На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Краткие биографические сведения. Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова. Принципы демократизма, гуманизма и народности. Особенности методики. Разнообразными педагогическими понятиями Ломоносов обозначал разделы науки, методы обучения и воспитан

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.03.2005. Сдан: 2005. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание
Краткие биографические сведения………………………………………
3
Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова……………….
6
Принципы демократизма, гуманизма и народности……………………
11
Особенности методики……………………………………………………
18
Заключение………………………………………………………………..
23
Использованная литература………………………………………………
24
Краткие биографические сведения
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском (рядом с Денисовкой) Холмогорского уезда Архангельской губернии в ноябре 1711г. Отец Ломоносова - Василий Дорофеевич был крестьянином-рыбаком, мать -- Елена Ивановна Сивкова -- дочь дьякона из та-мошних мест.
Крестьяне, жившие на севере, не знали крепостной зависимости. Они считались подданными не помещиков, а государства. И это накладывало заметный отпечаток на весь край. Здесь жилось вольнее, богаче. Поморы отличались смелостью, любознательностью, предприимчивостью. Они занимались морским промыслом, торговлей. На высоком уровне у них были ремесла, прикладное искусство. Такая обстановка в известной степени способствовала развитию ценных задатков в характере мальчика.
Грамоте Ломоносов обучился поздно - к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Сохранились любопытные сведения о том, что Ломоносов очень скоро превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника дьяка. Он читал, как сообщается в академической биографии 1784г., «внятно… с особливой приятностью и ломкостью голоса».
Но круг чтения ограничивался на первых порах церковными книгами - псалтырью и часословом. И только после настойчивых поисков Ломоносову удалось достать учебные книги - «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Позже Ломоносов называл эти книги «вратами своей учености».
Ломоносов понимал, что для приобретения больших знаний необходимо выучить латинский, греческий и другие иностранные языки. Овладеть же этими языками можно было только в крупных городах. И вот зимою 1730г. Ломоносов отправился в Москву с тремя рублями, занятыми у соседа, и связкою «любезных» своих книг - грамматикой и арифметикой, составлявших тогда всю его библиотеку.
В Москве сначала Ломоносов подался в Цифирную школу, но то, что изучалось там, юноша уже знал и поэтому стал добиваться зачисления в Славяно-греко-латинскую академию (иначе Спасские школы) - лучшее в то время учебное заведение страны. Однако сделать это было не так просто. Славяно-греко-латинская академия была рассчитана на детей привилегированных сословий: дворян и духовенства. Крестьянских детей туда не принимали. Ломоносов решил пойти на хитрость: он назвал себя сыном холмогорского дворянина и, успешно выдержав вступительные экзамены, был зачислен в младший класс академии. Начались долгожданные дни учения.
В первых четырех классах академии изучали грамматику, в двух средних - риторику Риторика - наука о красноречии, в последних двух - философию и богословие. В академии Ломоносов за пять лет постиг то, что иным не удавалось и за восемь.
Не довольствуясь поурочными заданиями, Ломоносов самостоятельно изучает древнерусскую летопись, труды греческих и римских авторов, знакомится в монастырской библиотеке с книгами по философии, физике, математике. К концу обучения в академии он становится человеком замечательной учености. В особенности значительными были его познания в области истории, поэтики, риторики. По словам Радищева, Ломоносов «пожирал красоты древних витий и стихотворцев; с ними научался он чувствовать изящности природы; с ними научался познавать все уловки искусства».
Когда из Сената приходит распоряжение послать в Петербургскую Академию наук двенадцать самых лучших, «в науках достойных учеников», то в числе отобранных оказался и Ломоносов.
1 января 1736г. вместе с другими одиннадцатью учениками Спасских школ Ломоносов прибыл в Петербург. Начался новый очень важный этап в его жизни. Именно здесь окончательно определились его научные интересы и склонности.
В сентябре 1736г. Ломоносова как лучшего студента Академии вместе с двумя студентами направляют в Марбург (Германия) для изучения химии и горнорудного дела.
В июне 1741г. Ломоносов, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Академии наук. Он проработал в ней свыше 20 лет, доказав, что «гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба». Лишь в 1745г. после энергичных обращений к Елизавете Петровне Ломоносов был, наконец определен в звании профессора химии.
Умер М.В. Ломоносов 15 апреля 1765г. на 54-м году жизни.

Этапы педагогической деятельности

М.В. Ломоносова.

Первый этап (1742-1745). Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Второй этап (1745-1749). Методическая работа. Семинаристов - в университет! Работа над новым уставом.

Третий этап (1750-1755). Программа организации просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.

Четвертый этап (1756-1765). Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.

Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них. Он также выявил взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. Одна из важнейших заслуг Ломоносова - основание Московского университета, где высшее образование получали не только дворяне, но и представители низших сословий.

В век преклонения французской моде, Ломоносов ввел преподавание на родном языке. (Позже господин Фонвизин напишет портрет русского «грамотея» Митрофанушки Простакова, как пример невежества и тунеядства). Ломоносов опубликовал в 1757 году «Российскую грамматику», которая стала на тот момент лучшим учебником для русской школы, правила которого до сегодняшних дней остаются неизменными.

В педагогической деятельности Ломоносова условно можно выделить ряд этапов.

Первый этап (1742--1745) непосредственно связан с преподава-тельской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Следует открыть ряд школ, централизовать народное просвещение. Ломоносов отстаивал мысль о том, что все члены Академии наук должны заниматься педагогической деятельностью.

Ломоносов разработал программу публичных лек-ций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. В 1742 году Ломоносовым уже было написано руководство «Первые основания горной науки, или Горная книжица»; в 1743 году он подготовил «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное»; в 1745 году для студентов перевел с латинского учебник по физике.

Второй этап (1745--1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Одно-временно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. По указу Сената от 17 октября 1745 г. о печа-тании перевода «Экспериментальной физики» Ломоносову предписы-валось прочесть цикл лекций по физике с использованием необходи-мых физических приборов. Первая лекция ученого прошла, по отзы-вам современников, в торжественной обстановке 20 июня 1746 г. На ней присутствовали «сверх многочисленного собрания воинских и гра-жданских разных чинов слушателей и сам господин президент акаде-мии с некоторыми придворными кавалерами и другими знатными пер-сонами». Значение этого факта для развития национальной науки велико, поскольку до Ломоносова все лекции читались на латинском языке.

Занятия с гимназистами и студентами убедили Ломоносова в необ-ходимости преобразования учебной части Академии наук.
28 апреля 1746 года он подготовил документ в академическое собра-ние «О привлечении семинаристов в университет и об увеличении числа учеников гимназии». В документе Ломоносов предложил ото-брать студентов из семинарий и обучать их академическим упражнени-ям. Этим, по его мнению, можно приобрести «для Академии наук зва-ние подлинного Петербургского университета».
Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоно-сова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.
Некогда данное предложение было опробовано Ломоносовым на практике. Так, еще в 1732 и 1735 годах ученики семинарий отбирались для учебы в академии. Из них вышли такие ученые, как С. П. Крашенинников, сам М. В. Ломоносов, академик-астроном Н. И. Попов, соз-датель русского фарфора Д. И. Виноградов, гравер А. Поляков, пере-водчики В. И. Лебедев, И. И. Голубцов, А. А. Барсов.
В 1748 году Синод разрешил выбрать для университета по десять человек из Московской славяно-греко-латинской академии, Новгород-ской и Александро-Невской семинарий.
Уже в этот период Ломоносов считал, что необходимо составить новый регламент (устав) Академического университета. По поруче-нию канцелярии от 13 июня 1748 года разработкой устава занимался ака-демик Г.-Ф. Миллер. Ломоносов вспоминал позже: «В Университете неотменно должно быть место трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляю синодальным учили-щам), в которых бы производились в магистры, лиценциаты и доктора. А ректору при нем не быть особливому, но все то знать эфору или надзирателю, что во внесенном в Историческое собрание регламенте на ректора положено, ибо ректор в университете бывает главный коман-дир, а здесь он только будет иметь одно имя. Не худо, чтобы Универси-тет и Академия имели по примеру иностранных какие-нибудь вольно-сти, а особливо, чтобы они освобождены были от полицейских долж-ностей».
Спустя почти полгода, 7 декабря 1748 года, Ломоносов предложил всех студентов разделить на три класса: «... первого класса студенты ходят на все лекции, для того чтобы иметь понятие обо всех науках и чтобы всяк мог видеть, к какой кто науке больше способен и охоту имеет; второго класса студенты должны ходить на лекции только того класса, в котором их наука, третьего класса студенты те, которые определены уже к одному профессору и упражняются в одной науке. Сим последним должно, по моему мнению, определить ранг армейского прапорщика, а производить их во временные переводчики... а из них в адъюнкты». Это говорит о том, что Ломоносов стремился поднять уровень преподавания в университете. Однако устав утвержден не был.
Третий этап педагогической деятельности Ломоносова (1750-- 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследо-вателями педагогического творчества ученого Ломоносовской про-граммой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосред-ственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей откры-тия Московского университета. В «доношении» в Сенат он обосновал свое предложение тем, что в Москве живет много дворян и разночин-цев; сравнительно меньше требуется денег для обучения, так как «де-шевые средства к содержанию» и довольно большое количество домашних учителей. Поэтому он заботился о том, чтобы учебные заве-дения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа.
Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функциониро-вало три факультета: философский, юридический, медицинский.
Обучение в университете велось преимущественно на русском языке; была создана значительная группа русских профессоров, боровшихся за передовую науку, национальное просвещение и демократическую педагогику. Весь первый состав студен-тов состоял из разночинцев. Университет был автономен, освобожден от политического надзора, сборов, имел свой суд.
Перед университетом Ломоносов поставил несколько целей, объ-единенных идеей служения на «пользу и славу Отечества»:
1) развитие науки (особенно в области философии, истории, русской грамма-тики, права, медицины);
2)популяризация научных знаний (через печать, библиотеку, лекции, диспуты);
3) реше-ние педагогических задач (подготовка образованного молодого поко-ления через университет и гимназии, контроль и руководство учебно-воспитательным делом в учебных заведениях).
При открытии университета первой начала функционировать гим-назия, в состав которой записалось несколько сотен человек. Это во много раз превышало первоначальные планы. Особенно быстро заполнили места гимназисты, находившиеся на казенном содержании. Причиной такого успеха было наиболее целесообразное в тех условиях построение учебного плана гимназии, что явилось важной предпосыл-кой для открытия провинциальных гимназий в России в конце XVIII в.
Четвертый этап - педагогическая деятельность Ломоносова в 1756--1765 годах. Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России.
Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.
Принципы демократизма,
гуманизма и народности.
Демократизм Ломоносова выразился, прежде всего, в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Он отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обуча-ющихся детей в них, а также выступил за единую бессословную систему образования, доступную всем. Он предусмотрел привлечение к обучению детей из «простонародья», заботился о создании мате-риальных условий для получения образования всеми сословиями. Он подметил, что крестьянские дети отлича-ются практической сметкой, умом, трудолюбием: «... к наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний».
В «Проекте переустройства Академии наук» Ломоносов предлагал особо выделить тех, кому требуется «жалованье»: «Подражая, однако, похвальному примеру других университетов, где любознательные юноши питаются от щедрот государей, мы не можем не выделить некоего числа студентов, которые, получая содержание из академичес-ких средств, были бы заняты только слушанием профессорских лекций и научной работой. И хотя, ввиду обширности государства и малого числа университетов, следовало бы довести количество студентов, содержимых на казенный счет, до нескольких сотен, однако же, акаде-мическая казна не выдержит этого, а потому для начала достаточно будет, если установим число таких студентов в 40 человек». В гимна-зии, по его мнению, «число такого рода подростков должно быть, по крайней мере, вдвое больше, чем число студентов, т. е. будет 80 чело-век, воспитывающихся на академические средства. Будут, конечно, сверх того, как и ныне, такие, которых будут содержать сами родите-ли».
При составлении «Проекта регламента московских гимназий» была определена сумма содержания на каждого гимназиста -- 15 рублей в год. Эти деньги предназначались для приобретения одежды, книг и письменных принадлежностей. Кроме того, учащиеся должны быть обеспечены пищей. Но эта статья расходов не входила в сумму содержания. Изменение рыночных цен затрудняло составление определенной сме-ты.
На содержание студентов Ломоносов требовал 100 рублей на каждого в год. В 1763 году сумма на содержание учащегося составляла до 30 рублей в год. Ломоносов считал ее «весьма скудной» и просил доба-вить «по 12 рублев». Кроме того, он добился открытия общежития для гимназистов и студентов, что давало им возможность больше времени уделять учению.
Ломоносов считал, что «гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук... Молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам». Но академическая гимназия не совсем соответствовала его требованиям. Главной причиной такого положения Ломоносов называл «недоброхотство к учащимся россиянам в наставлении, в содержании и в произведении». Оно выражалось в засилии учителей-иностранцев, в отсутствии обучения на русском языке.
Ломоносов пер-вым представил гимназию как прогрессивную форму средней обще-образовательной школы, обозначил ее структуру, выделил особые подразделения:
- российская;
- латинская;
- «первых оснований в науках»;
- «знатнейших европейских языков».
Для каждой из них устанавлива-лись три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Ломоносовская программа образования, преду-сматривавшая расширение сети гимназий и школ в России, отвечала общественным интересам. Она оказала положительное влияние на развитие народного просвещения XVIII -- начала XIX века. Ломоносов явился действительно создателем отечественной общеобразователь-ной школы.
Важное место в ломоносовской программе отводилось высшему образованию. По мнению ученого, университеты должны быть веду-щими в стране учебно-научными центрами, которые оказывали бы решающее влияние на развитие науки и распространение просвещения в России. В 1764 году в «Предположениях об устройстве и уставе Петер-бургской Академии» он глубоко рассмотрел вопрос о содержании выс-шего образования: «Для сохранения людского здоровья и для попече-ния о нем нужно основать факультет медицинский. Для увеличения общественного благосостояния и для создания разных жизненных благ необходимо устроить факультет философский…»
В отличие от западноевропейс-ких университетов Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от бого-словского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки пре-подаются только в подведомственных ему школах...».
Особенностью ломоносовской программы являлась ориентация на общественные потребности в кадрах. Поэтому он рекомендовал при установлении числа университетских кафедр исходить не из количе-ства имевшихся в то время кандидатов, пригодных для замещения про-фессорских вакансий, а из потребностей страны. Это необходимо для того, чтобы «план университета служил во все будущие годы».
Ломоносов распространил сочинения великого чеш-ского педагога Я. А. Коменского, книгу которого «Видимый мир в картинках» он считал необходимым учебным пособием в гимназии. В последствие конференция Московского универ-ситета в 1756 году постановила перевести и данную работу. В 1768 году книга вышла первым изданием, а в 1788 году была издана вторично.
Таким образом, Ломоносову удалось заложить прочный фундамент для дальнейшего развития народного образования в России. Его идея непрерывности начального, среднего и высшего образования во мно-гом определила дальнейший прогресс отечественной науки. В конце XVIII в. Сенат страны признал, что создание гимназии и начальных училищ «весьма полезно обществу». Но только в начале XIX в. была осуществлена последовательная система образования -- от начальной ступени до высшего учебного заведения в масштабах всей страны.
Целью воспитания Ломоносов считал формирование человека-патриота, качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бес-корыстное служение на благо Родины. Идеал воспитания ученый видел в разносторонне развитом, высокообразованном и культурном человеке.
Исходя из принципов гуманизма и народности, Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспиты-вать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодар-ность, великодушие, терпение, незлобие, простосерде-чие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ломоносов предостерегал молодежь о сложностях чело-веческой жизни: «Жизнь человеческая подобна непостоянному морю, следовательно, она от нападения противных случаев колеблется, подобно как море от нападения бурных ветров». Говоря о ценности и значимости бытия людей, ученый п и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.