На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Значение изучения иностранного языка. Дифференцированный подход в обучении английскому языку. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку. Обучение иностранному языку и воспитание личности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.05.2005. Сдан: 2005. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


39
Бузулукский педагогический колледж

Курсовая работа
На тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»
Бузулук 2005 г.
Оглавление
    Введение 3
    1. Значение изучения иностранного языка 4
    2. Дифференцированный подход в обучении английскому языку 16
    3. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку 19
    4. Обучение личностно-ориентированному общению на основе текста в старших классах средней школы 23
    Какими видами спорта занимаются в свободное время в Германии 26
    5. Обучение иностранному языку и воспитание личности 28
    Заключение 37
    Список используемой литературы 38

Введение

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.

Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения.
Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования навыка иноязычного общения является личностно - ориентированный подход.
Актуальность данной проблемы проявляется в том, что в процессе обучения иностранному языку необходимо учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.

1. Значение изучения иностранного языка

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразователь-ного обучения. Однако его воспитывающие и развивающие резервы полностью до сих пор не изучены. Бытующие представления сводятся к тому, что изучение иностран-ного языка закладывает основы иноязыч-ной речевой деятельности, является допол-нительным средством расширения кругозора учащихся, позволяет углубить знания школьников о структуре родного языка, со-вместно с изучением родного языка помо-гает лучше понять общечеловеческие спо-собы речевого общения, способствует воспи-танию чувств патриотизма, интернациона-лизма, нравственных качеств личности.
И это, разумеется, так, но названные на-правления не исчерпывают воспитывающих и развивающих возможностей данного учеб-ного предмета, а педагогические действия в этих направлениях на практике нередко носят формальный характер. Причина за-ключается в том, что деятельиостное обу-чение пока еще подменяется исполнитель-ским, воспитание является информирующим (его основным приемом остается сообще-ние готовых знаний), а развитие -- декла-ративным.
Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школь-ной программы наиболее полно раскрывают-ся в условиях деятельностного подхода. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятель-ности, то есть ее активным инициатором, деятелем и контролером; б) по мере взросле-ния учащиеся все более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие четкий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельно-сти; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.
Все эти положения в той или иной форме нашли отражение в упомянутой выше кон-цепции. Одобряя ее в целом, хотелось бы подробнее рассмотреть исходное положение этой концепции -- о развивающем обучении средствами иностранного языка, с тем чтобы содействовать его дальнейшей, более де-тальной разработке.
Главной целью развивающего обучения является формирование личностной активности школьника. Личностная активность обеспечивает активное отношение к зна-ниям,систематичность и настойчивость в учебном труде, положительные результаты и успешное непрерывное образование. Такая активность называется личностной, по-скольку она ооусловлена психологическими особенностями личности -- актуальными потребностями, значимыми для ученика целями и мотивами, понятными смыслами, доминирующими отношениями.
Личностные психологические особенности не могут быть усвоены в виде знаний. Они становятся результатом самостоятельного включения учащихся в учебную деятельность и являются итогом деятельностной организации учебного процесса по иностранному языку. При такой организации средствами предмета иностранный язык развиваются индивидуальные особенности школьника, описываемые ниже.
На уроках иностранного языка форми-руются иноязычные речевые механизмы. В говорении и письме, чтении и аудирова-нии развиваются речевые автоматизмы, на-выки и умения, а также механизмы опере-жающего отражения высказывания, опера-тивной памяти, слухового и зрительного восприятия речи, смыслового структуриро-вания высказывания. Развитие этих меха-низмов положительно влияет на становление и совершенствование функций родной речи, дополнительно тренируя соответствующие структуры мозга. Улучшается работа слухо-и речемоторного анализатора, более точной и осознанной становится артикуляция.
Изучение иностранного языка способст-вует развитию познавательных функций психики учащихся. Тренируется мнемотех-ника, то есть разные приемы запоминания -- произвольные и непроизвольные, механиче-ские и логические, непосредственные и опосредованные (через опорные сигналы). Развиваются интеллектуальные функции анализа и синтеза: на материале языко-вых явлений школьники овладевают приема-ми аналитического расчленения целой грам-матической конструкции на части, синте-тической интеграции частей в целое. В ходе такой работы формируются языковые обоб-щения, выделяются языковые абстракции в виде знаков, схем и правил, то есть со-вершенствуется отвлеченное мышление. Коммуникативное обучение иностранному языку существенным образом обогащает-ся, если развивает абстрактное языковое мышление. Абстрагирование и обобщение могут следовать за речевой деятельностью в виде систематизации и языкового осмысле-ния речевого материала, а также могут предшествовать речевой деятельности, создавая ее лингвистическую ориентиро-вочную основу. Формируемая при этом системность мышления является еще одной стороной совершенствования позна вательных функций психики школьников, изучающих иностранный язык.
Развивающее воздействие иностранного языка на познавательные функции школь-ников заключается также и в том, что ра-бота над иноязычным высказыванием спо-собствует формированию логики мышления.
Логика мышления совершается в слове, и поэтому последовательность изложения, ин-формативность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, пере-ход от данного к новому, построение ло-гически связанных диалогических единств, ситуативная обусловленность реплик поли-лога формируются в иноязычном высказы-вании.
Современный урок иностранного языка включает разнообразное ролевое общение школьников, широкое применение дискус-сионных приемов в виде обсуждения проблем, использование страноведческого материала, иллюстраций, фото-, кино- и те-лематериалов. Такое обучение развивает воображение учащихся.
Иностранный язык как предмет школь-ной программы содержит большие резервы для формирования филологического мышле-ния учащихся. Язык является важней-шим социальным явлением в окружающем школьника мире, средством национального и межнационального общения, внутренней и внешней деятельности, предметом изуче-ния, обучения и исследования. Интерес к филологии издавна сопутствует подлинной образованности, интеллигентности и куль-туре. На уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной работы могут быть созданы условия для развития интереса к истории изучаемого, языка, к его связи с другими языками мира и родным языком, к парадоксальным и заниматель-ным языковым явлениям, к афоризмам и их авторам, к лингвистическим загадкам, к «секретам» интерпретации художествен-ного текста, к языковым играм и другой познавательной деятельности. Уроки ино-странного языка могут, таким образом, фор-мировать интерес к филологическим явле-ниям.
Овладение иностранным языком расши-ряет фоновые знания школьников. Это по-нятие является частью привычного поня-тия «кругозор» и отличается тем, что вместо широкой и не всегда системной энцикло-педичности кругозора подразумевает ин-формированность в конкретных ситуациях общения. В таких ситуациях рассматривае-мые знания составляют интеллектуальный фон речевой деятельности. В фоновые зна-ния входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, систематизированные так, чтобы учащиеся могли достаточно свободно и ней ориентироваться. Необходимым компонен-том фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры и т. п. В фоно-вых знаниях предусматриваются информа-ционные лакуны, то есть «белые пятна»; с помощью этого приема можно создать «информационное неравенство» у школьни-ков (и у них будет что сказать друг другу), а также организовать самостоятельный поиск информации. Работа с текстом, пе-риодической печатью и справочной литера-турой позволяет углубить фоновые знания школьников, учит их ориентироваться з по-токе информации, отбирать нужный мате-риал, расширяет кругозор, стимулирует ис-следовательскую деятельность учащихся в учебном процессе.
Изучение иностранного языка связано с накоплением разнообразной информации, и это развивает культуру умственного труда. Учащиеся пользуются комплектом учебных пособий и материалов, словарями, звуко-записывающей и телевизионной аппарату-рой, работают в компьютерных классах. Это позволяет им овладеть широким на-бором средств получения информации. В процессе изучения иностранного языка возникает необходимость постепенно на-капливать учебную информацию, вести соб-ственный словарик, собирать материал по обсуждаемым проблемам и темам, состав-лять тематический каталог фактов и сведе-ний, делать записи в виде краткого конспек-та, пользоваться дневником своих наблюде-ний, собирать папку иллюстраций. Куль-тура умственного труда повышается с постепенной компьютеризацией самостоятельного учения.
Важным показателем культуры умствен-ного труда является подготовка к реше-нию учебной задачи на уроке. Планиро-вание своего высказывания, составление опорных конспектов, подбор иллюстратив-ного материала повышают готовность школьников к интеллектуальной деятель-ности.
На уроках иностранного языка есть усло-вия для развития межличностного взаимо-действия школьников в общении. Умение правильно организовать свое общение яв-ляется признаком индивидуальной культу-ры. Данное умение недостаточно развито у детей: их непосредственные реакции не-редко являются «помехами» общения, за-трудняют межличностное взаимодействие и даже разрушают его. Несформированность такого взаимодействия особенно остро ощу-щается на уроках иностранного языка, где вместо общения школьники часто «доклады-вают» диалог.
Умения межличностного взаимодействия могут быть сформированы на уроках ино-странного языка, если эти уроки строятся как процесс непрерывного полилогического (с одновременным участием в слушании и говорении всех школьников учебной груп-пы) сотрудничества. В организованном речевом общении развивается умение слу-шать как главное условие совершенствова-ния межличностного взаимодействия. Раз-вивается также умение полезной в некото-рых случаях молчаливой реакции. Усваи-ваются речевые функции сообщения, выяс-нения, толкования, комментирования,контр-аргументирования, выражения отношения, добавления, указания, предположения и др. В специально организованных упражнениях тренируются скорость речи, интонация, тембр голоса, мимика, поза и жесты, рас-положение участников общения в межлич-ностном пространстве. Необходимы также упражнения социально-психологического тренинга, широко распространенные в ин-тенсивных курсах. В процессе выполнения этих упражнений воспитываются внимание друг к другу, взаимная уступчивость, стремление к совместным действиям, взаи-мовыручка, усваиваются правила этикета. Изучение иностранного языка способ-ствует осознанию общечеловеческих цен-ностей. Предметом изучения становятся материально - технические, социально - поли-тические, нравственно-этические и культур-но-исторические ценности стран изучаемого языка и родной страны. Формируются пред-ставления об актуальных проблемах со-циально-политической жизни, анализируются нравственно-этические традиции в обще-стве, вопросы современной морали, накапли-вается информация о памятниках истории и произведениях искусства, имеющих обще-человеческую ценность. Формируется ак-тивное и заинтересованное отношение к ду-ховной жизни людей разных стран, возни-кает уважение к национальным традициям разных народов, создаются условия, препят-ствующие появлению «образа врага» по на-циональному или государственному при-знаку.
Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства нацио-нальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают получаемую информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и существующие проблемы, ценить преимущества социалистического строя, уважать традиции и обычаи своего народа, отстаивать национальное достоинство. Чув-ство национальной самобытности укрепляет-ся в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своей стране: о ее истории, об интересных геогра-фических маршрутах, о научных достиже-ниях, о произведениях искусства, о тради-циях и обычаях.
Воспитание чувства национальной само-бытности связано также с повышенным вниманием к родному языку при изучении иностранного. На уроках есть условия для межъязыкового сравнения, выявления экс-прессивных возможностей родной и ино-язычной речи, воспитания уважения к рус-скому и другому национальному языку, на котором ведется преподавание. Таким образом возникает диалог культуры.
Знание иностранного языка есть резуль-тат большого личного труда учащегося. Процесс изучения иностранного языка спо-собствует развитию важных черт характера личности. Овладение иноязычной речью помогает формировать целеустремленность школьников. Упражнения в иноязычной речевой деятельности развивают терпение. Преодоление трудностей формирует настой-чивость. Развиваются усидчивость, аккурат-ность, самостоятельность и другие черты характера. Это обусловлено спецификой учебной деятельности по иностранному язы-ку: ее отличают длительность процесса, отдаленность конечной цели и результата, повышенная сложность речемыслительной деятельности, необходимость регулярных упражнений, полная взаимозависимость всех этапов обучения, безусловная необхо-димость самостоятельной учебной работы. Изучение иностранного языка способ-ствует периодической смене ведущей дея-тельности учащихся -- важной характерной особенности возрастных периодов развития личности. В дошкольном возрасте занятия иностранным языком способствуют разви-тию игровых форм общения детей, что является важным этапом становления их познавательной деятельности. В младшем школьном возрасте вместе с опорой на игровые формы организации урока создают-ся предпосылки для развития отвлеченного языкового мышления школьников: язык осознается как предмет изучения, учебная деятельность постепенно становится веду-щей. Уже в этот период изучение ино-странного языка способствует развитию специфической ведущей деятельности под-росткового возраста -- межличностного об-щения. Эта деятельность наиболее полно реализуется в среднем школьном возрасте. Овладевая межличностным общением, под-ростки одновременно знакомятся с культур-ными и нравственными ценностями, говорят о своем месте в жизни, думают об идеале. Таким образом готовится переход к ведущей деятельности юношеского возраста -- со-циальному самоутверждению. В этот период учебная работа по иностранному языку может быть профессионально направленной, готовящей школьников к ведущей деятель-ности взрослого человека -- профессиональ-ному труду.
Содержание ведущей деятельности не является раз и навсегда установленным. Оно зависит от психофизиологического созревания, общественных традиций воспи-тания, способов обучения. Иностранный язык как предмет школьной программы может не только отражать содержание ведущей деятельности и следовать за ней, но и идти впереди достигнутого уровня развития, быть действенным фактором, влияющим на смену возрастных периодов в совокупности со всем содержанием социального обучения.
Изучение иностранного языка является важным средством подготовки учащихся к практической деятельности. Практическая направленность преподавания есть основное условие появления смысла учебной деятель-ности, понимаемого и принимаемого школь-никами. Диапазон учебно-практических целей достаточно широк и необязательно связан с узкопрофессиональной подготов-кой. Главное -- научить школьников ориен-тироваться в типичных ситуациях общения, в печатной и музыкальной продукции страны изучаемого языка, в реалиях своей стра-ны, в реалиях страны изучаемого ярыка, в специальной литературе по профессио-нальным интересам, в типичных профессио-нальных ситуациях, в произведениях ис-кусства, в филологических явлениях. Ориен-тировочная деятельность с опорой на ино-странную речь составляет главную цель практической подготовки учащихся по ино-странному языку. Эта деятельность вклю-чает восприятие ситуации, осознание проб-лемы общения, выбор коммуникативной цели, поиск решения проблемы в общении, достижение коммуникативной цели и резуль-тата. Результат общения является основным показателем готовности учащихся к практи-ческой деятельности средствами иностран-ного языка.
Практические ситуации могут быть весь-ма разнообразными и по степени их трудно-сти: от чтения и слушания с пониманием объявлений, реклам, заголовков, изложения несложных просьб и формулировки кратких ответов до перевода описания технического устройства, небольшого реферата по спе-циальной статье, самостоятельных высказы-ваний о произведениях искусства, началь-ного филологического анализа. Эти цели могут быть реализованы в разных формах практической деятельности: в межлично-стном общении, в деятельности по интере-сам, в поведении в быту, в профессиональ-ной деятельности, в непрерывном образова-нии и др.
На уроках иностранного языка есть усло-вия для развития индивидуальных учебных способностей школьников. Языковые спо-собности учащихся проявляются не только в быстроте, легкости и прочности овла-дения учебным материалом, но и в предпо-читаемых и наиболее успешно осуществляе-мых школьниками формах учебной деятель-ности. Так, учащиеся с низким уровнем обучаемости по иностранному языку предпо-читают репродуктивные задания, например пересказ заранее выученного текста; сред-ний уровень обучаемости позволяет ребятам сочетать заученное с элементами самостоя-тельного высказывания; достаточная обу-чаемость проявляется в том, что дети о; отно выполняют задания, требующие самостоя-тельности; в случаях повышенного уровня обучаемости по иностранному языку уча-щиеся сопротивляются репродуктивным формам работы и предпочитают творческую самостоятельность.
Правильно организованное обучение предусматривает не только учет, но и разви-тие индивидуальных учебных способностей школьников благодаря использованию твор-ческих приемов учебной работы. Такие при-
емы позволяет.идти впереди имеющегося уровня развития способностей учащихся и целенаправленно формировать навыки твор-ческой речемыслительной деятельности. Итак, на уроках иностранного языка и в процессе самостоятельной учебной рабо-ты имеются резервы для развития личност-ных свойств школьника. Причем это разви-тие носит системный характер, выражаю-щийся в том, что одни свойства подкреп-ляются другими, зависят от них (например: формирование иноязычных речевых меха-низмов является основой развития позна-вательных функций психики; абстрактное мышление и филологическое мышление взаимосвязаны между собой; культура ум-ственного труда необходима для эффектив-ного накопления фоновых знаний; межлич-ностное взаимодействие есть реальное про-явление общечеловеческих гуманистических ценностей в первичном коллективе; осозна-ние общечеловеческих ценностей наполняет более широким содержанием чувство нацио-нальной самобытности; развитие важных черт характера, поэтапная смена ведущей деятельности, становление индивидуальных учебных способностей необходимы для по-степенной подготовки учащихся к практи-ческой деятельности) и в своей совокуп-ности дают новый уровень развития лич-ности школьника.
Развитие учащихся в процессе изучения иностранного языка зависит от ряда усло-вий. Определяющее влияние оказывает лич-ность учителя как организатора учебно-воспитательного процесса по предмету. От педагогического призвания, позиции и на-правленности личности учителя зависят его творчество, организация деятельности, си-стема субъективных отношений и в конечном итоге результат развивающего обучения. Эффективность развивающего обучения зависит также от того, насколько научно обоснованной является методическая орга-низация учебно-воспитательной работы, то есть в какой мере учитываются психологи-ческие закономерности становления речевой деятельности, какой вид речевой деятельно-сти берется за основу обучения, в соответ-ствии с какими принципами организуется деятельность учителя и учащихся, какие используются методические приемы обуче-ния. Методические приемы обучения (и это отмечается в рассматриваемой нами концеп-ции) составляют технологию деятельности учителя, и от их развивающих возможно-стей зависят итоги обучения иностранному языку как предмету школьной программы.
Развивающее обучение средствами ино-странного языка может быть реализовано, если глубоко изучаются и учитываются индивидуально-психологические особенно-сти усвоения содержания обучения школь-никами. Особое значение имеют языковые способности учащихся в сочетании с дру-гими психологическими условиями, влияю-щими на уровень обучаемости школьников по иностранному языку. Психологический анализ позволяет не только определить направление, содержание и формы работы, но и оценить результаты развивающего обучения средствами иностранного языка. Все вышеизложенное убеждает нас в том, что иностранный язык как предмет школь-ной программы может быть действенным фактором всестороннего развития личности школьника. Однако для этого требуется глубокая перестройка профессиональной подготовки учителя, поиск и внедрение в школьную практику психологически адек-ватных методических приемов учебно-вос-питательной работы по предмету. Важно также использовать возможности школьной психологической службы для диагностики, научной организации и оценки итогов раз-вивающего обучения школьников средства-ми иностранного языка (как, впрочем, и дру-гих предметов школьной программы).

2. Дифференцированный под-ход в обучении английско-му языку

Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных язы-ков в школе является дифференцированный подход в обучении. Нельзя назвать эту проблему новой, но, думается, далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон, вся значимость ее при решении за-дач активизации процесса обучения. У каж-дого молодого учителя, начинающего рабо-тать в школе, эта проблема вызывает труд-ности. Главная трудность вызвана неуме-нием найти оптимальное сочетание индиви-дуальных, групповых и фронтальных форм работы при обучении иностранному языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности уча-щегося и организацией на этой основе дея-тельности учителя, направленной на разви-тие умственных способностей каждого уче-ника. Все это побудило меня обратиться к соответствующей литературе и опыту учите-лей-практиков.

Прежде всего бесспорным фактом явля-ется разная степень подготовленности школьников. Чтобы правильно понять при-чины неравномерной успеваемости учеников класса, необходимо выявить причины отста-вания каждого и разобраться в них. Эти причины различны: один пропустил уроки по болезни, другой был невнимателен на уроке, а третий не понял объяснений учителя.

Зачастую дифференциация в обучении иностранному языку основывается не на индивидуальных особенностях личности уче-ника, а лишь на индивидуальных пробелах в его знаниях (Н. Ф. Белокур). Способности школьников к изучению иностранного языка не одинаковы: одним язык дается легко, другим -- с большим трудом. Следует отме-тить и тот факт, что учебный материал на разных ступенях обучения может усваивать-ся учащимися одного и того же класса по-разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они успешно справляются с заданиями по аудированию и т. д. Кроме того, у всех детей разный склад мышления.

Изучение интересов и склонностей школь-ников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возмож-ностей должны послужить исходным момен-том в дифференцированном подходе к обуче-нию иностранному языку. Я убедился на собственном опыте, что осуществить все это на практике нелегко. Основная трудность заключается в подборе и использовании заданий дифференцированной степени сложности. При выполнении заданий с оди-наковой степенью сложности способный и менее способный ученики могут добиться одинакового результата только при разных затратах времени (см.: Каспарова М. Г. О некоторых компонентах иноязычных спо-собностей и их развитии у школьников // Иностр. языки в школе.-- J986.-- № 5).

Часто бывает так, что учитель дает сла-бому учащемуся менее сложное задание, чем сильному, исходя из соображения: пусть сделает меньше, да лучше. С одной стороны, учитель, конечно, прав, давая возможность слабому ученику принять участие в учебном процессе, тем самым активизируя его спо-собности. Но тогда у сильного учащегося может возникнуть вполне правомерный вопрос: «Почему мне приходится учить так много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно сделать рабо-ту, гораздо меньшую по объему и более лег-кую по степени трудности?» Такие случаи бывают в моей практике, и порой очень трудно ответить на подобный вопрос. Ребен-ку это не всегда понятно, особенно если слабый ученик отстает из-за своей неради-вости, лени (пропустил уроки, невнима-тельно слушал учителя, а ему делаются поблажки: даются легкие задания). Дело в том, что дети менее, чем взрослые, склонны доискиваться до сути вещей. В данном слу-чае налицо явная «несправедливость» учите-ля, и заставить ребенка разувериться в этом нелегко. С другой стороны, нельзя игнори-ровать принцип индивидуального подхода к каждому школьнику, иначе неусвоенный однажды материал может сделать учаще-гося постоянно отстающим.


3. Формирование личностного отношения учащихся к знаниям при обучении иностранному языку

Человек всегда говорит с определенной целью: убедить в чем-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому говорящей/ надо быть убежденным в своих взглядах, иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе речевого общения содержится аспект личностного отношения, фор-мой которого при обучении иностранному языку является оценочное суждение.

Анализ речевых произведений учащихся приводит к выводу о том, что аспект лич-ностного отношения в них почти отсут-ствует. В некоторых ситуациях ученики пытаются выражать свое отношение, но оно не оформляется иначе, как «мне нравится...», «мне не нравится...». Ученики не аргументируют свое суждение, не дают развернутой оценки, не обобщают выска-занное.

Ограниченное время и объем языкового и речевого материала для обучения ино-странным языкам в школе не позволяют, конечно, организовать речевое общение на высоком уровне, но и по этой причине нельзя избегать речевых поступков на уроках, как это часто наблюдается. Так, в своих поурочных планах многие учи-теля не отражают цель беседы с учащи-мися на различных этапах урока, т. е., как правило, они не хотят в процессе беседы узнать о своем ученике, его инте-ресах, досуге, планах, не привлекают других учеников для проявления личност-ного отношения к сообщениям товарищей. Мотив один: усилить практическое владе-ние языком. И в этом случае не столь важно, что говорит ученик, а как он гово-рит, и главное, что все-таки он говорит. Подобная установка не содействует тому, чтобы речь школьников имела личностный подтекст и являлась выражением лично-сти. На одном из уроков в сельской шко-ле мы наблюдали работу при изучении темы «Летние каникулы». Так, учитель спрашивает:

-- Вы были в пионерском лагере? Ученик молчит. Учитель: Скажи, что был. Ученик: Да, я был в пионерском ла-гере.

Учитель: Вы там играли в волейбол, футбол?

Ученик: Да. мы играли в волейбол, футбол. И т. д.

В действительности же из всего класса только две девочки провели каникулы в пионерском лагере. Мы узнали много интересного об их деревне, их * ремяпре-провождении. С большой любовью и вдох-новением рассказывали ученики на пере-мене о себе, о том. как много в этом году ягод и грибов, о том, как они любят свою деревню и хотят остаться в ней. чтобы помогать взрослым работать на фер-ме. Ученикам было интересно и важно го-ворить о своих делах. «Автономия» речи возникает в случае ее отрыва от эмоциональных переживаний. Речь в таком случае может быть и правильной, но не выра-жающей отношение говорящего к предмету разговора, т. е. без личностного отнош и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.