На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Характеристика методики преподавания психологии, как учебного предмета и научной дисциплины. Особенности разработки обзорной лекции и семинарского занятия на тему Виды воображения. Мечта, сновидение, галлюцинации, грезы, как особые формы воображения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И АКМЕОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методика преподавания психологии»
на тему: «Методическая разработка лекции и семинарского занятия по теме «Виды воображения»
Работу выполнилa
студентка 3 курса
Вайшля Светлана Анатольевна
Научный руководитель
Лелебин Сергей Петрович
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2010
Содержание
    Введение
    Глава 1. Методическая разработка лекции
      1.1 Организационно-методическая часть
      1.2 Содержание лекции и демонстрационные материалы
    Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия
    2.1 Организационно-методическая часть
    2.2 Содержание занятия и демонстрационные материалы
    Заключение
    Список литературы

Введение

В современном мире психология глубоко проникает в практическую жизнь общества. Об этом свидетельствует открытие все новых учебных заведений, готовящих профессиональных психологов самых разных направлений. Психологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека.

Однако современное общество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активно способствовать их применению в жизни и профессиональной деятельности людей. Поэтому одной из центральных проблем практической психологии является проблема обеспечения психологической грамотности всего населения от школьника до пенсионера.

Для решения этой проблемы необходимо, прежде всего, обеспечить высокую эффективность подготовки профессиональных психологов, в том числе и преподавателей психологии.

Методика преподавания психологии как учебный предмет и тем более как научная дисциплина еще не достаточно изучена, несмотря на то, что интерес к этой дисциплине проявляли многие видные психологи. У современных психологов этот интерес лишь начинает пробуждаться, и вопрос о методическом обеспечении преподавания психологии остается актуальным.

Современное психологическое образование нуждается в разработке новых активных методов обучения психологии, новых программ и методических пособий, разработанных на основе научных исследований и практики работы психологов.

Сказанное выше убеждает нас в том, что практического психолога необходимо тщательнее готовить не только как специалиста, но и как специалиста, хорошо владеющего методикой преподавания столь сложной и ответственной дисциплины, какой является психология.

Предметом данной работы являются - методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности.

Глава 1 Методическая разработка лекции

1.1 Организационно-методическая часть

1.Тема лекции: «Виды воображения».
1.1. Лекция является частью темы: «Воображение», которая идет в рамках 1-го курса « Общей психологии» в разделе «Психические процессы». Перед моей темой идет « Память», а за моей темой идет «Мышление». Выбор темы лекции соответствует учебному плану дисциплины.
1.2. При изучении воображения, рассматриваем тему «Виды воображения ».
Лекция «Виды воображения» базируется на знаниях полученных студентами в процессе изучения дисциплин «Психология личности».
1.3 Библиография по теме лекции. (для преподавателя)
1. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
2. Выготский Л.С. “Развитие высших психических функций”. - Издательство “Просвещение”, Москва, 1950
3. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. -- М.: Наука, 1969..
4. Брушлинский А.В. Субъективное мышление, учение, воображение.-Воронеж.: Изд-во института практической психологии, 1996.-374 с.
5. Веккер Л.М. Психические процессы. -- Т. 1. -- Л., 1974. (Воображение и психологическое время: 262--271. Представление (воображение): 278--295.)
6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология».-М.: Просвещение, 1986.-272 с.
7. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.
8. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008 - 396 с.
9. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск 3. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - «Психология».М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.515с.
2. Организация лекции.
2.1 Данная лекция предназначена для учащихся 1-го курса факультета «психология» в рамках изучения темы «воображение» в предмете «общая психология ». Аудитория знакома с основными понятиями психологии, а так же с психическими процессами».
2.2 Цель лекции «Виды воображения».
1. Ознакомить с существующими «видами воображения».
2. Предложить студентам, основанные на лекционном материале, индивидуальные задания, способствующие развитию творческого потенциала.
2.3 Учебные задачи лекции.
1. Информативные:

- повторить определения воображения ;
- дать представление о существующих видах воображения;
- определить основные понятия «воображение», «сновидение», «мечта», «грезы», «галлюцинации», и т.п.;
- рассмотреть различные виды воображения.
2.Аналитические:
- классифицировать воображение по видам;
3. Системообразующие:
- систематизировать знания о видах воображения;
4. Творческие:
- мотивировать к самостоятельному изучению материала,
- укрепить навыки создания собственных суждений о воображении,
- создать обстановку способствующую творческой работе.
5. Воспитательные:
- повысить мотивацию к изучению психологии,
- привить интерес к психологическим исследованиям.
2.4 Лекция - обзорная это чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения, под конспект. Излагаемый материал сопровождается иллюстрациями и приведение примеров характерно для такой лекции. Её цель - дать основные знания о видах воображения.
2.5 Монолог с опорой на визуальные средства.
Использование элементов визуализации в лекции позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах лекции, способствует лучшему пониманию и усвоению. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Создаётся установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации, с включением активной мыслительной деятельности.
2.6. Дидактическое обеспечение решения задач лекции.
2.6.1. Основные понятия лекции: воображение, активное воображение, пассивное воображение, воссоздающее воображение, творческое воображение, мечта, грезы, диссоциация, ассоциация, сновидения.
2.6.2. Мультимедийный проектор, CD-диск
1.2 Содержание лекции и демонстрационные материалы
1. Лекция 90 мин по 45 минут с пяти минутным перерывом
Введение 5 мин.
Активное воображение 30 мин
Пассивное воображение 40 мин.
Заключение 10 мин
Вопросы аудитории 5 мин.
2. Библиография по теме лекции для студентов:
1. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008 - 396 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. - М., 1989.
3. Общая психология./ Под ред. Богословского В.В., Ковалёва А.Г., Степанова А.А., Шаталина С.Н. -М.: Просвещение, 1973.-352с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер,2005. - 583с.:
3. Введение
На предыдущих занятиях мы рассмотрели, общую характеристику воображения. Сегодня мы продолжаем говорить о воображении.
В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них:
Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.
Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.
Итак, воображение - это? Правильно, - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Именно это определение мы записали на прошлом занятии.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами. Какими? Да, памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Тема занятия - виды воображения.
Существует много видов воображения, так как воображение - это не самостоятельная форма деятельности, а компонент всякого решения задачи, и поэтому, естественно, нужно разделять эти виды. Прежде всего логически очень важно разделять воображение на активное и пассивное. Здесь, конечно, имеется в виду не то, что есть воображение, которое активно осуществляется субъектом, а что есть воображение, происходящее как бы пассивно, совершенно без его участия. На самом деле имеется в виду мера сознательного участия субъекта в процессе построения конкретного образа. С этой точки зрения воображение и можно разделять на активное и пассивное.
Учебные вопросы.
Активное воображение
1. Воссоздающее воображение.
2. Творческое воображение.
3. Мечта.
Пассивное воображение
1. Галлюцинации.
2. Грёзы.
3. Сновидения.
Активное воображение.
Активное воображение распространяется на все формы творческой деятельности субъекта. Это и воображение в процессе мышления, восприятия, и в волевых эмоциональных процессах как момент, ответственный за построение ключевого образа.
В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной. Произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека.
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту(Рис.1.)
Активное воображение
Преднамеренное воображение
Воссоздающее воображение
Творческое воображение
Мечта
Рис.1. Виды воображения.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчетливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
В репродуктивном (воссоздающем) воображении речь идет о том, чтобы восстановить конкретный образ наличной ситуации по тем сведениям или информации, которая вам сообщается. Значит, в этом случае вы не должны выдумывать, а должны только получить представление о том, что вам сообщается. На самом же деле такое представление тоже нужно построить, и условия построения тем более коварны, что большей частью остаются скрытыми. И поэтому нам выгодно в экспериментальных целях взять такой случай построения репродуктивного воображения, т.е. ситуацию, когда мы как будто бы воспроизводим, представляем, воображаем то, что есть перед нами. Мы рассмотрим один такой случай, практически очень важный - умение читать карту, т.е. умение строить представление о местности по карте. Это действительно типичный случай репродуктивного воображения.
Казалось бы, на карте даны все указания относительно того, с какой местностью мы имеем дело. Но все-таки карта - это система условных знаков, и чтобы ею хорошо пользоваться, нужно обязательно перевести ее в этот конкретный образ. Это, между прочим, тоже очень интересная вещь.
Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Творческое воображение.
Следующий вид произвольного воображения -- творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Творческое(продуктивное) воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения. Творческое воображение -- это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй -- операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация -- отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация -- первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация -- создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника - фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких, фантастические кентаврицы и кентаврята четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис.2).
Рис.2. Рисунки Нади Рушевой.
Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически мрачных произведениях.
Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. В этом отношении весьма наглядно творчество Ф.М.Достоевского. Через все романы писателя проходит буквально несколько глобальных идей, над которыми «бьются» и страдают его герои, такие разные и такие единые в объединяющем их творческом воображении писателя.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Воображение, как нам известно, тесно связано с творчеством. И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности - конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.
Мечта.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта -- это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта -- это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов в практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях.
Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.
Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.
Мечта может быть близкой или далекой, легкой или недостижимой, большой или мелкой, может даже вовсе не быть, отсутствовать, но пространство для нее остается всегда потенциально свободным. Путь к мечте начинается задолго до того, как мы ее обнаружили. Он состоит из событий нашей жизни, успехов и разочарований, достигнутых и отвергнутых планов, встреч, опыта, знаний. Все эти фрагменты в определенный момент выстраиваются в новую целостность, собираются в один «волшебный узел, сливающий дробный мир воедино». Таков момент появления мечты, своим рождением она перестраивает потенциальные межсобытийные связи хронологического прошлого, настоящего и будущего. Мы просыпаемся утром, и первым делом проверяем себя - да, то, что казалось миражом, не рассеялось как наваждение, - мечта здесь, блистает во всем своем великолепии, притягивая к себе предощущением полноты жизни и счастья. Как писал А. Франс, «есть великая мудрость, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл».
Вопросы к аудитории:
1. Дайте определение активному воображению?
2. Какие виды активного воображения вы знаете?
3. Когда мы пользуемся воссоздающим воображением?
4. Дайте характеристику творческого воображения?
5. Чем мечта отличается от творческого воображения?
Пассивное воображение.
Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. (Рис.2.)
Пассивное воображение
преднамеренное
непреднамеренное
грезы
галлюцинации, сновидения
Рис.2. Виды воображения.
Галлюцинации.
Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.
Галлюцинация (от лат. Hallucination - бред, видения) - мнимые образы предметов и ситуаций, воспринимаемых как реальные, но отсутствующие в действительности, возникающие спонтанно, без сенсорной стимуляции. Вызываются внутренними психическими факторами (в противоположность иллюзии, которая является искаженным восприятием внешних стимулов). Еще в 7 в. индийский философ Кумарилла Бхатта высказал созвучные современным догадки об обманах человеческого восприятия. Иллюзорность образа, утверждал он, определяется извращением отношений между внешним объектом и органом. Причинами могут быть дефекты органов чувств, а также такие нарушения, когда образы памяти проецируются во внешний мир и становятся галлюцинациями.
Одни галлюцинации могут иметь яркую чувственную окраску, убедительность и проецироваться во вне и быть неотличимы от реальных восприятий. Такие галлюцинации называют истинными. Другие воспринимаются внутренним слухом или зрением, локализуются во внутреннем поле сознания и ощущаются как результат воздействия какой-то внешней силы, вызывающей видения, голоса и т.п. Это явление, описанное в конце 19 в. русским психиатром В.Х.Кандинским, называется псевдогаллюцинациями. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.