На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность процесса нравственного воспитания школьников. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Роль методов. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.06.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Департамент общего и профессионального образования
Оренбургской области ГОУ СПО
«Педколледж г. Бузулука»
Курсовая работа

Тема: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников

Терентьевой Юлии Александровны
студентки IV курса группы «А»
специальность 0302
русский язык и литература.
Научный руководитель:
Сенаторова Марина Александровна
2005
Оглавление
 
    Введение 3
    Глава . Теоретические основы процесса нравственного воспитания школьников 5
      1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников 5
      2. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения 9
      3. Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся 13
    Глава . Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников 16
    Заключение 19
    Список литературы 20
    Приложение 22
     

Введение

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательнос-ти к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». [20]
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Таким образом, тема нашей работы: «Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как пути нравственного воспитания школьников».
Объект исследования - процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования - методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения.
Цель: теоретически обосновать значения методов осмысления детьми своего социального опыта мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании школьников, обобщить наблюдения за организацией нравственного воспитания школьников.
Задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе
2) Выявить сущность процесса нравственного воспитания школьников;
3) Обосновать место методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в обшей системе методов воспитания;
4) Уточнить роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения как путей нравственного воспитания школьников.
Гипотеза: методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения будут способствовать нравственному воспитанию школьников, если:
- они включены в общую систему работы по нравственному воспитанию школьников;
- они целенаправленно включены учителем в процесс нравственного воспитания школьников.
 















Глава . Теоретические основы процесса нравственного воспитания школьников

1. Сущность процесса нравственного воспитания школьников

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом , классом , народом , обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный -- противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [5]

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность -- это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [13]

Мыслители разных веков трактовали понятие нравствен-ности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека».

А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». [12]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ-ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». [19]

Василий Александрович говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту , выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях.
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. [2]
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. [12]
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.
Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всесторон-нее развитие личности. На воспитание такой личности и направлена специальная воспитательная деятельность школы, которая решает следующие задачи нравственного воспитания:
- воспитание нравственного сознания, проч-ных нравственных убеждений;
- воспитание нравственных чувств, направленных на осознание подрастающим поколением своего отношения к Родине, обществу, труду, к самому себе, к людям;
- воспитание навыков и привычек нравственного поведения;
- воспитание моральных качеств.
Конечная цель и задача нравственного воспитания -- вырабо-тать у каждого человека активную жизненную позицию.
Таким образом, содержание нрав-ственного воспитания направлено на формирование цельной нрав-ственной личности.
С философской точки зрения содержание, будучи определяю-щей стороной целого, представляет единство всех составных эле-ментов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, проти-воречий и тенденций.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

2. Особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения

Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействие учащихся друг с другом. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.

Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. Ключевым для понимания роли диалогического общения в социальном развитии является тезис о том, что развивается не ребенок , а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам и методам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников, надо учитывать особенности методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью методов осмысления детьми своего социального опыта является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. С помощью слова описываются события и явления, порой еще не встретившиеся детям в жизни, формируются понятия, представление, собственное мнение и оценка происходящего.

Кроме того, слово способствует осмыслению ими своего жизненного опыта мотивации своих поступков.

Словесные методы некоторые педагоги - теоретики считают методами убеждения. Это не совсем так. Само по себе словесное воздействие на ребенка в отрыве от других методов воспитания не может сформировать устойчивых убеждений.

Рассказ. Наиболее распространенный метод в работе со школьниками. По своей методической сути - это монолог воспитателя(учителя) который строится как повествование, описание или разъяснение(рассуждение).Этот метод успешно реализуется в процессе рассказывания житейской истории, сказки, притчи. При этом важно не выводить нравоучение из рассказа прямо, а, как советовал В.Г Белинский, » спрятаться « за сюжет, предоставив возможность самим детям дать оценку услышанному , сделать вывод. Ведущая функция данного метода - обучающая. Сопутствующие функции - развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно - коррекционная. [7]

Беседа. Предоставляет учителю значительно большие возможности для управления процессом выявления у детей мотивов деятельности и поведения. Главное преимущество ее как раз и состоит в том. Что вопросы помогают учителю «вывести наружу» мотивы деятельности и поведения. При этом обеспечивается наиболее выгодная позиция учащегося как активного участника приобретения и обогащения знаниями. [14]

Основное назначение бесед -- привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них небезразличное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях.

В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. В качестве таких фактов, положитель-ных или отрицательных, может выступать деятельность определен-ной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, моральное правило, обобщенный литературный образ, организован-ный или спланированный педагогический образец. Форма подачи отдельных эпизодов и фактов может быть различной, но она непременно должна наводить учащихся па размышления, резуль-татом которых является распознавание определенного качества лич-ности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепри-нятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопут-ствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности. В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение. Это обстоятельство, однако, не должно создавать у начинающего учителя впечатления, будто проведе-ние беседы является простым делом, не требующим специальной подготовки и тщательной организации. Нередко беседы (особенно этические) представляют собой набор скучных, набивших оскомину сентенций. Часто забывается, что излишнее, неумелое повторение даже благородных идей может породить у молодого человека негативное отношение к ним. Эти идеи, лишь формально декларированные, но не принятые воспитуемыми как истинные, ставят перед учеником вопросы, ответы на которые черпаются затем порой не из лучшего источника, вопреки желаниям педагогов. Без слова никакое воспитание невозможно. Однако словесные способы воздействия -- обоюдоострое оружие, могущее принести не только пользу, но и вред.

Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы. Та-кое обоснование должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, мате-риал для обсуждения, а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. Чем меньше говорят сам учитель, чем лучше он сумеет перевоплотиться, войти в мир детей, тем успеш-нее будет протекать беседа. Задачу учителя можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся. В заключитель-ном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы.

Особую трудность для молодого учителя представляют инди-видуальные беседы. К сожалению, такие беседы чаще всего про-водятся в связи с нередко возникающими локальными конфлик-тами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты учитель реагирует или незамедлительно, или отсроченной беседой. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреж-дающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу воспитательных воздействий.

Отбор содержания бесед и методика их проведения могут и должны все более опираться на инициативные действия воспитанников, учитывать их растущие запросы и оценочные суждения.

Программные беседы содействуют последовательному нравственному просвещению учащихся. Систематическому ознакомлению их с моральными нормами, понятиями. В ходе программной беседы дети получают знания о теории морали, о моральных чертах человека, о моральных проблемах человечества, об условиях становления моральных качеств и т.д. Такие беседы являются важным звеном в формировании мировоззрения и самосознания. [12]

Разъяснение и рассказ подготавливают переход к более сложному методу воспитания -- к лекции. Это развернутое и орга-низованное в доступную форму систематическое изложение сущ-ности той или иной проблемы социально-политического, нравствен-ного, идейно-эстетического содержания. Логическим центром лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного сознания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом.

Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная стройность, не наигранный пафос, живое и задушевное слово учителя способствуют идейному и эмоциональ-ному воздействию лекций...

Диспуты. Этот метод формирования суждений, оценок, убеждений основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. [22]

Диспут не требует определенных и окончательных решений. Он дает школьникам возможность анализировать понятия и до-воды, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, опровергающие ошибочность одной и подтверждающие достоверность другой точки зрения. Диспут учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины. В педагогическом плане крайне важно, чтобы вопросы, намечен-ные к обсуждению, содержали жизненно значимую для школьников проблему, по-настоящему волновали их, звали к открытому, искреннему разговору. Тему диспута могут подсказать сами ученики. Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни? Отку-да берутся равнодушные? Как понимать слова Л. Н. Толстого «Спокойствие -- душевная подлость»? Как стать кузнецом своего счастья? Эти и многие другие вопросы вполне могут стать предметом дискуссии, свободного и непринужденного обмена мнениями.

Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся. Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. По совету А. С. Макаренко, учителю на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, страстным и гневным, невозмутимым и ироничным. Такая манера поведения никого не обижает и не унижает, не отбивает у школьников желания участвовать в полемике и откровенно высказывать свои взгляды. Руководителю диспута ре-шительно не подходит позиция умолчания и запрета. Назначение диспутов -- создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений. [4]

3. Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа и другие

Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам , влияет на поведение . У рассказа на этическую тему несколько функций : служить источником знаний обогащать нравственный опыт личности опытом других людей . Еще одна важная функция рассказа - служить способом использования положительного примера в воспитании. Нужно позаботится, чтобы впечатление от рассказа сохранилось как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию. [2]

Эпизодические беседы заостряют именно те вопросы нравственности которые выражают наиболее актуальные потребности конкретного коллектива в данных условиях (о вежливости, о бережливости общественного добра, о чести и достоинстве человека и.т.д.). Актуальность, необходимость, острота для коллектива- главное условие их проведения. [3]

Беседа - экспромт возникает внезапно в острой ситуации поведения учащихся, мимо которых пройти нельзя и которому следует сразу же дать и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.