На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность, основные виды и классификация методов воспитания. Особенности использования методов стимулирования поведения в современной начальной школе. Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе стимулирования поведения младших школьников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова
Педагогический факультет
Кафедра педагогика и методика начального обучения
Методы стимулирования поведения в современной начальной школе
Курсовая работа по педагогике
Выполнила:
студентка 32 группы ПиМНО
Гайнетдинова Г.Д.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Лучина М.М.
Курсовая работа защищена с оценкой
_________________________________
Протокол № ___ от «__» ______2006г.
г. Караганда 2008г.
Содержание
    Введение
    Глава 1 Научно-теоретические основы методов стимулирования поведения
    1.1 Сущность виды и классификация методов воспитания
    1.2 Особенности использования методов стимулирования поведения в современной начальной школе
    Глава 2 Анализ деятельности учителя по использованию методов стимулирования поведения младших школьников
    2.1 Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе стимулирования поведения младших школьников
    2.2 Выявление эффективности использования методов стимулирования в современной начальной школе
    Заключение
    Литература
    Приложение 1

Введение


Воспитание поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта». В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека, регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения - правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль - явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.
В Концепции воспитания детей школьного возраста, утвержденной постановление Министерства образования РК выделены перспективы развития детей. Так, ведущей целью был и остается идеал всесторонне развитой личности, характеризующейся порядочностью, человеческим достоинством. Для достижения данной цели немаловажную роль играет гуманное и методически правильное использование методов стимулирования.
Процесс по стимулированию поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.
Методы по стимулированию поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Над данной проблемой работали Бабанский Ю.К., Болдырев Н.И., Огородников И.Т., Ильина Т.А.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть методы стимулирования поведения в современной начальной школе.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы стимулирования поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности стимулирования поведения младших школьников;
- рассмотреть содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе стимулирования поведения младших школьников;
- выявить эффективность использования методов стимулирования в современной начальной школе;
Методы исследования: Во время выполнения курсовой работы использовались эмпирические (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические (моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Были проведены эксперименты - констатирующий, формирующий, контрольный.

Глава 1 Научно-теоретические основы методов стимулирования поведения

1.1 Сущность виды и классификация методов воспитания

В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки понятий «метод», «средство» воспитания. Исходя из философской трактовки метода как способа достижения какой-либо цели, под методами воспитания понимаются пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели. Прием воспитания - это часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру. Средства воспитания - относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (трудовую, игровую и т.д.), предметы, вещи, произведения и явления материальной и духовной культуры и др. В ряду этих понятий обобщающим является понятие «метод», оно включает в себя приемы и средства. Любой метод реализуется всегда как совокупность приемов и средств воспитания. Например, метод - беседа, прием - создание эмоционального настроя с помощью музыки, средства - слово учителя, магнитофон.
Выбор методов воспитания всегда причинно обусловлен, он зависит от целей и задач воспитания; содержания воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня сформированности коллектива учащихся, условий воспитания, уровня педагогической квалификации воспитателя и др.
В педагогике нет строго научной классификации методов воспитания. В.И. Андреев выделяет методы целеполагания, планирования, организации, стимулирования, релаксации, нормирования, учета, контроля, педагогического анализа, коррекции. Б. П. Лихачев предложил следующую классификацию методов воспитания: 1) методы организации и самоорганизации детского коллектива; 2) методы повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия; 3) методы детской самодеятельности; 4) методы педагогического воздействия, коррекции сознания и поведения, стимулирования и торможения деятельности детей, побуждения их к саморегуляции, самостимулированию и самовоспитанию. Наиболее принятой является классификация Ю. К. Бабанского, который выделил следующие группы методов воспитания: 1) методы формирования сознания личности; 2) методы организации деятельности, опыта поведения; 3) методы оценки и стимулирования деятельности и поведения.
Методы воспитания - общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение методов воспитания выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля - пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. Методы организации деятельности и опыта поведения - пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД (коллективное творческое дело). Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем - через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее - через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию.
Методы формирования сознания - методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций - способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в которую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа - вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок. Дискуссия - коллективное обсуждение какой-либо проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В педагогическом процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема дискуссии объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе дискуссии каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п. Диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей. Конференция (пед.) - коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения. Лекция - последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Пример - метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) - небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.
В настоящее время в педагогической науке остаются дискуссионными методы воспитания.
По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания поведения выделяют три группы методов: убеждение, упражнение и побуждение.
Н. И. Болдырев считает наиболее типичными методами воспитания поведения: убеждение и упражнение, поощрение и наказание.
Близок к данной группировки методов и перечень, предлагаемый И.Т. Огородниковым: упражнение, убеждение, приучение, одобрение и поощрение, осуждение и наказание.
От указанных классификаций несколько отличается группировка методов, предлагаемая Т.А. Ильиной. Это методы убеждения (беседы, лекции, диспуты, дискуссии), методы организации деятельности учащихся (упражнение, убеждение, переключение), методы стимулирования поведения учащихся (поощрение и наказание).
Методы формирования сознания. Формировать сознание - значит формировать у учащихся нравственные, эстетические, правовые и т.д. представления и на этой основе вырабатывать взгляды и убеждения. Главный инструмент, средство реализации этих методов - слово. К этой группе методов относят беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.
Одним из наиболее действенных методов данной группы является пример. Пример - это способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности. Выделяют личный пример (родителей, сверстников, самого воспитанника и др.) и словесно-художественный (литературный и киногерой, выдающаяся личность). К реализации этого метода предъявляются следующие требования: приводить в качестве примера поступки, качества авторитетного, уважаемого воспитанником человека; не должно быть слишком большого разрыва между образцом и уровнем воспитанности ребенка; не следует использовать один и тот же пример часто и по отношению к разным детям; воспитатель должен обладать качествами или воспитывать у себя качества, которые приводит как пример и др.
В основе реализации второй группы методов (организации деятельности и опыта поведения) лежат следующие идеи: человек формируется в деятельности; все виды деятельности обладают определенными воспитывающими возможностями, поэтому целесообразно использовать комплекс видов деятельности; воспитывающей является только личностно значимая для ребенка деятельность.
Главное назначение данной группы методов - включение ребенка в деятельность и выработка на этой основе норм поведения. Основное средство - различные виды деятельности. Эта группа методов включает приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Например, требование - это эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся. Значительную роль в воспитании ребенка отводил этому методу А. С. Макаренко, им была разработана техника предъявления требования к воспитаннику. Различают прямые (указания, приказания, предписания) и косвенные (просьба, намек, оказание доверия и др.) требования. Требования должны быть выполнимыми, доведены до логического конца, осознаваться воспитанником, необходимо единство в предъявлении требований.
Методы оценки и стимулирования деятельности и поведения. Стимулировать - значит давать толчок, импульс к мысли, чувству, действию. Основное назначение - воздействие на чувства и эмоции, формирование положительного отношения к внешним воспитательным воздействиям с целью перевода их во внутренние установки личности. К этой группе методов относят поощрение, наказание и соревнование.
В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и другими людьми.
Методы стимулирования помогают младшему школьнику формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей - пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.
Рассмотрим метод наказания. Наказание - это способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам. Основным средством реализации метода является слово.
По отношению к этому методу не имеется однозначной позиции в истории педагогики. В период становления человеческого общества такой метод воспитания не применялся вообще, что сохраняется и у некоторых племен до настоящего времени; в 20-е годы ХХ века в отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия. Противником наказания был и В. А. Сухомлинский. Но все же в педагогике используется этот метод.
Выделяют следующие виды наказания: порицание, выговор, замечание, ограничение в правах, лишение почетных обязанностей, удаление с урока, перевод в другой класс, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий. К применению этого метода предъявляются следующие требования: понятность, соизмеримость с проступком, учет психического состояния; наказание не должно унижать достоинство ученика и причинять ему физических страданий и др.
Ни один из методов не является универсальным. В практической деятельности необходимо сочетание различных методов, что повышает эффективность воспитательного процесса.
Методы стимулирования поведения - это пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. «Взрыв» - метод воспитания, сущность которого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является какая-либо резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику. Метод естественных последствий - метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил - убери, сломал - почини и т. п.). Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Принуждение - педагогическое воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам принуждения относятся: составление характеристики школьника, в которой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению. Требование - педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требования реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Требование бывает непосредственным - прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие), и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение.

1.2 Особенности использования методов стимулирования поведения в современной начальной школе

В педагогике обучения и воспитания есть много сложных проблем, но, наверное, одной из ключевых и наиболее важных является проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, это проблема проблем, средоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку от эффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогического процесса.
В принципе, ребенок любого возраста считает естественным руководство со стороны родителей и педагогов, но на пути от этой принципиальной готовности до поведения стоит целый ряд значительных препятствий. Их подлинная причина заключается в недостаточности способностей или воли ребенка, однако преобразованные самолюбием и потребностью в самоутверждении, они приобретают различные формы сопротивления, которые самим детям кажутся глубоко мотивированными, справедливыми и чуть ли не благородными. Тактические ошибки взрослых: несдержанность, недостаточная тактичность, наказующие акценты -- играют на руку детской позиции отпора и усложняют задачу педагогического влияния.
Проблема стимулирования имеет такой же возраст, как и само человечество. Кардинальные способы стимулирования хорошо отражены в поговорке “кнут и пряник”. Наши далекие предки, не мудрствуя лукаво, преимущественно использовали “кнут”, т.е. различные физические и моральные наказания, что соответствовало и суровому укладу жизни, и представлениям о человеческой психологии, в которой якобы преобладали злые помыслы, изменить которые можно только суровостью и жестокостью. К сожалению, вся история воспитания неотделима от наказаний. Об их господстве свидетельствуют письменные документы, античные и средневековые рисунки, где учитель часто изображен с палкой или пучком розог. Сейчас даже трудно представить ту стихию жестокости, которая царила в семейном и школьном воспитании; еще в ХІХ веке физические наказания применялись во всех средних учебных заведениях и почти во всех семьях, включая императорские.
Однако постепенно соотношение “кнута” и “пряника” становилось все более сложным, поскольку в процессе долгого и постепенного накопления морального опыта утверждались идеи большой педагогической терпимости и мягкости. В ХХ веке физические наказания в развитых странах, в принципе, были изжиты, что знаменовало собой новую педагогическую эпоху.
Нынешний этап педагогического стимулирования, как, собственно говоря, и каждый, живет в состоянии постоянного противоречия между привычной и традиционной педагогической техникой и более демократическими требованиями воспитанников. Вечная закономерность заключается в том, что потребность воспитанников в более гуманном подходе всегда опережает педагогическую практику, говоря иначе, педагог в глазах ребенка всегда более или менее консервативен. То поведение педагогов, которое представлялось бы нашим предкам верхом гуманности, может казаться современному ребенку жестким и несправедливым. Из этой закономерности и исходит постоянная необходимость в совершенствовании методов стимулирования.
В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны -- данных психологической науки. Последние показали, что вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страх перед наказанием. Вот, в частности, интересное наблюдение: когда теннисист хвалит себя за удачные удары, он играет лучше, чем тогда, когда ругает себя за промахи. Сейчас даже дрессировщики стремятся больше применять положительное подкрепление, чем отрицательное.
Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа “молодец”, “очень хорошо”, “замечательно” и т.п., похвала, учебные оценки знаний учащихся. Как ни странно, в нашей педагогике всегда уделялось очень мало внимания разработке методов положительного подкрепления и, в частности, поощрений. В советские времена господствовала негласная доктрина, что поощрение -- это что-то вроде необязательной роскоши, поскольку трудолюбие и усердие являются элементарной обязанностью каждого человека, которая должна выполняться без особого подкрепления. Поощрения, конечно, существовали, но особенно заботиться об их разнообразии и усовершенствовании в школьном воспитании никому не приходило в голову (в отличие от военного дела, где необходимость наград всегда хорошо осознавалась). Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики.
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение -- это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога -- это поистине педагогический вклад.
Что касается похвалы, то она требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться медвежьей услугой или быть непедагогичной. Попробуем назвать основные из них.
* Хвалить следует, в основном, за приложенные усилия, а не за то, что дано ребенку от природы: способности или внешние данные. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против учителя.
* Не следует при классе хвалить ученика за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один ученик из класса подготовился к уроку, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
* В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, те одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить “козлов отпущения” -- дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить -- как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы.
* Дети очень охотно и преувеличенно приписывают учителям “любимчиков”, и у учителей действительно и обоснованно есть более приятные для них ученики, но хвалить их нужно с учетом этого момента.
Остановимся теперь на поощрении с помощью учебных оценок. В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его оценки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного завысить оценку с целью поддержки и поощрения. В большинстве случаев интуиция и доброжелательность учителя служат хорошими советчиками, однако все же следует указать на некоторые типичные ошибочные позиции.
Некоторые педагоги обесценивают свои оценки их постоянным завышением, что происходит либо по причине мягкости характера учителя, либо из-за его слабых знаний. “Пятерки” такого учителя утрачивают свою функцию стимулирования.
* Педагоги противоположного типа очень скупы на хорошие оценки, считая, что это повышает требовательность и уровень знаний учащихся. Можно было бы согласиться с таким “чистым” использованием оценки, но такие учителя зачастую не скупятся на заниженные оценки.
* Довольно типична инертность педагогов в оценивании отдельных учеников, принимающая характер ярлыка, клейма на его уровне знаний. Давно замечено, что ученику трудно вырваться за пределы его репутации у данного учителя; так, если он “троечник”, учитель очень неохотно ставит ему “четверку” за контрольную работу, которая этого заслуживает. “Наверное, списал”, -- думает учитель и считает “четверку уколом для своего профессионального самолюбия. Бывает, что ученик всеми силами старается перейти с “четверки” на “пятерку”, но учитель, уверенный, что этот ученик не может знать на “5”, находит возможность “поставить его на место”.
Существует еще один метод положительного подкрепления, который можно назвать созданием ситуации успеха. Он также направлен на укрепление веры ученика в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и тому подобное. Уместно вспомнить классический эксперимент американских психологов. Они измерили с помощью тестов уровень интеллекта у учеников одного класса, а потом сжульничали, объявив, что лучший результат показал один из слабых учащихся. Через несколько месяцев этот ученик существенно улучшил свою успеваемость, чего с ним раньше никогда не было. Конечно, трудно “тиражировать” данный прием в школьной практике, но как пример создания ситуации успеха он весьма поучителен.
Очень мало пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово “соревнование” пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревнование звеньев, а также “социалистическое соревнование”) действительно часто носили формальный характер. Создалось впечатление, что соревнование -- это вообще что-то вымученное, навязанное и нехарактерное для людской мотивации.
На самом деле мы просто судим по худшим образцам. Стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее. Каждый человек всю жизнь старается не отстать, а по возможности и опередить людей своего поколения и близкой судьбы. Прежде всего своих одноклассников и однокурсников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи. Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других. Чисто теоретически соревновательность бесспорно является эффективным стимулом к улучшению деятельности школьников.
Другое дело -- педагогическая практика. Хотя, простым глазом видно, что дети соревнуются с удовольствием, организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам. Требуется постоянно подогревать интерес детей учетом результатов, новыми формами соревнования, внесением в него игрового элемента. Вечно увлекательны для детей только любимые спортивные игры, а что касается учебы и какого-либо труда -- тут педагогам нужно постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т.е. становятся настоящим коллективом, что всегда педагогически целесообразно, как бы не менялось отношение к термину “коллектив”. В свое время это очень хорошо понял А.С.Макаренко, который сделал соревнование одним из основных элементов педагогической технологии.
Таким образом, общая тенденция заключается в том, что вышеуказанные методы положительного подкрепления становятся преобладающим средством стимулирования учащихся. Признание подобного факта, конечно, вызывает удовлетворение, однако за всем этим скрывается пестрая картина педагогической реальности, где методы отрицательного подкрепления, т.е. различные наказания очень медленно сдают свои позиции. Речь идет, как указывалось выше, не о физических наказаниях, но достаточно сильным “кнутом” для современного школьника могут быть и моральные негативные воздействия, которыми чаще всего являются замечания, выговоры, упреки, предостережения, угрозы, иронические реплики, саркастические интонации, т.е. многочисленные приемы той техники, которую называют “наказующей педагогикой”.
Термин “наказание” становится все менее популярным в педагогической литературе, и уже чувствуется, как он приобретает антипедагогическое, слегка зловещее звучание, однако в практике наказания имеют массовое распространение, поэтому нам следует, не впадая в иллюзии, разобраться в причинах данного явления.
Во-первых, педагоги являются представителями (хотя, слава богу, не худшими) массовой психологии и культуры общения, в которой абсолютно господствует стереотип борьбы и преодоления, а не прощения нарушений ролевого поведения. Ролевое поведение учащихся заключается в выполнении требований педагога и потому невыполнение вызывает наказующие побуждения. Реакция отпора и наказания, несмотря на христианскую проповедь непротивления, осталась совершенно органичной, почти непроизвольной для наших современников.
Во-вторых, специфика работы с детьми связана с постоянным противостоянием и конфликтными ситуациями. Даже взрослые люди небезупречны в выполнении необходимых требований руководства, а уж дети в силу своей импульсивности тем более недисциплинированны. Все это усиливается “субкультурой сопротивления”. Вот и получается, что работа учителя -- это не просто преподавание, а постоянное преодоление и борьба. Педагогу трудно вести борьбу и при этом оставаться мягким, сдержанным и приветливым. Недовольство и раздражение ищет выхода, а поскольку физические наказания и грубая брутальность невозможны, отрицательные эмоции выливаются в ворчание, язвительность, нотации и прочие стереотипы “наказующей педагогики”.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, следует признать, что методы отрицательного подкрепления, в целом, еще не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует. Форм использование методов отрицательного подкрепления в массовой практике сравнительно немного и чаще всего это, как уже отмечалось, различные виды замечаний педагога. Творчество в этой области в его этически приемлемом виде было бы нелишним (например, разработка системы штрафных очков), во всяком случае, оно могло бы уменьшить влияние субъективизма педагогов.
Простейшим и педагогически приемлемым методом отрицательного подкрепления является негативная мимическая реакция педагога, например, укоризненный взгляд, нахмуренные брови, покачивание головой и т.п. Конечно, хмурое и недовольное выражение -- это не лучшая экспрессия для педагога, но, что поделаешь, иногда это необходимо, и было бы хорошо, если бы дальше этого дело не шло.
Однако дальше этого дело все же идет: существуют вербальные отрицательные подкрепления, различные замечания, которые и составляют наиболее распространенную, типичную форму школьного наказания. Другие формы, скажем, удаление из класса, вызов родителей, исключение либо не приветствуются администрацией школ, либо являются редкой или крайней мерой.
Посмотрим, какие следует соблюдать основные условия, чтобы педагогические наказания были, по возможности, наиболее эффективны.
* Наказание, безусловно, должно быть справедливым, т.е. применяться не под влиянием плохого настроения педагога и при полной уверенности в виновности учащегося. Если такой уверенности нет, наказывать не следует.
* Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень и неуспеваемость менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь. Конечно, по большому счету, агрессивность и высокомерие также связаны с какими-либо внешними для человека факторами, однако на данном этапе своего развития общество не может снять с индивида вину за подобное поведение. Полная ответственность касается взрослых, а у ребенка всегда следует пытаться отделить влияние внешних обстоятельств от внутренней, морально негативной мотивации поступков, которая поддается коррекции.
* Особую категорию оставляют случаи конфронтации учащихся с педагогами, так называемые конфликты отношений, когда ученики становятся в намеренную оппозицию, “делаю назло”. Это очень сложный класс ситуаций, обычно касающийся подростков и старшеклассников. Идеальным вариантом, очевидно, была бы “нулевая реакция” педагога на вызывающие выходки или иронию таких учеников, но требовать этого от современных педагогов просто нереально. В таких случаях наказания уместны при наличии “состава преступления”, т.е. грубость, явного неподчинения, а на обидные для педагога подтексты нужно постараться ответить мудрым и спокойным игнорированием либо более тонкой иронией, но не откровенным озлоблением. Радикальным выходом служит устранение конфликта, примирение, улучшение отношений со школьником.
* Нельзя строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ученика, выставляющих его в невыгодном свете, например, неуклюжей походки, дефектов речи и т.п. К сожалению, педагоги иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть смешные особенности ребенка. Недопустима дискредитация в глазах ребенка его родителей.
* Наказывая ученика, педагог должен каким-то образом показать, что его личное отношение к ребенку не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.
При использовании наказаний следует учитывать общественное мнение группы. Если она явно или демонстративно поддерживает то, за что педагог наказывает ребенка, наказание будет безрезультатным и даже сделает наказанного героем в глазах группы. В другом случае, если наказываемый “отверженный” или “козел отпущения”, группа может проявить злорадство и еще ухудшить положение ребенка, который нуждается в моральной поддержке. Здесь принцип справедливости и равного отношения ко всем должен быть несколько потеснен принципом гуманности.
* И пожалуй, наиболее актуально -- применять наказания без “наказующей педагогики”, т.е. избыточных и неконструктивных способов поведения, главной целью которых является отреагирование отрицательных эмоций педагога.
Трудно предусмотреть все педагогические ошибки при использовании наказаний, поскольку они тесно связаны с индивидуальными психологическими особенностями педагогов. Лучше всего, если наказаний вообще будет поменьше.
В заключение следует сказать, что методы стимулирования -- важная, но не единственная часть педагогической технологии, в которой не менее значимы и организация деятельности воспитанников, и формирование их правильного отношения к актуальным для них проблемам. Генеральная перспектива педагогики заключается в развитии потенциала самовоспитания учащихся, что, в принципе, соответствует закономерностям развития человеческого сознания.

Глава 2 Анализ деятельности учителя по использованию методов стимулирования поведения младших школьников

2.1 Содержание взаимодействия учителя и учащихся в процессе стимулирования поведения младших школьников

В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение -- коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях.

Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…

Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.

Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:

стиль общения с учащимися,

образовательно-воспитательную среду,

педагогическую психологию,

самого себя.

Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.
Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.
Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью, когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому, рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации, где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать место старшим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классе пришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такое поведение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления. Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуации класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.
Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения.
Всегда и во всем быть аккуратным - значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным - значит иметь эти качества в своем характере. Постепенно, через поступки, поведение, деятельность формируется характер ребенка, его нравственность. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и определенных усилий.
Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках. Упражнение - это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что - нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков и привычек. Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает из поля зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и ярко они проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы учителя - важное условие успешного воспитания к.п. Если на занятии дети видят сценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, не догадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но она поможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданной ситуации, ребенок задумается и определит свое поведение.
Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразность условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения.
Важным элементом занятий является показ, т.к. дети должны суметь сами оценить, что сделано правильно, а что - нет, сказать и показать, как надо было сделать. Такое активное участие детей в обсуждении возможно потому, что круг понятий в целом знаком детям и соответствует их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями, своим авторитетом.
Педагог беседует с детьми, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда противоположные, и судит о том, что уже хорошо знакомо учащимся, а какие правила незнакомы совсем.
Самой природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его. Поэтому занятия по культуре поведения можно проводить и в форме игры.
В процессе подготовки к игре дети сами мастерят необходимые атрибуты, оборудование, что дает дополнительные возможности в общении, в проживании тех ситуаций, о которых говорилось на уроке. Игры проводятся со всеми детьми или с группой, может принять участие весь класс или даже несколько классов, что создает дополнительную, новую ситуацию.
Чаще всего при проведении занятия используются и показ, и инсценировка, и беседа, и чтение художественной литературы в разумном сочетании.
Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации, костюмы, проведение репетиций…)
Самое главное - привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением правил поведения в повседневной жизни.

2.2 Выявление эффективности использования методов стимулирования в современной начальной школе

Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников культуры поведения включает в себя несколько этапов:
- подготовка проведения эксперимента;
-констатирующий срез по выявлению уровня сформированности культуры поведения у младших школьников;
- формирующий эксперимент по воспитанию и стимулированию у младших школьников культуры поведения;
- контрольный срез по выявлению результативности формирующего эксперимента.
Была поставлена цель - определить уровень сформированности культуры поведения у младших школьников, провести эксперимент по стимулированию культуры поведения. Основной задачей формирующего эксперимента является улучшение показателей констатирующего эксперимента. После проведения контрольного эксперимента на основе результатов подготовить рекомендации.
Задачи исследования определили выбор методов: наблюдение, эксперимент, тесты, игра, беседы, родительские собрания.
Исследование задействовало учащихся 2 «А» класса СШ №81 г.Караганды. В классе 28 учеников.
Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности культуры поведения были использованы следующие методики:
- Методика «Справедливость»
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
- Методика «Наказания в семье».
Воспитанность учащихся во внешне поведенческом аспекте складывается из нескольких аспектов:
- внешний вид, прическа, одежда;
- общение, речь;
- отношение с ребятами;
- отношение с учителями;
- дисциплинированность;
- отношение к школьному имуществу, к труду других;
- отношение с другими сотрудниками в школе;
Уровень воспитанности складывается из нескольких составляющих:
- Любознательность;
- Прилежание;
- Ответственность;
- Честность;
- Справедливость.
Данные показатели определялись по пятибалльной системе.
В процессе констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности культуры поведения младших школьников были получены результаты (Приложения 9,10).
В результате анализа результатов видно, что в классе присутствуют младшие школьники с низким уровнем сформированности культуры поведения (общая оценка ниже 3), но в основном у всех детей уровень сформированности культуры поведения по всем показателям средний.
Формирующий эксперимент включал в себя разработку и проведение классных часов, родительских собраний, бесед в контексте разных видов деятельности. (Приложение 13,14)
Проведение формирующего эксперимента осуществлялось следующими путями:
Использования всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь младших школьников в коллективе и различные виды детской деятельности.
Беседы использовались во всех формах работы по формированию культуры поведения младших школьников; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности.
После проведения контрольного среза была выведена общая картина формирования культуры поведения:
Результаты исследования показали, что во время формирующего эксперимента наблюдается прирост всех показателей
Это свидетельствует о том, что направленные на формирование культуры поведения классные часы и родительские собрания подняли уровень сформированности культуры поведения на более высокий уровень.

Заключение

Из всего вышесказанного следует определить принципы педагогической деятельности учителя. Постоянное, повседневное осуществление их будет способствовать установлению гуманистических отношений в процессе воспитания детей.

Педагог воспитывает будущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогу необходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой в преобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматривать применяемую им методику воспитания.

Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию педагога в судьбе воспитанника.
Педагог должен приучать своих воспитанников к способам самоконтроля и самооценки, формировать стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию путем воспитания культуры поведения.
Формирование культурного поведения в дошкольном возрасте происходит различными путями. Процесс усвоения культурных понятий осуществляется в младшем школьном возрасте не только от частного, конкретного к более общему пониманию морального содержания ситуаций. В общении со взрослым младший школьник усваивает моральные понятия вначале в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием, что, несомненно, ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает опасность их формального усвоения. Усвоение культурных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Младший школьник способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо -- плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой.
2. Важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.
3. Формирование навыков культуры поведения выступает и условием эффективности обучения.
4. Глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного и анализа работ по данной проблеме многих педагогов прошлого и учителей-современников результаты позволяют нам выдвинуть следующие рекомендации:
1. При воспитании культуры поведения младших школьников учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского.
2. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.
3. Педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения.
4. Создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике.
5. В опыте работы использовать:
- Классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения;
- Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей;
- Беседы на этические темы.

Литература


1.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1986. - 448с.
2. Азбука нравственного воспитания. /Под ред.Каирова И.А., Богдановой О.С./-М.: Просвещение, 1975.-320с.
3. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М.: Педагогика.1986.-176с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М ., 1977.
5. Беспанько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Педагогика, 1995.
6. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
7. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 1985.
8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М.: Просвещение, 1994.
9. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. - М.: Просвещение, 1978.-157с.
10. Божович Л.И. Изучение личности и ее формирования в онтогенезе // Проблема управления процессом формирования личности. М., 1986.
11. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.: Просвещение, 1994.
12. Бушелева Б.В. О культуре поведения. - М.: Просвещение, 1974.
13. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. - М., 1989.-142с.
14. Гин А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-пресс, 2003. - 88с.
15. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования РК. Начальное общее образование. Алматы, 2002.
16. Дереклеева Н.И. Родительские собрания, 1-4 классы. - М.: Вако, 2004.-240с.
17. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. - Ростов-на Дону: Феникс, 2003.-240с.
18. Дорохов А.А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения. - М.:1970.
19. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. - / под ред. Степанова/, М.: ТЦ Сфера, 2001. - 138с.
20. Киянченко Е.А. Учим детей общаться. / Начальная школа/, 2002. - №6. -с.43-47.
21. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 135с.
22. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. - М.: Просвещение, 1987. - 143с.
23. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1974. - 447с.
24. Краткий словарь по эстетике /под ред. Овсянникова М.Ф../, М.: Просвещение, 1983. -223с.
25. Кузнецова Л. Основы этической культуры. / Воспитание школьника/, 1998. - №3.-с.19.
26. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М., 1988.-223с.
27. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-437с.
28. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения в начальной школе». /Начальная школа/ - 2002 - №6. - с.68.
29. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.-102с.
30. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. - М.: Просвещение, 1974.-221с.
31. Марьенко И.С. Примерное содержание воспитания школьников. М., 1996.
32. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. - М., 1990. - 142с.
33. Нечаева В.Е. Занятия по речевому этикету. /Начальная школа/ - 1998 - №3. -с.68.
34. Петровский А.В. К построению социально - психологической теории коллектива // Вопросы философии. 1995. №12.
35. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Просвещение, 1996.
36. Плинер П.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. -М., 2000. -158с.
37. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1999.
38. Подласый И.П. Педагогика. 100 вопросов - 100 ответов. М.: Владос-пресс, 2003. - 365с.
39. Примерное содержание воспитания школьников /под.ред. Марьенко И.С./, М.: Просвещение, 1984. - 140с.
40. Примерное содержание воспитания школьников. / под.ред. Козлова Э.П./, М., 1978. - 142с.
41. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М . Изд. Моск.ун. , 1989.
42. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 248с.
43. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. - М.: Просвещение, 1992. - 158с.
44. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах, М.-Л., 1950, т.8.
45. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 155с.
46. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. - М.: Просвещение, 1998. - 205с.
47. Ягодинский В. Как себя вести. /Воспитание школьников/ - 1990. - №2 - с.6.

Приложение 1

Методика «Справедливость».

Цель: выяснить правильность понимания учениками категории «справедливость».

Ход выполнения. Детям читается вслух рассказ «Чашка»: «В старшей группе детского сада было 25 ребят, а чашек было двадцать четыре. Новеньких чашек с голубыми незабудками, с золотыми каемочками по краям. А двадцать пятая чашка была совсем старая. Картинка на ней сильно стерлась, и краешек в одном месте был чуть - чуть отбит. Никто не хотел пить чай из старой чашки, но ома все равно кому-нибудь доставалась.

-Хоть бы она скорей разбилась. Противная чашка, - ворчали ребята.

Но вот что случилось. Дежурной была девочка Лена, и всем она поставила новые чашки. Удивились ребята. А где же старая чашка?

Нет, она не раскололась, не потерялась. Лена взяла ее себе. На этот раз чай мили тихо, без ссор и слез.

- Молодец, Лена, догадалась сделать так, чтобы всем было хорошо, - думали ребята. И с тех нор дежурные пили чай из старой чашки. Ее так и назвали «наша дежурная чашка».

После чтения этого рассказа с учащимися проводится беседа по следующим вопросам:

1. Как, одним словом можно назвать поступок Лены?

2. Выбери карточку со словом, которое наиболее точно говорит о поступке Лены. (На карточке написаны слова «вежливо», «смело», «справедливо», «скромно».)

3. О каком еще справедливом поступке ты можешь рассказать?

Обработка полученных данных. Анализируя выработанные каждым школьником правила и их соответствие нравственным нормам, классный руководитель может определить степень сформированности представления о справедливости.

Приложение 2
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности.
Ход выполнения. Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:
1. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.
2. Зла, сделанного тебе другими.
3. Доброго дела, свидетелем, которого ты был.
4. Совершенного кем-то бесчестного поступка.
5. Справедливого поступка твоего знакомого.
6. Безвольного поступка известного тебе человека.
7. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.
Обработка полученных данных. Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах, которая может быть оценена как:
1) неправильное представление;
2) правильное, но недостаточно полное и четкое;
3) полное и четкое представление о нравственном качестве (
Приложение 3
Методика «Наказания в семье»
Одна из больших проблем в воспитании - это наказание ребенка, оставляющее глубокие шрамы в формировании личности, приводящее к проявлению двуличности и лжи. Наказание детей в детстве могут спровоцировать проявление у них вседозволенности во взрослой жизни.
Классному руководителю необходимо проводить исследования в классном коллективе по изучению отношения и учащихся, и их родителей к применяемым наказаниям в семье. Однако нужно помнить, что эта тема весьма деликатная. Родители и дети будут откровенны с классным руководителем только в том случае, если они ему доверяют.
воспитание поведение стимулирование школьник
Родителям предлагается заполнить следующую таблицу:
Вид наказания
Наказывали вас в детстве (отметьте знаками «+» или «-»)
Отметьте те виды наказания, которые вы используете и воспитании
Отметьте самые действенные из них
1. Ставили в угол
2. Прекращали общаться на длительный период времени
3. Применяли телесные наказания
4. Ограничивали свободу
5. Лишали любимого занятия
6. Читали бесконечные нотации
7. Стыдили при друзьях и знакомых
8. Оскорбляли и ругались
9. Лишали любимых лакомств
10. Ограничивали в покупках
11. Выгоняли из дому
Учащимся класса можно задать следующие вопросы:
- Какие способы наказания используют родители в твоем воспитании?
- Какие из них ты считаешь самыми действенными?
- Какие из них ты считаешь самыми болезненными и страшными?
- Какие способы наказания в своей будущей семье ты не будешь применять никогда?
Приложение 4
Диагностика воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте
Уровни проявления воспитанности
Высокий
Хороший
Средний
Низкий
(всегда) балл: «5»
«4»
«3»
(всегда) «2»
1.
Внешний вид, причёска, одежда, украшения и пр.
Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий.
Чаще по типу
Чаще по
типу
Раздражающий,
вызывающий, Отвлекающий от занятий (немыслимые украшения и т.п.).
2.
Общение, речь
Вежливые,
деликатные, уважительные
Общение грубое, речь крикливая, употребление ругательств
3.
Отношения с ребятами
Дружелюбные,
сопереживающие, с симпатией
Заносчивые,
барские, издевательские
4.
Отношения с учителями
Вежливые, уважительные,
почтительные
Неуважительное с элементами грубости, хамства
5.
Отношения с другими сотрудниками школы
Вежливое,
уважительное
Неуважительные, грубые, хамские
6.
Дисциплинированность в плане выполнения указаний учителя
Всегда выполняет (или всегда можно убедить выполнить)
В большинстве случаев не выполняет, стремится отговориться, солгать и т.д.
7.
Отношение к школьному имуществу, к труду других
Бережное
Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр.
Общий балл высчитывается например так: (5+5+5+4+4+4+3)/7=4,3
Приложение 5

Критерии уровня воспитанности

5 - Достиг понимания, осознания и руководствуюсь этим в жизни;

4 - Я думаю, что это свойственно мне;

3 - Мне трудно дать точную оценку;

2 - Я думаю, что этого у меня нет;

1 - Я не принимаю указанную позицию.

Качества личности
Самооценка
Оценка родителей
Оценка Классного руководителя
Итоговая оценка
Любознатель-ность
1. Мне интересно учиться
2. Я всегда выполняю домашнее задание
3. Я стремлюсь получить хорошую оценку
4. Я люблю читать
5. Мне интересно находить ответы на непонятное
Прилежание
1. Я стараюсь в учебе
2. Я внимателен
3. Я самостоятелен
4. Я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью
5. Я занимаюсь регулярно, без пропусков
Я и школа
1. Я выполняю правила ученика
2. Я выполняю правила внутреннего распорядка
3. Я следую правилам человеческого общежития
4. Я доверчив в отношении к людям
Прекрасное в моей жизни
1. Я аккуратен и опрятен
2. Я соблюдаю культуру поведения
3. Ценю красоту в своих делах
4. Я вижу прекрасное в своей жизни
Приложение 6
Диагностика уровня воспитанности

«5» - есть всегда
«4» -- часто
«3» -- редко
«2» -- никогда
«1» -- у меня другая позиция
и т.д.................



Критерии качества
Я сам
Оценка родителей
Оценка кл. рук.
Итоговая оценка
1
2
3
4
5
6
1
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (Мне интересно учиться, я всегда выполняю д/з, я стремлюсь получать хорошие отметки, я принимаю активное участие в работе кружков, творческих мастерских)
2
ПРИЛЕЖАНИЕ
(я аккуратная, старательная в учебе)

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.