На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в детском саду. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы). Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.04.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


24
План
Введение
1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания
2. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду
3. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы)
Заключение
Литература
Введение
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Многие учёные, занимающиеся проблемой формирования культуры поведения, утверждают, что этому вопросу уделяют недостаточное внимание. Причина видится в том, что взрослые ещё сами не до конца осознали значимость самого понятия «культура поведения» особенно сейчас, в переходный период, когда основные составляющие нравственного воспитания претерпевают некоторые изменения.
Проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С., Островская, Ерофеева, Барахтова, Юдина, Рычашкова и другие.
Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребёнка. Он, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения. К старшему дошкольному возрасту у ребёнка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
При благоприятных условиях общественного и семейного воспитания у ребёнка старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, д/саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать ещё лучше.
Характерным для детей старшего дошкольного возраста является формирующаяся у них общественная направленность. Она проявляется и в реальных детских взаимоотношениях, и в их высказываниях, и в оценке поступков сверстников, и в общей направленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое в известной мере может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников - их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу - и высказать одобрение хорошего поведения товарища.
Вместе с тем нравственные проявления детей старшего дошкольного возраста отличаются неровностью и неустойчивостью. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от воспитателя использования разнообразных методов и приёмов воспитания, более тонкого их применения.
Сумма умений и навыков позволяет поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в д.с); с культурой игры, учебных занятий, выполнение трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения.
1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура деятельности - проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребёнка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура общения - предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребёнка нужно учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.
Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.
Ребёнок раньше освободившийся от ежеминутной опеки взрослых, чувствует себя увереннее, он смелее вступает в общение с другими детьми, выражает желание помочь сверстнику в том, чему сам только что научился. Все действия детей с высоким уровнем самостоятельности отличаются большей упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр. В старшем дошкольном возрасте значительную роль приобретает напоминание, поощрение усилий ребёнка, его стремление самостоятельно оказывать помощь другим.
Складываются первые дружеские симпатии и привязанности детей, на этой основе успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи.
Учтём особую восприимчивость детей - дошкольников - поэтому важно, чтобы они видели положительные примеры.
На старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она - один из важнейших показателей готовности к школьному обучению: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях. Ребёнок становится не только исполнителем требований взрослых, обращённых к нему или к группе детей, - он начинает предъявлять требования к самому себе и к другим детям.
2. Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду

Рассмотрев основные составляющие культуры поведения, определим в чём же состоит необходимость привития, воспитания её у ребёнка. Продолжая в старшем дошкольном возрасте развивать культуру поведения, заложенную ещё в раннем возрасте, родители и воспитатели должны помнить, что ребёнок в этом возрасте готовится к ному этапу своей жизни - школьному обучению. Поэтому на них ложится большая ответственность в формировании у детей навыков поведения, осознанного, активного отношения к порученному делу, товарищества.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Не стоит забывать ещё одно самое ценное, общёё для всех правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие только после напоминания, третьи - не здороваются совсем или здороваются неохотно. Однако не стоит каждый случай неприветливости рассматривать как факт проявления невежливости.
Воспитывайте у детей любовь и привычку к труду, следуя правилу воспитания «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам». Делая что - либо за ребёнка, взрослые думают, что помогают ему. А на самом деле они лишь мешают выработке у него полезных навыков, мешают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Когда ребёнок овладевает правилами, культурной поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об окружающем мире, а должен и хочет его познать. И не только физически жить, но и чувствовать себя комфортно среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, сто поощряют, за что хвалят, за что ругают и даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением. Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственности. (Козлова, с.98-99).
Приходится сознавать с сожалением, что практически ни в одной из современных программ воспитания и обучения не представлена задача трудового воспитания детей. Почти не планируется (и не проводится) коллективный труд, не продумываются трудовые поручения. Автор статьи С. Козлова убеждена в обратном, по её мнению: пользу детям принесёт тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость и результаты которого будут явно кому-то нужны.
Следующая «забываемая» проблема - воспитание коллективизма. Причина видится в опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Но не стоит забывать, что только в обществе, в коллективе раскрываются лучшие качества ребёнка: доброжелательность, взаимовыручка, чувство ответственности за другого, товарищество. Безусловно, отдельные моменты заслуживают критики, безусловно, что каждому ребёнку нужно дать возможность раскрыть свою индивидуальность и неповторимость, но так, чтобы не противопоставлять себя, не изолироваться от других людей, а совершенствоваться вместе с другими для себя и для других. И здесь ещё уместно задуматься о развитии такого чувства у детей, как самоценность личности. Речь идёт о том, что человек не уважающий самого себя, вряд ли сможет уважать других.
Большую помощь в осуществлении развития нравственных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста могут оказать Центры раннего развития дошкольников, способные удовлетворить целый ряд социальных потребностей:
· компенсировать общее личностное развитие детей, не посещающих дошкольные учреждения;
· выровнять адаптационные возможности будущих первоклассников;
· обеспечить подготовку дошкольников к обучению в образовательных учреждениях повышенного уровня (лицеи, гимназии).
Необходимость особого внимания к нравственному воспитанию дошкольников обусловлена тем, что оно является стержнем приобщения ребёнка к культуре. С его помощью обеспечивается овладение нормами и правилами взаимодействия с природой и окружающими людьми, а именно это составляет суть культуры. Поэтому, если ребёнок активно развивается в нравственном плане, то его вхождение в мир культуры происходит значительно легче, а его трудовое, умственное, эстетическое воспитание доставляет взрослым гораздо меньше хлопот.
Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребёнка - в определённой последовательности - основных элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества. Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:
1. Воспитание чувства стыда. Его основы закладываются в возрасте от 4-4,5 лет до 6-7 лет, а потом развиваются в течение всей жизни. Сформированность этого чувства выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно преодолевать свои недостатки под воздействием внешней негативной оценки.
2. Примерно в возрасте 5 лет начинает формироваться чувство долга перед другими и самим собой. Ребёнок должен постепенно подойти к осознанному пониманию своей зависимости от других людей и обстоятельств, а также научиться выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную совместную жизнь в социуме.
3. На основе развитого чувства долга постепенно, начиная с 8-9 лет, вырабатывается чувство ответственности, т.е умение самостоятельно побуждать себя заботиться о других.
Таким образом в дошкольном возрасте необходимо совместными усилиями родителей и педагогов формировать у детей такие качества, как нормально развитая гордость, стыд, совесть, основы долга. Однако некоторые педагоги, работающие с дошкольниками, нередко допускают ошибку, считая, что заниматься этим должны только родители. Практика же показывает: многие родители не представляют, в каком возрасте и под воздействием каких факторов складывается механизм нравственного развития ребёнка. Педагог, знающий об этом механизме, может и должен выступать в качестве консультанта при решении вопросов нравственного становления ребёнка.
Нравственное развитие ребёнка - это процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношений. Попытаемся определить нормы взаимодействия соответствующие перечисленным типам отношений.
В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребёнка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.
В отношениях со сверстниками - это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.
В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребёнка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребёнок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.
В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной сфере, заботиться о ней и защищать от уничтожения.
При этом важнейшими принципами нравственного взаимодействия ребёнка с окружающими его людьми являются принципы «безопасной жизни»: своим поведением не создавать опасности, угрозы для других; своими действиями не ограничивать свободу окружающих; в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека.
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания в семье.
Только такая взаимосвязь родителей и педагога-воспитателя, их ежедневная кропотливая работа поможет установить душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться. И только тогда воплощаются мудрые слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает - переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, а также (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и этическую основу.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает:
1. знание этикетного правила;
2. понимание его разумности и необходимости;
3. умение применять его прагматически;
4. эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. (Курочкина, с.108).
1
4
2
3
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты. Постоянное закрепление и позитивная оценка поведения создают условия для осознанного и эмоционального выбора того или иного действия и поступка.
Для вос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.