На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Специфика школьной лекции. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке-лекции. Самостоятельная работа учащихся на уроке-лекции. Лекция на разных этапах изучения произведения. Перенос знаний в сферу самостоятельного чтения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.01.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


15
План
1. Лекция как активная форма обучения
2. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
3.Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции.
4. Лекция на разных этапах изучения произведения
1. Лекция как активная форма обучения
Активными являются такие формы обучения, где увеличен удельный вес и степень самостоятельности учащихся, осуществля-ется индивидуальный подход и развиваются творческие способно-сти каждого ученика.
На первый взгляд кажется понятным, почему столь эффектив-ным считается семинар. Но можно ли в один ряд с ним ставить и лекцию? Ведь нередко слова лектора входят в одно ухо слуша-теля и выходят из другого, так и не затронув ни единой струны в его душе. А разве не встречаются уроки-семинары, где ученики произносят по бумажке переписанные чужие слова о не прочитан-ной классом книге?
Дело в том, что активность или пассивность занятия определя-ются не видом урока, а способностью будить мысль, увлекать чув-ством, побуждать к действию. Активность не возникает сама со-бой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. И лекцию, надо сделать активной формой. Для этого заложены богатые возмож-ности.
Лекция способна не только сообщать информацию, но, выст-раивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззре-ние слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетиче-ское отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает станов-лению личности. Наконец, с помощью лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения..
2. Организация деятельности учащихся старших классов на уроке - лекции
Специфика школьной лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лек-цию, необходимо одновременно руководить работой слушателей. Готовясь к уроку, важно думать не только о том, что и как рас-сказать в лекции, но и о том, что на уроке будут делать ученики, какую цель перед ними поставить, как подготовить их к восприя-тию и усвоению материала, какого уровня в овладении знаниями и умениями достигнут они на данном уроке и как это можно про-верить. Словом, урок-лекция позволяет активизировать познава-тельную деятельность учащихся, воздействовать на каждого из них.
Широкому и эффективному применению лекции мешает уста-ревшее отношение к ней как к обрекающей учащихся на роль пассивных слушателей.
В действительности же на лекции деятельность учащихся име-ет три формы. Это восприятие материала, при котором работают эмоции, мышление, воображение, память, речь; это участие в со-общении материала (доклад, реферат, выразительное чтение); это самостоятельная работа во время Выбирая те или иные приемы работы, надо исходить из того, какой материал излагается, какую цель ставит учитель. Есть лек-ции, обращенные прежде всего к разуму, логическому мышлению учеников. Это лекции на теоретико-литературные темы. При слу-шании их уместны различного рода записи: составление плана, те-зисов, конспекта. При восприятии обзорной темы записи также возможны. Но иногда в лекцию включаются выразительное чте-ние, звучание музыкальных произведений и другие виды демонст-рации произведений искусства. Важно использовать этот момент для эстетического сопереживания; желательно в это время не за-писывать.
Есть лекции, обращенные к эмоциям, например рассказ о по-следних годах жизни Пушкина с чтением отрывков из воспомина-ний современников, писем, или лекция о жизненном подвиге Чер-нышевского, или заочная экскурсия по местам, связанным с жизнью Маяковского. Цель такой лекции--убедить, пробудить чувство. Конспектирование здесь нецелесообразно: перевод слова учителя в логический план может лишить его воспитательной силы. При-ступая к такой лекции, можно предложить учащимся в конце уро-ка ответить устно на проблемный вопрос, осмыслить впечатление от услышанного.
Главная форма деятельности учащихся на уроке-лекции--это восприятие слова учителя. Чтобы восприятие было полноценным, необходимо много условий, но главное--увлеченность самого лек-тора, глубокое знание предмета.и слушателей, владение искусст-вом устного слова. У нас нет возможности изложить хотя бы осно-вы риторики--развивавшейся в течение тысячелетий науки об ораторском искусстве. Остановимся лишь на некоторых приемах, помогающих активизировать восприятие лекции детьми.
Начнем с выбора формы лекции. В зависимости от материала лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог учителя, в другом -- приближается к комментированному чтению, в третьем--включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.
В любой лекции поставленная проблема должна быть важной и интересной для учеников. Слово учителя тогда ребята воспри-мут полноценно, когда оно будет ответом на возникшее в сознании детей стремление решить проблему. Говоря о произведении лите-ратуры, мы стремимся понять, чем оно привлекает нынешнего юно-го читателя, какие насущные для него вопросы решает. Лекция о биографии писателя заинтересует ребят постановкой вопроса о гражданской позиции, о духовных исканиях, о самовоспитании и т. д. Рассказ об определенном этапе развития литературы может увлечь слушателей живым образом эпохи, картинами литератур-ной борьбы, сопоставлением давнего периода с нашей современ-ностью и др. Любое значительное явление культуры прошлого и настоящего может вызвать живой интерес,--все дело в том, как о нем рассказать. Глубокая мысль и эмоциональность, заинтере-сованность не могут оставить ребят равнодушными, и, напротив, формальное отношение к предмету, неискренность рождают лице-мерие, равнодушие к истине.
Опытные учителя стремятся вовлечь учеников в поиски истины они ставят острую проблему и пробуждают мысль, вместе с уче-никами ищут ответ, предусматривают возражения, спорят, затем ставят новые вопросы и опять совместно ищут решения. Поэтому изложение материала приобретает характер скрытого или явного диалога, в котором звучат голоса оппонентов, доказательство ча-сто ведется «от противного», выясняется не только «что есть дан-ное явление», но и «что не есть данное явление», хотя и сходно с ним.
Вот это стремление вызвать у слушателей активный эмоцио-нальный отклик и есть главное средство активизации мысли. Слу-шая хорошего лектора, мы радуемся убедительности его речи, а может быть, хотим возразить ему.
Если лекция обращена прежде всего к эмоциям, поэтому ее не-целесообразно конспектировать, составлять план и т. п. Учитель рассказывает о конфликте Лермонтова с самодержавной властью, поэтому лекция строится на антитезе: величие поэта и бесчелове-чие преследователей, использующих темные, тайные пути. Образ-ным центром этой темы является последняя рукопись Лермонто-ва--книга Одоевского, вторая тема начинает и завершает лекцию. Факты являются основой, на которой вырастают мысли и эмоции. Приемы активизации внимания слушателей на лекции разнообразны. В одном случае лектор включит в рассказ фрагмент ху-дожественного произведения, в другом--документ, в третьем-- использует вопросы к слушателям, на которые иногда получит от-вет, в четвертом--сопоставит разные точки зрения на проблему, будет полемизировать с возможными возражениями и т. д. Иног-да полезно взглянуть на предмет с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ре-бенка. Иногда можно прибегать к смещению временной перспекти-вы: рассказывая о последующих событиях раньше предыдущих (как в романе «Что делать?»), о следствии раньше причины, иног-да пристально вглядываясь в какую-то деталь и для это-го замедляется повествование.
В общем приемы построения лекции сходны с приемами композиции художественного произведения, да это и естественно: лек-ция по литературе должна быть эстетически значимой. И как в художественном произведении есть этапы сюжета, так и в лекции можно наметить экспозицию, цель которой -- настроить учащихся на восприятие, завязку--постановку актуальной проблемы, основ-ную часть лекции--развитие мысли, приводящее к кульминации, и заключение--развязку. Продумывая построение основной ча-сти, опытные лекторы используют такие приемы, как антитеза, пов-торы, градация, риторические вопросы и т. д. Но в применении приемов ораторской речи надо соблюдать меру: не всегда в учеб-ной лекции уместно то, что естественно в выступлении на митинге.
Часто в лекцию включаются сообщения учащихся. При этом учитель исходит из возрастных и индивидуальных возможностей учеников: одним предлагает пересказать близко к тексту отрывок из воспоминаний, другим поручает сообщение о произведении жи-вописи или музыки и т. д.
Девятиклассник с интересом прочтет избранные отрывки из воспоминаний о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Белинском и мо-жет пересказать их. В лекцию о Пушкине органически войдут от-рывки из воспоминаний Ф. Глинки о встрече поэта с генерал-гу-бернатором Милорадовичем или из воспоминаний И. Якушкина о посещении Пушкиным Каменки. Кто-то из ребят сможет сделать сопоставительный анализ иллюстраций к «Мертвым душам» Агина и Боклевского. Но поручать ученику 9 класса доклад о траге-дии «Борис Годунов» нецелесообразно: сжатый пересказ с анали-зом отдельных сцен сделает учитель.
В 10 классе одним ученикам будет посилен пересказ одной-двух глав из книги В. Шкловского «Лев Толстой» (ЖЗЛ.--М., 1967), другим--доклад о повести «Детство», третьим--рассказ о сценической истории пьес Островского или Чехова.
Одиннадцатиклассник в состоянии сделать самостоятельный анализ произведения современного писателя в обзоре или подготовить доклад о творчестве одного из поэтов, и тогда целый урок о современной поэзии будет состоять из нескольких ученических сообщений, со-провождаемых выразительным чтением избранных стихов. Такой урок представляет собой лекцию, только прочитанную ребятами.
Нередко ученические сообщения создают лишь видимость ак-тивности: переписанные из критической работы чужие мысли, не-выразительно прочитанные, не затрагивают слушателей. Даже если сообщение представляет собой изложение точки зрения кри-тика, необходимо добиваться, чтобы оно отвечало требованиям к устному выступлению, а для этого необходимы консультации док-ладчикам до и во время работы над докладом. Привлечение асси-стентов-лекторов--прием чрезвычайно ценный, у опытных учите-лей он дает хороший эффект. Чтобы сообщаемый учеником ма-териал воспринимался не менее серьезно, чем привычно-автори-тетное слово учителя, требуется немало усилий и во время урока; здесь также возможны конспектирование, составление плана или тезисов, ответ на вопрос, рецензирование и т. д.
3.Самостоятельная работа учащихся на уроке - лекции.

Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обу-чения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразны-ми видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащих-ся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в бе-седу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как по-нят материал, как формируются знания и умения учащихся, ка-кова их эмоциональная реакция. При систематическом примене-нии различных видов устных и письменных самостоятельных ра-бот в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения.
Сочетание различных форм деятельности учащихся на уроке, стержень которого составляет лекция учителя, позволяет избежать монотонности и повысить интерес, поддерживать работоспособ-ность ребят в течение всего урока.
Так, лекция не только сопровождается выступлениями отдель-ных учеников, моментами самостоятельной работы класса, но бу-дет понята, записана, изложена своими словами каждым, а ре-зультат работы обсужден в классе. Каждый сможет увидеть, что в его работе верно, а что неточно, и исправить запись.
Самый распространенный вид урока, сочетающего слово учи-теля с самостоятельной работой учеников,--это лекция с элемент та ми беседы.
Учитель сообщает новый материал, направляет мысль учени-ков, побуждает их к деятельности, а слушатели решают конкрет-ные задачи, совершают мыслительные операции, открывают для себя нечто новое. Задача учителя -- добиться, чтобы вопросы, об-ращенные к слушателям, рождались естественно, в процессе дви-жения мысли, ответы на них с необходимостью включались в ход рассуждений, а ребята чувствовали себя участниками совместного поиска истины.
Важно учесть психологическое состояние ребят, участвующих в таком занятии: для тех, кто отвечает на вопрос, именно этот вопрос и предстает как самый важный. Поэтому учителю во вре-мя лекции приходится все время помнить о пропорциях, об истин-ном месте каждого вопроса. У слушателей должно сложиться по-нимание проблемы в целом, в правильном соотношении главных положений и моментов аргументирующих, развивающих, иллю-стрирующих. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, ответ на вопрос и др. Не будем пренебрегать и таким видом, как пересказ. Ведь материал осваивается лишь тогда, когда он воплощен в сло-ве. Полуосознанные мысли, которые остаются нередко после бе-седы, приводятся в стройную систему и по-настоящему осмысли-ваются в пересказе, который, кстати, может быть вполне творче-ской работой (включать выбранные учащимися положения из учебника, справочной литературы, самостоятельно проанализиро-ванные отрывки или произведения, о которых не говорилось на уро-ке, и т. д.).
4. ЛЕКЦИЯ на разных этапах изучения произведения

Применение учебной лекции при изучении обзорных тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор--это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со- всех сторон, рассмот-ренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений.
При изучении обзорных тем учитель раскрывает содержание наиболее существенных явлений в развитии литературы опреде-ленного периода, в творчестве отдельного писателя, выделяя лишь наиболее важные и характерные моменты. В программе по лите-ратуре выделены отдельные произведения, например роман Чер-нышевского «Что делать?», для обзорного изучения, что предпо-лагает общее, как бы панорамное представление о них в сочетании с текстуальным рассмотрением важных для понимания идей-но-эстетического содержания сцен, эпизодов, глав, частей.
Обзорные лекции предполагают активнейшую самостоятельную работу учащихся, требуют совместного творчества учителя и уче-ников.
По мнению некоторых учителей, школьная лекция--это, с од-ной стороны, произведение искусства, а с другой--строгая дидак-тическая форма. Лекция предполагает участие учеников в реше-нии проблемы, позволяет им продолжить ее исследование. Это делает необходимой систему активных форм обучения. Одиночные, случайные лекции или семинары вне определенной логики ника-кой пользы не принесут.
Целесообразно изучение нового материала в старших классах планировать «крупноблочно»: установочная лекция--обучающе-тренировочные уроки--обучающий семинар--консультация-- контрольно-обучающие зачеты. Последовательность занятий на-правлена от более активной роли учителя к более активной роли учеников.
Применение лекции на уроках, посвященных знакомству с био-графией писателя, общепринято. Слово учителя знакомит слуша-телей с неповторимой личностью писателя, с историей е и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.