Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории. Внедрение инновационных технологий в практику школ. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий. Метод кооперативного обучения. Использование блок-таблиц и структурно-логических схем.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.11.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2

Оглавление

Введение

Раздел 1. Нововведения в обучении истории

1.1. Диффиниция инновации

1.2. Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении

истории

1.3. Инновационные школы

1.4. Типы инновационных подходов к обучению истории

Выводы по первому разделу

Раздел 2. Внедрение инновационных технологий в практику школ

2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий

2.2. Метод кооперативного обучения

2.3. Использование блок-таблиц и структурно-логических схем

Выводы ко второму разделу

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Школы и высшие учебные заведения прошли долгий путь исторического развития. С одной стороны, они оказали значительное влияние на поколение, сохранение и прогресс культуры и общества в целом, с другой стоны на себе ощущали многие перемены, происходившие в науке, культуры всех стран.

Трудности возникают с тем, что в учебном плане школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических дисциплин, школьных предметов. В их число попадает и история. Эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики истории, требует поиска иных подходов в организации учебного прогресса. На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Это тесно связанно с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. Нельзя опираться только на широко распространенные в практике обучения методы, необходимы новшества. Таким образом, целью данной работы является анализ инновации в обучении истории.

Для достижения заданной цели автор ставит следующие задачи:

1. Провести анализ нововведений в обучении истории.

1.1. Рассмотреть диффиницию инноваций.

1.2. Провести анализ сочетания инновационных и традиционных форм в обучении истории

1.3. Показать виды инновационных школ.

1.4. Осветить типы инновационных подходов к обучению истории

2. Рассмотреть процесс внедрения инновационных технологий в практику школ.

2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий.

2.2. Рассмотреть метод кооперативного обучения.

2.3. Показать варианты использования блок-таблиц и структурно-логических схем.

В ходе развязки поставленных задач использовались имперический и теоретический методы исследования: педагогические наблюдения, изучение педагогического опыта учителей инновационной ориентации, беседа, изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методологической литературы; синтез, сравнение, систематизация, обобщение теоретических и исследовательских данных; анализ действующих программ по педагогической подготовке будущего учителя.

Источниковой базой послужил как собственный опыт педагогической практики в средней школе, так и исследования современных педагогов по данному вопросу. Правовой базой стали Конституция Украины, Ст. 53. Она закрепляет право каждого человека на образование, и Закон "Об Образовании" от 23 марта 1996 года Закон Украины "об образовании" от 21.05.1996 г. //ВВРУ. - 1996. - №20. ст.35., в котором закреплены основные принципы образования, согласно ей, каждый имеет право на образование. Полное общее среднее образование является обязательным. Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования, разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам. Граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, в соответствии с законом гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества.

Данную тему в своих трудах разносторонне рассматривают следующие авторы:

Кларин М.В. в книге "Инновации в мировой педагогике" обучение на основе исследования, игры и дискуссии (анализ зарубежного опыта). В книге представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, технологий работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики на разных уровнях обучения, от начальной до высшей школы. Основное внимание уделяется младшей и старшей средней школе. Специальная задача автора, выделить инвариативные общезначимые черты дидактических разработок, представить их в виде воспроизводимых моделей обучения. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (анализ зарубежного опыта). - Рига: Эксперимент, 1998. - 180 с.

В учебнике "Теория и методика преподавания истории", под редакцией Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. представлен мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 384 с..

В пособии Стипанищева А.Т. Методика преподавания и изучения истории содержатся концептуальные составляющие обучения истории, теоретические организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 304 с..

Следует отметить, что проблема подготовки учителя к инновационной деятельности исследована недостаточно. В частности не отработана суть и структура такого важного качества личности, как инновационная культура. Так же не отработанна модель системы подготовки учителя к инновационной деятельности и критерии ее оценивания. Недостаточная разработка проблемы снижает результаты работы внедрения инновационных технологий в практику работы школ. Опыт показывает, что процессы разрабатываются стихийно. Учителя не владеют научной информацией о содержании инновационных технологий, у них не сформированы понятия и умения использовать приобретенные знания в новых условиях деятельности школы. Они недооценивают роль самообразования в обогащении своего теоретического, психолого-педагогического и научного методологического уровня. Недостаточная обработка проблемы подготовки педагогов и обуславливает выбор данной темы исследования.

Объем данной составляет сорок шесть печатных страниц и состоит из двух разделов, семи подразделов, и четырех приложений.

Тема данной работы интересна, сложна, автор попытался показать многие аспекты инновации обучения истории, но тема обширна и нуждается в дальнейшей разработке.

Раздел 1. Нововведения в обучении истории

1.1. Диффиниция инновации

По своему содержанию, формам и методам, образование не измененный, закостенелый феномен, Так как оно все время реагирует на новые социальные явления, учитывает тенденцию, перспективу развития человечества. Но обновление учебно-воспитательной практики часто отставало от темпов цивилизованного развития. Данное время, особенно на ранних этапах развития человечества, эта проблема была не настолько острой, как в индустриальную и постиндустриальную эпохи. Заметно активизировалась она во второй половине XX века, что было обусловлено прорывом в научно-техническом развитии. Между системой образования и новым условием жизни возник разрыв. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.4.

На современном этапе становится, очевидно, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, не успевает за темпами их нарастания. Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтоб самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования это рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.

Преодоление кризиса современного образования возможно благодаря интенсивному реформированию ее соответственно требованиям времени в процессе формирования принципиально новой системы общего образования, которая постепенно заменяет традиционную.

Важной особенностью современной системы образования - это сосуществование двух стратегий организации обучений - традиционной и инновационной. Термин "традиционное" (нормативное) обучение, и инновационное обучение предложены группы ученых в соответствии Римскому клубу (1978), который обратил внимание мировой научной общественности на неадекватность принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и ее познавательных возможностей. Инновационное обучение трактованного в ней как процесс и результат учебной и официальной деятельности. Оно ориентированно на формирование готовности личности к динамическим изменениям в социуме за счет развития способности к творчеству. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.31.

Таким образом, инновационное обучение ориентированно на динамические изменения в окружающем мире учебная и образовательная деятельность, которая ориентируется на развитие различных форм мышления, творческих способностей. Традиционное образование реализуется "в совершенном исходе из прошлого", а инновационная функционирует в контексте сегодня, ориентируясь на будущее.

Развитие инноватики в Украине связанно с массовым гражданско-педагогическим движением, возникшем в результате споров между общественными потребностями, касающимися развития и функционирования учебно-воспитательской системы. Педагогическая инноватика - учение о создании оценивании, освоении, и использовании педагогических инноваций. Педагогическая инноватика основана в постоянном поиске и предложении новых социально - эффективных технологий обучения и воспитания, результатом которых, должно быть формирование высокоадаптированной к изменяющимся условиям к активно-деятельной творческой личностью, которая умеет анализировать преодолевать многие трудности.

Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников.

Создание утверждения, существование нового как целостного феномена, есть стержень, ядро инновационного процесса, компонент которого составляет инновация. Инновация - нововведение, изменение, обновление; новый подход, создание качественного, нового.

В некоторых случаях считают инновацией использование известного, с небольшим изменением, модификацией. Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов. Объектами инноваций чаще всего оказываются такие проблемы, как повышение самомотивации учебно-воспитательной деятельности; увеличение объемов материала, изучаемого на уроке; ускорение типов обучения, устранения потерь времени и т.д.

Внедрение более продуманных методов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новых технологий - постоянные области разработки инновационных идей. Болотина Р.Л. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - С.100. И история не исключение. Главные направления инновационных преобразований в процессе изучения истории являются учитель, обучаемые, содержание, формы, методы и средства, цели и результаты.

1.2. Сочетание инновационных и традиционных форм в обучении истории

Говоря о сочетании традиционного и инновационного необходимо отметить такую особенность, как взаимопревращение инновации и традиции (см. Приложение 1). Сосуществование нормы и инновации, которые динамично взаимодействуют, развиваются, является существенным для педагогической инноватики. Норма сохраняет то, что существует, а инновационная деятельность его изменяет.

Варианты взаимодействия инновации и нормы, могут находиться в рамках восприятия нового, как патологии до превращения нормы в безрезультатность. Новое может означать как отхождение от нормы, нарушения ее, так и необычное использование. Часто происходит выведение инновации из нормы.

Передовое часто сохраняет в себе много элементов традиционного, что ярко проявляется в педагогике. Это свидетельствует о необходимости бережного отношения к традиции, в которой зарождается и формируется, функционирует новое. Пидкосистый П.И. Педагогика. Уч. пособ. - М.: 2000. - С.121.

Познание особенностей зарождения, развития, функционирования, а также существенных признаков таких феноменов как норма, новое, новизна, усовершенствование, занимается инноватика, призванная обеспечивать эффективное развитие общества зависимо от нужд практики. Ее поисковый потенциал может быть использован в слабой сфере человеческой деятельности, в частности и педагогической. Там же. С. 143.

Говоря о сочетании традиционного и инновационного, необходимо упомянуть и инновационные образовательные процессы, которые и есть процессы создания, освоения и использовании педагогических технологий (см. Приложение 2)

И инновационные процессы отличаются от стабильных или традиционных. Основу и содержание инновационных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой состоит в обновлении педагогического процесса, внесение новосозданий в традиционную систему, это предусматривает высшую ступень педагогического творчества и, прежде всего педагогов новаторов.

В широком смысле понимания к педагогам-новаторам принадлежат все педагоги, которые работают творчески, стремятся к обновлению своих педагогических и воспитательных способов. В узком смысле педагога-новатора считают автора новой педагогической системы. Педагогами-новаторами можно считать Станислава Щацкого, Антона Макаренко, В Сухомлинского, Марию Мантессори.

Таким образом, о сочетании инновационно-нового и традиционного способов можно сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию, и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного инновационным.

Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно. Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем превращается в традицию. Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С.131.

Инновация - означает нововведение, новшество. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии школьным вуза по сравнению со сложившимися традициями, поэтому инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

- в цели, содержании, методе и технологии, формы организации;

- в стиле педагогической деятельности и организации учебно-познавательного процесса;

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в учебный план и учебные программы

Новизна носит конкретно исторический характер, то есть может возникать и раньше своего времени, потом со временем стать нормой и устареть. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С.46.

Типы нововведений в школе и вузе группируются по разным основаниям.

Первая классификация нововведения основана на соотношении нового к педагогическому процессу, протекающему в школе или в вузе. Выделяют следующие типы нововведений: В целях и содержаниях образования, в методах, средствах принципах, технологии педагогического процесса, в формах и способах организации обучения и воспитания.

Вторая классификация нововведений в системе образования основана на применении признака обмена. Здесь выделяют следующие преобразования:

- локальные и единичные, не связанные связи,

- комплексные взаимосвязи между собой,

- системные,

Третья классификация осуществляется по принципу инновационного потена:

Выделяют:

- модификации известного и принятого связанные с усовершенствованиями образовательной программы и учебного плана.

- комбинаторные нововведения,

- радикальные преобразования,

Классификация нововведений основана на группировке признаков по отношению к своему предшественнику. При таком подходе нововведения относят к замещающим, отменяющим. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории. - М.: Владос, 2004.-С.83.

В качестве источников идей для школы или вуза стоит вы:

- потребности страны, региона, города, района социального заказа.

- воплощение соц. заказа в законах, нормативных документах.

- достижение комплекса наук о человеке,

- передовой педагогический опыт

- интуиция

- опытно-эксперементальная работа

- зарубежный опыт.

1.3. Инновационные школы

К наиболее известным в мире "новым школам" ХХ века относятся "свободные школьные общины" - это школы интернаты, организация жизни, которая строилась п/х свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. - К.: Академвидав, 2004. - С.99.

Учитель, преподавая все учебные дисциплины с первого по последний класс. К процессу обучения привлекались родители. При оценке результатов обучения, учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика.

Школа, организованная в соответствии с "методом проектов" (У.Клипатрик в США), представлено ученикам право свободного выбора занятий. Ученики сами выбирали виды деятельности, они также определяли содержание школьной программы. Учитель оказывал помощь в исполнении запланированного.

Школы, работающие по "дельтаплану" (Англия, США) свобода ребенка. Взаимодействие его с группой детей, распределение учебного времени. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: ПОСТМЕТОДИКА, 1998. - С.72.

Свобода ученика предполагала возможность учиться в индивидуальном ритме, тем предметам, которые он выбрал, взаимодействие в группе осуществлялось на основе общения учащихся всех возрастов. Распределение времени предусматривало получение учащимися учебного задания в начале месяца, и его выполнение по своему усмотрению. Ученик подписывал договор на выполнение определенной программы. Учебные предметы делились на основные (англ. язык, математика, история, география, естествоведение), и второстепенные, музыка, искусство, ручной труд, домоводство и т.д.

Все ученики имели индивидуальное задание. Расписание сами выбирали лаборатории, кабинеты и работали в них самостоятельно.

"Открытые школы" появились в Великобритании в начале 70-х годов. Утверждали индивидуальный характер обучения, который засчитывался к фактическому отказу от обязанности учебных планов и программ, упраздненной классно-урочной формы обучения. Отличия оценочной системы контроля. В такой школе отсутствует традиционное расписание, и существует гибкий ритм занятий. Учитель и ученик совместно планирует типы и время выполнения различных видов деятельности, такая работа получила название "интегрированный день". Подласый И.П. Педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2000 - С.26.

Основной формой обучения является способ открытий.

В классы отбирались дети с разницей по возрасту до 2-х лет.

Идеи "открытого обучения" были реализованы в виде экспериментов: "город как школа", "город как школа" (Сан-Петербург 90-е годы) "школа без стен" (Великобритания, США) "снежные" и "морские" классы во Франции.

"Снежные" классы - знакомство детей с природой, бытом и жизнью в горах во время каникул, под руководством учителя.

"Морские" классы решали в реечных и морских путешествиях те же задачи обучения.

Для учебных занятий в "школах без стен" использовали помещение деловых контор, промышленных предприятий, музеев, театров и т.д.

1.4. Типы инновационных подходов к обучению истории

Инновационные подходы к обучению истории, делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

1. Инновации модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленный на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации.

Лежащий в их основе технологический подход к обучению истории направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высоко эффективное репродуктивное обучение.

2. Инновации трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс истории, направленный на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций.

Репродуктивная и проблемная ориентация образовательного процесса истории, воплощаются в двух основных инновационных подходах к преобразованию обучения истории, технологическом и поисковом.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение истории на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения истории, как организации достижения учащихся, четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода, процесс обучения истории, ориентирован на традиционно дидактические задачи репродуктивного обучения истории, ставится как конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными, ожидаемыми результатами. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - ч1 - С.265.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение истории на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения, как инсценируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению истории является развитее у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога, и учащихся, является порождение новых знаний, способов действий.

Требования к учебному процессу истории:

1. Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их.

2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

3. Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, в свободной не напряженной обстановке.

5. Давать учащимся возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций так, чтобы, они смогли их прикладное значение.

Традиции инновации

Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления.

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Но по отношению к нему происходят изменения, от чего отталкиваются инновационные поиски? Данные исследований показывают, что общее представление о традиционном учебном процессе таково, что традиционным является урок, одновременное занятие с целыми классами, в ходе которого учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на представление нового материала (сообщение, изложение), его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.

Работа учителя ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются учащимся в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; учитель является единым инициативно действующим лицом учебного процесса. Булгаков А.В. Внеаудиторные формы работы как фактор динамики учебной мотивации и успешности обучения в вузе. //Инновации в образовании. - 2002. - N4. - С.62-76.

В условиях массового школьного обучения попытки преобразовать традиционное обучение связанны с дидактическими поисками. Со средины столетия экспериментальное приобретает классовый характер, охватывает все уровни образования. Особенно значимыми для развития подходов к обучению явилось изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно - творческих возможностей человека. Современные зарубежные социологи дают такую характеристику, что в период классической индустриализации роль физической работы уменьшается, знаний - увеличивается, капитала - значительно возрастает. В постиндустриальный период, который характеризуется как информационно - инновационным соотношение трех названных факторов сменяется. Знания становятся наиболее значимым фактором, менее значимой - капитал, физическая работа - очень слабо значимый фактор.

Поэтому не удивительно, что на фоне сложившегося традиционного обучения черты нетрадиционных подходов так же оказываются устойчивыми. На протяжении ряда прошлых лет нетрадиционными для педагогов, в том числе для педагогов историков является построение обучения в контексте непрерывного образования, курс на создание для учащегося возможностей занимать не просто активную, но и инициативную позицию в учебном процессе "усваивать" предлагаемый учителем (программой, учебником) материал, вступая с ним в активный диалог, самому искать ответы и не останавливаться на найденном. В таком плане ведутся поиски, направленные на превращение традиционного обучения в живое, заинтересованное решение проблемы. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - С.137.

Выводы по первому разделу

Таким образом, первый раздел данной курсовой работы содержит теоретические понятия и определения термину: "инновации в обучении".

В некоторых случаях считают инновацией использование известного, с небольшим изменением, модификацией. Инновации - это предмет особенной деятельности человека, которая не удовлетворяется традиционными условиями, методами, способами, и желает не только новизны содержания, а качественно новых результатов.

Но необходимо отметить, что не всегда и не везде установление нового обеспечивает положительные результаты, не каждое нововведение рациональное, прогрессивное, часто дестабилизирует функционирование педагогической системы, создает трудности для педагогов и их воспитанников. Кроме этого, в первом разделе уделяется внимание сочетанию инноваций и традиций в обучении истории О сочетании инновационно-нового и традиционного способов можно сказать, что они очень тесно сосуществуют, происходит взаимопревращение инновации в традицию, и из традиции зарождается новая инновация. Часто сочетание этих форм выражается в небольшой модификации традиционного инновационным. Но необходимо отметить, что существование одного без другого невозможно. Инновация рождается из традиции, а затем опять эта же инновация со временем превращается в традицию.

В первом разделе, рассматриваются инновационные школы. К наиболее известным в мире "новым школам" ХХ века относятся "свободные школьные общины" - это школы интернаты, организация жизни, которая строилась п/х свободного развития ребенка и сотрудничества граждан небольшого общества.

Учитель, преподавая все учебные дисциплины с первого по последний класс. К процессу обучения привлекались родители. При оценке результатов обучения, учитывались только индивидуальные достижения каждого ученика. Школа, организованная в соответствии с "методом проектов" (У.Клипатрик в США, Б. в Великобритании), предоставлено ученикам право свободного выбора занятий. Ученики сами выбирали виды деятельности, они также определяли содержание школьной программы. Учитель оказывал помощь в исполнении запланированного.

При рассмотрении типов инновационных подходов к обучению истории выяснилось, что инновационные подходы к обучению истории, делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса.

Инновации модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленный на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционной репродуктивной ориентации. Лежащий в их основе технологический подход к обучению истории направлен, прежде всего, на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высоко эффективное репродуктивное обучение.

Инновации трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс истории, направленный на обеспечение его исследовательского характера, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Соответствующий поисковый подход к обучению направлен, прежде всего, на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применение в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентаций. Таким образом, первый раздел курсовой работы содержит теоретическое изучение нововведений в обучение истории.

Раздел 2. Внедрение инновационных технологий в практику школ

2.1. Урок-суд, как вид инновационных учебных занятий

Уроки с использованием игры, являются познавательным инновационным видом, учебно-познавательной деятельности с использованием активных методов обучения. Именно во время проведения таких занятий, моделируется ситуация прошлого или сегодняшнего, "оживают" детали прошлого. Одним из видов инновационных учебных занятий является урок - суд истории.

Урок-суд, по мнению многих ученых методистов, принадлежит к ретроспективным играм (их еще называют сюжетно-ролевые и интерактивные игры), которые непосредственно влияют на эмоционально-волевую сферу ученика.

Дидактической особенностью урока - суда, является то, что одновременно с процессом закрепления изученного материала, ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса.

В центре такого урока - рассмотрение идеи посвященной историческому событию, которое не однозначно оценивается в исторической науке. При этом важно придерживаться процессуальных норм. Важно сберечь внешнюю форму судебного процесса, основное внимание необходимо уделить развязке образовательных, развивающих и воспитательных заданий урока истории. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 14-15

Проведение такого урока предусматривает обязательность подготовительного этапа, который организовывается заранее.

Задания подготовительного этапа.
За две-три недели учитель сообщает тему урока и форму его провед
ения.
Распределяются роли: прокурора, свидетелей, адвоката, присяжных, судьи, секретаря, журналистов, зрителей с учетом интеллектуальных способностей учеников и их желаний и придерживаться главного - добровольности.
· Определяются их функции.
· Готовится соответствующая атрибутика.
· Предлагается дополнительная литература для чтения.
· Обговариваются выступления учеников судебного процесса.
Роли прокурора и адвокатов очень ответственны, и поэтому следует назначить на них лучших подготовленных учеников. Учет желаний учеников не следует превращать в анархию и бесконтрольность. Роль руководящего может использовать сам учитель или наилучший подготовленный ученик.
Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения.
Выступления прокурора и адвоката должны содержать полную процессуальную терминологию и исполнять образовательное задание: раскрыть основные положения урока и сформировать позиции объяснения и аргументы защиты. В основе должны лежать только достоверные и проверенные факты.
В ходе подготовке ученики должны обрабатывать дополнительную литературу, отбирать необходимые материалы, свидетели на такой урок должны подготовить дополнительный информационный материал, который должен дополнить выступления прокурора или адвоката.
Журналисты должны подготовить серию вопросов к сторонам судебного процесса, которые детализировали бы факты или выяснения события.
Присяжные готовятся к обобщению, которое показывает их личное отношение к проблеме, которая будет обговариваться.
К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам.
Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.
На подготовительном этапе важная роль принадлежит учителю, который должен выступить организатором урока - игры, ее режиссером, критиком, актером - дублером. Поэтому учитель должен контролировать ситуацию в рабочих группах, проверять ступень подготовки, пояснять и консультировать, корректировать познавательные задания. Необходимо, чтоб на этом этапе ученикам были созданы условия для творчества. Важно чтоб подготовка не превратилась на простое зазубривание ролей, которые были подготовлены самим учителем. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 16
Проводить суд - урок следует на спаренном уроке.
Основной этап урока - суда
Он тоже состоит из нескольких эта и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.