На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Мотивационная сфера личности подростка. Формирование положительного отношения к учебному процессу. Методика и формы проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе. Принципы, методы и виды обучения, применяемые учителем на уроках экономики.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.10.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
1
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра педагогики, психологии и профобучения
Курсовая работа
по предмету «Методика профобучения»
на тему:
«Методика проведения лабораторно-практических работ
по экономике в школе»
Выполнила студентка 4 курса
заочного отделения
факультета экономики и управления
специальность «Профобучение»
Нессонова Ольга Алексеевна
шифр 9058
Руководитель
к.п.н., доцент Севостьянова В.П.


Белгород - 2007

План

    I Научно-методические основы формирования положительного отношения к процессу обучения на лабораторно-практических занятиях по экономике
      1.1 Научное обоснование урока как основной формы обучения в школе.
      1.2 Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу.
    II Методика проведения лабораторно-практических работ-по экономике в школе
      2.1. Требования к современному уроку экономики.
      2.2. Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике.
      2.3. Методы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике.
      2.4 Виды обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике.
      2.5 Формы проведения лабораторно-практических работ по экономике.
    Заключение
    Список литературы

Содержание:

План
    Введение
    I Научно-методические основы формирования положительного отношения к процессу обучения на лабораторно-практических занятиях по экономике.
      1.1. Научное обоснование урока как основной формы обучения в школе
      1.2 Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу
    II Методика проведения лабораторно-практических работ по экономике в школе
      2.1. Требования к современному уроку экономики
      2.2. Принципы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике
      2.3. Методы обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике.
      2.4 Виды обучения, применяемые учителем при проведении лабораторно-практических работ по экономике.
      2.5 Формы проведения лабораторно-практических работ по экономике
    Заключение
    Список литературы
Введение

На современном этапе развития общества гумманизация и демократизация заявлены как основные принципы реформы системы образования в Российской Федерации. В этих условиях образование в общеобразовательной школе рассматривается как средство безопасного и комфортного существования личности, не исключает высокого уровня экономического развития, «…увеличение внимания к личности учащегося, как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектами, моральными и физическими качествами». Такая постановка вопроса требует переориентировки всей системы воспитания и образования на личность ребенка. В связи с этим, одной из главных педагогических проблем, стоящих сегодня перед преподавателем, является формирование у учащихся положительного отношения к процессу обучения в общем и к занятиям по экономике в частности. Значение экономического воспитания школьника обусловлена потребностями государства в подготовке трудоспособного подросткового поколения, кадров, востребованных на рынке труда. В связи с интенсификацией и возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванными повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением компьютеризации, проблема повышения эффективности школьного урока и, в частности, методика структурирования и проведение лабораторно-практических работ по экономике становится наиболее актуальна. Урок - творческий акт, он требует от учителя и учащегося мобилизации их интеллекта и эмоциональных сил.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена её непосредственной связью с основными целями и задачами обучения экономике - дать учащимся не только теоретические знания в области экономического образования, но и воспитать стремление к дальнейшему самообразованию, раскрытию своих потенциальных возможностей духовного самосовершенствования.
Проблема исследования: Какие психолого - педагогические и методические условия необходимо учитывать при проведении лабораторно-практических работ по экономике.
Объект исследования: Процесс обучения экономике на лабораторно-практических занятиях.
Предмет исследования: Методические, организационные, психолого-педагогические условия при проведении лабораторно-практических работ по экономике, способствование проведению лабораторно-практических работ по экономике с оптимальным эффектом.
Цель исследования: Выявить методические организационные и психолого-педагогические условия, необходимые и достаточные для проведения лабораторно-практических занятий на высоком качественном уровне.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую, психологическую и педагогическую литературу, посвященную проблеме исследования.
2. Выявить наиболее значимые условия способствующие эффективному проведению лабораторно-практических работ по экономике.
3. Раскрыть сущность основных методических критериев способствующих повышению качественного уровня проведения лабораторно-практических работ по экономике.
Гипотеза исследования: Повысить эффективность проведения лабораторно-практических работ по экономике возможно, если процессу обучения будут способствовать следующие условия:
· будет установлена соответствием между программами, требованиями и возрастными особенностями детей;
· будет стимулирована познавательная деятельность учащихся различными методами, приемами, видами учебно-практической деятельности;
· будет организована и стимулирована индивидуальная и коллективная деятельность учащегося, направленная на решение задач урока.

I. Научно-методические основы формирования положительного отношения к процессу обучения на лабораторно-практических занятиях по экономике

1.1 Научное обоснование урока, как основной формы обучения в школе

Урок является основной формой организации учебно-го процесса в современной школе. В классно-урочной си-стеме он представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса. Вот какое определение понятию «урок» дал в своей работе «Совершенствование процесса обучения» М.Н. Скаткин: «Урок -- это система-тически применяемая для решения задач обучения, воспи-тания и развития учащихся форма организации деятельно-сти постоянного состава учителей и учащихся в определен-ный отрезок времени» [432]. Из этого следует, что урок как форма обучения имеет следующие признаки:
¦ точно установленную продолжительность (обычно это отрезок времени в 40--45 мин, а в начальных классах он может составлять 30--35 мин);
¦ в каждой школе имеется твердое расписание уроков;
¦ на каждом уроке присутствуют учащиеся одного класса примерно одного возраста и состава;
¦ учитель осуществляет четкое планирование урока для решения образовательных задач;
¦ на уроке применяются различные методы и сред-ства обучения, использование которых зависит от поставленных дидактических задач.
Урок включает в себя такие компоненты учебно-вос-питательного процесса, как цель урока, его содержание, средства и методы, применяемые на нем, деятельность к организации и управлению учебной работой, все дидактические элементы урока.
Основной сущностью урока является коллективно индивидуальное общение между учителем и ученика-ми. В результате такого общения происходит усвоение учащимися знаний, навыков и умений, развитие у них способностей общения, выстраивания отношений с ок-ружающими их людьми, а также совершенствование пе-дагогического мастерства учителя. Следовательно, урок одновременно является формой как обучения в целом, так и организации обучения.
Функция урока заключается в том, чтобы была до-стигнута завершенная, но частичная цель. Такая цель, с одной стороны, состоит в усвоении нового, целостного материала, который одновременно может являться и ча-стью более обширного материала, а с другой стороны -- частичного усвоения этого материала на уровне созна-тельного восприятия и запоминания.
Особенности урока прежде всего обусловлены целью и местом каждого отдельно взятого урока в системе обще-образовательного процесса, а также вопросами, которые заключаются в том, нужен ли опрос или же нет, обяза-тельно ли задавать домашнее задание, как лучше органи-зовать коллектив учащихся, как связать предыдущие уро-ки с последующими, как учесть индивидуальные способ-ности школьников.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что урок многопланов и многогранен, в него входит множество компонентов, составляющих процесс обучения. Урок ре-шает конкретные задачи каждого отдельно взятого вре-менного отрезка учебного процесса, но одновременно он является маленькой частью учебного предмета, темой конкретной программы, поэтому решает те дидактиче-ские цели, которые стоят в данный момент перед ним.
Перед началом урока учитель должен четко поставить перед собой цель, которую он хочет выполнить. Совре-менная дидактика уделяет особое место постановке цели урока. Она должна быть не пространной, а конкретной, решать соответствующие ей дидактические задачи, а так-же задачи воспитания и развития учащихся. Когда учи-тель определит основную цель своего урока, он устанав-ливает средства, т. е. то, что поможет ему в достижении поставленной цели. А после этого учитель ищет способ, т. е. как он будет действовать при достижении цели.
Под целью подразумевают ранее планируемый, предполагаемый результат деятельности в отношении преобразования какого-либо предмета. В педагогике объектом преобразования выступает учебная деятель-ность учащегося, а результатом -- уровень воспитанно-сти, развития и обученности, которого учащийся сумел достичь в процессе получения знаний. Если раньше под конечной целью урока рассматривалась только переда-ча какого-то определенного объема знаний, а учитель стремился лишь к передаче учащимся готовых выводов науки, то теперь цели каждого отдельно взятого урока ставятся в соответствии с целями всего процесса обуче-ния и образования.
В настоящее время цель каждого урока должна отли-чаться конкретностью. Учитель точно должен знать, ка-кими средствами он будет пользоваться, чтобы достичь поставленной цели, а также не забывать про конкретные дидактические задачи. Часто бывает так, что перед учите-лем стоят очень сложные цели, поэтому, чтобы добиться положительного результата, он должен решить три ос-новные дидактические задачи:
¦ помочь вспомнить учащимся те знания, умения и навыки, которые связаны с данной темой урока;
¦ дать учащимся новые понятия и научить их новым способам действия;
¦ позволить учащимся самостоятельно применить знания и опыт деятельности с целью формированияу них нового познавательного опыта, новых знаний, умений и навыков.
В современной педагогической деятельности к ны-нешнему уроку предъявляют следующий ряд требований.
1. Учитель должен дать четкое определение задачам, целям и структуре урока.
2. Современный урок надо строить на основе после-дних достижений педагогической науки, а также с применением современных средств обучения.
3. На современном уроке необходимо наличие пере-довых образовательных технологий.
4. Учитель должен организовывать активную познава-тельную деятельность учеников на уроке.
5. На уроке необходимо соблюдение гигиенических и психологических условий для продуктивной учебной деятельности, а также предотвращения возможных психических и физических травм учащихся.
Как дидактические задачи, так и конкретные цели каждого лабораторно-практического занятия реализуются в реальной педагогической действительности через решение учебных задач. Такие задачи даются учащимся для закрепления полученных на уроке знаний, умений и навыков. К ним относится и ре-шение арифметических действий, и составление плана пересказа, и разбор предложения, и лабораторные рабо-ты, и составление гербариев и других коллекций. Эти учебные задачи призваны отражать деятельность школь-ников в конкретных ситуациях. Иными словами, учебные и дидактические задачи становятся основным средством достижения целей лабораторно-практических занятий и конструирования действий как учителя, так и учеников.

1.2 Мотивационная сфера личности подростка как условие формирования положительного отношения к учебному процессу

Побудительным началом актив-ной мыслительной деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучаемого решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктив-ной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познаватель-ной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономер-ность: первоначальная заинтересованность внешней стороной яв-лений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.
Многочисленными исследованиями доказано, что познава-тельный интерес стимулирует волю и внимание, помогает бо-лее легкому и прочному запоминанию. По мнению B.C. Ротенберга, СМ. Бондаренко, познавательный интерес является свя-зующим звеном для решения триединой задачи обучения, умственного развития и воспитания личности. Познавательный интерес связан не только с интеллектуальной, только с волевой или только с эмоциональной сферой личности, это их сложное сплетение [189].
А. Эйнштейн отмечал: «Большая ошибка думать, что чув-ство долга и принуждение могут способствовать ученику нахо-дить радость в том, чтобы смотреть и искать» [264]. Какие же усло-вия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного интереса, любви к изучаемо-му предмету и к самому процессу умственного труда способ-ствует такая организация обучения, при которой ученик вовле-кается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» но-вых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Для появления интереса к изучаемому предмету необхо-димо понимание нужности, важности, целесообразности изуче-ния предмета в целом и отдельных его разделов.
3. Чем больше новый материал связан с усвоенными рань-ше знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучае-мого с интересами, уже существовавшими у школьника ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.
4. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника им самим, тем инте-реснее ему работать.
Как можно осуществлять более частую проверку знаний? Можно предложить учащимся рассказать домашнее задание друг другу; возможны хоровые ответы на несложные вопросы; когда ученик отвечает у доски, классу дается задание -- внимательно слушать и подготовить рецензию на ответ или оценку ответа; если ученик решает задачу у доски, возможно выполне-ние задания за ширмой или отвернутой доской с последую-щим сравнением решения с классом (метод «закрытой доски» описал психолог Ф.Н. Гоноболин как способ повышения актив-ности класса); если приходится обращаться к ранее изученно-му материалу, то те, кто знает, напоминают тем, кто забыл.
При проведении лабораторно-практических работ важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более проч-ное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприя-тия: чаще информация усваивается через орган зрения (визу-альный канал), реже у детей в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предме-тами). Именно поэтому новые термины нужно не только внят-но произносить, но и записывать в тетради.
С предыдущим пунктом тесно связана проблема соотно-шения образной и логической подачи и обработки учебного материала. На физиологическом уровне этот вопрос соотносит-ся с доминированием левого или правого полушария головного мозга. В отличите от других особенностей организации лабораторно-практических работ, эти данные не являются широко обсуждаемыми в педагогичес-кой литературе, поэтому рассмотрим их более подробно.
Р. Сперри в опытах по рассечению основных связей между полушариями (с целью предотвращения развития эпилептичес-ких припадков) установил, что левое полушарие полностью со-храняет способность к манипулированию формализованны-ми знаками, цифрами, но не различает интонации и модуля-ции голоса, не чувствительно к музыке (воспринимается только ритм), плохо распознает сложные образы. Правая рука (управ-ляемая левым полушарием) теряет способность к рисованию, к построению из кубиков фигуры, к нахождению предметов на ощупь. Речеговорение же без левого полушария невозможно. С правым полушарием связывают также бессознательное психическое человека. Различие между полушариями не сво-дится к материалу, которым они манипулируют, речь должна идти только о способе манипулирования. Правое полушарие «схватывает» материал целостно, левое же способно к ступен-чатому, поэтапному познанию (аналитическая деятельность). Левополушарная стратегия организует материал так, что создается однозначный контекст, понимаемый всеми одинаково, а правополушарная -- многозначный контекст, неподдающий-ся исчерпывающему объяснению в традиционной системе об-щения. В общем же мозг функционирует как единое целое, объе-диняя оба способа организации контекста как взаимодополня-ющие компоненты мышления, но при доминировании одного из них [424].
У детей образное восприятие мира требует значительно мень-шей активации мозговых структур, чем формально-логическая. Однако все обучение у нас рассчитано на левое полушарие, ко-торое для детей требует высокой активации мозга. В дальней-шем левополушарное доминирование требует значительных усилий для преодоления его ограниченности, однозначности, которая препятствует творчеству. Низкотворческие люди лег-че работают в однозначных контекстах.
В исследованиях Д.А. Фабер показано, что. у детей от 3 до 7 лет в ситуации как произвольного, так и непроизвольного внимания активируется преимущественно правое полушарие, и только начиная с 10-летнего возраста -- левое [45]. Сдвиг асим-метрии в сторону относительного преобладания левого полу-шария становится особенно выраженным к концу подростко-вого периода. Весьма интересно, что у детей-правшей 8--9 лет даже при решении математических задач более реактивным и активированным является правое полушарие, и только между 10 и 14 годами существенно возрастает активность левого. Ариф-метические задачи младшими школьниками решаются не с по-мощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально.
Выявлено, что у детей-левшей меньше выражена латерализация (разделение между полушариями) функций и они со-храняют готовность к более гармоничному развитию, их правополушарные способности легче пробудить к жизни, то есть у них сохраняется большая склонность к творчеству.
Создание условий для творчества в учебной деятельно-сти. Бесспорно, что потенциал разных предметов для проявле-ния творчества учащихся различен. Проявлять творчество на уроке экономики сложнее, чем на занятиях по рисованию. Тем не менее, необходимо понимать, сколь значимо проявле-ние творчества для полноценного развития ребенка. Доказано, что творчество является одним из важнейших факторов сохра-нения здоровья человека в течение всей жизни. Решение твор-ческих задач на уроке, при подготовке домашних заданий мож-но рассматривать как способ удовлетворения базовых способно-стей занимающихся.
Включение в процесс познания эмоционально-чувствен-ной сферы. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздейству-ют на школьника, на его отношение к предмету. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно лучше запоминается, при-обретает личностный смысл. Однако включение эмоционально-чувственной сферы ребенка в процесс обучения не означает обязательное проведение лабораторно-практического занятия на «накале страстей». Иссле-дования Г.Н. Сердюковской по выяснению оптимального соот-ношения эмоциональности, трудности и насыщенности урока, обеспечивающего благоприятную реакцию младших школьни-ков на учебную нагрузку, показали, что высокая эмоциональ-ность вредна на трудных и насыщенных уроках экономики и полезна при высокой трудности и низкой насыщенности уро-ков русского языка.
Дифференциация и индивидуализация процесса обу-чения в зависимости от личностных особенностей и состоя-ния здоровья учащихся. При традиционной классно-урочной системе обучения эта проблема является наиболее сложной, но и наиболее актуальной. Способы дифференциации и индиви-дуализации подробно разбираются в курсе педагогики. Отме-тим те из них, которые особо значимы для охраны здоровья ребенка. М.К. Акимова, В.Т. Козлова считают, что при диффе-ренциации обучения в первую очередь должны учитываться такие особенности нервной системы, как слабость, инертность [166]. Эти свойства нервной системы легко отслеживаются по поведе-нию детей на уроке. Они в значительной степени могут сни-жать успешность учебной деятельности в случае их игнориро-вания учителем и способствовать повышению тревожности и развитию дидактогенных неврозов. Рассмотрим кратко эти осо-бенности.
Особенности обучения детей со слабой нервной системой:
-- не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса, требу-ющего быстрого ответа;
-- предоставлять достаточное время на обдумывание и под-готовку;
-- желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в пись-менной форме;
-- во время подготовки ответов давать время на проверку и исправления написанного;
-- по возможности спрашивать их в начале урока и лучше, если не на последнем уроке, а в начале школьного дня;
-- не требовать ответов по новому, только что усвоенному материалу; лучше отложить опрос на следующий урок;
-- путем правильной тактики опросов и поощрений (не толь-ко отметкой, но и высказываниями типа «хорошо», «умница», «молодец») формировать уверенность ребенка в своих силах и обязательно поощрять за старательность, даже если результат далек от желаемого; осторожно оценивать неудачи этих учени-ков -- ведь они сами весьма болезненно относятся к ним;
-- в минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку;
-- учить умению переживать неудачу; для этого нужно объяс-нить, что терпеть иногда неудачи -- это нормально и неизбеж-но, неуспех -- не повод для отчаяния и презрения к себе;
-- стараться с раннего возраста вовлекать ребенка в широ-кий круг занятий, чтобы дать ему почувствовать свои возмож-ности, узнать, где, в каких видах деятельности они наилучшим образом проявляются.
Особенности обучения детей с инертной нервной системой:
-- не требовать от них немедленного включения в деятель-ность, поскольку их активность в выполнении нового вида зада-ний возрастает постепенно;
-- помнить, что они не могут активно работать с постоянно меняющимися заданиями, а некоторые из них вообще могут отказаться выполнять такие задания;
-- не требовать быстрого изменения неудачных формулиро-вок при устных ответах; им необходимо время на обдумывание, поскольку они в ответах чаще следуют принятым стандартам, домашним заготовкам, избегая импровизаций;
-- не спрашивать их в начале урока, поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (на-пример от дел, которыми они были заняты на перемене);
-- избегать ситуаций, когда нужно получить быстрый уст-ный ответ на неожиданный вопрос; необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;
-- в момент выполнения заданий не надо их отвлекать;
-- не следует требовать ответов по новому, только что прой-денному материалу.
Создание на лабораторно-практических занятиях ситуаций успеха для учащихся. Из-вестно, что для нормального развития ребенка наряду с успе-хами необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие поис-ковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении ока-зывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является оп-ределенность домашних заданий. Ученики четко должны знать, что если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуе-мым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого необходимо каждый урок оговаривать, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школь-ников. Учителю лишь надо придерживаться при опросе реко-мендованной формы.
Важна также психосберегающая оценка ответа учащегося. Это означает оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того, сначала надо отметить достоин-ства ответа, и лишь затем -- недостатки. Мягкой формой оцен-ки неудачи является фраза «было бы лучше, если бы...».
Учитель должен научиться воспринимать каждый успех сво-их учеников как общую победу, каждую неудачу -- как личное поражение!
Диагностика начальных стадий утомления учащихся, снятие напряжения от статичной позы, профилактика на-рушений осанки и зрения. Диагностика начального состоя-ния утомления учащихся проводится учителем по визуальным признакам.
Проведение физкультурных пауз яв-ляется обязательным условием организации урока. Оптими-зация этого элемента режима учебного дня заключается в том, что учителям предлагается ориентироваться не только на игро-вую форму упражнений, но и на разгрузку тех систем органов ребенка, которые наиболее напряжены на уроке. Не менее зна-чимым является «озвучивание» ученикам тех или иных уп-ражнений для поддержания здоровья.
Время проведения физпаузы не следует регламентировать 20--25-й минутой урока, как это рекомендуется во многих ги-гиенических пособиях. Наилучшим индикатором является по-ведение самих детей. Первые признаки утомления учащихся выражаются внешне, как правило, в некотором повышении не-произвольной двигательной активности и являются сигналом для проведения разминки.
Для обеспечения разнообразия проводимых физкультурных пауз желательна разработка недельного комплекса физминуток. Физпаузы можно проводить в произвольной форме: пока-чаться «березкой», «достать с неба», распластаться «кляксой» на стуле и так далее. Интерес к проведению физминуток у де-тей значительно повышается, если им предлагается самим уча-ствовать в «изобретении» физминуток и их проведении.
Психологическая атмосфера лабораторно-практического занятия, стиль общения учителя. Неоднократно при рассмотрении отдельных проблем педагогической валеологии уже обращалось внимание на не-обходимость поддержания позитивной психологической атмос-феры урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия. Напомним кратко: принятие своих учени-ков независимо от их учебных успехов, преобладание побуж-дения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей -- взглядом, улыбкой, кив-ком.
У будущего учителя может возникнуть вопрос, как можно сочетать на лабораторно-практическом занятии столь многообразные аспекты обучения? Опыт доказывает, что можно. Более того, работая по этим правилам, вы почувствуете почти постоянное воодушевление от педагогических удач. Первоначально осваиваете правила постепенно, следуя основной тактике валеологизации -- уз-нать, проанализировать, прочувствовать, воплотить в прак-тику и только тогда идти дальше. Постепенно умения войдут в привычку, то есть будут выполняться на подсознательном уровне. Главный закон прост -- все получается, если любишь свою работу и своих учеников.


II. Методика проведения лабораторно-практических работ в школе

2.1. Требования к современному уроку экономики

Общие требования кратко можно сформулировать так:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке - неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.