На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История возникновения народных игр и игрушек. Роль и место народных игр и игрушек в современной системе образования. Общее понятие и особенности социализации детей. Важность народных игр и игрушек как одного из основных средств социализации детей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Череповецкий государственный университет
Институт Педагогики и Психологии
Курсовая работа по педагогике
Тема: «Место и роль народных игр в социализации детей»


Выполнил: Студентка ЗДШ - 21
Извозникова Татьяна Викторовна
Проверил: Шилова О.М.
г. Череповец, 2011 г.
Содержание

Введение
1. Народные игры и игрушки в истории педагогики
1.1 История возникновения народных игр и игрушек
1.2 Народные игры и игрушки в современной системе образования
2. Народные игры и игрушки как средство социализации детей
2.1 Понятие социализации детей
2.2 Народные игры как средство социализации детей
3. Народные игрушки как средство социализации детей
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Ребёнок может активно познавать окружающий его мир и приобщаться к действительности через деятельность. Ведущая деятельность детей - игра. Она формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, является спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности. А игрушка сопровождает ребёнка с первых дней его жизни и занимает в его мире особое место. Именно через игрушку ребёнок познаёт окружающий мир, всё его разнообразие. Кроме этого, игрушка является отражением социального развития общества, эпохи.
Проблема игры и игрушки привлекала внимание многих исследователей. Рассмотрим работы некоторых из них.
Н.К.Крупская в своих сочинениях писала, что у каждого ребёнка есть потребность в игре, которую можно объяснить его стремлением знакомиться с окружающим. Она отмечала: «Малыши подражают взрослым в своих играх. А самостоятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое» (10, с.398).
Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он ссылается на исследования А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, которые, по его мнению, внесли новое в психологию детской игры: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек - его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» (19, с.10).
Е.А.Флерина была не только педагогом, чувствующим психологию ребёнка, но и очень талантливым художником. Она внесла значительный вклад в педагогику, написав ряд статей, посвящённых игре и игрушке, которые сыграли немалую роль в создании теории и методики игры. В понимании Флериной игра - творческая деятельность, которая необходима для всестороннего развития детей. В ней ребёнок реализует свои мысли чувства.
Одной из последних работ Е.А.Флериной является доклад на Всероссийском совещании «Педагогика народной игрушки» (1943г.), где автор рассматривает историю народной игрушки, её педагогические и художественные достоинства. Флерина считает, что «…народ в игрушке даёт ребёнку простое, но подлинное, первосортное искусство. Оно близко и понятно ребёнку, учит видеть и понимать окружающую жизнь» (18, с.89).
А.П.Усова в книге «Русское народное творчество детскому саду» раскрывает вопрос о важности детских народных игр и игрушек для воспитания и развития детей. Автор отмечает понятность, доступность народных игр для ребёнка, выявляет воспитательное значение народной игрушки, пишет о необходимости сохранения ценных традиций народных игр и игрушек.
Е.А.Коссаковская уделяет большое внимание образным игрушкам, особое место среди которых занимает кукла. Автор отводит игрушке важную роль в освоении окружающего мира, считает игрушку источником новых знаний, развития интереса к окружающему, средством для формирования нравственных качеств.
Известный педагог в вопросах изучения детской игрушки Д.В. Менджерицкая считает, что игрушка помогает воспитывать у детей интерес к разным видам деятельности, развивает любознательность. Она даёт детям представление о людях разных профессий и национальностей, может помочь воспитать чувство уважения к ним.
Проблема приобщения детей к миру взрослых является актуальной с тех пор, когда была осознана необходимость передачи опыта последующим поколениям. Известно, что во все времена родители учили своих детей всему тому, что умели сами, что могло бы пригодиться детям в жизни.
Вопрос о приобщении детей к социальной действительности решали многие педагоги по-разному. Остановимся на том, как рассматривали проблему социализации детей русские педагоги, такие как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Они считали, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку» (8,с.14). Таким образом, русские педагоги в вопросах социализации придерживались краеведческого принципа, народности и национальности. Это правильно, поскольку для полноценной жизни среди своего народа необходимо знать его культуру, обычаи, традиции, уметь уважать их.
В игре отношения детей между собой являются практикой их первых коллективных взаимодействий. А средствами для социализации детей могут быть и предметы рукотворного мира, среди которых - игрушка.
Учитывая принцип народности, игру как ведущую деятельность детей и игрушку, мы подошли к такому вопросу: как народные игры и игрушки влияют на социализацию детей?
Эта тема очень интересна для исследования. Имеется много литературы, посвящённой народным играм и игрушкам, выявляется их значение для всестороннего развития детей. Но недостаточно литературы, которая могла бы полно ответить на вопрос о роли народных игр и игрушек как средства социализации ребёнка. Поэтому мы хотим наиболее глубоко проанализировать и обобщить имеющуюся литературу и раскрыть поставленную проблему так, чтобы появилась возможность использования полученных наработок в практике воспитания детей.
Выделен объект исследования: народные игры и игрушки.
Предмет исследования: роль народных игр и игрушек в социализации детей.
Цель данной работы: рассмотреть народные игры и игрушки как средство социализации детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отобрать, изучить и проанализировать педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Рассмотреть народные игры и игрушки в истории педагогики.
3. Выявить место народных игр и игрушек в современной системе образования.
4. Изучить вопрос о понимании социализации ребёнка.
5. Рассмотреть народные игры и игрушки как средство социализации детей.
6. Обобщить наработанный материал.
Метод исследования - анализ педагогической литературы.
1. Народные игры и игрушки в истории педагогики

1.1 История возникновения народных игр и игрушек

В различных формах игра сопровождает человечество в течение всего его исторического развития с древних времён и до наших дней. Аристотель, известный мыслитель античности, отмечал важность дошкольного возраста в развитии человека. Он считал, что до пяти лет особое место в воспитании ребёнка должно отводиться играм. «Игры детей должны подражать тому, чем они будут заниматься впоследствии» (12, с.96).
В статье А.Локшина «Игрушки древнего мира» прослеживается мысль о том, что игры детей античности отражали систему общественных отношений того времени. Например, в Древней Греции множество игр носило политический характер, в Афинах была известна «игра в царя», где дети подражали своим отцам, устраивали «судебные процессы» над провинившимися детьми. В этом просматривался процесс воспитания будущих рабовладельцев, которые презирали физический труд и повелевали рабами.
Со времён рабовладельческого строя и до современности игра является своеобразной формой детской деятельности, через которую ребёнок осваивал нормы общественного поведения своей эпохи, знакомился со способами действия с предметами, отражающими уровень развития производительных сил определённого общества.
Игра в разной степени касается почти всех областей народного творчества, начиная с небольших игровых песенок и заканчивая свадьбой, которая является своеобразной драматической игрой с определёнными ролями и чётким поведением каждого персонажа с последовательным развёртыванием сцен с завязкой, развитием действия, кульминацией и финалом.
Другие формы игрового поведения видны в календарных обрядовых праздниках, народных игрищах, которые ещё много поколений назад устраивали на Святки, Масленицу, Троицу и другие праздники.
Первоначально игра была не только развлечением на досуге, а и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Уже в те времена игра учила, наставляла, развивала многие способности человека: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, умение общаться в различных ситуациях.
Несмотря на то, что, так или иначе, человек играет на протяжении всей своей жизни, всё же слово «игра» ассоциируется с детством. Культура детской игры развивалась во взаимосвязи с культурой взрослой, так как дети всегда принимали участие в различных событиях семьи, рода, села. С изменением быта менялась взрослая культура, многие вещи уходили из обихода, но они оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.
В любой культуре есть свои традиции. Присутствуют они и в детском быту. Одна из них - заимствование игр детьми друг у друга. Народные игры поэтому так и названы, что они созданы народом и передаются из поколения в поколение.
Постепенно содержание многих народных игр потеряло свою связь со временем, с эпохой в процессе передачи их через многие поколения. Игры отдалились от условий, которые были источником их возникновения, хотя идеи, вложенные в содержание игр, имеют место и в наши дни.
В педагогике значение народных игр оценивалось высоко. А.П. Усова в своих работах отмечает, что «Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания не только в младенческий и дошкольный период жизни ребёнка, но и в годы его школьной жизни. П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования» (16, с.32). Усова также ссылается на К.Д. Ушинского, который считал, что народные игры наиболее понятны для детей в силу доступности их образов, сюжетов детскому воображению. В России было заложено начало новой национальной системы воспитания детей, в которую были введены и народные игры.
Такие педагоги, как Ушинский, Покровский, Виноградова и другие, призывали собирать и описывать народные игры для того, чтобы сохранить и донести до будущих поколений народный колорит обычаев, празднеств, неповторимость и оригинальность самовыражения народа, своеобразие его языка и формы.
Во все исторические времена с игрой была связана и игрушка. Народная игрушка очень давно вошла в детский быт. Она отображает весь круг детских интересов. Ребёнок знакомится с бытовыми предметами, с миром животных, людей, а также порой уходит в мир фантазий.
У русской игрушки есть своя история. Это ещё раз подтверждает, что она появилась не случайно, а развивалась постепенно как отдельная страница народного искусства, у которой есть свои традиции.
Очень интересна статья педагога-исследователя А. Локшина «Игрушки древнего мира», где просматривается зарождение игрушки с древних времён. Первой игрушкой ребёнка была погремушка, которая вышла родом из Древней Греции. Там существовало поверье, что различные трещотки, погремушки отгоняют от младенцев злых духов, оберегая ребёнка. Затем появились игрушки, которые могли двигаться благодаря несложному механизму. Это были небольшие фигурки из дерева, изображающие животных, людей, например, «Крокодил», «Тигр». Игрушка Древнего Египта «Месильщик теста» нашла отражение в дальнейшем и в творениях русских мастеров. Пример этого - богородская игрушка «Кузнецы». Механизм их движения очень сходен.
Позднее в игрушке возник образ коня. Такие игрушки были очень любимы детьми Древней Греции. Большинство из них делалось из глины. Игрушки отражали события тех времён. Так появилась игрушка «Троянский конь», копирующая огромного деревянного коня, при помощи которого Одиссей взял Трою.
Образ куклы тоже пришёл к нам из глубокой древности, примерно 4 тысячи лет назад. Первоначально это были куклы из тонких дощечек, которые раскрашивались геометрическими узорами, напоминающими одежду. Они не предназначались для детей, а были связаны с религией той эпохи. Древнейшие куклы Египта были погребальным дарованием и должны были скрасить одиночество умершего человека. Считалось, что куклы, изображающие фигуры людей, могут влиять на их судьбу. Их часто делали без ног, так как боялись, что кукла убежит из гробницы.
Постепенно стали появляться и куклы для игры. Они делались из глины, дерева, соломы и других материалов. Дошли они и до наших дней.
Таким образом, игры и игрушки возникли очень давно и сопровождают человека на всём протяжении его существования, играя важную роль в его развитии.
1.2 Народные игры и игрушки в современной системе образования

Народные игры и игрушки дошли до наших дней и сохранили свою педагогическую ценность.
Так как народные игры являются достоянием народа, которое передавалось от поколения к поколению в устной форме, то возникла необходимость собрать, составить и по возможности наиболее полно описать традиционные народные игры. В настоящее время в педагогической литературе имеется ряд сборников народных игр, где авторы подробно описывают их содержание и правила. Среди них «Детские народные подвижные игры» Т.И.Осокиной, А.В. Кенеман, «Русские народные подвижные игры» Литвиновой М.Ф., «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Русский детский игровой фольклор» М.Ю. Новицкой, Г.М. Науменко и другие.
При передаче игр изменялись условия их бытования, соответственно менялись и сами правила. По этой причине народные игры можно назвать результатом коллективного творчества, а при их анализе опираться не на время их появления, а на способ создания и передачи.
Как считает И.А. Качанова, кандидат педагогических наук центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца г. Москвы, внедрение в свою практику народных игр предполагает разработку и размножение дидактических материалов для воспитателей и, возможно, родителей. Также И.А. Качанова отмечает, что «в незапамятные времена были заложены (практикой!) нынешние научные основы педагогики. Так, народной педагогике (и это видно из содержания и идеологии народных (традиционных) игр) принадлежит заслуга определения цели воспитания - простая и ёмкая формула подготовки ребёнка к жизни в условиях существования своего народа. Практический опыт становится (через игру) главным источником познания окружающего людей мира, важнейшим средством развития человеческого разума» (7, с. 91). С этим мнением нельзя не согласиться.
Если проанализировать различные народные игры, можно увидеть, насколько они универсальны: игры развивают память, наблюдательность, внимание, коллективизм, а также ловкость, меткость, выносливость. Таким образом, народные игры важны для современной педагогики, поэтому используются в наши дни. Они не отрицают современные игры, а гармонично дополняют их, добиваясь поставленной цели - развивать ребёнка, готовить его к последующей жизни в окружающем его мире.
Народные игрушки тоже широко используются в современной системе воспитания. Это различные яркие пирамидки, шары, цилиндры из дерева, забавные движущиеся фигурки, такие, как медведь-кузнец, это и кукольная мебель, сплетённая умельцами. Красива и удивительна дымковская, городецкая, семёновская игрушка, которая привлекает к себе взгляд.
Народная игрушка проста, красива и близка ребёнку, она радует, учит, воспитывает. Именно поэтому народная игрушка дошла до наших дней и используется для игр детей или же как предмет эстетического быта.
Таким образом, мы познакомились с историей народных игр и игрушек, сделали вывод об их важности для воспитания детей. Теперь можно перейти к следующей главе исследования, которая будет посвящена вопросу социализации детей и народным играм и игрушкам как средству социализации.
2. Народные игры и игрушки как средство социализации детей

2.1 Понятие социализации детей

Человек является высшим разумным существом. И, согласно христианскому учению, он наделён совершенным телом, богатой душой. Но человек становится высшим существом только среди себе подобных. В нём неразрывно соединяются биологическое и социальное. Социальный опыт человека сохраняется и передаётся от поколения к поколению, делая каждое последующее поколение более образованным, чем предыдущее. Любой индивид становится человеком лишь в процессе социализации. Что же такое социализация? С.А.Козлова представляет три наиболее объективные точки зрения на это понятие.
1. Социализация - это процесс адаптации индивида к окружающему миру. Согласно этой концепции человек должен адаптироваться к человеческому обществу, чтобы жить в нём. И в итоге человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растёт, хотя процесс адаптации происходит у всех по-разному.
2. Социализация - это «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества» (И.С.Кон) (8, с.7).
3. «Социализация - это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик)»(8, с.7).
Во всех трёх подходах к понятию «социализация» просматривается общее - человек так или иначе взаимодействует с социальной действительностью, в результате чего и происходит формирование самого человеческого существа. Но социализация индивида во многом зависит от его собственной активности. Недостаточно лишь приспособиться к окружающему миру и усвоить определённые правила и нормы. Важно научиться взаимодействовать с окружающим миром и уметь преобразовать его. Возможно, это будет наиболее объективной точкой зрения на понимание социализации.
На социализацию детей влияет множество факторов и условий. И чтобы перейти к следующему разделу работы, уточним основные моменты, на которые будет опираться дальнейшее исследование в вопросе социализации детей средствами народных игр и игрушек.
Деятельность является важным условием приобщения детей к социальной действительности. В ней ребёнок не только объект, но и субъект воспитания, который способен активно принимать участие в преобразовании окружающего, а также и в самовоспитании. В деятельности ребёнок самостоятелен в познании социального мира, у него формируются многие личностные качества, характеризующие ребёнка как высшее, социальное существо. Он учится сопереживанию, переживанию, развивает умение проявлять своё отношение и выражать его в различных видах деятельности.
С.А. Козлова считает, что социализация личности происходит более успешно, если ребёнок активен, включён в процесс собственного «социального строительства» (8, с.78). Она указывает на потребность познания самого себя как одного из стимулов включения ребёнка в процесс социализации. При этом важно, чтобы у него сложилось представление о себе как о человеке, чтобы он нашёл своё место среди других людей, мог мыслить, чувствовать, оценивать свои поступки и действия.
Предметный мир имеет большое значение для социализации детей. Предметы окружают ребёнка с рождения и на протяжении всей его жизни. Они помогают ориентироваться в окружающем мире, учат действовать, развивают желание познавать мир.
Ребёнок первоначально общается со взрослыми. Но по мере его развития для него возрастает роль общества других детей. По мнению Козловой, детское общество «живёт по законам, которые хоть и не являются отражением законов, принятых обществом взрослых, но имеют свою специфику» (8, с.96). Детское общество - своеобразный источник информации, которая даёт знания о социальной действительности, так как дети, общаясь между собой, передают то, что узнали от взрослых, при просмотре телепередач и т.д. Такая информация повышает любопытство, заставляет думать, сомневаться, побуждает искать ответы на многие вопросы у взрослых или других детей. Такая информация воспринимается активно.
Но порой такого рода информация бывает неточной в результате своеобразного понимания увиденного или услышанного одним ребёнком и передачи её в таком виде другим детям. В этих случаях дети прибегают к помощи взрослых, переспрашивая у них те или иные факты. В такие моменты важна роль взрослого, который является носителем знаний об окружающем мире, носителем социального опыта, норм и правил поведения. Он организует процесс обучения и воспитания детей.
Воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре тоже вносит свой вклад в процесс социализации детей. Народное творчество может в этом помочь. А.Б. Усова писала: «В народном творчестве исторически сохраняются и вырабатываются присущие народу черты характера и мышления. Поэтому народное творчество имеет более широкое значение, чем то, в каком его применяют воспитатели детских садов: оно имеет значение для патриотического воспитания» (8, с.120).
Таким образом, выделены следующие моменты, на которые мы будем опираться в следующем разделе, рассматривая народные игры и игрушки как средство социализации детей: деятельность, познание самого себя, предметный мир, детское общество, воспитание любви к Отечеству и приобщение к народной культуре.
2.2 Народные игры и игрушки как средство социализации детей
народный игрушка социализация ребенок
Как мы уже говорили, деятельность - важное условие приобщения детей к социальной действительности. В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми.
Участвуя в народных играх, невозможно оставаться пассивным. Народные игры построены на сюжетах, знакомых детям. Они зажигают, заводят детей, будят воображение. Дети, передавая игры друг другу, осваивают их, вносят свои изменения. Здесь имеет место детское творчество. Дети все различны по характеру, темпераменту. Например, ведущая девочка в игре «Яблонька» будет изображать движениями содержание песни так, как она это представляет. Тем самым она передаёт своё отношение к тому, что изображает. Это могут быть и различные эмоции, и выразительные движения, соответствующие тексту песни. В народных играх каждый ребёнок имеет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.