Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Зеньковский Василий Васильевич как один из выдающихся русских философов и педагогов ХХ века. Цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии, в работах Зеньковского. Единство семейного, социального и религиозного воспитания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 31.10.2009. Сдан: 2009. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В
КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Козлова Светлана Николаевна
2009 г.
Содержание

Введение
1. Цели и задачи воспитания по В.В. Зеньковскому
2. Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского
3. Семейное и религиозное воспитание в работах В.В. Зеньковского
4. Взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания
Заключение
Введение

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) был одним из выдающихся русских философов и педагогов ХХ века. Свои взгляды на воспитание В.В. Зеньковский изложил в нескольких работах, а в частности: «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Педагогика», «Русская педагогика в XX в.» и многих других.
Главным в педагогической концепции В.В. Зеньковского были любовь и уважение к воспитанникам, вера в духовные возможности и уникальность каждой личности, а также требование бережного отношения к делу воспитания человека в ребенке.
В.В. Зеньковским была создана теория воспитания, основанная на принципах религиозной педагогики, на принципе приоритетности воспитания в педагогическом процессе, на принципе о необходимости созданию православной школы на государственном уровне, и главное на принципе свободного религиозного самоопределения воспитанника.
В работах философа мы находим уникальную концепцию, отразившую единство семейного, социального и религиозного воспитания личности.
В данном реферате раскрывается взгляд В.В.Зеньковского на проблему духовного развития, которая формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека.
По мысли философа взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания является необходимым условием для воспитания гармоничной духовной личности.
1. Цели и задачи воспитания по Зеньковскому

В педагогике вопрос о цели воспитания является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считает, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания.»[1, с. 50]. По мысли философа «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» - это есть то, в чем должно помочь воспитание». [1, с.51].
В.В. Зеньковский в своей книги «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, ... раскрытие пути вечной жизни» [2, с 152].
В воспитательном процессе по мысли В.В. Зеньковского есть две задачи: Первое это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни вечности, в Боге и с Богом, что бы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой». [1, с. 51] В этом одна сторона воспитания, и поэтому в развитии внутреннего человека - главный путь педагогической работы.
Не менее важной является вторая сторона - «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь - так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность».[1, с.51] Гипноз жизни настолько силен, что зачастую, цели и задачи этой земной жизни мы ставятся на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть поставлена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу, а не к земле. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода - это самое ценное и самое основное в нас».[1, с.53]
Основной мыслью Зеньковского является необходимость воспитания ребенка к свободе. Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине - «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви».[1, с.55]. Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе.[3, с.377].
Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Другими словами, воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни». [2, с. 153]
2. Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского

Будучи профессором философии Киевского университета в 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни.
Зеньковский утверждает, что человек никогда и нигде не развивается изолированно, замкнуто. «Жизнь всегда и везде социальна, она не знает отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в этой живой и целостной совокупности развивается отдельный человек» [2, с.155].
«Цель социального воспитания заключается в развитии социальных сил в душе ребёнка, в развитии социальной активности, в развитии «вкуса» к социальной деятельности, воспитания духа солидарности, способности подыматься над личными, эгоистическими замыслами». [4, с.298.].
Философ считает, что личность не может достичь идеала вне общества, именно поэтому воспитание в семье не должно быть строго индивидуальным, оно должно быть направлено на развитие социальных сил в ребенке.
«По В. Зеньковскому социальное взаимодействие имеет психический характер, т.к. психика человека рождает социальное единство. Социальные связи устанавливаются или разрушаются в первую очередь под действием сферы чувств, в эмоциональной области, и чем эта сфера глубже, тем сильнее и продуктивнее социальное общение между людьми».[5] Здесь обнаруживается интересная закономерность - чем больше у человека социальных связей, тем более независим он от каждой из них, тем более освобождается индивидуальная жизнь человека от давления социальных связей. «Наша индивидуальность становится разностороннее, богаче и более независимой, чем шире её социальные связи… Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаём мы себя социальной активности, тем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своём развитии. Так оправдываются известные слова Спасителя «Кто потеряет свою душу ради меня, тот обретётся». Живя для ближних, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития» [4, с.313.].
Социальное воспитание осуществляется как естественным, так и специально-организованным образом. В душе каждого ребёнка, считает Зеньковский, всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание и активность с социальной средой, это естественная социальность.
Специальная социальность опираться на собственную активность детей, которая может быть волевой и эмоциональной.
Важным механизмом социального воспитания В. Зеньковский считает социальную наследственность. То есть опыт, накопленный предыдущими поколениям, составляет традицию наполненную духовным содержанием. Зеньковский показывает, каким образом осуществляется социальное наследование и поясняет важность этого процесса именно в детстве. «Для усвоения традиции и нужно столь длинное детство, какое свойственно человеку. Восприятие традиции происходит в живом социальном общении, в социальном единстве. Социальное наследование развивается преимущественно на эмоциональной основе. Дети очень рано, ещё до возникновения мышления в его подлинных формах, обнаруживают поразительную способность к социальному ориентированию. Оно позволяет душе ребёнка переживать как ощущение своей силы, так и своей слабости. Переживание силы рождает самоутверждение личности с её собственной инициативой, творчеством».[5].
Социальная среда по В.Зеньковскому позволяет душе ребёнка освоить такие важнейшие качества как приспособление, послушание, подражание, смирение, стремление к образованию, работу над собой, самоограничение, привычку считаться с другими людьми, что в конечном итоге также обеспечивает процесс усвоения ребёнком социальной традиции.
Многообразие социальных проявлений в жизни человека не должно касаться той глубины личности, которая определяет целостность её духовной основы. Индивидуальное своеобразие человека может раскрыться лишь в его социальной жизни, поэтому, считает Зеньковский, «социально-психическая жизнь личности так же сплошь духовна, как духовна и жизнь личности для себя» [2. с.91.]. Проблема духовного развития формулируется учёным как проблема правильного соотношения индивидуального и социального в душе человека.
Таким образом, В.В.Зеньковский органически связывает религиозное и социальное становление личности человека.
3. Семейное и религиозное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Семья всегда была и остается главным институтом воспитания подрастающего поколения. Именно семья с раннего детства призв и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.