Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль литературы в формировании человека. Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы на примере произведения Набокова Обида. Разработка системы изучения отдельных произведений писателей в условиях классного коллектива.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление


    Введение
    2
    Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы
    4
    Методика преподавания русской литературы ХХ века на примере произведения Набокова «Обида
    8
    Заключение
    17
    Список литературы
    18

Введение

Актуальность исследования. Принципиально важную роль в формировании человека 20 века, играет литература как особый вид искусства. Она заполняет духовную нишу, отвечая за внутренние запросы личности. Именно литература формирует индивида, способного решать творческие задачи, устремленного к поиску. Соответственно возрастает требование к читателю, качеству чтения. Как известно, читательская деятельность - это умение "собрать воображаемое целое смысла, не устраняя его сложности и не отстраняясь от нее" (Х.Л. Борхес). [ Методика преподавания литературы: Методические указания и планы практических работ для студентов IV курса филологического факультета. -Омск, 1998.

]

Творчеству писателей 20 века посвящены многочисленные литературоведческие исследования, накоплен значительный методический опыт, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала.

Эстетическая, поэтическая сложность художественного мира писателя XX века создает при чтении содержательные и стилистические барьеры, без преодоления которых невозможно постичь "парадоксы" творчества многих писателей, полный противоречий и очарования внутренний мир. Стилистическая неуравновешенность, метафоричность литературы ХХ в первую очередь настораживают учащихся, забавляют, а иногда вызывают протест и чувство неприятия.

Весь методический опыт был направлен на разработку системы изучения отдельных произведений писателей в условиях конкретного классного коллектива. Такой ситуативный подход, безусловно, обогатил школьный анализ новыми формам", приемами работы с литературным материалом, но не прояснил эволюцию читателя-школьника в его движении к литературе ХХ века: не выявлены закономерности развития читательских качеств современного подростка, свойства читательского сознания на каждой ступени общения с писателем.

Многие учебные программы по литературе, ставя своей целью, развитие творческой личности, декларируют принцип вариативного изучения произведений в рамках определенной темы или проблемы. Для реального осуществления этого принципа (перевода текстов из общего курса изучения литературы в курс внеклассного чтения и наоборот) должна быть создана определенная система, обеспечивающая эффект эволюции читателя-школьника в его движении к художественному миру писателя.

Творчество классиков отечественной литературы, как особая художественная система, требует разработки новых методических форм общения, ведущих к установлению "диалога согласия" между двумя субъектами эстетической деятельности (читателем и писателем), развивающих способность юных читателей воспринимать тексты "как вещи, то есть не как знаки, передающие прямую информацию, а как симптомы смысла".

Функциональный подход дает научное обоснование выбора литературного материала, путей и приемов анализа художественного текста и помогает обеспечить эволюцию читателя - школьника в его движении к этико-эстетической системе литературы ХХ века.

Целью работы является изучить вопрос преподавания на уроках литературы 5-7 классов произведений литературы ХХ века.

Объектом исследования является методика преподавания литературы ХХ века в 5-7 классах.

Предметом исследования являются произведения литературы ХХ века.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть методику преподавания литературы ХХ века в 5-7 классах

2. Составить методический план преподавания литературы ХХ века на примере конкретных произведений.

Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы

Методикой преподавания литературы накоплен значительный опыт в изучении творчества писателей ХХ века в школе, разнообразный по трактовкам и способам осмысления материала. Объясняется это, прежде всего неисчерпаемостью и богатством внутреннего содержания художественных произведений, постоянной изменяемостью исторической обстановки, с которой творчество вступает в эстетические отношения, интертекстуальной соотнесенностью с предшествующей и современной писателям литературой и культурой.

В том, как исторически изменялась оценка произведений ХХ века, просматривается вполне естественная логика. На первом этапе функционирования произведений предметом обсуждения, дискуссий и даже борьбы (демократическая и эстетическая критика) становится то, что выделяет текст на фоне общепринятых литературных норм, и вместе с тем - вопрос о праве творчества на признание, на определенную нишу в литературном пространстве. На следующем этапе внимание читателей перемещается в другую плоскость: выявляются аспекты соотношения творчества с реальной жизнью (галерея воссозданных типов, позиции героев, смысл конфликтов). Одновременно вызвали интерес художественная форма, особенности языка, стиля. Выяснялась сложность, целостность художественного строя произведения: жанровая, стилистическая специфика.

В середине XX века на новой основе определяются общественная и культурная значимость, место творчества в русском и общеевропейском литературном процессе, отношение к различным жанровым традициям.

Современные школьники в высказываниях о произведениях литературы ХХ не стеснены идеологическими установками и потому менее категоричны и более последовательны в своих рассуждениях Тем не менее опасность однозначной трактовки произведений авторов на разных этапах литературного образования все же сохраняется. Задача методики - приблизить художественное произведение к современному читателю, не нарушая его эстетической целостности.

Ценным в методике начала XX века (В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, Ц.П. Балталон) является то, что в основу преподавания литературы педагоги-словесники поставили ученика, поверив в его возможности глубокого восприятия и осмысления художественного текста, и разработали подходы к анализу произведений литературы ХХ века: от авторской идеи к тексту для ее подтверждения (В.Я. Стоюнин) и от текста - к авторской идее (В.И. Водовозов). [ Актуальные аспекты изучения творчества Н.В. Гоголя в школе // Филологический ежегодник. - Вып. 2. / Под ред. Н.Н. Мисюрова. - Омск, 1999.]

В 1912-1930 годах содружество литературоведения и методики благотворно повлияло на развитие методической мысли и в значительной степени способствовало совершенствованию литературного образования. Школьный анализ обогатился новыми приемами работы: художественный пересказ, инсценирование, иллюстрирование, привлечение смежных искусств, стилистический анализ (А.К. Дорошкевич, Б.М. Эйхенбаум, З.Н. Денисенко, Е.И. Кореневский), была выявлена зависимость методов и приемов от жанровой специфики произведения и особенностей авторского повествования (Л.С. Троицкий). Составители учебных программ стремились сохранить главный принцип: "ориентироваться на тип ребенка, его детскую активность и запросы" (1912, 1915, 1919, 1921, 1923, 1925 гг.). Однако в силу преобладания обществоведческого начала в школе, литература постепенно теряла свою самостоятельную значимость. В.В. Голубков предостерегал от крайнего увлечения "самостоятельностью учеников", утверждая, что школа имеет право и обязана вмешиваться в этот процесс и заменить в случае надобности установку учащихся установкой идеологически приемлемой и научно правильной" (1938 г.). Анализ школьных программ, учебных пособий, статей под углом зрения поставленных проблем показал, что литература не вмещалась в рамки социологического метода, общественно-политических событий и идеологических установок. [ Актуальные аспекты изучения творчества Н.В. Гоголя в школе // Филологический ежегодник. - Вып. 2. / Под ред. Н.Н. Мисюрова. - Омск, 1999]

Таким образом, функционального подхода к изучению произведений литературы ХХ века в 5-7 классах не наблюдается: какие препятствия должен преодолеть ученик при осмыслении текстовпроизведений, какими критериями определяется содержание литературного образования, как это согласуется с общей концепцией развития личности - все это остается за пределами методических исканий 30-40-х годов. Усилия методистов и педагогов-практиков направлены на разработку методов и приемов изучения отдельных произведений писателей в рамках школьного курса.

В современной методике можно выделить несколько подходов к изучению произведений русской литературы ХХ века, представленных в учебных программах по литературе, монографических и коллективных исследованиях. Сторонники первого подхода в своих методических воззрениях подчеркивают нравственно-формирующие возможности творчества писателей (М.А. Снежневская, Т.Г. Старовойтова, Т.Ф. Курдюмова, Л.А. Пилипенко и др.). Сторонники второго подхода актуализируют теоретическое и эстетическое содержание русской литературы (А.Г Кутузов, Л.И. Княжицкий, Е.С. Абелюк, З.А. Блюмина, П.К. Боголепов, П. Г. Воробьев, Н.О. Корст, И.В. Раппенкова и др.). В представленных концепциях изучения литературы ХХ века отсутствует принцип системного, целостного изучения; не демонстрируется развитие ученика, преимущественное внимание уделяется репродуктивным методам работы, порой не соответствующим заявленной в Программах цели формирования читательской культуры учащихся. Третье направление развивает идею взаимосвязанного изучения художественного произведения и читательского восприятия школьников (Т.В. Звере, М.Г. Качурин, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская, М.А. Шнеерсон и др.). В программе по литературе, составленной коллективом кафедры методики преподавания литературы и русского языка под редакцией В.Г. Маранцмана, имеющиеся недостатки современных концепций анализа этико-эстетической системы произведений русской литературы ХХ века преодолеваются, прежде всего, с помощью функционального подхода - "соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста" (В.Г. Маранцман). [ Актуальные аспекты изучения творчества Н.В. Гоголя в школе // Филологический ежегодник. - Вып. 2. / Под ред. Н.Н. Мисюрова. - Омск, 1999. -С. 68-71.]

Несмотря на многообразие исследовательских и читательских оценок произведений литературы ХХ века и стремление лучших методистов целенаправленно и умело руководить чтением учащихся, преодолевая стихийность первоначальных реакций, дистанция между школьником и писателем по-прежнему сохраняется. Это объясняется отсутствием в методике системного подходя к анализу художественного мастерства писателей ХХ века. Не определены пути и приемы формирования необходимых читательских умений и навыков при работе с текстами на каждом этапе литературного образования.

Нам представляется продуктивным восстановление авторского замысла, постижение Логоса произведений литературы ХХ века, с учетом возраста учеников, их читательской культуры, художественных особенностей изучаемых произведений. Школьникам необходимо, прежде всего, научиться слышать в текстах писателей живое дыхание, постигать природу лиризма, трагизма и комизма. Важно подготовить учеников к восприятию, втянув их в "уникальную смысловую атмосферу вещи, которая дается через стиль" (Ю.Н. Тынянов).

Методика преподавания русской литературы ХХ века на примере произведения Набокова «Обида

I. Характеристика

Форма работы: система малых групп + мастер.

Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.

Преобладающий метод: проблемно - поисковый, диалогический

Категория обучающихся: учащиеся, владеющие навыками работы в ма-лой группе.

II. Актуальность

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося. Ученик -- пассивный субъект обучения. Задача ученика на традиционном уроке -- усвоить и воспроизвести знания. Учитель организует преиму-щественно репродуктивную деятельность, пооперационно, прямо руководит действиями ученика. Учитель в такой системе -- непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции. Используются в основном фронтальные фор-мы обучения. Традиционный характер образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, воспитывает пассивную, послушную лич-ность. Современная жизнь востребует только личность активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную. Эти задачи целенаправленно помогает решать технология мастерских.

III. Идеи

1. Вызов традиционной педагогике. Образование должно стать иным:

· личность в мастерской не получает, а сама «выстраивает» свое знание, чтобы активно и творчески пользоваться им в жизни, как своим приобретением;

· процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

· культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязы-ваться;

· сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

2. Личность с новым менталитетом.

Ученик понимается как личность самостоятельная, творческая, соци-ально ответственная, конструктивно вооруженная, способная оказывать по-зитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Современному обществу нужны люди с новым менталитетом, лишенным рабского исполни-тельского начала и основанным на глубокой вере в себя, в свои способности, на умение эти способности реализовывать.

3. Все способны:

· на мастерской предоставляется возможность каждому продвинуться к истине своим путем; и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.