На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Деятельностный подход в развивающем обучении. Методическая система Л.В. Занкова. Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Психологическая концепция Л.С. Выготского. Сущность и принципы личностно-ориентированного типа обучения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат по теме:
Личностно-развивающее образование в современной педагогике
Содержание

Теории личностно-развивающего образования
Сущность и принципы личностно - ориентированного типа обучения
Заключение
Список литературы
1. Теории личностно-развивающего образования

Личностно-развивающее образование в психологических, педагогических теориях и школьной практике находится на начальном этапе осмысления. Его истоки мы находим в развивающем и личностно-ориентированном типах образования. В отечественной науке имеются различные подходы к решению проблем развивающего обучения, раскрывающиеся в работах Д.Н. Богоявленского, Л.В. Занкова, Е.Н. Кабановой-Меллер, З.И. Калмыковой, И.С. Лернера, Л.М. Фридмана.
В 30-е годы Л.С. Выготский рассмотрел проблему соотношения обучения и развития. Он доказал, что обучение детей определяет характер их психического развития. Именно это положение легло в основу разработки различных подходов к проблеме развивающего обучения в теории И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Содержание и методы обучения в их работах рассматриваются в диалектическом единстве как взаимообусловленные и являющиеся условием развивающего обучения. Продуктивным для личностно - развивающего образования является включение в содержание образования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Опыт переживаний эмоционально - ценностного отношения к миру в концепции В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина выступает как личностная основа развития человека.
Усвоение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально -нравственных переживаний достигается использованием исследовательских, эвристических и проблемных методов обучения, создающих предпосылки для развития ученика как субъекта учения.
В традиционном толкований развивающее обучение направлено на формирование гностических, когнитивных сторон личности. В исследованиях Д.Н. Богоявленской, Н.А. Менчинской, А.А. Люблинской, Е.Н. Кабановой - Меллер, С.М. Бондаренко, Г.Д. Кирилловой, Н.Н. Поспеловой, И. Ломпшера развивающее обучение рассматривается как средство формирования мыслительных операций. Авторы рассматривают приемы формирования у учащихся операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, связывая их с развитием их творческого мышления. Необходимыми условиями развивающего обучения, формирования творческого мышления учащихся в этих исследованиях выступают: развитие абстрактно - теоретического и конкретного компонентов мышления, индивидуализация и дифференциация, проблемность обучения, З.И. Калмыкова к приемам формирования продуктивного мышления, относит эвристические приемы, направленные на развитие у детей умений конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии. Позитивным в концепции З.И. Калмыковой является стремление автора технологизировать процесс развития творческого мышления учащихся.
Деятельностный подход в развивающем обучении, опирающийся на положения Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Х.Й. Лийметс, развивает в своем исследовании Л.М. Фридман. Им сформированы принципы, особенно значимые для личностно - развивающего образования. Среди них: принцип самодеятельности как свободное и творческое достижение принятых целей обучения; принцип самоорганизации как высший уровень самостоятельной деятельности, поиск учащимися новых знаний, способов решения; принцип развития, при котором в организации учебного процесса учитель ориентируется на индивидуальные особенности, "зону ближайшего развития" детей. Особое внимание в своей концепции Л.М. Фридман отводит диагностическому контролю формирования у учащихся учебных умений и психических процессов, способностей, интересов и склонностей, личностных качеств.
Приоритетным в методической системе Л.В. Занкова является развитие психических функций личности в начальной школе. Реализация принципа целенаправленной и систематической работы над развитием всех учащихся младших классов, включая и наиболее слабых, имеет выход на индивидуализацию обучения школьников. Важным положением для личностно - развивающего образования является диагностика развития у учащихся наблюдения, мыслительной и практической деятельности. Л.В. Занков указывает на гуманистический характер обучения, необходимость перевода отрицательных эмоций (недовольства, разочарования, сомнения) в положительные (радость, удивление, удовлетворение).
В концепции Л.В. Занкова нами выделены позитивные положения, создающие научные предпосылки личностно развивающего образования: организация опыта переживаний детьми эмоционально-ценностного отношения к миру и опыта творческой деятельности в процессе обучения; опора на самодеятельность учащихся в процессе достижения целей обучения; стимулирование самоорганизации в поиске учащимися новых знаний, способов их усвоения; ориентация на "зону ближайшего развития" и индивидуальные особенности детей; обеспечение успеха и положительных эмоций детей в процессе обучения, гуманистический характер педагогического взаимодействия и др.
Теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, экспериментальная проверка которой началась ещё в 50-е годы, восходит к психологической теории Л.С. Выготского, основанной на идеях нового понимания особенностей соотношения обучения и развития - Л.С. Выготский отмечает, что по Пиаже обучение ничего не изменяет в развитии ребёнка, развитие - независимый от обучения процесс. Однако сам Л.С. Выготский считает, что эти процессы взаимно обусловлены. Связь обучения и развития он выразил по средством понятия "зона ближайшего развития", обозначающего ситуацию - когда ребёнок в сотрудничестве со взрослым выполняет действия; которые в ближайшем будущем ему предстоит выполнять самостоятельно, что и формирует интерпсихические процессы, переходящие во внутренние - интрапсихические. В основе возрастной периодизации психического развития, согласно теории Л.С. Выготского, лежат внутренние изменения самого развития. Под новообразованиями Л.С. Выготский понимает те психические изменения, которые в основном "определяют сознание ребёнка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период".
В психологической концепции Л.С. Выготского показаны новообразования, появляющиеся у детей в разных социальных ситуациях и возрастных периодах психического развития. В младенчестве психическая общность ребёнка с матерью является источником дальнейшего развития сознания, В преддошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать свою деятельность, у него интенсивно развивается речь, до пяти лет он овладевает 1,5 тысячами слов с их лексическими значениями. Новообразованием в этом возрасте выступает более высокий по сравнению с младенчеством уровень сознания - подлинное сознание.
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, развивая учение Л.С. Выготского, доказывают, что развитие ребёнка определяется той деятельностью, в которую включается. В дошкольный период (3-6 лет) ведущая - игровая деятельность, в которой ребёнок, как отмечает В.В. Давыдов, анализируя концепцию Л.С. Выгодского, отмечает, что он "... становится индивидуальным субъектом своих сознательных действий. Он стремится теперь к выполнению таких действий, которые наблюдает у взрослых и которые вместе с тем явно ему не по силам". В 3-4 года в игре детей преобладает предметная деятельность, помогающая подражать действиям взрослых. В 5 лет в ролевой игре ребёнок начинает воспроизводить некоторые общественно-трудовые функции взрослых. В 6 лет в ролевых играх детей появляется стремление следовать нормам отношений взрослых.
Например, честно играть роли и требовать это от других. У детей этого возраста возникают "... новые требования, относящиеся к самому себе".
Основное психологическое образование, появляющееся в 6-ти летнем возрасте, по данным исследования Д.Б. Эльконина - стремление к общественно-оцениваемой деятельности. В дошкольном возрасте взрослые не принуждают ребёнка к игре, он играет по собственному желанию и выступает субъектом игры, самоизменяет, саморазвивает себя в игре. В 7-ми летнем возрасте у ребёнка появляется потребность к самореализации, но с поступлением в школу он перестаёт быть субъектом игры, т.к. появляется новая социальная роль - ученик и ведущая деятельность - учебная. С приходом в школу ребёнок не становится механически субъектом учения, для этого необходима специальная организованная учебная деятельность.
Опираясь на данные психологического учения Л.С. Выготского, данные о возрастной периодизации и соответствующих возрастных новообразованиях, ведущей деятельности, исследований А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, посвящены изменениям психического развития детей в связи со сменой ведущего вида деятельности, В. В. Давыдов утверждает, что в младшем школьном возрасте на основе ведущей учебной деятельности у детей "возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения".
Воспитание и обучение В.В.Давыдов относит к необходимым факторам развития этих способностей человека и анализирует такие основания, описанные многими учеными.
Система развивающего образования Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова прочно вошла в практику Российских школ. Её позиции в современной науке и педагогической практике крепки, т.к. они подтверждены многолетними исследованиями, фундаментальным, теоретическим, методологическим обоснованием и технологическим обеспечением учебных предметов в начальной школе.
В основе теории развивающего образования лежат философско-логические и психологические понятия деятельности, идеального, сознания, типов мышления человека и его развития. Целью обучения в данной системе является развитие не только психических функций и свойств личности, но и развитие ребенка как субъекта учения, самодействующего индивида. Это достигается путем формирования основ теоретического мышления.
Традиционная система начального обучения формирует у учащихся эмпирическое мышление. При таком обучении мыслительные процессы ограничены сравнением, определением общих признаков и составлением классификации понятий, "опознанием конкретно - чувственных объектов с целью их включения в тот или иной класс". В эмпирической теории мышления содержание понятий сводится к чувственным данным путем сравнения и выделения общих признаков предметов. "Это и означает описание образования понятия как изменения лишь формы фиксации и выражения общих признаков предметов. В рассмотрении особенностей абстракции, обобщения В.В.Давыдов исходит из логико-психологических, представлений о природе ^ эмпирического и теоретического знания, предметом рассмотрения которых является природа их получения, основанная на разных уровнях его обобщения. Так, раскрывая особенности эмпирических знаний, В.В.Давыдов отмечает, что они вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них. Сравнение позволяет выделить формально общее свойство некоторой совокупности предметов, и это обязывает относить отдельные предметы к определенному классу, независимо, связаны ли они реально между собой или нет. Эмпирическое знание образуется с помощью наблюдения и отражает внешние свойства предметов, опирающиеся на наглядные представления. В традиционном образовании учитель создает условия для наблюдения, учащиеся выделяют существенные и несущественные особенности явлений и, затем, фиксируют их с помощью слов - терминов. Школьники приходят к обобщениям в результате наблюдений и чувственного восприятия учебного материала.
Такой путь обобщения ученые относят к формально - логическим мыслительным операциям. Эмпирическое обобщение не показывает существенных особенностей предметов, явлений и внутренние связи их сторон, в результате чего внешние свойства предметов представляются их сущностью.
Исследования В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.В. Репкина показывают, что эмпирическое мышление не самый эффективный путь развития детей и является прерогативой знаниево-ориентированного образования. Переход к личностно развивающему типу образования предполагает освоение другого уровня мышления - теоретического и такую организацию обучения учащихся, в которой они выступают субъектами учебной деятельности.
Теоретические знания образуются в результате "анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходной основой всех ее проявлений" и выражают внутренние отношения и связи предметов и явлений. Изменяются способы умственных действий учащихся. Это отражается в научно обоснованной В.В. Давыдовым психологии учебной деятельности, построенной в соответствии со способом изложения теоретических знаний, этот способ заключается в восхождении от абстрактного к конкретному.
Коллективно-распределенную деятельность учащихся в сотрудничестве с учителем автор представляет следующим образом: совместно с учителем учащиеся анализируют содержание учебного материала, определяют некоторое исходное общее отношение, наблюдают, как оно проявляется в частных отношениях в рамках рассматриваемого учебного материала.
Исходное общее отношение школьники выражают с помощью модели, т.е. в знаковой форме, что и представляет собой содержательную абстракцию изучаемого предмета. "Продолжая анализ учебного материала, они раскрывают закономерную связь исходного отношения с его различными проявлениями и тем самым получают содержательное обобщение нужного предмета".
В учебной деятельности школьники включаются в решение учебной задачи: анализа ее условий и выявления некоторого общего отношения, т.е. построения содержательной абстракции и содержательного обобщения, выведение из них некоторых частных отношений и их объединения (синтеза) в целостный объект, т.е. выделения его "клеточки" и мысленного конкретного объекта с последующим овладением общим способом мысленного построения изучаемого объекта.
Таким образом, решение учебной задачи и представляет собой микроцикл восхождения от абстрактного к конкретному как путь усвоения теоретических знаний, а следовательно и теоретического мышления. В основании принципа лежит теоретическое знание, т.е. не правило или определение, а понимание сути предмета, явления. В основе содержания развивающего обучения лежит система научных понятий, определяющая теоретические принципы построения в данной предметной области.
Учебная деятельность призвана решать цепочки задач, в результате которых ребенок развивает способность к творчеству. Учебная задача, возникающая на каждом уровне это задача на нахождение и выявление общего принципа, т.е. тех объективных оснований, которые определяют возможность работы с предметом. Такой подход к построению учебных предметов, в частности математики определяет следующую систему его основных учебных задач: введение детей в сферу отношений величин; раскрытие детям кратного отношения величин, как общей формы числа; последовательное введение детей в область различных частных видов чисел; раскрытие однозначности структуры математических операций.
Таким образом, развивающее обучение способствует успешному овладению знаниями и умениями, теоретическим мышлением и развитию творческого потенциала личности. Это отражено в работах В.В. Давыдова, посвящённых развитию у детей теоретического мышления как продуктивного, творческого мышления. Эти идеи развиваются сотрудниками исследовательского коллектива, разрабатывающего содержание и технологии развивающего обучения в контексте теории Б.Д. Эльконина - В.В. Давыдова.
В.В. Репкин, А.К. Дусавицкий рассматривают качественные изменения познавательных интересов детей, возникновение интереса к общим способам решения задач и теоретическим закономерностям учебного материала.
Оформленность структуры межличностных отношений показывают, что на развитие детей влияет открытость в общении, организаторские умения, ценности совместного общения, товарищество, организованность, самостоятельность, умение отстаивать свою позицию. Это и показатели и условия развивающего обучения.
Н.М. Трунова, Н.Э. Фокина, Н.С. Евланова исследуют нравственные представления и нравственные суждения младших школьников, умения анализировать моральные явления, вычленять мотивы человеческих поступков, осуществлять осознанный выбор поведения в конфликтных ситуациях, проявлять моральную ответственность, М.Э. Боцманова, А.В. Захарова изучили рефлексию оценки и самооценки качеств личности, способность к анализу поступков и нравственных отношений.
Исследования указывают на существование определенной воспитывающей функции учебной деятельности и наличие взаимосвязи между развитием теоретического мышления и нравственной сферы младших школьников. По мнению В.В. Давыдова, основная причина этого заключается в том, что в экспериментальном обучении представлены элементы теоретических знаний и отдельные компоненты учебной деятельности, в частности, учебные действия, связанные с осуществлением детьми рефлексии, анализа и планирования. Это оказывает определяющее влияние на развитие у младших школьников теоретического мышления (например, способности к теоретическому обобщению), памяти, а также развитых форм межличностных отношений, нравственных отношений и других образований, очень важных для становления нравственной сферы личности младшего школьника.
На основании изложенного мы можем заключить, что теория развивающего обучения Эльконина - Давыдова составляет основу личностно развивающего образования, включающую: представления о теоретическом мышлении как творческом процессе и возможностях интеллектуального творчества учащихся начальной школы; учение о развитии психологических новообразований личности младшего школьника - содержательных мыслительных действий, обоснование взаимосвязи между развитием теоретического мышления и нравственной сферы младшего школьника; исследование воспитывающей функции учебной деятельности, проявляющейся в открытости учителя в общении с учащимися, оформленности межличностных отношений; принятии ценностей совместного общения, товарищества, организованности, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию. Эти идеи развиваются, обогащаются и особым образом сочетаются в работах, посвященных личностно-ориентированному образованию.
Вместе с тем, ученые считают, что теория развивающего образования Эльконина-Давыдова только первый, хотя и существенный, шаг на длинном пути, который должна пройти наука и практика в решении проблем личностно развивающего образования.
По мнению Жака Карпея авторы теории развивающего образования недостаточно полно оценивают влияние различных соперничающих "культурных сценариев", проблематику, связанную с переходом от повседневных матриц понимания на научные и наоборот. Это, разумеется, важно, но ещё более важным мы считаем необходимость усиления личностно-смысловой направленности содержания развивающего обучения, на основе чего возникает возможность пе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.