На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Условия, способствующие эффективному использованию контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения экономике. Разработка методических рекомендаций по его использованию в процессе обучения. Особенности оценки качества формируемых знаний.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.02.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


36
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы методики использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика»
1.1 Составляющая контрольно-аттестационного комплекта
1.2 Функции контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе
Глава 2. Методические рекомендации использования контрольно-аттестационного комплекта
2.1 Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по дисциплине «Экономика»
2.2 Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по другим дисциплинам экономического направления
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития общества гуманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования в Российской Федерации. В этих условиях образование в общеобразовательной школе рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности, не исключает высокого уровня экономического развития, «…увеличение внимания к личности учащегося, как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектами, моральными и физическими качествами». Такая постановка вопроса требует переориентировки всей системы воспитания и образования на личность ребенка. В связи с этим, одной из главных педагогических проблем, стоящих сегодня перед преподавателем, является формирование у учащихся положительного отношения к процессу обучения, в общем, и к занятиям по экономике в частности. Значение экономического воспитания школьника обусловлено потребностями государства в подготовке трудоспособного подросткового поколения, кадров, востребованных на рынке труда. В связи с интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением компьютеризации, проблема повышения эффективности школьного урока и, в частности, методика использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика» становится наиболее актуальна. Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что изучению контроля знаний и достижений учащихся в процессе обучения всегда уделялось большое внимание в научно-методической, психологической и педагогической литературе, проблема методики использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика» оказалось на периферии внимания, а методических разработок на эту тему недостаточно.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление наиболее эффективных методов использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика».
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Методика использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика».
Цель исследования:
1. Проанализировать научно-методическую, психологическую и педагогическую литературу, посвященную проблеме использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика».
2. Выявить наиболее значимые условия, способствующие эффективному использованию контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по экономике.
3. Разработать методические рекомендации по использованию контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика».
Объект исследования - контрольно-аттестационный комплект по дисциплине «Экономика».
Предмет исследования - использование контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика».
Гипотеза исследования заключается в предположении: правильно подобранная методика использования контрольно-аттестационного комплекта способствует более эффективному контролю знаний учащихся по дисциплине «Экономика».
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть составляющую контрольно-аттестационного комплекта по дисциплине «Экономика».
2. Определить функции контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе.
3. Проверить эффективность методики использования контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе по дисциплине «Экономика».
Теоретико-методологической основой исследования являются методические разработки по проблеме использования контрольно-аттестационного комплекта И.В. Липсица, методическое пособие «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономических знаний» Л.Л. Любимова и Н. Ранневой с методическим пособием «Принципы экономики». Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использован метод анализа научно-методической и психолого-педагогической литературы.
Представленная методологическая система использования контрольно-аттестационного комплекта позволяет более эффективно решать задачу использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика» и другим дисциплинам экономического направления.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 30 страниц компьютерного текста.
Глава 1. Теоретические основы методики использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения по дисциплине «Экономика»
1.1 Составляющая контрольно-аттестационного комплекта
Экономика - относительно новый школьный предмет, преподавание его связано со многими вопросами. В течение более чем десятилетнего школьного существования нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем.
Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является овладение методикой использования контрольно-аттестационного комплекта. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и умение правильно проводить контрольные и аттестационные занятия. Таким образом, успех качественного обучения во многом зависит от методов использования контрольно-аттестационного комплекта. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения. Методическое обеспечение экономического образования на сегодняшний день можно считать достаточным. В настоящий момент существует большое количество учебных пособий и методических материалов по основам экономики, которое постоянно пополняется и обновляется работами отечественных и зарубежных авторов. Можно отметить двухтомник «Экономика» И.В. Липсица, методическое пособие к нему «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономических знаний» Л.Л. Любимова и Н. Ранневой с методическим пособием «Принципы экономики». Хорошим дополнением этого блока учебно-методических пособий, сборники задач А.А.Мицкевича, а также пособие И.В. Липсица, Л. Любимова, Л. Антоновой «Раскрывая тайны экономики» [3, с.158]. Существует также разработанный комплект контрольно-аттестационного материала для проведения текущей и итоговой аттестации школьников по дисциплине «Экономика». Следует отметить, что среди очень близких по значению понятий «контроль», «проверка», «оценка», «отметка» родовым понятием выступает «контроль» [15, с.287]. Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков обучаемых. Выявление и измерение параметров называют проверкой. Поэтому проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, т.е. получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала для своевременного выявления недостатков и пробелов в знаниях. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Оценка фиксируется в виде отметок. Важнейшими принципами контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Контроль должен осуществляться на протяжении всего срока обучения, чем обусловлена необходимость применения всей совокупности методов и форм контроля. Существует ряд составляющих контроля знаний учащихся в образовательном процессе: контрольные работы, зачеты, экзамены, рефераты, проекты и, наконец, тестирование. Наиболее гибкий метод контроля - устный. Он применяется на всех этапах обучения и помогает преподавателю легко поддерживать контакт с учащимися, следить за их мыслями и действиями, корректировать ответы. Письменный контроль дает возможность одновременно выявить подготовленность к обучению всей аудитории учащихся и каждого учащегося (входной контроль), отличается индивидуальный характер выполнения задания, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными формами письменного контроля являются диктант, реферат, изложение, сочинение, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на уроке. Учитывая возрастные особенности учащихся, преподаватели используют также такие формы письменного контроля, как диктант (математический, химический и т.д.), изложение и контрольные письменные работы. При контроле за учебной деятельностью учащихся также предпочтение отдается таким формам письменного контроля, как сочинение, реферат, письменные ответы на вопросы и контрольные письменные работы, проводимые на уроке.
Применяемые в настоящее время для контроля знаний тесты основаны на гомогенном подходе к изучаемой дисциплине, в то время как для комплексной оценки знаний необходим инструмент, измеряющий уровень подготовки по нескольким дисциплинам сразу. В новой парадигме образования обозначенный подход называют междисциплинарным, а соответствующий инструмент диагностики знаний междисциплинарными тестами. Однако проблема заключается в отсутствии методики обработки результатов тестирования. При этом особенно важно, чтобы в методику была заложена способность к дифференциации учащихся по уровню подготовки.
Существует методика, составленная на основе обобщения нескольких педагогических экспериментов по нескольким дисциплинам. Ее основу составляют многомерные статистические методы. На первом этапе предусматривается использование дихотомической системы оценок и использование шкалы логитов[21, с.93]. С помощью факторного анализа производится выделение латентных факторов, интерпретируемых как знания и умения по дисциплинам. Существенно, что в качестве генерального фактора выделяется именно междисциплинарный, отражающий умения учащегося использовать взаимосвязь и взаимовлияние дисциплин для решения комплексных задач. Известно, что факторный анализ сохраняет тип исходной шкалы. Поэтому решение обратной факторной задачи приводит к результатам, представленным в интервальной шкале. Задание интегрального показателя уровня подготовленности позволяет ранжировать учащихся. Размерность полученного факторного пространства не допускает наглядной интерпретации. Поэтому применили метод многомерного шкалирования, чтобы понизить размерность исходного пространства до трех (двух) шкал. Интерпретация шкал позволяет предположить наличие в данной выборке трех (двух) групп учащихся, различающихся качеством подготовки[13, с.260]. Таким образом, проанализировав научно-методическую и педагогическую литературу по методике использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения, мы определили основные составляющие комплекта для контроля и аттестации учащихся. Учителя школ используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы. Устная проверка: развивает речь, учащиеся учатся выражать свои мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся, не фиксируется проверка, а письменной проверкой за небольшое количество времени мы можем проверить знания всех учащихся, также фиксируется проверка и результаты, но не развиваем речь и учащиеся не учатся выражать свои мысли. Поэтому проверку знаний эффективнее проводить в виде зачетных уроков. О функциях контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе речь пойдет в следующем параграфе.
1.2 Функции контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценивать получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Контрольно-аттестационный комплект выполняет следующие функции:
Контролирующую
Обучающую
Диагностическую
Прогностическую
Развивающую
Ориентирующую
Воспитывающую
Схема функции контрольно-аттестационных мероприятий представлена в приложении 1.
Контролирующая функция использования контрольно-аттестационного комплекта состоит в выявлении состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контрольно-аттестационного комплекта определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения. Обучающая функция использования контрольно-аттестационного комплекта заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контрольно-аттестационный комплект способствует также обобщению и систематизации знаний. Сущность диагностической функции использования контрольно-аттестационного комплекта - в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения. Прогностическая функция использования контрольно-аттестационного комплекта служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы). Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса. Развивающая функция использования контрольно-аттестационного комплекта состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Сущность ориентирующей функции использования контрольно-аттестационного комплекта - в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом - насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности. Воспитывающая функция использования контрольно-аттестационного комплекта состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Проверка побуждает учащихся более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду. Выделение функции использования контрольно-аттестационного комплекта подчеркивает его роль и знание в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.
а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора и содержания контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
в) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.
г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого учащегося.
Таким образом, мы рассмотрели основные функции использования контрольно-аттестационного комплекта в процессе обучения. О методике использования данного комплекта на занятиях по дисциплине «Экономика» и других занятиях экономического направления мы поговорим в следующей главе.
Глава 2. Методические рекомендации использования контрольно-аттестационного комплекта
2.1 Методика использования контрольно-аттестационного комплекта на занятиях по дисциплине «Экономика»
Контроль знаний и умений учащихся по дисциплине «Экономика» является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения экономике. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся по дисциплине «Экономика»:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся по экономике;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения экономике является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащихся, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль по дисциплине «Экономика» должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения по дисциплине «Экономика» соответствуют предъявляемым требованиям. Приведем общую схему проведения коллоквиума в форме деловой игры по «Экономике» как наиболее эффективный на наш взгляд вид контрольно-аттестационного мероприятия по экономике.
Организационная часть деловой игры
На предварительном этапе деловой игры осуществляется распределение функциональных обязанностей по ролям. В предлагаемом варианте деловой игры на коллоквиуме по "Экономике" таких ролей четыре: роль преподавателя, роль основного отвечающего, роль ученого знатока и роль ведущего консультанта. Теоретически каждая роль способна выполняться самими школьниками, но для упрощения положения дел на коллоквиуме роль преподавателя играется им самим.
Краткое распределение функциональных обязанностей по ролям выглядит следующим образом:
1. Преподаватель распределяет роли игроков, выполняет координирующие функции, анализирует ответ выступающих, формирует предложения по улучшению методики подготовки всех учеников к экзамену, выставляет им оценки по результатам коллоквиума в журнал посещаемости класса.
2. Основной отвечающий ученик должен сразу же взять экзаменационный билет, выбрать один из двух вопросов, который ему кажется более предпочтительным, и без предварительной подготовки приступить к ответу. После выступления по одному из вопросов билета основной отвечающий вытягивает карточку терминов и понятий и отвечает по ней.
Аудиторию основной отвечающий покидает только по сигналу-разрешению учителя, уже зная свою оценку.
3. Ученый знаток внимательно слушает выступление основного отвечающего по билету и карточке терминов и понятий. По своему желанию ученый знаток имеет право дополнить ответ основного выступающего, предложить свой вариант ответа, как на вопрос билета, так и на те термины и понятия карточки, по которым основной отвечающий не знает правильного ответа, либо сомневается и запросил помощь у ученых знатоков. Все дополнения и сообщения производятся по сигналу-разрешению преподавателя посредством поднятия руки.
4. Ведущий консультант обязан внимательно выслушать ответ четырех человек в своей пятерке и дополнить ответ каждого из них, показав свою экономическую эрудицию и кругозор мышления, умение анализировать поступившую информацию, аргументировано излагать собственную точку зрения. Кроме того, ведущий консультант должен при ответе всех четырех человек по карточке терминов и понятий сформулировать по одиннадцатому и двенадцатому наименованиям карточки две версии ответа: правильную (истинную) и несоответствующую действительности (ложную). Эти версии записываются им на листе бумаги за то время, пока основной отвечающий раскрывает содержание терминов и понятий с 13-го по 20-е.
Правильная и неправильная версии озвучиваются ведущим консультантом исключительно по команде преподавателя.
На огранизационно-подготовительном этапе деловой игры определяются микрогруппы школьников, участвующих в коллоквиуме. Состав микрогрупп - 5 человек в каждой. Они формируются по алфавитному принципу. На роль основного отвечающего выдвигается ученик, хуже, слабее других занимавшийся на уроках или же имеющий множество несанкционированных пропусков, опозданий. На роль ученых знатоков претендуют те из учеников пятерки, которые имеют в сравнении с основным выступающим более высокие показатели учебы на занятиях. Роль ведущего консультанта выполняет старшеклассник, набравший наибольшее количество баллов на уроках в составе такой пятерки. Вероятна ситуация, когда в составе алфавитной пятерки просто некого будет выделить, отметить как наиболее способного и подготовленного ученика. Тогда на роль ведущего консультанта приглашаются школьники-соискатели автоматической оценки "отлично" на экзамене или же те из них, кто вплотную приблизился по показателям учебы к таким "отличникам". Роль преподавателя чаще всего выполняется им самим, но на эту игровую должность в исключительной ситуации может приглашаться и наиболее подготовленный, одаренный ученик. Он будет получать поддержку от учителя, ведущего занятия по данной учебной дисциплине. Из приглашенной в аудиторию "пятерки" три человека рассаживаются по одному на задних рядах и находятся в постоянной готовности придти на помощь основному отвечающему, на месте которого все они обязательно окажутся. Основной отвечающий садится перед учителем, а ведущий консультант рядом с ним.

Ход деловой игры на коллоквиуме

Основной отвечающий берет билет и начинает отвечать, стремясь дать наиболее полный и глубокий ответ по своему вопросу, завершив его выводом. После этого по сигналу руководителя деловой игры вступает в действие ведущий консультант в надежде подтвердить обоснованность своих претензий на получение автоматической оценки "отлично". Дополнение не должно быть чисто формальным, поверхностным. Если ведущий консультант чувствует себя неуверенно, он переводится в аудиторию в разряд ученых знатоков и принимает дальнейшее участие в коллоквиуме на общих основаниях. В дополнениях имеют право участвовать и ученые знатоки. Их качественные, глубокие по содержанию и точные ответы поощряются начислением баллов по принципу: 1 балл - 1 ответ.

Ответы комментируются преподавателем. Если какая-либо важная часть в ответе была пропущена или была раскрыта недостаточно полно и глубоко, без учета материалов уроков, то преподаватель вправе задать уточняющие или наводящие вопросы.

После того, как основной отвечающий раскрыл содержание вопроса в билете, он отвечает по карточке терминов и понятий. В каждой из них - по 20 наименований (количество терминов и понятий может быть пропорционально сокращено в соответствии с требованиями школьной программы по "Экономике"). Каждая карточка охватывает несколько учебных блоков изучаемой дисциплины. На 10 первых наименований карточки старшеклассник дает ответ самостоятельно. По 111 и 12 понятиям основной отвечающий обращается за помощью к ведущему консультанту. Помощь он может получить от последнего лишь тогда, когда ответит на 18 понятий из карточки. По наименованиям карточки с 13 по 20 включительно основной отвечающий может по своему выбору ответить сам или же попросить поддержки у ученых знатоков. Решение о степени самостоятельности ответа повлияет на оценку, которую ему выставят. Ученые знатоки включаются в самую активную фазу деловой игры по указанию преподавателя. За каждый полный ответ по терминам они получают, как и при дополнении выступления основного отвечающего по билету, по одному баллу. Все баллы суммируются и умножаются на коэффициент, равный двум единицам. Если ученый знаток один раз дополнил основного отвечающего по билету и пять раз предложил ему подсказку по терминам, то в его основной карточке останется лишь 8 терминов, первых по счету, на которые знатоку предстоит ответить. Всего в каждой карточке 20 терминов (понятий). Активность на коллоквиуме принесла 12 баллов = (1+5)х2. В его карточке остается 20-12=8 терминов (понятий). На них он и отвечает.

Основной отвечающий, услышав подсказку ученого знатока, данную с согласия преподавателя, использует ее в своем ответе. По возможности основной отвечающий должен пытаться расширить ответ, отмечая значение разбираемой научной категории. Как только завершается опрос по восемнадцати наименованиям карточки (с 1-го по 10-е и с 13-го по 20-е включительно), преподаватель вновь вводит в работу ведущего консультанта, который озвучивает по 2 версии, правильную и неправильную, по одиннадцатому и двенадцатому понятиям карточки. Если он не справляется со своей ролью, то также может переводиться в разряд ученого знатока. Основной выступающий выбирает ту версию, которую он считает верной. На этом участие основного отвечающего в деловой игре полностью завершается, и он покидает аудиторию. Место основного выступающего теперь занимается бывшим ученым знатоком, который также поэтапно отвечает по одному из вопросов в билете, а затем - по карточке терминов и понятий. Ответивший также выходит из аудитории. Ведущий консультант, квалифицированно справившийся со своей функционально-игровой ролью, покидает помещение вместе с 4-м по счету основным отвечающим (бывшим ученым знатоком). Получает автоматическую оценку "отлично" досрочно за экзамен по "Экономике".

Заключительная часть деловой игры< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.