На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Информационные технологии обучения. Дидактические принципы изучения темы Электромагнитные колебания в курсе физики. Компьютерное моделирование электромагнитных колебаний. Повышение наглядности обучения при использовании компьютерных моделей на уроках.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Физико-математический факультет
Кафедра общей физики
Курсовая работа.
«Методика применения ЦОР в процессе изучения темы: Электромагнитные колебания».

Выполнил:
студент 5 курса ФМФ гр. А
специальности «Физика»
Орехов В. Н
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры общей
физики Крахоткина В. К.
Ставрополь, 2007 г.
Содержание

Введение
Глава I. Обзор литературы
1.1. Информационные технологии обучения
1.2 Электронные пособия по физике (на примере «Физика 7-11 класс», "Открытая физика2.0
1.3. Использование компьютерных моделей на уроках физики
Глава II. Дидактические принципы изучения темы “Электромагнитные колебания” в курсе физики средней школы
2.1Методика изучения темы “Электромагнитные колебания” в курсе физики средней школы
Глава III. Компьютерное моделирование электромагнитных колебаний
3.1 Возможности применения графических пакетов, оболочек и электронных пособий при изучении электромагнитных колебаний в курсе физики средней школы
3.2 Возможности использования графической оболочки Corel и пакета PowerPoint
3.3 Повышение наглядности обучения при использовании компьютерных моделей на уроках физики
3.4 Разработка методики изучения темы «Электромагнитные колебания
1. Колебательный контур. Превращения энергии при электромагнитных колебаниях
2.Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.35
3.Уравнение свободных гармонических колебаний в контуре
4.Методическая разработка трёх уроков
Заключение
Список литературы
Введение

Актуальность исследования. Демократизация общества, становление рыночных отношений выдвинули новые требования к обучению и воспитанию человека, гражданина, специалиста. В складывающихся социально-экономических отношениях востребованы профессионализм, ответственность, самостоятельность и инициатива, а не пассивное исполнительство. Эти социально значимые качества следует формировать у подрастающего поколения непосредственно в учебной деятельности. Учебное исследование является такой формой организации деятельности школьника, которая в существенной степени способствует их формированию и развитию.
Имеющее место все более тонкое структурирование общества, его информатизация, возрастание роли науки приводят к специализации и усложнению деятельности во всех сферах общественной жизни: производственной, технологической, правовой и т.д. В этих условиях все более актуальным становится требование самообразования в течение всей жизни, поскольку никакое накопление знаний «про запас» в институализированном обучении не может компенсировать необходимость их самостоятельного обновления и пополнения. Готовность к самообразованию может быть обеспечена, прежде всего, развитием познавательных способностей за счет овладения методологическим аппаратом приращения и применения знаний. Наиболее адекватный аппарат решения познавательных задач, а также развития творческих, коммуникативных, рефлексивных качеств личности заключает в себе отработанная веками методология научного поиска.
Сказанное свидетельствует о необходимости целенаправленного обучения школьников общим и специальным методам познания окружающего мира, логике и этапам научного познавательного процесса и, в конечном счете, целостной исследовательской деятельности.
В 21 веке любой образованный человек должен уметь использовать в работе современные информационные технологии. Таким образом, возникает необходимость в создании иной образовательной среды. В настоящее время актуальным является вопрос использования программно-педагогических и телекоммуникационных средств в учебном процессе школы и, в частности, при обучении физике и астрономии.
Для того, чтобы повысить эффективность развития познавательной и исследовательской деятельности и дать новые возможности для творческого роста учащихся, нужно использовать современные физические электронные лаборатории, мультимедийные компьютерные программы и телекоммуникационные технологии, открывающие учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации - электронным гипертекстовым учебникам, образовательным сайтам, системам дистанционного обучения.
При правильном их использовании они обеспечивают целый ряд преимуществ перед обычным способом обучения:
индивидуализация учебного процесса по содержанию, объему и темпам усвоения учебного материала;
активизация учащихся при усвоении учебной информации;
повышение эффективности использования учебного времени;
положительная мотивация обучения за счет комфортных психологических условий работы учащегося, объективности оценки;
изменение характера труда преподавателя (сокращение рутинной работы и усиление творческой составляющей его деятельности).
Особую роль играет применение компьютерных технологий при обучении физике в средней и высшей школе. Как показывает педагогический опыт, наибольшее количество трудностей возникает при изучении тех разделов курса физики, которые связаны с электричеством и магнетизмом. Между тем методика изучения различных тем в этих разделах не разработана в должной мере. В связи с этим нами была сделана попытка обоснования целесообразности использования ИТО при изучении в частности темы “Электромагнитные колебания” и разработаны некоторые методические моменты, которые, в зависимости от принятой технологии учебного процесса, его целей и задач, а так же от компьютерной оснащенности школы, могут быть использованы преподавателями физики как для изучения всей темы целиком, так и для изучения ее отдельных вопросов.
Разработка нестандартного способа изложения темы говорит об актуальности исследования и заключает в себе элемент новизны и практической значимости.
Цель исследования - разработать методику изучения электроколебательных процессов с помощью компьютера.
Объектом исследования является организация учебного процесса на различных этапах урока физики.
Предметом является поиск содержания, форм и методов обучения, обеспечивающих достижение поставленной цели.
В основу работы была положена гипотеза: использование компьютерных технологий, а в частности некоторых прикладных пакетов, повышает эффективность учебного процесса и позволяет добиться более глубокого понимания данной темы учащимися.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, следуют задачи:
разработать методику изложения темы “Электромагнитные колебания” с использованием ЭВМ.
выяснить, с какими трудностями сталкиваются учащиеся в процессе изучения данной темы и, следовательно, каким вопросам и понятиям следует уделить особое внимание.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы:
изучение методической, психологической и справочной литературы по данной теме.
знакомство с уже имеющимися разработками в области данной темы.
проведение уроков по изучению электромагнитных колебаний в 11-х классах.

Глава I. Обзор литературы

1.1. Информационные технологии обучения

Информационная технология обучения (ИТО) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Таким образом, ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно -воспитательного процесса. Главная цель информатизации образования состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. [6]

Для эффективного применения ИТО педагогу в первую очередь необходимо ориентироваться в соответствующем программном обеспечении. Программное обеспечение, использующееся в ИТО, можно разделить на несколько категорий:

1. Автоматизированные обучающие системы (АОС)

АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, которые управляют процессом обучения. Комплекс программных продуктов, поддерживающих обучение информатике, дает возможность систематического использования информационных технологий при обучении физике. Программные продукты по физике представляют собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов:

§ электронные словари-справочники и учебники физики;

§ лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных физических процессов;

§ программы-тренажеры решения задач по физике;

§ тестовые системы.

Применение АОС в обучении физике предоставляет возможность организации учебных занятий в соответствии со следующими этапами:

- учитель физики вводит разностороннюю информацию (теоретический и демонстрационный материал, практические задания, задачи, вопросы для тестового контроля) в базу данных и формирует сценарий для проведения урока;

- ученик в соответствии со сценарием (выбранным им самим или назначенным педагогом) работает с учебным материалом, предлагаемым программой;

- выполняется автоматизированный контроль усвоения знаний, который обеспечивает необходимую обратную связь, позволяя выбрать самому ученику (по результату самоконтроля) или назначать автоматически последовательность и темп изучения материала по физике;

- работа ученика протоколируется, информация по итогам тестирования, изучения темы и т.п. заносится в базу данных;

- учитель и ученик имеют возможность получать информацию о результатах изучения отдельных вопросов и тем физики в динамике.

2. Интеллектуальные обучающие системы (ИОС)

Возрастание возможностей компьютеров стимулировало развитие нового направления в информационных технологиях обучения - создание интеллектуальных обучающих систем. Этот подход базируется на работах в области искусственного интеллекта, в частности теории экспертных систем -сложных программ, манипулирующих специальными, экспертными знаниями в узких областях предмета. Как и настоящий человек - эксперт, эти системы решают задачи, используя логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания. Экспертные системы соединили в себе возможности компьютера с богатством человеческого опыта. ИОС представляет качественно новую технологию обучения физике. В основе метода можно выделить: моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний ИОС, автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучающегося, автоматический учет в работе ИОС новой информации по физике, поступающей в базу знаний, то есть саморегулирование системы. Работы в области ИОС пока носят единичный характер и на уровень массовой технологии еще не вышли.

3. Электронный учебник физики

В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски по физике. На этих носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для использования с помощью компьютера. В них предлагаются демонстрации заданий для фронтальной и индивидуальной работы учеников на уроке, для домашней самостоятельной работы. Компакт диски по физике помогают обеспечить интерактивность взаимодействия ученика с учебным материалом, индивидуальную траекторию его усвоения, интенсифицировать обратную связь «учитель-ученик».

Новые возможности информатизации физического образования открыла в 90-е годы гипертекстовая технология. Основная её черта -- это возможность переходов по гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально оформленного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия». В этой огромной среде легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п. При проектировании гипертекстовой системы можно заложить гиперссылки, опираясь на способности человеческого мышления к интеграции информации и ассоциативному доступу к ней. Использование динамического гипертекста позволяет провести диагностику знаний, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы курса физики. Эти системы представляют информацию так, что сам обучаемый, следуя графическим и текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом. Все это создает условия для реализации дифференцированного подхода к обучению физике.

4. Интернет технологии в физическом образовании

Новый импульс информатизации физического образования дает развитие информационных телекоммуникационных сетей. Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты рассматривают Интернет-технологии как революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера. Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональные и локальные сети связи и обмена данными, представляют для обучения физике широчайшие возможности: оперативную передачу на разные расстояния информацию любого объема и вида, интерактивность и оперативную обратную связь, организацию совместных телекоммуникационных проектов, запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций. Образовательный web-сайт учебного заведения в сети Интернет - новое средство обучения. В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль образовательных сайтов в деятельности учебных заведений возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия учебного заведения с внешним миром, но и образовательные процессы внутри учебного заведения. [17]

В работе [6] подробно дан анализ, классификация и характеристика программных средств ИТО.

К техническим средствам ИТО относят:

Компьютер.

Периферийные устройства:

Принтер;

Сканер;

Проектор;

Цифровая фотокамера и видеокамера;

Веб - камера.

3. Специализированное оборудование.

Специализированное аппаратное обеспечение бывает двух видов: научное и учебное. К научному можно отнести, например, специальную плату, с помощью которой ПК можно использовать в качестве высококачественного осциллографа. Устройства учебного назначения больше подходят именно для изучения физики; к ним относятся различные датчики и блоки, обеспечивающие их совместную работу с компьютером. Примером такого оборудования может служить комплект «Лаборатория L - микро», в который входят блок сопряжения с компьютером и наборы датчиков для измерения механических, термодинамических и других физических величин. А также измерительный комплекс нового поколения «Архимед», действующий на базе карманных компьютеров «Palm». [17].

1.2 Электронные пособия по физике (на примере «Физика 7-11 класс», "Открытая физика 2.0")

Электронное издание «Физика, 7-11 классы» предназначено для учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей, для абитуриентов, готовящихся к поступлению в вуз и для самостоятельного изучения физики. Его содержание соответствует программе курсов физики и астрономии для общеобразовательных учреждений России.

Электронное издание разработано при содействии НФПК - Национального фонда подготовки кадров.

Курс является победителем конкурса по разработке и созданию учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы, проводимого НФПК - Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.

Курс выпускается на двух дисках и содержит:

· электронный иллюстрированный конспект;

· около 100 видеофрагментов (на диске № 2);

· около 250 виртуальных лабораторий и интерактивных моделей;

· вопросы и задачи для самоподготовки;

· справочные таблицы;

· предметный указатель;

· поисковую систему по ключевому слову;

· звуковое сопровождение;

· систему помощи;

· каталог Интернет-ресурсов по физике;

· методические пособия для учителей.

Для учебных учреждений разработана сетевая версия. Интерфейс курса «Физика, 7-11 классы» позволяет пользователю, имеющему доступ в Интернет, связаться с сервером компании ФИЗИКОН, на котором осуществляется поддержка пользователей курса.

Сетевая версия содержит:

· электронный иллюстрированный конспект теории;

· около 100 видеофрагментов (на диске № 2);

· около 250 виртуальных лабораторий и интерактивных моделей;

· вопросы и задачи для самоподготовки;

· сетевой тестирующий комплекс, включающий 3000 вопросов и задач;

· справочные таблицы;

· предметный указатель;

· поисковую систему по ключевому слову;

· звуковое сопровождение;

· систему помощи;

· каталог интернет-ресурсов по физике;

· методические пособия для учителей.

Курс «Физика, 7-11 классы» может быть использован в учебном процессе следующим образом.

· Самостоятельная подготовка учащихся (изучение конспектов, просмотр видеозаписей, проведение практических работ).

· Демонстрации учителем в классе (показ видеозаписей, интерактивных моделей и анимаций), в т. ч. с помощью мультимедиа-проектора на экране.

· Классные лабораторные работы (в компьютерном классе).

· Самостоятельные практические работы учеников (решение примеров из базы данных вопросов и задач).

· Проведение электронной аттестации учащихся (контрольная работа в компьютерном классе).

· Подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном («бумажном») варианте в классе.

· Подготовка учителя к занятию или контрольной работе.

· Выполнение учащимися творческих работ под руководством учителя, а также самостоятельно.

Интерактивный курс позволит получить глубокие знания по различным разделам физики:

· механике,

· термодинамике и молекулярной физике,

· электростатике,

· оптике,

· атомной и ядерной физике,

· элементам теории относительности.

Также на диске изложены вопросы, касающиеся происхождения и развития Солнечной системы, нашей Галактики и Вселенной.

Формы предоставления учебного материала (графики, рисунки, таблицы, текст...)

Компьютерный курс «Физика, 7-11 классы» содержит интерактивные задания для проверки знаний учащихся. Расположены эти задания в конце каждого параграфа конспекта. Каждое задание представляет собой окно, в котором предлагается тот или иной способ ввода ответа. Там также содержатся кнопки, с помощью которых можно проверить ответ или посмотреть правильное решение.

Программа содержит сетевой тестирующий комплекс - новейший комплекс программ компании «Физикон», предназначенный для самостоятельного решения задач и аттестации в локальной сети и в Интернете. Сетевой тестирующий комплекс устанавливается вместе с сетевой версией программы «Физика, 7-11 классы» на сервер локальной сети, однако его можно установить и на компьютер, не подсоединенный к сети, используя одновременно как сервер и как терминал пользователя.

Сетевой тестирующий комплекс включает в себя следующие блоки:

· блок управления пользователями: добавление новых пользователей, редактирование свойств уже имеющихся пользователей, установка паролей и ролевых ограничений;

· база данных вопросов и задач: каталогизированное хранение задач, добавление новых и редактирование уже имеющихся задач (в т. ч. при помощи визуального редактора), экспорт задач из формата CourseML и импорт в этот формат;

· списки: управление дополнительными таблицами базы данных (темы, ключевые слова, авторы и т. п.);

· блок контрольных работ: составление шаблонов и вариантов контрольных работ, выбор задач для контрольных работ, просмотр и печать вариантов, назначение вариантов ученикам, текущий контроль выполнения контрольных работ, автоматическая и «ручная» проверка решений учеников;

· журнал: просмотр статистической информации по контрольным работам и ученикам с ролевым ограничением прав доступа.

Сетевой тестирующий комплекс компании «Физикон» предоставляет возможность управлять доступом пользователей к программе, предоставляя пользователям различные привилегии. Комплекс поддерживает три ролевые группы, обладающие различными правами:

· Администраторы. Имеют доступ ко всему спектру возможностей комплекса. Назначайте пользователя администратором только в том случае, если вы уверены в его благонадежности.

· Учителя. Обладают всем спектром возможностей комплекса за исключением управления пользователями. Назначайте эту роль всем пользователям, которым необходим активный доступ к базе данных вопросов и задач с возможностью редактирования базы данных и составления контрольных работ.

· Ученики. Не могут управлять пользователями, вносить изменения в базу данных вопросов и задач, составлять и назначать контрольные работы. Назначайте эту роль пользователям, которым необходимы возможности прохождения аттестации на заданиях комплекса.

Компьютерный курс «Физика, 7-11 классы» оформлен в виде набора веб-страниц, для просмотра которых используется обозреватель Internet Explorer. Подобные страницы вы могли видеть, путешествуя по Интернету. Однако для работы с данным курсом вам не обязательно иметь доступ в Интернет. Все страницы курса будут установлены на ваш компьютер при его инсталляции.

Подключение к Интернету предоставляет дополнительные возможности. Оно позволяет связаться с сервером компании ФИЗИКОН, на котором осуществляется поддержка пользователей курса. Кроме того, оно позволяет выйти за пределы данного курса, при помощи многочисленных ссылок на Интернет-ресурсы, представляющие интерес для учителя физики.

Программа «Открытая физика»

Мультимедиа-обучающая программа "Открытая физика 2.0", созданная компанией ФИЗИКОН, завоевала целый ряд призов и дипломов на нацио-нальных конкурсах учебных программ, признана лучшей образовательной программой по физике на ИТО-98, переведена и издана во многих странах (США, Англия, Франция, Германия, Италия, Греция, Австралия).

Курс "Открытая Физика 2.0" ориентирован на учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений, на абитуриентов, самостоятельно гото-вящихся к поступлению в вузы, на слушателей подготовительных учрежде-ний. Он также может быть полезен студентам педагогических вузов и школьным учителям физики.

В новой версии курса добавлен хорошо иллюстрированный учебник, ко-торый, по существу, по принятой в учебной литературе терминологии явля-ется подробным справочником по физике, предназначенным для того, чтобы напомнить пользователю основные физические понятия и закономерности изучаемых явлений, написание основных формул, значения важнейших фи-зических констант и так далее. Содержание учебника полностью соответст-вует программе курса физики для общеобразовательных учреждений России. Учебник систематически излагает материал программы. Большинство из 44 параграфов учебника рассчитаны на учащихся основной школы; однако не- которые параграфы предназначены для классов с углубленным изучением физики (вращение твердого тела, механические автоколебания, второй закон термодинамики, энтропия и т.д.).

Каждая излагаемая в учебнике тема сопровождается подборкой задач. Часть задач снабжена решениями, или подробными указаниями, чтобы напомнить пользователю методику решений. Другая часть предназначена для самостоятельного решения и самопроверки. Самостоятельное решение задач есть лучший способ усвоения теоретического материала. В курс включены задачи различной трудности - от очень простых "одноходовых" задач, до весьма трудных задач, представляющих собой маленькие теоретические ис-следования для развития творческих способностей учащихся.

Самостоятельно решенные задачи могут быть сверены с "правильным решением"; при этом результат может быть занесен в журнал успеваемости данного учащегося. С помощью этого журнала школьные учителя, преподаватели подготовительных курсов или даже родители могут контролировать успехи учащегося при самостоятельной работе над курсом.

Наряду с обычным традиционными задачами в курс включено значительное количество тестовых задач, в которых предлагается выбрать правильный ответ из целой серии возможных ответов. Такой способ проверки знаний широко используется в зарубежной практике. Последние годы тестирование активно внедряется и в России, в том числе при приеме вступительных экзаменов в некоторые вузы.

Полноценное физическое образование невозможно без экспериментальной работы в лабораториях. К сожалению, в настоящее время в силу известных причин во многих общеобразовательных учреждениях кабинеты физики имеют недостаточное количество экспериментальных материалов. Курс "Открытая Физика 2.0" предлагает учащимся выполнить несколько лабораторных компьютерных экспериментов, которые в какой-то мере могут восполнить недостатки экспериментальной подготовки учащихся. Лабораторные задания в курсе формулируются так, что сначала учащийся должен дать ответ на поставленный вопрос, а затем проверить правильность полученного результата, выполнив компьютерный эксперимент.

Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую лабораторию. Однако выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для ре-ального эксперимента - выбор условий эксперимента, установка параметров опыта и т.д. В этом смысле лабораторные работы в электронном курсе физи-ки будут, несомненно, полезны учащемуся.

1.3. Использование компьютерных моделей на уроках физики

Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможность визуализации упрощённой модели реального явления. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые экспериментально в школьном кабинете физики, например, работу ядерной установки.

Работа учащихся с компьютерными моделями и виртуальными лабораториями чрезвычайно полезна, так как они могут ставить многочисленные эксперименты и даже проводить небольшие исследования. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.

Процесс компьютерного моделирования для учащихся увлекателен и поучителен, так как результат моделирования всегда интересен, а в ряде случаев может быть весьма неожиданным. Создавая модели и наблюдая их в действии, учащиеся могут познакомиться с рядом физических явлений, изучить их на качественном уровне, а также провести небольшие исследования.[13]

В таблице 1.1. показана общность логики развертывания исследования, состава и последовательности выполняемых субъектом действий в натурном и различного вида модельных экспериментах. [19]

Этапы
Натурный эксперимент
Модельный эксперимент

Планирование Разработка метода

исследования
Разработка метода исследования (актуализация теории, получение расчетной формулы, определение состава контролируемых величин и способа их определения, прогноз точности и достоверности результатов, определение оптимальных методик проведения измерений и наблюдений, в т.ч., диапазона варьирования величин, способа фиксации результатов и т.п.), проектирование экспериментальной установки.

Разработка метода исследования (актуализация теории, получение расчетной формулы, определение состава контролируемых величин и способа их определения, прогноз точности и достоверности результатов, определение оптимальных методик исследования модели, в т.ч., диапазона варьирования величин, способа фиксации результатов и т.п.), проектирование модели.

Выполнение действий по получению первичных данных

Сборка, наладка и тестирование экспериментальной установки, подготовка образцов, выполнение измерений и наблюдений, фиксирование их результатов
Реализация модели, проверка правильности ее функционирования (тестирование), выполнение исследовательских процедур, фиксирование их результатов.

Обработка и интерпретаци и полученных данных

Обработка и интерпретация полученных данных в рамках используемой теории или гипотезы, изложение результатов и выводов.
Обработка и интерпретация полученных данных в рамках используемой теории или гипотезы, перенос результатов исследования модели на подлинный объект исследования, изложение результатов и выводов.

Табл. 1.1. Состав и последовательность действий, выполняемых в натурном и различного вида модельных экспериментах

Разумеется, компьютерная лаборатория не может заменить настоящую физическую лабораторию. Тем не менее, при выполнении компьютерных лабораторных работ у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных экспериментов - выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это превращает выполнение многих заданий в микроисследования, стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к физике. [14]

Компьютерные модели, разработанные компанией «ФИЗИКОН», легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В качестве примера приведём три вида уроков с использованием компьютерных моделей:

1.Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой

Учитель предлагает учащимся для самостоятельного решения в классе или в качестве домашнего задания индивидуальные задачи, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учащихся, делает их работу творческой, а в ряде случаев приближает её по характеру к научному исследованию. В результате многие учащиеся начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютерные модели. Учитель может сознательно побуждать учащихся к подобной деятельности, не опасаясь, что ему придётся решать «ворох» придуманных учащимися задач, на что обычно не хватает времени. Более того, составленные школьниками задачи можно использовать в классной работе или предложить остальным учащимся для самостоятельной проработки в виде домашнего задания.

2.Урок-исследование

Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя компьютерную модель, и получить необходимые результаты. Тем более, что многие модели позволяют провести такое исследование буквально за считанные минуты, учитель формулирует темы исследований, а также помогает учащимся на этапах планирования и проведения экспериментов.

3.Урок - компьютерная лабораторная работа

Для проведения такого урока необходимо, прежде всего, разработать соответствующие раздаточные материалы, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ следует расположить по мере возрастания их сложности. Вначале имеет смысл предложить простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи учащийся может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчётные задачи учащимся рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине уроки последних двух типов особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Ведь эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний. [14]

В процессе работы с мультимедийными курсами ООО «ФИЗИКОН» были предложены следующие виды заданий к компьютерным моделям:

1. Ознакомительное задание;

2. Компьютерные эксперименты;

3. Экспериментальные задачи;

4. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой;

5. Неоднозначные задачи;

6. Задачи с недостающими данными;

7. Творческие задания;

8. Исследовательские задания;

9. Проблемные задания;

10. Качественные задачи.

Образовательные результаты, которые достигаются при применении информационных технологий:

-учащимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности;

-учащимся предоставляется индивидуальный темп обучения;

-у и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.