На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы для уроков истории. Методика использования художественной литературы на уроке истории.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.03.2003. Сдан: 2003. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Ми-ни-стер-ст-во об-ра-зо-ва-ния Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции
Став-ро-поль-ский го-су-дар-ст-вен-ный уни-вер-си-тет
К А Ф Е Д Р А И С Т О Р И И

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А

по дис-ци-п-ли-не: Ме-то-ди-ка пре-по-да-ва-ния ис-то-рии
на те-му: «Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния изо-бра-зи-тель-ных средств на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии».
Вы-пол-нил: экс-терн
ПИ-НЯ-ГИН С.В.
Про-ве-рил: до-цент
_______________
Став-ро-поль - 2003
“Что-бы быть хо-ро-шим пре-по-да-ва-те-лем,
нуж-но лю-бить то, что пре-по-да-ешь,
и лю-бить тех, ко-му пре-по-да-ешь.”

В.О.Клю-чев-ский

План.
Вве-де-ние.
1. Ос-нов-ные це-ли ис-поль-зо-ва-ния изо-бра-зи-тель-ных средств на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии.
2. Ме-сто ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ке ис-то-рии и прин-ци-пы ее от-бо-ра.
3. Клас-си-фи-ка-ция про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры для уро-ков ис-то-рии.
4. Ме-то-ди-ка ис-поль-зо-ва-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры на уро-ке ис-то-рии:
а) по-строе-ние уро-ка це-ли-ком на ма-те-риа-ле ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры;
б) ор-га-ни-че-ское вклю-че-ние об-ра-зов ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в из-ло-же-ние ма-те-риа-ла;
в) крат-кий пе-ре-сказ ху-до-же-ст-вен-ных па-мят-ни-ков;
г) крат-кая ци-та-та на уро-ке;
д) про-стран-ная ци-та-та;
е) на-по-ми-на-ние ли-те-ра-тур-но-го об-раза;
ж) раз-бор ли-те-ра-тур-ных па-мят-ни-ков;
з) от-рыв-ки из про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры в ка-че-ст-ве во-про-сов на по-вто-ри-тель-но-обоб-щаю-щих уро-ках.
За-клю-че-ние.
…идея, во-пло-щен-ная в пер-со-на-жи,
дос-туп-нее для ра-зу-ме-ния.

О. Баль-зак

Вве-де-ние.

Ко-гда-то дав-но, в го-ды уче-бы в сред-ней шко-ле, я ни-как не мог-ла оп-ре-де-лить-ся с вы-бо-ром сво-его жиз-нен-но-го пу-ти. У ме-ня бы-ло две стра-сти: ис-то-рия и ли-те-ра-ту-ра. В ито-ге вы-бор был сде-лан в поль-зу ис-то-рии. Но моя лю-бовь к ли-те-ра-ту-ре со-хра-ни-лась. Я по-ня-ла, что став учи-те-лем ис-то-рии, я смо-гу час-тич-но во-пло-тить в жизнь и свою вто-рую меч-ту -- ли-те-ра-тур-ную. Ведь ли-те-ра-ту-ра идет ру-ка об ру-ку с ис-то-ри-ей. И ре-ша-ет те же за-да-чи ис-то-ри-че-ско-го по-зна-ния, но ины-ми, свой-ст-вен-ны-ми толь-ко ей, сред-ст-ва-ми -- сред-ст-ва-ми об-раз-но-го, кар-тин-но-го ото-бра-же-ния дей-ст-ви-тель-но-сти. Нрав-ст-вен-но-вос-пи-та-тель-ное и по-зна-ва-тель-ное зна-че-ние ее не-оце-ни-мо. И те-перь, ра-бо-тая в сред-ней шко-ле, я пы-та-юсь осу-ще-ст-вить этот син-тез, син-тез ис-то-рии и ли-те-ра-ту-ры.

Ос-нов-ные це-ли ис-поль-зо-ва-ния

изо-бра-зи-тель-ных средств

на-гляд-но-сти на уро-ках ис-то-рии

Про-из-ве-де-ния ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры ре-ко-мен-ду-ют-ся во всех школь-ных учеб-ни-ках по ка-ж-до-му кур-су ис-то-рии, при-вле-ка-ют-ся в ка-че-ст-ве вы-ра-зи-тель-но-го ма-те-риа-ла на уро-ках. И все-гда ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра слу-жит для уча-щих-ся од-ним из важ-ных ис-точ-ни-ков для оз-на-ком-ле-ния с ис-то-ри-че-ским про-шлым и од-ним из эф-фек-тив-ных средств их нрав-ст-вен-но-го и эс-те-ти-че-ско-го вос-пи-та-ния. Вы спро-си-те: «По-че-му?» Да по-то-му, что жи-вость и кон-крет-ность ху-до-же-ст-вен-но-го об-раза уси-ли-ва-ют кар-тин-ность по-ве-ст-во-ва-ния и та-ким об-ра-зом соз-да-ют бо-лее кон-крет-ные ис-то-ри-че-ские пред-став-ле-ния у уча-щих-ся.

Ху-до-же-ст-вен-ный об-раз, как пра-ви-ло, от-ли-ча-ет-ся мет-ко-стью и убе-ди-тель-но-стью. И это об-лег-ча-ет вос-при-ятие ис-то-ри-че-ско-го про-шло-го. До-ка-за-тель-ная си-ла ху-до-же-ст-вен-но-го об-раза вос-пи-ты-ва-ет у школь-ни-ков оп-ре-де-лен-ное от-но-ше-ние к изу-чае-мым ис-то-ри-че-ским яв-ле-ни-ям, вы-зы-ва-ет у них со-чув-ст-вие, не-на-висть, вос-хи-ще-ние, воз-му-ще-ние. Яр-кий, вы-ра-зи-тель-ный ху-до-же-ст-вен-ный об-раз воз-дей-ст-ву-ет на лич-ность уча-ще-го-ся все-сто-рон-не: на его ум, чув-ст-во, во-лю, по-ве-де-ние, по-то-му что эти-че-ские нор-мы рас-кры-ты на жи-вых при-ме-рах и в кон-крет-ных си-туа-ци-ях. Ос-та-но-вим-ся на кон-крет-ном при-ме-ре. Есть в кур-се ис-то-рии 5 клас-са те-ма «Бре-ст-ская кре-пость». На уро-ке мы с ре-бя-та-ми го-во-рим о на-ча-ле Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-ны, о тя-же-сти пер-вых дней, о му-же-ст-ве за-щит-ни-ков Бре-ст-ской кре-по-сти. Но ма-те-ри-ал учеб-ни-ка, как мне ка-жет-ся, пре-дель-но сух и не-дос-та-точ-но эмо-цио-на-лен. По-это-му, что-бы соз-дать нуж-ный на-строй на уро-ке, я за-чи-ты-ваю от-ры-вок из по-вес-ти Бо-ри-са Ва-силь-е-ва «В спи-сках не зна-чил-ся» о по-след-них ми-ну-тах жиз-ни лей-те-нан-та Ни-ко-лая Плуж-ни-ко-ва.

«Он шел стро-го и пря-мо, ни-че-го не ви-дя, но точ-но ори-ен-ти-ру-ясь по зву-ку ра-бо-тав-ше-го мо-то-ра. И все стоя-ли на сво-их мес-тах, и он шел один, с тру-дом пе-ре-став-ляя рас-пух-шие, об-мо-ро-жен-ные но-ги.

И вдруг не-мец-кий лей-те-нант звон-ко и на-пря-жен-но, как на па-ра-де, вы-крик-нул ко-ман-ду, и сол-да-ты, щелк-нув каб-лу-ка-ми, чет-ко вски-ну-ли ору-жие «на ка-ра-ул». И не-мец-кий ге-не-рал, чуть по-мед-лив, под-нес ру-ку к фу-раж-ке.

А он, ка-ча-ясь, мед-лен-но шел сквозь строй вра-гов, от-да-вав-ших ему сей-час выс-шие во-ин-ские по-чес-ти. Но он не ви-дел этих по-чес-тей, а ес-ли бы и ви-дел, ему бы-ло бы уже все рав-но. Он был вы-ше всех мыс-ли-мых по-чес-тей, вы-ше сла-вы, вы-ше жиз-ни и вы-ше смер-ти.

Страш-но, в го-лос, как по по-кой-ни-ку, за-кри-ча-ли, за-вы-ли ба-бы. Од-на за дру-гой они па-да-ли на ко-ле-ни в хо-лод-ную ап-рель-скую грязь. Ры-дая, про-тя-ги-ва-ли ру-ки и кла-ня-лись до зем-ли ему, по-след-не-му за-щит-ни-ку так и не по-ко-рив-шей-ся кре-по-сти… Он шел и шел, шел гор-до и уп-ря-мо, как жил, и упал толь-ко то-гда, ко-гда до-шел.

Воз-ле ма-ши-ны.

Он упал на спи-ну, на-взничь, ши-ро-ко рас-ки-нув ру-ки… Упал сво-бод-ным и по-сле жиз-ни, смер-тию смерть по-прав.» Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1986. - стр. 220

Мне ни-ко-гда не за-быть ши-ро-ко рас-кры-тых дет-ских глаз, в ко-то-рых в этот мо-мент мож-но бы-ло про-чи-тать все: вос-хи-ще-ние, страх, не-на-висть, гор-дость. И я спра-ши-ваю се-бя в этот мо-мент: «Раз-ве бы мог школь-ный учеб-ник вы-звать у ре-бят та-кую бу-рю чувств, та-кой ин-те-рес к те-ме, та-кое по-ни-ма-ние?» И са-ма се-бе от-ве-чаю: «К со-жа-ле-нию, нет.»

При-вле-кае-мые на уро-ках ис-то-рии ху-до-же-ст-вен-ные об-ра-зы уси-ли-ва-ют идей-ную на-прав-лен-ность пре-по-да-ва-ния, да-ют учи-те-лю воз-мож-ность до-ве-сти до соз-на-ния уча-щих-ся идей-ное со-дер-жа-ние те-мы в дос-туп-ном кон-крет-ном ви-де, спо-соб-ст-вуя бо-лее проч-но-му за-кре-п-ле-нию в па-мя-ти уча-щих-ся изу-чае-мо-го ис-то-ри-че-ско-го ма-те-риа-ла. Ну, как здесь обой-тись без при-ме-ра? И в пя-том, и в седь-мом клас-сах есть те-ма пет-ров-ских пре-об-ра-зо-ва-ний, строи-тель-ст-ва Пе-тер-бур-га, зна-че-ния это-го го-ро-да для ис-то-ри-че-ско-го бу-ду-ще-го Рос-сии. На эту те-му мож-но дол-го и про-стран-но го-во-рить. Но за-чем? Ведь есть Пуш-кин.

«На бе-ре-гу пус-тын-ных волн

Сто-ял он, дум ве-ли-ких полн,

И вдаль гля-дел…

И ду-мал он:

От-сель гро-зить мы бу-дем шве-ду.

Здесь бу-дет го-род за-ло-жен

На-зло над-мен-но-му со-се-ду.

При-ро-дой здесь нам су-ж-де-но

В Ев-ро-пу про-ру-бить ок-но,

Но-гою твер-дой стать при мо-ре.

Сю-да по но-вым им вол-нам

Все фла-ги в гос-ти бу-дут к нам,

И за-пи-ру-ем на про-сто-ре.

Про-шло сто лет, и юный град,

Пол-нощ-ных стран кра-са и ди-во,

Из тьмы ле-сов, из то-пи блат

Воз-нес-ся пыш-но, гор-де-ли-во…

В гра-нит оде-ла-ся Не-ва;

Мос-ты по-вис-ли над во-да-ми;

Тем-но-зе-ле-ны-ми са-да-ми

Ее по-кры-лись ост-ро-ва,

И пе-ред млад-шею сто-ли-цей

По-мерк-ла ста-рая Мо-ск-ва…» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

В про-из-ве-де-ни-ях ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры мы на-хо-дим кон-крет-ный ма-те-ри-ал, как пра-ви-ло, от-сут-ст-вую-щий в учеб-ных по-со-би-ях, -- об-ста-нов-ку и ко-ло-рит эпо-хи, мет-кие ха-рак-те-ри-сти-ки и де-та-ли бы-та, яр-кие фак-ты и опи-са-ние об-ли-ка лю-дей про-шло-го. На-при-мер, что-бы уча-щие-ся седь-мо-го клас-са бо-лее чет-ко пред-ста-ви-ли се-бе об-лик Емель-я-на Пу-га-че-ва, я за-чи-ты-ваю от-ры-вок из «Ка-пи-тан-ской доч-ки» Пуш-ки-на.

«…му-жик слез с по-ла-тей. На-руж-ность его по-ка-за-лась мне за-ме-ча-тель-ная: он был лет со-ро-ка, рос-ту сред-не-го, ху-до-щав и ши-ро-ко-плеч. В чер-ной бо-ро-де его по-ка-зы-ва-лась про-седь; жи-вые боль-шие гла-за так и бе-га-ли. Ли-цо его име-ло вы-ра-же-ние до-воль-но при-ят-ное, но плу-тов-ское. Во-ло-са бы-ли об-стри-же-ны в кру-жок; на нем был обор-ван-ный ар-мяк и та-тар-ские ша-ро-ва-ры…» Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240

Та-ким об-ра-зом, ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра ил-лю-ст-ри-ру-ет на-уч-ный ма-те-ри-ал ис-то-рии, ком-мен-ти-ру-ет его ху-до-же-ст-вен-ны-ми сю-же-та-ми, уг-луб-ля-ет по-ни-ма-ние, воз-бу-ж-да-ет жи-вой ин-те-рес к яв-ле-ни-ям жиз-ни, вы-зы-вая эмо-цио-наль-ные пе-ре-жи-ва-ния.

Ме-сто ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры

на уро-ке ис-то-рии

и прин-ци-пы ее от-бо-ра.

Ос-нов-ные зна-ния по ис-то-рии уча-щие-ся по-лу-ча-ют че-рез рас-сказ учи-те-ля. Ни-ти рас-ска-за про-кла-ды-ва-ют в соз-на-нии де-тей свя-зи с про-шлым на-ро-да и стра-ны. Сло-во учи-те-ля, пре-дель-но точ-ное, пол-ное стре-ми-тель-ной мыс-ли и не-под-дель-но-го чув-ст-ва, во мно-гом пре-до-пре-де-ля-ет ус-пех обу-че-ния. Од-на-ко учи-тель не все-гда на-хо-дит нуж-ную гам-му яр-ких изо-бра-зи-тель-ных средств для кон-крет-ной и об-раз-ной пе-ре-да-чи зна-ний. На по-мощь ему, а зна-чит и уча-щим-ся, долж-ны прий-ти про-из-ве-де-ния пи-са-те-лей и по-этов.

Но при от-бо-ре про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры для уро-ков ис-то-рии не-об-хо-ди-мо учи-ты-вать два мо-мен-та. Во-пер-вых, по-зна-ва-тель-но-вос-пи-та-тель-ную цен-ность ма-те-риа-ла (т. е. прав-ди-вое из-ло-же-ние ис-то-ри-че-ских яв-ле-ний). С. П. Бо-ро-дин под-чер-ки-вал, что вы-мы-сел «дол-жен на-хо-дить-ся в пре-де-лах ис-то-ри-че-ской и бы-то-вой дос-то-вер-но-сти.» Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 1976, стр. 528-529 Во-вто-рых, его вы-со-кую ху-до-же-ст-вен-ную цен-ность.

От-рыв-ки из про-из-ве-де-ний ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры, ис-поль-зуе-мые на уро-ках ис-то-рии, долж-ны в се-бе со-дер-жать:

1. жи-вое изо-бра-же-ние ис-то-ри-че-ских со-бы-тий, изу-че-ние ко-то-рых пре-ду-смот-ре-но школь-ной про-грам-мой;

2. об-ра-зы ис-то-ри-че-ских дея-те-лей и изо-бра-же-ние на-род-ных масс;

3. кар-тин-ное опи-са-ние об-ста-нов-ки, в ко-то-рой раз-во-ра-чи-ва-ют-ся со-бы-тия про-шло-го.

Т. е. ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра по-мо-га-ет луч-ше ус-ваи-вать ис-то-ри-че-ские со-бы-тия. Но не ка-ж-дое про-из-ве-де-ние ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры мо-жет быть ис-поль-зо-ва-но на уро-ке ис-то-рии. Ну-жен тща-тель-ный от-бор.

Клас-си-фи-ка-ция про-из-ве-де-ний

ху-до-же-ст-вен-ной ли-те-ра-ту-ры

для уро-ков ис-то-рии.

Ху-до-же-ст-вен-ная ли-те-ра-ту-ра, ис-поль-зуе-мая в пре-по-да-ва-нии ис-то-рии, мо-жет быть раз-де-ле-на на две груп-пы: ли-те-ра-тур-ные па-мят-ни-ки изу-чае-мой эпо-хи и ис-то-ри-че-скую бел-лет-ри-сти-ку.

Что мы от-но-сим к ли-те-ра-тур-ным па-мят-ни-кам? Ко-неч-но, это про-из-ве-де-ния, соз-дан-ные в ту эпо-ху, ко-то-рую мы изу-ча-ем, т. е. про-из-ве-де-ния, на-пи-сан-ные со-вре-мен-ни-ка-ми опи-сы-вае-мых яв-ле-ний и со-бы-тий. Про-из-ве-де-ния этой груп-пы яв-ля-ют-ся свое-об-раз-ны-ми до-ку-мен-та-ми эпо-хи и слу-жат для ис-то-ри-че-ской нау-ки од-ним из ис-точ-ни-ков зна-ний о про-шлом. Ко-неч-но, нуж-но учи-ты-вать, что ли-те-ра-тур-ные па-мят-ни-ки эпо-хи изо-бра-жа-ют жизнь сво-его вре-ме-ни сквозь приз-му взгля-дов ав-то-ра. По-это-му не-об-хо-дим кри-ти-че-ский под-ход к ху-до-же-ст-вен-но-му про-из-ве-де-нию. Яр-ки-ми при-ме-ра-ми та-ких про-из-ве-де-ний яв-ля-ют-ся «Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве», на-пи-сан-ное в 1185 го-ду в Кие-ве по слу-чаю на-па-де-ния по-ло-вец-ко-го ха-на Кон-ча-ка. Или «Ска-за-ние о Ма-мае-вом по-бои-ще», по-свя-щен-ное Ку-ли-ков-ской бит-ве.

Дру-гую груп-пу со-став-ля-ют про-из-ве-де-ния ис-то-ри-че-ской бел-лет-ри-сти-ки (ис-то-ри-че-ский ро-ма и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.