На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях. Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей шести лет с ринолалией. Игровой материал для коррекционной работы. Анализ логопедического занятия.

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.09.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


table>
Дата
Вид деятельности
Содержание
24,02
Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования
Было проведено логопедическое обследование Кати П., знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом. Данные обследования внесены в ре-чевую карту, совместно с логопедом составлен перспективный план коррекционной работы. В рекомендациях внимание обращается на то, что наряду с коррекцией рече-вых дефектов необходимо осуществлять работу по общему психическому развитию ребенка. Рекомендуется си-стематически проводить разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
25,02
Проведение логопедического обследования. Оформление результатов обследования
Было проведено логопедическое обследование Сережи У., знакомство с данными логопедического обследования, проводимого логопедом. Результаты обследования проанализированы с логопедом. Данные обследования внесены в ре-чевую карту, совместно с логопедом составлен перспективный план коррекционной работы. Совместно с логопедом была оформлена необходимая медико-педагогическую документация, составлена подробная психолого-педагогическую характеристика на основе проведенного обследования и динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, проанализирована эффективность проведенных логопедических занятий.
26,02
Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
Была изучена программа обучения детей с ФФН, методиче-ские пособия и рекомендации по работе данной категорией детей, согласно перспективному плану работы логопеда был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Машей К., Олей С.
Тема:
Цель:
27.03
Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи по по заданию логопеда.
02,03
Подготовка к проведению группового занятия Проведение группового занятия
В ходе подготовки к фронтальному занятию была получена консультация логопеда на закрепление умения составлять план и конспект занятия, точно формулиро-вать тему, цель и задачи, отбирать программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической последовательности, методиче-ски грамотно подбирать речевой материал, наглядные и дидактические по-собия.
03.03
Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
Была изучена программа обучения детей с ОНР, методиче-ские пособия и рекомендации по работе данной категорией детей, согласно перспективному плану работы логопеда был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Андреем В., Данилом П.
Тема:
Цель:
04,03
Наблюдение за работой воспитателя по развитию речи
Чтение сказки «Два жадных медвежонка».
Цель: учить детей внимательно слушать сказку, выявляя главное, продолжать учить связной речи, учить отвечать на вопросы полно, содержательно и грамотно.
В ходе наблюдения за ходом занятия по развитию речи, проводимого воспитателем, конспектировался ход за-нятия, отмечались используемые методы, формы и приемы, оценивалась речь, деятельность и поведение детей на занятии, положительные стороны занятия. Анализ проведенного занятия проводился под руководством воспитателя и логопеда по определенному плану.
05.03
Подготовка к проведению индивидуального занятия Проведение индивидуального занятия
Согласно перспективному плану работы логопеда и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Катей П., Сережей У.
Тема:
Цель:
06,03
Практическая работа по оснащению логопедического кабинета пособиями по развитию речи. Был подобран методический рекомендательный материал по работе с детьми с ринолалией.
10,03
Проведение индивидуального занятия
Согласно перспективному плану работы логопеда был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Колей И.
Тема:
Цель:
11,03
Подготовка материала для педагогов по развитию речи
Был подобран теоретический и практический материал для воспитателей на тему: «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
12,03
Наблюдение за работой логопеда по развитию речи
Тема: «В стране веселых гласных звуков».
Цели занятия
1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э].
2. Учить определять гласный звук в начале и середине слова.
3. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике, речи и движениях.
4. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
5. Развивать межполушарное взаимодействие.
6. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Проведено наблюдение и подробный анализ фронтального за-нятия логопеда. В ходе анализа логопед обратил внимание на необходимость выделе-ния основных задач занятия, подчинения им применяемых форм и приемов работы.
В системе занятий реализовался принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлен
иям:
- развитие слухового внимания;
развитие сенсорных и моторных функций;
формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
развитие мимической мускулатуры;
развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности (дружбы, любви, уважения и самоуважения, критичности и самокритичности, оценки и самооценки и др.).

13,03
Практическая работа по оснащению группы пособиями по развитию речи. Был подобран игровой материал для коррекции речи. Изготовлены пособия по запросу воспитателя «Четвертый лишний», «Классификация»
16,03
Проведение индивидуального занятия
Согласно перспективному плану работы логопеда и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Катей П., Сережей У.
Тема:
Цель:
17,03
Проведение группового занятия
Занятие "Чаепитие у Лены"
Цель: выявить сформированность навыков грамматических категорий морфологической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста
Оборудование: стол, чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарница, конфетница, стульчики.
18,03
Проведение индивидуального занятия
Согласно перспективному плану работы логопеда и результатами обследования был подобран методический материал для подготовки и проведения индивидуального занятия с Катей П., Сережей У.
Тема:
Цель:
19,03
Проведение группового занятия
Занятие по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова)
Цель занятя: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.
Основные задачи:
Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умений воссозда-вать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных кар-тинок;
1. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др.;
2. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных);
3. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей;
4. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.
Обучение рассказыванию по данной серии картинок проводится на двух заня-тиях.
20,03
Проведение консультационной работы с родителями по вопросам устранения нарушений речи у детей.
Проведены консультации с родителями Маши К., Сережи У., Кати П., Оли С.
На консультации затронуты вопросы о задачах и содержании основных этапов коррекционного обуче-ния, разъяснялась роль родителей в исправлении речевых дефектов и за-креплении в домашних условиях правильных речевых навыков, получен-ных на логопедических занятиях, даны рекомендации по соблюдению об-щего и речевого режима во время пребывания ребенка дома.
Родителям Сережи У., Кати П. было разъяснено домашнее задание, родители были обучены некото-рым коррекционным приемам.
23.03-26.-3
Оформление документации по логопедической практике
Перспективное планирование работы логопеда и

воспитателя в подготовительной группе

I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
коррекционно-логопедическая работа
Общие
речевые навыки
Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата.
Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).
Работа по формированию диафрагмального дыхания.
Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Звукопроизношение
Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [B]-[B'], [Г]-[Г'], [П]-[П'], [T]-[T'], [Ф]-[Ф'], [K]-[K'], [X]-[X'].
Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа).
Слоговая структура слова
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (мост).
Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
Работа над трёхсложными словами без стечения согласных (малина, василёк).
Языковой анализ
и синтез
Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).
Знакомство с гласными звуками: [A], [O], [У], [И], [Ы].
Анализ и синтез звукосочетаний из 2 - 3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.).
Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).
Подбор слов на заданные звуки.
Знакомство с согласными звуками: [M]-[M'], [Б]-[Б'], [Д]-[Д'], [H]-[H'], [П]-[П'], [T]-[T'], [K]-[K'], [X]-[X'], [C]-[C'], [З]-[З'].
Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина).
Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук», «звонкий» и «глухой».
Анализ обратных и прямых слогов с изученными звуками (ом, мо и т. п.).
Полный звуковой анализ и синтез трёхзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.)
Знакомство с буквами: А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, П, Т, К, Х.
Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.
Грамматический строй речи
Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа.
Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа в множественное число.
Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, моё, мои.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т. п.
Согласование числительных два и пять с существительными.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
«Хлеб», «Осень» (деревья), «Осень» (грибы, ягоды), «Овощи».
«Фрукты», «Птицы и насекомые осенью», «Дикие животные осенью», «Поздняя осень».
«Наше тело, лицо», «Одежда, обувь», «Семья», «Игрушки».
Связная речь
Составление простых распространённых предложений.
Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
Обучение составлению описательных рассказов.
Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).
Мелкая моторика
Работа по развитию пальчиковой моторики.
Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода).
Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
Печатание пройденных букв в тетрадях.
II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
коррекционно-логопедическая работа
Общие
речевые навыки
Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
Познакомить со всеми видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Звукопроизношение
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Слоговая структура слова
Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).
Работа над слоговой структурой трёхсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш).
Языковой анализ
и синтез
Знакомство со звуками [В]-[В'], [Г]-[Г'], [Ж], [Л]-[Л`], [Р]-[Р`], [jэ], [jо], [jа] и буквами Г, Ш, В, Ж, Э, Е, Я, Ё.
Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных букв).
Учить детей различать на слух твёрдые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твёрдые согласные синим, а мягкие зелёным цветом).
Учить детей преобразовывать слова путём замены или добавления звука.
Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».
Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами.
Познакомить детей с элементарными правилами правописания:
а) раздельное написание слова в предложении;
б) точка в конце предложения;
в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;
г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.
Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв.
Обучить послоговому чтению слов.
Грамматический строй речи
Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
Согласование существительных с числительными.
Образование названий детёнышей животных.
Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам IIпериода).
Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, у, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов.
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
«Библиотека. Книги», «Домашние животные, птицы», «Зима. Зимующие птицы», «Зима. Новый год».
«Зима. Зимние забавы», «Комнатные растения», «Зима. Дикие животные», «Животные севера».
«Животные жарких стран», «Животный мир морей и океанов. Рыбы», «День защитников Отечества», «Профессии наших пап».
Связная речь
Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы.
Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин с использованием коллективно составленного плана.
3. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.
Мелкая моторика
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме II периода).
Работа с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа по клеткам в тетради.
Составление букв из элементов.
Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
III период обучения
(март, апрель, май)
коррекционно-логопедическая работа
Общие речевые навыки
Продолжить работу над речевым дыханием.
Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.
Звукопроизношение
Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Слоговая структура слова
Закрепление слоговой структуры двухсложных и трёхсложных слов со стечением согласных.
Работа над слоговой структурой двух-, трёх-, четырёх-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвёртка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.).
Языковой анализ
и синтез
Знакомство со звуками: [й], [Ц], [Ч], [Щ], [Ф], [jу]. Знакомство с буквами: й, Ь, Ъ, Щ, Ф, Ц, Ч, Ю.
Обучать звуковому анализу слов из 3 - 6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям.
Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений.
Обучать навыку по слогового, слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.
Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме.
а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки);
б) с помощью гласных: И, Я, Е, Ё, Ю.
6. Упражнять в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.
Грамматический строй речи
Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов.
Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый - быстро), формы степени сравнения прилагательных (быстрее - самый быстрый).
Обучать подбору родственных слов, синонимов, составлению предложений с данными словами.
Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путём сложения (пароход, самолёт, кашевар).
Лексика
«Весна. Мамин праздник», «Профессии наших мам», «Квартира. Дом. Мебель», «Посуда. Продукты питания».
«Улица, город. Транспорт», «Весна. Перелётные птицы», «Лес. Деревья», «Животные и насекомые весной».
«Наша Родина. День Победы», «Школа. Школьные принадлежности», «Весенние с/х работы», «Лето. Цветы».
Связная речь
Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта.
Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.
Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
Развивать умение отбирать для творческих рассказов интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности.
Мелкая моторика
Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
Работа по развитию конструктивного праксиса.
Продолжить работу по обводке и штриховке фигур (по теме III периода).
Составление букв из элементов.
Печатание букв, слов и предложений в тетрадях.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя ребенка Катя П.
2. Возраст 5 лет 7 месяцев
3. Домашний адрес_________________________________
4. Анамнез: Ребенок от третьей беременности (роды - вторые). Мать стоит на учете у уролога. Во второй половине беременности была угроза выкидыша. Роды прошли нормально. Болезнь первого года жизни - коревая краснуха (в 3 месяца), отит (в 10 мес), ОРЗ (в 1г 7м), ОРВИ (в 10 мес).
Ходить начала с 1 года 1 мес. Лепет появился в 8-9 мес., первые слова произнесла в 10 месяцев, фразы в 1 год 7 мес.
5. Состояние общей и мелкой моторики. Нарушений в развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата и общей моторики нет. Подвижна, координация удовлетворительна, но некоторыми основными движениями по программе возрастной группы владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, неуверенно владеет ножницами, движения неточные.
6. Слух - без патологии.
7. Зрение - без патологии.
8. Общее развитие ребенка. Запас знаний и представлений об окружающей действительности в пределах возрастной нормы.
Память: зрительная - из 6 картинок запоминает 4
слуховая - из 6 слов запоминает 4
ассоциативная - из 6 картинок -5
словесно-логическая память - прослушанный текст запоминает и пересказывает достаточно полно и точно.
Внимание, работоспособность. Концентрация внимания неплохая, но объемная устойчивость недостаточна (быстро отвлекается); работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчива, быстро устает.
Мышление:
Конструктивная деятельность - + (пирамидку, разрезанную картинку, пазлы составляет методом зрительного соотнесения)
прямой и обратный счет - + (в пределах10)
счетные операции и простейшие задачи - + (в пределах10)
классификация, обобщение - + (иногда с объяснениями)
причинно-следственные связи - + (серию сюжетных картинок раскладывает в логической последовательности).
9. Общее звучание речи: голос негромкий, темп речи несколько замедленный, произношение смазанное (шепелявое), речевое дыхание без особенностей.
10. Состояние артикуляционного аппарата.
Строение - нормальное (незначительная прогнатия).
Артикуляционная моторика - движения губ медленные; наблюдается вялость языка, отсутствует «желобок», «чашечка», «катушка», «ковшик»; ребенок испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы.
11. Особенности звукопроизношения.
Свистящие С, С', , З', Ц - межзубные и
Шипящие Ш Ж, Ч, Щ - межзубные.
12. Фонематический слух - в норме. Выделяет на слух заданный звук из звукового ряда (п - т - к - х)
слогового ряда (па - та - ка - ха)
ряда слов (порт- торт - корт - хор)
Различает на слух сходные звуки в :
парах звуков (п - б), (с - з), (ш - ж)
парах слогов (па - ба), (са - за), (ша - жа)
парах слов (почка - точка), (сок - цок), (шар - жар).
Воспроизводит:
звуковой ряд (б - п - б); слоговой ряд (ба - ба - па)
ряда слов (почка - точка - бочка), (сом - ком - дом).
13. Звуковой анализ:
выделение первого ударного гласного (утка, овощ, аист)-+
выделение последнего глухого согласного (суп, кот, ток)-+
выделение первого согласного (дом, рот, пот)-+
14. Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры - нарушено незначительно (сохраняются ритмичный контур, ударение, число слогов)
клубника -+ командировка - «комадировка»
сковорода -+ стихотворение - «стиховорение»
лекарство -+ велосипедист - «велесепедист»
15. Лексика. Допускает ошибки в толковании лексических значений слов:
чашка - кружка, ключ - замок, шапка - шляпа, кофта - свитер;
многозначительностью слов, абстрактными понятиями - не владеет.
Понимает антонимы и синонимы.
Знает и называет детенышей животных, распространенные профессии.
Обобщающими (видовыми, родовыми) понятиями (одежда, обувь, мебель, посуда) - владеет.
16. Грамматический строй. Составляет простые предложения по картинке (с данным звуком по опорным словам). Допускает ошибки в согласовании количественных числительных существительных - «пять яблоков». Понимает значение простых предлогов и правильно употребляет их в речи. Может образовать: прилагательные слова от существительных камень (каменный), существительные от прилагательных - деревянный (дом), существительные от глаголов - клеить (клей), существительные с уменьшительно-ласкательным значением - рука (ручка).
17. Связная речь. Логична, последовательна, но не выразительна, схематична.
18. Заключение о состоянии речевого развития: Сложная дислалия.
Индивидуальный план коррекционной работы с.
Ход работы.
Имея полное представление о речевом развитии девочки, можно составить индивидуальный план коррекционной работы. Работу надо разделить на несколько этапов.
Подготовительный.
Его задача - тщательная подготовка ребенка к коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях.
- сформировать и развить артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковой гимнастики.
В группе свистящих звуков С, С', З, З', Ц основной является артикуляция звука С, и значит будет базовым для этой группы (для С базовый звук - И, Ф).
Итак, готовим материал для артикуляционной гимнастики (звука С), соблюдая определенную последовательность (идти от простых упражнений к более сложным). На занятии нужно использовать не более двух-трех упражнений (из них новым может быть только одно, второе, третье даем для повторения и закрепления). Проводить их будем эмоционально в игровой форме. Чтобы удержать интерес и внимание ребенка, каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумываем игровой образ и подбираем картинку. Выполнять упражнения будем перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. В начале артикуляционные движения будем выполнять медленно, неторопливо, затем постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики будем увеличивать. От Кати будем добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений (за небольшой, маленький успех девочку хвалим). Каждое упражнение будем выполнять от 5 до 10 раз, количество повторений будем увеличивать по мере совершенствования артикуляционной гимнастики параллельно с увеличением темпа движений.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
(для выработки артикуляционных укладов звуков С, С', З, З', Ц )
Упражнения для челюстей:
1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми зубами.
3. Тоже в быстром темпе.
4. Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.
Упражнения для губ:
1. «Заборчик», «Улыбка» (см. приложение 1).
2. То же с сомкнутыми губами и зубами.
3. «Рупор» (см. приложение 1).
4. «Трубочка», «Хоботок» (см. приложение 1).
5. Попеременное выполнение «Улыбки», «Трубочки»
6. «Заборчик», «Рупор», «Трубочка» (см. приложение 1).
7. Вращательные движения губами.
8. Отставление нижней губы от зубов и десен.
9. Втягивание нижней губы внутрь рта.
Упражнения для языка (выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной челюсти):
1. «Массаж язычка» (см. приложение 1).
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка», (см. приложение 1).
3. «Болтушка» - движения языком вперед-назад.
4. «Часики» - движения языком вправо-влево.
5. «Качели».
6. Круговые движения языком (по губам, по зубам в преддверии рта, за зубами).
7. «Язык перешагивает через зубки» (см. приложение 1).
8. «Почистим зубки» (см. приложение 1).
9. «Пирожок», «Блинчик с вареньем» (см. приложение 1).
10. «Желобок», «Лодочка» (см. приложение 1).
11. «Самосвал» (см. приложение 1).
12. «Кошка сердится», «Горка» (см. приложение 1).
13. «Катушка» (см. приложение 1).
14. Упражнение в произнесении звука И - (цель: вырабатывать умение управлять языком, отрабатывать произнесение звука И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С).
Для развития силы и направленности воздушной струи:
1. «Загони мяч в ворота» (см. приложение 1).
2. «Подуть через трубочку» (см. приложение 1).
3. «Кто дальше загонит мяч» (см. приложение 1).
4. «Буря в стакане» (см. приложение 1).
Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключения языка из одного положения в другое.
Упражнение в поочередном произнесении звуков Т - С (см. приложение 1).
Можно для повторения и закрепления отработанных упражнений почитать для Кати сказку о веселом язычке, где она будет принимать активное участие (читать сказку в течение всех занятий) (см. приложение 3).
Наряду с артикуляционной гимнастикой проводим гимнастику для пальчиков.
Упражнения для пальчиковой гимнастики.
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание (до 20 раз)
а) ладошками вверх; в) обеих рук одновременно;
б) ладошками вниз; г) правой и левой по очереди;
Выполняется с силой, в сжатом положении фиксируется 2-3 сек.
1. Вращение кистями рук (по 10 раз)
а) в правую, затем в левую сторону;
б) во внутрь обеими руками; в) наружу обеими руками.
Можно выполнять упражнения из положения «руки в стороны»
2. Выгибание кистей рук.
а) одновременно; б) правой, левой по очереди
4. Прогибание кистей рук (10-15 раз)
а) одновременно; б) правой, левой по очереди
5. Чередование прогибания и выгибания.
6. Соприкосновение подушечек пальцев - «пальчики здороваются» (10-15 р)
а) пальцы правой руки - с большим пальцем правой руки;
б) пальцы левой руки - с большим пальцем левой руки;
в) выполняется сначала по очереди, затем одновременно;
г) пальцы правой - с соответствующими пальцами левой.
Сила надавливания подушечек пальцев и темп увеличивается.
1. Щелчки.
2. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев (10-20р)
3. Сгибание, разгибание пальцев по очереди.
4. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны (10р)
5. Упражнения с «замком» (ладони вместе, пальцы переплетены) - 10-20р
а) сдавливание ладоней с силой;
б) вращение «замком» (поворот вправо - влево);
в) наклоны вправо - влево - сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;
г) разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не разжимая переплетенных пальцев;
д) «солнечные лучи» - руки в замке подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь.
12. Потряхивание расслабленными кистями.
а) руки вверху;
б) руки в стороны;
в) руки согнуты в локтях, кисти опущены вниз.
13. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
14. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
15. Поочередное приподнимание нужных пальцев (кисти рук лежат на столе)
а) правой руки;
б) левой руки; в) обеих рук вместе.
16. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
Упражнения для пальчиковой гимнастики можно проводить и с использованием художественного слова (см. приложение 2).
Проводя игры на развитие речевого дыхания, необходимо помнить, что ребенок может участвовать не более 10 секунд. Подбираем упражнения, исходя из правильной артикуляции звука. Произнося звук Ф (опорный для звука С), подтягиваем нижнюю губку к верхним зубам и направляем воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы и верхними зубами. Для выработки этого умения учим Катю закусывать нижнюю губу верхними зубами (губы при этом в улыбке). Для выработки направленной воздушной струи предлагаем девочке вытянуть губы вперед и подуть на вертушку, но так, чтобы не надулись щеки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в «окошечко», образованное ей (упражнения даем в игровой форме), (см. приложение 1).
Постановка звука.
Исходя из того, какие дефекты звукопроизношения имеет Катя, постановку звуков нужно производить в такой последовательности:
свистящие - С, З, Ц, С', З';
шипящие - Ш, Ж, Ч, Щ.
Для вызывания и уточнения правильного произношения звука С проводим игру «Насос». Говорим: «Мы собираемся поехать на велосипедах.
Надо проверить, хорошо ли накачены шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем и будем накачивать шину С - С - С - С (накачиваем шину, произнося звук с и подражая действию насоса). Затем предлагаем ребенку длительно произнести звук С и обратить внимание на положение губ (губы в улыбке). После еще предлагаем долго, однократно посвистеть. Вместе определяем, куда спрятался кончик языка (за нижние зубки) и определяем, какая струйка воздуха выходит, когда произносим С (тыльной стороной руки определяя, какая струйка воздуха - холодная). Полученный звук не будем сразу пытаться произносит в словах. Нам надо, чтобы артикуляция стала для кати привычной. Этого можно достичь путем многократного произношения изолированного звука, имитируя кроме свиста воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог, сильно бегущую из крана воду, как долго кипит чайник (см. приложение 2). К следующему этапу - автоматизации звука перейдем только тогда, когда Катя сможет сама, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук.
Автоматизация звука.
Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях:
- в слогах - С, З, Ш, Ж, С', З' - автоматизировать в начале в прямых, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением гласных;
- автоматизацию звуков в словах проводить в той же последовательности: при овладении произношением каждого слога его немедленно вводить и закреплять в словах с данным слогом;
- автоматизация звуков в предложениях: каждое отработанное в произношении слово немедленно включать в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными А, Ы, Э, О, У сначала в прямые слоги СА - СЫ - СЭ - СО - СУ, а затем в обратные АС - ЫС - ЭС - ОС - УС.
1. СА - СЫ СЫ - СА СО - СА СУ - СА
СА - СЭ СЫ - СЭ СО - СЫ СУ - СЫ
СА - СО СЫ - СО СО - СЭ СУ - СЭ
СА - СУ СЫ - СУ СО - СУ СУ - СО
Читать каждую строчку на одном выдохе.
1. Автоматизация звука С в обратных слогах строится по той же схеме, что в прямых слогах.
АС - ЫС ЫС - АС ОС - АС СУ - СА ЭС - АС
АС - ОС ЫС - ОС ОС - АС СУ - СЫ ЭС - ЫС
АС - УС ЫС - УС ОС - УС СУ - СЭ ЭС - ОС
АС - ЭС ЫС - ЭС ОС - ЭС СУ - СО ЭС - УС
2. Пропевать два слога со звуком [С] на одном выдохе, выделяя голосом ударный слог.
СА - СА СО - СО СЭ - СЭ
СА - СА СО - СО СЭ - СЭ
СЫ - СЫ СУ - СУ
СЫ - СЫ СУ - СУ
3. Пропевать по три открытых слога на одном выдохе, выделяя голосом ударный слог.
СА - СА - СА СО - СО - СО СЭ - СЭ - СЭ
СА - СА - СА СО - СО - СО СЭ - СЭ - СЭ
СА - СА - СА СО - СО - СО СЭ - СЭ - СЭ
СЫ - СЫ - СЫ СУ - СУ - СУ
СЫ - СЫ - СЫ СУ - СУ - СУ
СЫ - СЫ - СЫ СУ - СУ - СУ
СА - СА - СЫ СА - СА - СО СА - СА - СУ
СА - СЫ - СЫ СА - СО - СО СА - СУ - СУ
СА - СЫ - СА СА - СО - СА СА - СУ - СА
СЫ - СЫ - СА СЫ - СЫ - СО СЫ - СЫ - СУ
СЫ - СА - СА СЫ - СО - СО СЫ - СУ - СУ
СЫ - СА - СЫ СЫ - СО - СЫ СЫ - СУ - СЫ
СО - СО - СА СО - СО - СЫ СО - СО - СУ
СО - СА - СА СО - СЫ - СЫ СО - СУ - СУ
СО - СА - СО СО - СЫ - СО СО - СУ - СО
СУ - СУ - СА СУ - СУ - СЫ СУ - СУ - СО
СУ - СА - СА СУ - СЫ - СЫ СУ - СО - СО
СУ - СА - СУ СУ - СЫ - СУ СУ - СО - СУ
СЭ - СЭ - СА СЭ - СЭ - СО СЭ - СЭ - СУ СЭ - СЭ - СЫ
СЭ - СА - СА СЭ - СО - СО СЭ - СУ - СУ СЭ - СЫ - СЫ
СЭ - СА - СЭ СЭ - СО - СЭ СЭ - СУ - СЭ СЭ - СЫ - СЭ
4. Пропевать по 4 открытых слога на одном выдохе, выделяя голосом ударный слог.
СА - СЫ - СО - СУ СЫ - СА - СО - СУ
СУ - СА - СЫ - СО СУ - СА - СО - СЫ
СЫ - СО - СУ - СА СА - СУ - СО - СЫ
СО - СУ - СА - СЫ
Автоматизация звука [ C ] в слогах со стечением согласных.
Произносить каждую строчку на одном удлиненном равномерном плавном выдохе.
1. Автоматизация звука С в открытых слогах со стечением согласных:
С - ТА СТА - СТА СТА - СТА - СТА СТА - СТЫ - СТО - СТУ
С - ТЫ СТЫ - СТЫ СТЫ - СТЫ - СТЫ СТО - СТУ - СТЫ - СТА
С - ТО СТО - СТО СТО - СТО - СТО СТУ - СТЫ - СТА - СТО
С -ТУ СТУ - СТУ СТУ - СТУ - СТУ СТЫ - СТА - СТО - СТУ
2. Произнесение согласного звука С в закрытых слогах со стечением согласных:
АС - Т АСТ - АСТ АСТ - АСТ - АСТ
ЫС - Т ЫСТ - ЫСТ ЫСТ - ЫСТ - ЫСТ
ОС - Т ОСТ - ОСТ ОСТ - ОСТ - ОСТ
УС - Т УСТ - УСТ УСТ - УСТ - УСТ
3. Автоматизация согласного звука С в открытых слогах со стечением согласных:
С - ПА СПА - СПА СПА - СПА - СПА СПА - СПО - СПУ - СПЫ
С - ПЫ СПЫ - СПЫ СПЫ - СПЫ - СПЫ СПО - СПУ - СПЫ - СПА
С - ПО СПО - СПО СПО - СПО - СПО СПУ - СПЫ - СПА - СПО
С - ПУ СПУ - СПУ СПУ - СПУ - СПУ СПЫ - СПА - СПО - СПУ
3. Автоматизация согласного звука С в закрытых слогах со стечением согласных:
АС - П АСП - АСП АСП - АСП - АСП АСП - ОСП - УСП - ЫСП
ЫС - П ЫСП - ЫСП ЫСП - ЫСП - ЫСП ОСП - УСП - ЫСП - АСП
ЭС - П ЭСП - ЭСП ЭСП - ЭСП - ЭСП УСП - ЫСП - АСП - ОСП
ОС - П ОСП - ОСП ОСП - ОСП - ОСП ЫСП - АСП - ОСП - УСП
УС - П УСП - УСП УСП - УСП - УСП
4. Автоматизация согласного звука С в открытых слогах со стечением согласных:
С - БА СМА - СПА СМА - СМА - СМА
С - МА СВА - СВА СВА - СВА - СВА
С - ВА СНА - СНА СНА - СНА - СНА
С - ФА СХА - СХА СХА - СХА - СХА
С - ТА СГА - СГА СГА - СГА - СГА
С - НА СЛА - СЛА СЛА - СЛА - СЛА
Автоматизация звука [C] в словах с прямыми слогами.
1. в словах с ударением на слоге СА-.
СА - СА - СА - САД
СА - СА - СА - САМ
СА - СА - СА - КОСА
СА - СА - СА - САНИ
2. В словах с безударным слогом СА-.
СА - ДЫ СА - ЛЮТ СА - МО - ЛЕТ*
СА - ПОГ СА - ЛАТ
3. Автоматизация звука [C] в словах, где он находится с интервокальной позиции (АСА).
АСА - АСА - АСА - КАСАТКА
АСА - АСА - АСА - ПОСАДКА
АСА - АСА - АСА - НАСАДКА
АСА - АСА - АСА - ПОЛОСА
4. Автоматизация правильной артикуляции звука [C] в словах с ударным слогом - СА - , где звук находится в интервокальной позиции (АСА - ИСА - УСА).
О - СА РО - СА
КО - СА КРА - СА
ЛИ - СА НЕ - БЕ - СА
КУ - САТЬ ДО - СА - ДА
ПИ - САТЬ ПО - ЛО - СА
5. Автоматизация звука [C] в словах с ударением на слоге - СО - .
СО - СО - СО - СОН СО - СО - СО - СОНЯ
СО - СО - СО - СОК СО - СО - СО - СОЛЬ*
СО - СО - СО - СОМ
СО - СО - СО - СОТЫ
СО - КИ ПЕ - СОК
СО - ВЫ СО - БОЛЬ
СО - ТЫ СОЙ - КА
СО - УС
СОТ - КА
6. Автоматизация звука [C] в словах с ударным слогом - СЫ - .
СЫН СЫ - ПАТЬ
СЫТ БО - СЫЕ
СЫПЬ КО - СЫН - КА
С безударным слогом - СЫ -
СЫ - ТА ЛИ - СЫ
О - СЫ КАС - СЫ
КО - СЫ
БУ - СЫ
7. Автоматизация звука [C] в словах с ударением на слоге - СУ -
СУ - СУ - СУ - СУП ПА - СУ
СУ - СУ - СУ - СУД НЕ - СУ
СУ - СУ - СУ - СУТЬ СО - СУД
СУ - СУ - СУ - СУХО ПО - СУ - ДА
СУ - СУ - СУ - СУК КО - СУ - ЛЯ
СУ - СУ - СУ - СУМКА ПЛЯ - СУН
СУ - СУ - СУ - СУДНО
В словах с безударным слогом -СУ-
СУ - ДАК ВЫ - НЕ - СУ
СУК - НО СУБ - БО - ТА
СУДЬ - Я
СУН - ДУК
Автоматизация звука [С] в словах с закрытым слогом.
1. Автоматизация звука [С] в словах со слогом -АС-.
ПАС КВАС КА - СКА
БАС ПО - ГАС
А - НА - НАС МА - СКА
2. Автоматизация звука [С] в словах со слогами -ИС- ,-ЫС-.
БИС МЫС
ЛИС КУ - МЫС
КИС - КИС
ПО - ВИС
ЛИСТ
3. Автоматизация звука [С] в словах со слогом -ОС-.
НОС ПЫ - ЛЕ - СОС
НА - СОС ПО - КОС
КО - КОС КО - ЛОС*
4. Автоматизация звука [С] в словах со слогом -УС-.
МУСС АВ - ТО - БУС
У - КУС УК - СУС
ФО - КУС УС
КАК - ТУС
5. Автоматизация звука [С] в словах со слогами -ЯС-, -ЕС-, -ЁС-.
ЯС - НО ЛЕС ПЁС
ПО - ЯС БЕС НЁС
КО - ЛЯС - КА НА - ВЕС У - ТЁС
ПЛЯС ВЕС О - ВЁС
Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных.
1. Автоматизация звука [С] в словах со слогом (СТА).
СТА - СТА - СТА - СТАЯ
СТА - СТА - СТА - СТАДО
СТА - СТА - СТА - СТАЙКА
СТА - КАН КА - ПУ - СТА
СТА - ТЬЯ НЕ - ВЕ - СТА
СТА - ДИ - ОН СТА - НОК
ПА - СТА СТАЙ - КА
2. Автоматизация звука [С] в словах со слогом (СТЫ).
СТЫ - СТЫ - СТЫ - МОСТЫ
СТЫ - СТЫ - СТЫ - КУСТЫ
СТЫ - СТЫ - СТЫ - ХВОСТЫ
ТЕ - НИС - ТЫЙ
СТЫД
ЛИС - ТЫ
А - ИС - ТЫ
3.Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (СТО).
СТО - СТО - СТО - СТО
СТО - СТО - СТО - СТОН
СТО - СТО - СТО - СТОК
ПУ - СТО
ТЕ - СТО СТОП - КА
СТОЙ - КА НА - СТОЙ - КА
4. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (СТУ).
СТУ - СТУ - СТУ - СТУК
СТУ - СТУ - СТУ - СТУПА
СТУ - СТУ - СТУ - СТУДЕНЬ
СТУ - ПЕНЬ - КИ ВЫ - СТУП
5. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
(АСТ - ОСТ - УСТ - ЕСТ - ИСТ ).
ОСТ - ОСТ - ОСТ - МОСТ, ХВОСТ
АСТ - АСТ - АСТ - НАСТ, МАСТЬ
УСТ - УСТ - УСТ - КУСТ, ГУСТ
ИСТ - ИСТ - ИСТ - АИСТ, ЛИСТ
ЕСТ - ЕСТ - ЕСТ - ЕСТ
6. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
(СНА - СНО - СНЫ).
СНА - СНА - СНА - ВЕСНА
СНО - СНО - СНО - СНОП
СНЫ - СНЫ - СНЫ - СОСНЫ
ДЕС - НА БЛЕС - НА ВКУС - НО СНЫ
СОС - НА ЯС- НО О - ПАС - НО ДЕС - НЫ
ВКУС - НЫЙ
7. Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
(СМА - СМО - СМЫ - СМУ).
СМЫ - СМЫ - СМЫ - СМЫТЬ
СМО - СМО - СМО - СМОГ
СМА - СМА - СМА - СМАХНУТЬ
СМУ - СМУ - СМУ - СМУТЬЯН
8.Автоматизация звука [С] в словах с согласными (СПА - СПО - СПУ).
СПАТЬ СПО - КОЙ - НО СПУСК
ОС - ПА СПО - СОБ СПУТ - НИК
СПА - СИБО СПУ - ТАТЬ
9.Автоматизация звука [С] в словах с согласными (СВА - СВО).
СВАДЬ - БА СВО - ДИТЬ
СВА - ЛИТЬ НЕ - БО - СВОД
СВАЯ СВОД - КА
10.Автоматизация звука [С] в словах с согласными
(СКА - СКО - СКУ).
МАС - КА СКОБ - КА СКУ - КА
ДОС - КА СКОЛЬ - КО СКУ - ПАТЬ
СКА - КУН
6. Автоматизация звука [С] в словах с согласными
(СЛА - СЛЫ - СЛО - СЛУ).
СЛА - СЛА - СЛА - СЛАДКО*, СЛАВА*
СЛЫ - СЛЫ - СЛЫ - ОСЛЫ *, КИСЛЫЙ*
СЛО - СЛО - СЛО - СЛОЙ*, СЛОГИ*
СЛУ - СЛУ - СЛУ - СЛУХ*, СЛУЧАЙ*
Артикуляционные упражнения.
«Заборчик», «Улыбка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, удерживать губы в улыбке. Зубы сомкнуты, губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
«Рупор».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, округлять губы и удерживать их в таком положении. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед, как при звуке О. верхние и нижние резцы видны.
«Трубочка», «Хоботок».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вытягивать вперед округленные губы. Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед (звук У).
«Заборчик», - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, отработать быструю смену положения губ. Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков: И-О-У.
«Массаж язычка».
Цель: выработать умение удерживать широко распластанный язычок.
Улыбнуться, приоткрыить рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет до 5-10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью бумажки или ватки, поднесенной ко рту: если упражнение выполняется правильно, бумажка (ватка) будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
«Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка положить на нижнюю губу, удерживая его в таком положении под счет до 5-10.
«Качели».
Цель: развивать подвижность, гибкость, дифференцированность движений кончика языка.
а) нижний язык поднять к носу, опустить к подбородку;
б) широкий язык поднять к верхней губе, опустить к нижней;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними;
г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.
Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была подвижна, губы не закрывали зубы.
«Язык перешагивает через зубки».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт, губы в улыбке, выполнять следующие движения:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
«Почистим зубки».
Цель: учится удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.
Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов, нижняя челюсть не двигалась.
«Пирожок», «Блинчик с вареньем», «Трубочка».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок положить за нижнюю губу, боковые края языка приподнять и свернуть в «пирожок».
Если это упражнение долго не удается, можно помочь себе руками (следить за чистотой рук!)
«Желобок», «Лодочка».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать умение управлять подъемом боковых краев языка вверх.
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка поднять, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
«Самосвал».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка.
Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы почти до клыков, широкий кончик языка поднимается и опускается, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны.
«Горка», Кошка сердится».
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов, спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Катушка».
Цель: вырабатывать умение выгибать спинку языка, удерживая кончик языка прижатым у нижних зубов (альвеол).
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних зубов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
«Загони мяч в ворота».
Цель: выработать длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. «Забивать гол» на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.
«Подуть через трубочку».
Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, выходящую по середине языка.
Рот открыт, губы в улыбке, язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, накрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее в этом положении. Следить, чтобы щеки не надувались.
«Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную, целенаправленную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Сдуть ватку на противоположный край стола, длительно произнося звук Ф. постараться «забить» мяч (ватный шарик) в ворота, обозначенные двумя кубиками. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, а дети произносили звук Ф так, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
«Буря в стакане».
Цель: направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец опускается в стакан с водой (соком, компотом). Дуть через соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы оставались неподвижными.
Упражнение в поочередном произнесении звуков Т - С.
Перед постановкой звука Ц полезно отработать быстрое переключение языка из одного положения в другое.
Сначала звуки произносятся медленно, затем темп увеличивается. Звуки произносятся без перерыва: тс-тс-тс. При произнесении ощущается одиночный удар воздушной струи. Контроль осуществляется тыльной стороной ладони. Следить, чтобы дети не произносили тэс или тыс.
Автоматизация звука [C] в словосочетаниях.
1. С прямыми слогами СА - СО - СУ - СЫ.
фасолевый суп сухой сухарь
поймали сома лиса в лесу
сытный суп посадка самолета у осы усы рассыпались бусы
мусор в совке на автостоянке автобусы
синяя бусинка серый гусак
масса советов высокая осока
сыпь песок у Сонечки волосы
2. Слова со слогом - СКУ -
Видим лиску
Видим каску
Видим маску
Видим киску
Видим доску
Видим краску*
3. Слова с различной слоговой структурой.
Густые леса соленая капуста
Вкусный суп самолет в небесах*
Стильные сапоги* Соня устала*
Старый костюм* толстый брусок
Красная салфетка* в песочнице песок
Построил сарай* наступила весна
Острая сабля* свистит свисток
Смотрели салют* пустой сарай*
После повтора словосочетаний за логопедом, предложить Кате самой попытаться составить их.
Автоматизация звука в чистоговорках. Произносится на одном удлиненном выдохе.
са-са-са-са-са-са-сад, оса, лиса, леса
са-са-са - бегает лиса
са-са-са - в саду оса
са-са-са - коси коса
са-са-са - высокие леса
са-са-са - белеют паруса
со-со-со-со-со-со - сом, сок, носок, песок
со-со-со - накачаем колесо
со-со-со - Света пьет сок
со-со-со - собираем в соты мед*
со-со-со - высокая осока
со-со-со - сижу высоко
су-су-су-су-су-су - суп, сундук, несу, пасу
су-су-су - я плету косу
су-су-су - сумку я в руке несу*
су-су-су - мою посуду
су-су-су - спит сова на суку
су-су-су - лиса живет в лесу
сы-сы-сы-сы-сы-сы - усы, весы, лисы, косы
сы-сы-сы - длинные усы
сы-сы-сы - босые ноги
сы-сы-сы - мы объелись колбасы
сы-сы-сы - очень люблю бусы
сы-сы-сы - бьют часы
ас-ас-ас-ас-ас-ас - класс, фас, компас, атас, пастух
ас-ас-ас - я гусей пас
ас-ас-ас - пили дети квас
ас-ас-ас - огонек в костре погас
ас-ас-ас - подметите палас
ас-ас-ас - вырос дома ананас
ос-ос-ос-ос-ос-ос - доска, воск, гости, кости
ос-ос-ос - в саду много ос
ос-ос-ос - сейчас мы включим пылесос*
ос-ос-ос - закончим покос
ос-ос-ос - не суй свой нос
ос-ос-ос - поставь стакан на поднос
ус-ус-ус-ус-ус-ус - успех, усы, фикус, страус*
ус-ус-ус - у Пети кактус
ус-ус-ус - у Тони тонкий вкус
ус-ус-ус - дети ели мусс
ус-ус-ус - показываем фокус
ис-ис-ис-ис-ис-ис - испуг, листок, кисточка, мисочка
ис-ис-ис - догоним лис
ис-ис-ис - все делаем на бис
ис-ис-ис - киска выпила из миски
ис-ис-ис - цветет ирис*
ис-ис-ис - позвали дети: «Кис-кис-кис».
ыс-ыс-ыс-ыс-ыс-ыс - мысль, корысть, коромысло
ыс-ыс-ыс - видим мыс
ыс-ыс-ыс - много крыс
ыс-ыс-ыс - пьем кумыс
Автоматизация звука С в предложениях
Логопед обращает внимание на то, чтобы при чтении предложений, стихотворений, рассказов ребенок воспроизводил их, учитывая содержание читал весело или грустно, торжественно, возвышенно или спокойно, быстро или медленно, громко или тихо. Интонация выразительности речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет способствовать не только глубокому и правильному пониманию их содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передавать текст выразительно, громко, не торопясь.
Предложим Кате повторить каждое предложение, прочитанное логопедом.
Собака ест мясо. На суку сидит сорока. Днем совы спят. В саду стоит стол и скамейка. На соломе сидит собака. У сома усы.
Саня пил квас. Усталый Вася сразу уснул. У артиста красивый голос. У Аси красивые бусы. Из костра летят искры. Ветром парус унесло. Мы стали грести веслами.
Летит стая уток. Мы видим аистов. На столе листы бумаги. На столе стоят студень и капуста. Стакан долго стынет. Саня стоит на посту.
Сане купили маску. Скамейка стоит в саду. Скоро наступит осень. Спасатель на берегу. Спутник устал и уснул. Костя способный ученик.
Старые сосны стоят наклоняясь. Слава сломал скамейку. Вася случайно наступил на кота. Весной ясные дни. В стакане кислый сок. Детям снятся сны. Снова идет дождь. На удочке блесна. На реке Неве развели мосты. На полях стоят снопы с зерном.
В миске вкусная каша. Скучно дома одному. Ваня смог залезть на скалу. Дождь смыл все следы. На пляже бегал смуглый мальчуган. Дед Ваня смастерил удочку. Лыжники скатились с горки. На улице скользко.
Настя убегала от ос. Пес вилял хвостом и глядел грустными глазами. Вместе сидели собака с котом. В саду стоит аист. Строят новые мосты. Стоит ненастная погода.
Посмотри на картинки и дополни предложения.
Предлагаем посмотреть на картинку и ответить на вопросы (ответы должны быть полными, например: «Художник нарисовал лису»).
1. Кого нарисовал художник?
2. Во что одета лиса?
3. Кого унесла лиса?
4. Кого боится лиса?
5. Что могут взять собаки по запаху?
6. чем лиса заметает следы?
7. Чем лиса чует погоню?
Повтори сначала стихи за логопедом, а затем выучи их наизусть.
Соня очень любит спать
Соню соней стали звать.
Соня- соня спит весь день,
Погулять ей даже лень.
Посмотри-ка, Сонюшка:
На дворе-то солнышко!
---- « ------ « -----
Я несусь на самокате
Мимо сосен и берез.
Оставляет на асфальте
Самокат следы колес.
Самокат я сам катаю,
Встану сам, сам разгоню,
Ну а если сам сломаю,
Сам его и починю.
---- « ------ « -----
Молодого пса
В нос ужалила пчела
- Не скули, - сказал я псу, -
Прогони скорей осу.
---- « ------ « -----
Есть посуда - самовар,
Есть машина - самоход,
Есть игрушка - самокат
И, конечно, самолет!
Суп могу я сам варить,
В сад могу я сам ходить,
Самокат мой сам катать,
С горки в санках сам слетать!
Значит, сам я - самовар,
Значит, сам я - самоход,
Значит, сам я - самокат,
Значит, сам я - самолет!
Послушай и перескажи рассказ, где в словах встречается звук [С].
У Сони стакан. В стакане сок из брусники. Брусничный сок кислый. Соня сыплет сахар в стакан. Сок становится сладким. Соня пьет сладкий брусничный сок.
---- « ------ « -----
Пастух пас стадо гусей. Гуси стали улетать в лес. В лесу опасно. Там лисы и совы. Совы могут схватить гусенка, а лисы - взрослого гуся. Пастух созывает всех гусей в стадо своей свирелью.
---- « ------ « -----
Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана - снеговика, санки и собачку.
Послушай, повтори и заучи с четким проговариванием скороговорки.
- Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски
Сыта киска - пуста миска.
---- « ------ « -----
Стынет суп у Сони, Светы
А они сосут конфеты.
---- « ------ « -----
- Я несу суп, суп
- А кому?
- Псу, псу.
---- « ------ « -----
Сова советует сове:
«Ты спи, соседка на софе,
Мне на софе так сладко спится,
И о совятах сон приснится»
---- « ------ « -----
Коси, коса, пока роса
Роса долой, и мы домой.
Кусты густы, густы кусты.
---- « ------ « -----
У Сони и Сани
В сенях сом с усами.
Послушай, повтори, объясни смысл пословиц и поговорок, затем заучи их.
1. У страха глаза велики.
2. Лето собирает, а зима поедает.
3. Трусливому зайке и пенек волк.
4. Все за одного, один за всех.
5. Кто за все берется, тому ничего не удается.
6. Невеличка синичка, да та же птичка.
Послушай загадки и отгадай.
1. у кого из всех зверей хвост пушистей и длинней (лиса).
2. Бел, да не сахар, нет ног, а идет (снег).
3. Семьдесят одежек и все без застежек (капуста).
4. Непоседа птица эта - одного с березой цвета (сорока)
5. Четыре братца под одной шляпкой стоят (стол).
6. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет (сосулька)
7. Днем спит, ночью летает и людей пугает (сова)
8. На сене лежит, сама не ест и другим не дает (собака)
9. Падала пушинкой, растаяла слезинкой (снежинка).
Чтобы ввести звук [C] в спонтанную речь, предлагаем Кате картинку, по которой она должна составить предложения, словосочетания, рассказы.
Методические рекомендации по коррекции фонетической стороны речи у детей 6 г.ж. с ринолалией.
В отечественной логопедии разработаны методические приемы по устранению ринолалии (Е. Ф. Рау, 1933; Ф. А. Рау, 1933; 3. Г. Нелюбова, 1938; В. В. Куколь, 1941; А. Г. Ипполитова, 1955, 1963; И. И. Ермакова, 1984).
Большую значимость имеет система работы, разработанная А. Г. Ипполитовой. Ее система высоко результативна при коррекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характерным для ее методики является сочетание дыхательных и артикуляционных упражнений, последовательность отработки звуков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью. Последовательность работы над звуками определяется подготовленностью артикуляционной базы языка. Наличие полноценных звуков одной группы является производным базисом для формирования следующих. Используются так называемые «опорные» звуки. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.
Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение только с фонетической стороны, ведется по следующим направлениям:
нормализация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта);
формирование артикуляции звуков;
устранение назального оттенка голоса;
дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа;
нормализация просодической стороны речи;
автоматизация приобретенных навыков в свободном ..речевом общении.
Содержание логопедических занятий с детьми с ринолалией включает следующие разделы:
· Формирование речевого дыхания при дифференциации видов вдоха и выдоха.
· Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.
· Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и аффрикат.
· Формирование мягких звуков.
Л. И. Вансовская (1977) предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука а, а с передних гласных и и э, так как именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении с нижними резцами; при произнесении звука и стенки глотки и мягкое нёбо участвуют более активно. От ребенка требуется произнесение звуков негромким голосом, с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводится работа над сонорами (л, р), затем щелевыми и смычными согласными.
Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием речевого аппарата. Большое значение придается также психофизическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.
Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи может включать упражнения по следующим разделам:
· развитие движений мягкого нёба,
· устранение назального оттенка,
· постановка звуков,
· развитие фонематического восприятия.
1. Большое внимание уделяется массажу мягкого нёба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца.
Для массажа используется зонд для звука с. Он обматывается чистой ватой и осторожно двигается вперед-назад по твердому нёбу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на границе твердого и мягкого нёба в поперечном направлении возникает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба. Также эффективен массаж при произнесении звука а -- в это время производится легкий нажим на мягкое нёбо. Полезно производить точечный и толчкообразный массаж пальцем или языком. Массаж должен продолжаться 1,5--2 минуты, т. е. нужно произвести 40--60 быстрых ритмических движений по нёбу (2 раза в день в течение 6--12 месяцев).
2. Работа по активизации мягкого нёба. Для этого применяют следующие упражнения:
Гимнастика для нёба.
· Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удержания мягкого нёба в поднятом положении. Детям предлагается попить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нес и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.