На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Анализ схем и рисунков по дисциплине Физика за 79 классы, за 11 класс, взятых из разных источников. Разработка методики создания рисунков для объяснения темы с помощью возможностей Microsoft Word, CorelDraw и другого программного обеспечения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


45




Методика использования схем и рисунков в курсе по оптике преподавания физики в средней школе

Введение

Основной целью данной курсовой работы является анализ рисунков из раздела физики «Оптика». Для того чтобы понять на какие темы из этого раздела следует уделить особое внимание было решено составить тест, приведённый ниже, содержащий основные вопросы по оптике.

Тест:

1. Какой диапазон длин волн имеет видимый свет?

а) 0,4 - 0,7 мкм

б) 0,3 - 0,5 мкм

в) 0,4 - 0,7 нм

г) 0,3 - 0,7 нм

2. Какой свет соответствует длине волны 0,55 мкм (середина диапазона видимого излучении)?

а) желтый

б) фиолетовый

в) зеленый

г) синий

3. Чему равна скорость света?

а) 3·106 м/с

б) 3·108 км/с

в) 3·108 м/с

г) 3·106 км/с

4. Единица измерения силы света…

а) кандела

б) ампер

в) люмен

г) люкс

5. Какие источники света являются самостоятельными?

а) свечка

б) звезда Вега

в) лампочка

г) светодиод

6. От какого параметра не зависит яркость ламбертовских источников света, в отличии от остальных источников света?

а) от силы света

б) от формы источника

в) от среды, в которой распространяется свет

г) от направления

7. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями - это:

а) призма

б) линза

в) полупрозрачное зеркало

г) абсолютно черное тело

8. Что не является линзой?

а) капля воды

б) стекло

в) капля масла

г) капля чернил

9. Поглощательная способность абсолютно черного тела равна:

а) 0

б) 1

в) 0,1

г) ?

10. Явление дифракции света доказывает какие свойства света?

а) корпускулярные

б) волновые

в) и а) и б)

г) ни а) ни б)

11. Какие свойства света доказывает явление фотоэффекта?

а) корпускулярные

б) волновые

в) и а) и б)

г) ни а) ни б)

12. Способность глаза видеть одинаково далекие и близкие объекты называется…

а) аккомодация

б) дисторсия

в) астигматизм

г) кома

13. Лупа - это

а) рассеивающая линза

б) собирающая линза

в) ни а) ни б)

г) не являющееся линзой тело

14. Из скольких линз состоит микроскоп?

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

15. Сложение когерентных световых колебаний при котором происходит перераспределение интенсивности света - это:

а) дифракция

б) аберрация

в) интерференция

г) поляризация

16. Дисторсия - это зависимость между…

а) яркостью света и скоростью

б) длиной волны и частотой

в) интенсивностью и частотой

г) скоростью света в веществе и частотой волны

17. Какого вида спектров не существует?

а) непрерывного

б) линейчатого

в) полосатого

г) прямого

18. Волны с одинаковой частотой, поляризацией и постоянной разностью фаз называются…

а) поляризованными

б) когерентными

в) световыми

г) открытыми

19. Проявление каких свойств определяет корпускулярно-волновой дуализм?

а) свойств частиц

б) волновых

в) и а) и б)

г) ни а) ни б)

№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Вариант ответа

После анализа полученных результатов было установлено, что наиболее часто учащиеся дают неверный ответ на вопросы по разделам оптики: «Фотометрия», «Геометрическая оптика». Гораздо реже встречаются ошибки в ответах на вопросы по разделам: «Волновая оптика», а именно по темам «Интерференция» и «Дифракция».

Данная курсовая работа посвящена анализу рисунков из разных источников. Это и школьные учебники по физике разных авторов, и учебные пособия для подготовки к единому государственному экзамену. Также в этой работе будут рассмотрены различные программы для создания схем и рисунков по оптике. Будут рассмотрены достоинства и недостатки рисунков в вышеперечисленной литературе, и способы их устранения.

Анализ схем и рисунков 7-9 классы

СОЛНЕЧНОЕ И ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЯ

В учебнике Пинского в отличие от учебного пособия автора Пурышевой, на рисунках солнечного и лунного затмений, соответственно показана траектория движения луны вокруг Земли, что увеличивает мировоззренческие представление учащихся. В учебнике Пёрышкина представлены иллюстрации такого же содержания. Поэтому более удачными я считаю рисунки из учебников Пинского и Пёрышкина.

Рис. 1 Пинский 9 класс

Рис. 2 Пинский 9 класс

Рис. 3 Пёрышкин 8 класс

Рис. 4 Пёрышкин 8 класс

ОТРАЖЕНИЕ И ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА

В учебнике Пурышевой явление отражения и преломления света показано на опыте с оптической шайбой. Это учит школьников хотя бы на бумаге уметь представить и понять эксперимент и сделать выводы по полученным экспериментальным данным. Те же самые рисунки этой установки изображены в учебниках Пинского и Пёрышкина.

Рис. 5 Пурышева 7 класс Рис. 6 Пинский 9 класс Рис. 7 Пёрышкин 8 класс

В учебнике Пурышевой представлены рисунки, на которых пучок параллельных лучей падает на гладкую плоскую поверхность. Такие рисунки есть в учебниках Пинского и Пёрышкина.

Рис. 8 Пурышева 7 класс Рис. 9 Пёрышкин 8 класс

Но у Пурышевой изображён рисунок, на котором пучок параллельных лучей падает на шероховатую поверхность. Это расширяет представление учеников о отражении света, то есть вводится зеркальное и рассеянное изображение. В других учебниках этого не представлено. Также в учебнике Пурышевой отражение света уподобляется отражению мяча от стенки. Эта аналогия упрощает понимание материала школьниками.

Рис. 10 Пурышева 7 класс Рис. 11 Пурышева 7 класс

ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ.

В учебнике Пинского полное внутреннее отражение рассматривается на опыте с оптической шайбой. Другими схемами и рисунками это явление никак не представлено.

В учебнике Пурышевой на рисунке представлено несколько преломлённых лучей, которые переходят из оптически более плотной среды в менее плотную. Также иллюстрируется увеличение угла падения луча, но самого луча, показывающего явление полного отражения, не изображено. Это является существенным недостатком. Но в учебнике данного автора на рисунках проиллюстрировано широкое применение явления полного внутреннего отражения, что безусловно расширяет кругозор учащихся. В учебнике Пёрышкина данное явление не рассматривается.

Рис. 12 Пинский 9 класс Рис. 13 Пурышева 7 класс

Рис. 14 Пурышева 7 класс Рис. 15 Пурышева 7 класс

ВОЛОКОННАЯ ОПТИКА.

Эта тема рассматривается отдельно, как пример применения явления полного отражения света. Пурышева предлагает проделать опыт, схема которого изображена на рисунке и объяснить данное явление. Это вносит разнообразие в изучаемый материал и дает учащимся представление об эксперименте в физике.

Рис. 16 Пурышева 7 класс

На рисунке (17) изображен ход лучей в световодах. На рисунке (18) представлено еще одно применение световодов - передача изображения предмета. Это увеличивает представление учащихся о явлении полного отражения света, расширяет их кругозор.

В учебниках других авторов данная тема не рассматривается.

Рис. 17 Пурышева 7 класс Рис. 18 Пурышева 7 класс

ЛИНЗЫ

В учебнике Пинского, как впрочем, и Перышкина на рисунках (19) и (20) изображены виды линз, различающихся по форме ограничивающих поверхностей. Это позволяет учащимся различать выпуклые и вогнутые линзы между собой.

Рис. 19 Пёрышкин 8 класс

Рис. 20 Пинский 9 класс

На рисунке (21) Перышкина в отличие от других авторов школьных учебников проиллюстрированы изображения сферических поверхностей ограничивающих линзы. Это дает наглядное представление определению оптической оси линзы и позволяет определить ее вид.

Рис. 21 Пёрышкин 8 класс

Ход лучей в выпуклой и вогнутой линзах в учебниках Перышкина, Пурышевой и Пинского изображены практически одинаково. Но у Пинского на рисунке () представлены иллюстрации дефектов линз: сферической аберрации, хроматической аберрации, что расширяет кругозор учащихся. Данная тема в других учебниках не рассматривается.

В своих рисунках Пинский обращает внимание на то, что из всего светового пучка берется и рассматривается только несколько лучей.

Рис. 22 Пёрышкин 8 класс Рис. 23 Пёрышкин 8 класс

Рис. 24 Пинский 9 класс Рис. 25 Пинский 9 класс

Рис. 26 Пурышева 7 класс Рис. 27 Пурышева 7 класс

ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ЛИНЗАХ

В учебнике Пурышевой ход лучей в линзах представлен на рисунке

Рис. 28 Пурышева 7 класс

Рассматривается только построение изображения точечного источника света. А построение изображение предмета остаётся совершенно не раскрытым. Это является серьёзным недостатком. В учебнике Пинского рассматривается построение изображения предмета в выпуклой линзе. Линза изображается на рисунке () не условным обозначением, что по моему мнению несколько загромождает рисунок. Построение изображений в выпуклой линзе и построение изображения точечного источника не рассмотрены в данном учебнике.

Рис. 29 Пинский 9 класс

Наиболее удачные рисунки по данной теме представлены в учебнике Пёрышкина. Они легко воспринимаются и понятны для учащихся. Но построение изображения точечных источников также не проиллюстрировано.

Рис. 30 Пёрышкин 8 класс

Рис. 31 Пёрышкин 8 класс

ПЛОСКОЕ ЗЕРКАЛО.

В учебнике Пёрышкина данная тема представлена на рисунках, отображающих опыт, который предлагает провести автор. Это облегчает понимание материала учащимися.

Рис. 32 Пёрышкин 8 класс Рис. 33 Пёрышкин 8 класс

В учебниках Пинского и Пёрышкина более полно представлено на рисунках эта тема. Но у Пинского в отличие от Пёрышкина уточняется и отображается на рисунке то, что из всего светового потока, который даёт точечный источник, берётся два луча и рассматривается их ход. Это важное замечание, которое не находит отражения у других авторов.

Рис. 34 Пёрышкин 8 класс Рис. 35 Пинский 9 класс

На рисунках в учебнике Пурышевой рассматривается ход лучей при повороте зеркала на тот или иной угол. Но этот рисунок труден для восприятия учащимися, так как он загромождён обозначениями углов и изображениями перпендикуляров к поверхности. Так же в учебнике Пурышевой подробно рассмотрен способ получения нескольких изображений с помощью двух зеркал, расположенных под углом друг к другу. Рассматривается зависимость между углом, под которым расположены зеркала и количеством полученных изображений предмета. Это довольно интересный материал, который проиллюстрирован только в данном учебнике.

Рис. 36 Пурышева 7 класс Рис. 37 Пурышева 7 класс Рис. 38 Пурышева 7 класс

СФЕРИЧЕСКОЕ ЗЕРКАЛО.

В учебнике Пурышевой на рисунке (39) изображены непосредственно вогнутое и выпуклое зеркала и отдельно рассматривается на рисунке (40) ход лучей в вогнутом зеркале. Это позволяет учащимся постепенно осваивать данный материал. Но ход лучей в выпуклом зеркале автором не рассматривается.

Рис. 39 Пурышева 7 класс Рис. 40 Пурышева 7 класс

В учебнике Пинского тема «Сферическое зеркало» раскрыта более подробно и проиллюстрирована более сложными рисунками, с помощью которых осуществляется вывод формулы, определяющей фокусное расстояние вогнутого зеркала. Но способ построения изображения в сферическом зеркале в учебнике Пинского не рассматривается, что является недостатком в раскрытии данной темы.

Рис. 41 Пинский 9 класс Рис. 42 Пинский 9 класс Рис. 43 Пинский 9 класс

Анализ схем и рисунков 11 классе

ПРИНЦИП ГЮЙГЕНСА

Эта тема наиболее обширно и понятно раскрыта в учебнике Касьянова. В нем не только представлен рисунок, но и приведено описание всех его элементов. В то время, как в учебнике Мякишева дан рисунок, который не в полной мере отражает данный принцип, что значительно усложняет понимание его учащимися, к тому же описание к рисунку отсутствует. Да и сама эта тема в учебнике Мякишева описана в сжатой форме.

Рис. 44 Касьянов 11 класс Рис. 45 Касьянов 11 класс Рис. 46 Мякишев 11 класс

ОТРАЖЕНИЕ ВОЛН

Данная тема в учебнике Мякишева иллюстрирована всего одним загроможденным всего одним и трудным для восприятия рисунком. А в учебнике Касьянова эта тема представлена множеством рисунков, которые доступно иллюстрируют отдельные пункты данной темы.

Рис. 47 Мякишев 11 класс Рис. 48 Касьянов 11 класс

Рис. 49 Касьянов 11 класс Рис. 50 Касьянов 11 класс

Рис. 51 Касьянов 11 класс Рис. 52 Касьянов 11 класс

Рис. 53 Касьянов 11 класс Рис. 54 Касьянов 11 класс

Рис. 55 Касьянов 11 класс Рис. 56 Касьянов 11 класс

ЗАКОН ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА

В учебнике Касьянова, данная тема обширно представлена определениями и описанием законов. Кроме того, в нём много рисунков. Подобные рисунки есть и в учебнике Мякишева.

Рис. 57 Касьянов 11 класс Рис. 58 Касьянов 11 класс

Рис. 59 Касьянов 11 класс Рис. 60 Касьянов 11 класс

Рис. 61 Мякишев 11 класс Рис. 62 Мякишев 11 класс

В учебнике Касьянова эффект полного внутреннего отражения изображён в сводном рисунке закона преломления света. На мой взгляд, это большой недостаток и необходимо представить иллюстрацию этого эффекта отдельно, как это сделано в учебнике Мякишева.

Рис. 63 Касьянов 11 класс Рис. 64 Мякишев 11 класс

Рис. 65 Мякишев 11 класс

Так же в учебнике Касьянова приведена иллюстрация распространения света в световоде, которая более обширно показывает закон отражения света, чем иллюстрация в учебнике Мякишева.

Рис. 66 Касьянов 11 класс Рис. 67 Мякишев 11 класс

Кроме того, в учебнике Касьянова есть параграф, где рассмотрено изображение хода лучей при преломлении света. Он полон разнообразных иллюстраций и пояснений к ним. А в учебнике Мякишева этот аспект не рассматривается.

Рис. 68 Касьянов 11 класс Рис. 69 Касьянов 11 класс Рис. 70 Касьянов 11 класс

ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА ПРИЗМОЙ

В учебнике Касьянова на рисунке (71) изображена прямоугольная призма и рассмотрен ход лучей в ней. С помощью этого рисунка проводится вывод формулы для преломляющего угла призмы. Поэтому на нем изображены все необходимые для вывода величины. Но рисунок не загроможден и не затрудняет вывод формулы, а делает этот процесс более наглядным и упрощает его. Также на рисунках представлена призма полного внутреннего отражения. Это дает возможность школьникам понять, что данное явление происходит еще и в призмах и позволяет изучить механизм его возникновения.

Рис. 71 Касьянов 11 класс Рис. 72 Касьянов 11 класс Рис. 73 Касьянов 11 класс

В учебнике Мякишева ход лучей в призме представлен на рисунке (74). Здесь рассматривается общий случай (углы призмы произвольные). Формула для преломляющего угла призмы не выводится, поэтому этот рисунок лишь демонстрирует ход лучей в призме и не загроможден обозначениями.

Рис. 74 Мякишев 11 класс

ИНТЕРФЕРЕНИЦИЯ СВЕТА

Прежде чем рассматривать интерференцию света, в учебнике Мякишева рассмотрено подробно сложение волн, образующихся на поверхности воды, рисунок (75). Этот рисунок наглядно изображает явление интерференции, чем облегчает понимание данной темы учащимися школ. В других учебных пособиях подобных рисунков не представлено.

Рис. 75 Мякишев 11 класс

Также в учебнике Мякишева изображены графики зависимости смещений волн от времени, что также делает материал более наглядным, учит школьников работать с графиками, понимать их и извлекать из них нужную информацию.

Рис. 76 Мякишев 11 класс

Тема «Интерференция в тонких пленках» в учебнике Мякишева представлена рисунком (77) практически аналогичным рисунком (78) в учебнике Касьянова. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.