На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Особенности преподавания технологии в начальной общеобразовательной школе. Методика обучения учащихся аппликационным работам, необходимый для этого инструментарий и материалы. Занятия по технологии аппликационных работ с природным материалом в 1 классе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.08.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


КУРСОВАЯ РАБОТА

"Методика обучения учащихся аппликационным работам с природными материалами"

Бирск 2009
Содержание
Введение
1. Технология и методика обучения учащихся общео
бразовательных школ
1.1 Методика обучения технологии в начальной школе
1.2 Методика обучения учащихся аппликационным работам
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения при изучении аппликационных работ
2. Методика проведения занятий по технологии аппликационных работ с природным материалом в 1 классе
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе
2.2 Развернутые сценарии уроков технологии
2.3
План-конспект уроков технологии
Заключение
Литература
Введение

За последние десятилетия изменились жизненные приоритеты всего общества, произошла ломка многих стереотипов. От человека сегодня требуется самостоятельность, умение ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации. Стало понятным, что образование должно осуществляться, прежде всего, в интересах человека.
В соответствии с изменившимися приоритетами возникла необходимость реконструировать школьные дисциплины, и в первую очередь трудовое обучение, как базовую для подготовки школьников к самостоятельной производительной деятельности.
Смысл учебной деятельности по предмету такой - детей учат трудится, как трудятся взрослые-то есть осознавать задачу, искать возможности её реализации, отвечать за качество своего труда.
Дети любят уроки труда больше других уроков. Ведь на уроках труда ребенок занят изготовлением милых его сердцу игрушек, в которых он видит своих друзей. Сочетание интеллектуальной и моторной деятельности создает атмосферу осмысленного труда.
Трудовому обучению принадлежит особая роль. Хотя уроки труда строятся на основе применения общих для всех школьных предметов дидактических принципов, их отличает ряд особенностей, например, ученики занимаются не только познавательной, но и созидательной деятельностью, предметы, процессы труда выступают не просто как объекты изучения, но одновременно являются и средством наглядности, дидактическим материалом, служащим для активизации работы учащихся, техническими средствами обучения и т.д.
Особое место в системе трудового обучения занимают уроки
труда по аппликационным работам с природными материалами. Сколько радости получает ребенок от сделанной своими руками игрушки из желудей, орехов, листьев! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков и сувениров для родителей и друзей. Умелые руки и фантазия творят чудеса.
Актуальность работы. Важным компонентом происходящей сегодня демократизации общества является повышение уровня образования и воспитания молодежи с учетом объективных факторов, оказывающих непосредственное и опосредованное влияние на процесс формирования личности. К таким факторам относятся материальные и психологические условия, в которых развиваются и растут учащиеся; та среда, где происходит становление личности.
Совершенствование развивающего характера трудового обучения остается одной из наиболее актуальных проблем методики трудового воспитания. Сегодня учебно-воспитательный процесс в школе должен включить в себя эффективные формы и методы развития, воспитания детей на народных традициях и искусстве; самое ценное, созданное веками мудростью и культурой народа, должно включиться в систему воспитания и образования современного человека.
На основании вышеизложенного считаем тему данной курсовой работы актуальной и интересной в плане дальнейшего изучения.
Объект исследования: процесс трудового обучения в начальной школе.
Предмет исследования: методика аппликационных работы с природными материалами в начальной школе.
Цель работы: изучить теоретический аспект проблемы и разработать методику планирования и организации уроков труда по аппликационным работам с природными материалами в начальной школе.
Гипотеза: трудовое обучение младших школьников в аппликационной работе с природным материалом будет эффективным если:
учитель будет владеть современной теорией и практикой трудового обучения младших школьников.
создана хорошая материальная база для процесса трудового обучения.
труд будет рассматриваться как средство развития личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние данной проблемы на основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы, опыта работы учителей-практиков.
2. Раскрыть особенности, значимость аппликационной работы младших школьников с природным материалом на уроках труда.
3. Составить перспективно - тематический план, планы уроков по данному разделу.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемой проблеме.
системный анализ проблемы трудового обучения в начальной школе.
продуктивно-творческий метод.
наблюдения, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость работы заключается в определении гностической сущности выявления видов, в разработке системы средств аппликационных работ с природным материалом, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся и конкретизации развития творческих способностей младших школьников.
Практическая значимость: разработанные тематические планы и рекомендации по изучению аппликационных работ с природным материалом могут быть использованы в работе учителей начальных классов, студентов - практикантов, а так же руководителями кружков дополнительного образования и родителей.


1. Технология и методика обучения учащихся общеобразовательных школ
1.1 Методика обучения технологии в начальной школе
В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важных факторов развития ребенка: нравственного, умственного, физич
еского, эстетического.
Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Целью курса «Трудовое обучение» в начальных классах - развитие творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Программой трудового обучения в начальной школе предусмотрено знакомство учащихся с различными видами труда, а именно:
сельскохозяйственными трудом;
бытовым трудом;
основами художественной обработки различных материалов;
трудом самообслуживания;
техническим трудом и техническим моделированием.
Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел «Основы художественной обработки различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами, имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
В данной курсовой работе нас интересует процесс аппликационных работы учащихся начальных классов с природным материалом и какое влияние он оказывает на развитие младшего школьника.
Аппликация - способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения на бумагу, ткань и т.д. разнообразного материала. Это очень древний вид деятельности. Аппликация может быть выполнена из травы, листьев, тополиного пуха, семян, плодов и т.д.
Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов
, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания худож
ественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изобр
ажений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы
Что же такое -
природные материалы? В мире существует огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа. Это предметы, которые мы порой даже не замечаем, и всё то, что легко можно найти, едва выйдешь на прогулку: веточки, сучья, цветы, листья, шишки, солома, желуди, хвоя, трава и т.д.
Изготовление игрушек и других поделок из природного материала - и
нтересное дело, но вместе с тем - это труд. Почти ювелирный, кропотливый, хотя увлекательный и очень приятный, особенно - своим результатом. Работа растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития младшего школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления. Когда с прогулки дети приносят желуди, шишки, ветки, а с экскурсии цветы, хвою, то начинается изучение этих сокровищ. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают его, ощупывают и обследуют. А это в свою очередь, способствует запоминанию формы, красок, и других свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи бывают по форме - круглые или продолговатые, по расцветке - коричневые или светло-желтые, их поверхность - бугристая или шершавая. Что желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые; хвоя - колючая и ломкая. Обо всем этом конечно, можно узнать, посмотрев картинки в книге, но самому добывать подобные знания куда интереснее.
А
ппликационные работы из природных материалов могут быть сделаны из:
1) Соломы - это необычно привлекательно: они отливают золотом, перламутром и они прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Учащиеся легко справляются с предметной аппликацией из соломы.
2)
Засушенных листьев, цветов. - это очень оригинальные композиции из стручков акации, из соломки, крупы, веточек цветов. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
3)
Аппликации могут быть сделаны из семян, косточек, разных орехов, тополиного пуха, скорлупы, ракушек, камушек и т.д.
1.2 Методика обучения школьников технологии аппликационных работ с природным материалом
Аппликационная работа с растительным
природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Обычно вначале дети предпочитают действовать, предварительно рассмотрев показанный взрослым образец и старательно повторив его. Например, во время изготовления аппликации из засушенных листьев детям предлагают вначале внимательно рассмотреть, из каких деталей состоит готовая работа, в каких местах к основанию должны быть прикреплены мелкие детали и каким способом. Но затем, после повтора нужных действий и дублирования способа изготовления образца, дети уже усваивают последовательность и самый ход действий, а также способы изготовления. Поэтому, когда идет усложнение задания, дети уже могут разделить процесс выполнения работы на несколько этапов и выполнить работу в повторе за взрослым или собственному замыслу. В этот момент в деятельности детей возникают элементы творчества.
Занимательность работы по выполнению аппликационных работ из природного материала способствует развитию у учащихся таких качеств как внимание, терпение, любознательность. Показательно то, что при данной работе не бывает конца совершенствованию работ, в этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходить на фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании аппликационной работы.
Кроме этого, выполнение аппликационных работ из природного материала воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.
А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид - формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.
Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, - воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.
На каждом уроке, экскурсии в природу нелишним будет напомнить детям о том, что они должны по-хозяйски относиться к природе. А это значит - оберегаешь цветы, кустарники, любое другое растение от бессмысленного уничтожения. Уроки трудового обучения с использованием природного материала должны приобрести «экологическое звучание» и формировать у учащихся новое, ответственное отношение к природе. «Природа и люди - одно целое», «Природа в опасности», «Природа ждет моей помощи» - вот те важнейшие выводы, которые должен сделать каждый ребенок, выполняющий практические работы по трудовому обучению.
Аппликационная работа над поделками из природного растительного материала требует от ребенка точных действий, и если вначале бывает так, что при изготовлении требуется особенно большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и хватательные умения, движения мелкой моторики, фантазия. Появляется согласованность в работе зрения и действий руки, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий.
Вместе с тем труд, который необходимо для выполнения аппликационных работ из природного материала, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Ведь любую, даже самую примитивную, сделать не так-то просто, работа по её изготовлению требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если ребенку не удается выполнить с первого раза необходимую работу. Но с помощью взрослого он учиться выявлять причины своей неудачи и, самое главное, - преодолевать её. В результате таких действий у учащихся формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.
Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:
подготовка материала, его выбор;
выбор рисунка для аппликации;
положение материала, создание эскиза;
выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;
техника выполнения поделки различными способами.
В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.
Тематика работ очень разнообразна, например:
Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево в снегу», Павлин и т.д.
Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, ее естество, формирует художестве
нный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
Аппликационные работы данного вида учащиеся младших классов выполняют начиная с первого класса.
Приемы и методы обучения аппликационным работам очень разнообразны; например, рассматривание образцов, наблюдения в природе, показ технических приемов, упражнения на закрепление техники выполнения, объяснение, составление плана последовательности выполнения работы, выбор материала, рассказ об игрушке-поделке, самооценка и беседы и т.д. Основными художественными средствами в анимации являются цвет, его сочетания, композиции, выразительность силуэта. Во второй главе приводим конспекты уроков по аппликации для учащихся 1-х классов.
Работа с природным материалом осуществляется и во внеурочное время. Это могут быть выставки детских поделок, различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.
1.3 Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения уч
итывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полностью соответствовало бы возрастным возможностям учащихся и современным требованиям научно-технического прогресса.
В принципе материальное оснащение уроков трудового обучения должно, с одной стороны, удовлетворять гигиеническим нормам и эстетическим требованиям, с другой - наилучшим образом способствовать формированию у детей представлений, умений, привычек и внутреннего стремления самостоятельно выполнять требования трудовой культуры.
В практике существует несколько направлений в решении вопросов комплектования и хранения инструментов, приспособлений и материалов. Одни педагоги хранят все инструменты в специальных шкафах или на стеллажах, комплектуя каждый вид на весь класс. Перед уроком трудового обучения в зависимости от вида труда, содержание работ учитель вместе с дежурными раскладывает необходимые на данный урок инструменты и материалы.
Широко используется природный материал для изготовления поделок и в начальной школе. Его нам в кубышке дает сама природа, перечень его довольно обширен.
Ценным материалом к аппликационным работам из природного материала являются: засушенные листья, семена деревьев, овощей, например, семена клена или ясеня, известные как крылатки. Из них можно сделать уши для зайца, крылья для стрекозы, плавники для рыб и т.д. они имеют красивую внешнюю форму, что позволяют использовать их для оригинальных поделок. Очень специфична аппликация из семян клена. Работа с кленовыми семенами требует большой фантазии, творчества, выдумки
Сбор семян осуществляется осенью, но семена должны быть не скрученными, иметь цвет и форму. Собранные семена освобождают от веточек и оставляют крылатку в паре. Раскладывают их между газетами, сверху кладут небольшой груз и оставляют до полного высыхания. Их аккуратно складывают в коробку. Срок хранения сухих семян не ограничен.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала, которые наиболее часто используются для различных поделок в работе с учащимися начальных классов на уроках трудового обучения:
1. Хвоя.
Хорошо подходит для имитации иголок ежа, лапок паука, коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для кукол и т.д.
Хвою используют: еловую, сосновую, пихтовую. Собирать можно в л
юбое время года, в работе лучше использовать зеленую хвою. В работе с хвоей следует учитывать её особенность - иголки хвои колючие, хранить её необходимо в коробочке, банке.
2. Орехи. При изготовлении поделок их орехов можно использовать как скорлупу, так и орехи целиком - грецкие, лесные, земляные, кедровые, фисташки. Лесные орехи используют для изготовления головок игрушечных человечков, животных.
Лесные орехи
следует собирать зрелые в августе месяце вместе со шляпой, которую также можно удачно применять при изготовлении игрушек. Орехи сушат на дощечках и хранят потом в коробочке в сухом месте. Скорлупа лесных орехов довольно твердая. Она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать в работе.
Кедровые орехи могут пригодиться при изготовлении лапок зверьков, кулачков, лесных человечков. Орехи легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются.
Скорлупа грецких орехов используется для поделок лодочек, тележки, черепах, жуков и т.п. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа. Раскалывать орехи можно только учителю, дети в работе используют готовые половинки.
Земляные орехи очень удобны в работе - легко прокалываются, режутся, скорлупка у них тонкая и достаточно хрупкая. Из земляных орехов получаются оригинальные фигурки животных. хранить орехи нужно в сухом помещении, тк. их скорлупа не твердеет при высыхании.
3. Желуди. Плоды дуба - желуди - бывают разной формы и величины. Желуди созревают осенью, в сентябре-октябре. Рекомендуется собирать плоды, когда они созрели и падают с дерева. Одновременно с желудями собирают и их чашечки, на которых они держаться. Плюски - очень хороший материал в дополнении к желудям и их часто используют для различных поделок. Желуди следует собирать разные по размеру и величине. Для изготовления поделок желательно использовать свежие жёлуди, тк. они дольше хранятся и с ними легче работать. Этот материал, в отличии от каштанов, широко распространен почти по всей территории нашей страны. Сбор и хранение его не представляет трудности. соединение желудей не трудное. Хранят желуди в прохладном и влажном месте.
4. Семена. Семена арбуза, дыни, подсолнуха, крупных семян цветов, таких как зырянка, настурция, лазоревые цветы. Из этих семян можно легко смастерить глаза животным или человека.
5. Ветки. При изготовлении игрушек из объемного природного материала - шишек, желудей, каштанов - отдельные детали делают из веток: чаще всего это руки и ноги различных образов. Ветки обладают передать поделку практически в любой позе: бегущей, сидящей, с поднятыми руками и т.д. и все эти детали можно сделать из одной небольшой веточки. Локтевой и коленной частями служит место развилки веток, в длина отрезается пропорционально величине поделки. В работе можно использовать ветки сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются. Сбор веток - работа, требующая времени, терпения и аккуратности. Необходимо постоянно напоминать детям, что деревья нужно беречь и для поделок нужно собирать ветки, лежащие на земле, со спиленных деревьев, в местах обрезки деревьев.
6. Корки. Корки для поделок могут использоваться в зависимости от формы, которые могут напоминать различные фигуры животных или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которые необходимо развивать у детей.
7. Листья. Они являются интересным и нужным дополнением при изготовлении поделок, из них можно выполнить красивые аппликации. Листья очень разнообразны по своей форме и расцветки. Листья можно использовать от разных деревьев, кустарников, цветов.
Из листьев можно сделать крылья бабочки, плавники рыбы, всевозможные узоры. Собирать листья лучше осенью, когда они особенно красивы.
Для сохранения и последующего использования их необходимо правильно заготавливать, засушить. Засушивание листьев производят закладывая их между листами пористой сухой бумаги. На ней аккуратно в расправленном виде раскладывают в один слой растения; каждый слой сверху также закрывают бумагой. Стопку подготовленного таким образом природного растительного материала можно уложить в специальный пресс или просто придавить сверху тяжелым предметом. Можно листья через газету прогладить горячим утюгом.
Чтобы засушиваемые листья не почернели и сохранили цвет, листы газеты следует менять ежедневно. Обычно для полного высыхания листьев требуется от трех до семи дней. Хранить засушенный материал лучше всего в специальной папке, в которой отдельные экземпляры тоже имеет смысл переложить листами бумаги. Сухие листья очень хрупкие, ломкие.
8. Соломка. Как поделочный материал солому используют давно. Солома - это стебель злаковых растений, полый внутри, легко обрабатываемый материал. Изделия из соломы очень привлекательны, красивы. Они дают большой простор для творческого развития детей. Используют солому ржи, пшеницы, овса, ячменя, дикорастущих растений - мятлика, тимофеевня.
Заготовку соломы производят после созревания растения, когда она приобретает золотистый цвет. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков. Срезают солому вместе с узлами или разрезают на части по узлам - так удобнее хранить материал. Обработанная солома для работы не пригодна, так как стели у нее поломаны или смяты. Лучше использовать свежую ровную, не смятую комбайном, неподгнившую солому. Собирают солому вручную на обочине полей или пришкольном участке.
Для работы солому необходимо подготовить из трубочек сделать плоские ленты. Вначале выбирают круглые, ровные стебли, отрезают узлы и кладут солому на 1,5-2 часа в широкий сосуд с горячей водой для распаривания. Когда солома станет мягкой, трубочку разрезают вдоль и разглаживают горячим утюгом на сложенной в несколько раз газете. Материал можно заготавливать впрок.
9. Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого размера. Перед работой перья промывают, сушат, и расчесывают для возвращения им естественного вида.
1
0. Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно найти ракушки-домики, которые интересны по внешнему виду, оригинальны по форме. Сбор ракушек можно производить с детьми во время экскурсий. Ракушки после сбора моются, после раскладываются и сушатся. Из ракушек можно сделать фигурки животных, или как дополнительный материал.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что на уроках трудового
обучения при аппликационных работах используется разнообразные природные материалы, которые всегда можно найти исходя из местных природных условий. Каждый из этих материалов имеет свои свойства, специфику заготовки и хранения. Природный материал следует готовить заранее, рассортировать по видам и хранить либо в папках, либо в коробках. Это облегчает поиск во время работы и способствует лучшей сохранности. Удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить, обогащает знания о природе.

2. Методика проведения занятий по аппликационным работам с природным материалом в 1 классе
2.1 Перспективно-тематический план раздела «Художественная обработка материалов» в 1 классе
Разнообразие тем и видов труда, предусмотренных программой трудов
ого обучения, требует от учителя особого внимания к тематическому и перспективному планированию уроков.
Процесс планирования подразделяют на два этапа: - перспективное планирование и составление календарного плана. Перспективное планирование предполагает разработку общей стратегии на весь учебный год или полугодие. Прежде всего производится так называемые разноска часов по четвертям: из всего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяется сколько часов отводиться на каждую четверть, на каждый вид труда. Приступая к этой работе, учитель обращается к Программам по трудовому обучению в начальной школе.
В настоящее время учитель может использовать при планировании трудового обучения младших школьников разные программы, среди них и авторские, и традиционные. Остановимся на краткой характеристике некоторых их них.
Одной из авторских Программ по трудовому обучению младших школьников является «Школа мастеров» автор Т.М. Геронимус. Данная программа рассчитана на 4-х летнюю начальную школу, учебная трудовая деятельность в ней рассматривается как средство познания окружающего мира, а ребенок в нем как преобразователя этого мира. Цель трудового обучения будет достигнута, считает автор, если ребенок займет позицию: «Я хочу это сделать. Сам. Я уже сделал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».
Следующей авторской Программой трудового обучения младших школьников, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ является Программа Цирулик Т.Н. «Умные руки». Ее цель: развитие интеллектуальных способностей, повышение интереса к познанию нового, расширение кругозора учащихся.
На основе изучения содержания вышеуказанных программ учитель осуществляет перспективное планирование, т.е. производной разноску часов по четвертям: из сего количества программных часов, отведенных на изучение раздела, определяет сколько часов отводится на каждую четверть. После этого определяется последовательность происхождения материала в объеме установленного времени.
В календарном плане отражается тема каждого урока и их последовательность с указанием количества часов и точной даты проведения.
В качестве примера мы проводим разработанный нами перспективно-тематический план работы по аппликационным работам с природным материалом для учащихся 1 класса. План составлен на основе содержания Программы по трудовому обучению «Умные руки» автора Цирулик Н.А.
Тема и краткое
содержание урока
Образовательная
цель урока
Развивающая
цель урока
Воспитательная
цель урока
Тип урока
Методы
обучения
Инструменты и
приспособления
Наглядность,
ТСО
Приемы приклеивания деталей без разметки.
Вступительная беседа. Анализ изделия. Правила техники безопасности.
Выполнение аппликации.
Итоговая беседа.
Научить детей аппликационным работам с природным материалом; научить приему приклеивания засушенных листьев и семян на бумажную
основу.
Развивать ассоциативное мышление, умение создавать образ по ассоциации с формой предмета.

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, эстетический вкус.
урок изучения нового материала
словесный, наглядный, практический
природный материал, картон, клей ПВА, клеенка, фартук, тряпочка для рук.
образец изделия, природный материал, заготовка для основы;
Аппликация из листьев. Бабочка.
Рассказ учителя о картине «Золотая осень» И.С. Остроухова. Беседа об осени. Отгадывание загадок. Разгадывание ребуса. Выполнение аппликационных работ. Итоговая беседа.
учить выполнять аппликацию из листьев деревьев - бабочку и соразмерять при этом ее части;
развивать мелкую мускулатуру рук, мышление, воображение;развивать желание сделать аппликацию красивой.
воспитывать бережное отношение к природе, способствовать познанию детьми красоты родной природы;
комбинированный
словесный, наглядный, практический
букет осенних листьев; гербарий осенних листьев разной формы; листья деревьев; ягоды шиповника; веточки; пластилин; клей; ножницы.
репродукция картины И.С. Остроухова «Золотая осень»; карточки со стихотворениями о листьях, об осени, о желуде;
Изделие «Осенний букет».
Просмотр слайдов «Цветы». Беседа о цветах. Работа по учебнику стр. 71. повтор правил безопасности работы с ножницами. Гимнастика для пальцев. Выполнение аппликационных цветов из природного материала. Итоговая беседа.
прививать учащимся знания, навыки, практические у и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.