На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Характеристика методов устного изложения, их роли в обучении географии. Особенности рассказа, как основы эмоционального изложения, формирующего географическое представление. Беседа, как метод активизации мышления учащихся. Функции лекции, чтения вслух.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Благовещенский государственный педагогический университет
Естественно - географический факультет
Кафедра географии




Курсовая работа
Тема: Методы устного изложения, как средство изучения
географии в школе

Выполнил: Студент 4 курса, ОЗО
Дементьев О.В.
Научный руководитель: Преподаватель
Меньшикова Н.М.
Благовещенск 2009 г.
Цель и задачи работы

Целью данной работы является показать преимущество «живого слова» учителя для восприятия и создания образного представления сложнейших понятий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методы устного изложения, как средство обучения географии;
2. Дать характеристику отдельных методов устного изложения:
а) Рассказ, как основа эмоционального изложения, формирующего географическое представление;
б) Беседа, как метод активизации мышления учащихся;
в) Лекция, как основа формирования научно - исследовательской деятельности учащихся;
г) Чтение вслух, как средство расширить кругозор, развить воображение и повысить интерес к изучаемому материалу у учащихся.
Содержание

Введение
1. Общие особенности методов устного изложения
1.1 Методы устного изложения, их роль в обучении географии
1.2 Методы устного изложения, наиболее часто используемые в обучении географии
2. Характеристика отдельных методов устного изложения
2.1 Рассказ, как основа эмоционального изложения, формирующего географическое представление
2.2 Беседа, как метод активизации мышления учащихся
2.3 Лекция, как основа формирования научно - исследовательской деятельности учащихся
2.4 Чтение вслух, как средство расширить кругозор, развить воображение и повысить интерес к изучаемому материалу у учащихся
Заключение
Приложение 1
Список используемой литературы

Введение

Речь - важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. Словесные методы обучения так же древни, как и само обучение, однако и по сей день, они не потеряли своей роли, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы их личности.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Вот почему до сих пор в педагогике не прекращаются дискуссии относительно более точной его трактовки. Однако, несмотря на различные определения, которые дают ему отдельные дидакты, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели. Этимология (происхождение) этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории.
С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.
1. Общие особенности методов устного изложения
1.1 Методы устного изложения и их роль в обучении географии

Словесные (устные) методы различаются по форме изложения содержания. Оно может излагаться в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), в тексте учебника и других книг. Нередко в учебниках используется диалогическая форма: беседа с классом, а так же работа школьников с вопросами и заданиями учителя.
Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых значений, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний, обобщение и систематизация учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя географии оказывает большое влияние на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу их личности. Многие учителя географии избегают рассказа, объяснения, предпочитая им беседу с классом как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последовательного, стройного изложения основных мыслей. Степень самостоятельности познавательной деятельности учащихся от простого воспроизведения до творческого применения при применении словесных методов отражает внутренняя сторона методов. Внешняя сторона проявляется в речи учащихся, ведь большинство из них, отвечая на вопросы учителя или ученика, вносят в ответы элементы творчества. Так, при устном воспроизведении материала учебника они опускают детали, перестраивают логику изложения, подкрепляют его новыми фактами, заимствованными из жизненного опыта, прочитанных книг, услышанной по радио или увиденной по телевизору, найденной в Интернете информации.
Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности школьников представляют эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, выделение дискуссий на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников, быстроту их мышления, речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы и широту кругозора.
Основное направление совершенствования словесных методов максимальное использование их потенциала для организации мыслительной деятельности школьников, что требует от учителя управления внутренней стороной методов. Это может быть достигнуто по средствам обучения школьников логическим операциям, анализа, синтеза, сравнения, систематизации, обобщения. Словесные методы необходимы, для формирования у школьников учение рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию.
Методы обучения призваны обеспечивать усвоение всех компонентов содержания географического образования, способствовать развитию и воспитанию учащихся. В свете требований программы по географии возрастает роль методов обучения, развивающих самостоятельную познавательную деятельность школьников, формирующих у них умение самостоятельно учиться, усиливается воспитательная функция методов обучения.
Методы устного изложения играют ведущую роль в обучении географии. В значительной части уроков они служат главными методами сообщения знаний, но и тогда, когда они не главные, они всегда сопутствуют другим методам обучения.
В преподавании географии применяются четыре метода устного изложения материала: рассказ, лекция, беседа и чтение в слух. Чаще всего на уроках рассказ, беседа и чтение в слух взаимно переплетаются; при этом в одних случаях в качестве основного метода изложения материала используется рассказ, а беседа и чтение в слух сопутствуют ему, в других же основным является беседа, а рассказ и чтение вслух его дополняют.
Значительно реже в преподавании географии используется лекция.
В курсе географии устное изложение материала обычно сочетается с другими методами обучения и, как правило, опирается на карту и другие наглядные пособия.
1.2 Методы устного изложения, наиболее часто используемые в обучении географии

Устное изложение учителя может быть либо приемом объяснительно иллюстративного метода, либо же используется в качестве приема в проблемном изложении учебного материала. Катехизическая беседа, как правило, служит приемом объяснительно - иллюстративного метода, а эвристическая относится к частично - поисковому методу.
Объяснительно - иллюстративный (информационно - рецептивный) метод используется учителем при передачи учебной информации в форме рассказа, объяснения, лекции с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний школьников, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу. Учитель передает знания, учащиеся усваивают новую информацию - слушают, читают, наблюдают, запоминают. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят новую информацию, поэтому степень их самостоятельности очень мала.
Объяснительно - иллюстративный метод предназначен не только для передачи знаний о природе, населении и хозяйстве, но и о спецефических для географии приемах работы. С помощью этого метода учитель демонстрирует, как правильно читать карту, анализировать диаграмму, профиль, составлять географическое описание и характеристики. Такие сообщения учителя должны сопровождаться записями типового плана, схемой, таблицей, которые показали бы структуру учебного приема.
Назначение метода проблемного изложения - показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему и решает ее, раскрывая ход рассуждения. Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью которых решают проблемы. С помощью данного метода можно раскрыть проблему определения относительного и абсолютного возраста горных пород или изложить рассуждение итальянского физика и математика Э. Торричелли, который изобрел ртутный барометр и с его помощью открыл существование атмосферного давления. Применение метода проблемного изложения ограничено содержанием учебного материала и умением учителя, излогать его проблемно, поэтому этот метод пока мало распространен. (4, С.224).
2. Характеристика отдельных методов устного изложения

Объяснительно - иллюстративный метод, когда учитель объясняет, а ученик запоминает и воспроизводит знания в том виде, котором дал учитель или как они изложены в учебнике. Наиболее распространенными методическими приемами являются: объяснение, рассказ, чтение, пересказ учебника, нахождение сведений в таблицах.
2.1 Рассказ, как основа эмоционального изложения, формирующего географическое представление

Рассказ обычно носит характер описания или объяснительного изложения. Например, рассказ о горах, землетрясениях. Учитель в рассказе выделяет признаки и свойства объекта, на основе которых у учащихся формируются представления и понятия. Рассказ должен вызывать у учащихся мысль, то есть понимание сообщаемого им материала, вызывать эмоции. Для этого учитель сам должен четко представлять внешний вид и свойства объектов, о которых он рассказывает. Особенно важно при этом выделять не только основные черты, главные особенности, а иногда и малосущественные, но и яркие и важные для образного представления. Большим мастером описания природы был А.П. Чехов. Описания природы должно быть весьма кратким, говорил он. В них надо хвататься за мелкие частности, группируя их так, чтобы при прочтении, когда закроешь глаза, создавалась картина. (12, С.88).
При подготовке рассказа учитель обязан использовать научно - популярную литературу, дневники путешественников, а так же художественную литературу, в которых имеются сведения по теме урока особенно хрестоматийный материал. Фактически материал служит базой для установления причинно - следственных связей. Например: при рассказе о климате, учитель обязательно связывает его особенности с влиянием воздушных масс. Очень полезно при подготовке рассказа - описания просмотреть различные кинофильмы, картины или фотографии, показывающие внешний вид предметов рассказа. Огромное значение для образного рассказа - описания имеют непосредственные наблюдения учителя и его личные впечатления, полученные во время поездок и экскурсий. Ознакомившись с необходимым материалом и получив соответствующие представления, учитель должен наметить план, по которому он будет давать описание явлений и объектов, и отобрать их признаки и свойства, которые будет указывать на уроке. Например, учитель предполагает на уроке описать внешний вид, облик лесов южных районов Дальнего Востока. Что бы учащиеся получили представление об этих лесах, они должны знать главнейшие произрастающие в них растения, их соотношение и взаимоположение. В учебнике эти растения в основном перечислены и по некоторым из них даны признаки. Учитель, прежде всего, выделяет общие признаки леса (густота, многоярусность) и те растения, которые будет указывать в отношении каждого из этих растений. Так, говоря о березе, он может отметить, что ее ствол покрыт блестящей темно-бурой корой, которая, растрескиваясь, образует как бы чешую; рассказывая о маньчжурском орехе, можно сказать об его больших листьях на концах ветвей и об орехах с толстой кожурой, похожих на грецкие орехи. Опираясь на имеющиеся у учителя представления о лесе, он может дать полноценное его описание. (2, С.34).
Объяснение учителя - доказательная форма изложения. Объяснение применяется в тех случаях, когда надо доказать то или иное положение, вскрыть взаимосвязи и причины изучаемых явлений и процессов. Например, объяснение процессов выветривания, образование метаморфических пород и т.д. Обычно описание - рассказ и объяснение применяются вместе, переплетаются друг с другом. Оба эти метода почти всегда сочетаются с работой по карте, работой с наглядными пособиями и беседой. Например, при объяснении деления горных пород на три генетические группы обязательно учитель должен иметь для показа образцы основных горных пород, магматические - гранит, сиенит, базальт; осадочные - песчаник; метаморфические - кварцит, мрамор. По ходу объяснения учитель обращается к учащимся с вопросом. Например, из каких минералов состоит гранит? Как образуется мрамор? (12, С.89).
2.2 Беседа, как метод активизации мышления учащихся

Беседа - способ обучения, в котором основное место занимают вопросы учителя и ответы учащихся. Учитель ставит вопросы и тем самым побуждает их, опираясь на имеющиеся у них знания, самостоятельно приобретать новые знания. Беседа используется в преподавании с древних времен. Так, древнегреческий философ Сократ пользовался в основном беседами со своими учениками и достигал больших успехов.
Беседа способствует активности учащихся, позволяет соединить изучение нового повторением и проверкой пройденного материала. В беседе учитель может варьировать вопросы в зависимости от подготовки учащихся, привлекая к работе наиболее слабых, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.
При подготовке к беседе учитель тщательно продумывает содержание и последовательность вопросов с тем, что бы они были логически связаны между собой, учитывали возможность применения наглядных пособий, а так же краеведческих знаний и умений. Следовательно, главное в беседе - правильно построенная по содержанию и в дидактическом отношении система вопросов. Беседа на уроках географии в большинстве случаев сочетается с работой по карте. Используя так же и другие наглядные пособия, статистический и графический материал.
Беседы бывают трех типов в зависимости от цели, которая ставится перед беседой:
1. Вводная беседа проводится обычно с целью восстановить в памяти учащихся знания и умения, необходимые для усвоения нового материала. Например, при изучении климата Африки или Америки вполне закономерен вопрос: «Что такое климат?». Это понятие известно учащимся с шестого класса.
2. Обобщающая беседа применяется для подведения учащихся к выводам и обобщениям. В курсе географии эта беседа, как правило, проводится после изучения крупных тем. Например, в шестом классе, после изучения тем: литосфера, атмосфера и гидросфера. Для этой цели в учебнике имеются специальные разделы с вопросами для обобщающего повторения. (3, С.56).
3. Разъясн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.