия". CD "Библейский компьютерный справочник"

Программы - библиотеки (сборники различных текстов), снабженные поисковыми системами. Они также являются электронной версией бумажных изданий. В серии CD "Классика. История России" помещены собрания сочинений Н.М. Карамзина, И.Н. Костомарова, С.С. Платонова, В.О. Ключевского и др.

Программы-репетиторы - ориентированные на заключительный этап обучения (пример: на интенсивную подготовку к экзамену). "Репетитор по истории" - это тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Задачники - программы, позволяющие организовать процесс приобретения новых знаний в увлекательной форме. По форме эти программы напоминают игры, но по сути содержат в себе серьезные учебные задачи. Например, задачи по истории древнего мира содержатся на CD "Загадки сфинкса".

Таким образом, компьютерные технологии позволяют использовать различные виды заданий интерактивного характера: по событиям, хронологии, географическим наименованиям, топонимике, терминам и понятиям, персоналиям - когда ученики сопоставляют левые и правые части колонок, расставляя стрелки; ставят номера в нужном порядке; заполняют пробелы; выполняют тестовые задания, решают кроссворды. Правильность выполнения заданий ученики сверяют с ответами на большом экране с диагональю 1,5 м, изображение на который выводится при помощи мультимедиа проектора.

Учитель и ученики успешно создают интерактивные карты по истории, применяемые как при изучении нового, так и на повторительно-обобщающих уроках. Возможно конструирование урока на основе материалов исторической игры "Современники", "Аванта" или программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы, звуковые сигналы, показывающие переход от одного вида работы к другому. Компьютерные презентации в этой программе позволяют создать слайд-фильм урока, подобрав нужные исторические карты, схемы, иллюстрации и таблицы, подготовить раскадровку, содержащую информацию по персоналиям, хронологии и картографии, терминам и понятиям, привлекая информацию из электронного словаря. Этот опорный конспект ученики применяют при подготовке полученного задания, обращаясь к слайд-фильму в классе по локальной сети или дома, пользуясь сайтом школы или учителя, размещенными в Интернете. Они готовят рассказы по коллажу, по слайдам.

Интересные рекомендации по работе с электронным диафильмом дает А.В. Чернов. Учитель с учащимися становятся разработчиками поурочных пакетов презентаций трех видов:

компьютерные презентации;

программы для повторительно-обобщающих уроков;

компьютерный диафильм с элементами анимации.

Как правило, на подготовку одной презентации с применением отрывков из мультимедийных энциклопедий, средств графики и анимации, аудиосредств уходит около трех часов времени.

Применение компьютерного диафильма на уроке дает возможность в нужной последовательности вводить, снимать, передвигать фрагменты кадров, представленных в виде слайдов. Так, на первом слайде появляется тема урока, на втором - пункт за пунктом отображается план изучения нового материала, на третьем - выдвигается проблемная задача урока, на последующих - раскрывается основное содержание урока, представленного на слайдах с кратким учебным текстом базовых знаний и изобразительного ряда - иллюстраций с картин известных художников, диаграмм.

Учитель предлагает ученикам назвать причины события или явления, а по ходу беседы или в качестве ее итога выводит по пунктам или сразу текст соответствующего слайда. На следующем слайде при выяснении территориальных потерь ученики видят как воины переходят границу, как полки выдвигаются для сражения, как передвигаются фигурки военных во время боевых действий. Так применяя условно-графическую анимацию учитель формирует у учащихся представление о ходе боевых действий.

При закреплении используется лента времени и иллюстрации: вызванному ученику надо совместить дату с соответствующим изображением, работая за компьютером в режиме редактирования слайдов. Затем класс решает кроссворд: на экране появляется вопрос, ученики дают на него ответ, вносят его в сетку кроссворда.

Данная разработка трансформируется под любой тип урока, поскольку учитель может снимать и добавлять слайды, менять их содержание, применять дополнительные виды графики, вводить новые приемы учебной деятельности. При создании слайдов особое внимание обращается на логику изложения материала. Так возникают и складываются возможности проектной деятельности учащихся по созданию собственных программ.

Ю.В. Кушнерёва предложила семиклассникам во втором полугодии разработать на уроках учебные проекты-презентации по теме: "Раннее Средневековье: мифы и повседневная жизнь". Такую работу позволяли провести кабинеты истории и информатики, оборудованные компьютерами, сканерами, мультимедийными проекторами, а также наличие необходимого программного обеспечения: Word, Twain, PhotoShop, PowerPoint.

На первом организационном занятии ученикам выдается макет слайдов и шаблон оформления со следующим наполнением слайдов:

заглавие, автор материалов;

историческая справка по вопросу;

3-8) сюжеты проектов;

9) отражения содержания мифов в литературе, живописи, музыке, кинофильмах;

список книг, сайтов, всей использованной информации;

сведения об авторе презентации.

На первом уроке формируются рабочие группы и распределяются задания между учениками.

Учебная деятельность на последующих уроках организуется и проводится следующим образом:

уроки 2-3 - работа в группах по обработке собранного материала и поиску нового, включая Интернет;

урок 4 - обобщение и систематизация материалов, их анализ, выставление оценки за проделанную работу, корректировка планов предстоящей деятельности;

уроки 5-6 - разработка презентации на основе собранных материалов;

урок 7 - представление и обсуждение первой презентации;

уроки 8-9 - представление и обсуждение остальных презентаций,

запись основного в тетради, формулирование заданий для самостоятельной работы;

урок 10 - самостоятельная работа, итоговое выставление оценок.

Каждый ученик представляет свою часть работы, рассказывает, какой вклад он внес в общее дело. При оценке учитываются качество и форма представления материала; форма его устного изложения (собственный рассказ или чтение с экрана); умение сделать пояснения, разъяснить сущность содержания; точность и емкость ответов на вопросы присутствующих на презентации.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.