На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров, изучение их личностных качеств.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.04.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Курсовая рбота
Тема: Лидеры детского коллектива, воспитательная работа с ними

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава 1. Теоретический анализ научных источников и современное состояние
изучаемой проблемы
1.1. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
1.2. Лидерство как социально-психологический феномен
1.3. Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению лидерского потенциала подростков
2.1. Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств
2.2.Воспитание лидеров детского коллектива
2.3. Оценка эффективности разработанной программы по воспитанию лидеров детского коллектива
Заключение
Литература
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Предлагаемые обучающие занятия во временном детском объединении создают благоприятные условия для социализации подростка[8,55].

Актуальность данной курсовой работы определяется проблемой, представленной тремя направлениями:

1. Общее состояние дел в современных теоретических исследованиях лидерского потенциала (разрешение противоречий).

2. Потребность в изучении основных направлений и путей в развитии лидерских качеств подростка.

3. Необходимость создания условий для реализации лидерского потенциала подростка

Предыдущие рассуждения позволяют выделить объект, предмет, субъект комплексного монографического исследования.

Объект - личность подростка.

Предмет - воспитание лидерских качеств личности подросткового возраста.

Субъект - группа подростков 13-15 летнего возраста.

Цель: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность в рамках обучающего блока занятий «ШИК».

Эта цель конкретизируется следующими задачами:

1) Изучить теоретические концептуальные положения по предложенной проблеме.
2) Создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала.
Изучение теоретических концептуальных положений по предложенной проблеме, позволяет выдвинуть следующую гипотезу: воспитание и реализация лидерского потенциала подростка будет более эффективным если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создавать и своевременно изменять условия развивающей среды (включение разнообразных упражнений, игр, этюдов, соответствующих целям занятия);
- организатор будет понимать значимость проводимых занятий, проводить детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или этюда, давая возможность всем желающим высказывать свою точку зрения.
В ходе исследования был использован ряд методов. Эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение (сплошное, выборочное), беседа (фронтальная, опрос анкетирование), тестирование (стандартизированное), метод графического отображения результатов, метод статистической обработки данных, а так же среди теоретических методов: метод теоретического анализа литературы.
Методологической основой исследования являются труды Э. Эльконина, согласно которым развитию человека нет пределов, предположения Я.Л. Коломинского о положительных и отрицательных чертах личности, исследования В.В. Абраменковой, Е.А. Аркина, О.М. Гостюхиной, А.С. Замужного, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, О.О. Папир, А.А. Роляк, Т.А. Репиной, Т.В. Сенько, Р. К. Терещук, на основе которых можно выделить качества, значимые для высокого и низкого статуса подростков в коллективе сверстников.
Вся работа над данной курсовой работой состоит из нескольких этапов.
На теоретическом этапе (с сентября по октябрь) изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме, состояние практики в Нижне-тавдинском Доме творчества, формировались компоненты введения (проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза), подбирались методы и методики исследования.
На собственно экспериментальном этапе (с марта по май) проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента
На интерпретационно - оформительском этапе (май) выполнялся количественный и качественный анализ результатов, полученный материал систематизировался и обобщался, формировались выводы, и оформлялась курсовая работа.
Исследование проводилось с апреля по май на базе Нижнее-Тавдинского Дома творчества, исследованием было охвачено 15 подростков 13-15 летнего возраста.
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятий, обобщение их характеристик, выявление факторов, обуславливающих воспитание лидерского потенциала личности.
Практическая значимость заключается в составлении и разработке программы «Я лидер» по воспитанию и развитию лидерского потенциала личности подростка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников литературы, исследуемых при подготовке к написанию работы, приложения.
Глава 1. Теоретический анализ научных источников и современное состояние изучаемой проблемы

1.1.Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по проблематики франк-фуртской (Т. Адорно, Г.Маркузе, Э. Фромм), анализировавший факторы взаимодействия лидеров и их последователей, механизмы формирования лидерского влияния; в социальной психологии масс(Г. Тард, Г.Лебон), где лидер предстает как гипнотизер, вожак толпы, умело использующий механизмы массового заражения, убеждения и внушения[10,91].
Так или иначе, но проблема обретения лидерских способностей через определенную просвещающую модель всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков. В этой связи можно выделить теорию общих черт лидерства, зародившуюся в 20-40-е гг. XIXв. И представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализации лидерского потенциала качеств. Данная теория основывается на психодиагностическом тестировании личности, определение лидерских предпосылок характера испытуемого. И хотя четкое объяснение наличие в характере человека тех или иных задатков превосходства и находится в области туманных рассуждений, но, тем не менее, допустимость эмпирического измерения лидерского потенциала и не наличие ряда коррекционных процедур по его «наращиванию» позволяет причислить данную теорию к разряду «раскрывающих загадку» феномена[4,78].
Эта теория обнаруживает особую производимость и в концепциях современных авторов при определении того, что было названо Л. Стаутом «лидерским капиталом», - т.е. совокупностью «личностных качеств и талантов, позволяющих лидеру эффективно вести за собой окружающих».
В конце XIX - начале XXв. большое распространение получают поведенческие теории лидерства, концентрирующие внимание не столько на свойствах характера, сколько на манере поведения лидера. Особое значение придавалось внешней оценке его со стороны окружения, восприятию группой последователей. Измерение в данном случае строилось на фиксации внутренней сплоченности окружающей лидера структуры, а также индивидуальной удовлетворенности членов группы действиями своего руководителя. Отнесение того или иного человека к разряду лидеров, таким образом, осуществлялось на основе его умения действовать как лидер, другими словами, создавать соответствующую организационную структуру. Поведенческий аспект лидерства исследовался Р.Танненбаумом, У. Шмидтом, Р. Лайкертом, Р. Блейком, Дж. Моутоном, Дж. Фордом и др.[8,56].
Еще одним вариантом поведенческой теории можно признать получившие широкое распространение во второй половине XXв атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Ф.Фидлер, Х. Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок и др.). основное значение в них придается степени свободы лидера, находящихся в прямо прямопропорциональной зависимости от ожидания последователей. Именно группе отводится доминирующая роль в моделировании лидерского поведения, именно межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения[15,47].
Обратный поворот проблемы - влияние лидера на поведение группы и формирование соответствующих лидерскому замыслу последствий, поднимается в рамках мотивационной теории лидерства, разрабатываемой А.Маслоу, Р. Хаусом, Герцербергом, где механизм лидерства исследуется в рамках бихевиористской дихотомии «стимул - реакция».
Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли и др.) представляют лидера и окружающую его среду как компоненты взаимовыгодного обмена: лидер вносит в социальные взаимодействия вклад в виде самого себя, получая за это определенную форму вознаграждения - группу, организацию, социум. В данном случае активная роль лидерского окружения несколько теряет свое значение, становясь равноправным партнером трансактности. Наиболее показательной в этом смысле предстает операциональная концепция лидерства Дж. М. Бернса, выделившего два типа лидеров: лидер, регулирующий и лидер трансформирующий. Первый тип представляет собой достижение оптимальных форм согласия лидера и его окружения, выражаемый в минимально креативном воздействии его на группу, второй предполагает творческое изменение окружения, выражаемое в развитии каждого члена группы, попадающего в радиус лидерского воздействия[6,34].
Изучение преломления лидерского потенциала в связке с его окружением предопределило развитие целой группы ситуативных теорий (Е. Уэсбур, Дж. Браун, К. Джибб), акцентрирующих внимание на социальном контексте, порождающем лидерскте качества или порожденном в результате новаторских инициатив лидера.
Поворот в сторону рациональной основы лидерского поведения происходит в 80-90-е гг. XXв. В русле ценностных моделей лидерства (К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С.и Т. Кучмарские). Здесь основное значение в формировании команды лидера придается уже не эмоционально-личностным контактам, а совподению индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем. Взаимодействие осуществляется не столько на основе поведенческого доминирования лидера, сколько на осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер - это тот, кто с одной стороны, перенимает сложившееся ценностное устройство общества, с другой - предпринимает попытки его разумной коррекции путем конструирования и внедрения ценностно-нормативного ядра[8,57].
1.2.Лидерство как социально-психологический феномен

В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств необходимо начинать уже с дошкольного возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных силах. Так, Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива. Дети - лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал малоавторитарный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в органы самоуправления коллектива входили авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается[19,356].
Лидер - это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Таки образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В отличие от руководителя, занимающегося официальной организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает спонтанно в результате психологических отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования - подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. Оптимальным является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться.
В зарубежной психологии существует множество различных теорий лидерства, наиболее популярными среди которых являются теории черт и ситуационная теория лидерства. Согласно теории черт, лидером может быть не любой человек, но лишь обладающий определенным набором личностных качеств, набором или совокупностью психологических черт. Ситуационная теория предполагает, что лидерство - это продукт ситуации. В различных конкретных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, теория черт или качеств лидера в зависимости от ситуации. Основной порок этих подходов заключается в недооценке того, что лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной деятельности. За точку отсчета должны быть взяты не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать способность организовать ее для решения этих задач[1,482].
Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с избирательностью, которой ее наделяют члены группы, выделяя его среди всех по каким-то признакам, подлежащим психологическому изучению. Что же составляет основу этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по урвоню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной социально-заданной деятельности, тем более вероятно, что появление и стабилизация лидера в группе происходят как реализация именно этих отношений. По существу лидер - это наиболее референтное для группы лицо в отношении совместной деятельности, некий общий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние на эффективность ее деятельности[16,131].
Если иметь в иду психологическую характеристику личности в коллективе, то ценностные ориентации лидера, к которым обращается группа, характеризуется прогрессивностью в широком смысле этого слова, проникнуты демократизмом и гуманностью. Независимо от того, облечен ли лидер официальной властью, группа наделяет его атрибутами авторитета, т.е. признает за ним право оценивать значимые обстоятельства совместной деятельности, а также принимать решения, которые становятся определяющими для всей группы[16,159].
А.С. Залужный, изучая взаимоотношения детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер - интеллектуал, лидер - организатор, эмоциональный лидер) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, - лидером может быть - и бывает в действительности при соответствующих условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент д и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.