На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Применение листов рабочей тетради в обучении, их понятие, технологии разработки, роль в методическом обеспечении и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, актуальность как предметно-знаковых средств для уроков производственного обучения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.08.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт социологии и права
Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве
Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения»
на тему «Листы рабочей тетради по теме «Организация» при изучении дисциплины «Менеджмент»
Студент:_________________
Группа:_________________
Преподаватель:_________________
Екатеринбург 2009
Содержание

Введение
1. Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради
2. Практическая разработка листов рабочей тетради
2.1 Лекция
2.2 Листы рабочей тетради
3. Методика работы с листами рабочей тетради на занятии
Заключение
Список литературы
Тема: Листы рабочей тетради по теме «Организация»
Цель - разработать листы рабочей тетради по менеджменту на примере темы «Организация».
Задачи:
1) Обосновать роль рабочих тетрадей в методическом обеспечении учебной деятельности.
2) Представить теорию листов рабочих тетрадей.
3) Разработать модель листа рабочей тетради по менеджменту.
4) Разработать листы рабочей тетради по теме «Организация».
Введение

Применение листов рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Сложность проектирования уроков заключается в том, что программ специального целевого дидактического назначения для уроков мало, и учителю приходится использовать в основном те, которые предлагаются для широкого круга пользователей (электронные энциклопедии, справочники) или программы для профессиональной подготовки (компьютерные учебники, моделирующие среды) и адаптировать их к конкретным условиям. Актуальность листов рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки школьников на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности. Рабочие тетради используются для текущего контроля преподавателем знаний и умений студентов применять знания при решении учебных задач. Поскольку учебные пособия содержат пошаговое описание задач, то студент имеет возможность самостоятельно проверить правильность решения задач в рабочих тетрадях. Практическая значимость заключается в применении листов рабочей тетради для облегчения освоения студентами трудной для них, но очень важной дисциплины и в ее личностно-формирующей ориентации.
Дисциплина «Менеджмент» выбрана потому, что во всех учебных заведениях изучение многих профессий тесно связанно с менеджментом. Данная дисциплина включается в большинство лекций. Следовательно её разработка весьма актуальна на нынешний день. Благодаря листам рабочей тетради, можно осуществить более лёгкое усвоение материала, и проверку усвоения этого материала.
1. Понятие и технологии разработки листов рабочей тетради

Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь. Но следует признать, что широкого применения этот вид средств обучения в профессиональной подготовке специалистов пока не нашел.
С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации. Рабочая тетрадь -- особый жанр учебной литературы, призванный активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Существенное отличие ее заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочей тетради она специально конструируется. Суть конструкта обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов. Операции можно представить в виде «кирпичиков» мыслительной деятельности. Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у педагога и учащихся, необходимо надежное средство.
В настоящее время у преподавателей и мастеров производственного обучения такого эффективного средства нет. Объясняя новый материал, решая с учащимися задачи, он не может быть уверен в том, что все учащиеся производят именно те операции, которые нужны, и так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется. Говоря иначе, сегодня педагог профессионального обучения не имеет возможности достаточно полно управлять формированием мыслительной деятельности учащихся.
Цель применения рабочей тетради в профессиональном обучении -- обеспечить пооперационное формирование технических понятий, способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках теоретического и производственного обучения. Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля этих процессов.
Основными источниками знаний педагога о ходе усвоения учащимися технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, и по отношению к каждому ученику такой опрос носит эпизодический характер. Делая проверку контрольных работ, педагог имеет дело главным образом с результатами мыслительной деятельности учащегося и не имеет возможности проникнуть в самый процесс этой деятельности. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради. В настоящее время рабочие тетради решают следующие образовательные задачи:
· усвоение технических понятий;
· приобретение практических умений и навыков;
· формирование у учащихся умений и навыков самоконтроля;
· развитие мышления у учащихся;
· контроль хода обучения.
Для реализации образовательных задач для рабочей тетради разрабатываются специальные типы заданий-упражнений. Задания построены так, что, работая над ними, учащийся не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется в том месте, где была совершена.
Функции рабочей тетради в учебном процессе следующие.
Обучающая. Предполагается формирование у учащихся необходимых знаний и умений.
Развивающая. Рабочая тетрадь способствует развитию устойчивого внимания на уроке. Благодаря рабочей тетради учебный материал легче воспринимается. Рабочая тетрадь может быть инструментом в развитии мышления через специально разработанные задания и упражнения творческого характера.
Воспитывающая. Воспитание аккуратности в ведении конспекта.
Формирующая. Рабочая тетрадь формирует у обучаемых навыки самоконтроля при условии систематического заполнения листов рабочей тетради.
Рационализирующая. Рациональная организация учебного времени и учебной работы обучаемых. При работе с листами рабочей тетради основное время учащихся затрачивается на познание смысла изучаемых понятий, описывающих технические объекты и принципы их работы, технологические процессы, основы технологии производства продукции.
Контролирующая. Рабочая тетрадь может быть использована для контроля знаний и умений учащихся. Лист рабочей тетради представляет собой тест второго уровня усвоения понятий. При этом у преподавателя появляется возможность осуществлять этот контроль постоянно, на определенных этапах урока, так как учебный материала в листах рабочей тетради разбит на блоки.
Различают три вида рабочей тетради: информационный, контролирующий, смешанный.
Информационный вид рабочей тетради несет в себе информацию только о содержании учебного материала. Учебная информация в рабочей тетради задает учащимся ориентацию в содержании рассматриваемой темы. Данный вид рабочей тетради широко распространен в профессиональной школе, так как по многим учебным предметам нет учебного материала ни в одном учебнике или учебная информация рассредоточена по нескольким учебникам. Вследствие этого преподаватель вынужден конструировать учебную информацию в рабочей тетради. Контролирующая рабочая тетрадь используется после изучения темы урока. Преподаватель с помощью листов рабочей тетради может не только установить факт знания или незнания, но и определить, на какой операции учащийся допускает ошибку, и на этапе формирования понятия устранить ее. Смешанный вид рабочей тетради включает в себя информационный и контролирующий блоки. В информационный блок включают новый учебный материал, в контролирующий помещают задания и тесты для контроля полученных знаний и умений, задания для самостоятельной работы.
В настоящее время рабочие тетради, применяемые в профессиональном обучении, классифицируются по типам:
· тетради для упражнений, или тренинговые тетради;
· тетради по графическому моделированию;
· семиотико-семантические тетради.
Тетради для упражнений предназначены для самостоятельной работы учащихся, они способствуют формированию умений и навыков решения типовых задач и упражнений. Этот тип рабочих тетрадей может быть широко использован в методике обучения по общетехническим дисциплинам. Для формирования профессиональных знаний и умений в системе профессиональной подготовки персонала может широко применяться второй тип тетради -- тетради по графическому моделированию. Профессиональная деятельность чертежников, закройщиков, электромонтажников немыслима без конструирования и графического моделирования. Листы рабочей тетради с системой специальных практических заданий позволят будущему профессионалу развить воображение, память, мышление и другие познавательные процессы. Семиотико-семантические рабочие тетради основаны на сочетании чертежей, схем, графических моделей со смысловыми интеллектуальными задачами творческого уровня. Листы рабочей тетради такого типа могут быть разработаны для развития диагностических и проектировочных умений и навыков будущего специалиста. Для этого необходимо специальным образом конструировать задачи и упражнения с опорой на содержательную основу профессиональной деятельности специалиста определенного профиля.
К структуре рабочей тетради предъявляются определенные требования. Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к учащимся. Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих технических понятий. Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания предмета, так и надпредметных умений. Задача автора -- вести учащегося от темы к теме, от решения простых проблем к более сложным заданиям. Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант. Там, где это возможно и оправдано, имеет смысл предложить начертить или дополнить схему. Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. Однако в любом случае должны быть предусмотрены достаточное место для ответов учащихся возможность исправления допущенных ошибок, неточностей. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания учащихся. Завершает тетрадь заключение, ориентирующее учащихся на содержание учебного материала, который будет изучаться впоследствии.
При работе учащихся с листами рабочей тетради по электротехнике обучаемый, в определениях электротехнических понятий вставляет пропущенные ключевые слова, т.е. названия изучаемых понятий или технических операций (измерить, включить, отключить и т.д.). Для вычерчивания принципиальных схем в листе рабочей тетради задается основа построения, т.е. вычерчены в готовом виде отдельные элементы, вспомогательные устройства. Учащиеся должны достроить принципиальную схему с помощью условных обозначений элементов на принципиальных электрических схемах. Такой же алгоритм существует для представления принципиальной схемы электрической цепи с целью преобразования схемы соединения элементов с тем, чтобы рассчитать систему параметров по указанному в тетради методу. Для контроля уровня сформированности знаний лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.
Для того чтобы листы рабочей тетради могли систематически формировать устойчивые профессиональные умения они должны отвечать следующим требованиям.
Полнота -- наличие задач на освоение всех изучаемых понятий, фактов, методов профессиональной деятельности. Группировка системы задач, обобщенные способы решения которых переносятся в решения задач широкого спектра профессиональной деятельности. Связность всех блоков информации на листах рабочей тетради. Возрастание трудности решения задач и планируемых результатов обучения. Целевая ориентация -- для каждой задачи определено место на листах рабочей тетради. Целевая достаточность -- достаточно задач закрепления методов решения, если они обладают свойством переноса на другие предметные области. Психологическая комфортность обучаемых при работе с листом рабочей тетради. Учащиеся имеют возможность формировать понятия в индивидуальном темпе усвоения содержания учебной информации, проводить самоконтроль и контроль деятельности своего товарища.
Логика представления учебной информации такая же, как в опорном конспекте. Работа учащихся над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства задают ориентировочную основу деятельности; построение графиков, диаграмм, проведение операций над формулами формируют исполнительские действия. И, наконец, решение задач, формулировка «выводного знания» определяют уровень сформированных знаний и умений учащихся. Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности учащихся во всей рабочей тетради на протяжении всего изучения учебного предмета переходят в метод учебной работы. Вследствие этого мы называем рабочую тетрадь разновидностью учебных техник.
2. Практическая разработка листов рабочей тетради

2.1 Лекция

Вид урока: урок формирования новых знаний
Цель:
· обучающая (формирование новых понятий и процессов)
· воспитательная (воспитание управленческих качеств у обучаемых)
· развивающая (развитие навыков управления и контроля)
Задачи: сформировать ясное понятие организационного проектирования, реструктуризация, реинжиниринг, ораганизационная структура, департализация и ее принципы, жёсткие организационные структуры, гибкие организационные структуры, адаптивные структуры, структура предприятия, признаки предприятия, классификация предприятий, технико-производственная база и её элементы, виды технологий, принципы организации и характеристики производственного процесса, рабочее место и его разновидности, условия труда, организационная культура, её основные признаки, функции, элементы, виды организационной культуры, национальные особенности организационных культур, подходы к управлению развития организационной культуры, имидж и его составляющие.
Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических и других условий ради решения имеющихся проблем или достижения поставленных целей. Для этого она использует материальные, трудовые и прочие ресурсы. Основными характеристиками организации являются: внешняя и внутренняя среда, цели, стратегия, технология, персонал. Организация как система обладает функциями и структурой. Структура бывает технической, социотехнической, социальной, нормативно-правовой. Техническая представляет собой совокупность материальных объектов и процессов. Социальная образуется совокупностью самих её участников и связей между ними. Социотехническая структура - это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Нормативно-правовая структура - система норм, необходимых для осуществления её функций.
Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз. На первой происходит зарождение организации, на второй рост организации, на третьей - происходит дифференциация деятельности, на четвёртой состояние «зрелости», на пятой деградация и разрушение.
Главным признаком организации является наличие цели. Другим признаком является обособленность, т.е. замкнутость внутренних процессов. Третий признак - системность, наличие связей между отдельными элементами. Четвёртым можно считать саморегулирование. Пятым можно назвать организационную культуру, в том числе и культуру управления.
Совокупность внутренних факторов, так называемых внутренних переменных, образует внутреннюю среду. Разделение труда представляет собой качественное разграничение и обособление различных его видов. Во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по видам деятельности. Вертикальное разделение труда образует иерархию. Технология, или способ соединения отдельных видов работ бывает: складывающаяся, последовательная, связанная, групповая. Дифференциация означает такое распределение выполняемых работ между отдельными субъектами, при котором каждая получает определённую степень завершённости. Важнейшим элементом внутренней среды является организационный порядок. Внутреннюю среду составляют так же отношения между её участниками. Внешняя среда - это совокупность элементов, с которыми организация взаимодействует. Так же делится на фоновое и деловое окружение.
У организации есть свои законы: закон синергии, дополнения, композиции, самосохранения, информированности и закон онтогенеза. Организации по происхождению бывают естественными и искусственными. По моделям унитарными и плюралистическими. По целям делятся на деловые и общественные.
Создание любой организации начинается с проектирования и отражается в организационном проекте. Организация развивается благодаря изменениям, таким как: реорганизация, реструктуризация, реинжиниринг. Организационная структура - это упорядоченная совокупность подразделений.
Жёсткие структуры организаций. Департализация - процесс формирования подразделений. Существует несколько принципов департализации: количественный, временной, технологический, профессиональный, функциональный. Подразделения могут объединяться в блоки: производственный, вспомогательный, обслуживающий, экспериментальный, управленческий, информационный, сервисный, административный, совещательный. В данное время организации формируются в основном по территориальному принципу, но так же могут формироваться по продуктовому, рыночному, инновационному, дивизиональному.
Предпринимательские сети объединяют фирмы, связанные между собой технологически и экономически заинтересованные в сотрудничестве. Сетевые структуры бывают: внутренне ориентированные, внешне ориентированные. Последние могут быть стабильными и динамичными.
Адаптивные (гибкие) структуры организаций. Виды структур: матричные, проектные, программно-целевые, фрагментные, адхократические.
Основу производственной фирмы составляет предприятие. Границы предприятия как производственной системы и фирмы как организационного образования сегодня далеко не всегда совпадают. Признаками предприятия являются: производственно-техническое единство, организационно-административная самостоятельность и хозяйственная обособленность. Предприятия классифицируются по размеру, в зависимости от сферы функционирования и характера выпускаемой продукции, по типу производственных процессов. Исходя из степени специализации выделяют предприятия: универсальные, специализированные, комбинаты. С учётом уровня механизации и автоматизации, можно разделить на: комплексно-механизированных, автоматизированных и механизированных. В целом тип предприятия определяется по технико-производственной базе предприятия, к активным элементам которой относятся: энергетическое и силовое оборудование, рабочее оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторная техника, вычислительная техника и прочие виды оборудования. Так же к элементам можно отнести подъёмно-транспортные средства и инструмент. Оборудование, состоящее в списках организации делится:
· установленное (сданное в эксплуатацию и ожидающее применения а плановом периоде);
· неустановленное (резервное, излишнее).
Степень сложности технологии производства определяются:
· многообразием способов воздействия на предмет труда;
· количеством операций, которые над ним осуществляются;
· точностью их выполнения.
Технологические процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие. Воздействие на предмет труда может быть технологическим или естественным. По характеру связи определяются три вида процессов:
· аналитические
· синтетические
· прямые
По типу используемого оборудования делятся на открытые и аппаратурные. По типу механизации выделяют следующие технологические процессы:
· ручные
· машинно-ручные
· частично автоматизированные
· комплексно-автоматизированные
Элементом технологического процесса является операция. По назначению могут быть:
· технологические
· транспортные и погрузочно-разгрузочные
· обслуживающие
· измерительные
Сами технологические операции делятся на трудовые и технологические элементы. К трудовым относятся:
· трудовые движения
· трудовые действия
· трудовые приёмы
· комплекс трудовых приёмов
К технологическим элементам относят:
· установка
· позиция
· технологический переход
· вспомогательный переход
· проход
· рабочий ход
· вспомогательный ход
Производство может быть единичным, массовым и серийным. Последнее делится на мелкосерийное и крупносерийное.
Базовым элементом организации является рабочее место. Их можно классифицировать по следующим признакам:
· исходя из числа занятых
· по степени специализации
· по фиксированности
· уровню механизации
· числу обслуживаемых единиц оборудования,
· с учётом пространственного расположения
· в соответствии с количеством смен
· с учётом характера трудовой деятельности
· по принадлежности к сфере деятельности
К организации рабочего места (планировке) существует ряд требований.
В любой организации соблюдают четыре группы условий труда:
· санитарно-гигиенические
· физиологические
· психологические
· эстетические
Под организационной культурой предприятия понимается исторически сложившаяся система общих ценностей, традиций, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения членов организации, выдержавших испытания временем. Культура выполняет ряд функций:
· охранная
· интегрирующая
· регулирующая
· коммуникационная
· адаптивная
· ориентирующая
· мотивационная
· воспитательная
· формирование имиджа
Каждая культура имеет свою степень «силы»:
· бесспорная культура
· слабая культура
· сильная культура
Культура делится на элементы:
· организационные ценности
· философия
· обряд
· ритуал
· легенды и мифы
· обычаи
· нормы и стиль поведения
· лозунги
· менталитет
Управленческая культура организации делится на:
· культура власти
· ролевая культура
· культура задачи
· культура личности
Выделяются культуры деятельности:
· стабильная культура
· реактивная культура
· оптиципационная культура
· исследовательская культура
· креативная культура
Очень важное влияние на культуру организации оказывает национальный менталитет.
Одной из форм проявления культуры организации является имидж, т.е. репутация, доброе имя, психологическая модель, образ складывающийся у клиентов, партнёров, общественности. Имидж является сегодня одной из важнейших характеристик организации. Имидж нельзя купить, его нужно создавать. Формируемый с первых дней существования фирмы под воздействием результатов деятельности, успехов или неуспехов.
В последние годы новое слово «имидж» стало необыкновенно популярным и вытеснило русские синонимы. Стали привычным такие выражения, как «имидж политика», «имидж организации», «имидж проекта», «имидж города или региона» и пр. Появилось немало специалистов по формированию любого «эффективного имиджа» - имиджмейкеров, увидели свет публикации по проблеме имиджа, даже заявлена новая наука - имиджелогия. На формирование привлекательного имиджа тратятся огромные средства. Имидж не просто психический образ, он обладает вполне определенными свойствами. Это следует даже из общепринятого определения имиджа.
Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный образ чего-либо или кого-либо. Американские специалисты вообще рассматривают имидж как сильное впечатление, обладающее большими регуляторными свойствами. То есть имидж - это особый психический образ, сильно и определенным образом влияющий на эмоции, поведение и отношения личности или группы. Высокая регулирующая сила имиджа обусловливается еще и тем, что, как говорят психологи, «имидж - это реальность иллюзорного пространства». Данную мысль следует пояснить. Считается, что мы живем как бы в двух мирах - реальном и иллюзорном, или мнимом. В реальном мире происходят события, действуют люди, доминируют отношения смысл, значения и характеристики которых адекватно отражаются в сознании людей. В нем нет (или очень мало) лукавых версий, искажения и обмана. В иллюзорном пространстве реальность целенаправленно искажается и определенным образом преподносится обычно в соответствии со скрываемыми интересами. Поэтому в большинстве случаев мы имеем дело не с истинной информацией о ком-либо или о чем-либо, а специально сконструированными ее образами, как правило, имеющими характер стереотипов и установок. Иными словами, мы живем в мире внушенных установок, весьма далеких от реальности. Из сказанного следует, что имидж - это манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ, воздействующий на эмоциональную сферу человека (иногда на его подсознание), а через них - на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. Действие имиджа основано на сильном эмоциональном впечатлении, когда снижаются механизмы сознательного контроля. Вот в чем главное отличие имиджа от психического образа, отражающего характеристики кого-либо или чего-либо. Если вернуться к первоначальной мысли, то можно утверждать, что репутация, престиж - категории рассудочные, когда отношение возникает в результате осознанного выбора, рационального аргументированного сравнения. Имидж же скорее дает иллюзию качеств и свойств. Поэтому сейчас многие стали бороться именно за формирование привлекательного имиджа, а не репутацию или престиж. Справедливости ради, надо отметить, что существует и другая точка зрения относительно психологической сущности имиджа. Ее сторонники рассматривают имидж как итог адекватного восприятия организации, ее руководителя, персонала, политики или деятельности. То есть предполагается, что манипулятивные действия не оказывают решающего влияния на образ организации или их и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.