Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Принцип благоговения перед жизнью. Отношение исследователя гуманитарной сферы к самому себе. Постулирование ценности коммуникация как истина. Противопоставление традиций и инноваций, теории и практики как особенность современной педагогики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности

Содержание культуры личности субъекта той или иной деятельности правомерно рассматривать через ведущие ценности, воплощающие отношение профессионала к себе, другим людям и миру. Для каждой профессии они будут специфичны, но построение таких разнообразных картин, на наш взгляд, очень важно не только для науки, но и для практики, прежде всего практики развития профессиональной деятельности. Подобные теоретические конструкты акцентируют внимание ученых и практиков не на безличных (и безличностных) компонентах деятельности, а на ее интегрирующем и творящем начале -- субъекте, подчеркивая необходимость его личной ответственности и обязательность принадлежности к культуре.
Для начинающих профессиональный путь молодых людей наличие содержания культуры личности профессионала избранной сферы деятельности предоставит возможности:
- оценить степень собственного соответствия требованиям профессии;
- целенаправленно совершенствовать себя;
- осознать уровень личной ответственности за избранное дело;
- почувствовать свою значимость и в профессии, и в культуре;
- увидеть "горизонты акме", а не просто перспективы карьерного роста.
Следует подчеркнуть динамичный характер содержания культуры личности того или иного профессионала. Вместе с развитием самой деятельности, требований к ней со стороны культуры и социума безусловно развивается и содержание культуры личности современного (для данного отрезка времени) профессионала. Поэтому исследователи время от времени должны корректировать соответствующие теоретические представления. Предлагаемые вниманию читателя материалы посвящаются культуре личности субъекта научно-исследовательской деятельности в области педагогики и ориентированы на специфику гуманитарных наук в начале XXI в.
Актуальность разработанной нами теоретической модели, т.е. ее соотнесенность с современностью, достигается прежде всего за счет выдвижения в качестве ведущих ценностей новых постулатов, созвучных характеру эпохи смены веков. Ссылаясь на Ф. Ницше, впервые поставившего вопрос о необходимости разработки новых культурных ориентиров, В.И. Горовая пишет: «В эпохи перемен нередко провозглашались новые ценности и принципы, отвечающие требованиям времени. Так, А. Швейцером был выдвинут принцип "благоговения перед жизнью", К. Ясперсом -- "коммуникации как истины", А. Камю -- "долг противостояния абсурду"» [1, с. 19]. На наш взгляд, обозначенные аксиологические положения с полным правом можно отнести и к личности ученого-гуманитария, призванного всей своей жизнью и деятельностью воплощать столь значимые для нового века культурные ориентиры.
Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности рассматривается нами через призму ведущих ценностей, определяющих должное отношение ученого к себе, другим людям и окружающему миру. Все эти отношения равнозначны по важности. Тем не менее, мы считаем необходимым начать описание анализируемого феномена с отношения исследователя гуманитарной сферы к самому себе. Ведь любая наука рефлексивна по характеру самой деятельности, а для гуманитария еще немаловажно всегда помнить изречения древних: "познай себя самого", "излечи себя сам".
Итак, культуру личности исследователя-гуманитария в отношении к самому себе определяет ценность "противостояния абсурду". Мы убеждены в том, что абсурд может и должен быть побежден, прежде всего, самим человеком в самом себе. Любые, даже самые аргументированные доводы останутся не услышанными, если личность позволит пустому апломбу взять верх над очевидностью. Ученому должны быть свойственны сомнения в своей непогрешимости, всесилии и всезнайстве, могущественности и вседозволенности.
К сожалению, в педагогике весьма часто приходится сталкиваться с примерами абсурдного поведения представителей "научного мира". Разве не абсурдно выглядит "вновь испеченный" (или, напротив, порядком "зачерствевший") кандидат наук, рьяно, но безосновательно отстаивающий свои полудетские представления?
Настоящий ученый-гуманитарий должен обладать многими необходимыми характеристиками. К их числу мы, вслед за различными авторами [2; 3; 4; 5; 6; 7], относим следующие качества личности исследователя:
- активность умственной жизни, подразумевающую постоянный поиск истины в сочетании с неминуемыми в таком случае сомнениями и, если хотите, духовными терзаниями, поскольку, по утверждению Мамардашвили, акт сознания всегда связан с усилием, наделенным единой нравственно-интеллектуальной природой;
- душевную концентрацию, осуществляемую по векторам воссоединения с прошлым, обретения себя в настоящем и строительства своего будущего;
- приоритет сознания над существованием, что предполагает формирование в себе предпочтений к духовно-интеллектуальной жизни в противовес карьерным и иным социальным установкам;
- гармонизацию духовного и телесного;
- поиск веры и познания, где под верой понимается прежде всего вера в человека и человечество (и в себя как не самого худшего его представителя);
- добровольную и сознательную вовлеченность в решение актуальнейших гуманитарных проблем современности, сконцентрированных не в последнюю очередь в собственном внутреннем мире, -- деформации самосознания, отчуждения от культуры, неспособности отождествить себя с базовыми жизненными ценностями, инверсии духовных идеалов и утраты смысла жизни, отсутствия индивидуальной перспективы, необходимости преобразования культуры научно-исследовательской деятельности (НИД) из безличной формы всеобщности в личностную культуру;
- духовное уважение к себе, в основе которого лежат: верное восприятие себя, а не иллюзия или болезненное самомнение, духовное достоинство, а не внешний знак прежних преимуществ, личный акт самоутверждения;
- чувствование себя как благой силы, которое не должно быть ни случайным, ни эфемерным, а должно выступать в качестве подлинного предметного самочувствия, при этом недопустима его замена суррогатами: воображением о своих мнимых достоинствах, пустой гордостью, культивированием формальной "чести" и т.д.;
- чувство собственного духовного достоинства, формируемое па основе самостоятельного личного и одновременно ценностно-предметного опыта;
- волю к жизни, изменениям, самоограничениям, отказу от притягательных, но губительных форм бытия.
Как видим, за ценностью "долга противостояния абсурду" стоит огромная культурная - внутренняя работа. Недостаточно просто (пусть и в союзе с государством, т.е. официально) назвать себя ученым, недостаточно также просто заявить о том, что вы якобы разделяете данную ценность. Все это -- и научная степень, и аксиологический лозунг - должно быть подтверждено и гарантировано истинной культурой вашей личности, которая формируется в ежедневном труде.
Советуем молодым людям, решающим вопрос о поступлении в аспирантуру, внимательнейшим образом изучить систематизированный нами список требований ученого-гуманитария к себе. Практика работы с соискателями места в аспирантуре и ученых степеней и званий свидетельствует об уходе из сознания представителей нового поколения образа рассеянного профессора, озабоченного поиском истины в любые моменты своей жизни, в буквальном смысле слова посвятившего свою жизнь науке. Сейчас все больше озадачиваются поиском "места под солнцем" и благосклонным взором начальства, а на смену образа чудаковатого исследователя приходит идеал успешного нувориша, правдами и неправдами добивающегося ученых степеней и званий исключительно ради того, чтобы делать карьеру и деньги. Поэтому поднимаемые нами проблемы закономерно носят не только интеллектуальный, нравственный, но и социальный характер. Впрочем, с отношения исследователя гуманитарной сферы к себе только начинается характеристика культуры его личности. Социальный залог поднимаемой проблемы в наибольшей степени выражен в отношениях ученого к другим людям и окружающему миру.
Культура личности субъекта научно-исследовательской деятельности в отношениях с другими людьми воплощается, на наш взгляд, в постулировании им ценности "коммуникации как истины". Под другими людьми здесь подразумеваются не только коллеги-ученые, но и представители различных областей социальной практики. Связано данное обстоятельство с тем, что научное знание, выступающее в качестве главной цели научно-исследовательской деятельности, представляет собой результат не только работы "чистого сознания", но и влияния различных социальных структур -- институциональных, властных, коммуникативных и других [8].
В широком социальном поле коммуникативных взаимодействий профессиональный ученый-гуманитарий оказывается вовлеченным в характерный для нашего времени конфликт между цивилизацией и культурой. Он обязан и в теории, и на практике всемерно содействовать преодолению последствий этого конфликта, к числу которых относятся [9]:
- бессилие и одиночество "человека массы" как мелкого и незначительного, с точки зрения властных структур, элемента сложной организационной системы;
- стереотипизация сознания, быта, поведения человека масскультурой, враждебной его духовному началу;
- снижение интеллектуального и духовного уровня человека, увеличение его зависимости от внешних факторов за счет "неумеренно узкой специализации";
- реальная угроза жизни на планете из-за огромной научно-технической мощи, предоставляемой незрелому в нравственном отношении человеку;
- значительное увеличение времени на поиск и обработку нужной информации в огромном информационном массиве.
Кроме того, постулирование ценности "коммуникации как истины" предполагает осознание исследователем того факта, что научное знание существует и реализуется в поле других социальных действий, по ориентации не всегда совпадающих, а иногда и противоположных ему [7]. Данное обстоятельство только подчеркивает необходимость поиска истины в коммуникации с другими. Если же пренебречь этим постулатом, то теоретические разработки, как бы хороши они ни были, так и останутся невостребованными и неосуществленными. И наоборот, все то, что внедряется в образование административно, без обсуждения и одобрения педагогов, всегда ущербно и, как правило, не имеет никакого отношения к культуре.
Отношения коммуникативного сотрудничества могут быть установлены, например, в случае выполнения ученым-профессионалом так называемых "максим Грайса" [3]. В их число входят максимы качества, количества, релевантности и способа выражения информации. Отношения коммуникативного сотрудничества, в свою очередь, подразумевают установку на взаимопонимание, интерес к личности партнера, стремление пойти навстречу в достижении консенсуса при сохранении профессионально-личностных позиций. Вместе с тем, важно помнить о том, что никакие коммуникативные техники не заменят искреннее следование ценности "коммуникации как истины" -- главного условия плодотворного сотрудничества с другими.
Несмотря на то, что объектом изучения ученого-педагога как представителя гуманитарного цикла наук выступает область человекознания, немаловажным компонентом культуры его личности является блок отношений к окружающем миру. Он разделяется на систему отношений к "рукотворному" миру и отношений к природе. Объединяя их воедино, мы выделяем в качестве общей характеристики культуры личности субъекта НИД ориентацию на ценность "благоговения перед жизнью" во всех ее проявлениях.
В отношениях к "рукотворному" миру культура личности педагога-исследователя характеризуется, прежде всего, уважением к делу, которому он служит, т.е. к науке. Проявляется это главным образом в следовании культурным нормам НИД. Вместе с тем, в контексте рассмотрения содержания культуры личности педагога-исследователя важно подчеркнуть некоторые особенности современного этапа развития педагогической научной мысли. Постулирование ценности "благоговения перед жизнью" требует определенного расширения этого понятия, ибо благоговение перед жизнью подразумевает жизнь как вечное движение и обновление.
Для того, чтобы осуществлять активное отношение к культуре НИД, следует учитывать жанровые особенности современного научно-педагогического дискурса [8] и на этой основе делать самостоятельный осознанный выбор в пользу современных тенденций развития научной педагогики.
Во-первых, в настоящее время явно обозначилось противоречие между догматическим и творческим стилем рассуждения, без которого гуманитарная наука вообще немыслима. Догматический стиль присущ уходящим в прошлое нормам НИД и пока сохраняет свои позиции благодаря принципам прямого наследования и послушания, весьма распространенным среди представителей аспирантского корпуса. Это происходит по целому ряду причин. Главной из них нам представляется почти полное отсутствие целенаправленной работы по сознательному освоению аспирантами культурных норм научного исследования. В таких условиях не остается ничего другого, кроме выполнения диссертационного исследования в буквальном смысле слова по образцу. Без включения сознания в ряд "образцов" попадают далеко не лучшие работы, и собственное исследование выполняется без должного понимания сути производимых действий, их последовательности и значимости. Иногда соискатель не в состоянии самостоятельно сформулировать основные научные характеристики своего исследования: объект, предмет, цель, задачи и т.д. Кстати, сокращение числа таких характеристик вовсе не пошло на пользу диссертантам, а лишь значительно ограничило возможности отрефлексировать свою деятельность в качестве исследователя. Выполнение диссертационных исследований по образцу закрепляет, если не сказать -- "цементирует" принципы прямого наследования и послушания. Без последнего соискатель вообще боится, что называется, "шагу ступить": а вдруг не угодит, кого-нибудь обидит, заденет амбиции, усомнится в авторитете. Легче согласиться со всеми, на "всякий случай" сослаться (на первых же страницах автореферата) на наиболее "грозных" членов диссертационного совета, в котором происходит защита. В таких условиях культурные нормы НИД не только не развиваются, но даже не сохраняются, становясь все более ущербными от "образца" к "образцу". Культура личности подлинного субъекта НИД состоит в отказе от догматического и переходе к творческому стилю рассуждений, ориентированному на ценности свободного и самоцепного высказывания [8], без оглядки на "авторитеты", по с чувством глубокой ответственности за каждое выдвигаемое положение, порождаемым обоснованностью, а значит, твердостью своей профессионально-личностной позиции. Разумеется, это возможно лишь при условии глубокого знания исследователем актуальных норм научно-исследовательской деятельности, поскольку источником развития культуры служат соединение традиции и инновации и рождение па этой основе чего-то принципиально нового.
Во-вторых, особенностью современной педагогики является противопоставление традиций и инноваций, теории и практики, научных парадигм и образовательных практик [8] и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.