На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Уровень культуры устной и письменной речи ребенка. Методы и формы проверки знаний учащихся. Виды контроля на разных этапах обучения. Искусство спрашивания учащихся. Учет ошибок и работа над ними как важный фактор контроля за учебной деятельностью.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Содержание
Введение
1Формы и методы организации на уроках русского языка начальных классах
1.1Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся
1.2 Основные методы и формы проверки знаний учащихся
1.3 Виды контроля на разных этапах обучения
1.4 Искусство спрашивания учащихся
1.5 Учет ошибок и работа над ними как важный фактор контроля за учебной деятельностью
1.6 Опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся
2 Экспериментально-практическая часть
2.1Определение задач и план исследования
2.2 Этапы исследовательской работы
Заключение
Литература
Введение
В методической литературе все чаще появляются статьи учителей, рассматривающие об опыте использования различных форм и методов проверки знаний учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создаёт скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку.
Поэтому одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Каждый урок, каждый ответ ученика, каждая его письменная работа дают учителю материал, на основании которого он может судить о трудностях, испытываемых учеником, о степени усвоения им сведений, получаемых по учебному предмету.
Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, с другой стороны, являются важнейшим условием успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся.
Данная проблема нас заинтересовала, поэтому для выпускной квалификационной работы была выбрана тема исследования; формы и методы организации на уроках русского языка в начальных классах.
Объект исследования - формы и методы исследования на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования - контроль на уроках русского языка в начальных классах, как важная часть процесса обучения.
Цель данной работы - на основе исследования теории и практики изучить и применить формы и методы организации контроля на уроках русского языка в начальных классах.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
· рассмотреть виды контроля на разных этапах обучения;
· изучить педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся;
· выделить основные методы и формы проверки знаний учащихся;
· ознакомиться и проанализировать опыт работы учителей - практиков по совершенствованию контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
1. Формы и методы организации на уроках русского языка начальных классах
1.1 Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения.
Контроль бывает разных видов и форм, а так же может осуществляться с помощью разнообразных методов. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно - познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся.
Контроль в процессе обучения- это наиболее отработанная процедура как в теоретическом, так и в методическом отношении. Как относительно самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только отдельно учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, то есть способствует формированию самооценки. Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся;
· индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий ошибок в обучении отдельных учащихся в итогах работы коллектива и наоборот;
· систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельностью учащихся;
· разнообразие форм контроля, обеспечивающие выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
· всесторонность, заключается в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
· объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
· дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методике контроля;
· единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.
Проверка знаний учащихся позволяет учителю установить:
1. прочность знаний, выражающуюся в основательности, в полноте и уверенности ответов ученика, в быстроте выполнения практических заданий по всем разделам изученного программного материала;
2. накопление в памяти ученика определенного объема сведений, предусмотренного школьной программой;
3. степень осмысления изученного материала: понимание взаимосвязи и взаимообусловленности изученных фактов и явлений, самостоятельность суждений, умение обосновать и доказать излагаемое при ответе или в письменной работе теоретические положения или правила, умение пользоваться на доступном уровне важнейшими логическими операциями (анализ, синтез, классификация, обобщение, вывод и т. д.);
4. умение пользоваться усвоенными теоретическими знаниями при выполнении практических заданий различной степени сложности и в различных ситуациях;
5. уровень культуры устной и письменной речи ребёнка.
Проверка помогает учителю выяснить не только, что поняли и освоили ученики, но и как и в какой степени. Это позволяет своевременно выявить недочеты, пробелы в знаниях, умениях и навыках детей и устранить их.
Для учащихся проверка важна потому, что, во - первых, она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний, во - вторых, сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль. Учитель не должен забывать и о том, что проверка и оценка знаний оказывают воспитательное воздействие на ребенка, способствуют формированию таких важных нравственных и волевых качеств, как организованность, умение преодолевать трудности и приучают детей к ежедневной систематической работе.
Постоянно следует помнить и то, что проверка и оценка учебной деятельности ребенка требуют от учителя тактичности, осторожности в формулировках, обоснованиях оценки. Особенная гибкость требуется от учителя при оценке слабоуспевающих детей. Следует стимулировать достижение посильных для них положительных результатов в учении.
1.2 Основные методы и формы проверки знаний учащихся
На различных этапах обучения проверка осуществляется в различных формах и разными методами.
В методике различают методы фронтальной и индивидуальной проверки.
Фронтальная проверка применяется на этапах подготовки и изучения материала. Её преимущества заключаются в возможности:
· выявить знания многих учащихся по разным вопросам;
· за короткое время установить факт выполнения задания всем классом.
Однако фронтальная проверка не позволяет выявить глубину и сознательность усвоения учебного материала.
Результаты фронтальной проверки часто не фиксируются, чем снижается ее воспитательное и образовательное воздействие.
Индивидуальная проверка - опрос - проводится на каждом уроке: 2-3 ученика получают вопросы, требующие как буквального воспроизведения учебного материала, так и преобразований, доказательств, сравнений, объяснений. Детей систематически приучают к полному, обоснованному ответу. Для этого ученикам предлагается пользоваться планом ответа: о чем нужно сказать в начале? о чем потом? почему? какими примерами можно подтвердить свой ответ?
Индивидуальная проверка знаний одновременно является хорошей практикой в связной литературной речи.
И фронтальная, и индивидуальная проверка знаний может проводится в устной и письменной форме.
Устная проверка присутствует на каждом уроке. К ней принято относить:
· ответ по отдельному правилу;
· сообщение по какому - либо законченному разделу;
· приведение своего примера по изучаемому материалу;
· комментирование упражнения и т.п.
Устная индивидуальная проверка чаще всего связывается с ответом ученика у доски, причем устное сообщение не редко дополняется выполнением небольшого письменного задания. Пока ученик отвечает у доски, остальным детям целесообразно предложить аналогичное задание.
К фронтальным устным формам проверки помимо беседы и опроса по правилам и формулировкам относится работа с сигнальными карточками. Они помогут на этапе первичного закрепления и при проверке домашней или классной самостоятельной работы. Использование сигнальных карточек:

позволяет учителю оперативно получать сведения о степени усвоения материала всем классом в целом и каждым учеником в отдельности. Устные формы проверки знаний позволяют ученику практиковаться в изложении своих мыслей, приучают к обоснованной, связной речи, а учителю дают возможность работать над речью каждого ученика.
Письменная проверка знаний имеет два преимущества:
· позволяет видеть успехи и неудачи всех учеников;
· дает возможность убедиться в умении детей практически применять полученные знания.
Главное требование при проведении письменных и контрольных работ таково: они не должны проводиться по данному учителем образцу. Это должны быть работы, результаты которых показывают степень овладения приемами самостоятельной умственной деятельности. К письменным формам проверки относятся:
1. списывание текста без каких-либо изменений и дополнений;
2. списывание текста со вставкой букв, слов;
3. списывание текста с грамматическим заданием - подчеркнуть, выделить, указать и т.п.;
4. грамматический разбор;
5. диктанты без дополнительных заданий;
6. диктант с грамматическими заданиями;
7. работа с деформированным текстом;
8. изложение;
9. сочинение.
Письменный опрос охватывает всех учащихся и позволяет одновременно проверить их знания. Но информация о степени усвоения детьми учебного материала поступает с некоторым опозданием та как все письменные работы требуют значительного времени на проверку.
В связи с этим в последние годы для организаций и письменной проверки стали часто применятся перфокарты (перфопапки, перфопластинки, перфоконверты). Но перфокарту не желательно использовать при проверки больших по объему разделу, так как она не показывает глубину знаний.
письменный устный речь ребенок проверка
1.3 Виды контроля на разных этапах обучения
На ряду с методами и формами проверки необходимо остановиться на её видах, таких, как:
· текущий учет;
· тематическая проверка;
· итоговый контроль.
Текущий учет - основной вид проверки знаний. Он позволяет проверить усвоение пройденного на уроке, выявить возможные пробелы в знаниях и наметить пути их ликвидации. В текущую проверку входит также проверка домашнего задания и ранее пройденного материала. Текущая проверка присутствует почти на каждом уроке и может проводиться фронтально или индивидуально, устно или письменно. Проверочные работы имеют формы самостоятельной работы с последующей проверкой. Но текущей учет недостаточен для того, чтобы судить в полной мере об усвоении учащимися сведений, полученных за определенный отрезок времени (урок, неделю, месяц). Поэтому возникает необходимость через определенные промежутки времени проводить специальные проверочные работы, которые позволяют установить уровень глубины, осмысленности и прочности знаний по той или иной теме.
Тематическая проверка предполагает охват одновременно двух - трех или целой группы вопросов по изученной теме. Тематическая проверка проводиться три - пять раз в год и имеет форму письменной контрольной работы, составленной из грамматических заданий, форму диктанта или изложения, что позволяет выявить уровень орфографической грамотности.
Итоговый контроль тесно связан с тематическим и предполагает проверку усвоения учебного материала, изученного в течение четверти, полугодия, целого года. Этот вид контроля направлен на выявление усвоения ключевых вопросов курса и связан с итоговым повторением пройденного. Для проведения текущей итоговой проверки следует отводить специальные уроки, о которых учитель задание предупреждает учащихся в целях их подготовки к контрольному опросу.
На уроках проверки знаний можно проводить как устные, так и письменные формы опроса, причем устная работа предваряет письменную и может носить не только проверочный, но и предупредительный характер.
Диктанты, списывания , изложения могут дополнятся заданиями, позволяющими проверить грамматические знания и умения, связанные с проверяемыми навыками грамотности.
Действительность всех форм проверки знаний, умений и навыков учащихся зависит от характера и глубины анализа её результатов и использования этого анализа при планировании дальнейшей работы. Анализ не должен сводиться к подсчету положительных и неудовлетворительных оценок. Главное - проанализировать, сколько человек и кто именно не усвоил то или иное правило, те или иные сведения, разделы программы.
Повседневный учет недостаточен для того, чтобы судить в полной мере об усвоении учащихся сведений, полученных ими в течение того или иного отрезка времени (недели, месяца, учебной четверти, учебного года), о степени обобщения, систематичности и практичности знаний, умений и навыков. Поэтому по инициативе самого учителя или по инициативе инспектирующих лиц через некоторые промежутки времени проводятся специальные контрольные работы, которые имеют целью установить уровень подготовки учащихся по тому или иному разделу программы, уровень их грамматической и орфографической грамотности на данном этапе работы.
По мере завершения той или иной темы или раздела курса учитель должен проводить контрольные письменные работы. В качестве контрольных работ могут быть использованы следующие виды упражнений:
· по грамматике - письменный грамматический разбор; предлагается разобрать по схеме части предложения, или части слова, подчеркнуть условными чёрточками или линиями согласные и гласные, члены предложения, части речи, сделать надписи над словами, показать по схеме связи между словами в предложении, расставить знаки ударения над словами;
· по правописанию - контрольный диктант; списывание с доски или с учебника и восстановление слов, данных с пропущенными буквами или слогами, предложений без знаков препинания, предложение со словами, данными в начальной форме; составление предложений на заданную тему, изложение повествовательного текста, составление небольшого рассказа; иногда могут быть использованы словарный и контрольный диктанты.
В школьной практике проверка знаний по грамматике и проверка навыков по правописанию часто объединяются: дети, например, пишут диктант, затем то или иное слово и предложение в тексте диктанта разбирают, подписывая над ними условные знаки или условными черточками и линиями подчеркивая их, или же выписывают из диктанта нужные слова и предложения и разбирают их по определённой схеме (схема разбора состава слова, схема разбора частей речи). Заданий для грамматического разбора должно быть немного - 2-3.
Чтобы контрольная работа дала более надёжные показатели, необходимо соблюдать при ее организации и проведении некоторые условия (имеется в виду наиболее распространенный вид контрольных работ по русскому языку - диктант).
1. Контрольная орфографическая работа проводится по истечении некоторого времени после окончании занятий по какой - либо теме или по совокупности тем, причем предполагается, что у учащихся уже сформировались нужные навыки по правописанию; в крайнем случае, целесообразнее перенести работу на более позднее время.
2. Проверкой следует охватить не только те случаи правописания, которые были предметом изучения на недавно проведенных уроках, но также и те, которые были изучены раньше.
3. В качестве материала для диктанта обычно берутся связные тексты на какую - либо тему или отдельные предложения на более или менее близкую тему (например, на тему "Наступление зимы") и содержащие нужные орфограммы.
Для каждого класса установлено определенное количество слов: в первом классе берутся тексты, состоящие из 20 (в конце второй четверти ), до 40 (в конце года), слов, во втором классе - 40 - 65 слов, в третьем - 65 -85 слов (предлоги и союзы считаются отдельные слова). Насыщенность диктантов должна быть средней; по возможности следует избегать слов, неинтересных в орфографическом отношении; не следует давать большое количество одних и тех же орфограмм: на только изученную тему примерно 2-6 случаев, на другие ранее изученные темы - не менее как по два случая на каждую. Слова, заключающие одинаковую орфограмму, целесообразно давать в вариантах.
Организованный определенным образом текст диктанта дает возможность более правильно и просто вычислить соотношение между допущенными в работах учащихся ошибками на разные правила. Учитель знает, какое количество и какие орфограммы представлены в тексте диктанта, и ему не трудно будет установить процентное соотношение между ними и количество ошибок, допущенных учащимися.
4.Учитель читает текст рассказа целиком, объясняя непонятные слова и выражения; затем диктует отдельными предложениями, требуя, чтобы ученики внимательно слушали и пока не писали. Дальше учитель читает еще раз предложение в целом или по частям, если оно сложное или очень распространенное. В это время ученики пишут и затем проверяют при повторном чтении предложения. После прочтения всех предложений учитель медленно читает ещё раз весь текст, а ученики вслед за ним проверяют что написали. Дополнительного времени для исправления работ учащимся не дается. Учитель отбирает письменные работы для проверки.
Учитель читает текст, соблюдая нормы литературного произношения, не подсказывая и не искажая слова.
5.Дополнительные к диктанту задания по грамматике имеют целью проверить знания и умения учащихся по основным вопросам пройденного материала. Например, в первом и во втором классах - распознавать части речи и изученные грамматические формы, в 3 - классе - различать падежи существительных и прилагательных, типы склонения и спряжения. Вопросы и задачи следует формировать так, чтобы ответы на них обнаруживали степень понимания и усвоения изученного.
1.4 Искусство спрашивания учащихся
Готовясь к занятиям, учителю следует наметить, в какие части урока войдут вопросы к учащимся, какое место они займут там и кто из учеников и на какие вопросы будут отвечать.
При спрашивании вопрос адресуется всему классу, и только после этого начинается спрашивание всех учащихся. Нужно стараться чаще привлекать к ответу слабых или ленивых, но забывать при этом о сильных, призывая их не только на помощь для исправления ошибочных ответов, но время от времени и для первичного высказывания.
Спрашивание надо проводить не с видом строгого судьи, а в дружелюбном тоне с готовностью помочь при неудачах и так же относится и к самим ответам учащихся, чтобы у них не пропадало желание высказываться, а наоборот, росло стремление пробовать свои силы.
При формулировке вопросов и построение их системы необходимо соблюдать следующие основные требования.
Первое основное требование к вопросам - содержательность, т.е. наличие определенной цели, к которой должны привести ответы на них.
Второе требование - понятность вопроса, иначе на него или совсем не будет, или последует неправильный ответ.
Понятность вопроса обуславливается:
а) внятным, с соблюдением всех правил орфоэпий, выразительным произнесением вопроса;
б) Грамматической правильностью в построении вопросительного предложения. Например, к какому роду относится слово урок? или Сколько букв "с" в слове классная работа" мы напишем? и почему?
в) Точностью, простотой и лаконичностью стиля вопроса. Точность обуславливается употреблением слов в таком контексте, в котором они становятся однозначными. Сравните, например, определенность значения слов стол в первом вопросе сего же значениями в последующих вопросах: 1) Какой вам надо стол? 2) Какой письменный стол вам надо? 3) Мясной или вегетарианский стол вам надо?
Для простоты стиля следует избегать непривычных выражений, всяких малоупотребительных или непонятных слов, особенно иностранных, искусственной или слишком сложной терминологии и таких образных выражений, которые нуждаются в особых объяснениях.
Лаконичность или краткость речи заключается в умении говорить, писать и спрашивать так, "чтобы словам было тесно, а мыслям просторно".
г) Соблюдением требований логики. Например, если ответ должен содержать склонение, то вопросе должен быть представлен падеж.
Третье требование - последовательность, выдержанная так, чтобы каждый следующий вопрос находился бы в связи с предшествующим, а все они вместе вели бы к определенной цели, к заранее намеченному учителем решению.
Особенность школьного педагогического вопроса в том, что спрашивающий учитель сам хорошо знает все, о чем он спрашивает. Задача вопросов учителя - помогать умственному развитию учащихся, продвигать и укреплять их знания, формировать их грамматическое мышление и совершенствовать их роль.
Эта задача обязывает учителя не только приводить в систему все свои вопросы на уроках, но и ограничивать их количество. Содержательность вопроса требует значительного времени для обдумывания ответа и подбора примеров или доказательств к нему. Многовопросность - недостаток; это верный показатель малосодержательности вопросов.
Второй распространенный недостаток преподавания - лишние вопросы, когда, например, спрашивается о том, что заведомо весь класс хорошо знает. Такие вопросы - бесплодная потеря времени на уроке.
Третий недостаток - вопросы, наталкивающие на неправильные ответы, так называемые "каверзные вопросы".
Психология учит, что все вопросы вообще обладают большей или меньшей внушающей силой. "Каверзные" же вопросы отличаются наибольшей внушающей силой. Отсюда ясно, что как приём обучения они вредны, так как вместо того, чтобы направлять мысль ученика по правильному пути, они толкают её н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.