На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и классификация методов воспитания. Система трудового воспитания учащихся. Возрастные и психологические особенности учащихся 9 классов. Характеристика раздела Технология швейного производства, выбор методов и форм трудового обучения по разделу.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Методика трудового обучения
Тема: Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой и технологической подготовки школьников (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс)
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
ГЛАВА 1 Методы и формы реализации воспитательных возможностей трудовой и технологической подготовки на уроках трудового обучения школьников
1.1 Общая характеристика методов воспитания
1.1.1 Понятие методов воспитания
1.1.2 Классификация методов воспитания
1.1.3 Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса
1.1.4 Условия оптимального выбора эффективного применения методов воспитания на уроках трудового обучения
1.2 Трудовое воспитание школьников
1.2.1 Система трудового воспитания учащихся
1.2.2 Основы и пути трудового воспитания
ГЛАВА 2 Исследование методов и форм реализации воспитательных возможностей в трудовом обучении (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс)
2.1 Характеристика раздела «Технология швейного производства»
2.2 Краткая характеристика возрастных и психологических особенностей учащихся 9 классов
2.3 Условия выбора методов и форм для реализации воспитательных возможностей трудового обучения по разделу «Технология швейного производства» в 9 классе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

Метод - способ достижения какой--либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. [13, с. 237]
Форма (лат.forma):
1) внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; [4, с. 230]
2) внешнее выражение какого-либо содержания; [11, с. 246]
3) установленный образец чего-либо. [12, с. 388]
Реализация - (от ср.-век.лат. realis - вещественный, действительный):
1) осуществление какого-либо плана, идеи и т.п.;
2) продажа товаров или имущества, превращение их в деньги. [4, с. 678]
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определённых общностей. [11, с. 245]
Возможность - философская категория, выражающая основные ступени развития предметов и явлений; тенденция развития предмета. [4, с. 576]
Процесс - (от лат.processus - продвижение):
- последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; [2, с. 47]
- совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; [7, с. 113]
- порядок рассмотрения дел в суде, судопроизводство, судебное дело. [4, с. 421]
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. [8, с. 267]
Технология - (от греч.techne - искусство, мастерство, умение):
1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; [13, с. 189]
2) научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. [8, с. 252]
Школьник - ребенок, учащийся, получающий образование в учебно-воспитательном учреждении с возраста 6-7 до 16-17 лет. [1, с. 118]
Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие их поведение. [12, с. 242]
РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35с, 15 источников, 2 прил.
Tема курсовой работы: «Методы и формы реализации воспитательных возможностей процесса трудовой и технологической подготовки школьников» (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс).
ФОРМА, МЕТОД, ВОСПИТАНИЕ, МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, ТРУД, ПРОЦЕСС, ТЕХНОЛОГИЯ, РЕАЛИЗАЦИЯ.
Объект исследования: методы и формы воспитания трудовой подготовки школьников.
Предмет исследования: методы и формы воспитания, их реализация на занятиях трудового обучения (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс).
Цель исследования: определение воспитательных возможностей методов и форм трудового воспитания (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс).
При выполнении работы использованы методы: теоретический анализ педагогической литературы, анкетирование учителей трудового обучения.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: разработка плана-конспекта урока по теме «Построение чертежа» включающее анкетирование учителей трудового обучения.
Областью возможного практического применения являются: школы.
Гипотеза: соотношение методов преподавания и учения определяет методы и формы воспитания на каждом этапе занятия.
Автор подтверждает, что использованный в работе материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
ВВЕДЕНИЕ

Успех любого дела зависит от человеческого труда, степени участия в общем труде. Поэтому важнейшим показателем оценки поведения человека в современных условиях является его отношение к труду на общую пользу. Но качество это не может быть сформировано само по себе, и складывается в процессе трудового воспитания.
Важное значение имеют методы и формы воспитания в процессе трудового обучения, их соотношение с методами учения и преподавания.
Все методы в совокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие.
Цель исследования: определение воспитательных возможностей трудового обучения.
Объектом исследования являются: методы и формы воспитания процесса трудовой подготовки школьников.
Предмет исследования: методы и формы трудового воспитания, их реализация на занятиях трудового обучения (на примере раздела «Технология швейного производства» 9 класс).
Гипотеза исследования: соотношение методов преподавания и учения определяет методы и формы воспитания на каждом этапе занятия.
В исследовании были поставлены задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме.
2) Разработать план-конспект урока по теме «Построение чертежа», на примере которого исследовать методы и формы реализации воспитательных возможностей трудового обучения.
3) Провести анкетирование среди учителей трудового обучения по теме исследования.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование среди учителей трудового обучения.
ГЛАВА 1 МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРУДОВОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ


1.1.1 Понятие методов воспитания
Методы воспитания -- общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Все методы в совокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие. Педагогическое воздействие -- одновременное целенаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее отношенческой деятельности. Рассмотрим каждую группу методов. [8, с. 330]
Воспринимая предложенную информацию, учащиеся усваивают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции, ее доказательность. При этом они, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Основные качества педагогического требования: целесообразность, принципиальность, справедливость, доступность и посильность, определенность и однозначность, тактичность, твердость, доведенность до конца, гласность, постоянство, опора на мнение детского коллектива, последовательность.
1.1.2 Классификация методов воспитания
Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций).
- Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций).
- Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий).
- Методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение к др.).
- Методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).
Методы формирования сознания -- методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. [11, с. 248]
Эффективность этой группы методов обеспечивается с учетом следующих условий:
-- опора на личный опыт учащихся, на практическую коллективную деятельность;
-- создание эмоционального подкрепления (печали, радости, сочувствия и т. п.);
-- активизация восприятия (активное включение самих воспитанников в обсуждение, приведение примеров, подбор литературных текстов, участие в инсценировании нравственных ситуаций и т. п.);
-- авторитетность воспитателя;
-- учет уровня воспитанности учащихся и детского коллектива;
-- незаконченность формулировок, понятий, суждений, оценок.
Несколько слов о последнем условии. Человеку свойственно стремиться или к абсолютной ясности, или недоговоренности и недомолвке. Любые мысли, полутемные извне, чаще всего порождают реакцию неприятия, несогласия, и не потому, что они неверны, а потому, что навязывается принудительно. Успех достигается тогда, когда в человеке вместо сопротивления удается породить отклик, пробудить его собственную активность. Поэтому, внушая ребенку те или иные идеи, мысли, нормы, надо вовремя остановиться, не договорить до конца, не формулировать итога, заключения. Запущенное в движение мышление воспитанника не может остановитъся, он додумывает мысль до конца, и она становится ей собственной. Мысль, рожденная изнутри, будет побуждать к соответствующей аргументации в ее защиту.
Рассказ -- небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков. [8, с. 331]
Беседа -- вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок. [11, с. 249]
Лекция -- последовательнее монологическое изложение системы нравственных идей или доказательства и иллюстрирования. Цель -- убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. [10, с. 135]
Диспут -- спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. [11, с. 250]
Диспуты надо готовить заранее: предложить тему, подготовить 1 -- 2 воспитанников, которые начнут дискуссию, выскажут различные позиции и их аргументацию будут вести спор. Условия проведения, тактичность всех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений, доверительность обстановки, аргументированность и убедительность суждений воспитателя, отсутствие в конце какого-либо единого решения, не лидирующая позиция воспитателя. Воспитатель должен участвовать в диспуте как равный (внешне) участник, который, как и все, высказывает свою точку зрения.
Анализ воспитывающих ситуаций -- способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях. [8, с. 332]
У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы нравственной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях школы полезно формировать у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, по методу решения дилемм (необходимости выбора между двумя возможностями), предложенному Кольбергом. Этот метод заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, дети приводят убедительные доводы за и против. Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) быть незаконченной;
4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?».
Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность сделать правильный выбор в будущих жизненных ситуациях.
Пример -- метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. [11, с. 251] Построен на склонности детей к подражанию. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В детской литературе для дошкольников и младших школьников есть условно-отрицательные герои, такие, как Пеппи-Длинный чулок, Незнайка, Буратино и др., -- озорные, непослушные, обаятельные человечки. В них ярко показаны все особенности поведения детей, но без назиданий, нотаций и унижений, весело и с юмором. Дети видят себя в этом зеркале и учатся не быть на них похожими, когда они совершают отрицательные поступки, и брать с них пример в положительных ситуациях. «...Примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особенностям жизненной ситуации, в которой он находится».[12, с. 127]
Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников -- пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. [11, с. 251]
Упражнение -- многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения. [10, с. 136]
В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика. Приучение -- это разновидность упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейским, где этот метод сочетается с наказанием.
Результат упражнений -- устойчивые качества личности навыки и привычки. «Упражнение делает мастера» (К.С. Станиславский). Этим качествам в жизни людей принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения -- качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Поручение -- передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него. [8, с. 340]
Это очень распространенный и при правильном использовании продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности. В деятельности детского коллектива могут быть самые разнообразные поручения: по времени -- кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости -- сменяемые и постоянные, по содержанию -- организационные, учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые, шефские и т. д.
Создание воспитывающих ситуаций -- это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. [11, с. 253]
Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда в ней возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная общественная позиция и ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
Ситуации могут быть недолговременными: выбери способ действия и поступи. Могут быть длительными: шефство-- успех--дружба, доверие--успех--изменение положения в коллективе и т. п.
Одним из серьезных и желаемых результатов использования прежде всего данной группы методов должна быть сформированная дисциплинированность воспитанников. Без сознательной дисциплины любое учебно-воспитательное взаимодействие может быть обречено на провал.
Методы стимулирования деятельности и поведения -- методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. [14, с. 102]
Психолого-педагогической основой этой группы методов являются побуждение и принуждение. Методы стимулирования помогают воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует пониманию ими смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации.
Требование -- педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. [8, с. 342]
Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.
По форме предъявления различаются непосредственные и опосредованные требования. Непосредственные требования -- требования, предъявляемые воспитателем воспитаннику без посредников, напрямую (воспитатель --> воспитанник). Непосредственное требование может быть прямым и косвенным.
Поощрение -- стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. [14, с. 105]
Имеет воспитательный эффект, если оно ценно и значимо для самого воспитанника и поддерживается общественным мнением, оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает пробуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Оно должно быть естественным следствием поступка ученика, а не стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением других. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого и меру вложенных усилий, при этом надо соблюдать меру и осторожность, не хвалить за то, что получено от природы (ум, здоровье, красоту), за то, что не требовало больших усилий; дважды за одно и то же, из жалости, стремления угодить ребенку и ему понравиться.
Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда, предоставление почетных прав, материальное вознаграждение и т. п. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию. Недостаток поощрений может вызвать у ученика потерю веры в себя, захваливание -- зазнайство.
Наказание -- торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния. [5, с. 118]
Если после наложения наказания ребенок испытывает обиду на воспитателя -- наказание или применено несправедливо или технологично неправильно.
Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.
Наказанием надо пользоваться очень осторожно. Незаслуженное наказание или наложенное в оскорбительной форме озлобляет, обижает воспитанника, провоцирует его на действия на зло воспитателю. Отсутствие наказаний или их излишняя либеральность могут привести к неорганизованности, непослушанию воспитанников, снижению авторитета воспитателя.
Наказание должно быть справедливым и тщательно продуманным. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога при этом исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться применять наказание до тех пор, пока нет полной уверенности в его правомерности и позитивном влиянии на поведение ученика. Наказания очень индивидуальны: за один и тот же поступок одного можно наказать, а другого поддержать. Ребенок -- драчун, забияка, вечно всех обижает. Другой -- подрался, защищая младшего (оскорбленное собственное достоинство или честь другого человека). Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, так как в таком коллективе высок уровень ответственности друг за друга. Нельзя наказывать в состоянии гнева, раздражения, аффекта.
Случаи, исключающие наказание: неумение, положительный мотив, аффект, раскаяние, страх, оплошность.
Вариантом наказания является метод естественных последствий.
Метод естественных последствий -- немедленная ликвидация последствий неорганизованных поступков детей, логика которой бывает предельно ясной, а требования выступают вполне справедливыми. [11, с. 255]
Последствия логически вытекают из поступков школьников: насорил -- убери, нагрубил -- извинись, сломал -- отремонтируй. Применяется тогда, когда виновник случившегося совершенно очевиден.
Вообще любое наказание должно быть вспомогательным методом, когда уже не могут помочь никакие другие способы.
Соревнование -- метод стимулирования активности воспитанников путем создания условий, когда каждый его участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими. [8, с. 345]
Способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Этот метод вызывает не только активность воспитанника, но и формирует у него способность к самоактуализации. Школьник учится реализовывать себя в различных видах деятельности. Формы соревнования: конкурсы, викторины, фестивали, смотры, олимпиады, спартакиады, выставки. Условия проведения: привлекательность дела, в котором соревнуются, гласность, взаимопомощь, инициатива, сопоставимость результатов (сравнивать по одинаковым видам деятельности). В условия соревнований не включается благотворительная, гуманная деятельность воспитанников.
«Взрыв»-- метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанниками (воспитанником) доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. [2, с. 112]
Успешное применение этого метода, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда. Отличительные черты метода: неожиданность и внезапность, высокий эмоциональный заряд. Может применяться, когда воспитанник уже смутно чувствует недовольство собой, переживает борьбу мотивов.
Методы самовоспитания -- воздействия на сферу саморегуляции, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. [11, с. 257]
К методам самовоспитания относят рефлексию и основные методы формирования сознания и поведения и его стимулирования с приставкой «само»: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и т. д.
К самовоспитанию надо вести путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать, подводить к деятельности по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Методы контроля и самоконтроля в воспитании -- пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействий. [8, с. 346]
Эта группа методов не столько направлена на воспитанников, сколько на выявление эффективности педагогической деятельности воспитателя и всей воспитательной системы. Но, как и в обучении, без такого отслеживания результатов процесс потеряет целенаправленность и управляемость.
К этой группе относятся методы педагогического исследования: педагогическое наблюдение, беседы, опросы, педконсилиум, анализ результатов деятельности воспитанников. Все они описаны в соответствующей главе. Можно отнести сюда и такие методы, как создание контрольных ситуаций, психодиагностика и психотренинги. Создание контрольных ситуаций -- это метод создания воспитывающих ситуаций, описанный выше. Он всегда дает реальное представление о формирующейся мотивации и уровне сформированности тех или иных нравственных норм в сознании воспитанников.
1.1.3 Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса
Исходным методом в работе педагога с детьми является требование. От правильности и объективности предъявляемых требований в конечном итоге зависит не только общая организация воспитательного процесса, но и формирование отношений между учителем и учащимися. В педагогической практике учитель сталкивается с различными видами и формами требований.
В опыте передовых педагогов сложились два основных вида требований: непосредственные, когда они обращены к тем детям, от которых воспитатель добивается вполне определенных действий, и опосредованные, когда у детей вызываются последующие требования к своим товарищам.
По форме требование может быть прямым, когда обращение педагога содержит четкое конкретное указание, выраженное в решительной, настойчивой манере. Прямое требование должно быть инструктивным, т.е. однозначным, ясным и четким, предельно конкретным и на первых порах необходимо детализировать предполагаемые действия учащихся. [8, с. 350]
Более тонкой и сложной формой является косвенное требование, в котором задача воспитания скрыта, не выражена прямо. Его применение эффективно лишь при условии взаимопонимания педагогов и воспитанников. В качестве стимулов здесь используется не столько само требование по содержанию, сколько психологические факторы - эмоциональные переживания, настроение, различные впечатления и т.д.
Метод самообслуживания - ведущий метод организации и развития воспитательного коллектива, обеспечивающий создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности учебного заведения. Важная задача воспитателя состоит в том, чтобы обучить детей умениям и навыкам обслуживающего труда, правильному обращению с соответствующими инструментами и приборами. Прежде всего, необходим подробный инструктаж, разъясняющий и конкретизирующий последовательную цепочку требований, направленных на выполнение ряда операций, из которых складывается тот или иной вид обслуживающего труда. Принципиально важным условием успешной организации обслуживающего труда является высокое профессиональное мастерство технического персонала - взрослых, выступающих в роли наставников. В ходе организации самообслуживания учащиеся могут привлекаться к планированию коллективных трудовых дел.
Формы организации самообслуживания разнообразны. Это могут быть и разновозрастные трудовые объединения детей, и бригадная организация труда учащихся, и индивидуальные трудовые поручения.
Соревнование позволяет эффективно решать задачу дальнейшего сплочения воспитательного коллектива, включить его в деловые отношения с другими коллективами, а также способствует развитию таких социально-ценных и личностно-значимых качеств, как творческая активность, ответственность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.
К соревнованию педагог прибегает в тех случаях, когда нужно нацелить классный коллектив на решение определенной воспитательной задачи. В процессе внеурочной работы приемлемы такие формы соревнования, как олимпиады, творческие конкурсы, выставки технического творчества, круглые столы, эстафеты, смотры художественной самодеятельности,исторические викторины, выставки творческих работ и т .д. Важным стимулом организации соревнования является поощрение победителей.
Назначение ученического самоуправления состоит в том, что оно самоорганизует школьный коллектив, создает его органы, способствует развитию педагогически целесообразных взаимоотношений между членами коллектива. Самоуправление и заключается, прежде всего, в создании органов коллектива, в каждом из которых концентрируется руководство определенным видом коллективной деятельности: образовательной, хозяйственно-трудовой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и т.д.
В первичном коллективе класса самоуправление - это работа классного собрания. Проводить его целесообразно один раз в месяц. Определить тематику собраний и планировать их проведение целесообразно самим у и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.