Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Рассмотрение методических вопросов разработки дипломных работ и методов решения научных задач. Определение основных понятий научная задача, верификация результатов, компиляция. Основные требования к дипломным работам и регламенты их выполнения.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



85
webkursovik.ru/
Содержание

    Введение 3
    1. Методология выполнения дипломной работы
    5
      1.1 Основные цели и задачи настоящего пособия 5
      1.2 Критерии корректности выбранных тем исследований
      8
      1.3 Основные методологические и научные требования к дипломной работе или проекту
      11
      1.4 Критерии оценки качества дипломной работы в ИББ
      12
      1.5 Рекомендации по стилю оформления дипломной работы
      13
      1.6 Научная задача и основные методы ее решения в дипломной работе
      16
        1.6.1 Достоверные факты и их анализ 16
        1.6.2 Применение метода системного анализа при проведении исследований 20
        1.6.3 Применение методов SWOT - анализа и Бостонской матрицы в маркетинговых исследованиях 36
        1.6.4 Оценка срока окупаемости капиталовложений 39
        1.6.5 Методика решения научных задач с использованием статистических методов исследования 43
          1.6.5.1 Пример анализа с использованием метода группировок 43
          1.6.5.2 Методика обработки данных полевых исследований 48
        1.6.6 Решение оптимизационной задачи (на примере планирования ассортимента фармацевтической компании) 54
      1.7 Некоторые подходы к оценке эффективности предложенных решений 70
      2.
      Методические основы выполнения дипломной работы 75
      2.1
      Рекомендации по выполнению дипломной работы 75
        2.1.1 Цель и основные этапы выполнения дипломной работы 75
        2.1.2 Рекомендации по проведению преддипломной практики 78
        2.1.3 Выбор темы дипломной работы 80
        2.1.4 Требования к формулировке темы дипломной работы 81
        2.1.5 Утверждение задания на дипломную работу 87
        2.1.6 Отзыв руководителя дипломной работы 87
        2.1.7 Рецензирование дипломной работы 88
        2.1.8 Подготовка доклада по дипломной работе 90
        2.1.9 Нормоконтроль выполнения дипломных работ 90
        2.2 Подготовка к защите и защита дипломной работы 91
    3. Требования к содержанию дипломной работы 94
      3.1 Структура дипломной работы 94
      3.2
      Методические указания по оформлению дипломной работы 96
        3.2.1 Общие положения 96
        3.2.2 Нумерация страниц 97
        3.2.3 Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов 97
        3.2.4 Порядок оформления иллюстраций 97
        3.2.5 Порядок оформления таблиц 99
        3.2.6 Порядок оформления ссылок 100
        3.2.7 Порядок оформления формул 100
        3.2.8 Порядок оформления перечня обозначений и сокращений 101
        3.2.9 Порядок оформления списка используемых источников 102
        3.2.10 Порядок оформления приложений 102
    Список используемых источников 105
    Приложение
    1 106
    Приложение
    2 111
    Приложение
    3 112
    Приложение
    4 113
    Приложение
    5 115
    Приложение
    6 118
    Приложение
    7 119
    Приложение
    8 120

Введение

В настоящее время сложившаяся система подготовки специалистов в высшей школе предусматривает на заключительном этапе обучения выполнение квалификационной дипломной работы или проекта, которые позволяют оценить степень профессиональной готовности выпускника к предстоящей практической деятельности. Анализируя содержание дипломных работ, мы все более убеждаемся в тенденции снижения уровня их качества. Все больше дипломных работ носит описательный характер, не выявляя истинных причин противоречий исследуемых экономических процессов и не используя методов научной аргументации и моделирования. В то же время в ведущих западных вузах роль выпускных дипломных работ возрастает, улучшается их качество, а главное - научная обоснованность и аргументация. Это связано с особенностями реализации многих западных образовательных систем, в которых акценты делаются на применение новых решений и активизации творческих процессов. Сущность новых образовательных концепций обучения была сформулирована в статье Линдона Ларуша [1]. В основу их положена идея обучения принципам нахождения решений в нестандартных ситуациях и когнитивным процессам поиска и создания творческих решений. Не случайно в современном менеджменте и маркетинге все большее внимание уделяется подходам на основе латеральных (нестандартных) приемов управления процессами и маркетингом. Мы, безусловно, хотели бы видеть в каждой дипломной работе наших студентов интересные, незаурядные решения, практический выход, научно-обоснованную аргументацию. Решение этой задачи не может быть простым. Оно потребует от нас некоторого пересмотра образовательных концепций, повышения качества обучения и вовлечения студентов в научную деятельность. Однако первым, на наш взгляд, эффективным шагом является разработка учебно-методического пособия для студентов и преподавателей кафедры «Комплексной безопасности бизнеса» по разработке дипломных работ и проектов. Хотя подобные пособия есть почти в каждом вузе, нам хотелось отразить не только формальные требования к дипломным работам, но и показать на отдельных примерах методологию научной аргументации, верификации предложенных методик и оценки их экономической эффективности.

Пособие состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются методические вопросы разработки дипломных работ, определяются основные понятия («научная задача», «верификация результатов», «компиляция» и др.), рассматриваются методы решения научных задач на отдельных примерах и приводятся рекомендации по оценке экономической эффективности предложенных дипломником решений.

Во второй и третьей главах изложены основные требования к дипломным работам и регламенты их выполнения.

В работе над настоящим пособием принимали участие профессор А.С. Минзов (введение, глава 1, разделы 2.1-2.4), профессор А.Ю. Невский (разделы 2.5-2.9, 2.2 и приложения) и доцент Н.В.Унижаев (раздел 3). Авторы выражают благодарность профессору Л.М. Кунбутаеву за редактирование рукописи.

1. Методология выполнения дипломной работы

1.1 Основные цели и задачи настоящего пособия

Сегодня существует не так много специальностей высшего образования, по которым не выполняются дипломные работы или проекты. Всегда считалось, что написание дипломной работы должно завершать процесс обучения и является своеобразным способом интегральной оценки профессиональных качеств выпускника вуза. Если проведение государственного комплексного экзамена преследует цель выявить уровень его знаний по отдельным дисциплинам, относящимся к его профессиональной области деятельности, то цель дипломной работы заключается в оценке способности выпускника к решению некоторой профессиональной задачи и публичной защите им своих результатов работы перед Государственной аттестационной комиссией.

Это некоторая преамбула, а реально к разработке такого пособия нас побудило предшествующее ей изучение тенденций и качества выполнения дипломных работ в различных вузах Москвы и, в том числе, в Институте безопасности бизнеса Московского энергетического института (Технического университета). К сожалению, качество выполнения дипломных работ снижается с каждым годом, независимо от вуза. Причин этому несколько.

Первая причина связана с развитием сети Интернет и появлением систем электронной коммерции, что породило у многих студентов состояние уверенности в кажущейся простоте не только добывания информации для рефератов, курсовых и дипломных работ, но и их компиляцию КОМПИЛЯЦИЯ (от лат. compilatio, в буквальном смысле - ограбление) - сочинительство на основе чужих исследований или произведений (литературная Компиляция) без самостоятельной обработки источников; работа, составленная таким методом. В вычислительной технике термин «компиляция» представляет собой весьма важный этап перевода программы с алгоритмического языка на машинный код (автор). на основе готовых работ. Хочется отметить, что явление компиляции характерно в большей степени только для стран СНГ. На Западе и, особенно в США, это явление преследуется на государственном уровне, законодательно, а также противоречит этическим нормам, существующим в образовательных системах. Например, учащийся колледжа в США может быть исключен за представленный в реферате фрагмент компилированного материала. По нашему глубокому убеждению, борьба с компиляцией является государственной задачей, так как распространение явления компиляции ведет ни много не мало к интеллектуальному вырождению нации.

Очень настораживает «подталкивание» учащихся и студентов со стороны некоторых граждан к использованию при отчетности в учебном заведении предлагаемых в Интернет на платной основе готовых рефератов и дипломных работ, самостоятельное выполнение которых обучаемыми предусмотрено государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами.

Сегодня в русскоязычном Интернет существуют не менее трехсот ссылок на сайты, в которых предлагаются готовые или выполняемые под заказ работы практически по любой специальности. Характерно, что формально компиляция представляет собой деяние, при котором нарушаются авторские права на интеллектуальную собственность. Однако, чаще всего сами авторы продают или просто распространяют в Интернет свою собственность, не особо заботясь о последствиях. Качество этих работ невысокое, так как в них отражается, чаще всего, лишь формальная сторона рассматриваемых вопросов вместо их анализа и исследования темы, не затрагивая ее сущность. Ранее, когда уровень развития информационно-коммуникационных технологий был значительно ниже, основные усилия студенты тратили на добывание информации из литературных источников, их анализ и обобщение. Кстати, компилированные работы, как правило, достаточно легко распознаются по обильному, но труднодоступному для студентов материалу аналитического обзора. Нам приходилось видеть дипломные работы, в которых студентом предпринималась попытка, при анализе маркетинговых стратегий фирмы Adidas весьма подробно, на 40-50 страницах, описывать нравоучительные истории из жизни семьи основателя этой фирмы, начиная с 1900 года до наших времен.

Вторая причина связана с первой и заключается в неготовности сегодня системы высшего образования России к эффективному использованию современных информационных технологий во всех составляющих образовательного процесса, складывающаяся из неготовности руководства системы и профессорско-преподавательского состава к работе с новыми информационными технологиями.

В результате этого тормозится развитие форм общения между руководством Минобразования РФ, ППС и студенческим контингентом, а также внутри этих групп участников образовательного процесса. Соответственно не используются новые возможности для совершенствования форм и критериев оценки знаний студентов и качества выполненных ими работ.

Третья причина, на наш взгляд, заключается в несовершенстве образовательных стандартов, которые в принципе не гарантируют качества выпускаемых специалистов и не отражают современные международные требования к выпускникам вузов. Сегодня, в заложенных в этих стандартах моделях профессиональной деятельности специалистов, практически отсутствуют такие важные требования к выпускникам как умение выполнять аналитические исследования в области профессиональной деятельности, решать новые, ранее не рассматривающиеся в учебном процессе задачи, ориентироваться в неожиданных ситуациях, предлагать, обосновывать и отстаивать свои решения. На научной конференции «Качество, безопасность и диагностика в информационном обществе» (КБД-2007) в г. Адлере в 2007 году представителями крупных компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий отмечалось отсутствие у выпускников большинства ведущих вузов Москвы системного, структурного и аналитического мышления. Это обстоятельство приводит к невостребованности выпускников и невозможности последующей их профессиональной переориентации.

Конечно, сегодня мы не в состоянии в полной мере перестроить направленность учебного процесса на формирование этих качеств у студентов из-за жестких требований Государственных образовательных стандартов. Однако, на этапе выполнения дипломных работ, мы можем, в некоторой степени, сформировать у наших выпускников те качества, которые сегодня более всего ценятся в обществе. Таким образом, целями настоящего методического пособия являются:

1. Разработка требований к тематике дипломных работ и их содержанию, которые учитывали бы современный уровень развития ИКТ и смещали акценты в сторону аналитической профессиональной деятельности и синтеза новых решений и проектов.

2. Демонстрация на конкретных примерах применения методов решения некоторых научных задач.

3. Разработка регламентов выполнения и контроля качества дипломных работ начиная с этапа выбора темы до защиты перед ГАК, для снижения вероятности компиляции при написании работ.

Основная задача настоящего пособия - создание таких методических основ выполнения дипломных работ, которые в условиях развитых информационно-коммуникационных технологий, позволили бы исключить или хотя бы значительно снизить увлечение студентов возможностью использования в дипломных работах компилированного материала.

1.2 Критерии корректности выбранных тем исследований

Преподавателям, очень часто приходится сталкиваться с некорректно звучащими темами дипломных работ. Например:

· «Проблема девальвации доллара по отношению к рублю»;

· «Совершенствование системы налоговых сборов с подакцизных товаров»;

· «Система страхования в России на современном этапе», и нечто подобное.

Мы не будем останавливаться на анализе этих тем. Они не характерны для дипломных работ, так как носят глобальный характер. Но причина выбора подобных тем вполне очевидна: в их раскрытии чаще всего используются компилированные, материалы, причем в ряде случаев из единого источника.

Приведем некоторые правила выбора корректных тем исследования:

1. Темы дипломных работ должны носить конкретный характер, касающийся процесса или объекта исследования (хозяйствующего субъекта). Исследования в отрасли, стране и даже мировом масштабе требуют очень большого количества достоверных источников информации, что чаще всего студенту недоступно.

2. Темы могут носить аналитический характер, но они всегда должны иметь практический смысл.

3. В названии должна быть отражена будущая профессиональная направленность специальности студента и, возможно, его специализации.

4. В названии темы должно отсутствовать слово «проблема». Такие исследования требуют более высокого уровня автора подготовки и наличия у него ученой степени «кандидат наук».

5. В названии темы не должно быть профессионального сленга. Например, темы типа «Маркетинговые исследования брендированных дженериков в России» недопустимы, так как в существующих отраслевых стандартах такая терминология не используется.

6. В названии темы нежелательно использование предметных областей, недоступных для членов ГАК. Например, темы типа «Тенденции развития монгольско-российских малых предприятий на Камчатке» не приветствуются.

7. В названии темы нежелательно использование иностранных слов, если они не имеют общеупотребительного применения. Лучше использовать их российские синонимы.

8. Тема должна иметь законченный смысл, чтобы четко определить границы исследования. Например, тема дипломной работы «Кредитные риски» не носит законченного характера и, скорее, напоминает название монографии или раздела учебника.

9. Предметом исследования в названии темы могут быть только те области, которые определяются заданной Государственным образовательным стандартом моделью специалиста. Например, будущий экономист не должен разрабатывать тему «Разработка Интернет - портала туристической фирмы».

Безусловно, что выбор темы представляет собой сложный и не одномоментный процесс, поэтому мы перед началом учебного года, размещаем на сайте diplom.ibbusiness.ru перечень корректно сформулированных тем для наших специальностей. В заключение приведем варианты некорректно выбранных тем по специальностям «Экономика и управление» и «Менеджмент организации», которые широко рекламируются в сети Интернет для продажи (табл.1).

Таблица 1

Примеры некорректно выбранных тем

Бухгалтерский учет.

Конкурентная способность работника на рынке труда.

Конкуренция и её экономическая роль. Виды конкуренции.

Анализ заработной платы и других показателей по труду.

Анализ рынка коммерческой рекламы.

Банки, банковская система, риски.

Банковская система.

Банкротство предприятий в современных условиях.

Бюджетный дефицит и государственный долг.

Вступление России в ВТО.

Вывоз капитала из России.

Государственная социальная политика.

Дефолт 1998 года.

Доходы и прожиточный минимум в рыночной экономике.

Кредитно-денежная политика.

Мировая экономика и ее проблемы.

Приватизация.

Природные ресурсы, как экономический фактор.

Роль человека в современной экономике.

Рынок и конкуренция.

Рынок труда в современной рыночной экономике.

Рынок ценных бумаг: функции и основные закономерности развития. Первичный и вторичный рынок.

Формы и виды монополий.

Холдинг.

Женщина-руководитель: проблемы и достижения.

Моральные и материальные стимулы в мотивировании персонала.

Обучение кадров предприятия. Повышение квалификации персонала.

Психогигиена стресса в организации как основа стабильности ее поведения.

Развитие теории и практики менеджмента.

Стратегическое планирование.

Управление издержками предприятия.

Управление муниципальным предприятием теплоснабжения.

Управление персоналом на предприятии.

Мы не будем комментировать каждую тему из этой таблицы. Ни одна из них не отвечает критериям правильно выбранных тем дипломных работ. В самой постановке любой из этих тем заложена возможность использования компилированных материалов.

1.3 Основные методологические и научные требования к дипломной работе или проекту

Дипломная работа является, прежде всего, научным произведением, выполненным автором самостоятельно на заданную или выбранную тему и имеет принятую структуру и стиль изложения. В дипломной работе должен быть обязательно сделан анализ ситуации, выявлены противоречия, разработаны и обоснованы пути разрешения противоречий. Важным этапом в любой работе является доказательство (верификация) возможности реализации предложенных дипломником решений и оценка их экономической эффективности. По существу дипломная работа должна показывать уровень профессиональной зрелости выпускника и его готовности к решению практических задач. При существующей рыночной экономике все предложения и обоснования должны носить инновационный характер, т.е. иметь новое решение или новый механизм устранения противоречий, позволяющие использовать их в бизнесе.

1.4 Критерии оценки качества дипломной работы в ИББ

Дипломная работа считается качественной, если выполняются следующие правила при ее разработке:

1. Тема дипломной работы сформулирована в соответствии с требованиями или выбрана из списка тем, рекомендованных кафедрой.

2. Дипломная работа соответствует требованиям нормоконтроля.

3. Тема работы соответствует теме утвержденной ранее в приказе ИББ.

4. В работе отсутствуют компилированные материалы. В том случае, если они обнаруживаются, работа к защите не принимается.

5. В работе решена задача:

· проведен анализ существующего состояния предметной области одним из научных методов исследования;

· найдены существующие противоречия;

· поставлены задачи по разрешению противоречий;

· разработаны предложения, разрешающие противоречия;

· проведены расчеты по экономической эффективности предложенных решений;

· сделаны аргументированные выводы.

6. Работа имеет практический смысл.

7. Работа выполнена студентом самостоятельно и не содержит ошибок.

1.5 Рекомендации по стилю оформления дипломной работы

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Изложение ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское "я" как бы отступает на второй план.

Сейчас стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо "я" употребляет "мы", считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению. Став фактом научной речи, местоимение "мы" обусловило целый ряд новых значений и производных от них оборотов. В частности, с притяжательным местоимением типа "по нашему мнению".

В последнее время авторы научных работ стали прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения, например: «Проведенный анализ позволил выявить следующее…». Употребляется также форма изложения от третьего лица, например, "автор полагает...". Аналогичную функцию выполняют предложения со страдательным залогом, например: "Разработан комплексный подход к исследованию...".

Культура научной речи определяется, прежде всего, точностью, ясностью и краткостью изложения. Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключенной в тексте информации. Признак плохого стиля - пересыпать свою речь канцелярскими словами, "щеголять" заумной терминологией. Это мешает писать просто и понятно. Особенно мешает точности высказываний злоупотребление иностранными словами. Часто этому сопутствует и элементарное незнание смысла слова.

Часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно.

В научной речи для обозначения новых понятий нередко создаются новые слова. В результате появляются такие неуклюжие слова, как "колеблемость временного ряда" (от глагола "колебать").

Снижает точность сообщаемой информации проникновение в научную речь просторечных и жаргонных слов, которые употребляются вместо соответствующих терминов. Например, «дистантное обучение» вместо «дистанционное обучение».

Другое необходимое качество научной речи - ее ясность. Ясность - это умение писать доступно для других людей имеющих отношение к изложенной тематике. Часто авторы пишут "и т.д." в тех случаях, когда не знают, как продолжить перечисление, или вводят в текст фразу "вполне очевидно", когда не могут изложить доводы. Оборот "известным образом" нередко указывает на то, что автор не знает каким конкретно образом.

В ряде случаев нарушение ясности изложения вызывается стремлением отдельных авторов придать своему труду видимость научности. Отсюда и совершенно ненужное наукообразие, когда всем хорошо знакомым предметам дают усложненные названия.

Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе. Например: "Компьютерный класс обеспечивает обучение студентов двадцати и более". В этой фразе подлежащее не отличается по форме от прямого дополнения и поэтому не ясно, кто (или что) является субъектом действия: компьютерный класс или студенты, обучающиеся в нем.

Нередко доступность называют простотой. Простота изложения способствует тому, что текст работы читается легко, т.е. когда мысли ее автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту и примитивность. Поэтому с другой стороны стиль изложения и используемая терминология должны быть рассчитаны на восприятие специалистом, не нуждающимся в упрощении текста.

Краткость - третье необходимое и обязательное качество научной речи, также определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного «мусора». Каждое слово и выражение должно служить цели, которую можно сформулировать следующим образом: как можно точнее, и короче изложить суть дела. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть исключены из текста работы.

Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Например: "Проверкой было установлено, что существующие расценки во многих торговых точках нашего города были значительно завышены" (несуществующие цены не могут быть ни завышены, ни занижены).

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами, когда в текст вкрапливаются слова, ненужные по смыслу. Такие слова в работе свидетельствуют не только о языковой небрежности ее автора, но и часто указывают на нечеткость представления о предмете речи или о том, что он просто не понимает точного смысла заимствованного из чужого языка слова. Так появляются сочетания типа: интервал перерыва, внутренний интерьер, габаритные размеры и пр. К речевой избыточности следует отнести и употребление без надобности иностранных слов, которые дублируют русские слова и тем самым неоправданно усложняют высказывание. Зачем, например, говорить "ничего экстраординарного", когда можно сказать "ничего особенного"; вместо ординарный - обыкновенный, вместо индифферентно - равнодушно, вместо игнорировать - не замечать, вместо лимитировать - ограничивать, вместо ориентировочно - примерно, вместо функционировать - действовать, вместо диверсификация - разнообразие, вместо детерминировать - определять, вместо апробировать - проверять.

Неправильное или параллельное употребление иноязычной лексики ведет, как правило, к ненужным повторениям, например: "промышленная индустрия" (в слове "индустрия" уже заключено понятие "промышленная"), "форсировать строительство ускоренными темпами" ("форсировать" и означает "вести ускоренными темпами"), "потерпеть полное фиаско" ("фиаско" и есть "полное поражение").

Другая разновидность многословия -- тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами. Многие работы буквально переполнены повторениями одинаковых или близких по значению слов, например: "в августе месяце", "схематический план" и т.п. Помимо лексических форм многословия, в работах нередки и стилистические недочеты речевой избыточности, среди которых преобладают канцеляризмы, засоряющие язык и придающие ему казенный оттенок. Особенно часто канцеляризмы проникают в научную речь и лишая ее эмоциональности и краткости. Например: «В деле повышения экономичности работы … ».

1.6 Научная задача и основные методы ее решения в дипломной работе

1.6.1 Достоверные факты и их анализ

Научный характер дипломной работы предполагает решение научной задачи, которое включает следующие обязательные элементы: постановку задачи исследования, анализ ситуации и нахождение основных противоречий, поиск и обоснование научных методов их разрешения, решение задачи и формирование выводов, разработку предложений по разрешению противоречий и оценку экономической эффективности.

Остановимся более подробно на методах решения научных задач и анализа результатов, принятых сегодня в гуманитарных и естественнонаучных специальностях. На рисунке 1 показаны основные научные задачи и рассмотрены методы их решения. Сразу оговоримся, что не все из рассмотренных методов изучались по программам вуза, но система изучения естественно-научных и профессиональных дисциплин позволяет студенту самостоятельно освоить необходимый метод решения научной задачи.

Исходными данными для анализа являются достоверные факты. В качестве достоверных фактов могут рассматриваться данные отчетности, продаж, материалы маркетинговых исследований, результаты опросов клиентов, если они выполнены по правилам и гарантируют объективность исследований, сведения из балансов предприятия, другие данные, официально представляемые для отчетности в налоговые, статистические органы, и другие. Данные, полученные неофициальным путем, не являются достоверными фактами.

Рис.1. Классификация научных задач, формулируемых в дипломных работах, и методов их решения

При проведении исследования в ходе решения исследуемой задачи, полученные результаты должны правильно интерпретироваться с учетом знания предметной области и правильно выявленных причинно-следственных связей.

Приведем небольшой пример некорректного использования фактов. На одной международной конференции мне была представлена профессор Х. (из уважения к женщине не привожу здесь ее фамилию и инициалы), специалист в области гомеостатики в медицине. Узнав о том, что автор занимается проблемами новых образовательных и информационных технологий на основе внедрения в учебный процесс компьютерных и телекоммуникационных систем, Х. высказала научный факт, что внедрение подобных систем приводит к полной деградации обучаемых. Признаком этого, по ее мнению неоспоримого факта, она считала неумение человека, владеющего информационными технологиями, совершать простые логические действия, понимать и правильно воспринимать окружающий мир, сужая его до «виртуального пространства» в телекоммуникациях. Вполне естественно, что этот факт достаточно новый, поэтому в дискуссии были затронуты вопросы его объективности и достоверности. Более того, этот факт профессор Х. предполагала опубликовать в ближайшее время в серии научных статей. В ходе дискуссии выяснилось следующее: профессор предлагала нескольким секретарям напечатать статью, в которой на каждой странице размещалось 32 строки по 64 символа в каждой. Ни один из хорошо подготовленных секретарей сделать этого не смог, так как каждый из них работал в текстовом редакторе MS Word. Особенность этого редактора заключается в том, что для большей читаемости документа каждый символ в строке может несколько отличаться по ширине.

В современных системах редактирования текста количество символов в строке не является важным. Главное - это возможности редактирования текста, которые в современных редакторах практически не ограничены. Таким образом, профессором Х. была поставлена исполнителям некорректная задача. Самое важное, что объяснения исполнителей были совершенно непонятны профессору X. На основании этого она и сделала «научные выводы» по этим фактам. Это типичная ошибка и причины ее в следующем:

Эксперимент не был спланирован, все выводы были сделаны на анализе бытовой ситуации, в которой принимала личное участие профессор Х.;

Выводы должны быть сделаны по достаточному количеству данных, только тогда они могут быть достоверными;

Форма проведения научной дискуссии показала, что профессор X. не проявила объективности в исследовании этой проблемы (то, что подобная проблема существует, для меня вполне очевидно);

Предметная область этой проблемы должна быть очень хорошо известна исследователю.

Вывод в этой ситуации очевиден - приведенный научный факт не достоверен. Поэтому строить на нем дальнейшие выводы невозможно и даже опасно. В последующих разделах мы рассмотрим применение некоторых методов исследования при решении научных задач.

1.6.2 Применение метода системного анализа при проведении исследований

В основе системного подхода к анализу явлений положена методология научной и социальной практики рассмотрения объектов, процессов и явлений как систем. Системный подход заключается в целостности объекта, в выявлении многообразных связей и сведение их в единую теоретическую картину.

Для понимания сути системного подхода определим понятие система. Система - это полный, целостный набор взаимосвязанных между собой и функционирующих с определенной целью элементов. Отличительное свойство любой правильно организованной системы заключается в том, что совокупность свойств отдельных ее элементов всегда меньше возможности самой системы. Структура простейшей системы представлена на рис.2.

Рис.2. Структурная схема простейшей системы (контур управления)

Управляющий орган вырабатывает определенное управляющее воздействие и передает его на объект управления с использованием прямой связи. Результат управляющего воздействия передается от управляемого объекта с использованием обратной связи. Под внешней средой понимаются те элементы системы, которые остались за пределами рассмотренного контура управления.

Основой анализа сложных систем служат следующие принципы [2], позволяющие установить закономерности поведения систем в зависимости от их сложности (так называемые принципы усложняющегося поведения систем):

· вещественно-энергетического баланса;

· гомеостаза;

· выбора решений;

· перспективной активности;

· рефлексии.

Первый принцип рассмотрения систем (вещественно-энергетического баланса) основан на изучении поведения системы при условии, когда не нарушаются законы сохранения вещества и энергии. Используется для изучения простейших систем.

Принцип гомеостаза основан на изучении саморегулирующихся систем. Регуляция деятельности системы основана на отрицательной обратной связи, которая при возрастании сигнала от управляемого объекта вызывает уменьшение управляющего воздействия на него. Таким образом, состояние системы стабилизируется. Примером реализации этого принципа может быть уменьшение цен на рынке товаров при увеличении его предложения за счет появления новых фирм.

Принцип выбора решений используется для изучения еще более сложных систем, способных организовывать свое поведение на основе непосредственного опыта, наблюдения ситуации и принятия решений без предвидения дальнейшего развития событий (системы без предвидения). Многие социальные системы в начальном периоде своего развития могут рассматриваться с этих позиций. Экономика России как целостная система сегодня также может анализироваться с позиций этого принципа.

Принцип перспективной активности используется при изучении систем, которые организуют свое поведение, основываясь на предыдущем опыте в предположении, что будущие ситуации будут несущественно отличаться от прошлых. Такие системы прогнозируют свое поведение на основе ретроспективного анализа (анализа развития в прошлом). Рассматривая систему с этих позиций, необходимо быть уверенным, что будущие ситуации уже имели место в прошлом.

Принцип рефлексии основан на изучении очень сложных систем, способных организовывать свое поведение с позиций возможного мысленного представления об их действиях с позиций другой системы (как правило, вышестоящей по уровню организации или связанной с ней в определенных отношениях). Под рефлексией понимают отражение мыслительного процесса другого лица или лиц. Например, анализируя поведение конкурентов на рынке, можно продемонстрировать им свои действия (в т. ч и ложные), стимулирующие конкурентов принять ответные действия, выгодные для фирмы. Исследования подобного рода считаются весьма и весьма сложными.

Методология исследования систем строится на утверждении, что невозможно изучить поведение системы в границах самой системы. Необходимо рассматривать поведение системы с позиций другой системы более высокого уровня (теорема Геделя). Такая система более высокого уровня, формирующая принципы действия другой системы, называется внешним дополнением.

Сделанное вступление было необходимо, чтобы перейти к рассмотрению общей схемы системного анализа. Основные этапы системного анализа можно представить в форме следующего формализованного описания наборов процедур или функций по отношению к изучаемой системе

S = < (M, Q), Str(Org), ier, P, R, a, E, I, C, B, W, G > , (1)

где:

S - совокупность методологических требований системного подхода;

M - расчленение системы на множество составляющих ее подсистем;

Q - установление цели функционирования свойств каждой подсистемы;

Str(Org) - анализ структуры (организации) системы;

ier - определение уровня иерархии данной системы и ее подсистем;

P, R, a - выявление влияния свойств (P) системы на другие системы;

Е - изучение влияния внешней среды на систему;

I - анализ информационных потоков;

С - описание принципов управления и процесса управления системой;

В - анализ процесса функционирования системы;

W - определение интегративных качеств системы;

G - формулирование цели системы.

В приведенном формализованном описании системного анализа операторы выполняются последовательно слева направо, а выделенные курсивом M и Q выполняются последовательно до полного расщепления исходной системы на ряд подсистем, поведение которых понятно и не требует дальнейшего деления. Такая последовательность анализа известна под названием «метод вертикальной декомпозиции систем». Сущность метода чрезвычайно проста. Любая исследуемая проблема (процесс, явление) делится последовательно по иерархическим уровням на ряд задач до их полного и понятного описания, рассматривая их во взаимосвязи.

Подобная схема работает и при проведении синтеза систем, однако последовательность действий будет несколько другой

S = < G, W, B, C, E,I, P, R, a, ier, Str(Org), (M, Q,) > (2)

Сначала формулируются цели системы и определяются или задаются ее интегративные качества, а потом идет ее структурное проектирование и проектирование подсистем с определением их свойств.

Какие задачи можно успешно решать с использованием метода системного анализа? Это, прежде всего задачи, связанные с исследованием систем управления и их реинжиниринга. Правильно организованные системы не имеют лишних прямых и обратных связей, а функции их подсистем соответствуют общей цели функционирования системы в целом. В подобном анализе проводится изучение связей между подсистемами. Отсутствие таких связей может приводить к различным нарушениям работы систем, так же как и их избыточность. Подобные задачи решаются обычно с использованием технологий и стандартов структурного описания процессов IDEF0 [3]. В основе этой методологии лежат четыре основных понятия:

1. Первое понятие функциональный блок (Activity Box). Он графически изображается в виде прямоугольника (рис. 3) и олицетворяет собой некоторую конкретную функцию в рамках рассматриваемой системы. По требованиям стандарта название каждого функционального блока должно быть сформулировано в глагольном наклонении (например, “производить услуги”, а не “производство услуг”). Каждая из четырех сторон функционального блока имеет своё определенное значение (роль), при этом:

· верхняя сторона имеет значение “Управление” (Control);

· левая сторона имеет значение “Вход” (Input);

· правая сторона имеет значение “Выход” (Output);

· нижняя сторона имеет значение “Механизм” (Mechanism).

Каждый функциональный блок в рамках единой рассматриваемой системы должен иметь свой уникальный идентификационный номер (АО).

Рис.3. Функциональный блок

Второе понятие интерфейсная дуга (Arrow). Также интерфейсные дуги называют потоками или стрелками. Интерфейсная дуга отображает элемент системы, который обрабатывается функциональным блоком или оказывает иное влияние на функцию, отображенную данным функциональным блоком.

Графическим отображением интерфейсной дуги является однонаправленная стрелка. Каждая интерфейсная дуга должна иметь свое уникальное наименование (Arrow Label). По требованию стандарта наименование должно отображать действие. С помощью интерфейсных дуг отображают различные объекты, в той или иной степени определяющие процессы, происходящие в системе. Такими объектами могут быть элементы реального мира (детали, вагоны, сотрудники и т.д.) или потоки данных и информации (документы, данные, инструкции и т.д.). В зависимости от того, к какой из сторон подходит данная интерфейсная дуга, она носит название “входящей”, “исходящей” или “управляющей”. Кроме того, “источником” (началом) и “приемником” (концом) каждой функциональной дуги могут быть только функциональные блоки, при этом “источником” может быть только выходная сторона блока, а “приемником” любая из трех оставшихся. Необходимо отметить, что любой функциональный блок по требованиям стандарта должен иметь, по крайней мере, одну управляющую интерфейсную дугу и одну исходящую. Это и понятно - каждый процесс должен происходить по каким-то правилам, отображаемым управляющей дугой, и должен выдавать некоторый результат (выходящая дуга), иначе его рассмотрение не имеет никакого смысла.

При построении IDEF0 - диаграмм важно правильно отделять входящие интерфейсные дуги от управляющих, что часто бывает непросто. Например, в случае рассмотрения предприятий и организаций существуют пять основных видов объектов: материальные потоки (детали, товары, сырье и т.д.), финансовые потоки (наличные и безналичные, инвестиции и т.д.), потоки документов (коммерческие, финансовые и организационные документы), потоки информации (информация, данные о намерениях, устные распоряжения и т.д.) и ресурсы (сотрудники, станки, машины и т.д.). При этом в различных случаях входящими и исходящими интерфейсными дугами могут отображаться все виды объектов, управляющими - только относящиеся к потокам документов и информации, а дугами-механизмами - только ресурсы.

Третьим понятием стандарта IDEF0 является декомпозиция (Decomposition). Принцип декомпозиции применяется при разбиении сложного процесса на составляющие его функции. При этом уровень детализации процесса определяется непосредственно разработчиком модели. Декомпозиция позволяет постепенно и структурировано представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой. Модель IDEF0 всегда начинается с представления системы как единого целого - одного функционального блока с интерфейсными дугами, простирающимися за пределы рассматриваемой области. Такая диаграмма с одним функциональным блоком называется контекстной диаграммой, и обозначается идентификатором “А0”. В пояснительном тексте к контекстной диаграмме должна быть указана цель (Purpose) построения диаграммы в виде краткого описания и зафиксирована точка зрения (Viewpoint). Определение и формализация цели разработки IDEF0 - модели является крайне важным моментом. Фактически цель определяет соответствующие области в исследуемой системе, на которых необходимо фокусироваться в первую очередь. Например, если мы моделируем деятельность предприятия с целью построения в дальнейшем на базе этой модели информационной системы, то эта модель будет существенно отличаться от той, которую мы разрабатывали бы для того же самого предприятия, но уже с целью оптимизации логистических цепочек.

Точка зрения определяет основное направление развития модели и уровень необходимой детализации. Четкое фиксирование точки зрения позволяет разгрузить модель, отказавшись от детализации и исследования отдельных элементов, не являющихся необходимыми, и исходя из выбранной точки зрения на систему. Например, функциональные модели одного и того же предприятия с точек зрения главного технолога и финансового директора будут существенно различаться по направленности их детализации. Это связано с тем, что в конечном итоге, финансового директора не интересуют аспекты обработки сырья на производственных станках, а главному технологу ни к чему прорисованные схемы финансовых потоков. Правильный выбор точки зрения существенно сокращает временные затраты на построение конечной модели. В процессе декомпозиции функциональный блок, который в контекстной диаграмме отображает систему как единое целое, подвергается детализации на другой диаграмме. Получившаяся диаграмма второго уровня содержит функциональные блоки, отображающие главные подфункции функционального блока контекстной диаграммы и называется дочерней (Child diagram) по отношению к нему, каждый из функциональных блоков, принадлежащих дочерней диаграмме, соответственно называется дочерним блоком - Child Box. В свою очередь, функциональный блок - предок называется родительским блоком по отношению к дочерней диаграмме (Parent Box), а диаграмма, к которой он принадлежит, родительской диаграммой (Parent Diagram). Каждая из подфункций дочерней диаграммы может быть далее детализирована путем аналогичной декомпозиции соответствующего ей функционального блока. Важно отметить, что в каждом случае декомпозиции функционального блока все интерфейсные дуги, входящие в данный блок или исходящие из него, фиксируются на дочерней диаграмме. Этим достигается структурная целостность IDEF0 - модели. Наглядно принцип декомпозиции представлен на рис. 4. Следует обратить внимание на взаимосвязь нумерации функциональных блоков и диаграмм. Каждый блок имеет свой уникальный порядковый номер на диаграмме (цифра в правом нижнем углу прямоугольника), а обозначение под правым углом указывает на номер дочерней для этого блока диаграммы. Отсутствие этого обозначения говорит о том, что декомпозиции для данного блока не существует.

Последним из понятий IDEF0 является глоссарий (Glossary). Для каждого из элементов IDEF0 - диаграмм, функциональных блоков, интерфейсных дуг существующий стандарт подразумевает создание и поддержание набора соответствующих определений, ключевых слов, повествовательных изложений и т.д., которые характеризуют объект, отображенный данным элементом. Этот набор называется глоссарием и является описанием сущности данного элемента. Например, для управляющей интерфейсной дуги “распоряжение об оплате” глоссарий может содержать перечень полей соответствующего дуге документа, необходимый набор виз и т.д.

Рис. 4. Принципиальная схема декомпозиции функциональных блоков

Обычно IDEF0-модели несут в себе сложную и концентрированную информацию, позволяющую выявить в результате анализа соответствие заявляемых целей функционирования систем с реальными, полученными из анализа функций и целей ее подсистем. Использование методологии структурного анализа и проектирования (SADT) позволяет во многих случаях решить научную задачу по анализу и синтезу рациональных систем управления.

Однако существует и ряд других задач, решение которых возможно с использованием метода системного анализа - анализа сложившейся ситуации и исследованя информационных потоков систем управления для выявления внутренних и внешних угроз этим системам.

Рассмотрим несколько примеров использования методов системного анализа.

В курсовой работе студента К. был использован метод системного анализа для изучения конфликта в фирме F между вновь назначенным руководителем В. и его подчиненным С. Инициатором конфликта был подчиненный. До конфликта инициатор конфликта был непосредственно подчинен руководителю фирмы А. При расширении фирмы было создано новое подразделение, и сотрудник фирмы С стал подчиняться вновь назначенному руководителю, однако связи с прежним руководителем были сохранены. Результаты концептуального анализа сложившейся системы управления представлены на рис.5.

Рис.5. Схема управления в конфликтной ситуации

Операциональный анализ новой системы управления показал следующее. Руководитель В, по мнению сотрудника С, не имел достаточного уровня компентентности, так как прямая связь с его бывшим руководителем А, была сохранена, а это свидетельствовало о недоверии руководителя фирмы А к руководителю подразделения В.

Наряду с этим были и другие причины конфликта. Прежде всего, связанные с реакцией сотрудника С, на появление лишнего звена в системе управления и снижение его личных перспектив на служебный рост (программа «выталкивания»).

Более детальный анализ ситуации выявил и другие возможные причины конфликта. В частности, сохранение прямой и обратной связи сотрудника С. с бывшим руководителем, а также его более длительный период работы в фирме определили и его новую роль в созданном подразделении, как функцию внешнего дополнения по отношению к руководителю В. Это проявилось в том, что сотрудник С. начал публично оценивать эффективность работы своего руководителя В., не имея полной информации о результатах его деятельности.

Проведенная коррекция взаимоотношений между руководителями и сотрудниками фирмы позволила привести систему управления в нормальное состояние и устранить конфликт. Новая схема управления представлена на рис.6.

Рис.6. Схема управления после коррекции взаимоотношений

Другой пример относится к исследованию маргинальных (непрофессиональных) систем управления, в которых появляются угрозы манипулирования действиями администрации организации.

Основные методы управления действиями администрации в маргинальной системе управления представлены на рис.7. Эти методы были найдены путем наблюдения способов доставки информации до администратора - маргинала, анализа степени ее изменения (усиления и искажения) и принятых по этой информации управленческих решений. Период наблюдения составил несколько лет, а сами наблюдения проводились в трех организациях. Для выявления информационных каналов в редких случаях проводился эксперимент, в котором искусственно генерировалась экстраординарная информация или ситуация, и наблюдались пути доставки информации по всем уровням и звеньям системы управления. Обычно для наблюдения было достаточно реальных жизненных ситуаций. В трехзвенной системе управления, приведенной на рис.7, приняты следующие обозначения. Администратор и Менеджер 1 имеют родственные связи и могут принимать все решения, являясь владельцами бизнеса (они выделены на рис.7 серым фоном). Остальные менеджеры второго уровня находятся в различных отношениях с Менеджером 1, с точки зрения обеспечения их информацией. Менеджер 2 является источником информации для Менеджера 1, а Менеджер 3 - для Администратора. Остальные сотрудники в механизме обеспечения информацией (ситуации) также играют свои роли. Сотрудники Е1, Е2, Е3, Е4 являются доверительными лицами Администратора и Менеджера 1, играя роль каналов информации. Назовем их Проводниками. Они играют особую роль в системе управления.

Рис.7. Схема организации манипулирования в маргинальных системах управления

С позиции Администратора и Менеджера 1, информация, представляемая Проводниками, может быть недостаточно достоверна. Но если она поступает одновременно с небольшой разницей во времени и не менее чем от 3-5 Проводников, то она считается достоверной и обычно используется для принятия управленческого решения, либо накапливается для последующего использования. Проводники определяются достаточно просто в любой системе управления. Понаблюдайте - и увидите их сами. Они этого и не скрывают и даже, может быть, догадываются, что их используют для передачи информации. Манипуляторы обычно действуют на них не напрямую, а посредством совершенно не представляющих своей роли других лиц. Назовем их Посредниками (на схеме это круг с решеткой) и Резонаторами (круги с буквой Р). Роль первых - донести дозированную информацию до Проводника, что они делают с превеликим удовольствием, а роль вторых, обладающих воображением, - не только донести эту информацию, но и усилить, преобразовать эмоционально, тем самым, усилив ее достоверность. Наконец, самые главные звенья в этой системе - манипуляторы. Их можно разделить на несколько уровней.

Уровень первый (М1) обеспечивает непосредственную манипуляцию Администратора или Менеджера 1. Обычно это люди, владеющие специальными знаниями в области медицины, психологии, оккультизма, предсказатели, гадалки и др. Они имеют свои цели: стабильное положение в структуре, относительно высокая заработная плата, социальные пакеты и т.д., и обычно их достигают.

Уровень второй (М2) обеспечивает манипуляцию максимально по четырем каналам: через Посредника, Проводника, Манипулятора первого уровня и непосредственно при общении с Администратором или Менеджером 1. Это наиболее опасный уровень манипулирования, так как позволяет одновременно с высокой вероятностью доводить дозировано информацию до администратора - маргинала. Эти лица обычно занимают ключевые посты в системе управления. Таких манипуляторов в системе может быть несколько. Для достижения своих целей этот манипулятор может использовать манипуляторов первого уровня. Обычно цели манипуляторов этого уровня несколько шире: расширение своей сферы влияния, захват или переключение на себя дополнительных не свойственных этой должности, функций. Основные признаки этого манипулятора в системе управления: чрезмерно увеличенный штат сотрудников возглавляемого им отдела или службы. Например, информационная служба, в которой 150 компьютеров, составляющая 6-8 человек, бухгалтерия с штатом 9-12 человек на 100 сотрудников, кадровая служба 2-4 человека и т.д.

Уровень третий (М3) . Этот тип манипулятора может и не присутствовать в маргинальной системе управления. Он обладает дополнительными возможностями в манипулировании за счет личного, обычно непосредственного влияния на манипулятора второго уровня. Это может быть, например, сотрудник отдела у манипулятора второго уровня. Цели его манипулирования обычно зависят от уровня его амбициозности.

Наконец уровень четвертый и самый опасный для бизнеса вид манипуляции. В отличие от предыдущих, этот манипулятор обычно не является сотрудником организации. Основная цель этого манипулирования - захват бизнеса. Для достижения этой цели он вступает в коалицию с манипулятором второго или третьего уровня. Это исследование проводилось с использованием принципа рефлексии систем, потребовало определенного мыслительного представления описанных здесь процессов

Мы привели несколько примеров использования методов системного анализа при решении конкретных научных задач, которые позволяют во многих случаях получить структурное представление процессов и на основе этого предложить эффективные механизмы их совершенствования.

1.6.3 Применение методов SWOT - анализа и Бостонской матрицы в маркетинговых исследованиях

Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: сила- strength, слабость-weakness, возможность-opportunity и угроза-threat [5,6]. SWOT анализ включает в себя анализ ситуации внутри компании, а также анализ внешних факторов и ситуации на рынке. Все данные впоследствии сводятся в одну таблицу, состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, также называют матрицей SWOT анализа (рис.8).

Рис.8. Матрица SWOT - анализа

Сильные стороны предприятия проявляются в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и других.

Слабые стороны предприятия обычно проявляются в узком ассортименте выпускаемых товаров, плохой репутации компании на рынке, недостатке финансирования, низком уровне сервиса и т.п.

Рыночные возможности -- это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать анализируемое предприятие.

Рыночные угрозы -- события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на вашеконкретное предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Откуда взять информацию для проведения SWOT-анализа?

На самом деле большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации обычно уже имеется у исследователя в распоряжении. В основном это, конечно, данные о сильных и слабых сторонах предприятия. Для этого необходимо собрать разрозненные факты, взяв отчеты бухгалтерии, отделов производства и продаж, переговорив с менеджерами, владеющими необходимой информацией и упорядочив ее. Информацию о рынке (возможностях и угрозах) получить несколько сложнее. Вот несколько источников, из которых обычно можно почерпнуть полезные сведения:

· результаты маркетинговых исследований, обзоры рынка, которые публикуются в отраслевых журналах и на специализированных порталах типа rbc.ru;

· отчеты и сборники Госкомстата (информация о численности населения, уровне смертности и рождаемости, половозрастной структуре населения и другие полезные данные);

· материалы сайтов конкурирующих предприятий;

· СМИ и их представительства в Интернет.

Более полную информацию с примерами применения метода SWOT-анализа можно найти в Интернет по адресу http://marketing.rbc.ru.

Другим методом, позволяющим классифицировать товары и услуги фирмы по четырем группам, является метод Бостонской матрицы, разработанный в 70-е годы Бостонской консультативной группой (Boston Consulting Group). Наглядно способ иллюстрируется таблицй, состоящей из четырех квадрантов (рис.9).

Рис.9. Метод классификации товаров и услуг

Члены BCG выдвинули идею о том, что каждая услуга или продукт может быть отнесена к одному из четырех. Вертикальная ось олицетворяла темпы роста соответствующего рынка, а горизонтальная - рыночную долю продукта или услуги. Такие продукты получили титул "звезд" (Stars). Продукты со значительной долей слабо растущего рынка стали именоваться "дойными коровами" (Cash Cows). Продукты, которые смогли обеспечить себе лишь небольшую долю рынка при незначительном его развитии, получили сомнительное обозначение "собаки" (Dogs).

Матрица BCG позволяет фирме:

· классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста в отрасли;

· определить, какие из товаров фирмы занимают ведущие позиции по сравнению с конкурентами и какова их динамика;

· произвести предварительное распределение стратегических финансовых ресурсов между товарами.

Результаты SWOT-анализа и использования Бостонской матрицы в значительной мере зависят от опыта исследователя и его способности интерпретировать полученные результаты.

1.6.4 Оценка срока окупаемости капиталовложений

Приведем пример расчета оценки срока окупаемости капиталовложений на основе моделирования доходов и затрат.

Постановка задачи. Фирма F0 занимается продажей множительной техники. Руководство фирмы приняло решение о расширении сферы услуг. Продвижение товара на рынок предполагается по следующей схеме (рис.10).

Рис.10. Схема товародвижения

Фирма F0 закупает комплектующие и организует сборку компьютеров, их тестирование и предпродажную подготовку. Для сборки и подготовки компьютеров привлекаются два оператора.

Исходные данные

Исходные данные представлены в таблице 2

Таблица 2

№№
Показатель
Значение
Обозначение
1
Цена комплектующих на компьютер (усл.ед)
600
Co
2
Цена аренды в месяц за кв.м (усл.ед)
10
Ca
3
Цена компьютеров на этапе "проникновения на рынок" (усл.ед.)
690
Cп
4
Цена компьютеров на этапе стабилизации (усл.ед.)
840
Сс
5
Количество оборудования (постоянный запас), (штук)
50

6
Площадь офиса и склада (кв.м)
120
So
7
Время проникновения на рынок (месяцы)
2
tп
8
Средний ожидаемый спрос в месяц (штук)
400
V
9
Время окупаемости вложений (месяцы)
х
to

Продажа компьютеров предполагается как корпоративному клиенту, так и отдельным покупателям (работу с клиентами осуществляет менеджер). Для обоснования решений необходимо разработать модель расчета срока окупаемости капитальных вложений, на которой рассчитать срок окупаемости вложений при заданных исходных данных и обосновать пороговые уровни цен на компьютеры на этапе стабилизации цен при условии, что срок окупаемости капитальных вложений может составлять 8 месяцев и 1 год.

Математическая модель

В общем виде математическая модель построена на соотношении расходов и доходов на всех рассматриваемых этапах продаж

(4)

где: d - доход;

r - расход;

p - ожидаемая прибыль;

t - срок окупаемости капиталовложений.

Определим составные части модели 4:

, (5)

где первое слагаемое представляет собой доход на этапе “проникновения” на рынок, а второе слагаемое - на этапе стабилизации цен;

, (6)

где: - расходы на этапе проникновения на рынок;

- расходы на этапе стабилизации;

- расходы на аренду помещения;

- затраты на заработную плату сотрудникам;

- отчисления на налоги;

Реализация модели

Наиболее просто модель 4 реализовать в системе электронных таблиц Excel (рис.11)

Рис.11. Реализация модели в системе электронных таблиц Excel

Расчетные формулы, которые вводятся в ячейки электронной таблицы, представлены в таблице 3. Для удобства основные обозначения приняты такие же, как и в исходной модели.

Таблица 3

Формулы для расчета модели

пп
Формула в ячейке
H20
Сп*V*tп
H21
Сс*V*(to-tп)
H22
СУММ(H20:H21)
H24
Со*V*tп+Со*V*(to-tп)+Са*to*So
H25
Со*Vr
H26
10000
H27
m*Cc*to
H29
СУММ(H24:H27)
H31
E31/100*d
H33
H29+H31
H35
H22-H33

Для расчета срока окупаемости использовать функцию «Подбор параметра» в меню «Сервис». После вызова функции необходимо заполнить форму в соответствии рис.12.

Рис.12. Форма условия для вызова функции подбора параметров

Результаты подбора параметров в ячейке «Срок окупаемости» представлены на рис.11. Его значение равно 6 месяцев.

1.6.5 Методика решения научных задач с использованием статистических методов исследования

Очень часто при решении научной задачи в дипломных работах нам приходится иметь дело со статистическим данными. Это могут быть:

· динамика продаж;

· результаты работы биллинговых систем;

· результаты финансово-экономической деятельности групп предприятий;

· результаты статистических опросов клиентов при проведении полевых исследований и другие источники формализованных данных.

В этом разделе мы рассмотрим несколько наиболее употребительных методов анализа, начиная от постановки задачи до получения и интерпретации результатов.

1.6.5.1 Пример анализа с использованием метода группировок

Рассмотрим на следующем примере методику применения метода группировок. Построение группировки начинается с определения состава группировочных признаков. Выбор группировочного признака, т. е. признака, по которому производится объединение единиц исследуемой совокупности в группы, один из самых существенных и сложных вопросов теории группировки и статистического исследования. От правильного выбора группировочного признака зависят выводы статистического исследования. В качестве основания группировки необходимо использовать существенные обоснованные признаки.

В основание группировки могут быть положены как количественные, так и атрибутивные признаки. Первые имеют числовое выражение (объем торгов, возраст человека, доход семьи и т. д.), а вторые отражают состояние единицы совокупности (пол человека, семейное положение, отраслевую принадлежность предприятия, его форму собственности и т. д.).

После того как определено основание группировки, следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность. Число групп зависит от задач исследования и вида показателя, положенного в основание группировки, численности совокупности, степени вариации признака.

Если группировка строится по атрибутивному признаку, то групп, как правило, будет столько, сколько имеется градаций видов состояний у этого признака. Например, группировка предприятий по формам собственности учитывает муниципальную, федеральную собственность и собственность субъектов Федерации.

Если группировка проводится по количественному признаку, то тогда необходимо обратить особое внимание на число единиц исследуемого объекта и степень изменчивости группировочного признака. При небольшом объеме совокупности не следует образовывать большое число групп, так как группы будут включать недостаточное число единиц объекта. Поэтому показатели, рассчитанные для таких групп, не будут представительными и не позволят получить адекватную характеристику исследуемого явления.

Чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Однако слишком большое число групп затрудняет выявление закономерностей при исследовании социально-экономических явлений и процессов. Поэтому в каждом конкретном случае при определении числа групп следует исходить не только из степени изменчивости признака, но и из особенностей объекта и цели исследования. Обычно для анализа используют не менее 3 и не более 7 групп. Большее количество групп затрудняет выявление тенденций развития социально экономического явления.

Определение числа групп можно осуществить и математическим путем с использованием формулы Стерджесса [6].

n = 1 + 3.322 lg N , (3)

где: n - число групп;

N - число единиц совокупности.

Далее следует определить интервалы группировки. Интервал - это значение измененяемого признака, лежащее в определенных границах. Каждый интервал имеет свою величину, верхнюю и нижнюю границы или хотя бы одну из них. Нижней границей интервала называется наименьшее значение признака в интервале, а верхней границей - наибольшее. Величина интервала определяется по следующей формуле:

h = (xmax - xmin)/n (4)

где:

xmax, xmin - максимальное и минимальное значения признака в совокупности;

n - число групп.

Проиллюстрируем применение метода группировок на следующем примере. Проведем анализ финансовой деятельности 30 коммерческих банков по трем показателям: величине уставного капитала, значению показателя «работающие активы банка» и величине аккумулированного в этих банках капитала [6]. Исходные данные приведены в таблице 4.

методический дипломная работа регламент

Таблица 4

Основные показатели деятельности коммерческих банков на 1 января (тыс. руб.)

пп
Капитал
Работающие активы
Уставный капитал
1
20 010
11 706
2 351
2
19 942
19 850
17469
3
9 273
2 556
2626
4
59256
43 587
2100
5
24654
29007
23 100
б
47 719
98 468
18684
7
24236
25 595
5 265
8
7 782
6 154
2227
9
38 290
79 794
6799
10
10 276
10 099
3 484
11
35 662
30 005
13 594
12
20 702
21 165
8 973
13
8 153
16 663
2245
14
10 215
9 115
9 063
15
23 459
31 717
3 572
16
55 848
54 435
7 401
17
10 344
21 430
4 266
18
16 651
41 119
5 121
19
15 762
29 771
9 998
20
6 753
10 857
2 973
21
22 421
53 445
3 415
22
13 614
22 625
4 778
23 .
9 870
11 744
5 029
24
24 019
27 333
6 110
25
22 969
70 229
5 961
26
75 076
124 204
17218
27
56 200
90 367
20 454
28
60 653
101 714
10700
29
14813
18245
2 950
30
41 514
127732
12 092

В исходной таблице практически невозможно оценить эффективность работы банков. Выполним группировки по 4 группам с равными интервалами. Для анализа возьмем 4 группы банков. Величину интервала (h) определим по формуле [5]

h = (23100-2100)/4 = 5250 (5)

Обозначим границы групп:

2 100 - 7 350 - 1-я группа;

7 350 - 12 600 - 2-я группа;

12 600 - 17 850 - 3-я группа;

17850 - 23100 - 4-я группа.

Показатели, характеризующие банки, разносятся по указанным группам, и подсчитываются итоги по группам. Результаты группировки заносятся в таблицу, и определяются общие итоги по совокупности единиц наблюдения по каждому показателю (табл. 5).

Таблица 5

Группировка малых и средних коммерческих банков по величине уставного капитала на 1 января

№ группы
Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб.
Число банков, ед
Работающие активы, тыс. руб.
Капитал, тыс. руб.
Уставный капитал, тыс. руб.
1
2 100 - 7350
18
504 898
342 889
71 272
2
7 350 - 12600
6
343 932
204 694
58 227
3.
12 600 - 17850
3
174 059
130 680
48281
4
17 850 -23100
3
217 842
128 573
62 238
Итого
30
1 240 731
806 836
240 018

Для построения таблицы 5 целесообразно использовать электронные таблицы Excel. Для подсчета значений показателей необходимо использовать функции БДСУММА и БДСЧЕТ.

Наиболее наглядно результаты группировок представляются в форме гистограммы, на которой соответствующие частоты изображаются прямоугольниками (рис.13).

Рис.13. Гистограмма распределения групп банков по уставному капиталу

В полученной структурной группировке видно, что 42,5% всего капитала приходится на малые банки с уставным капиталом от 2100 до 7350 тыс.руб. Более конкретный анализ взаимосвязи показателей можно сделать на основе других видов группировок, для которых можно определить и сравнить средние значения показателей по каждой группе банков. Этот же результат можно получить с применением OLAP-технологий [5].

1.6.5.2 Методика обработки данных полевых исследований

Под полевыми исследованиями обычно понимают методы изучения рынка на основе опросных листов. Подобные листы могут заполняться как вручную, так и посредством интерактивных форм, распространяемых по электронной почте, либо размещаемых на сайтах фирм. Обычно при проведении опроса ставится несколько целей. В настоящем разделе мы продемонстрируем методику проведения исследований в интересах негосударственного образовательного учреждения, реализованную несколько лет назад в одном из негосударственных вузов Москвы.

Постановка задачи. Оценить эффективность существующих маркетинговых стратегий по набору студентов и предложить сбалансированные по затратам рекламные кампании, обеспечивающие гарантированные наборы студентов.

Основные цели исследования:

1. Выявление факторов (причин), обусловливающих выбор института и оценка степени их влияния, на определение среди них приоритетных факторов.

2. Оценка существенности влияний исходных данных (факультет, курс, форма обучения, возраст и пол) на приоритеты выбора института (методы дисперсионного анализа).

3. Оценка эффективности различных форм рекламных кампаний и работы приемной комиссии (методы дисперсионного анализа и теория статистической проверки гипотез).

4. Оценка эффективности деятельности администрации института (дисперсионный анализ).

5. Оценка эффективности ценовой политики среди различных форм обучения и групп (дисперсионный анализ).

6. Подготовка предложений по увеличению набора.

Метод исследования: полевые испытания с использованием опросных листов.

Шкала ответов в опросных листах:

+3 "да"

+2 скорее "да"

+1 скорее всего "да" чем "нет"

0 "не знаю" или "не уверен"

-1 скорее всего "нет" чем "да"

-2 скорее "нет"

-3 "нет"

Объем выборки: 1280 студентов первого курса на 5 факультетах.

Исходные гипотезы, определяющие выбор института:

1. Фактор места расположения института (1-3 вопросы опросного листа).

2. Фактор доверия к руководству института (4-7).

3. Фактор рекомендаций (8-10).

4. Фактор цены за обучение (11-13).

5. Фактор рекламы (14-18).

Выработанные под исходные гипотезы утверждения в опросном листе:

1. Институт расположен в удобном для меня месте.

2. Рядом с институтом располагается остановка метро.

3. Я трачу мало времени на дорогу.

4. Администрация института вызывает доверие.

5. Администрация института хорошо организует учебный процесс.

6. Я считаю, что институт выполнит свои обязательства.

7. В приемной комиссии доброжелательные люди, умеющие выслушать и посоветовать.

8. В институт мне порекомендовали мои друзья.

9. Мои родители предпочитают именно этот институт.

10. Мои знакомые учатся в этом институте и довольны им.

11. Цена за обучение меня вполне устраивает.

12. Я считаю, что институт ведет правильную политику цен и не перекладывает рост инфляции на студентов.

13. Я думаю, что цены за обучение будут стабильны и дальше.

14. Меня привлекла реклама об институте в газете.

15. Я считаю, что постоянная реклама нашего института в центральной прессе говорит о его стабильности.

16. Реклама об институте в метро более привлекательна.

17. Реклама на транспорте (в автобусе, троллейбусе или трамвае) меня всегда раздражает.

18. На меня произвел хорошее впечатление День открытых дверей в институте.

Предварительный анализ полученных результатов (При анализе использовался пакет программ Statistica 6.0)

Оценка законов распределений и анализ основных статистик

STAT. VAR1 (chi_002.sta)

BASIC K-S d=,22404, p<,01 ; Lilliefors p<,01

STATS Shapiro-Wilk W=,78847, p<,0000

Cumul. Percent Cumul % % of all

Category Count Count of Valid of Valid Cases

-4,000 < x <= -3,000 8 8 8,6022 8,6022 1,14286

-3,000 < x <= -2,000 6 14 6,4516 15,0538 ,85714

-2,000 < x <= -1,000 10 24 10,7527 25,8065 1,42857

-1,000 < x <= 0,0000 1 25 1,0753 26,8817 ,14286

0,0000 < x <= 1,0000 15 40 16,1290 43,0108 2,14286

1,0000 < x <= 2,0000 17 57 18,2796 61,2903 2,42857

2,0000 < x <= 3,0000 36 93 38,7097 100,0000 5,14286

Missing 607 700 652,6882 86,71429

Анализ накопленных частот по категориям ответов показывает, что для 56% студентов (общий процент ответивших студентов в категориях от 1 до 3 по заданной шкале) месторасположение института считается удобным, а для остальных неудобным или этот фактор был для них несущественным.

Более детальный анализ для различных специальностей студентов показал, что для юристов 72% считают месторасположение удобным, а 19% неудобным. В то время как для психологов только 45% - удобное, 33,4% - неудобное. Но что же заставляет психологов ездить издалека? Ответ на этот вопрос был получен после анализа ответов на вопросы №5, 6 и 11:

Высокий уровень организации учебного процесса (74% психологов против 56% юристов считают, что уровень организации достаточно высокий). Только 21% психологов не удовлетворены организацией учебного процесса против 33% юристов и 29% экономистов.

Цена за обучение. 34% психологов устраивает цена (31% - не устраивает) против 23% юристов, которых устраивает цена (61% - не устраивает). У экономистов соответственно 29% и 21%.

Психологи больше уверены в стабильности цен в будущем (65% против 7%), чем юристы (46% против 14%).

Дальнейший анализ распределений ответов по различным специальностям позволил выявить следующее:

1. Мнение родственников (родителей) при поступлении в институт очень мало значат для психологов (14%) и экономистов (16%), но в значительной степени важны для юристов (38%). Это означает, что в будущей рекламной деятельности необходимо изменить стиль и формы работы приемной комиссии для различных факультетов. Для юридического факультета необходимо использовать формы, обеспечивающие влияние на взрослых людей.

2. Проверка статистически значимых различий в ответах студентов различных факультетов показала, что существуют значительные различия в оценке мнений студентов различных факультетов на уровне значимости 0,05 по следующим вопросам:

· политика цен;

· оценка стабильности цен в будущем;

· оценка эффективности дней открытых дверей.

Все студенты
STAT. Factor Loadings (Varimax normalized) (chi_002.sta)
FACTOR Extraction: Principal components
ANALYSIS (Marked loadings are > ,700000)
Factor Factor Factor Factor Factor
Variable 1 2 3 4 5
VAR1 ,052652 ,851428* -,089128 ,039677 ,067405
VAR2 -,046822 ,612805 ,290209 ,078646 ,030772
VAR3 ,109170 ,895132* -,097120 -,004157 ,020256
VAR4 ,626223 -,044155 -,140659 -,112459 ,576220
VAR5 ,260984 ,034308 -,390103 ,026855 ,718161*
VAR6 ,661346 -,156378 ,066145 ,034392 ,460678
VAR7 ,370769 ,148641 ,246785 -,149145 ,349469
VAR8 ,042039 -,083819 ,061217 -,810411* ,073438
VAR9 ,193275 -,078015 ,387080 -,160344 ,309332
VAR10 -,172506 ,210161 ,230062 -,224712 ,650262
NEWVAR11 ,824705* ,172433 -,131797 -,026830 ,009758
NEWVAR12 ,747955* ,118885 ,181816 ,013973 ,035211
NEWVAR13 ,797569* -,084973 ,047302 ,025183 ,167687
NEWVAR14 -,013002 ,023089 ,043407 ,817672* ,028048
NEWVAR15 ,257297 -,082921 ,157986 ,401573 ,665069
NEWVAR16 -,018549 -,023301 ,786575* -,014119 ,015595
NEWVAR17 -,037853 -,062787 -,581361 -,057440 -,080273
NEWVAR18 ,159132 ,052895 ,232268 ,009866 ,466805
Expl.Var 3,090042 2,074454 1,635486 1,612537 2,409110
Prp.Totl ,171669 ,115247 ,090860 ,089585 ,133839
Наиболее интересные результаты были получены методами факторного анализа, когда были выявлены скрытые мотивы поступления в институт.
В представленных результатах в первой колонке отображены наименования переменных (номера вопросов в листе). Во всех остальных колонках представлены факторные нагрузки по 5 факторам, определяющим мотивы поступления в институт. Значения факторных нагрузок были получены методом вращения Варимакс. Все значимые в представленных результатах нагрузки выделены прямоугольниками. Внизу таблицы представлен «вес» каждого фактора, который пропорционален величине объясненной дисперсии (Expl.var). Таким образом, среди значимых было выявлено 5 скрытых факторов, определяющих мотив поступления в институт, которые далеко не во всем совпали с первоначальными гипотезами:
Стабильная ценовая политика администрации вуза (фактор 1).
Высокий уровень образовательного менеджмента (фактор 2).
Фактор удобного месторасположения института (фактор 3).
Фактор обычной рекламы (фактор 4).
Фактор рекомендаций знакомых и друзей (фактор 5).
Выявленные факторы позволили уточнить методы и формы ведения рекламных кампаний с учетом специальностей и факультетов, создать новые формы рекламы, ориентированной на родителей абитуриентов, реорганизовать методы работы приемной комиссии и учебный процесс и провести ряд других мер. Мы привели только некоторую часть результатов обработки опросных листов. Только прямой эффект подобного исследования может составить величину, соизмеримую с годовыми затратами на проведение рекламных кампаний среднего вуза. Но есть еще и косвенные эффекты, связанные с повышением имиджа вуза, снижением уровня рисков по набору студентов, повышением качества образовательных услуг и другие. Подобные исследования достаточно объективны и позволяют во многих случаях предложить новые эффективные политики в маркетинге.

1.6.6 Решение оптимизационной задачи (на примере планирования ассортимента фармацевтической компании)

Наиболее сложные и одновременно интересные научные задачи решаются в области оптимизации бизнес-процессов. Основная сложность таких задач заключается в формализации модели исследуемых процессов. Рассмотрим пример решения логистической задачи по оптимальному планированию ассортимента фармацевтической компании с учетом различных факторов.

Постановка задачи.

Провести оптимальное планирование ассортимента товаров фармацевтической компании Fо, обеспечивающее получение фирмой максимальной прибыли при следующих ограничениях:

полезный объём склада Vc= 1000 куб. м;

период планирования (t) равен 1 году;

при планировании должна быть учтена существующая на период планирования система договорных поставок;

гарантийный срок хранения ассортимента препаратов не должен превышать длительности цикла «поставка-продажа-хранение»;

количество препаратов на складах не может превышать среднего значения спроса за период цикла «поставка-продажа-хранение»;

процессы поставок и продаж препаратов - стационарные, поставки - мгновенные (штрафы за нулевые запасы отсутствуют).

В течение всего времени ассортимент товара поддерживается на постоянном уровне (регулируется менеджером).

Схема товародвижения.

Рассмотрим типичную схему товародвижения, относительно которой и будем решать задачу оптимального планирования ассортимента (рис.14).

Рис.14. Схема товародвижения фирмы Fо
Условные обозначения:
Хi -фирмы, поставляющие товары крупным оптом;
Р - фирма - посредник;
И - фирма-изготовитель товаров;
М - магазины;
К - клиенты;
материальные потоки;
финансовые потоки.
Продвижение товара до покупателя (К) проходит в несколько этапов. Фирма Fо получает товар крупнооптовыми поставками либо непосредственно от фирмы - изготовителя товаров, либо от других фирм (Х). Закупаемый товар поступает на один из складов фирмы Fо, где находится определенное время.
Со складов товар отгружается либо фирме - посреднику, а затем в сеть магазинов или непосредственно покупателю, либо непосредственно в сеть магазинов. Допускается определенная перегруппировка ассортимента товаров фирмы Fо на складах путем перевозки некоторых номенклатур товара с одного склада на другой. Это позволяет ускорить процесс обслуживания клиентов. В такой достаточно сложной схеме через некоторое время устанавливается определенное равновесие ассортимента. Это позволяет сделать допущения о стационарности процесса поставок Стационарным называется процесс, вероятностные свойства которого не изменяются во времени (более строгое определение см.[5,6] ) . В рассмотренной схеме отношения между фирмами, магазинами и клиентами определяются системой договоров и контрактов между участниками этого процесса. Решение задачи оптимального планирования ассортимента товаров должно проводится при условии сохранения существующей системы взаимоотношений между фирмами в сложившихся схемах товародвижения. Это второе и существенное ограничение, которое будет использоваться в математической модели процесса.
Функция доходов
,
где: - кол и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.