На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История зарождения и этапы развития русской риторики. Краткое руководство к красноречию М.В. Ломоносова - первая научная русская риторика. Основные российские научно-педагогические риторические школы, их особенности, направления и выдающиеся ученики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Омский Государственный Педагогический Университет
Реферат
История преподавания риторики в России
Выполнила:
Студентка 51гр.,фил.ф-та,
Проверила:
Литвиненко Ю.Ю.
Омск 2011
Содержание

Введение
1.?
История русской риторики
2.?Периодизация русской риторики
3.?Современная риторика в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики, науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как риторическое искусство. До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
Как справедливо отмечают исследователи, на протяжении многовековой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областями знаний не раз претерпевало кардинальные изменения. Рассмотрим это на примере отечественной истории с ее богатейшими риторическими традициями. Риторика проникла в Россию через Польшу и Украину в XVI- начале XVIII в. Временем расцвета русской риторики считают первую половину XIX в., а ко второй половине XIX в. риторика как самостоятельная дисциплина оказалась утраченной. Научный и общественный интерес к риторике в нашей стране вновь возродился в 70-х гг. С одной стороны, он был вызван развитием семиотических наук, связанных с усилением информационных процессов и распространением информационных систем, с появлением новых языковедческих дисциплин, например, лингвистики текста, прагматики и других. С другой стороны, возрождение риторики было связано с социальным заказом - необходимостью повышения эффективности устной агитации и пропаганды, особенно лекционной. Усилился интерес к изучению пропагандистского воздействия устного слова. Стали разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, социологии и так далее. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей.
Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендации от ученых.
1. История русской риторики

До начала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркими именами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационный характер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд ли может рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если понимать эту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения. Сам термин "риторика" впервые появляется в уже упомянутом переводе греческой рукописи "Об образах" в 1073 г., но вплоть до начала XVII в. отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говорить ведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия, практические же наставления разбросаны по различным памятникам ("Пчела", "Домострой", "Жития"). Первый переводной учебник: - упомянутая книга Меланхтона (1620).
По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанный митрополитом Макарием (1617 или 1619). Примечательно, что этот учебник состоял только из двух книг (разделов) - "Об изобретении дел" и "О украшении". Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая "делам придает и прибавляет силы". В самом конце XVIII в. (в 1699 г.) эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым. К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свой неконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться с гомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г. появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) "De arte poetica" ("О поэтическом искусстве"), а в 1706 г. - также написанный на латинском языке "De arte rhetorica" ("О риторическом искусстве").
Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этой науки, было "Краткое руководство к красноречию" (1747), написанное М. В. Ломоносовым (1711-1765). За "Кратким руководством" последовал и более пространный вариант [8.,с.92-378] (1748). Не претендуя на сколько-нибудь полную оценку всей значимости этого исторического труда, мы считаем все же полезным обратить особое внимание на следующие моменты. Во-первых, на определение риторики как искусства убеждать и даже переубеждать. "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонить других к своему об оной мнению [8.,с.92]". При этом следует отметить, что Ломоносов понимал эффект красноречия как более действенный, чем тот, который "от насильства единого происходит". Во-вторых, на пристальное внимание не только к логической аргументации (силлогизмам), но и к психологии доводов, выявлению причин, "...от каких представлений каждая страсть возбуждается [8.,с.167]...". В-третьих, на ориентацию не только на произнесенное (а потом записанное), но и на письменные образцы публичной речи. В-четвертых, на ориентацию формирования национального языка во всем его стилистическом многообразии, прежде всего через художественную речь. И наконец, в-пятых, на целый ряд хотя и отдельных, но очень важных наблюдений, касающихся связи между содержанием убеждающей речи (например, силлогизмами) и наиболее эффективной формой ее языковой реализации (например, выбором союза). Конец XVIII - начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризиса общественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальных реформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени - нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической, педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическому аппарату риторики свои практические требования. Ответом на них служат "Правила высшего красноречия" Сперанского, известные в рукописи, созданной на основе лекционного курса, который он читал в 1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Рукописи, ходившей в списках, но опубликованной только в 1844-м, а затем и 1847 г. Не остались в стороне и университеты. Иван Степанович Рижский (1759-1811), первый ректор Харьковского университета, впоследствии академик, пишет еще в период преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском горном училище свой "Опыт риторики" (1796), впоследствии многократно переиздаваемый. В Московском университете Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) написал "Краткую риторику, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических". Книга эта выдержала несколько изданий, в том числе 3-е дополненное (1821) и 4-е стереотипное (1828). Не отстают и лицеи. Профессор Царскосельского лицея Николай Федорович Кошанский (1781-1831) написал учебники общей и частной риторики, выдержавшие большое число изданий. В Одессе в 1846 г. Профессор лицея Ришельевского Константин Петрович Зеленецкий пишет "Исследование о риторике в ее наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общей теории слова и логики". Определенная прагматическая направленность всех этих работ несомненна. Так, Мерзляков говорит, что "...соответствовать своей цели - сие первое существенное правило всех риторик". Аналогично предъявляются и требования к основному средству достижения этих целей - слогу, а, следовательно, к фигурам, употребление которых должно быть весьма осторожно и "сообразно с целью автора". Этот же прагматический аспект отражен и в самом факте появления частных риторик и их содержании. Так, Кошанский уделяет много места анализу языка науки, ученых сочинений: книг, рассуждений, диссертаций, периодических изданий и т. п. Зеленецкий проявляет даже интерес к деловым, государственным бумагам.
Взлет интереса к риторике в России конца XVIII - первой половины XIX в. имеет, однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х гг. в названиях учебных пособий риторику вытесняет словесность. При этом вслед за революционно-демократической критикой крупнейшие филологи - А.А. Потебня и А. Н. Веселовский - провозглашают основным видом словесности художественную литературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научном аппарате нет "чертежей важнейшего передаточного звена" - механизма создания и усиления изобразительности, направленного на раскрытие психологических компонентов убеждающей речи.
2. Периодизация русской риторики
риторика педагогическая красноречие
Изучение времени создания учебников риторики, их содержания и стиля позволило открыть прямую связь с изменениями в истории русского общества, его идеологическими и экономическими преобразованиями. Поскольку риторика отражает стиль жизни общества, предлагает образ мысли и слова, она прямо связана с политикой, идеологией, экономикой и общественными преобразованиями. Создание новых учебников риторики, словесности, стилистики и культуры речи, как и появление новых наук, описывающих общественную речь, всегда приходится на время активных преобразований в жизни российского государства.
Эти периоды преобразований случаются с определенной последовательностью или цикличностью. Каждый период - продолжительностью около 60-ти лет, когда совершается этот круг: 1) революционная перестройка стиля жизни и речи; 2) время созиданий и преобразования; 3) время стабильности; 4) время критики и сомнений, готовящее очередную революционную перестройку. Каждая часть такого периода имеет продолжительность около 15-ти (до 20-ти) лет.
Периодизация истории русской риторики в связи с историей русского общества такова:
1620-1690/95 годы - допетровский период, когда наиболее популярной была первая русская «Риторика» 1620 года, изучавшаяся вместе с другими свободными мудростями: грамматикой и диалектикой;
1690-1745/50 годы - петровский период, когда утвердились руководства, написанные в раннее петровское время (С.Лихуд, М.Усачев, и др.);
1745/50 - 1790/1800 гг. ломоносовский период с господством руководств великого ученого, стиля русского классицизма;
1800 - 1850/60 годы - расцвет русской ученой риторики, когда главными считались руководства А.Ф.Мерзлякова, Н.Ф.Кошанского и риторика понималась как учение о мысли и слове, построении прозаической речи;
1850/60-1917/20 гг. - период художественной словесности с критикой риторики и выведением ее из состава преподавания. Именно в середине 19 столетия была провозглашена идея о том, что риторика не нужна, а главным творцом языка является поэт-художник слова. Развивалась великая русская художественная литература, которая имела огромное влияние на общественное мнение. Но для других видов слова это имело отрицательное значение. В гимназиях преподаются теперь русский язык и словесность, понимаемая как художественная литература.
1917/20-1985/90 гг. - советский период с господством коммунистической идеологии, агитации и пропаганды. Коммунизм победил в России благодаря яркой риторике партии большевиков, а проиграл через 70 лет вследствие отсутствия риторики в советское время, потому что не умел защитить и объяснить себя речью. В 20-е годы у России существовал огромный интерес к теории и практике ораторского искусства, но он закончился в 30-е годы со временем сталинских репрессий. Наша перестройка возродила риторическую борьбу и дала яркие фигуры новых ораторов. К сожалению, у неё не было ясной философско-этической основы. Каждый современный оратор-политик идет к вершинам своей политической карьеры через убеждающее и влиятельное слово.
С 1990 г. - начало нового стиля жизни, который связан с новым информационным обществом (радио, телевидение, компьютер, интернет). С 2000 года начинается утверждение этого стиля мысли, речи и жизни, которое сопровождается реформами в образовании, появлением целого ряда новых речевых наук (связи с общественностью, информатика, имиджелогия, коммуникативистика и мн. др.). Развивается и риторика, приобретая очертания всеобъемлющей фундаментальной науки о мысли и речи, всей совокупности видов слова в развитом постинформационном обществе.
Развитие современной риторики будет связано с тем, каким философским, нравственным, эстетическим содержанием наполнится данная наука. Благополучие общества и личности будет зависеть от того, как современный русский человек научится пользоваться всеми видами общественно-речевой коммуникации.
У нас здесь очень много проблем: они могут быть решены только на оптимальной риторической основе.
3. Современная русская рито и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.