На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Проблема изучения человека как субъекта воспитания в условиях социально-экономических преобразований. Воззрения ученых на интеграцию школы, семьи, психологической медицины. Государственная политика в области образования в контексте Болонских соглашений.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.09.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Медицина и педагогика на пути интеграции

Сегодня в России в условиях демографического кризиса и интенсивного снижения уровня здоровья населения создание комплексного теоретического и практического человекознания становится одним из главнейших стимулов научного развития. Выдвижение проблемы человека в качестве общенаучной коренным образом изменяет взаимосвязи между различными областями знаний. Так, интеграция медицины и педагогики определяется прежде всего прогрессом в философской, психологической, исторической и других научных сферах. Проблемы соотношения социального и биологического в человеке, воспитания и обучения как здорового ребенка, так и страдающего от хронического заболевания, развития его как личности и т.п. -- целесообразно решать комплексно, в соответствии с достижениями в области человекознания.
В настоящее время наблюдаются существенные изменения в структуре здравоохранения, характеризующиеся сближением мер корректировки образа жизни нуждающегося в этом человека с методами воспитания его в широком смысле этого слова. В свою очередь, работники системы образования решение вопросов нравственного, эстетического, физического воспитания увязывают с разработкой здоровьесберегающих технологий.
В современный период медики и педагоги испытывают потребность в теории человекознания, сближающей и интегрирующей все средства и методы изучения человека, медицинское и педагогическое руководство его развитием. Так, особое значение приобретает проблема изучения человека как субъекта воспитания в условиях социального стресса и экономических преобразований [1]. В целом, в исследованиях общей соматической организации человека и законов его нормальной жизнедеятельности определяющую роль играют биомедицинские, санитарно-гигиенические и, наряду с ними, психолого-педагогические аспекты, отражающие огромный диапазон ресурсов человеческого организма. Таким образом, педагогика и медицина, опираясь на лучший опыт превентивной деятельности педагогов и врачей в обществе, в частности, обучения здоровому образу жизни его членов, объективно объединяются с целью решения определенных жизненно важных задач в интересах индивида, отдельной группы или социума.
Существующее множественное соприкосновение медицинских и педагогических наработок в вопросах воспитания человека находит отражение в медицинской психологии, физиологии, генетике, гигиене и т.д., с одной стороны, в общей и профессиональной педагогике, педологии, возрастной психофизиологии и т.д. -- с другой. Воспитание и обучение в итоге неразрывно связаны с гигиеной и профилактикой, здоровьесбережением, здравотворчеством, а педагогические задачи -- с основной целью медицины, заключающейся в поддержании жизнестойкости, жизнеспособности, продуктивной жизнедеятельности нуждающегося в этом человека.
В XVII--XVIII вв. в естествознании человек рассматривался как продукт биологической эволюции, вид homo sapiens, с присущими ему наследственностью и определенным диапазоном изменчивости. На этом основании в педагогике в то время и был выдвинут принцип природосообразности (Дж. Локк, Ф.А. Дистервег и др.), т.е. соответствия естественному ходу развития человеческой природы. Знание воспитателем психологии и физиологии, по мнению большинства представителей научной общественности, должно было обеспечивать в процессе воспитания гармоничное развитие детей в разные возрастные периоды, начиная с младенческих лет.
С середины XIX в. в условиях наметившейся интеграции естественнонаучных и гуманитарных исследований актуализировалась проблема «Комплексного воспитания человека с учетом единства законов развития природы и общества» (Г.А. Захарьин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский и др.). В 50--80-е гг. XIX в. в научных трудах В. Вундта, С.П. Боткина, У. Джемса, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, И.А. Сикорского и др. по анатомии и физиологии, психологии и педагогике, гигиене и общей теории развития организма человек выступает как целостный организм и общественный индивид одновременно. Таким образом, начальный этап интеграции медицинского образования с педагогическим характеризуется стремлением выдающихся ученых к целостному научному знанию о человеке.
Проблема человека как предмета воспитания в результате стремительного развития психологии, физиологии и других поначалу сугубо медицинских наук потребовала изыскания возможности их педагогического приложения. Стало очевидным, что уже ближайшее будущее педагогики будет связано с расширяющимся включением в ее сферу этих приложений, особенно относящихся к использованию ресурсов человека в целях воспитания. Вскоре на орбиту формирующегося человекознания вышли антропология, демография, этнография, социология. Сложный синтез наук позволяет приступить к разработке принципов моделирования умственной деятельности и, как следствие, процесса обучения. В конце XIX -- начале XX в. теоретическое осмысление данных о скачкообразном характере детского развития и своеобразии психофизической организации ребенка, качественном, а не только количественном отличии его от взрослого, тесной зависимости психического и физического обусловило стремление ученых создать целостное представление о различиях возрастных стадий. Исследовательский бум переживают педагогическая психология, экспериментальная педагогика, гигиена воспитания и т.д., приобретают широкую известность такие отечественные ученые, как В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Б. Залкиид, В.П. Кащенко, П.С. Моложавый, а также зарубежные -- Дж. Болдуин, К. Гросс, Дж.М. Кэттел, Э. Мейман, С. Холл. В 20--80-е гг. XX в. на основе данных физиологии и других дисциплин медицины развиваются педагогическая антропология и педагогическая психология. На данном этапе сочетание клинической диагностики с психолого-педагогической рассматривается как необходимое условие медицинской и педагогической практики. Однако в реальности эта задача по-прежнему остается трудновыполнимой. Но педагогический опыт, бесспорно, является одним из источников социального и психологического знания. В трудах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, Э.М. Моитессори, Л.С. Выготский, Э. Берн, Р.А. Лурия, Д.Б. Элышнин, К. Хорни и др., пристальное внимание уделяется особенностям формирования личности в процессе воспитания и обучения. Согласно их теоретическим позициям, эффективность этого процесса зависит от степени интеграции диагностических медицинских и психолого-педагогических знаний в антрополого-психологической подготовке педагога. Наконец, с 90-х гг. XX в. и по настоящее время сравнительно полнее изучается и обобщается практический опыт воспитания человека, основанного на гуманистических принципах. На различных научных сессиях вопросы здоровья и образования детей рассматриваются в неразрывной связи с проблемой устойчивого развития российского общества и государства. С точки зрения академического сообщества, наиболее актуальными становятся задачи воспитания и образования человека в течение всей его жизни, разработки комплексной стратегии сохранения здоровья нации, законодательного закрепления мер федерального и регионального уровня в области семейной политики. Необходим комплексный подход к формированию среды жизнедеятельности подрастающего поколения, что позволило бы осуществить совместное определение основных научно-практических направлений, обеспечивающих укрепление физического, психического и нравственного здоровья детей, а в дальнейшем -- приступить к подготовке специалистов на основе междисциплинарной интеграции медицинского и педагогического образования.
Наметившиеся тенденции позволяют по-новому посмотреть на научные труды как зарубежных, так и отечественных ученых, с позиций проблем комплексного воспитании человека. Отдавая должное вкладу многих зарубежных деятелей в интеграцию медицинского и педагогического образования (А. Адлер, Ф. Гальтоп, Ф. Дистервег, У. Джемс, И.Г. Песталоццм, К. Роджерс, Г.С. Холл, Э. Фромм и др.), особую роль современные исследователи отводят Дж. Локку и М. Монтессори. Медицинское образование и знание педагогики позволили Локку комплексно решать проблемы ухода за детьми и их воспитания [2, с. 224]. Его идеи получили развитие в педагогической системе Монтессори, созданной посредством интеграции медицинских и педагогических научных знаний о человеке. Теоретическое наследие Монтессори постоянно приковывает внимание медицинской и педагогической общественности. В целостную систему ее педагогической антропологии положена биологическая предпосылка: любая жизнь есть проявление свободной активности, так как ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самореализации [3]. Феномен Марии Монтессори заключается в ее безграничной вере как врача и педагога в природу ребенка и в стремлении исключить какое-либо авторитарное давление па формирующегося человека. В России вопрос об интеграции медицинского и педагогического образования аргументировано подняли Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт и др.
Н.И. Пирогов как ученый, обладавший медицинским и педагогическим знанием, был активным сторонником профилактического направления медицины и народного просвещения. Ему принадлежат знаменитые слова: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной". Ученый оказался прав: в современных социально-экономических условиях медико-педагогический подход, включающий превентивную деятельность, к комплексному воспитанию и развитию личности является актуальным и в здравоохранении, и в образовании. Идею о необходимости медико-педагогического образования с целью "охранения народного здравия" Пирогов высказал в 1870 г. в отзыве "О трудах постоянной медицинской комиссии" Полтавского губернского земства, где утверждал, что "одно пользование больных бесцельно без выполнения гигиенических условий... Земской медицине придется бороться с невежеством народных масс и видоизменить целые мировоззрения...". В связи с этим он рекомендовал медицинскому сообществу установить тесный союз со школой и "соединить образование фельдшеров с образованием учителей" [4, с. 436].
Выступления Н.И. Пирогова по вопросам воспитания и образования имели большой общественный резонанс. С 1856 г. начинается активная деятельность ученого в сфере народного просвещения -- во многом это была рутинная борьба с невежеством и застоем в науке и образовании. В работе "Вопросы жизни" Пирогов подчеркивал жизненную важность образования и науки и утверждал, что в интересах личности и общества необходимо полностью обновить систему воспитания. Он фактически предвидел тот процесс, который в наши дни называется гуманитаризацией естественнонаучного и технического образования.
К.Д. Ушинский неоднократно проводил аналогии между педагогикой и медициной в деятельности умелого врача и опытного педагога: "Леча больного, доктор помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться" [5, с. 15]. Он был уверен в том, что если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Говоря о процессе интеграции медицинского и педагогического образования, нельзя не отметить вклад ученых прошлого в диагностику -- изучение состояний, свойств и резервов человека, позволяющее индивидуально работать с ним в целях его воспитания, обучения, профилактики и лечения. Взаимодополнение клинической диагностики и психодиагностики, специального профессионального знания и общего знания о человеке есть необходимое условие медицинской и педагогической практики. Одним из тех, кто умело совмещал в своей деятельности медицину, физиологию, психологию, педагогику, поражая, по словам И.П. Павлова, способностью "разгадывать болезни и находить против них лучшие средства", был С.П. Боткин.
Влияние русской классической философии сказалось на восприятии Боткиным взаимоотношений организма и внешней среды, целостности организма и его изменчивости, происхождения психической деятельности человека. Человеческий организм он рассматривал во взаимосвязи с внешней средой, а болезнь или здоровье -- как результат воздействия этой среды па организм. Главней; шей задачей практической меди дины и педагогики Боткин считал предупреждение болезни, а не ее лечение, стремился развивать у коллег научно-философское мышление и призывал к критической оценке господствующих доктрин и, следовательно, своей профессиональной деятельности.
В трудах П.Ф. Лесгафта, касаются они анатомии или физиологии, психологии или педагогики, гигиены или общей теории раз и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.