На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Применение дидактических игр на уроках русского языка. Классификация и роль дидактических игр в психическом развитии ребенка. Игровые ситуации как средство развития интереса к знаниям. Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 04.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


38
Пензенский Государственный Педагогический Университет
им. В. Г. Белинского
Курсовая работа по русскому языку
на тему:
«Использование элементов занимательности и игры при изучении состава слова в начальных классах»
Выполнила:
студентка гр. П-42
Савина О. С.
Проверила:
Арямова О. С.
Пенза 2008
Содержание

Введение
1. Дидактическая игра и ее классификация
2. Роль игры в психическом развитии ребенка
3. Дидактические игры и игровые ситуации, как средство развития интереса к знаниям
4. Методика проведения дидактических игр
5.Система упражнений, направленных на усвоение морфемного состава слова
6. Практическая часть
Заключение
Библиография
Введение

Современное образование характеризуется гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием лучших его качеств, формированием разносторонней и полноценной личности. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения (особенно в начальный период), в частности, дидактические игры.
Воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний учащихся и закрепление их.
Младший школьник постоянно ощущает потребность в игре, в игровом общении. Но очень часто они нуждаются в помощи неравнодушных взрослых, которые живут детскими проблемами, понимают школьников, принимают их такими, какие они есть, и в то же время создают для них зону ближайшего развития. Именно взрослые (и учителя, и родители) могут выполнить функцию конструктора игры, а также функцию организатора.
Поэтому проблема использования дидактических игр сегодня особенно актуальна.
Учитывая данные обстоятельства, учитель начальных классов должен овладеть психологическими и педагогическими основами игровой деятельности, понять методику и специфику проведения игровых упражнений и, чтобы сделать игру союзником в учебной деятельности.
Многие преподаватели считают игру лишь средством достижения тактических задач: организация внимания, облегчение запоминания учебного материала, снятие умственного напряжения. Учителя часто учитывают безграничные возможности игры в достижении стратегической цели обучения. Цель эта состоит в том, чтобы развить у ребенка устойчивую потребность в приобретении знаний и умений, способность к самоконтролю и к самооценке, привязанность к школе, тягу к творчеству, нравственные и художественные чувства.
Помня слова Ш.А. Амонашвили [7, с. 115] о том, что «... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.
Применение дидактических игр на уроках русского языка ведет к расширению лингвистического кругозора учащихся, поддерживает интерес к обучению, находится в тесной взаимосвязи с прочным и сознательным усвоением изучаемого материала, с обогащением словаря детей и развитием их речи.
Проблема применения игры в учебном процессе исследуется современными учеными в различных аспектах: изучаются возможности игры в умственном развитии детей, в усвоении учебных знаний, в формировании мышления, воображения, познавательного интереса.
1. Дидактическая игра и ее классификация

Дидактическая игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.[3, с. 84-87]
Классификация игр
Во взглядах ученых на вопрос о классификации игр нет единства. По принятой в отечественной педагогике классификации игры подразделяются на творческие, подвижные, дидактические.
Подвижные - игры, в которых задачи, стоящие перед детьми, решаются путем разнообразных движений, что способствует физическому развитию детей, усилению обмена веществ в организме, поднятию жизненного тонуса. Движения доставляют радость детям, а радость - важное условие здоровья ребенка.
Творческие - игры, которые возникают по замыслу самих детей. Содержание этих игр определяется теми впечатлениями, которые дети получают, наблюдая окружающую действительность и участвуя в ней. Игра становится путем познания жизни.
Дидактические - игры, которые самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Значение этих игр велико с познавательной точки зрения. В дидактических играх перед детьми ставятся преимущественно узкие, определенные задачи умственного порядка, требующие для своего решения различных интеллектуальных операций.
Но, кроме принятой в педагогике, существует много других классификаций.
Например, Е.М. Минский [13, с. 74] различает подвижные, сюжетные, подражательные, дидактические игры.
П.П. Блонский различает: мнимые игры, строительные игры, подражательные, драматизации, подвижные, интеллектуальные. Причем первое место у школьников занимают подвижные игры. [18, с. 127]
Б.П. Никитин классифицирует игры на: ролевые, подвижные и дидактические, отдельно выделяет развивающие. Это игры, нацеленные исключительно на развитие творческих мыслительных способностей ребенка: внимания, памяти, воображения и т.д. [15, с. 25]
Ж. Пиаже выделяет три вида игр: игры-упражнения, символические игры и игры с правилами. Он указывает на то, что упражнения, символ и правило являются тремя последовательными этапами, которые характеризуют игры с точки зрения их умственных структур. Какова структура мысли ребенка на том или ином этапе развития, такова и его игра, так как игра есть не что иное, как ассимиляция действительности в соответствии со структурой мысли. По мнению Ж. Пиаже, высшая точка развития детской игры - символическая игра. [4, с. 7]
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова выделяют 2 группы игр: сюжетные игры и игры с правилами. Сюжетные игры авторы разделяют на ролевые и режиссерские. В ролевых играх ребенок получает определенную роль, «превращаясь» в доктора, врача и т.д. Основными компонентами ролевой игры являются темы, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В режиссерских играх дети управляют «превращенными» вещами, предметами (разыгрывая сражения, управляя игрушечными солдатиками, то есть действуют за всех участников игры).
Игры с правилами включают в себя подвижные игры, настольные игры, словесные игры. В игре с правилом ребенок учится подчинять свое поведение правилам (действовать произвольно). [14, с. 59]
Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько выделяют ролевые игры по правилам. Игры по правилам делят на подвижные и дидактические. Сущность дидактических игр заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной и игровой форме. [11, с. 78]
Дидактическая игра
Из всего существующего многообразия игр именно дидактическая игра самым тесным образом связана с учебно-воспитательным процессом. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Цель дидактической игры - способствовать развитию познавательной активности ребенка.
Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся, активно помогать друг другу. Она является средством для расширения, углубления и закрепления знаний, усвоения общих понятий. Эти игры относятся к виду игр с фиксированными правилами.
Дидактическая игра дает возможность каждому ученику проявить свою активность, осознать себя участником деятельности, помогает преодолеть трудности, стимулирует его фантазию.
В результате использования игровых ситуаций на уроке происходит расширение общего кругозора, развитие навыков самостоятельной работы, воспитание интереса к русскому языку.
Виды дидактических игр
А.И. Сорокина [10, с. 32] выделяет следующие виды дидактических игр в зависимости от характера деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предложения, игры-загадки, игры-беседы.
Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры-предложения («что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формулирует умение рассуждать, делать выводы.
Игры-беседы. В основе их лежит общение. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры.
Также, в зависимости от характера деятельности детей, Гибсон Р.К. выделяет: [6, с. 100]
- игры-соревнования (игры-викторины, игры-конкурсы);
- сюжетно-ролевые игры (игры-драматизации, игры-инсценировки, ролевые, режиссерские).
По русскому языку Баев П.М. использует [2, с. 11] следующие виды
дидактических игр:
- морфологические;
- словообразовательные;
- фонетические;
- лексические.
Самое главное заключается в том, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры: [8, с. 182-186]
1. дидактическая задача;
2. игровая задача;
3. правила игры;
4. игровые действия.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, она формируется педагогом.
Дидактическая игра подчинена решению дидактической задачи, связанной с определенной темой учебной программы и предусматривающей изучение нового материала, закрепление и повторение пройденного, формирование учебных умений и навыков. Усвоение учебного материала происходит непреднамеренно, так как учебная задача в ней прямо перед детьми не ставится. «Двойная природа» дидактической игры выражается в учебной направленности и игровой форме, которые способствуют овладению конкретным учебным материалом в непринужденной форме.
Игровая задача решается детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, путем решения которой дети начинают практически применять полученные ими знания. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлена общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила игры помогают направлять учебный процесс, содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения.
В дидактической игре правила являются задачами. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Соблюдение правил вырабатывает у детей критерий оценки своего собственного поведения и поведения своих одноклассников, а также обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия.
Игровые действия - основа игры. Игровые действия дают детям возможность учиться в тот момент, когда они играют. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Результат игры бывает вполне очевидным, конкретным и наглядным. Он определяется в зависимости от решения дидактической задачи, воплощение игрового замысла, соблюдения правил и выполнения игровых действий.
Необходимо при подведении итогов отметить каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. [9, с. 129]
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение, в ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.
По мере овладения учащимися навыками учения, дидактические игры занимательного типа теряют свою ведущую роль: если ранее игра являлась предпосылкой для включения ученика в учение, то через освоение в игровых ситуациях элементов учебной деятельности становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, то есть игра из основы учебного процесса превращается в его элемент, дидактический прием.
Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения -облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- формирование психологических новообразований;
- формирование общеучебных умений, навыков учебной и
самостоятельной работы;
- активизация процесса обучения.
Условия проведения дидактических игр
Каждая дидактическая игра должна соответствовать определенным требованиям: [5, с. 87]
1. Учащиеся должны осознать правила, соблюдая которые можно достичь желаемого результата;
2. Должна быть возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком (индивидуальная активность при коллективной форме игры);
3. Наличие воображаемой ситуации и плана действий, а также ролей, игровых приемов;
4. Дети должны создать игровой результат.
Успешность проведения игры в значительной мере зависит от учителя, от его умения «заразить», увлечь игрой. Преподавателю для этого нужно самому быть увлеченным.
Для успешного проведения дидактической игры педагог должен обладать рядом профессионально важных качеств в отношении игровой деятельности детей:
1. Обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;
2. Уметь организовать начало игры;
3. Уметь наблюдать игру, анализировать ее, оценивать уровень развития игровой деятельности;
4. Широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт;
5. Создать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;
6. Уметь самому включаться в игру на главных и второстепенных ролях;
7. Уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснение);
8. Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социальным статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных;
9. Учить детей обсуждать игру, оценивать ее.
Также можно выделить следующие основные условия успешного проведения дидактической игры:
1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать;
2. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
3. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность;
4. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
5. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой. [3, с. 102]
2. Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей.
По выражению Л.С. Выгодского, «...ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Игра создает «зону ближайшего развития ребенка». Именно в игре впервые появляются элементы обучения.
В процессе игры у детей формируются основные новообразования в физической, психической и личностной сферах. Большое значение игры имеют для формирования черт характера личности школьника. В игре развиваются организованность, выдержка, умение планировать ряд последовательных действий, умение остановить свои желания, подчиняться правилам игры. Это воспитывает способность преодолевать трудности, тренирует волю ребенка. Игра развивает чувство товарищества, дружбы. Игра является и первой школой воли; именно в игре проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. В игре ребенок раньше и легче удерживает сознательную цель -запомнить. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.
В процессе игры совершенствуются все мыслительные процессы: анализ, сравнение, классификация, обобщение. Желание первым решить задачу, поставленную в игре, вызывает мыслительную и речевую активность детей.
В игре у детей развивается произвольность психических процессов (произвольное внимание, произвольная память). Играя, дети лучше сосредотачиваются и лучше запоминают. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка легче и раньше всего в игре. Игра дает большие возможности для развития воображения: ребенок представляет себе то, о чем говорит другой человек, и что не является предметом созерцания.
Игра имеет значение для формирования и развития рефлексивного мышления. Рефлексия помогает осмыслить свои собственные действия, потребности и переживания, соотнести их с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра имеет значение и в развитии мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учиться.
На начальной ступени обучения происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение. Характерно, что дети данного возраста охотнее играют в «школу», чем в «детский сад», стремясь в игре отразить не столько свое настоящее, сколько будущее.
Именно в этом возрасте происходит перестройка мотивов. Шести - семилетние дети играют не только ради удовольствия, но и ради приобретения новых знаний и умений. Они начинают отличать учебную деятельность, как и труд, от игры, хотя и предпочитают получать знания в игровой форме. Игра вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.
Игра помогает школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, кроме этого, она помогает формированию у детей качеств, необходимых для становления учебной деятельности:
1. Общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
2. Умение включаться в коллективную учебную работу;
3. Готовность слушать друг друга;
4. Желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности;
5. Осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способность самоконтроля, самооценки.
6. Раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение.
Ребенок вынужден направлять свою активность не на удовлетворение своих актуальных потребностей, а на достижение намеченных учителем целей. Учебную задачу нужно сделать личность значимой, чтобы ребенок осознавал ее как свободно выбранную, принимая ее на основе «хотения». Тогда он легко поддается педагогическому воздействию, охотно вступает в сотрудничество с учителем, активно и заинтересованно участвует в процессе своего обучения и воспитания. Следовательно, для успешного овладения учебным материалом необходимо учитывать и использовать своеобразное сочетание на данном этапе двух ведущих видов деятельности - игровой и учебной.
Игра и учеба - это два различных вида деятельности. Между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено еще
Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком много места игре, сразу называя ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным знаниям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры.
Но дидактическая игра необходима не только для улучшения адаптации. В ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, чем в ситуации учебного задания, так как в дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации с выполнением определенных правил. Здесь усвоение нового происходит без особого напряжения, как бы само собой.
В исследованиях Д.Б. Эльконина [12, с. 249] подчеркивается, что внутренние законы психического развития в дошкольном и младшем школьном возрасте едины.
Эльконин считал дошкольный и младший школьный периоды единой эпохой детства. Он утверждал, что разрыв, существующий в системе образования (дошкольное учреждение-школа), разрушает единство между развитием мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сторонами личности ребенка. Дети, поступающие в школу, находятся в противоречивой ситуации: у ведущей для дошкольников игровой деятельности есть перспективы развития, а новая ведущая деятельность - учебная - оттесняет ее. Учебная деятельность начинает осуществляться как внешняя по отношению к внутренней мотивации и личностным смыслам ребенка. Школьная жизнь воспринимается ими с формально-нормативной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности часто не выступают для ребенка в качестве актуальных.
Нужно создать условия, органично сочетающие игровую и учебную деятельности, то есть организовать деятельность детей, являющуюся по форме игровой, но носящую по своей направленности учебный характер.
В противном случае, ранее предметное обучение может повлиять на общее развитие, то есть развития процессов памяти и воображения у детей будет происходить на низком уровне, могут отсутствовать познавательные интересы и желание учиться. Причины этого заключаются в том, что большая часть дня у учащихся отдана урокам, и у детей не остается времени на игры и свободную самостоятельную деятельность. Избежать появления трудностей можно за счет использования игр в обучении.
Игра является незаменимым средством всеобщего основания различных понятий в период обучения грамоте. Для ребенка важно, чтобы игра наполнилась личным смыслом, стала собственной логикой ребенка. Таким средством служит понятийная игра, для которой создаются особые понятийные персонажи. Понятийные персонажи учебных игр воплощают понятия, то есть «одеть теоретическую абстракцию вплоть до чувств». Действуя от имени такого персонажа, ребенок выполняет задание по логике понятия. Таким образом, игра может стать эмоционально-символическим входом в теоретическое мышление для многих первоклассников с игровым типом ценностей.
Но нельзя ни перенасыщать учебную деятельность играми, ни ограничивать их применение, то есть включение игр должно быть разумным и целенаправленным. Для игры не важен результат, важен сам процесс.
Таким образом, нельзя недооценивать значение игры, но лишь очень осторожный подход к использованию игр будет способствовать всем необходимым условиям для развития каждого реб и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.