На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исторический ход и развитие оценочной системы на примере учебных заведений Российской Федерации. Традиционная система оценивания. Формы фиксации оценивания при безотметочной системе. Оценивание с помощью волшебной линеечки на уроке иностранного языка.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ
Проблема контроля сводится к оценочной системе образовательных учреждений. Данная работа «Контроль «без контроля»» будет раскрываться в основном через призму сравнения отметочной, традиционной системы оценивания и, так называемой, безотметочной системы; а так же посредством рассмотрения, что же такое ошибка и как она влияет на развитие личности младшего школьника.
Количество отрицательных сторон традиционной пятибалльной системы оценивания превышает количество ее положительных критериев. Пятибалльная система:
- не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности
- затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой ("Три ошибки в словарном диктанте - это хорошо или плохо?"), и фиксацией успешности результата для данного ребенка. Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка ("Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!"), официальный статус отметки ("Все равно за такую работу нужно ставить три") сводит на нет все старания педагога;
- В силу скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
- часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей.
Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту тревожности, и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще учебных умений, на развитие творчества, самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменение системы оценивания.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Твердят:
Вначале было СЛОВО.
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка.
Все начинается с любви...
Р. Рождественский
1. Оценка и отметка: история и теория
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины “оценка” и “отметка” часто употребляем как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект-- знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не “переводится” в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса.
Для подтверждения этой мысли проследим исторический ход и развитие оценочной системы, на примере учебных заведений Российской Федерации.
Для краткости экскурс в историю дореволюционной школы опускается. К 1917 г. в учебных заведениях существовала пятибалльная цифровая система отметок. Она возникла во второй половине XIX в. и стала не только средством оценки знаний, но и инструментом наказания учащихся, отчуждения их от учителей, породила немало негативных сторон во взаимоотношениях самих детей и подростков. И неудивительно, что передовые и прогрессивные учителя подвергали критике эту систему оценивания.
После Октябрьской революции были упразднены все прежние типы школ. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и как учебный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. В мае 1918 г было принято решение Наркомпроса РСФСР “Об отмене отметок”. Были отменены и экзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе, бригаде. Учащиеся коллективно обсуждали отчет бригады. Широко практиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебной деятельности. На выставках были и натуральные предметы, и модели, всевозможные таблицы, диаграммы, чертежи, рисунки, которые давали наглядное представление о том, чего достигли ребята, выполнив задание, закончив тему.
Как видим, в этом подходе наблюдаются демократические начала в учете и оценке знаний учащихся, характерные для 20-х годов. Между тем обнаружились и изъяны в таком способе учета. При групповой оценке не всегда были ясны учебные успехи каждого отдельного ученика, хотя, как известно, индивидуальные различия здесь никак отрицать нельзя. Родители не имели представления, в чем и в какой мере силен или слаб их ребенок, обучающийся в школе. У многих детей пропадал стимул к усердным занятиям, так как за общими средними (усредненными) показателями как бы маскировались усилия или, лучше сказать, личный вклад каждого.
Учителя стихийно (и особенно под влиянием прежних традиций) стали использовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавливают пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: “отлично”, “хорошо”, удовлетворительно, “плохо” и “очень плохо”. И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пятибалльная система отметок: «5» -- отлично, “4? -- хорошо, “3? -- посредственно, “2? -- плохо, “1? -- очень плохо.
А последние десятилетия характеризуются появлением ряда серьезных работ, посвященных проблемам оценки и отметки.
В.И. Андреев отмечает, что оценка - это процесс принятия решения о результатах измерения в единстве с оценочным суждением об уровне проявления измеряемого качества, а отметка - способ фиксирования результатов измерения и оценки с тем, чтобы сообщить заинтересованным лицам.
Л.Г. Петерсон оценку соотносит с ориентиром суждений о качестве объекта.
Е.И. Перовский рассматривает оценку знаний учащихся как выражение соотношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать к данному моменту обучения, т.е. отметка - это форма выражения оценки.
С точки зрения С.И. Руновского, отметка - это одна из степеней оценки.
Ш.А. Амонашвили определяет “оценку как - процесс деятельности (или действие) оценивания, осуществляемый человеком”; отметка, по его, мнению, “является результатом этого процесса, этой деятельности, их условно формальным отражением”.
Итогом является то, что у пятибалльной системы оценок и отметок за более чем полувековой срок существования обнаружилось огромное количество нежелательных моментов и недостатков.
Вот почему следует положительно оценить идею Ш. А. Амонашвили о безотметочном учении по меньшей мере в младших классах. В настоящее время в школах в подготовительных классах шестилеток и в первом полугодии первоклассникам вообще никакие отметки не выставляются. Это призвано предупредить негативные явления, которые порождает школьная отметка в детской среде.
2. Традиционная система оценивания
Учителя проводят срезы знаний, оценивают их уровень по традиционной пятибалльной системе. Но при этом часто и детям, и родителям не ясно самое важное: почему и за что поставлена отметка? Что в ответе ученика было хорошо, а что плохо? Что нужно сделать, чтобы стало лучше? Заметил ли учитель старания ученика?
Чаще всего учитель традиционной системы ограничивается объявлением отметки, в редком случае добавляя фразы: “Не очень хорошо”, Ставлю тебе 3, много ошибок допускаешь”. В результате такого оценивания у ребенка появляется тревожность из-за возможных недоразумений в семье (там ждали “5”, а не “3”!), это чувство усугубляется чувством не справедливости со стороны учителя.
Оценка труда ученика уже давно стоит на одном из первых мест среди проблем педагогики. Старая добрая пятибалльная система привычна и детям, и родителям, и учителям настолько, что мы давно воспринимаем её как “абсолют”. Спору нет, отметка - гениальное изобретение, ибо выполняет множество функций.
Какие же положительные моменты мы видим? Отметка - это:
· Универсальный мотиватор познавательной деятельности;
· Показатель результативности ученика и учителя;
· Символический язык общения педагогов с родителями;
· Шкала усвоенных знаний (математически точный измеритель результативности ученика)
Но вместе с тем она не лишена очевидных недостатков, о которых мы уже говорили выше. А так же традиционная система обучения заставляет играть ребенка в стрессовую лотерею: “спросят - не спросят, повезет - не повезет”. Она не учитывает, что оценка взрослого информирует школьника не только о том, какой он ученик, но и о том, какой он человек. Внешние ценности, привносимые взрослыми в мир ребенка и выраженные в отметках, заставляют детей согласовывать с ними свои действия и мнения о себе и своих друзьях. Так появляется и начинает закрепляться один из первых социальных статусов в жизни ребенка.
Временной фактор активно используется в системе оценивания, и хотя учитель может варьировать продолжительность изучения темы, но в конце четверти или года отметку он выставить обязан. Ребенок же должен выполнить проверочную работу за отведенное на нее время, а вернуться еще раз к уже сданной теме, пересмотреть оценку, как правило, уже невозможно. Расплывчатость и, зачастую, произвольность норм и критериев выставления отметки, делают систему оценивания закрытой для учащихся, что мало способствует становлению и развитию их самооценки, ставит их в зависимость от внешней оценки, от реакции на них окружающих. Опыт показывает, что 5-балльная система оценивания, практически редуцированная до 4-балльной системы, все-таки грубая шкала, она не позволяет фиксировать отдельные незначительные продвижения, оставляя ребенка в рамках того же показателя. Для устранения этого недостатка учителя часто прибегают к некоторым промежуточным показателям, например, “3+” или “5-”, но что здесь лучше “4-” или “3+”; “5-” или “4+”.
Вдобавок вышесказанному, та или иная отметка не показывает те умения, которые оценены учителем. Рассмотрим этот вопрос на примере изучение иностранного языка. Здесь учитываются такие параметры, как словарный запас, владение устной речью, перевод, знание грамматики языка. Все они важны и порознь, и вместе. Но что можно узнать, например, из отметки “4?: умение переводить, владение устной речью или что-то другое? Об этом отметка не говорит. Интересен пример одного преподавателя иностранного языка. В небольшой клетке классного журнала, чтобы разобраться, что именно он оценивал в знаниях и умениях ученика, учитель нашел способ (додумался!) ставить отметку в одном из четырех уголков: в верхнем левом, в верхнем правом и т.д. Для него каждый уголочек имеет смысл. Если, скажем, он оценивает словарный запас ученика, то отметку всегда ставит в одном и том же уголочке, например, в верхнем левом; три других уголочка имеют каждый свой смысл. А как бы он поступал, если бы существенных параметров было больше четырех? (пример заимствован с сайта paidagogos.com)
Вывод: По старой пятибалльной системе мы смогли оценить только результат работы ученика - оценили знания, полученные данным учеником. При этом мы не смогли его оценить как личность, его личностные качества, как самостоятельность, силу воли в достижении результата, мотива, стремления, упорства, старания, аккуратности и т.д.
И, как уже было сказано, необходим поиск кардинально нового подхода к оцениванию. С этим поиском и связано появление идеи безотметочного обучения. Безотметочное обучение - позволило бы преодолеть недостатки существующей "отметочной" системы оценивания.
3. Об общих подходах к оцениванию при безотметочном обучении (на основе информационного письма руководителя департамента общего образования РФ А.В. Баранникова от 3 июня 2003 г. N 13-51-120/13)
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы:
- что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);
- как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается);
- каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, этапы ее осуществления);
- что нужно учитывать при таком оценивании (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания).
Оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если 90% оценочных суждений и действий учителя будет посвящено ЗУНам и лишь 10% - творческим проявлениям ребенка, то ученики получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам".
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки, не обязательно правильные (они могут быть оформлены в специальной классной "Тетради наших догадок, вопросов и открытий").
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель.
Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и навыковых достижений ученика не должен употреблять заменителей" отметочной системы: "звездочек", "зайчиков", "черепашек" и т.п. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определенному критерию, различные формы графиков, таблиц, "Листов индивидуальных достижений", в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения - недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый "Экран успеваемости". Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы).
Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Вводятся знаки сомнения (например, знак вопроса), использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного. Постепенно вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в словарных диктантах, в грамматических упражнениях и т.п.).
Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально, а лучше всего по общему согласию всего коллектива класса.
3.1 Формы фиксации оценивания при безотметочной системе
В начале изучения темы учителю желательно провести так называемую стартовую работу, цель которой - оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания; дробью, которая фиксирует отношение правильно выполненного объема работы к общему объему заданий; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю зафиксировать "прирост" в умениях каждого ученика.
Текущую оценку учебных достижений можно фиксировать с помощью особых условных шкал - "волшебных линеечек", напоминающих ребенку измерительный прибор (этот инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном, широко используется в психологической диагностике).
С помощью линеечки можно измерить все, что угодно. Например, учитель объясняет первоклассникам, что на самом верху "линеечки" можно поставить "крестик", обозначающий, что ни в одном слове словарного диктанта не было допущено ошибок, а в самом низу стоит крестик, обозначающий, что ошибки были допущены в каждом слове. Таким образом, ребенок ставит "крестик" на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает его результат между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой "крестик" на той же "линеечке". Линеечка составляется для работы каждого учащегося персональная. Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Принципиальное отличие "волшебных линеечек" от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок. (практический пример оценивания с помощью «волшебной ленеечки» на уроке иностранного языка в следующем разделе главы)
Можно оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого подобного условного измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой.
Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений", который полезно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку - полностью или частично. В "Листе индивидуальных достижений" полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам. (пример «листа индивидуальных достижений» в Приложении 1)
В конце темы (раздела) рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений.
Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее выполнения.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года может быть предложен оценочный лист. В нем могут быть отражены уровни овладения ключевыми умениями по иностранному языку. Например, по английскому языку в конце второго класса это могут быть - навыки чтения, восприятие на слух, усвоение лексических блоков («My Family», «My Toy» и др.), усвоение грамматического материала (множественное число существительных, время глагола Present continuous), и пр.
Все перечисленные формы касались оценки предметных знаний, умений и навыков. Но, как уже было сказано, оценивание не должно исчерпываться этим. Необходимо также выработать формы для оценки творчества и инициативы ребенка во всех сферах школьной жизни. Одним
из возможных вариантов оценки проявлений детского творчества в процессе обучения является "Тетрадь открытий".
Это классный альбом (книга), в котором фиксируются авторские записи детей, помогающие ученикам класса продвигаться в учебном материале. "Тетрадь открытий" может быть представлена тремя блоками:
записи - "догадки" детей (вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы);
записи - результаты письменных работ детей;
записи - обобщения пройденного материала.
Для того чтобы "Тетрадь открытий" стала действенным инструментом формирования ценности личностно значимого открытия, необходимо, чтобы для детей стали доступны критерии отбора материала для записи в тетрадь. Их учитель выделяет совместно с детьми исходя из той ситуации, которая возникла на уроке.
Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является "Портфель достижений ученика". Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика - самостоятельно найденные информационно справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении и пр. Метод составления таких "портфелей" основывается на анализе способностей ученика, его интересов. При отборе образцов работ учеников учите и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.