На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Актуализация духовно-нравственного воспитания в российском обществе. Духовно-нравственное воспитание школьников. Вхождение России в контекст современной мировой культуры. Принципы подготовки будущего учителя. Педагогическая направленность личности.

Информация:

Тип работы: автореферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.10.2008. Сдан: 2008. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


20
На правах рукописи
ШИТЯКОВА Наталья Павловна
КОНЦЕПЦИЯ И СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора педагогических наук
Уфа 2007
Работа выполнена в ГОУ ВПО
«Челябинский государственный педагогический университет»
Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор
Рябинина Наталья Павловна
Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,
доктор педагогических наук, профессор
Ибрагимов Гусейн Ибрагимович,
ГОУ ВПО «Татарский государственный
гуманитарно-педагогический университет»
заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор
Белкин Август Соломонович,
ГОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет»
доктор педагогических наук, профессор
Янгирова Венера Магасумовна,
ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет
им. М.Акмуллы»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»
Защита состоится «___» ____________ 2007 года в «____» на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы» по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы.
Автореферат разослан «____»___________2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Г.И. Гайсина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Государственные документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с решением проблем развития российского общества, включая преодоление духовного кризиса; требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании; к важнейшим задачам воспитания относят формирование духовности и высокой нравственности наряду с формированием гражданской ответственности, правового самосознания, российской идентичности, культуры, самостоятельности, толерантности и др. В них все чаще подчеркивается значимость духовно-нравственного воспитания как воспитания, призванного решить задачи консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.
В связи с актуализацией духовно-нравственного воспитания в российском обществе появилась потребность в педагогических кадрах, способных решать соответствующие задачи в условиях существования различных систем ценностей (экзистенциальной, религиозной, гуманистической, этнической и др.), концепций духовно-нравственного воспитания школьников, противоречивости информационного пространства, вхождения России в контекст современной мировой культуры и т.п. Однако результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о неготовности педагогов к этой работе. Только 9,3 % будущих учителей и 3,3 % учителей школ уверены в своей компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Несмотря на преобладание мнения о необходимости данного воспитания, менее 30 % студентов и 25 % педагогов проявляют стремление осуществлять соответствующую деятельность.
Актуальность исследования обусловлена:
- на социально-педагогическом уровне: необходимостью преодоления духовного кризиса в российском обществе, обусловленного социально-экономическим развитием; социальным заказом, отраженным в последних государственных документах об образовании, в которых в качестве основной задачи называется воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов; потребностью в подготовке педагогических кадров, способных решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников в условиях существования различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства, разнотипности мировоззрения и т.п.;
- на научно-педагогическом уровне: появлением в последние годы научных исследований в области воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержащих альтернативные позиции ученых в решении исследуемой проблемы и необходимостью определения в связи с этим концептуальных основ духовно-нравственного воспитания школьников; отсутствием общетеоретических основ подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в изменившихся социально-экономических условиях;
- на научно-методическом уровне: необходимостью научно-методического обеспечения компетенций учителя в сфере духовно-нравственного воспитания школьников; потребностью в анализе существующего и разработке нового учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества и т.п.
Степень разработанности проблемы. Проблема подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является частью общей проблемы подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Эта проблема нашла свое отражение в работах известных отечественных ученых.
В научной литературе проведены исследования по:
- определению сущности духовности (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.И. Власова, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.А. Коваль, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, В.И. Слободчиков, В.С. Соловьев, В. Франкл, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков, В.Д. Ширшов и др.);
- взаимосвязи духовно-нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций у подрастающего поколения (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, С.И. Маслов, Е.Н. Шиянов и др.);
- выявлению и обоснованию различных систем ценностей как основы целей воспитания (С.Ф. Анисимов, Т.И. Власова, В.А. Караковский, А.А. Корзинкин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, Л.В. Сурова, В.П. Тугаринов, Г.И. Чижакова, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов и др.);
- определению сущности духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, И.А. Каиров, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, С.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.);
- изучению духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы (В.А. Беляева, А.С. Метелягин, Т.И. Петракова, З.И. Саласкина, А.Д. Солдатенков и др.);
- определению духовности, духовной, нравственной и духовно-нравственной культуры, духовно-нравственного и духовно-творческого становления личности в качестве результатов воспитания учащейся молодежи (В.И. Андреев, Е.Н. Богданов, В.Л. Бенин, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, А.З. Рахимов, М.Н. Романенко, Ю.В. Самойлова и др.);
- выявлению сущности профессиональной готовности и профессиональной компетентности как результата профессиональной подготовки будущего учителя (В.А. Адольф, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Г. Молчанов, Р.В. Овчарова, В.А. Сластенин и др.);
- обоснованию концепций духовного, духовно-нравственного становления личности педагога (В.И. Андреев, В.А. Беляева, Н.А. Коваль и др.);
- выявлению педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Н. Татаркина и др.).
Таким образом, исследованию подвергались основные понятия духовно-нравственного воспитания школьников и подготовки будущего учителя к соответствующей деятельности. В то же время анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ говорит о необходимости:
- применения в комплексе научных подходов, с позиций которых изучались данные явления, а также интегративного и синергетического подходов;
- определения сущности духовно-нравственного воспитания в сопоставлении с духовным и нравственным;
- выявления общетеоретических основ подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (научных положений, подходов, закономерностей, принципов, понятий), которые раскрывают ее сущность и обеспечивают достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей профессионально-педагогической подготовки;
- разработки концепции профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию с точки зрения требований модернизации образования в условиях разнотипности мировоззрения, многообразия систем ценностей;
- решения проблемы взаимосвязи религиозных и светских традиций в воспитании подрастающего поколения;
- определения компетенций будущего педагога в сфере духовно-нравственного воспитания школьников.
Анализ актуальности исследования проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, результатов предшествующих исследований, существующего педагогического опыта позволил нам выделить ряд противоречий:
- между декларируемой государственными документами необходимостью приобщения молодых людей к высоким духовным ценностям в целях преодоления существующего духовного кризиса и наличием альтернативных систем ценностей, отражающих различное отношение к окружающему миру;
- между несогласованностью позиций ученых в определении сущности духовности, духовного воспитания, духовно-нравственного воспитания и необходимостью разработки четких ориентиров для педагогической практики;
- между существованием различных направлений в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и нацеленностью существующих концепций профессиональной подготовки будущего учителя на одно из них в зависимости от мировоззренческих позиций исследователя;
- между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);
- между тенденцией педагогического знания к интеграции и отсутствием концепции интегративной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию;
- между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них соответствующей компетентности и стремления к осуществлению данного вида деятельности и др.
Эти противоречия стали основанием для рассмотрения в ходе нашего исследования проблемы разработки концепции, определяющей сущность целостной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, учитывающей разнообразие существующих позиций, и реализации ее в системе, обеспечивающей готовность будущего учителя к этой деятельности в постоянно меняющихся условиях социально-экономической и духовной жизни российского общества. На основании этой проблемы нами сформулирована тема исследования: «Концепция и система подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников».
Цель исследования - разработать, теоретически и эмпирически обосновать концепцию интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, осуществить ее верификацию в ходе реализации соответствующей системы в образовательном процессе вуза.
Объект исследования - образовательный процесс в вузе, направленный на подготовку будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Предмет исследования - основные положения концепции, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников, и их реализация в соответствующей системе.
Гипотеза исследования: научная эффективность и практическая значимость концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников будут обеспечены, если:
1) методологической основой концепции является совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих подходов: системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного (конкретно-научный уровень);
2) обоснованным ядром концепции выступают:
- закономерности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, фиксирующие связи между основными компонентами, характеристиками процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления;
- принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, сформулированные на основе выявленных закономерностей;
3) содержательно-смысловым наполнением концепции являются:
- способы разрешения противоречия между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности как движущей силы исследуемого процесса;
- характеристики интегративности и вариативности исследуемого процесса;
- условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого;
- структурная модель, включающая два блока. В первом блоке смоделирована педагогическая направленность личности как совокупность педагогических ценностей, мотивов деятельности, мотивационно-ценностного отношения к духовно-нравственному воспитанию школьников. Во втором блоке - педагогическая компетентность как совокупность ценностно-смысловой, общекультурной, субъектной, коммуникативной, когнитивной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования;
- этапы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
4) верификация концепции обеспечивается системой интегративно-вариативной подготовки, которая включает компоненты, присущие всей профессионально-педагогической подготовке в целом, но имеющие различия в ценностных установках, идеалах, семантике духовно-нравственных понятий, позициях в вопросах самоопределения личности, методах воспитания и обучения, характерных для ее отдельных направлений.
Задачи исследования:
Первая группа задач направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и предусматривает:
- изучение степени разработанности проблемы подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся и выявление основных направлений ее решения;
- анализ состояния подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в массовой практике;
- выявление предпосылок интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию в современных условиях;
- определение возможностей системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов в подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Вторая группа задач посвящена обоснованию взаимосвязи духовного и нравственного воспитания и включает:
- выявление предпосылок интеграции духовного и нравственного воспитания в современных условиях развития общества;
- обоснование духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его особенностей в современных условиях;
- анализ развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.
Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях:
- разработка структурной модели готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;
- определение целей, закономерностей и принципов образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- обоснование системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях и определение механизма и условий ее функционирования.
Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической подготовки:
- обоснование цели и организации эксперимента;
- верификация концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- разработка пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях совершенствования подготовки студента к духовно-нравственному воспитанию.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
1. Основные положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); синергетического (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (А.С. Белкин, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); компетентностного (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).
2. Философские категории общего, особенного и единичного, законы диалектики, положения о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личность; о духовности как результате приобщения личности к общечеловеческим ценностям, духовной культуре и как способности личности к саморазвитию, самореализации; о духовно-нравственных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в духовности личности, о ценностях как компонентах духовной культуры (Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, Л.Н. Столович, В.А. Ядов и др.).
3. Психологические теории развития личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Э. Эриксон и др.); теории педагогической интеграции (М.Н. Берулава, С.А. Старченко, Н.К. Чапаев и др.); теория моделирования (С.И. Архангельский, Б.А. Глинский, Э.М. Хакимов и др.); теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, И.А. Каиров, С.М. Каргапольцев, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) и духовного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, Т.И. Петракова, Н.М. Романенко и др.); исследования сущности педагогического сознания (С.А. Днепров и др.) и природы духовности в психологии и педагогике (Т.И. Власова, Н.А. Коваль, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков и др.).
4. Основные положения психологии субъективной семантики (Е.Ю. Артемьева, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Р.Х. Шакуров и др.); идеи духовно-личностной парадигмы образования (В.А. Черкасов и др.); идеи самореализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.А. Вербицкий, А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.).
При разработке концепции подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях мы опирались на труды психологов и педагогов в области профессионально-педагогической подготовки (О.А. Абдуллина, Р.М. Асадуллин, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Н.П. Рябинина, В.А. Сластенин, Р.М. Фатыхова, Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.), в области подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Н.А. Коваль и др.).
Нормативно-правовой основой нашего исследования явились законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования до 2010 года, государственный стандарт высшего профессионального образования, решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «О программе модернизации педагогического образования», программа «Развитие воспитания в Российской Федерации до 2010 года» и ряд других документов в области образования.
Исследование избранной проблемы проводилось с 1996 по 2006 гг. и прошло три основных этапа.
Первый этап (1996 - 1998 гг.) - теоретическое изучение проблем педагогики высшей школы и эмпирическое исследование проблемы подготовки будущего учителя к воспитательной работе в школе. В этот период осуществлялось осмысление методологических и теоретических основ исследования, выявлялось состояние проблемы подготовки студентов педагогических вузов к воспитанию школьников в научной литературе и педагогической практике, проанализирован уровень сформированности воспитательных умений у будущих педагогов. Были определены ключевые позиции исследования: объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, понятийно-категориальный аппарат. Основными методами исследования на данном этапе являлись понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, контент-анализ, изучение и анализ передового педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, ранжирование, метод самооценки, системный анализ, беседа и др.
Второй этап (1998 - 2000 гг.) - исследование современных особенностей духовно-нравственного воспитания школьников в массовой практике, научное руководство исследованиями, проводимыми в образовательных учреждениях г. Челябинска. В этот период происходила разработка и обоснование общетеоретических основ подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию, раскрытие внутренней структуры данного процесса, выявление его закономерностей и механизма функционирования, которые составили основные положения разработанной нами концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Создавалось научно-методическое обеспечение деятельности учителей по духовно-нравственному воспитанию школьников и подготовки студентов педвуза к этой работе. Основными методами исследования на данном этапе стали анализ, метод педагогической экстраполяции, классификация, наблюдение, анкетирование, синтез, моделирование, педагогический эксперимент.
Третий этап (2000 - 2006 гг.) - исследование развития духовно-нравственной сферы школьников и студентов педагогических специальностей; экспериментальная работа по реализации концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию и внедрению основных результатов исследования в практику высшей школы. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, анкетирование, ранжирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики и др.
База исследования. Эмпирическое исследование и экспериментальная работа проводилась непосредственно автором и участвующими в эксперименте преподавателями в Челябинском государственном педагогическом университете, Башкирском государственном педагогическом университете, педагогическом колледже Всероссийского детского центра «Орленок», Шадринском государственном педагогическом институте, а также учителями МОУ СОШ № 22, 45, 56, 100, 124, МОУ ДОУ № 398, МОУ прогимназии № 125 г. Челябинска. В них под руководством автора принимали участие члены научно-исследовательской лаборатории при ЧГПУ «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». В процессе работы над диссертационным исследованием осуществлялось сотрудничество с лабораторией воспитания этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания РАО в рамках договора ГосНИИ семьи и воспитания РАО и ЧГПУ. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие студенты Магнитогорского государственного университета, Магнитогорского государственного технического университета, Уральской государственной академии культуры и искусства, Уральского государственного университета физической культуры, Челябинской государственной медицинской академии. Исследованием было охвачено 5457 человек, в том числе: 2064 школьника, 280 учителей и руководителей школ, 2188 студентов педагогических специальностей, 925 родителей учащихся школ.
Научная новизна исследования:
1. Выявлена и обоснована взаимосвязь и взаимодополняемость системного, синергетического (общенаучный уровень методологии), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень методологии) как методологической основы концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
2. Определены закономерности, раскрывающие сущность интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
Закономерности обусловленности, вскрывающие причинно-следственные связи отдельных компонентов подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников с факторами, оказывающими на них непосредственное влияние:
- детерминированность степени активности процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию социально-экономическими условиями жизни общества: чем противоречивее эти условия, тем выше активность;
- обусловленность вариативного компонента содержания подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников актуальными и потенциальными возможностями студентов;
- взаимосвязь вариативного компонента содержания данной подготовки и особенностей современного состояния духовно-нравственного воспитания школьников;
- обусловленность результативности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников неравномерностью духовного развития личности: неравномерность духовного развития личности студента приводит к отсутствию видимых результатов формирования готовности в отдельные периоды.
Закономерности эффективности, определяющие те факторы, которые влияют на получение максимально возможного результата подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников при снижении затрат:
- зависимость продуктивности подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников от целесообразной реализации психологических и педагогических механизмов, лежащих в основе воспитания и обучения;
- детерминированность результатов исследуемой подготовки типом духовно-нравственных ценностей, выбранных педагогами, высшим учебным заведением, системой образования в целом в качестве основы для целей профессионального воспитания будущего учителя.
3. На основе выявленных закономерностей сформулированы принципы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.
4. Обнаружено и сформулировано основное противоречие процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности.
5. Выявлены характеристики интегративности исследуемого процесса: целостность, выражающаяся в достижении результатов, отсутствующих у отдельных модификаций подготовки, среди них - способность к реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников в условиях разнотипности мировоззрения, существования различных систем ценностей; инновационность, отражающаяся в ориентации на формирование готовности личности будущего учителя к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способности к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми; органическое единство целого и его частей.
6. Выявлены характеристики вариативности исследуемого процесса: полиморфичность - многообразие его составляющих; дифференцированность, обеспечивающая учет ценностных установок, интересов, способностей будущего учителя; ориентированность на специализацию в деятельности в рамках определенного направления духовно-нравственного воспитания.
7. Обобщенным выражением приведенных положений научной новизны является разработанная нами концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, имеющая в качестве структурных компонентов: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение концепции).
8. Раскрыты особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и в программах гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.
Теоретическая значимость исследования:
1. Расширено научное представление о процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников как процессе, включающем в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.
2. Определена сущность готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, структурными компонентами которой являются педагогическая направленность и педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания школьников. Педагогическая направленность личности в сфере духовно-нравственного воспитания - это система эмоционально-ценностных отношений, зависящих от степени развития духовно-нравственной сферы личности будущего учителя и задающих иерархическую структуру доминирующих мотивов, побуждающих его к педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. Педагогическая компетентность в сфере духовно-нравственного воспитания - это совокупность компетенций, необходимых будущему учителю для осуществления соответствующей деятельности. Они конкретизируют следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловую, общекультурную, субъектную, информационную, коммуникативную, компетенцию личностного совершенствования.
3. Выявлены мотивы педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников: понимание духовности как видового признака человека; интерес к внутреннему миру своих воспитанников; ценностные установки личности будущего педагога (право воспитанника на личностное самоопределение, принятие ребенка таким, каков он есть); интерес к различным видам педагогической деятельности (исследовательской, конструктивной, творческой и др.). Определены проявления мотивационно-ценностного отношения будущего педагога к деятельности по духовно-нравственному воспитанию: понимание социальной потребности общества в данном направлении воспитания, понимание ответственности педагога за духовное здоровье воспитанников, установка на духовно-нравственное воспитание школьников, стремление к профессиональному и духовно-нравственному совершенствованию.
4. В теорию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников введено положение о зависимости готовности будущего учителя к данному направлению воспитания от его интереса к различным видам педагогической деятельности в этой сфере (информационно-аналитической, исследовательской, художественно-творческой, конструктивной, комплексной), отличающихся востребованностью разных аспектов профессионально-педагогической компетентности.
5. Дополнена трактовка духовно-нравственного воспитания, которое определено нами как процесс, интегрирующий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания, направленный на приобщение школьников к одной из существующих систем духовно-нравственных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.
Практическая значимость исследования:
1. Проведенный теоретический анализ закономерных связей, существующих в процессе интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, позволяет на практике обеспечить достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей подготовки.
2. Определены этапы процесса формирования готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию: адаптационный, базовый (инвариантный), ориентировочный, вариативно-практический, оценочно-результативный, в содержании которых нашли отражение как логика профессионально-педагогической подготовки в целом, так и особенности духовно-нравственного развития будущих учителей.
3. Обоснованный в исследовании механизм эффективного и динамичного функционирования системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, который представляет собой определенную последовательность реализации взаимосвязанных функций (адаптивной, культурного наследования, информационно-аналитической, мотивационно-целевой, креативной, оценочно-прогностической), технологизирует процесс вышеназванной подготовки.
4. Выявленная совокупность компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания школьников служит одним из условий разработки программ профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов, определения функций различных категорий педагогов в деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
5. Разработанная диагностика профессиональной готовности студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания, ее результаты используются в процессе модернизации профессионального образования педагогическими вузами и колледжами.
6. Создано и внедрено в образовательный процесс программно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся: пропедевтическая программа актуализации духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, программа спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях» и соответствующий ей курс лекций для студентов; практикум «Диагностика нравственной воспитанности дошкольников и школьников», методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников», «Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе медико-психолого-педагогической диагностики», «Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников».
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими положениями; применением совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; длительностью и вариативностью экспериментальной работы; повторяемостью ее результатов в различных условиях; сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом и результатами исследования других ученых; репрезентативностью объема выборок; использованием статистической обработки полученных данных
На защиту выносятся следующие положения, раскрывающие суть концепции и системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
1. Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников базируется на идеях системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень). Их взаимосвязь и взаимодополняемость обусловлены необходимостью рассмотрения исследуемого явления в нескольких аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, эволюционно-прогностическом, технологическом, с позиций целостности и многообразия его частей.
2. Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, необходимо принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и закономерности необходимости, фиксирующие связи между основными компонентами процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.).
3. Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых является противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Способом разрешения этого противоречия является реализация принципов: обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.
4. Готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию - динамическая, интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.
5. Интегративно-вариативная подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей, развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы, присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.
6. Основными компонентами интегративно-вариативной подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:
- цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);
- содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;
- вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);
- ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
- вариативная воспитывающая и развивающая среда, которая обеспечивает учет индивидуальных интересов, способностей будущих учителей;
- управление системой подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников.
7. Особенностями духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях как воспитания, интегрирующего задачи, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания, и особенности его реализации в современных условиях являются: существование нескольких, в том числе альтернативных, направлений в деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию; разнообразие программ духовно-нравственного воспитания; взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций; учет региональных особенностей в содержании духовно-нравственного воспитания; наличие интеграционных процессов в содержании как специальных программ, так и программ гуманитарных дисциплин; создание различных типов учебных заведений, ставящих в качестве главной своей цели соответствующее воспитание детей; особое состояние внешней среды, наполненной духовным влиянием разной направленности.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия:
- в Международных научно-практических конференциях: «Образование как средство развития личности, общества, государства» (Витебск, 1997); XI Международные рождественские образовательные чтения (Москва, 2003); «Инновационные процессы в образовании» (Челябинск, 2004); «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в сферу образования» (Москва, 2004); «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005); «Образование и наука без границ - 2005» (Днепропетровск - Белгород, 2005); «Православная культура на Урале: контексты истории и современность» (Челябинск, 2006); «Воспитание в начальной школе: проблемы и пути их решения» (Челябинск, 2007); «Проблемы классического образования и духовные ценности современной России» (Челябинск, 2007), «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы» (Москва, 2007);
- во Всероссийских научно-практических конференциях: «Научные понятия в учебно-воспитательном процессе школы и вуза» (Челябинск, 1994); «Воспитание этической культуры детей и молодежи» (Москва, 2002); «Воспитание как социокультурный феномен» (Москва, 2003); «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 2004); «Традиции. Духовность. Правосознание» (Тюмень, 2006);
- в межрегиональных научно-практических конференциях: «Управление педагогическим процессом в учебном заведении» (Омск, 1992); «Дети - молодежь - общество» (Челябинск, 1995); «Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования» (Красноярск, 2002); «Социальная работа с молодежью: психологические и социальные аспекты» (Омск, 2003); «Модернизация начального общего образования» (Пермь, 2003); «Духовно-нравственное воспитание детей и учащейся молодежи: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2003); «Теория и практика развивающего и личностно ориентированного обучения: модернизация образовательного процесса» (Челябинск, 2003);
- в региональных научно-практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994); «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области» (Челябинск, 1997); «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 1998); «Проблемы сущности человека и типа личности» (Челябинск, 2000, 2004); «Актуальные проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи» (Челябинск, 2001); «Личностно ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2002); «V Екатерининские образовательные чтения» (Екатеринбург, 2002); «Томинские чтения» (Челябинск, 2002) и др.
Программа духовно-нравственного воспитания старших дошкольников нашла применение в образовательных учреждениях г. Нарвы (Эстония), г. Минска (Белоруссия), г. Печоры, г. Канска, г. Екатеринбурга, Томской области (Россия) в 2000 - 2005гг. Концепция духовно-нравственного воспитания школьников - в образовательных учреждениях Челябинска и Екатеринбурга, Концепция подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников - в высших учебных заведениях Челябинска, Уфы, Шадринска.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 449 источников. Текст занимает 357 страниц, содержит 32 рисунка и 21 таблицу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования; изложена методологическая основа исследования; описаны этапы его осуществления; констатирована достоверность полученных результатов; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; изложены положения, выносимые на защиту, показаны направления апробации и внедрения полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» анализируется современное состояние научного решения исследуемой проблемы в педагогической теории, понятийный аппарат исследования, характеризуются предпосылки интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Современное состояние научного решения проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется следующим:
- в качестве результатов профессиональной подготовки будущих учителей исследователи выделяют профессиональную готовность, профессиональную компетентность, духовность, духовную культуру, нравственную культуру, духовно-нравственную культуру, духовно-нравственное и духовно-творческое становление личности;
- обоснованы концепция развития и саморазвития духовно-нравственной культуры педагога на рефлексирующей и диагностической основе В.И. Андреева, концепция духовно-нравственного становления и развития личности учителя В.А. Беляевой, концепция духовно-творческого становления личности в процессе социализации и в условиях реализации В.В. Игнатовой, концепция духовного становления специалиста Н.А. Коваль и др.;
- определены сущностные характеристики понятий «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность», «духовность», «духовная культура», «нравственная культура», «духовно-нравственная культура», «духовно-нравственное» и «духовно-творческое становление личности» при отсутствии единства в их трактовке;
- исследованы психологические особенности юношеского возраста, стимулирующие развитие духовно-нравственной сферы личности (И.С. Кон, Э. Шпрангер, Э. Эриксон и др.);
- выявлены педагогические условия эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, которые мы объединили в четыре группы: личностно ориентированные, культуро-ориентированные, ценностно-ориентированные, деятельностно-ориентированные (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Л.В. Сибилева, Н. Татаркина и др.);
- определены критерии профессиональной готовности будущего педагога к воспитательной деятельности;
- доказана необходимость поиска путей взаимообогащения светской и религиозной педагогических культур.
Оценивая результаты исследований наших предшественников как серьезный вклад в решение проблемы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, мы пришли к выводу о том, что полностью они ее не решают в силу направленности концепций на конкретную систему ценностей, отсутствия системы соответствующей профессионально-педагогической подготовки и механизма ее функционирования, неразработанности совокупности компетенций будущих учителей в сфере духовно-нравственного воспитания. Для ее решения необходимо создать концепцию подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которую отличает целостность и в то же время многообразие направлений, модификаций исследуемого процесса.
В систему научных понятий, раскрывающих сущность исследуемых процессов, вошли понятия «подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию», «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «готовность к духовно-нравственному воспитанию», «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» и др. Наша позиция основывается на понимании духовности как показателя существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, как способности к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию, способности личности на основе этой иерархии создавать свой внутренний мир, благодаря которому реализуется гуманистическая сущность личности, ее свободный нравственный выбор в постоянно меняющихся жизненных ситуациях. В рамках такого понимания воспитание нами рассматривается как важнейший фактор приобщения личности к духовным ценностям, приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.
Опираясь на точку зрения Г. Гегеля в определении нравственности и считая, что духовные ценности являются связующим звеном в содержании понятий «духовность» и «нравственность», установлена взаимосвязь понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание», духовно-нравственное воспитание определено как воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение школьников к одной из существующих систем духовных ценностей (гуманистической, этнической, религиозной и др.), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей жизни в соответствии с ними.
Работы В.А. Беляевой, Н.А. Коваль и др. послужили основой для определения понятия «духовно-нравственная сфера личности будущего учителя» как совокупности духовно-нравственных идеалов и ценностей; личностных смыслов, отражающих субъективное отношение к ним; духовных потребностей и нравственных мотивов поведения; нравственных чувств; стремления личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способностей к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию. Понимание сущности духовно-нравственных ценностей сложилось на основе анализа близких по значению понятий «духовные ценности» и «нравственные ценности». Духовно-нравственные ценности расположены сразу в двух областях: в сфере отношений «человек-общество» и в сфере отношений «человек-духовный мир». Это значимые для человека нравственные идеалы, понятия, нормы межличностного общения и поведения в обществе, в которых отражено понимание и отношение к абсолютным категориям: Бог, Добро, Красота, Истина, Любовь.
Результатом исследуемого процесса является готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, которая рассматривается как динамическая, интегративная характеристика личности, включающая профессиональную компетентность в области духовно-нравственного воспитания и соответствующую направленность личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовно-нравственных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.
Опираясь на трактовки вышеназванных понятий, сформулировано следующее определение исследуемого процесса: подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников - это процесс, представляющий собой развитие и саморазвитие педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников. В настоящее время она включает в себя несколько однородных процессов (подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциональных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей и др.), которые обладают как общими, так и специфическими характеристиками, свойствами.
Интегративный характер этой подготовки обусловлен следующими предпосылками:
- необходимость разрешения противоречия между целостной природой образовательного процесса в вузе и наличием разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.);
- тенденция педагогического знания к интеграции, необходимость построения знания о разнообразных направлениях духовно-нравственного воспитания школьников в едином ключе: система ценностей, семантика духовно-нравственных понятий, задачи, закономерности, принципы, механизмы, методы, формы воспитания;
- потребность в обобщенном педагогическом знании, позволяющем строить образовательный процесс, направленный на формирование готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, от общего к частному, обеспечив их способность осуществлять профессиональную деятельность в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества;
- утвердившийся в философии взгляд на человека как целостное существо, в котором взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность, и признание философами взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как «голографичность»: в любом проявлении человека, каждом его свойстве, органе и системе объемно представлен весь человек. Например, во всяком эмоциональном проявлении человека обнаруживается состояние его физического и психического здоровья, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам; в человеке взаимосвязаны разум и чувство, духовность и нравственность;
- выявленная психологами взаимосвязь духовных способностей и нравственных качеств личности. «Духовное поведение безгрешно и добродетельно. Оно определяется добродетелями личности. С этих позиций духовные способности выступают как добродетели личности. Добродетели же есть качества личности, выражающиеся в желании делать добро, в умении делать добро, в реальных добродетельных поступках. Добродетель всегда нравственна» (В.Д. Шадриков);
- поиск путей консолидации мирового сообщества и диалога культур;
- появление идеи духовно ориентированной российской цивилизации в качестве «национальной идеи. В данном случае духовность интерпретируется как «исторически сформировавшийся тип культурной ориентации, при котором неутилитарные (человеческие, «постматериальные») ценности занимают высокое (или даже ведущее место) в ценностной иерархии общества и человека».
Вариативный характер подготовки будущего учи и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.