На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Анализ и реализация комплекса эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 09.08.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава I. Развитие творческого воображения младших школьников как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
1.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного
возраста
1.3 Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников
Глава II . Реализация комплекса эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников
2.1 Диагностика развития творческого воображения младших школьников
2.2 Практические аспекты опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения младших школьников
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самоактуализации и самореализации ребенка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов ее достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребенка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребенок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям.
Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка. К творческой деятельности относят такую деятельность человека, которая, перерабатывая прежний опыт человека, создает нечто новое, прежде неизвестное. Творчество - это способность человека из доставляемого действительностью материала созидать новую реальность. А основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия.
Развитие воображения и фантазии - одна из основных задач художественного образования в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность.
Как показывают педагогические исследования, творческое воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только искусства, но и науки, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.
Несмотря на высокую значимость творческого воображения в формировании личности ребенка действительно многогранной, в совершенствовании его внутреннего мира, проблема развития творческого воображения детей в научно-педагогической, в том числе и психолого-педагогической, литературе освещена незначительно.
Психологической основой для исследования сущности и механизмов творческого воображения служат работы Л. С. Выготского, P. M. Грановской, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, С. Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. Физиологические основы творчества изучали И. П. Павлов, П. В. Симонов, B. C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. Неразрывную связь творческого мышления с произвольным творческим воображением доказали А. В. Брушлинский, A. M. Василевская, А. В. Петровский, К. К. Платонов. Важность проблемы развития творческих ресурсов личности в трудовой подготовке, в процессе "кристаллизации", или перехода воображения в действительность, обоснована в исследованиях П. Н. Андрианова, П. Р. Атутова, Л. С. Выготского, В. А. Полякова. Необходимость использования личностно-ориентированных психолого-педагогических технологий, развивающих творческий потенциал ребенка доказана в работах Г. С. Альтшуллера, Д. Б. Богоявленской, И. П. Волкова, М. М. Зиновкиной.
Итак, в отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о творчестве, о воображении, которые можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. Но этот аспект учения не нашел достаточного отражения в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, не разработаны эстетико-педагогические условия для развития творческого воображения младших школьников. А ведь именно младший школьный возраст является сенситивным для творческого развития личности.
Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, необходим творческий подход к деятельности, который невозможен без развитого творческого воображения, а, с другой стороны, эстетико-педагогические условия для эффективного развития творческого воображения современного ребенка младшего школьного возраста еще недостаточно разработаны педагогической наукой. Решение данного противоречия обусловило выбор темы настоящего исследования: «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках».
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста на уроках.
Объект: образовательный процесс, способствующий развитию творческого воображения младших школьников.
Предмет: комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: процесс развития творческого воображения младших школьников на уроках будет более эффективным при реализации следующих эстетико-педагогических условий:
- эмоциональная выразительность используемого дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд;
- эмоционально-психологическая комфортность каждого ребенка, свобода выбора творческих форм и методов творческой деятельности;
- занятия на уроках будут строиться на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. изучить научно-педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей младшего школьного возраста;
2. на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить:
а) содержание понятий «воображение», «творческое воображение», «творческое воображение младших школьников»; б) особенности проявления творческого воображения у детей младшего школьного возраста;
3. на основе анализа научно-педагогической и методической литературы обосновать комплекс эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников;
4. проверить эффективность данного комплекса условий в экспериментальной работе;
5. разработать методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития творческого воображения младших школьников на уроках; диагностика; целенаправленное педагогическое наблюдение; эксперимент; системный анализ и статистическая обработка материала.
Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе
Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно - на рубеже XIX-XX веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С. Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, А. Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, даются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л. С. Выготский, И. Г. Батоев, А. Я. Дудецкий, О. М. Дьяченко, Г. Д. Кириллова, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин и др.), с другой - функциональное развитие данного процесса (Е. И. Игнатьев, Э. В. Ильенков и др.).
Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А. Я. Пономарев, В. Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Б. М. Теплов, Д. Б. Богоявленский, А. В. Запорожец, В. А. Крутецкий, А. В. Петровский).
Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания. Поскольку все познавательные процессы имеют отражательный характер, необходимо, прежде всего, определить качественное своеобразие и специфику, свойственную воображению. По мнению отечественных психологов, воображение отражает действительность не как существующую реальность, а как возможность, вероятность. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой ситуации, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта. Процесс комбинирования элементов прошлого опыта в принципиально новые соответствует вероятностному характеру отражения и составляет качественную специфику отражательной деятельности воображения в отличие от других познавательных процессов, в которых вероятностный характер отражения выступает не как главный, доминирующий, а лишь частный признак.
Говоря о воображении как высшей психологической функции, можно заключить, обобщая, весь материал, в схему (Рис. 1) (19, с. 24).
Воображение
Виды Способы
Рис. 1 Виды и способы воображения, проявляющиеся в процессе человеческой деятельности
Данная схема показывает виды и способы воображения, которые проявляются у человека в процессе деятельности.
Рассмотрим схему более подробно.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
- синтез - это мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в результате анализа;
- аналогия - создание нового по аналогии (сходству) с известным. Аналогия представляет собой переход от одних явлений к другим. При использовании этого метода сохраняются отношения между признаками, но изменяются какие-то элементы в явлениях. Пример аналогии: самолет напоминает птицу;
- акцентирование - выделяется какая-то часть предмета или часть тела животного или человека и изменяется по величине, так создаются дружеские шаржи и карикатуры;
- типизация - выделение существенного, повторяющегося в фактах и воплощение их в конкретном образе (например, профессиональные образы шахтера, врача, рабочего);
- схематизация - это способ, при котором отдельные представления сливаются, различия сглаживаются (схематичный рисунок);
- гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос);
- агглютинация - новое получают путем присоединения к одному объекту признаков другого объекта, соединение различных несоединимых в жизни свойств (например, кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица).
Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения: активность, связь с намерениями человека, самостоятельность создания новых образов.
По признаку активности различают пассивное и активное воображение. В случае пассивного воображения имеется отрыв от практической деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не реализованы в жизни. В этом случае человек может намеренно, а иногда и невольно временно уходить в область далеких от действительности представлений. Образцы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами.
Активное воображение - это воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Так, например, приступая к изготовлению поделки, дети формируют её образ, продумывают, из каких материалов она может быть изготовлена, как осуществить сборку.
В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное или условное изображение этого нового (чертеж, схему).
Очень важно для создания правильных представлений о новом описать его образно, так рассказать о нем, чтобы вызвать живые образы, которые конкретизировали бы абстрактные данные, характеризующие это новое. Важнейшим условием правильного представления того, что описывается словами, является наличие знаний, на которые должны опираться образы, воссоздаваемые по описанию.
Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение (чертеж, схема). Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Творческое воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое.
Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.
Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем, учитывая, что все познавательные процессы находятся в отношениях тесной связи и взаимозависимости (как элементы единой системы), можно говорить о том, что активное развитие в учебной деятельности любой из указанных функций создает благоприятные предпосылки и для развития воображения.
Вопрос о соотношении воображения и мышления является, пожалуй, стержневым во всей психологии воображения. По данному вопросу имеется несколько точек зрения в зависимости от того, на чем делается акцент - на сходстве данных процессов или на их различии.
Если акцент делается на различии воображения и мышления, это ведет к отрицанию взаимной связи этих процессов. Воображение в подобной трактовке не рассматривается как исключительно самостоятельный процесс, не зависящий от других психологических функций. Такую точку зрения развивали В. В. Абрамов, С. Д. Владычко, Т. Рибо, А. И. Розов.
Другая точка зрения, когда акцентируется внимание на сходстве воображения и мышления, и сходство доводится до тождества, при этом воображение утрачивает всякую специфику и сводится к мышлению, присуща А. В. Брушлинскому, В. Вундту, О. К. Тихомиров.
Вероятно, ближе всего к истине А. В. Петровский и М. Б. Беркинблит, характеризующие эти процессы как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности. Они считают, что если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодным и неспособным к новым конструкциям. В то же время, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным.
С точки зрения Л. С. Выготского, воображение и мышление теснейшим образом переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; и тот, и другой процессы участвуют в любом творческом акте (11, с. 45). Творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного и в этом смысле прямо противоположно тому, что уже познано. Но чтобы соответствующим образом действовать, необходимо создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта. Из различных вариантов отобранными будут те, в которых наиболее полно определяются не только конечные цели творчества, но и отправные данные для его осуществления, т.е. имеется достаточный запас информации. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания.
Как очевидно, «круг замыкается:… Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением», - пишет Н. А. Дудина. В определенном смысле воображение выступает в качестве поискового средства: оно отражает результат познания, ориентируясь на который можно «достроить» промежуточные ступени с помощью мышления. Образно говоря, в ряде случаев воображение создает «зону ближайшего развития» мышления (11, с. 56). Вот почему воображение следует рассматривать в теснейшей связи с мышлением. Творческое мышление - это и есть мышление плюс воображение, иначе говоря, это единственный интеллектуально-волевой процесс.
Ряд исследований в экспериментальной психологии, посвященный анализу особенностей взаимодействия воображения и восприятия (Е. И. Игнатьев), зрительного восприятия знакомых и незнакомых детям изображений (К. И. Вересотская), влиянию условий восприятия (М. М. Нудельман, М. И. Ушакова, Ж. И. Шнор), изучению соотношения перцептивных и воображаемых компонентов в процессе восприятия предметных и сюжетных изображений (А. Н. Рязанова), позволяют говорить о том, что наличие определенных трудностей в восприятии объекта стимулирует деятельность воображения, творчество учащихся, т.е. работа воображения активизируется в условиях информационного дефицита. Это можно объяснить как явление компенсаторное, состоящее по сути в восполнении недостатка внешней стимуляции за счет внутренних информационных ресурсов.
Однако одного дефицита внешней информации, как фактора активизации воображения, еще далеко недостаточно. Необходимо наличие «строительного материала» для его восполнения, роль которого выполняют образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира и отложившиеся в его личном опыте .
Изучению проблемы взаимосвязи воображения и памяти посвящены работы Л. С. Выготского, П. П. Блонского, З. М. Истоминой. Так, М. Б. Беркинблит отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением.
Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения.
Вместе с тем, для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Последнее играет решительную роль при формировании воображения и может быть обеспечено за счет введения в окружающую его сферу предметов малоизвестных и нестандартных, которые можно использовать по-разному в зависимости от обстоятельств. Следует организовать предметную среду так, чтобы она, по выражению Кирилловой Г. Д., «служила пусковым механизмом и побудительной силой для развития воображения».
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что дети с задержкой речевого развития оказываются отстающими и в развитии мышления, и в развитии воображения. Участие второй сигнальной системы в формировании и развитии образов воображения, по мнению Е. И. Игнатьева, помогает «разворачиванию» этих образов, способствует их совершенствованию.
Важным представляется выяснение основных закономерностей функционирования данного процесса, его механизмов. С точки зрения Л. С. Выгодского, в самом начале процесса воображения всегда стоят внешние и внутренние восприятия, составляющие основу приобретенного опыта. То, что ребенок видит, слышит, чувствует, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет «строить» его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала. Важнейшими составляющими этого процесса являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей.
Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части: одни сохраняются, другие забываются. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются диссоциированные элементы. Этот процесс изменения основан на динамичности внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений представляют собой процессы, которые движутся и изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их.
Следующим моментом в составе процесса воображения является ассоциация, т. е. объединение диссоциированных и измененных элементов. И, наконец, заключительным и последним моментом работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. Причем воображение может создавать все новые и новые степени комбинации, комбинируя сначала первичные элементы действительности, вторично комбинируя затем уже образы фантазии и т. д. На этом деятельность воображения не заканчивается: полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается во внешних образах.
Таким образом, можно подвести итог по данному вопросу:
- воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания;
- специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;
- воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;
- деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
- деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;
- воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью.
Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, -- необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века.
Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.
Развитие креативности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Об этом свидетельствуют исследования, проводимые в рамках концепции непрерывного формирования творческого мышления и проблемно-алгоритмического подхода (НФТМ) М. М. Зиновкиной. В качестве первой ступени такой системы можно рассматривать уже дошкольный возраст. Психолого-педагогические исследования подтверждают возможность формирования элементов творческого системного мышления на этом начальном этапе становления личности.
В определении творческого воображения мы придерживаемся точки зрения Л. С. Выготского, который считает, что воображение - это «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения».
Таким образом, творческое воображение проявляется в виде:
- образов, не реализованных в практической деятельности;
- образов, связанных с выполнением конкретной практической деятельности;
- представления чего-либо нового, основанного на словесном или условном изображении этого нового;
- новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
1.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
Эффективность развития творческих способностей учащихся начальной школы зависит от учета их возрастных особенностей. В начале работы необходимо учесть ряд психолого-педагогических особенностей младших школьников: импульсивность, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, активность внимания, формирование учебной деятельности, развитие технического мышления, особая роль учителя, значение игры, значение труда для формирования личности, познавательный характер памяти. Здесь же рассматриваются анатомо-физиологические изменения младших школьников, которые необходимо учитывать при творческом процессе во время занятий.
Чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее: всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Павлик К. В. писала, что знание органически связано с человеческим воображением и сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
Творческая активность в младшем школьном возрасте не существует как нечто статичное, неизменное. Она постоянно изменяется вместе с развитием ребенка. Среди показателей творческой активности младшего школьника, модифицированных к его возрасту, особое место занимает интенсивно формирующиеся в этом возрасте практические умения и навыки. Умелое их применение, частота вопросов, адресованных учителя с целью познания неизвестного, стремление младшего школьника участвовать в той или иной работе, активность в дискуссиях во многом характеризуют творческую активность ребенка. Существенное значение для ее характеристики имеют эмоциональные, волевые проявления ребенка, а также свободный выбор им деятельности.
Включение ребенка в самую разнообразную деятельность - основное условие развития воображения. Именно в процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения -- основы всякой творческой деятельности. Но необходимо учитывать, что дети преобразуют реальность в воображении с различной легкостью.
Младшего школьника интересуют различные виды творческой деятельности. У одних детей наблюдаются склонности к рисованию, лепке, к национальным традиционным видам прикладного искусства; у других - к различным видам художественной самодеятельности (танцы, пение, художественное чтение и т. д.). Творческая активность младшего школьника в различных видах деятельности обычно заключается в поиске нового, в проявлении самостоятельности при выборе объекта труда и его осуществления, в степени переработки образцов, в оригинальности способов и результатов этой деятельности, в умелом использовании знаний, умений и навыков работы в том или ином виде деятельности, в умении видеть новую задачу в обычном и повседневном.
Отметим, что младшему школьнику присущи слабо развитая, по сравнению с подростком, самостоятельность в работе, не всегда правильное понимание явлений вокруг, неумение выделять главное в той или иной ситуации, у него еще мало жизненного и познавательного опыта. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что написано в учебнике.
Для других детей всякая ситуация -- материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель.
Эмоциональность в творческой активности младшего школьника является "энергетическим ресурсом" в том или ином виде деятельности, отражающей степень заинтересованности ученика.
Эмоциональность младшего школьника, восторг и радость от удач, хороших результатов, любование продуктом своей деятельности служит также показателем его творческой активности. У младшего школьника активность может находиться на высоком уровне, когда эмоции достигают предела и в это время происходит воплощение творческого замысла. Но здесь сказывается и импульсивность детей этого возраста, творческая активность их может быстро угаснуть, если ее не заметить и не поддержать.
Эмоциональный настрой младшего школьника является одним из показателей его творческой активности.
Но эмоции возникают, когда в работе нет недостатков, если учитель не сделал замечаний или если их мало, если товарищи часто обращаются к нему за помощью. Наиболее ярко у детей проявляются эмоции в связи с переживанием радости от успехов в работе. Такое ликованье у младшего школьника, как отмечает В. Б. Огузов, это «... бурно протекающий процесс, выражающийся в репликах, мимике, жестах».
Эмоциональные проявления в деятельности младшего школьника придают ему больше уверенности в способности творчески работать.
Таким образом, воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Ю. А. Самарина, определяется «появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию».
Характерной особенностью творческой активности в этом возрасте является и отсутствие у детей ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит часто лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.
Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.
Наблюдения за работой учащихся показывают, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.
Воробей Ю. Д. считает, что:
- можно узнать различные индивидуальные творческие особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла:
- определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками: кто больше любит работать красками, а кто карандашом и редко прибегает к краскам.
Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности, уровень их творческого воображения. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.
Существует три критерия эффективности развития творческого воображения детей:
- динамика успеха ребенка в выполнении самих игровых заданий;
- динамика успехов в выполнении традиционных интеллектуальных и мимических тестов;
- динамика общей успеваемости школьников и повышение их активности на уроках.
Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по изобразительному искусству.
Безусловно, процесс развития творческого воображения в младшем школьном возрасте определяется многими факторами. К ним относится, в первую очередь, процесс формирования средств творческого воображения, общий уровень интеллектуального развития, достаточно высокий уровень развития мышления и познавательной активности, специфика предметной среды. Немаловажную роль в этом процессе играет личность педагога, его творческий потенциал и уровень профессионализма.
На основании всего вышеизложенного можно сказать, что творческое воображение младших школьников проявляется: в интенсивно формирующихся в этом возрасте практических умений и навыков; эмоциональных, волевых проявлениях ребенка, в свободном выборе им деятельности; в эмоциональности.
Показателями творческого воображения младших школьников являются:
- количественная продуктивность их деятельности;
- гибкость использования идей;
- оригинальность воображения.
Характерными особенностями творческого воображения младших школьников являются:
- различная легкость преобразования реальности в воображении;
- импульсивность и эмоциональный настрой;
- отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе.
1.3 Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников
Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников имеют двустороннюю структуру, включающую педагогические и эстетические условия.
Педагогические условия широко представлены в трудах педагогов: Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, А. Ф. Харламова, Ю. К. Бабанского, Ш. А. Амонашвили, Б. П. Никитина, Дж. Смита и других.
Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований организации окружающей среды, вопросами которой занимались В. П. Глазычев, И. М. Демина, Л. М. Холмянский, И. П. Юров и другие (по 25, с. 85).
Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе создания вальдорфских школ, также попытки аналогичного синтеза были осуществлены педагогами: Е. Г. Речицкой, Е. А. Сошиной, В. А. Караковским, Н. Л. Арининой, Г. Б. Кобахидзе, С. А. Анискиным и другими, - что и стало теоретической основой для создания эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в этой работе.
Эстетические условия необходимы для активизации творческих процессов и осуществления эстетического воспитания детей. В первую очередь они заключаются в создании оптимальных для обучения и воспитания внешних средовых факторов, объединяющих в себе различные эстетические качества окружающего мира. Их называют учебно-дизайнерск. Данная группа условий включает две стороны: эргономическую и эстетическую организацию физической и предметной школьной среды. В убранстве интерьера большое значение имеет цвет. Можно с большим художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в основу либо контрастные цветовые сочетания, либо наоборот, изысканные мягкие тональные переходы цвета. Любое эмоциональное состояние может быть активизировано (то есть возбуждено, дополнено, подчеркнуто) или компенсировано (то есть смягчено, ослаблено) соответствующим цветовым сочетанием. В целом цветовое решение жилого интерьера должно быть гармоничным, создавать психологический комфорт и способность к оптимальному зрительному восприятию элементов жилого пространства.
Эстетическая организация физической среды школьного пространства включает наличие необходимых нормальных санитарно-гигиенических качеств (освещенность, температурный режим, шумоподавление и т. д.), соответствующих целенаправленности учебного помещения и возрастным особенностям занимающихся в нем детей.
Предметная среда включает в себя эстетическую направленность природного пейзажа, интерьер помещения, комплекса наглядно-демонстрационного материала и комплекса предметов благоустройства.
Эргономическая организация физической среды школьного пространства заключается в создании оптимальных, удобных для учебной деятельности условий. Данные условия предполагают соответствующее возрастным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям младших школьников цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное, озеленяющее оформление, включенное в единый интерьер учебного процесса.
Эстетико-педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения у детей, имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это индивидуальные физиологические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени необходимые для формирования творческого воображения мыслительные процессы; с другой стороны - интеллектуально психологические особенности педагога, лежащие в основе его творческой личности (56, с. 66).
Качественные характеристики индивидуальных особенностей ребенка, которые необходимо развивать для возможности функционирования творческого воображения у младших школьников - это цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и доведению дела до конца, интеллект.
Эстетико-педагогические условия объединяют две стороны:
- эстетический внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим показателям, как: стиль одежды, соответствующий целям и ситуации; гармония с окружающей предметно-цветовой средой; гармония эстетических, профессиональных морально-эстетических, интеллектуальных качеств личности педагога, определяющих индивидуальный стиль учителя и направленных на выявление способностей и призвания ребенка;
- определенный уровень развития психолого-интеллектуальных качеств ребенка, необходимых для обеспечения дальнейшего развития его творческого воображения и иных вышеперечисленных качеств личности.
Духовная гармоничность педагога включает три основных составляющих: морально-этические качества (доброта, порядочность, такт, честность и т. д.); эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, эстетические убеждения, вкусы, культура, мировоззрение; мастерство (высокий уровень интеллекта, профессионализм, артистичность, развитие творческого воображения и потребность в творчестве). Таким образом, педагог становится для учеников наглядным примером развитого творческого воображения, а подражательная способность младших школьников стимулирует функционирование и развитие творческой активности.
Исходя из вышеизложенного, в качестве первого условия можно назвать эмоциональную выразительность дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд.
Эстетико-педагогические условия заключаются в создании эмоционально-благоприятной атмосферы в классном коллективе в результате субъективного взаимодействия педагога с детьми. Эта группа условий включает мажорный тон в коллективе, демократический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм и методов творческой деятельности. Данная группа условий характеризуется образованием творческой атмосферы в классном коллективе, которая формируется на фоне эстетического отношения коллектива к выполняемой деятельности и эстетических проявлений межличностных коллективных отношений. Эстетическое отношение к выполняемой деятельности проявляется в следующих эстетических реакциях: эмоциональности, темпе, ритме, активности, свободе, заинтересованности, гармоничности действий и поз, согласии, четкости, оптимизме, реализации творческой деятельности. Эстетичность межличностных отношений тесно связана с морально-эстетическими нормами, характеризующимися следующими проявлениями: дружбой, взаимным уважением, эмоциональной отзывчивостью, вежливостью, доверием, радостью общения, честностью и так далее.
Таким образом, в качестве второго условия можно назвать эмоционально-психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм и методов творческой деятельности.
Помимо обеспечения благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в классе, эстетико-педагогические условия включают и другие факторы учебно-воспитательного процесса.
Более четко отражают педагогические факторы, способствующие формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги МОУ СОШ № 15 г. Оренбурга О. С. Богданова и В. И. Петрова: создание на уроках в учебном процессе обстановки радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение отрешения новых познавательных задач; активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают как соучастники добывания новых знаний; включение школьников в разнообразные виды психической деятельности, где развивается не только интеллектуальная, но и эмоционально-волевая сфера психики, познавательные процессы и интересы; осуществление разнообразных форм взаимодействия программного материала с личным опытом ребенка, окружающей жизнью. Вышеперечисленные педагогические условия активизации познавательной деятельности детей, лежащие в основе творческого мышления, создаются непосредственно в учебно-воспитательном процессе.
Для того, чтобы развитие творческого воображения учащихся сочеталось с художественно-практической деятельностью учащихся необходимо введение специальной программы занятий по развитию творческого воображения.
В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "развитие творческого воображения", одним из авторов которого является
В. Т. Кудрявцев. В его основе лежит «творческое решение изобретательских задач», «алгоритм решения изобретательских задач» и теория развития технических систем Г. С. Альтшуллера (33, с. 12). Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. Курс "развитие творческого воображения" развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.
Существует также методика развития детского творческого воображения О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е. В. Заикой.
В настоящем исследовании занятия на уроках строятся на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева. Именно использование принципов программно-развивающего развития творческого воображения по программе В. Кудрявцева стали третьим эстетико-педагогическим условием, обоснованным в данной работе [Приложение 1].
Для развития способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия Кудрявцев В. Т. предлагают методику «Солнце в кармане». Данная методика способствует реализации воображения.
Для развития умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения предлагается методика "Складная картинка". Это упражнение позволяет развить у детей умение видеть целое раньше частей.
Для развития способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию используется методика «Как спасти зайку». Данная методика определяет надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Для развития способности к экспериментированию с преобразующимися объектами предлагается методика "Дощечка".
Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен соблюдать некоторые принципы формирования урока и иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано (синтезировано).
К таким принципам можно отнести, во-первых, использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала. Это обусловлено тем, что на обычных учебных занятиях ученик зачастую одновременно испытывает трудности двоякого рода: с одной стороны, для него сложен сам изучаемый материал (незнаком, непривычен, громоздок), а с другой стороны, для него представляют трудности те способы проработки и усвоения материала, которые он пытается применить для его понимания (они несовершенны, неустойчивы, протекают медленно, расплываются (краски)). В результате материал не усваивается из-за того, что способы его усвоения несовершенны, а совершенствоваться они, в свою очередь, никак не могут из-за того, что изучаемый материал продолжает оставаться недоступным, и, следовательно, этим способам не на чем упражняться, совершенствоваться. Так складывается замкнутый круг, лежащий в основе хронической неуспеваемости многих школьников, и выбраться самостоятельно из этого круга ребенок уже не может.
На моих занятиях этот круг разрывается за счет использования в заданиях только хорошо знакомого и привычного материала: именно на нем, самом по себе не представляющем особых трудностей, только и могут впервые появиться, а в дальнейшем обкататься и усовершенствоваться эти недостаточно сформированные способы творческого воображения. При этом они оказываются специальным объектом формирования, развиваются, так сказать, в чистом виде, не замутненные и не осложненные содержанием усваиваемого материала. Лишь затем, будучи сформированными, они могут применяться и по отношению к более сложному учебному материалу, обеспечивая его эффективное усвоение.
Во-вторых, взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся. Обычно ребенок применяет свой привычный стихийно сложившийся у него набор интеллектуальных средств, который сплошь и рядом оказывается ограниченным, односторонним, неэффективным, а зачастую и просто примитивным; ребенок постоянно варится в этом своем собственном соку. Элементарное же знакомство с другими интеллектуальными подходами и тактиками, обеспечиваемое в ходе тренинга их открытостью и очищенностью от трудностей материала, а также их акцентирование ведущим и общий соревновательный характер занятия побуждает учащихся постоянно использовать эти наработки других ребят в своей собственной интеллектуально-творческой практике, постоянно примерять их на себя. Это и приводит к овладению учащимся новыми интеллектуальными средствами, такими, которые он бы не освоил вообще (или освоил медленно и с трудом) вне коллектива сверстников. Вот почему, кстати, наши игровые занятия требуют только коллективной формы работы и неэффективны при работе один на один.
В-третьих, интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий. Для ребенка, испытывающего трудности в учебе, нередко сама ситуация школьного урока выступает сковывающим и стрессогенным фактором, продолжающим целый ряд интеллектуальных барьеров, и в этих условиях осуществление творческой активности для него практически невозможно. Поэтому ситуация урока должна как можно меньше напоминать ребенку об уроке: можно рассаживаться по-другому, можно громко смеяться, разговаривать со сверстниками при обсуждении результатов, всячески проявлять остроумие и т.п. Необходимо всячески подбадривать и хвалить ребят, чтобы стимулировать их соревновательную активность. Такая новая, неурочная обстановка, на наш взгляд, обязательна. Попытки же строить уроки с применением интеллектуальных игр и мнемических упражнений гораздо менее успешны.
Понимание изложенных трех принципов и опора на них позволила мне избежать типичных ошибок при организации занятий и обеспечить более выраженный развивающий эффект.
Развивать творческое воображение можно не только с помощью специальных занятий. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать её, включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком хлеба и т.д. Педагог должен показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 6-7 лет детям уже достаточно хорошо знакома сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. Педагог должен разнообразить сюжеты игр таким образом, чтобы обеспечить развитие творческого воображения детей. Можно перечислить некоторые правила синтеза занятий по развитию творческого воображения детей: методы, приемы и правила развития творческого воображения, которые необходимо изучить; общая сюжетная линия курса и способы создания мотивов обучения; линии проведения занятий и модель урока; модели учебных и игровых заданий.
К методам, приемам и правилам развития творческого воображения можно отнести: системный оператор; морфологический анализ; метод фокальных объектов; мозговой штурм; приемы фантазирования (фантограмма, приемы Дж. Родари и др.); механизмы решения изобретательских задач (противоречия, ресурсы, приемы разрешения противоречий); моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков; развитие речи на основе моделей построения различных литературных жанров (загадки, пословицы, сказки, фантастические рассказы); изучение научной фантастики доступной этому возрасту.
Уроки развития творческого воображения - это всегда маленькое открытие, на каждом уроке, как звезды на небе, зажигаются искорки таланта каждого ребенка. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.
Курс развития творческого воображения на уроках в первом классе должен быть построен как путешествие по бесконечному, таинственному миру знаний с помощью воображения, которое в ходе занятий становится все более управляемым и открывает все новые грани как самого ребенка, так и окружающего мира.
Для первоклассников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат. Например, можно по ходу проведения занятий выполнять задания, из которых составляется "книга сказок", доступная для всех учащихся данного класса и состоящая из наиболее успешных рисунков детей. Героев книги придумывают сами ребята. В книгу входят только лучшие работы учеников.
Для детей бывает очень важно утвердить себя, показать одноклассникам, на что они способны, уроки развития творческого воображения предоставляют такую возможность. В этом также могут очень помочь внеклассные мероприятия и, что очень важно, дети убеждаются в работоспособности предлагаемой им методики, применяя ее на практике.

В. Т. Кудрявцев в разработанной им программе развивающего развития рекомендует придерживаться следующих линий проведения занятий: развитие ассоциативно-образного и системного воображения; подходы к изобретательству; работа с информацией (картотека); работа по созданию конкретных творческих продуктов (рисунки, плакаты, модели технических систем, изделия из природного материала и др.).

Модель урока должна иметь примерно следующую структуру: 1. разминка: упражнения на координацию, ритм + скороговорка; упражнения для пальчиков + скороговорка; 2. упражнения на внимание; 3. совместить несовместимое; 4. проверка домашнего задания; 5. подведение итогов по домашнему заданию; 6. вход в урок, новую тему; 7. новая тема может быть преподнесена в игровой или в учебной форме; 8. упражнения на создание творческого продукта; 9. подведение итогов.

Конечно, не всегда удается точно следовать модели, иногда детская фантазия выходит за рамки любой схемы. И все-таки построение урока по модели делает работу педагога интереснее и в то же время облегчает подготовку.
Все вышеназванные условия характеризуются следующими эстетическими качествами: стиль, композиция, оптимальность, функциональность, выразительность, цельность, мобильность, гармоничность интерьерной организации физической и предметной школьной среды, а также взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Следовательно, эстетический и педагогические аспекты включены во все группы условий и тесно связаны между собой, что позволяет считать предложенную систему условий, способствующих развитию творческого воображения младших школьников - эстетико-педагогическими условиями.
Таким образом, к эстетико-педагогическим условиям развития творческого воображения младших школьников, обоснованным в настоящей работе, относятся:
- эмоциональная выразительность используемого дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд;
- эмоционально-психологическая комфортность каждого ребенка, свобода выбора творческих форм и методов творческой деятельности;
- занятия на уроках будут строиться на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева.
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ
2.1 Диагностика развития творческого воображения младших школьников

Базой опытно-экспериментальной работы стал 1 «А» класс МОУ СОШ № 15 г. Оренбурга в количестве 21 человек.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

- убедить детей, что мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;

- обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

- использовать механизмы творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

Приступая к экспериментальной работе, я исходила из предположения, что формирование, развитие творческого воображения у младших школьников будет эффективным, если:

- развитие творческого воображения будет рассматриваться как компонент творческой личности;

- подбор путей, методов и средств развития творческого воображения будет соответствовать возрастным особенностям школьника и специфике формируемого процесса;

- будет разработано предметное содержание процесса развития творческого воображения у детей.

Мною были определены последовательные этапы развития творческого воображения у детей:

1. Диагностический этап, цель которого выявить исходный уровень творческого воображения исследуемой группы детей. Работа на данном этапе проводилась в начале учебного года - в сентябре 2006 г.

2. Формирующий этап эксперимента, цель которого - развитие творческого воображения младших школьников с использованием программы развивающего развития В. Т. Кудрявцева [Приложение 1]. Опытно-экспериментальная работа проводилась с сентября по декабрь 2006 года;
3. Контрольный этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на уровень развития творческого воображения детей. Контрольная диагностика была проведена мною в декабре 2006 года.
В ходе моего исследования были определены эстетическо-педагогические условия, при которых обеспечивается поэтапное развитие творческого воображения на начальном этапе становления личности. Также были отмечены резервы интенсивности развития творческого воображения в процессе взаимодействия детей друг с другом, своеобразие индивидуального и коллективного творчества.
На диагностическом этапе для определения исходного уровня сформированности творческого воображения учащихся использовалась методика исследования особенностей воображения учащихся, разработанная кандидатами педагогических наук, профессорами МПГУ Речицкой Екатериной Григорьевной и Сошиной Еленой Александровной на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Тask»). Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей (50, с.58).
Ребенку на отдельных бланках показывают изображения простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, трапеция) или контуры элементов отдельных предметов (рис. 2) и предлагают на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Рис. 2 Геометрические фигуры, используемые в тесте Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Тask»)
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.
Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.
Данная методика, являясь по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс), позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации. В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.
Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса. В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д.
В настоящей методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:
1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.
2. Гибкость использования идей. В результате её детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:
- типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда и т.д.);
- рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.
3. Оригинальность воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.
По одному из этих показателей нельзя судить об уровне сформированности воображения. Поэтому кандидатами психологических наук, профессорами Речицкой Е. Г. и Сошиной Е. А. были разработаны шесть качественных уровней, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков.
1. Работам первого уровня свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.
2. Для работ второго уровня характерна меньшая схематичность изображения, появление большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.
3. Для работ третьего уровня характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке). На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.
4. В работах четвертого уровня отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.
5. Для работ пятого уровня характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.
6. Качественное отличие работ шестого уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.
На основании данных уровней была введена шестибальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму - в 2 балла, третьему - в три балла и т.д. до шестого уровня.
По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 1 и 2. Для большей наглядности данные результаты представлены также в виде гистограмм (рис. 3 и 4).
Анализируя показатели, представленные в таблице 1, можно утверждать, что творческое воображение у детей экспериментального 1 «А» класса МОУ СОШ № 15 г. Оренбурга развито довольно слабо. Ни один из учащихся не относится к четвертому, пятому и шестому уровню. К третьему уровню на основании диагностики было отнесено всего 9 учащихся, а ко второму - 12. Нужно отметить, что не было выявлено учащихся с творческим воображением, относящимся к первому уровню.
Таблица 1.
Результаты диагностики универсальных творческих способностей (творческого воображения) детей 1 «А» класса МОУ СОШ № 15 (в баллах)
Учащиеся
Количественная продуктивность деятельности
Гибкость использования идей
Оригинальность воображения
Уровень сформированности творческого воображения (средний балл)
Роман А.
2
4
1
3
Сергей Б.
3
3
3
3
Андрей В.
1
2
2
2
Антон Е.
3
3
4
3
Светлана Е.
2
2
1
3
Андрей К.
4
3
1
2
Вера К.
4
4
1
3
Жанна Л.
3
1
1
2
Инна М.
3
2
2
2
Ира Н.
3
3
3
3
Оксана П.
2
4
1
2
Варя С.
1
4
2
2
Юля С.
1
3
2
2
Андрей Р.
3
2
3
2
Валентина Т.
4
2
3
2
Ирина Т.
2
2
2
3
Ирина У.
3
3
2
2
Ульяна Ф.
3
1
2
2
Юля Х.
3
4
2
3
Вадим Ю.
3
3
2
3
Антон Я.
1
1
3
2
Представим результаты диагностики уровня творческого воображения учащихся в виде гистограммы (рис. 3).
Рис. 3. Количественная характеристика уровней творческого воображения детей 1 «А» класса МОУ СОШ 15 г. Оренбурга
Общие
результаты диагностики универсальных творческих способностей детей 1 «А» класса МОУ СОШ 15 г. Оренбурга в процентном соотношении уровней к показателям представлены в таблице 2.

Таблица 2
Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей детей 1 «А» класса МОУ СОШ 15 процентах)
Способности
Первый уровень
Второй уровень
Третий уровень
Четвертый уровень
Пятый уровень
Шестой уровень
Количественная продуктивность деятельности
19,05 %
19,05%
47,63 %
14,27 %
0 %
0 %
Гибкость использования идей
14,27 %
28,57%
33,34%
23,82 %
0 %
0 %
Оригинальность воображения
28,57%
42,85 %
23,82%
4,76 %
0 %
0 %
Таким образом, по показателю «количественная продуктивность деятельности» наибольшее число детей относится к третьему уровню развития творческого воображения (47,63 %). Количество детей, относящихся к первому и второму уровню одинаково (19,05 %) . Наименьшее количество детей относится к четвертому уровню (14,27 %).
По показателю «гибкость использования идей» наибольшее число детей относится также к третьему уровню развития (33,34%). Не намного меньше детей относится ко второму уровню (28,57%). К четвертому уровню относится 23,82 % детей. Наименьшее количество детей относится к первому уровню (14,27 %).
По показателю «оригинальность воображения» наибольшее число детей относится ко второму уровню развития творческого воображения (42,853 %). Количество детей, относящихся к первому уровню чуть ли не в два раза меньше (28,57 %). Чуть меньше детей на третьем уровне (23,82%) Наименьшее количество детей относится к четвертому уровню (4,76 %).
Если представить полученные данные на гистограмме, они будут выглядеть следующим образом (рис. 4).

Р
ис. 4. Общие результаты диагностики универсальных творческих способностей детей 1 «А» класса МОУ СОШ 15 г. Оренбурга.
Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предложения.
У детей экспериментального класса плохо развито твор и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.