На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения. Значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения, система подвижных игр и методика определения ее эффективности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 22.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



1
/
Введение

Современный кризис, охвативший все сферы жизни в Российской Федерации, представляет собой серьезную проблему для нормального развития человека. При этом самой ранимой и уязвимой частью населения становятся дети младшего школьного возраста. По статистическим данным, в стране лишь 12% здоровых детей, 33% - больных и 55% - с различными отклонениями в состоянии здоровья. По данной Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России - 260 тысяч. Исследования последних лет показывают значительное увеличение числа детей с нарушениями зрения.
Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушения развития детей. Одним из таких условий является создание здоровья сберегающей среды, которая обеспечит оптимальный уровень двигательной активности у учащихся с нарушениями зрения. Двигательная активность может быть достигнута благодаря комплексу подвижных игр.
Проблема: как подвижные игры способствуют развитию физических качеств у детей с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3-4 вида.
Цель: разработать систему подвижных игр для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе 3-4 вида.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
· Показать особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения;
· Показать значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;
· Описать систему подвижных игр для детей с нарушениями зрения;
· Показать результаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс развития.
Предмет исследования: подвижные игры как средство рекреационно-оздоровительных занятий.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация системы подвижных игр повысит уровень физического развития младших школьников с нарушениями зрения.
Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, диагностирование физических качеств.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
1. Теоретические основы рекреации и рекреационных занятий

1.1 Понятие и сущность рекреации и рекреационно-оздоровительных занятий

Научно-обоснованная организация отдыха, направленная на восстановление функциональных возможностей и работоспособности человека с использованием адекватных средств и методов, рекреация охватывает широкий круг проблем, связанных с оздоровительным отдыхом и предполагающих их комплексное использование с соответствующей организацией и планированием.
Рекреация может осуществляться как в специально создаваемых учреждениях (санатории, базы отдыха, пансионаты), так и посредством смены видов деятельности в любительских объединениях по интересам, участие в досуговой деятельности в учебных заведениях, предприятиях, в неформальном общении и с оптимальной организацией собственной жизнедеятельности во внерабочее время.
В рекреации важным средством является двигательная активность, поэтому понятие «двигательная рекреация» конкретизирует понятие, означая, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательный компонент с использованием физических упражнений.
Н.И. Пономарев характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха.
Г.Ф. Шитикова характеризует двигательную рекреацию как двигательную деятельность, направленную на удовлетворение общественно-полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности.
Содержание и формы двигательной рекреации, в отличие от других видов физической культуры, легко могут быть приспособлены к возможностям любой общественной среды, группы занимающихся, внешним условиям, субъективным потребностям каждой личности.
В цивилизованных странах двигательная рекреация развита достаточно широко, она совмещается с занятиями по интересам и массовым оздоровительным спортом.
Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.
Из этого вытекает ряд важных специфических функций адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность:
· гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие);
· оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил);
· развивающая (поддержание физических кондиций);
· воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).
Под влиянием занятий двигательной рекреации в сочетании с другими сферами жизнедеятельности ребенка с отклонениями в развитии расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе.
Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (схема 1).
Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность ребенка с нарушениями в развитии одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.
По своему содержанию адаптивная двигательная рекреация имеет много общего с рекреативно-оздоровительным занятием. Эта общность выражается в функциональных связях, имеющих сущностное, социальное значение. Объединяет эти два вида адаптивной физической культуры независимый самостоятельный выбор двигательной активности, исходящий из внутренней, сугубо личностной потребности самого человека и регламентируемой физическими и психическими возможностями, характером и глубиной нарушений функций организма. Средства, т.е. сами упражнения, могут совпадать в тех случаях, когда предметом двигательной рекреации являются конкретные виды спорта, например, занятия плаванием, бильярдом или волейболом. Основные отличия состоят в следующем. Обязательным атрибутом занятий, включая и рекреативно-оздоровительные, являются соревнования и целенаправленная подготовка к ним, предполагающая непрерывность, цикличность, определенное соотношение общей и специальной подготовки, объема и интенсивности нагрузки и т.п., которые в результате адаптации организма должны привести ребенка с отклонениями в развитии, занимающегося спортом, к состоянию готовности для участия в соревнованиях. Занятия спортом имеют выраженный организационный аспект: расписание, место занятий, относительно постоянный коллектив с определенными ролевыми функциями, правилами и требованиями. Работа проводится под руководством тренера, при участии врача и психолога, контролирующих состояние детей-инвалидов.
В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительных, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть ребенок-инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях учебных заведений, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.
Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте: получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями.
Формы рекреативно-оздоровительных занятий можно классифицировать по разным признакам: по особенностям их применения в разных социологических группах инвалидов, по использованию их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам, направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительной практике является классификация видов рекреации по месту применения:
· в условиях быта и семьи:
К ним относятся упражнения гигиенической гимнастики в сочетании с закаливанием и водными процедурами, подвижные игры, коррекционные и развивающие упражнения в условиях «домашнего стадиона», существующие в традициях семьи, индивидуальные программы комплексов упражнений самокоррекции, саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции и др.
· в условиях учебной и трудовой деятельности:
В процессе учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит всегда организованный характер и представлена так называемыми «мелкими», т.е. непродолжительными формами физических упражнений. Их назначение: профилактика, отдых, активизация функционального состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся: вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах (в школах), в перерывах, после работы - подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др.
· в условиях досуга и активного отдыха:
Самый многообразный арсенал физических упражнений представлен в формах двигательной рекреации в условиях досуга и активного отдыха инвалидов. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, лапта, шашки и др.), плавание и купание, катание на коньках, лыжах, санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристические походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.
Таким образом, если говорить об инвалидах и детях с нарушениями в развитии, то этот вид двигательной активности больше всего соответствует интересам и потребностям данной категории детей и людей, так как является наиболее доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное-процесс, а не результат. Двигательная рекреация утоляет «эмоциональный голод», создает условия равной личности в общении, ибо часто объединяют детей и взрослых, здоровых и инвалидов с различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей.
А.В. Лотоненко указывает, что двигательная рекреация, воспитывая целеустремленность и сознательное приобщение к культурным ценностям, формирует сферу общения, необходимую в условиях духовно-творческой атмосферы повседневной жизни, где проявляется уважение к человеческой индивидуальности и достоинству, формирование истинных человеческих отношений. Совместная деятельность помогает выработать нравственные критерии отношений, самооценку личности, развить способность к самореализации.
В двигательной рекреации удовлетворяется потребность в сопереживании, сопричастности к определенной группе, обществу и реализуемая посредством общения.
Выбор вида двигательной активности определяется внутренними мотивами. Ценностные ориентации могут быть разными, но, как правило, направленными на возможность самореализации своей индивидуальности, физических и психических способностей, намерений, интересов, на перспективу завести новые знакомства, получить определенный статус, самоутвердиться. Иногда это уход от одиночества, способ психологической защиты, что особенно важно для личности и общества в целом, так как рекреативные занятия дают возможность компенсировать неудовлетворенные индивидуальные потребности в общении, сфере профессионального труда, проявить творчество, укрепить здоровье.
Обобщая изложенное, можно сделать следующее заключение:
· адаптивная двигательная рекреация является эффективным способом преодоления замкнутого пространства ребенка с нарушениями в развитии, создает условия психической защищенности, возможности интеграции с другими людьми, природой;
· это биологически оправданная, саморегулируемая двигательная активность, инициирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность, укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятных воздействий;
· это интересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная с преодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических, психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личности и приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. к активному формированию здорового образа жизни.
Перечисленные достоинства дают основание с полным правом считать, что в процессе рекреационно-оздоровительной деятельности комплексно реализуются следующие педагогические и социальные функции, складывающиеся естественным образом за счет использования физических упражнений и путем формирования множественных внешних связей: гедонистическая, оздоровительно-восстановительная, развивающая, ценностно-ориентационная, творческая, самовоспитания, коммуникативная, интегративная, социализирующая и др.
Перечисленные функции двигательной рекреации носят объективный характер и имеют отражение в реальной практике.
Это дает основание считать, что адаптивная двигательная рекреация с ее многообразными функциями представляет собой вид общей культуры человека, является потребностью общественного развития и выступает как социальная ценность.
1.2 Особенности детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения зрения

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Особенности памяти. Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Ограниченный объем, сниженная скорость, и другие недостатки запоминания детей с нарушениями зрения имеют вторичный характер. У детей с нарушениями зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушениями зрения высокий. Образцы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Процессы памяти зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих 6-8 повторений.
Особенности восприятия. У детей с деривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. У слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия - осязательно-двигательная и зрительно-слуховая.
Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.
1.3 Особенности физического развития и двигательных нарушений детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения

Физическое воспитание детей с нарушениями зрения является важной составной частью воспитания. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности.
Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникающих в результате нарушения зрения. У детей с нарушением зрения отмечается отставание в физическом развитии: росте (от 5 до 13 см), массе тела (от 3 до 5%), жизненной емкости легких, объеме грудной клетки (до 4,7 см) и других антропометрических показателях. У большинства детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статистического и динамического равновесия и др. У многих страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.
При нарушении зрения у детей существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора, наиболее ущербного в своем развитии вследствие зр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.