На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Семья как нравственная доминанта народной педагогики. Башкирская народная педагогика семьи. Средства и методы народной педагогики в семейном воспитании. Значение материнской школы и школы сверстников в жизни человека. Башкирская семья в прошлом.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В БАШКИРСКОЙ СЕМЬЕ
1.1. Башкирская семья в прошлом
1.2. Башкирская народная педагогика семьи
ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
2.1. Семья как нравственная доминанта народной педагогики
2.2. Средства, методы, приемы народной педагогики в семейном воспитании
2.3. Значение «материнской школы» и «школы сверстников» в жизни человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
«Семья - опора нации, источник духовных и
физических сил, нравственный фундамент
человеческой личности»
Л.Н. Толстой
Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем не сравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в своем ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
Особую заботу, на сегодняшний день, вызывают проблемы семьи, детства и материнства. Ни для кого не секрет, что воспитание детей самая сложная наука. Тем более, воспитание собственного ребенка.
В Законе республики Башкортостан «Об образовании» особо подчеркивается, что родители являются первыми педагогами, и именно они изначально закладывают основы физического и интеллектуального развития личности ребенка. Именно в семье прививается любовь и уважение к собственной культуре, родному языку, неравнодушное отношение к национальным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность.
Лечить современную семью возможно только решительным поворотом к лучшим традициям народной педагогики.
В настоящее время, подрастающее поколение оказалось в экстремальных культурно-экологических условиях. Дети, подростки, молодежь большую часть времени проводят вне семьи, вне родного дома. Связь с родителями, семьей, родом, народной культурой трансформируется, что наносит непоправимый урон не только нравственному, патриотическому и интернациональному становлению подрастающего поколения, но и, прежде всего, их здоровью. Семья, которая всегда была главным звеном в передаче традиционной культуры народа, утрачивает свою ведущую роль в силу чрезмерной занятости родителей в индустриальном производстве.
Исследования показывают, что около 60% родителей слабо знают основы семейной педагогики, 25% знакомы с некоторыми методами и принципами воспитания, и только 15% родителей имеют ясное представление о своих обязанностях, умеют использовать различные формы и методы в воспитательном воздействии на детей.
Игнорирование народных основ воспитания, многовековой мудрости, накопленной многими поколениями людей, уже дало свои отрицательные плоды: выросли целые поколения наших соотечественников, которые равнодушны к истории родного края, родному языку, судьбам народа. Это произошло потому, что нами была забыта истина, о которой так хорошо сказал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский К.Д. указывал, что воспитательные идеи каждого народа настолько проникнуты национальным духом, что их невозможно перенести на чужую почву. Каждый народ имеет свои исторические условия развития, которые выражены в характерах отдельных народов.
Оставшись без вековых воспитательных традиций, то есть без народной педагогики, семья стала в массовом порядке порождать «духовных сирот». В устных опросах во время лекции до 47% родителей заявляют, что они не уверены, будут ли их дети поддержкой и опорой, когда они станут немощными, старыми. Оставшись без влияния народной педагогики, родители умеют дарить любовь своему дитяти, умеют оберегать и растить, но не умеют ребенку дарить свою душу, поэтому изучение темы: «Особенности воспитания в башкирских семьях» в настоящее время является очень актуальной.
Объект исследования: воспитание в башкирской семье.
Предмет исследования: особенности воспитания детей в башкирских семьях.
Цель исследования: изучать средства, методы, приемы воспитания в башкирской народной педагогике - педагогике семьи.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической, исторической литературы по воспитанию детей в семье.
2. Проанализировать состояние семейного воспитания в настоящее время.
3. Изучить средства, методы и приемы семейного воспитания в башкирской народной педагогике.
Гипотеза: можно организовать эффективный процесс семейного воспитания, если подробно проанализировать историческую и психологическую литературу и выявить методы, средства, приемы семейного воспитания в настоящее время.
Этапы исследования:
I этап. Определение и выявление темы;
II этап. Изучение и анализ психолого-педагогической, исторической литературы;
III этап. Обращение и систематизация теоретического материала;
IV этап. Оформление курсовой работы.
Теоретическая значимость: в результате охарактеризована сущность семейного воспитания, раскрыты средства, методы, приемы воспитания в башкирских семьях.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В БАШКИРСКОЙ СЕМЬЕ
1.1. Башкирская семья в прошлом
Семья, по признанию ученых, одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Она является первым и ведущим субъектом воспитания дете. В конвенции о правах ребенка (1989) декларируется, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества.
Если говорить о семейном воспитании, то стихийно на ребенка действуют обстоятельства жизни семью и ближайшее ее окружение. К таким обстоятельствам относятся материальные и моральные условия, психологическая атмосфера. Решающее значение имеют семейное отношения. Так, при отношениях доверия, заботливости, сотрудничества и взаимопомощи формируются важнейшие нравственные качества личности ребенка. Отсюда следует, что в процессе воспитания родителям предстоит регулировать не только собственные взаимоотношения и отношения к детям, но и в целом образ жизни, образ собственных мыслей и переживаний, с тем чтобы обеспечить формирование полноценной и счастливой личности.
В современной семье все большее значение приобретает этикопсихологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Семья - сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение привязанность ее членов к друг другу - ее обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все ее члены. Ученые единодушны в определении родительской любви: - она источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания с детьми, где общение с детьми большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон.
Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребенку. На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
Семья - первичная социальная ячейка общества, члены которой взаимосвязаны браком или кровным родством; как таковая она обладает, с одной стороны, известной самостоятельностью, с другой - функционирует в тесной связи с обществом, с развитием последнего пополняется новым смыслом и содержанием. По характеристике Ф.Энгельса, семья и есть один из определяющих факторов общественного развития. По социальной и исторической сущности своей брак и семья взаимообусловлены господствующими экономическими отношениями, и те и другие испытывают на себе влияние общественной надстройки, прежде всего и главным образом политики, права и нравственности, Брак представляет собою нечто иное, как юридическую основу семью.
Как и у всех народов, у башкир семья играла исключительно важную роль в общественной жизни. В рассматриваемую нами феодальную эпоху крестьянская семья потому представляет немалый научный интерес, что она была основой производящей единицей в развивающемся обществе.
Башкиры, как и другие соседние мусульманские народы, строили семейную жизнь на основе Корана и шариата. Поэтому выяснение особенностей их семьи приобретает особое значение. У башкир форма семьи зависела главным образом от типа хозяйства - земледельческого и скотоводческого. Не что иное, как выяснение соотношения земледельцев и скотоводов среди башкир дает возможность объективно осветить проблему семьи и брака. Всем народам - и кочевым и земледельческим - известны были обе формы семьи: большая и малая. Большая давно уступила малой главенствующее положение. На основе малой возникла неразделенная семья. Внимание исследователей привлекает вопрос о генетической связи между существовавшими формами семьи - преобладающей малой и неразделенной. Последняя выступала в разных типах: отцовском (родители - женатые, дети-внуки), братском (женатые братья - дети- племянники) и в виде дяди - племянник. В ?VIII - первой половине XIX в. у башкир небыло большой патриархальной семьи еще в далеком прошлом заняла малая индивидуальная.
Малую семью, состоящую из родителей и их несовершинолетних детей, на аульном и волостном сходах представляем ее глава - отец семейства, который считался волостным человеком, или вотчинником (асаба). И он пользовался определенными правами, обязанности у него были довольно большие. С неразделенной семьей дело обстояло иначе. Она включала в себя несколько малых семей, но составляла один двор, а потому в общественной жизни аула или волости представлял ее только один человек - глава сложной семьи, старший из мужчин. Он и был волостным человеком. Как вотчинник он мог участвовать в продаже и аренде волостной земли.
В литературе почти не найти конкретно-исторических сведений о наличии башкир семей из нескольких поколений. Тем интереснее будет ознакомление с типами неразделенных семей.
Отцовская семья - это семья, когда женатые сыновья живут вместе с родителями. Совместно жили женатые братья, а так же женатый сын одного из них (братская семья). Есть случаи, когда семьи двоюродных братьев составляли одну братскую семью.
Иногда семьи родителей и женатых сыновей, а так же племянников главы семьи представляли перед обществом один двор, т.е. неразделенную семью (дядя - женатые сыновья - племянники) Из приведенных материалов вытекают следующие выводы.
Для феодализма не характерна большая патриархальная семья, тесно связанная с коллективной собственностью на средства производства. В период распада родового строя она уступает свое место малой индивидуальной семье, вызванной к жизни господством частной собственности. На основе малой семьи регенерируется неразделенная семья в зависимости от действия определенных социально-экономических и военно-политических фактов. Неразделенная семья, более известная у полукочевых башкир, чем у оседлой их части, вынуждена была перейти во всех хозяйственных районах на второстепенную позицию.
В развитии семейно-брачных отношений большую роль играла экзогамия (от гр. экзо - вне, снаружи и гамос - брак, т.е. запрет брачных отношений между членами родственного коллектива). У одних народов экзогамия со временем исчезает, у других она сохраняется в пережиточной форме. К последним относятся и башкиры.
Брак у башкир регулировался экзогамными ограничениями, т.е. жену брали из другого рода. И родовая экзогамия все еще встречалась в XVIII - XIX вв. Доподлинно известно, что чиновники кантонного и волостного управлений стремились брать жен из другой волости и кантона. В целом у башкир сохраняется поколенная форма экзогамии. Это полностью отражено в поговорке: « Тыу4андан тыуыр ей2нс2р, ей2нс2р62н тыуыр б1л2с2р, б1л2с2р62н тыуыр тыуасар, тыуасар6ан тауыр тыуят, тыуяттан тыуыр етеят». (От кровной родственницы родится внучка, от внучки родится правнучка, от правнучки родится праправнучка, от праправнучки родится прапраправнучка от нее родится, т.е. чужая). Брак до седьмого колена запрещался. Недаром одна из поговорок гласит: «Ете ата4а етк2с 7ы6 бауыры алышына». (Дойдя до 7 колена [отца], девушка становится чужой), т.е. с ней можно заключить брачный союз. По мере развития общества брак заключался с родственниками 5-6 поколений.
Эндогамия (от гр. эндо - внутри, гамос - брак) - обычай, приписывающий заключать браки в пределах племени и т.д. В первобытном обществе род был экзогамен, а племя эндогамно.
Мусульманское право - шариат - запрещает брак мусульманки с иноверцем (например, с православным), но законы Российского государства его разрешают при условии перехода ее в христианство. Переходившие в христианство люди оставляли свой аул. Переход же в ислам одного из супругов по законам империи карался каторжной работой. Поэтому браки заключались главным образом между единоверцами. Не одобрялись и национально смешанные браки. Браки у мусульман заключались преимущественно внутри этноса.
Что же касается башкир, то они почти всегда придерживались норм эндогамии. Браки заключались внутри башкирского этноса. Основная масса людей жила в условиях моногамной (единобрачной) семьи, но были и полигамные ( многобрачный) семьи. По Корану, многоженство - явление приемлемое. Поэтому башкиры имели право заключать браки с четырьмя женщинами одновременно. Но следует оговорить, что многобрачные семьи - это удел в основном феодального сословия. Еще одна форма брака колыбельное сватовство, называвшееся у башкир «бишек туйы» (колыбельная свадьба). В этом случае просватывали мальчика и девочку, чьи родители были близко знакомы или происходили из одной и той же социальной среды. Колыбельную свадьбу справляли порой еще до рождения детей. Две семьи договаривались о том, что в случае рождения у них мальчика и девочки они должны вступить в брак по достижении определенного возраста. Цель колыбельного сговора - обеспечить уплату Колыма путем растягивания ее на длительный срок. Это было выгодно бедным семьям. Но к колыбельному сватовству нередко прибегали и богатые. Есть основание колыбельное сватовство считать широко распространенным обычаем.
1.2. Башкирская народная педагогика - педагогика семьи
Народная педагогика, в первую очередь, педагогика семьи, социокультурной среды, где появляется на свет новый человек, где он делает первые шаги, откуда широкими шагами выходит в мир. Семья - не только среда, в которой закладывается фундамент новой личности, но и нечто большее она доминанта нравственного мира человека. Семья выполнит свою миссию, если в ней сложатся духовные отношения между ее членами, если в ней родители имеют неоспоримый авторитет, если в ней дети будут расти духовными наследниками своих родителей.
Народная педагогика - педагогика общины, все взрослые люди общины были по отношению к детям воспитателями, в прежние времена общины (деревни, улицы в крупных поселках, кварталы-дворы в городах) были педагогизированной средой. В этой среде существовали педагогические отношения, отношения любви, заботы и уважения старших, заботы о младших. Община, как и семья, видела в младших свое будущее, свою смену, свою судьбу. Здесь, как и в семье, действовала парадигма народной педагогики: прежде было и хорошее, и плохое, грядущее должно быть лучше.
Средства, методы народной педагогики при умелом использовании являются каналами духовной связи родителей и детей, старшего и младшего поколений. К сожалению, в наше время много детей растут «духовными сиротами» при живых родителях, « не знают» своих родителей, живя вместе с ними. Последствия таких функциональных отношений между родителями и детьми - самые непредсказуемые, самые неблагоприятные. По нашему мнению, преодолеть взаимное отчуждение детей и родителей можно только сохранением народной педагогики в семье.
Г.Н. Волков справедливо называет народную педагогику идеологией трудящихся масс. Как идеология она имеет свою систему ценностей, свои цели воспитания. Цели воспитания, по утверждению Н.Д.Никандрова, вторичны по отношению к ценностям или даже третичны, ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма.
Ниже приводится набор народно-педагогических ценностей в определенной последовательности от наиболее значимых к менее значимым. Составлена на основе изучения башкирской народной педагогики:
1. Сам(а), свое имя, честь и достоинство. Свой пол.
2. родители (дети), братья, сестры, семья. Родственники, предки (потомки), свой род.
3. Свобода человека.
4. Родина, родная земля и воды, родная природа.
5. Свой народ, его обычаи и традиции, культура, язык, история.
6. Собственная жизнь, здоровье.
7. Уважение к старшим, забота о младших.
8. Соседи, друзья, товарищи, сотрудники.
9. Собственность.
10. Уважение к чужому народу (его языку, обычаям, традициям, культуре, истории)
11. Справедливость.
12. Закон.
Знание и соблюдение нравственных ценностей народной педагогики является основой цельности, развития и общественного функционирования личности.
Бесспорно, каждый народ имеет свою оригинальную педагогическую культуру, основанную на его собственной культуре, психологии, философии и трудовых традициях. В тоже время в педагогических культурах можно заметить много общих черт. Это объясняется общностью судеб народов. Как писал видный русский этнограф Л.Я. Штенберг, все первобытные племена прошли через изобретение орудий руда, огня, жилища, одежды, социальной организации, терминов родства.
Если вспомнить о великих переселениях народов в древности, то можно понять, что не только общие корни связывают народы. Южный Урал родина башкир, в какой то степени является родиной венгров, финнов, славян, через Южный Урал проходили иранские племена, тюркско-монгольские. Каждый кочующий конгломерат смешивался с местным и уходя оставлял часть себя.
Традиционному воспитанию в педагогике башкирского народа были свойственны целенаправленность, организация и стимулирование активной деятельности детей. Оно не удовлетворялось подготовкой молодого поколения к жизни и труду лишь под воздействием среды и стихийных влияний. Традиционное воспитание предполагало создание условий, помогающих детям овладевать выработанными до них знаниями о природе и социальной действительности, практическими изменениями и навыками, необходимыми человеку в его жизни. В связи с этим в сфере традиционного воспитания дети включались в разнообразные виды труда, игры, массовые праздники, чтобы они через свою деятельность, собственные творческие усилия могли овладевать знаниями практическими умениями, способами творческой деятельности и навыками общения. Примеры из башкирской народной педагогики широко использованы в книге В.В. Катаринского «Букварь для башкир» (Оренбург, 1893). Автор впервые использовал в учебнике башкирский фольклор не только как иллюстрированный материал при первоначальном обучении детей родному языку, но и в целях воспитания у башкирских детей «правил хорошего тона». В букваре содержится материал для всестороннего воспитания детей донного возраста. «Не делай людям зла и самому вреда не будет», «Доброе имя лучше всякого богатства», «Ищущая пчела мед находит» - вот некоторые из пословиц, включенных в букварь В.В. Катаринского.
В течении веков педагогические воззрения башкир определялись исходя из положения, что для человека нет ничего важнее на свете чем Родина. Понятие Родины же для башкир, как и для других народов, прежде всего ассоциировалась с родной землей. Земля поила и кормила их, а после смерти они желали быть похороненными на родной земле. Такие пословицы, как «Своя земля - золотая колыбель», «Лучше быть в родной стране стелькой, чем султаном в чужой стране», и десятки других аналогичного смысла свидетельствуют о нравственных качествах народа, связанных с родиной и землей предков. В народных песнях и кубаирах, эпосах и легендах в первую очередь воспевались герои, сложившие голову за родную землю.
В настоящее время среди башкирского народа четыре основные группы населения, каждая из которых является носителем той или иной педагогической культуры:
1. патриархальная, основанная на канонах ислама, культура людей преимущественно старшего поколения;
2. педагогические воззрения башкир, забывших свой язык, культуру национальные традиции и по существу ставших чужими для своего народа;
3. своеобразная культура маргиналов, которые занимают промежуточное положение между своим народом и каким-либо другим народом;
4. нравственная и педагогическая культура башкир, ратующих за возрождение национального самосознания, за сохранение родного языка, воспитательных традиций и обычаев предков в контексте общечеловеческих ценностей.
В настоящее время проблемами этнопедагогики башкирского народа занимаются ученые Т.К.Исхаков, А.М.Сафин, З.Д.Киекбаева, Ю.З.Кутлугильдина, В.И.Баймурзина, Х.Х.Баймурзин, У.Ш.Атангулов и др. В их трудах выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом и нравственном воспитании детей.
ГЛАВА II. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
2.1 Семья как нравственная доминанта народной педагогики
На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.
Жизнь человека зарождается в семье, он и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.