Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психолого-педагогические основы проверки знаний и навыков по физике. Основные функции и формы проверки знаний, умений и навыков в учебном процессе. Методика тестового контроля знаний. Виды тестов по физике. Централизованное тестирование по предмету.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.С. ПУШКИНА"
Физический факультет
Кафедра методики физики и ОТД
Обобщение и систематизация знаний по физике при подготовке к Централизованному Тестированию
Дипломная работа по теории и практике обучения и воспитания,
специальность Физика
Выполнил: студент 5 курса гр. Ф-51
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Брест 2009
Содержание
    Введение
      Глава 1. Психолого-педагогические основы проверки знаний, умений и навыков по физике
      § 1. Основные функции проверки знаний, умений и навыков в учебном процессе
      § 2. Формы контроля знаний, умений и навыков
      § 3. Тестовый контроль знаний
      Глава2. Методика тестового контроля знаний
      § 1. Виды тестов по физике
      § 2. Тестовый контроль знаний по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза"
      § 3. Централизованное тестирование по физике
      Переводная шкала результатов централизованного тестирования по физике
      § 4. Обобщение и систематизация знаний по физике при подготовке к централизованному тестированию.
      Глава 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
      Заключение
      Список использованной литературы
      Приложение (тест 2007)

Введение

До настоящего времени основным видом контроля знаний учащихся по физике являлась письменная контрольная работа, включающая 2-3 задачи или вопроса. Этот вид контроля обладает рядом достоинств: он дает возможность установить качественную картину усвоения пройденного материала, а также выявить недостатки в знаниях учащихся. Также он прост в применении - располагая большим числом задачников и методических пособий по физике, учитель может легко подобрать задачи для вариантов контрольных работ и размножить их. Вместе с тем этот метод обуславливает некоторые специфические особенности, не отвечающие требованиям, предъявляемым к итоговому контролю знаний.

А именно: объем проверочных знаний невелик. Анализ контрольных работ по механике показывает, что он зачастую охватывает лишь 30-50% пройденного материала [8]. Две или три задачи или вопроса не в состоянии охватить достаточно полно тему или раздел;

проверка контрольных работ является весьма трудоемкой операцией, отнимающей у учителей много времени.

За последнее время поиски объективных количественных измерителей знаний привлекли внимание ученых-методистов к тестовой методике проверки знаний.

В педагогической литературе отмечаются следующие характерные особенности тестов:

1. относительная простота процедуры проведения и необходимого оборудования;

2. непосредственная фиксация результатов;

3. возможность использования как для индивидуальной работы, так и для проверки знаний целых групп учащихся;

4. удобство математической обработки;

5. кратковременность;

6. наличие установленных стандартных норм;

Как известно, тестирование широко применяется за границей (США, Великобритания, Голландия и Япония) В последние годы этот метод заинтересовал и страны бывшего Советского Союза. Сейчас на территории Российской Федерации в качестве итоговой проверки знаний принят ЕГЭ - единый государственный экзамен, который построен в виде теста.

Также используется тестирование как метод контроля знаний на территории современной Украины.

Анализ отечественного опыта, который накоплен в последние годы по разным учебным дисциплинам, а также зарубежного опыта показывает, что при достаточной тщательности составления заданий, при соблюдении ряда требований и корректности применения методов математической статистики возможно использовать тесты в качестве объективных измерителей знаний.

Целью настоящей дипломной работы является углубленное изучение тестовой проверки знаний, как новой эффективной формы контроля знаний, а также применение тестовой проверки знаний при итоговом контроле по физике.

В ходе проведения дипломной работы решались следующие задачи:

1. Изучение и анализ научно-педагогической литературе по вопросам тестовой проверки знаний.

2. Знакомство с опытом применения тестовой проверки знаний в нашей стране и за рубежом.

3. Подготовка и проведение итогового контроля знаний по физике в 11 классе средней школы по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза"

4. Анализ результатов экспериментальных тестов итоговой проверки знаний по физике в 11 классе.

В процессе работы над дипломом были изучены содержание и технология централизованного тестирования по физике, как наиболее развивающейся области итоговой проверки знаний учащихся и выпускников школ. Также были решены тесты №1 ЦТ РБ 2007 и 2008 годов.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проверки знаний, умений и навыков по физике

§ 1. Основные функции проверки знаний, умений и навыков в учебном процессе

Изучение и анализ научно-педагогической литературы по теме дипломной работы [7], [8], [10], [12] привели к следующим результатам и выводам:

В обучении контроль и учет знаний умений и навыков играет существенную роль. Основной функцией контроля знаний в учебном процессе является руководство и управление учебной деятельностью учащихся. Контроль знаний способствует развитию творческих сил и способностей учащихся и осуществляется в полном соответствии с принципами обучения.

В результате контроля устанавливается:

глубина, полнота усвоенных знаний.

готовность класса к усвоению новых знаний.

уровень самостоятельной работы учащихся.

трудности, ошибки учащихся в понимании тех или иных вопросов.

Контроль знаний является завершающим этапом в обучении и составной частью обучения. Сущность контроля знаний заключается в определении качества усвоения учащимися учебного материала и повышение их ответственности в учебной работе.

Контроль знаний служит цели совершенствования учебного процесса. В случае обнаружения неудовлетворительных знаний у учащихся, учитель должен пересмотреть, внести изменения в организацию и методику учебной работы.

Когда же выявлены неудовлетворительные знания лишь у отдельных учащихся, учитель вносит изменения в индивидуальную работу с учащимися.

Контроль знаний проводится на основе научно обоснованных и опытным путем проверенных принципов, к которым относятся:

Объективность.

Всесторонность.

Индивидуальный, дифференцированный и воспитывающий характер проверки и оценки знаний. Существует целый ряд методов контроля, т.е. способов, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Основными из них являются:

1. Планомерное, систематическое наблюдение учителя за учебной работой учащихся на уроках и вне уроков.

2. Методы устного контроля к которым относятся: опрос учащихся, контрольное чтение карт, чертежей, графиков, технической или технологической документации.

3. Методы письменного контроля - диктанты и изложения, письменные ответы на вопросы, решение различных задач и упражнений.

В сравнении с устным письменный контроль характеризуется высокой экономичностью во времени, проявлением учащимися большей самостоятельности, возможностью одновременного выявления общей подготовленности класса и каждого ученика в отдельности. Однако, письменный контроль отмечен наличием определенных трудностей в организации и проведении, а также необходимостью затраты значительного времени учителем на проверку выполненных работ.

К этим же методам относится и тестовая проверка знаний, умений и навыков учащихся.

4. Методы практического контроля. Такими методами являются: решение различных экспериментальных задач, выполнение лабораторных работ, проведение несложных опытов, наблюдений, отдельных операций в школьных учебных мастерских и другие. В эту же группу входят методы графического контроля: умение выполнения чертежей, графиков, схем, диаграмм.

5. Экзамены. Это отдельный вид контроля знаний. Проводится в целях итоговой проверки учебной работы учеников, служат средством государственного контроля за работой учителей и школ.

Все вышеперечисленные методы контроля знаний органически сочетаются с другими сторонами процесса воспитания и обучения.

Основными видами контроля знаний являются: текущий, периодический и итоговый контроль.

Текущий контроль проводится учителем на каждом уроке, в ходе повседневной работы, путем фронтального и индивидуального опроса, эвристической беседы, проверки выполнения домашних заданий. Этот вид контроля способствует повышению интереса к учению, систематической самостоятельной работе учащихся, воспитанию чувства ответственности за порученное дело.

Периодический контроль служит для проверки учебной деятельности учащихся по усвоению сравнительно большого объема материала. Обычно проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода.

Итоговый контроль осуществляется в конце каждого учебного года.

Правильное проведение всех видов контроля помогают получить соответствующие результаты. В настоящий момент осуществляются задачи Министерства Образования РБ: давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умение применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение. Совершенствование учебного процесса предусматривает и совершенствование контроля знаний, умений и навыков учащихся.

§ 2. Формы контроля знаний, умений и навыков

Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии учащихся должна быть разной по форме. Основные формы контроля учебных достижений учащихся по физике - устная (индивидуальная и фронтальная), письменная, практическая и их сочетание. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного материала, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.

В зависимости от дидактических условий (цели обучения, виды контроля, этапа обучения и др.) определяются методы, с помощью которых та, или иная форма контроля позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. Основные методы проверки и оценки знаний и умений по физике: беседа (фронтальный опрос), индивидуальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, метод тестирования, лабораторные и практические работы, физические диктанты, зачеты, рефераты и др.

Определим дидактические требования и кратко охарактеризуем основные формы и методы проверки и оценки знаний и умений учащихся по физике.

Устная проверка, которая проводится в начале урока, как правило, является введением к изучению нового материала, служит целям актуализации опорных знаний (а не только их контролю). Опора на знания, полученные ранее, позволяет создавать проблемные ситуации, что имеет большое значение для сознательного и прочного их усвоения. Например, приступая к изучению закона Ома для полной цепи, необходимо актуализировать знания учащихся о сторонних силах и их значении в создании стационарного тока, о роли источника тока в цепи, об ЭДС и др.

Вопросы для устного ответа ученика должны формулироваться по узловым проблемам и требовать не только изложения учебного материала, но и анализа физических явлений в разнообразных ситуациях. В таком случае от учеников требуются не только знания фактического материала, умения изложить его своими словами, но и создаются условия для развития логического мышления, умений сравнивать, выявлять черты подобия и отличия в объектах и явлениях.

Устный ответ ученика нельзя прерывать без крайней необходимости. Это можно сделать только в случае наличия в нем грубых ошибок. Если ученик испытывает трудности при ответе, ему предлагаются наводящие вопросы, которые помогают ему преодолеть частные затруднения. Вспомогательные вопросы предлагаются после ответа для уточнения действительного состояния знаний учащегося.

Устные ответы должны сопровождаться рисунками, графиками, демонстрацией посильных для выполнения опытов. Ученику, отвечающему у доски, следует предоставлять время для обдумывания ответа, а с классом провести, например, фронтальный опрос, проверить выполнение домашнего задания или решить устную вычислительную задачу.

Индивидуальная устная проверка знаний по физике содействует развитию логического мышления и устной речи учеников, позволяет следить за ходом мыслей отвечающего, изучить его индивидуальные качества и личностные свойства, выявлять уровень умственного развития.

Недостатки индивидуальной устной проверки знаний по физике:

Она не пригодна для выявления большинства умений и навыков, которые формируются при изучении физики;

Тяжело уравнять меру выявления знаний учащихся, поскольку это устные вопросы, а их тяжело сделать равнозначимыми для всех отвечающих;

Сложно добиться устойчивого внимания всего класса при ответе ученика. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся рецензировать ответы товарищей, исправлять и дополнять их. Существенные и правильные дополнения следует учитывать при оценке знаний.

Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.

Однако такую проверку знаний необходимо сочетать с индивидуальной, так как учащиеся привыкают отвечать на мелкие вопросы и потом им тяжело давать логически последовательные развернутые ответы.

При фронтальной устной проверке оценка ученику может быть поставлена после ее окончания и в конце занятий с учетом работы на всех этапах урока.

Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.

В практике работы учителя физики используют уплотненную проверку знаний; в то время, когда одни ученики отвечают устно, другие - делают письменные, графические, экспериментальные задания и др.

Письменная проверка по физике осуществляется при выполнении контрольных и самостоятельных работ, учебных проектов, написании докладов и рефератов.

Контрольные работы проводятся после изучения крупных тем или разделов курса физики. В их содержание входят теоретические вопросы, количественные и качественные задачи. При этом учитывается необходимость выявления всех уровней усвоения учебного материала учащимися (фактические знания; умение применять знания в знакомой ситуации; творческое применение знаний в видоизмененных и незнакомых условиях).

Контрольные работы, как правило, включают 10 заданий, соответствующих принятым пяти уровням усвоения учебного материала по физике (по 2 задания каждого уровня). Задания (в виде тестов и текстовых задач) могут предполагать формулировку законов, запись формул, чтение графиков, объяснение явлений, решение 2-3 шаговых задач, а также комбинированных и творческих задач и др.

Текущие контрольные и самостоятельные работы (рассчитанные на часть урока) по содержанию и структуре составляются аналогичным образом, но включают меньшее количество заданий (обычно 5).

Отдельным ученикам предлагается написание рефератов. Некоторые рефераты зачитываются на занятиях, обсуждаются и оцениваются.

Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).

В тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д., эффективен физический диктант. Для его проведения учитель должен подобрать контрольный текст в виде вопросов или логически незаконченных выражений, которые ученики должны дописать. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание:

Тело, график скорости движения которого дан на рисунке, имеет начальную скорость…

Ускорение этого тела равно…

Уравнение скорости движения тела имеет вид...

Проведение физического диктанта позволяет дозировать время выполнения каждого задания, содействует развитию внимания учащихся, дисциплинирует их. [7]

§ 3. Тестовый контроль знаний

В настоящее время для контроля результатов учебной деятельности учащихся используется метод тестирования. Он основан на использование специальной системы, состоящей из большого количества заданий-тестов, требующих краткого ответа или выбора из совокупности предложенных.

Во многих странах мира широко распространены интеллектуальные тесты - специальные задания для изучения индивидуально-психологических особенностей человека (уровня одаренности, скорости протекания умственных процессов, настойчивости, способности к самоконтролю и др.) и для выявления способностей (пространственных представлений, способностей оперировать числами и др.). Тесты применяются также для исследования малых групп (экипажей, команд, бригад), в клинической психологии, в психолого-педагогических исследованиях.

Тест (от английского слова test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоения знаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей, особенностей личности.

Основоположники тестирования - Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 году. Начало развития современной тестологии - массового применения тестов на практике, связано с именем французского врача Бине, разработавшего в соавторстве с Симоном, метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине-Симона".

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности, удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся. Различают два метода контроля - субъективный и объективный.

Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний,

умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки

знаний не пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.

Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является критериально-ориентировочный тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении.

В следствии этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.

Для оперативного контроля знаний и умений по физике учеников средней школы традиционно используются дидактические материалы - специально подобранные и систематизированные упражнения.

Планируемые результаты обучения физике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Если знания учащихся проверяются методом тестирования, то контрольные задания составляются на основе поэлементного анализа, т.е. четко выделяются элементы знаний, подлежащие проверке: определяется требуемый уровень их усвоения и задания формулируются таким образом, чтобы их выполнение требовало применения выделенных элементов знаний соответствующего уровня. При составлении заданий учитывается также принадлежность элементов к одному из структурных компонентов физических знаний (явление, понятие, закон и т.д.), а последовательность их предъявления обычно соответствует структуре и логике построения учебной темы (или раздела). Таким образом, в тестовую контрольную работу следует включать задания для выявления всех уровней знаний с учетом их структурности. Один и тот же элемент знаний можно проверять на любом уровне. Это даст возможность выявить уровень знаний каждого ученика.

При организации и проведении тестовой проверки знаний необходимо выполнять следующие требования:

Определить, что нужно выявить с помощью теста (знание фактического материала, понимание, умение применять знания и т.д.), и выделить критерии того, что выявляется (свойства памяти, умение проводить логические операции, наличие существенных признаков сообразительности и др.), т.е. выяснить целевое назначение теста, а также его трудность;

Четко организовать условия работы учащихся, установить временные границы выполнения тестовых заданий, порядок сбора и обработки полученных данных;

Сопоставить результаты тестирования и традиционных методов контроля знаний и в случае их расхождения не следует делать обобщающих и категорических выводов об умственных способностях учащихся.

В практике преподавания физики наиболее известны тесты успешности (или достижений) - целенаправленные системы заданий для проверки и оценки знаний учащихся по определенной части учебного материала. Результаты тестирования при этом могут быть использованы для анализа индивидуальной характеристики усвоения знаний, определения содержания работы с учащимися в каждом конкретном случае. Метод тестирования также целесообразен для выявления эффективности различных методов и приемов обучения, при решении вопроса об использовании определенного учебника физики, наглядных пособий, видеофильмов и других методических средств. Он широко и успешно применяется в нашей республике для проверки и оценки знаний абитуриентов средних и высших учебных заведений.

Кроме того, к тестам предъявляют определенные требования:

Валидность (адекватность) теста, т.е. степень соответствия контрольного задания проверяемому материалу с учетом целей изучения. Каждый тест должен характеризоваться определенным уровнем трудности и полностью соответствовать тому уровню знаний, который им проверяется.

Надежность теста, т.е. соответствие результатов проверки действительным знаниям, что является показателем точности измерения. Один из способов определения надежности теста состоит в том, что учащимся предлагаются два (или несколько) вариантов эквивалентных заданий и если результаты их выполнения хорошо согласуются, то они считаются надежными;

"Весовая" значимость теста выражается определенным числом баллов, приписываемых каждому заданию. Это обычно осуществляется группой экспертов;

Формулировка теста должна быть четкой, краткой, недвусмысленной и понятной каждому учащемуся. В нем должно содержаться только одно задание данного уровня. Это должно обеспечить ученику понимание того, какие знания нужно продемонстрировать, какую деятельность и в каком объеме выполнить.

Эти свойства теста должны привести к его однозначности, т.е. отсутствию расхождений в оценке результатов тестирования разными преподавателями.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

* информационные навыки (узнает, вспоминает);

* понимание (объясняет, показывает);

* применение (демонстрирует);

* анализ (обдумывает, рассуждает);

* синтез (комбинирует, моделирует);

* сравнительная оценка (сравнивает по параметрам),

Это позволяет определить уровень сложности теста.

Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и насколько хорошо он это делает; показывает, в какой мере тест измеряет то качество (свойство, способности и т.п.), для оценки которого он предназначен. Не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования. Выделяют три типа валидности:

Содержательная - дает ответы на вопросы, охватывает ли содержание теста весь комплекс программных требований к знанию данного конкретного предмета и насколько данные задания (выбранные из множества возможных) пригодны для оценки знаний по этому предмету;

Эмпирическая - означает проверку теста с помощью другого теста, измеряющего тот же показатель, что и данный, с целью оценить индивидуальную прогностичность теста;

Концептуальная - устанавливается путем доказательств правильности теоретических концепций, положенных в основу теста.

Надежность теста - это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможностей влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.).

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность, индивидуализацию, гласность, дифференцируемость оценок.

С этой точки зрения традиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:

1) Большие затраты труда и времени на успешные опросы (на экзаменах), проверку письменных контрольных работ;

2) Низкая оперативность в использовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;

3) Абсолютно неудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разных учебных заведениях.

Глава2. Методика тестового контроля знаний

§ 1. Виды тестов по физике

Тесты очень многообразны и поэтому существуют их многочисленная классификация по различным признакам. В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, различают следующие основные виды тестов:

По характеру ответа - т. н. "закрытые" (выборочные), или т. н. "открытые" (конструктивные);

По дидактическим целям - на воспроизведение учебного материала, на применение знаний в знакомых или новых ситуациях и др.;

По уровню усвоения учебного материала - тесты 1-5 уровней;

По видам проверки - текущая, тематическая, периодическая, итоговая;

По назначению - обучающие, контролирующие, диагностические и др.;

По характеру формулировки - словесные, знаковые, численные и т.д.

Дадим краткую характеристику некоторым видам тестовых заданий и тем основным принципам, которых придерживаются при их составлении.

"Закрытые" тестовые задания содержат набор готовых ответов с одним правильным. Испытуемый должен указать правильный ответ. Правильными считается то ответ, для получения которого используется вся информация, содержащаяся в задании. Наиболее простая форма "закрытого" теста требует от испытуемого выявления одного из двух альтернативных решений: "да - нет" или "верно - неверно".

В "открытых" заданиях испытуемому необходимо самостоятельно дать правильный ответ. Такие задания могут иметь форму вопросов, требовать исключить лишнее, дописать недостающее, дополнить, систематизировать, решить и т.д.

Разновидностью вопросов с выбором ответа являются вопросы с альтернативными ответами и вопросы на соотношение. Каждый из указанных видов вопросов обеспечивает достаточную эффективность проверки на различных ее стадиях.

Вопросы с альтернативными ответами представляют учащимся значительные возможности для угадывания верного ответа. Поэтому их целесообразно применят в тех случаях, когда такое угадывание учащимися не имеет смысла. Например: в процессе программированного изучения нового материала. Причем соотнесения предполагает наличие в заданиях 3-5 вопросов по одному и тому же понятию, закону, явлению и это оказывается очень полезным при закреплении учебного материала. Однако при итоговой проверке в условиях ограниченного времени выполнения работы, задания, составленные из вопросов на соотнесения, недостаточно охватывают программный материал.

Вопросы со свободной конструкцией ответа удовлетворяют многим требованиям, но вместе с этим создают значительные трудности при проверке работ. При итоговом контроле наиболее эффективной представляется одна из форм тестовых работ - задания с выбором ответа, в которых к каждому вопросу прилагается несколько ответов для выбора правильного.

Эффективность использования данной формы при проверке знаний обеспечивается тем, что задания удовлетворяют ряду специфических требований, предъявляемых к итоговому контролю.

Тестовые задания для проверки знаний по физике строятся на основе дидактических принципов обучения и контроля (научности, доступности, системности, связи теории с практикой и др.). Кроме того, тесты разрабатываются с учетом структуры знаний по физике, т.е. в них включаются задания для выявления уровня усвоения всех элементов физических знаний (фактов, явлений, понятий, процессов, законов, теорий, экспериментальных и практических умений и др.), что позволяет осуществить полный и всеобъемлющий контроль знаний.

Одним из существенных принципов разработки тестов является учет структуры процесса усвоения знаний, т.е. тех уровней знаний и умений, которых могут достичь учащиеся в процессе изучения физики. Существуют различные подходы и мнения по этой проблеме. Продуктивно мнение о том, что в процессе обучения учащиеся могут достигать пяти уровней усвоения учебного материала:

Первый уровень (низкий) - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) - действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе алгоритмических предписаний для решения новых учебных задач.

Пятый уровень (высокий) - действия про применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

Наиболее широко в наше время используются следующие виды тестов:

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В физике это обычно формулы, либо определения физических величин и законов.

Тесты с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных. Тогда в результате каждому номеру заданий должны быть выставлены номера правильных ответов, или прочерк.

Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

Тесты идентификации. В них используются графические объекты или аналитические описания.

Совершенствуя методику преподавания предмета, пришли к выводу, что очень важным компонентом современной технологии обучения является тест, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

диагностическую;

обучающую;

организующую;

развивающую и воспитывающую.

Достоинства и недостатки заданий с выбором ответа.

На основании изученной литературы можем выделить следующие достоинства заданий с выбором ответа:

Задания с выбором ответа позволяют с высокой степенью точности определить показатели усвоения материала как каждым учеником в отдельности, так и классом в целом. Данная возможность обуславливается простотой оформления ответа на вопросы при данной форме проверки. Отсутствие времени, затрачиваемого учащимися на оформление ответа, позволяет увеличить число вопросов, включаемых в каждое задание. Это обстоятельство в свою очередь приводит к возможности проверки в каждом варианте задания не только целого комплекса умений и знаний (как в традиционных контрольных работах), но усвоения итоговых элементов многих знаний в отдельности.

Задания с выбором ответа создают учителю возможность для дифференцированной проверки знаний учащихся при соблюдении единого подхода к ним. Единый подход обеспечивается тем, что все учащиеся получают одно и то же задание, или ему равноценные варианты. Вместе с тем задания с выбором ответа обладают и возможностью дифференцированной проверки знаний, ведь в них могут содержаться разные по сложности вопросы. Среди них есть такие, над которым и т. н. "сильным" учащимся придется серьезно задуматься. Для того, чтобы получить хорошую отметку им необходимо ответить на эти вопросы. Поэтому данные ученики оказываются загруженными в течение всего процесса проверки знаний, что существенно снижает их возможность помочь соседу, дать списать или подсказать.

Работа над заданием требует от "сильных" учащихся серьезных усилий и поэтому ребята, справившись с ним, получают моральное удовлетворение, действительное доказательство своих возможностей. Это обстоятельство стимулирует их к дальнейшей работе.

Так называемые "слабые" же учащиеся не страдают от наличия в заданиях сложных вопросов, ибо они могут сосредоточить свое внимание на менее сложных вопросах, правильные ответы на которые позволяют им получить удовлетворительные оценки.

Таким образом, данная форма работы позволяет всем учащимся максимально проявить свои силы и знания.

Задания с выбором ответа позволяют установить четкие нормы оценок. Данная особенность обеспечивается тем, что при их разработке составляется перечень правильных ответов на все вопросы, не допускающий разночтений. Помимо этого устанавливается заранее нормировка оценок по количеству верных ответов на вопросы задания. В результате оценка работы учащихся оказывается вне зависимости от того, кто ее проверял. Этим самым устраняются недостатки, имеющие место при оценке традиционных контрольных работ.

Из всех видов контрольных работ, включая различные виды тестов, задания с выбором ответа обеспечивают наибольшую простоту проверки работ учащихся и пригодность для статистической обработки машинной проверки.

Проверка работ учителем сводится к сравнению индексов ответов, выбранных учащимися по каждому вопросу, с кодом правильных ответов. Такое сравнение может быть осуществлено при помощи заранее заготовленных трафаретов, имеющих отверстия в местах, соответствующих правильным ответам.

Задания с выбором ответа способны соответствовать большинству задач, обучающих и воспитывающих характер, стоящих перед итоговым контролем знаний.

Задания с выбором ответа могут явиться полезным инструментом для многих педагогических исследований. Данное обстоятельство объясняется возможностью получения по результатам заданий с выбором ответа количественной картины усвоения.

Как видно из приведенного анализа задания с выбором ответа хорошо удовлетворяют большинству требований к материалам для итоговой проверки знаний. Ряд специфических особенностей данной формы проверки создают наилучшие возможности для количественного измерения усвоения знаний.

Однако, как и другие формы проверки, задания с выбором ответа обладают недостатками.

Задания с выбором ответа ввиду многочисленности заключенных в них вопросов не позволяют проверить умение учащихся решать комбинированные задачи. Обладая способностью выявить знания учащихся по отдельным элементам, задания с выбором ответа оказываются малоэффективными, когда требуется проверить целый комплекс умений и знаний.

Задания с выбором ответа также не проверяют культуру средств выражения знаний.

Содержащиеся в них варианты ответов неизбежно служат подсказкой для учащихся и могут в значительной мере снижать их самостоятельность. При выборе ответа не исключена возможность угадывания.

В заданиях с выбором одного правильного ответа из трёх вероятность угадывания равна 1/3, что приводит к тому, что одна треть всех заданий может быть решена не за счет знаний учебного материала, а за счет ответов наугад. В тесте, состоящем, скажем, из тридцати заданий таких "правильных" ответов может оказаться около десяти, за что педагоги могут выставить привычные три балла. Но это ошибочная практика. Не случайно студентам и школьникам нравятся задания с тремя ответами, где всегда есть реальная возможность угадывания.

Феномен угадывания правильных ответов в теории педагогических измерений исследовался неоднократно; он рассматривается как источник погрешностей измерения - тем больший, чем больше доля угадываемых правильных ответов. Для коррекции тестовых баллов испытуемых используется формула

Xci = Xi - W/k-1

где Xci - скорректированный на догадку тестовый балл испытуемого. Отсюда и смысл индекса: с от англ. corrected, символ i обозначает номер испытуемого.

Xi - тестовый балл испытуемого i, без коррекции;

Wi - число ошибочных ответов, у того же испытуемого.

k - число оветов в заданиях теста.

Эта формула используется при предположении, что испытуемый не знает правильный ответ ни на одно задание, и по всему тесту пытается отвечать наугад. В ней наиболее вероятное число ответов, которое можно угадать, ничего не зная, вычитается из набираемой суммы баллов.

Если взять, для примера, тест, состоящий из 30 заданий с четырьмя ответами, то в случае 20 правильных и 10 неправильных ответов получим Xci = 20 - 10/4-1 = 16, 6, или округленно, 17 баллов. Из структуры данной формулы видно, что с увеличением количества правильных ответов число вычитаемых на догадку баллов в заданиях с четырьмя ответами заметно уменьшается. Из чего видно, что хорошо подготовленных испытуемых коррекция баллов на догадку не должна беспокоить.

Немногим лучше дела обстоят в заданиях с выбором одного правильного ответа из пяти ответов. Такие задания широко применяются во всех российских и зарубежных центрах тестирования. При выборе из пяти ответов могут быть угаданы правильные ответы примерно в пятой части от общего числа заданий. В итоге испытуемые получают баллы, которые они не заслужили. Это и есть одна из самых распространенных форм искажения тестовых результатов за счет устарелой и несовершенной формы заданий.

§ 2. Тестовый контроль знаний по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза"

Согласно учебной программе по физике [8], учащиеся должны знать, что собой представляют носители электрических зарядов в жидкостях. Дистиллированная вода не проводит ток. Электропроводностью обладают водные растворы или расплавы электролитов (кислот, оснований и солей). Носителями электрических зарядов в них являются положительные и отрицательные ионы. Электрический ток в электролитах - это упорядоченное движение этих ионов в электрическом поле, созданном между электродами, опущенными в электролит.

Учащиеся знакомятся с законами электролиза: первый закон говорит о том, что масса вещества, выделившегося на каком-либо из электродов, прямо пропорциональна заряду, прошедшему через электролит.

m=K*q=K*I*t

Второй закон: электрохимический эквивалент пропорционален химическому эквиваленту данного вещества:

Можно познакомить учащихся с объединенным законом Фарадея для электролиза.

При этом учащиеся должны не только помнить эти законы, но и уметь применять их при решении задач по данной теме.

Как уже отмечалось ранее, для оценки знаний учащихся по 10 - балльной шкале, итоговый тест должен охватывать весь материал темы, включать в себя задания всех уровней трудности.

Он должен содержать задания первого уровня - действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второго уровня - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

И третьего уровня - действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Возможно, в классе найдутся учащиеся, которые не захотят ограничиться шестью баллами. Для таких учащихся тест должен содержать задания, требующие более высокого уровня интеллекта.

Для обеспечения самостоятельности, необходимо было составить как минимум два варианта тестов.

Также не исключено, что некоторые из учащихся после окончания средней школы попытаются сдавать тесты централизованного тестирования по физике и поступать в технические вузы. Для реализации преемственности школьных тестов и тестов ЦТ, необходимо было использовать общие подходы.

Целесообразно было использовать сборник заданий по физике для проведения выпускных экзаменов за курс средней школы, тестирования, вступительных экзаменов в высшие учебные заведения [1] и другие пособия. В то же время нужно было учесть, особенности экспериментального 11 "Г" класса.

В результате были составлены следующие два варианта теста по теме "Электрический ток в жидкостях. Электролиз. Законы электролиза".

Варианты экспериментальных тестов проверочной работы:

Вариант 1

№1 Получение точных металлических копий рельефных изделий при помощи электролиза называется:

1) гальванопластикой

2) гальваностегией

3) диссоциацией

4) рафинированием

№2 Лужением называется электролитическое покрытие металла слоем:

1) цинка

2) олова

3) никеля

4) свинца

№3 Процесс получения особо чистых металлов с помощью электролиза называется:

1) гальваностегией

2) гальванопластикой

3) дистилляцией

4) рафинированием

№4 Авторство законов электролиза принадлежит:

1) Г. Деви

2) А. Лавуазье

3) М. Фарадею< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.